Разработка урока по экономике на тему "Причины появления и виды банков"
методическая разработка по экономике по теме
Разработка урока по теме "Причины появления и виды банков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_poyavleniya_i_vidy_bankov.doc | 135.5 КБ |
prichiny_poyavleniya_i_vidy_bankov.doc | 135.5 КБ |
prichiny_poyavleniya_i_vidy_bankov.doc | 135.5 КБ |
prichiny_poyavleniya_i_vidy_bankov.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Причины появления и виды банков.
Цели урока:
Образовательные –
- организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению следующих понятий: банк, функции банков, кредитование, маржа, эмиссионный и коммерческий банки;
- обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать интересы владельцев сбережений и предпринимателей;
- помочь учащимся осознать существующие функции банков;
- обеспечить развитие у учащихся монологической речи;
- содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку своей деятельности.
Воспитательные – развивать познавательную активность и творческое начало личности, логическое мышление и адаптивные возможности.
Развивающая – воспитание профессиональной компетентности, совершенствование методики воспитательного воздействия на личность учащегося через самостоятельную работу.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Метод обучения: рассказ, беседа, демонстрация, самостоятельная работа
ТСО: компьютер, мультимедийная установка.
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент
- Целеполагание и мотивация
- Актуализация опорных знаний
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Домашнее задание
- Подведение итогов
- Рефлексия
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент: приветствие; определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; проверка подготовленности кабинета к уроку; организация внимания
2. Постановка цели урока и мотивация: Тема нашего урока «Причины появления и виды банков» (слайд № 1 )
Для того чтобы составить целостное представление об устройстве денежной системы общества, нам надо познакомиться с банками, через которые идёт денежный оборот, и той системой, которую они образуют в любой стране с развитыми экономическими механизмами.
Мы с вами познакомимся сегодня с такими понятиями как (слайд № 2) банк, причины появления банков, функции банков, кредитование, виды банков: эмиссионный и коммерческий банки;
3. Актуализация опорных знаний: Прежде чем приступить к изучению новой, темы давайте вспомним, что такое деньги и каковы их основные функции?
Деньги – особый товар, который:
1. принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги
2. позволяет единообразно соизмерить все товары для нужд обмена и учёта, а также
3. даёт возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме сбережений
Исходя из определения, что такое деньги мы можем вывести основные функции денег. Кто назовёт основные функции денег?
Основные функции денег:
1. средства обмена
2. средства измерения (счета)
3. средства сбережения
А теперь в качестве контроля знаний по пройденной теме предлагаю вам выполнить кроссворд.
Кроссворд по экономике на тему: «Деньги»
1
Л |
2 | к | И | т | а | й |
3 | б | а | н | К | н | о | т | а |
В |
4 | а | к | т | И | в | ы |
Д |
5 | с | б | е | р | е | ж | е | Н | и | е |
6 | м | О | н | е | т | а |
7 | э | м | и | с | С | и | я |
8 | б | а | р | Т | е | р |
Ь |
1. Способность имущества различных типов быть быстро проданным (обмененным на деньги) по цене, близкой к рыночной.
2. В какой стране впервые были пущены в обращение бумажные деньги.
3. Наличные денежные средства из бумаги.
4. Всё ценное, что человеку, фирме или государству принадлежит на правах собственности.
5. О какой функции денег А.С. Пушкин упоминает в поэме «Скупой рыцарь»
Деньги? – Деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлёт туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надёжных
И бережёт их как зеницу ока.
6. Наличные денежные средства из драгоценного металла.
7. Выпуск в обращение денежных знаков.
8. Прямой обмен одних товаров или услуг на другие без использования денег.
4. Изучение нового материала: А теперь переходим к изучению новой темы. Банки весьма древнее экономическое изобретение.
4.1.История появления банков
Об истории и причинах возникновения банков нам расскажет Игнатова Екатерина (слайд № 3)
«Деньги на стол!» - древний призыв банкиров
Призыв «Деньги на стол!» рожден вовсе не в игорных домах или мире грабителей. Он являлся основой организации работы самых первых из известных человечеству банков. Традиция работы контор по обмену денег (менял) и оказанию других банковских услуг в храмах родилась в глубокой древности, и все к этому привыкли.
Действительно, еще в Древнем Вавилоне и Древней Греции объединения жрецов и храмов занимались банковскими операциями, удовлетворяя насущную потребность общества в надежном хранении денег и одалживании их для коммерческих сделок или на личные нужды. О том, насколько острой и общепризнанной была эта потребность, свидетельствует то, что хранилище денег в храме Аполлона (обслуживавшем европейскую часть Греции) считалось общенациональным святилищем и армия ни одного из вечно враждовавших греческих государств не смела посягнуть на эти деньги.
Местом проведения операций по приему сбережений и обмену денежных знаков бесчисленных древних государств был обычный стол, по-гречески «трапеза», что и дало имя банкирам того времени — трапезиты. Римских банкиров (менсариев) также именовали в честь стола, по-латыни называвшегося «менса». И наконец, то слово, которое пришло к нам (банкир), своим происхождением обязано все тому же нехитрому предмету обихода, который в средневековой Италии именовался «банка».
Начав с обмена денег разных стран, хранения сбережений и предоставления
ссуд, банки постепенно расширяли круг своих услуг, помогая прежде всего развитию торговли. О том, какую мощь банки приобрели уже в средневековой Европе, свидетельствует история семьи Медичи — банкирского дома из Флоренции.
Банк Медичи в XV в. стал одним из крупнейших в Европе, что позволило им на 300 лет стать правителями города-государства Флоренции и добиться титула герцогов. Впрочем, для обеспечения защиты своих экономических интересов Медичи не ограничились герцогством.
Действуя по проверенной схеме, они сначала создали банк при престоле папы римского, а затем возвели на этот престол двух членов своей семьи.
Известны Медичи и как величайшие покровители искусства и науки: именно благодаря им Флоренция стала одним из прекраснейших городов мира. И это тоже имело экономические корни. Такой деятельностью Медичи как бы замаливали свои «банкирские грехи». Дело в том, что тогда банковский процент рассматривался церковью как налог на время (в данном случае — время пользования заемными деньгами). А время, по мнению отцов церкви, есть дело Бога. Следовательно, банкиры наживаются на том, что принадлежит только Богу, и потому впадают в грех.
Сегодня банкирам, к счастью, не надо оправдываться за то, что они взимают процент с заемщиков (хотя в мусульманских странах это запрещено и по сей день и там банки обеспечивают свою выгоду иными способами — участием в будущих прибылях фирмы-заемщика). В результате банковские организации заняли центральное место в экономиках рыночного типа. Более того, ныне банки нередко называют «пятой властью» в любой стране (если считать, что первые четыре — это парламент, правительство, суд и пресса).
4.2.Экономические интересы предпринимателя и владельца сбережений, которые привели к появлению банков
И так из истории возникновения банков мы видим, что едва в хранилищах древних банков появились мешки с сокровищами, как в их сторону обратился взор местных предпринимателей – купцов, ремесленников. У них возник вполне резонный вопрос: а нельзя ли на время воспользоваться чужими сбережениями для расширения масштабов своих операций? Естественно, за плату! Так пересеклись интересы двух важнейших участников экономики - владельца сбережений и предпринимателя, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности. Именно этому и обязаны банки своим рождением: пересечение интересов предпринимателя и владельца сбережений.
Давайте проведём сравнительную характеристику экономических интересов предпринимателя и владельца сбережений.
(Демонстрация слайда № 4 Экономические интересы, которые привели к появлению банков)
4.3.Функции банков
Проведя, сравнительную характеристику интересов владельцев сбережений и предпринимателей, мы можем сделать вывод, что банки выполняют важнейшие функции в экономике.
Какие функции в экономике выполняют банки нам расскажет Маркелова Анна. (слайд
№ 5, 6, 7, 8)
Банки выполняют в экономике 4 основные функции:
- расчётную – организуя взаимные расчёты продавцов и покупателей товаров и услуг.
- депозитную – обеспечивая владельцам сбережений возможность поместить временно свободные деньги в банк и получить за счёт этого дополнительный доход.
- кредитную – предоставляя возможность фирмам, домохозяйствам и правительствам привлечь на временной основе и за плату денежные средства, которые им необходимы для решения тех или иных проблем.
- создание новых форм денег для ускорения и облегчения платежей за товары и услуги (например, чековые книжки)
Запишите основные функции банков в тетрадь
4.4.Кредитование
Итак, банки выступают в роли коллективной «копилки» для граждан страны. Они собирают под свои гарантии те сбережения, которые иначе хранились бы у граждан просто дома или давались бы в долг под расписки (как это было в старину). Но банки не просто «копилки» - они умеют заставить деньги расти и приносить доход владельцам сбережений. При этом собственникам сбережений даже не нужно самим заниматься коммерческим вложением своих средств – за них это сделают банкиры. (слайд № 9)
Получение дохода для владельцев сбережений обеспечивается банками на основе очень простого (на первый взгляд) экономического механизма. Суть его состоит в том, что банки одалживают собранные сбережения граждан государству и коммерческим фирмам, если тем не хватает денег для своей деятельности. Такое одалживание называется кредитованием. (слайд № )
Естественно, что одалживание осуществляется ради той платы, которая берётся с заёмщиков за пользование кредитом. Большая часть этой платы уходит на выплату вознаграждения – процентного дохода – владельцам сбережений. А часть – её называют маржей - остаётся самим банкам и образует их доход. Следовательно, цена банковского кредита, с точки зрения заёмщика, имеет следующую структуру (слайд № 10 )
4.5.Виды банков
За свою долгую историю банки прошли огромный путь развития и совершенствования. Итогом этого пути стало рождение множества форм банковских учреждений. При этом банковские системы различных стран нередко довольно существенно различаются по устройству.
Об основных видах банков нам расскажет Бойкова Светлана. (слайд № 11, 12 )
Основные виды банков: эмиссионные и коммерческие.
Кроме того, в России действуют банки: инвестиционные (производят операции с ценными бумагами); сберегательные; специальные (к ним относятся внешнеторговые, ипотечные, сельскохозяйственные).
Как правило, эмиссионным является либо один (государственный, центральный) банк, либо несколько банков, выполняющих эту функцию от лица государства. В России эмиссионным является только Центральный банк России, принадлежащий государству. Эмиссионный банк не обслуживает частных лиц и фирмы. Он ведёт дела только с государством и коммерческими банками.
Все остальные банки относятся к категории коммерческих и обслуживают граждан и фирмы.
В большинстве стран мира главный (эмиссионный) банк сейчас исполняет 5 основных функций:
1. по поручению государства осуществляет выпуск (эмиссию) наличных денег;
2. действует как «банк банков», т.е. хранит денежные резервы коммерческих банков и выдаёт им при необходимости ссуды (кредитор последней инстанции), а также от имени государства осуществляет надзор за их деятельностью;
3. играет роль банкира правительства, поскольку именно он продаёт на фондовом рынке, размещает государственные ценные бумаги (государственные облигации и т.д.), предоставляет кредиты правительству в случае особой необходимости, ведёт расчётные операции для правительства и всех организаций, которые принадлежат государству, ведёт денежные операции государственного казначейства, хранит государственные резервы в драгоценных металлах и свободно конвертируемой валюте;
4. является главным организатором безналичного денежного обращения в стране, помогая коммерческим банкам страны осуществлять расчёты между собой по своим операциям и по поручениям своих клиентов;
5. регулирует денежно-кредитные операции и наблюдает за тем, как действующие в стране коммерческие банки соблюдают законы.
Коммерческие банки представляют собой универсальные кредитно-денежные учреждения. Они могут быть полностью частными или государство может быть их совладельцем (например, Сберегательный банк России – частный акционерный коммерческий банк, но государству принадлежит крупнейший пакет его акций). В настоящее время Сберегательный банк РФ самый мощный акционерный банк, соединяющий государственные средства с капиталом акционеров. На его счетах находится около 90% вкладов населения. У Сбербанка более 45 тысяч региональных учреждений и филиалов, которые доступны практически каждому гражданину страны.
В России сформирована двухуровневая банковская система, охватывающая Центральный банк (ЦБ РФ) и сообщество коммерческих банков. На данный момент зарегистрировано около двух тысяч банков, из которых 684 организованы на базе специализированных государственных банков (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Внешэкономбанк и Сбербанк.)
Коммерческие банки принимают вклады населения и предприятий, выдают кредиты и выполняют другие мероприятия по финансовому обслуживанию клиентов.
Операции коммерческих банков подразделяются на пассивные (привлечение средств) и активные (размещение средств).
Коммерческие банки не всегда заинтересованы в мелких клиентах или в работе с населением. Доля вкладов в пассиве коммерческих банков устойчиво сохраняется на уровне 1%. Однако в последнее время коммерческие банки в поисках свободных средств начинают применять новые формы работы, такие, как операции со срочными вкладами, выпуск депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, акций и облигаций, кредитных карт.
Менее монополизирована сфера расчётного обслуживания юридических лиц. Здесь идёт сильная конкуренция за крупных клиентов, хранящих или пропускающих через свои счета огромные денежные средства.
Запишите основные виды банков в тетрадь
4.6. Что такое «банк»?
Мы многое узнали о банках: причины появления, функции, виды банков.
И теперь пришла пора дать полное определение того рода коммерческой организации, которая называется банком. Давайте это сделаем вместе : (слайд № 13 )
И так :
Банк – это финансовая организация, осуществляющая деятельность по:
- приёму депозитов
- предоставлению ссуд
- организации расчётов
- купле и продаже ценных бумаг
Запишите определение в тетрадь
А теперь внимание на экран.
Перед вами фотографии банков нашего города: (слайд № 15, 16, 17, 18, 19, 20 )
Скажите пожалуйста какие виды банков есть в нашем городе?
Ответ: коммерческие и представительство эмиссионного банка.
4.7. Структура современной национальной банковской системы
Посмотрите на слайд № 14 Перед вами структура современной национальной банковской системы. Кто поможет сформулировать структуру современной банковской системы?
5. Закрепление изученного материала.
В качестве закрепления изученного материала предлагаю вам выполнить тест, состоящий из 5 вопросов.
Тест по экономике на тему: «Причины появления и виды банков»
1. Для получения банком прибыли, необходимо, чтобы:
А) процент по вкладам был больше процента по кредитам;
Б) процент по кредитам был больше процента по вкладам;
В) у него было очень много клиентов;
Г) он не занимался валютными операциями.
2. Эмиссионный банк отличается от коммерческих банков тем, что обладает правом:
А) покупать и продавать ценные бумаги;
Б) предоставлять ссуды;
В) выпускать в обращение национальные денежные единицы;
Г) принимать вклады от физических и юридических лиц.
3. прибыль банка - это:
А) процент по депозитам;
Б) процент по кредитам;
В) разница между ставками процента по кредитам и депозитам;
Г) разница всех доходов банка и его расходов.
4. Интересы предпринимателя определяются тем, что он нуждается в:
А) своих сбережениях;
Б) банке;
В) денежном капитале;
Г) валюте.
5. Коммерческий банк это финансовая организация осуществляющая деятельность по:
А) приёму депозитов
Б) предоставлению суд
В) организации расчётов
Г) купле и продаже ценных бумаг
Д) все ответы верны
Е) все ответы не верны
А теперь проверим, как вы выполнили задание. Внимание, на экране правильные ответы. Сверьте свои ответы и оцените себя сами. (слайд № 21)
6. Домашнее задание: На следующем уроке мы с вами будем изучать принципы кредитования. Я предлагаю вам просмотреть дома проспекты банков нашего города по кредитным операциям и подготовить сообщение о том какие кредитные услуги оказываются физическим лицам в нашем городе.
7. Подведение итогов урока: Подведём итоги урока. Сегодня мы с вами проделали большую работу по изучению и закреплению новой темы «Причины появления и виды банков». И так оценки за урок…
8. Рефлексия: Статистический опрос. Перед вами конверты и карточки зелёного, жёлтого и красного цветов. Положите в конверт те карточки, которые соответствуют вашей оценке урока.
Как чувствовали себя на уроке?
Хорошо – зелёный
Удовлетворительно – жёлтый
Плохо – красный
Как вы считаете, сегодняшняя форма проведённого урока способствует лучшему усвоению нового материала?
Да – зелёный
Не знаю – жёлтый
Нет - красный
Предварительный просмотр:
Тема урока: Причины появления и виды банков.
Цели урока:
Образовательные –
- организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению следующих понятий: банк, функции банков, кредитование, маржа, эмиссионный и коммерческий банки;
- обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать интересы владельцев сбережений и предпринимателей;
- помочь учащимся осознать существующие функции банков;
- обеспечить развитие у учащихся монологической речи;
- содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку своей деятельности.
Воспитательные – развивать познавательную активность и творческое начало личности, логическое мышление и адаптивные возможности.
Развивающая – воспитание профессиональной компетентности, совершенствование методики воспитательного воздействия на личность учащегося через самостоятельную работу.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Метод обучения: рассказ, беседа, демонстрация, самостоятельная работа
ТСО: компьютер, мультимедийная установка.
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент
- Целеполагание и мотивация
- Актуализация опорных знаний
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Домашнее задание
- Подведение итогов
- Рефлексия
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент: приветствие; определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; проверка подготовленности кабинета к уроку; организация внимания
2. Постановка цели урока и мотивация: Тема нашего урока «Причины появления и виды банков» (слайд № 1 )
Для того чтобы составить целостное представление об устройстве денежной системы общества, нам надо познакомиться с банками, через которые идёт денежный оборот, и той системой, которую они образуют в любой стране с развитыми экономическими механизмами.
Мы с вами познакомимся сегодня с такими понятиями как (слайд № 2) банк, причины появления банков, функции банков, кредитование, виды банков: эмиссионный и коммерческий банки;
3. Актуализация опорных знаний: Прежде чем приступить к изучению новой, темы давайте вспомним, что такое деньги и каковы их основные функции?
Деньги – особый товар, который:
1. принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги
2. позволяет единообразно соизмерить все товары для нужд обмена и учёта, а также
3. даёт возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме сбережений
Исходя из определения, что такое деньги мы можем вывести основные функции денег. Кто назовёт основные функции денег?
Основные функции денег:
1. средства обмена
2. средства измерения (счета)
3. средства сбережения
А теперь в качестве контроля знаний по пройденной теме предлагаю вам выполнить кроссворд.
Кроссворд по экономике на тему: «Деньги»
1
Л |
2 | к | И | т | а | й |
3 | б | а | н | К | н | о | т | а |
В |
4 | а | к | т | И | в | ы |
Д |
5 | с | б | е | р | е | ж | е | Н | и | е |
6 | м | О | н | е | т | а |
7 | э | м | и | с | С | и | я |
8 | б | а | р | Т | е | р |
Ь |
1. Способность имущества различных типов быть быстро проданным (обмененным на деньги) по цене, близкой к рыночной.
2. В какой стране впервые были пущены в обращение бумажные деньги.
3. Наличные денежные средства из бумаги.
4. Всё ценное, что человеку, фирме или государству принадлежит на правах собственности.
5. О какой функции денег А.С. Пушкин упоминает в поэме «Скупой рыцарь»
Деньги? – Деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлёт туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надёжных
И бережёт их как зеницу ока.
6. Наличные денежные средства из драгоценного металла.
7. Выпуск в обращение денежных знаков.
8. Прямой обмен одних товаров или услуг на другие без использования денег.
4. Изучение нового материала: А теперь переходим к изучению новой темы. Банки весьма древнее экономическое изобретение.
4.1.История появления банков
Об истории и причинах возникновения банков нам расскажет Игнатова Екатерина (слайд № 3)
«Деньги на стол!» - древний призыв банкиров
Призыв «Деньги на стол!» рожден вовсе не в игорных домах или мире грабителей. Он являлся основой организации работы самых первых из известных человечеству банков. Традиция работы контор по обмену денег (менял) и оказанию других банковских услуг в храмах родилась в глубокой древности, и все к этому привыкли.
Действительно, еще в Древнем Вавилоне и Древней Греции объединения жрецов и храмов занимались банковскими операциями, удовлетворяя насущную потребность общества в надежном хранении денег и одалживании их для коммерческих сделок или на личные нужды. О том, насколько острой и общепризнанной была эта потребность, свидетельствует то, что хранилище денег в храме Аполлона (обслуживавшем европейскую часть Греции) считалось общенациональным святилищем и армия ни одного из вечно враждовавших греческих государств не смела посягнуть на эти деньги.
Местом проведения операций по приему сбережений и обмену денежных знаков бесчисленных древних государств был обычный стол, по-гречески «трапеза», что и дало имя банкирам того времени — трапезиты. Римских банкиров (менсариев) также именовали в честь стола, по-латыни называвшегося «менса». И наконец, то слово, которое пришло к нам (банкир), своим происхождением обязано все тому же нехитрому предмету обихода, который в средневековой Италии именовался «банка».
Начав с обмена денег разных стран, хранения сбережений и предоставления
ссуд, банки постепенно расширяли круг своих услуг, помогая прежде всего развитию торговли. О том, какую мощь банки приобрели уже в средневековой Европе, свидетельствует история семьи Медичи — банкирского дома из Флоренции.
Банк Медичи в XV в. стал одним из крупнейших в Европе, что позволило им на 300 лет стать правителями города-государства Флоренции и добиться титула герцогов. Впрочем, для обеспечения защиты своих экономических интересов Медичи не ограничились герцогством.
Действуя по проверенной схеме, они сначала создали банк при престоле папы римского, а затем возвели на этот престол двух членов своей семьи.
Известны Медичи и как величайшие покровители искусства и науки: именно благодаря им Флоренция стала одним из прекраснейших городов мира. И это тоже имело экономические корни. Такой деятельностью Медичи как бы замаливали свои «банкирские грехи». Дело в том, что тогда банковский процент рассматривался церковью как налог на время (в данном случае — время пользования заемными деньгами). А время, по мнению отцов церкви, есть дело Бога. Следовательно, банкиры наживаются на том, что принадлежит только Богу, и потому впадают в грех.
Сегодня банкирам, к счастью, не надо оправдываться за то, что они взимают процент с заемщиков (хотя в мусульманских странах это запрещено и по сей день и там банки обеспечивают свою выгоду иными способами — участием в будущих прибылях фирмы-заемщика). В результате банковские организации заняли центральное место в экономиках рыночного типа. Более того, ныне банки нередко называют «пятой властью» в любой стране (если считать, что первые четыре — это парламент, правительство, суд и пресса).
4.2.Экономические интересы предпринимателя и владельца сбережений, которые привели к появлению банков
И так из истории возникновения банков мы видим, что едва в хранилищах древних банков появились мешки с сокровищами, как в их сторону обратился взор местных предпринимателей – купцов, ремесленников. У них возник вполне резонный вопрос: а нельзя ли на время воспользоваться чужими сбережениями для расширения масштабов своих операций? Естественно, за плату! Так пересеклись интересы двух важнейших участников экономики - владельца сбережений и предпринимателя, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности. Именно этому и обязаны банки своим рождением: пересечение интересов предпринимателя и владельца сбережений.
Давайте проведём сравнительную характеристику экономических интересов предпринимателя и владельца сбережений.
(Демонстрация слайда № 4 Экономические интересы, которые привели к появлению банков)
4.3.Функции банков
Проведя, сравнительную характеристику интересов владельцев сбережений и предпринимателей, мы можем сделать вывод, что банки выполняют важнейшие функции в экономике.
Какие функции в экономике выполняют банки нам расскажет Маркелова Анна. (слайд
№ 5, 6, 7, 8)
Банки выполняют в экономике 4 основные функции:
- расчётную – организуя взаимные расчёты продавцов и покупателей товаров и услуг.
- депозитную – обеспечивая владельцам сбережений возможность поместить временно свободные деньги в банк и получить за счёт этого дополнительный доход.
- кредитную – предоставляя возможность фирмам, домохозяйствам и правительствам привлечь на временной основе и за плату денежные средства, которые им необходимы для решения тех или иных проблем.
- создание новых форм денег для ускорения и облегчения платежей за товары и услуги (например, чековые книжки)
Запишите основные функции банков в тетрадь
4.4.Кредитование
Итак, банки выступают в роли коллективной «копилки» для граждан страны. Они собирают под свои гарантии те сбережения, которые иначе хранились бы у граждан просто дома или давались бы в долг под расписки (как это было в старину). Но банки не просто «копилки» - они умеют заставить деньги расти и приносить доход владельцам сбережений. При этом собственникам сбережений даже не нужно самим заниматься коммерческим вложением своих средств – за них это сделают банкиры. (слайд № 9)
Получение дохода для владельцев сбережений обеспечивается банками на основе очень простого (на первый взгляд) экономического механизма. Суть его состоит в том, что банки одалживают собранные сбережения граждан государству и коммерческим фирмам, если тем не хватает денег для своей деятельности. Такое одалживание называется кредитованием. (слайд № )
Естественно, что одалживание осуществляется ради той платы, которая берётся с заёмщиков за пользование кредитом. Большая часть этой платы уходит на выплату вознаграждения – процентного дохода – владельцам сбережений. А часть – её называют маржей - остаётся самим банкам и образует их доход. Следовательно, цена банковского кредита, с точки зрения заёмщика, имеет следующую структуру (слайд № 10 )
4.5.Виды банков
За свою долгую историю банки прошли огромный путь развития и совершенствования. Итогом этого пути стало рождение множества форм банковских учреждений. При этом банковские системы различных стран нередко довольно существенно различаются по устройству.
Об основных видах банков нам расскажет Бойкова Светлана. (слайд № 11, 12 )
Основные виды банков: эмиссионные и коммерческие.
Кроме того, в России действуют банки: инвестиционные (производят операции с ценными бумагами); сберегательные; специальные (к ним относятся внешнеторговые, ипотечные, сельскохозяйственные).
Как правило, эмиссионным является либо один (государственный, центральный) банк, либо несколько банков, выполняющих эту функцию от лица государства. В России эмиссионным является только Центральный банк России, принадлежащий государству. Эмиссионный банк не обслуживает частных лиц и фирмы. Он ведёт дела только с государством и коммерческими банками.
Все остальные банки относятся к категории коммерческих и обслуживают граждан и фирмы.
В большинстве стран мира главный (эмиссионный) банк сейчас исполняет 5 основных функций:
1. по поручению государства осуществляет выпуск (эмиссию) наличных денег;
2. действует как «банк банков», т.е. хранит денежные резервы коммерческих банков и выдаёт им при необходимости ссуды (кредитор последней инстанции), а также от имени государства осуществляет надзор за их деятельностью;
3. играет роль банкира правительства, поскольку именно он продаёт на фондовом рынке, размещает государственные ценные бумаги (государственные облигации и т.д.), предоставляет кредиты правительству в случае особой необходимости, ведёт расчётные операции для правительства и всех организаций, которые принадлежат государству, ведёт денежные операции государственного казначейства, хранит государственные резервы в драгоценных металлах и свободно конвертируемой валюте;
4. является главным организатором безналичного денежного обращения в стране, помогая коммерческим банкам страны осуществлять расчёты между собой по своим операциям и по поручениям своих клиентов;
5. регулирует денежно-кредитные операции и наблюдает за тем, как действующие в стране коммерческие банки соблюдают законы.
Коммерческие банки представляют собой универсальные кредитно-денежные учреждения. Они могут быть полностью частными или государство может быть их совладельцем (например, Сберегательный банк России – частный акционерный коммерческий банк, но государству принадлежит крупнейший пакет его акций). В настоящее время Сберегательный банк РФ самый мощный акционерный банк, соединяющий государственные средства с капиталом акционеров. На его счетах находится около 90% вкладов населения. У Сбербанка более 45 тысяч региональных учреждений и филиалов, которые доступны практически каждому гражданину страны.
В России сформирована двухуровневая банковская система, охватывающая Центральный банк (ЦБ РФ) и сообщество коммерческих банков. На данный момент зарегистрировано около двух тысяч банков, из которых 684 организованы на базе специализированных государственных банков (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Внешэкономбанк и Сбербанк.)
Коммерческие банки принимают вклады населения и предприятий, выдают кредиты и выполняют другие мероприятия по финансовому обслуживанию клиентов.
Операции коммерческих банков подразделяются на пассивные (привлечение средств) и активные (размещение средств).
Коммерческие банки не всегда заинтересованы в мелких клиентах или в работе с населением. Доля вкладов в пассиве коммерческих банков устойчиво сохраняется на уровне 1%. Однако в последнее время коммерческие банки в поисках свободных средств начинают применять новые формы работы, такие, как операции со срочными вкладами, выпуск депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, акций и облигаций, кредитных карт.
Менее монополизирована сфера расчётного обслуживания юридических лиц. Здесь идёт сильная конкуренция за крупных клиентов, хранящих или пропускающих через свои счета огромные денежные средства.
Запишите основные виды банков в тетрадь
4.6. Что такое «банк»?
Мы многое узнали о банках: причины появления, функции, виды банков.
И теперь пришла пора дать полное определение того рода коммерческой организации, которая называется банком. Давайте это сделаем вместе : (слайд № 13 )
И так :
Банк – это финансовая организация, осуществляющая деятельность по:
- приёму депозитов
- предоставлению ссуд
- организации расчётов
- купле и продаже ценных бумаг
Запишите определение в тетрадь
А теперь внимание на экран.
Перед вами фотографии банков нашего города: (слайд № 15, 16, 17, 18, 19, 20 )
Скажите пожалуйста какие виды банков есть в нашем городе?
Ответ: коммерческие и представительство эмиссионного банка.
4.7. Структура современной национальной банковской системы
Посмотрите на слайд № 14 Перед вами структура современной национальной банковской системы. Кто поможет сформулировать структуру современной банковской системы?
5. Закрепление изученного материала.
В качестве закрепления изученного материала предлагаю вам выполнить тест, состоящий из 5 вопросов.
Тест по экономике на тему: «Причины появления и виды банков»
1. Для получения банком прибыли, необходимо, чтобы:
А) процент по вкладам был больше процента по кредитам;
Б) процент по кредитам был больше процента по вкладам;
В) у него было очень много клиентов;
Г) он не занимался валютными операциями.
2. Эмиссионный банк отличается от коммерческих банков тем, что обладает правом:
А) покупать и продавать ценные бумаги;
Б) предоставлять ссуды;
В) выпускать в обращение национальные денежные единицы;
Г) принимать вклады от физических и юридических лиц.
3. прибыль банка - это:
А) процент по депозитам;
Б) процент по кредитам;
В) разница между ставками процента по кредитам и депозитам;
Г) разница всех доходов банка и его расходов.
4. Интересы предпринимателя определяются тем, что он нуждается в:
А) своих сбережениях;
Б) банке;
В) денежном капитале;
Г) валюте.
5. Коммерческий банк это финансовая организация осуществляющая деятельность по:
А) приёму депозитов
Б) предоставлению суд
В) организации расчётов
Г) купле и продаже ценных бумаг
Д) все ответы верны
Е) все ответы не верны
А теперь проверим, как вы выполнили задание. Внимание, на экране правильные ответы. Сверьте свои ответы и оцените себя сами. (слайд № 21)
6. Домашнее задание: На следующем уроке мы с вами будем изучать принципы кредитования. Я предлагаю вам просмотреть дома проспекты банков нашего города по кредитным операциям и подготовить сообщение о том какие кредитные услуги оказываются физическим лицам в нашем городе.
7. Подведение итогов урока: Подведём итоги урока. Сегодня мы с вами проделали большую работу по изучению и закреплению новой темы «Причины появления и виды банков». И так оценки за урок…
8. Рефлексия: Статистический опрос. Перед вами конверты и карточки зелёного, жёлтого и красного цветов. Положите в конверт те карточки, которые соответствуют вашей оценке урока.
Как чувствовали себя на уроке?
Хорошо – зелёный
Удовлетворительно – жёлтый
Плохо – красный
Как вы считаете, сегодняшняя форма проведённого урока способствует лучшему усвоению нового материала?
Да – зелёный
Не знаю – жёлтый
Нет - красный
Предварительный просмотр:
Тема урока: Причины появления и виды банков.
Цели урока:
Образовательные –
- организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению следующих понятий: банк, функции банков, кредитование, маржа, эмиссионный и коммерческий банки;
- обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать интересы владельцев сбережений и предпринимателей;
- помочь учащимся осознать существующие функции банков;
- обеспечить развитие у учащихся монологической речи;
- содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку своей деятельности.
Воспитательные – развивать познавательную активность и творческое начало личности, логическое мышление и адаптивные возможности.
Развивающая – воспитание профессиональной компетентности, совершенствование методики воспитательного воздействия на личность учащегося через самостоятельную работу.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Метод обучения: рассказ, беседа, демонстрация, самостоятельная работа
ТСО: компьютер, мультимедийная установка.
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент
- Целеполагание и мотивация
- Актуализация опорных знаний
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Домашнее задание
- Подведение итогов
- Рефлексия
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент: приветствие; определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; проверка подготовленности кабинета к уроку; организация внимания
2. Постановка цели урока и мотивация: Тема нашего урока «Причины появления и виды банков» (слайд № 1 )
Для того чтобы составить целостное представление об устройстве денежной системы общества, нам надо познакомиться с банками, через которые идёт денежный оборот, и той системой, которую они образуют в любой стране с развитыми экономическими механизмами.
Мы с вами познакомимся сегодня с такими понятиями как (слайд № 2) банк, причины появления банков, функции банков, кредитование, виды банков: эмиссионный и коммерческий банки;
3. Актуализация опорных знаний: Прежде чем приступить к изучению новой, темы давайте вспомним, что такое деньги и каковы их основные функции?
Деньги – особый товар, который:
1. принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги
2. позволяет единообразно соизмерить все товары для нужд обмена и учёта, а также
3. даёт возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме сбережений
Исходя из определения, что такое деньги мы можем вывести основные функции денег. Кто назовёт основные функции денег?
Основные функции денег:
1. средства обмена
2. средства измерения (счета)
3. средства сбережения
А теперь в качестве контроля знаний по пройденной теме предлагаю вам выполнить кроссворд.
Кроссворд по экономике на тему: «Деньги»
1
Л |
2 | к | И | т | а | й |
3 | б | а | н | К | н | о | т | а |
В |
4 | а | к | т | И | в | ы |
Д |
5 | с | б | е | р | е | ж | е | Н | и | е |
6 | м | О | н | е | т | а |
7 | э | м | и | с | С | и | я |
8 | б | а | р | Т | е | р |
Ь |
1. Способность имущества различных типов быть быстро проданным (обмененным на деньги) по цене, близкой к рыночной.
2. В какой стране впервые были пущены в обращение бумажные деньги.
3. Наличные денежные средства из бумаги.
4. Всё ценное, что человеку, фирме или государству принадлежит на правах собственности.
5. О какой функции денег А.С. Пушкин упоминает в поэме «Скупой рыцарь»
Деньги? – Деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлёт туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надёжных
И бережёт их как зеницу ока.
6. Наличные денежные средства из драгоценного металла.
7. Выпуск в обращение денежных знаков.
8. Прямой обмен одних товаров или услуг на другие без использования денег.
4. Изучение нового материала: А теперь переходим к изучению новой темы. Банки весьма древнее экономическое изобретение.
4.1.История появления банков
Об истории и причинах возникновения банков нам расскажет Игнатова Екатерина (слайд № 3)
«Деньги на стол!» - древний призыв банкиров
Призыв «Деньги на стол!» рожден вовсе не в игорных домах или мире грабителей. Он являлся основой организации работы самых первых из известных человечеству банков. Традиция работы контор по обмену денег (менял) и оказанию других банковских услуг в храмах родилась в глубокой древности, и все к этому привыкли.
Действительно, еще в Древнем Вавилоне и Древней Греции объединения жрецов и храмов занимались банковскими операциями, удовлетворяя насущную потребность общества в надежном хранении денег и одалживании их для коммерческих сделок или на личные нужды. О том, насколько острой и общепризнанной была эта потребность, свидетельствует то, что хранилище денег в храме Аполлона (обслуживавшем европейскую часть Греции) считалось общенациональным святилищем и армия ни одного из вечно враждовавших греческих государств не смела посягнуть на эти деньги.
Местом проведения операций по приему сбережений и обмену денежных знаков бесчисленных древних государств был обычный стол, по-гречески «трапеза», что и дало имя банкирам того времени — трапезиты. Римских банкиров (менсариев) также именовали в честь стола, по-латыни называвшегося «менса». И наконец, то слово, которое пришло к нам (банкир), своим происхождением обязано все тому же нехитрому предмету обихода, который в средневековой Италии именовался «банка».
Начав с обмена денег разных стран, хранения сбережений и предоставления
ссуд, банки постепенно расширяли круг своих услуг, помогая прежде всего развитию торговли. О том, какую мощь банки приобрели уже в средневековой Европе, свидетельствует история семьи Медичи — банкирского дома из Флоренции.
Банк Медичи в XV в. стал одним из крупнейших в Европе, что позволило им на 300 лет стать правителями города-государства Флоренции и добиться титула герцогов. Впрочем, для обеспечения защиты своих экономических интересов Медичи не ограничились герцогством.
Действуя по проверенной схеме, они сначала создали банк при престоле папы римского, а затем возвели на этот престол двух членов своей семьи.
Известны Медичи и как величайшие покровители искусства и науки: именно благодаря им Флоренция стала одним из прекраснейших городов мира. И это тоже имело экономические корни. Такой деятельностью Медичи как бы замаливали свои «банкирские грехи». Дело в том, что тогда банковский процент рассматривался церковью как налог на время (в данном случае — время пользования заемными деньгами). А время, по мнению отцов церкви, есть дело Бога. Следовательно, банкиры наживаются на том, что принадлежит только Богу, и потому впадают в грех.
Сегодня банкирам, к счастью, не надо оправдываться за то, что они взимают процент с заемщиков (хотя в мусульманских странах это запрещено и по сей день и там банки обеспечивают свою выгоду иными способами — участием в будущих прибылях фирмы-заемщика). В результате банковские организации заняли центральное место в экономиках рыночного типа. Более того, ныне банки нередко называют «пятой властью» в любой стране (если считать, что первые четыре — это парламент, правительство, суд и пресса).
4.2.Экономические интересы предпринимателя и владельца сбережений, которые привели к появлению банков
И так из истории возникновения банков мы видим, что едва в хранилищах древних банков появились мешки с сокровищами, как в их сторону обратился взор местных предпринимателей – купцов, ремесленников. У них возник вполне резонный вопрос: а нельзя ли на время воспользоваться чужими сбережениями для расширения масштабов своих операций? Естественно, за плату! Так пересеклись интересы двух важнейших участников экономики - владельца сбережений и предпринимателя, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности. Именно этому и обязаны банки своим рождением: пересечение интересов предпринимателя и владельца сбережений.
Давайте проведём сравнительную характеристику экономических интересов предпринимателя и владельца сбережений.
(Демонстрация слайда № 4 Экономические интересы, которые привели к появлению банков)
4.3.Функции банков
Проведя, сравнительную характеристику интересов владельцев сбережений и предпринимателей, мы можем сделать вывод, что банки выполняют важнейшие функции в экономике.
Какие функции в экономике выполняют банки нам расскажет Маркелова Анна. (слайд
№ 5, 6, 7, 8)
Банки выполняют в экономике 4 основные функции:
- расчётную – организуя взаимные расчёты продавцов и покупателей товаров и услуг.
- депозитную – обеспечивая владельцам сбережений возможность поместить временно свободные деньги в банк и получить за счёт этого дополнительный доход.
- кредитную – предоставляя возможность фирмам, домохозяйствам и правительствам привлечь на временной основе и за плату денежные средства, которые им необходимы для решения тех или иных проблем.
- создание новых форм денег для ускорения и облегчения платежей за товары и услуги (например, чековые книжки)
Запишите основные функции банков в тетрадь
4.4.Кредитование
Итак, банки выступают в роли коллективной «копилки» для граждан страны. Они собирают под свои гарантии те сбережения, которые иначе хранились бы у граждан просто дома или давались бы в долг под расписки (как это было в старину). Но банки не просто «копилки» - они умеют заставить деньги расти и приносить доход владельцам сбережений. При этом собственникам сбережений даже не нужно самим заниматься коммерческим вложением своих средств – за них это сделают банкиры. (слайд № 9)
Получение дохода для владельцев сбережений обеспечивается банками на основе очень простого (на первый взгляд) экономического механизма. Суть его состоит в том, что банки одалживают собранные сбережения граждан государству и коммерческим фирмам, если тем не хватает денег для своей деятельности. Такое одалживание называется кредитованием. (слайд № )
Естественно, что одалживание осуществляется ради той платы, которая берётся с заёмщиков за пользование кредитом. Большая часть этой платы уходит на выплату вознаграждения – процентного дохода – владельцам сбережений. А часть – её называют маржей - остаётся самим банкам и образует их доход. Следовательно, цена банковского кредита, с точки зрения заёмщика, имеет следующую структуру (слайд № 10 )
4.5.Виды банков
За свою долгую историю банки прошли огромный путь развития и совершенствования. Итогом этого пути стало рождение множества форм банковских учреждений. При этом банковские системы различных стран нередко довольно существенно различаются по устройству.
Об основных видах банков нам расскажет Бойкова Светлана. (слайд № 11, 12 )
Основные виды банков: эмиссионные и коммерческие.
Кроме того, в России действуют банки: инвестиционные (производят операции с ценными бумагами); сберегательные; специальные (к ним относятся внешнеторговые, ипотечные, сельскохозяйственные).
Как правило, эмиссионным является либо один (государственный, центральный) банк, либо несколько банков, выполняющих эту функцию от лица государства. В России эмиссионным является только Центральный банк России, принадлежащий государству. Эмиссионный банк не обслуживает частных лиц и фирмы. Он ведёт дела только с государством и коммерческими банками.
Все остальные банки относятся к категории коммерческих и обслуживают граждан и фирмы.
В большинстве стран мира главный (эмиссионный) банк сейчас исполняет 5 основных функций:
1. по поручению государства осуществляет выпуск (эмиссию) наличных денег;
2. действует как «банк банков», т.е. хранит денежные резервы коммерческих банков и выдаёт им при необходимости ссуды (кредитор последней инстанции), а также от имени государства осуществляет надзор за их деятельностью;
3. играет роль банкира правительства, поскольку именно он продаёт на фондовом рынке, размещает государственные ценные бумаги (государственные облигации и т.д.), предоставляет кредиты правительству в случае особой необходимости, ведёт расчётные операции для правительства и всех организаций, которые принадлежат государству, ведёт денежные операции государственного казначейства, хранит государственные резервы в драгоценных металлах и свободно конвертируемой валюте;
4. является главным организатором безналичного денежного обращения в стране, помогая коммерческим банкам страны осуществлять расчёты между собой по своим операциям и по поручениям своих клиентов;
5. регулирует денежно-кредитные операции и наблюдает за тем, как действующие в стране коммерческие банки соблюдают законы.
Коммерческие банки представляют собой универсальные кредитно-денежные учреждения. Они могут быть полностью частными или государство может быть их совладельцем (например, Сберегательный банк России – частный акционерный коммерческий банк, но государству принадлежит крупнейший пакет его акций). В настоящее время Сберегательный банк РФ самый мощный акционерный банк, соединяющий государственные средства с капиталом акционеров. На его счетах находится около 90% вкладов населения. У Сбербанка более 45 тысяч региональных учреждений и филиалов, которые доступны практически каждому гражданину страны.
В России сформирована двухуровневая банковская система, охватывающая Центральный банк (ЦБ РФ) и сообщество коммерческих банков. На данный момент зарегистрировано около двух тысяч банков, из которых 684 организованы на базе специализированных государственных банков (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Внешэкономбанк и Сбербанк.)
Коммерческие банки принимают вклады населения и предприятий, выдают кредиты и выполняют другие мероприятия по финансовому обслуживанию клиентов.
Операции коммерческих банков подразделяются на пассивные (привлечение средств) и активные (размещение средств).
Коммерческие банки не всегда заинтересованы в мелких клиентах или в работе с населением. Доля вкладов в пассиве коммерческих банков устойчиво сохраняется на уровне 1%. Однако в последнее время коммерческие банки в поисках свободных средств начинают применять новые формы работы, такие, как операции со срочными вкладами, выпуск депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, акций и облигаций, кредитных карт.
Менее монополизирована сфера расчётного обслуживания юридических лиц. Здесь идёт сильная конкуренция за крупных клиентов, хранящих или пропускающих через свои счета огромные денежные средства.
Запишите основные виды банков в тетрадь
4.6. Что такое «банк»?
Мы многое узнали о банках: причины появления, функции, виды банков.
И теперь пришла пора дать полное определение того рода коммерческой организации, которая называется банком. Давайте это сделаем вместе : (слайд № 13 )
И так :
Банк – это финансовая организация, осуществляющая деятельность по:
- приёму депозитов
- предоставлению ссуд
- организации расчётов
- купле и продаже ценных бумаг
Запишите определение в тетрадь
А теперь внимание на экран.
Перед вами фотографии банков нашего города: (слайд № 15, 16, 17, 18, 19, 20 )
Скажите пожалуйста какие виды банков есть в нашем городе?
Ответ: коммерческие и представительство эмиссионного банка.
4.7. Структура современной национальной банковской системы
Посмотрите на слайд № 14 Перед вами структура современной национальной банковской системы. Кто поможет сформулировать структуру современной банковской системы?
5. Закрепление изученного материала.
В качестве закрепления изученного материала предлагаю вам выполнить тест, состоящий из 5 вопросов.
Тест по экономике на тему: «Причины появления и виды банков»
1. Для получения банком прибыли, необходимо, чтобы:
А) процент по вкладам был больше процента по кредитам;
Б) процент по кредитам был больше процента по вкладам;
В) у него было очень много клиентов;
Г) он не занимался валютными операциями.
2. Эмиссионный банк отличается от коммерческих банков тем, что обладает правом:
А) покупать и продавать ценные бумаги;
Б) предоставлять ссуды;
В) выпускать в обращение национальные денежные единицы;
Г) принимать вклады от физических и юридических лиц.
3. прибыль банка - это:
А) процент по депозитам;
Б) процент по кредитам;
В) разница между ставками процента по кредитам и депозитам;
Г) разница всех доходов банка и его расходов.
4. Интересы предпринимателя определяются тем, что он нуждается в:
А) своих сбережениях;
Б) банке;
В) денежном капитале;
Г) валюте.
5. Коммерческий банк это финансовая организация осуществляющая деятельность по:
А) приёму депозитов
Б) предоставлению суд
В) организации расчётов
Г) купле и продаже ценных бумаг
Д) все ответы верны
Е) все ответы не верны
А теперь проверим, как вы выполнили задание. Внимание, на экране правильные ответы. Сверьте свои ответы и оцените себя сами. (слайд № 21)
6. Домашнее задание: На следующем уроке мы с вами будем изучать принципы кредитования. Я предлагаю вам просмотреть дома проспекты банков нашего города по кредитным операциям и подготовить сообщение о том какие кредитные услуги оказываются физическим лицам в нашем городе.
7. Подведение итогов урока: Подведём итоги урока. Сегодня мы с вами проделали большую работу по изучению и закреплению новой темы «Причины появления и виды банков». И так оценки за урок…
8. Рефлексия: Статистический опрос. Перед вами конверты и карточки зелёного, жёлтого и красного цветов. Положите в конверт те карточки, которые соответствуют вашей оценке урока.
Как чувствовали себя на уроке?
Хорошо – зелёный
Удовлетворительно – жёлтый
Плохо – красный
Как вы считаете, сегодняшняя форма проведённого урока способствует лучшему усвоению нового материала?
Да – зелёный
Не знаю – жёлтый
Нет - красный
Предварительный просмотр:
Тема урока: Причины появления и виды банков.
Цели урока:
Образовательные –
- организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению следующих понятий: банк, функции банков, кредитование, маржа, эмиссионный и коммерческий банки;
- обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать интересы владельцев сбережений и предпринимателей;
- помочь учащимся осознать существующие функции банков;
- обеспечить развитие у учащихся монологической речи;
- содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку своей деятельности.
Воспитательные – развивать познавательную активность и творческое начало личности, логическое мышление и адаптивные возможности.
Развивающая – воспитание профессиональной компетентности, совершенствование методики воспитательного воздействия на личность учащегося через самостоятельную работу.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Метод обучения: рассказ, беседа, демонстрация, самостоятельная работа
ТСО: компьютер, мультимедийная установка.
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент
- Целеполагание и мотивация
- Актуализация опорных знаний
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Домашнее задание
- Подведение итогов
- Рефлексия
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент: приветствие; определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; проверка подготовленности кабинета к уроку; организация внимания
2. Постановка цели урока и мотивация: Тема нашего урока «Причины появления и виды банков» (слайд № 1 )
Для того чтобы составить целостное представление об устройстве денежной системы общества, нам надо познакомиться с банками, через которые идёт денежный оборот, и той системой, которую они образуют в любой стране с развитыми экономическими механизмами.
Мы с вами познакомимся сегодня с такими понятиями как (слайд № 2) банк, причины появления банков, функции банков, кредитование, виды банков: эмиссионный и коммерческий банки;
3. Актуализация опорных знаний: Прежде чем приступить к изучению новой, темы давайте вспомним, что такое деньги и каковы их основные функции?
Деньги – особый товар, который:
1. принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги
2. позволяет единообразно соизмерить все товары для нужд обмена и учёта, а также
3. даёт возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме сбережений
Исходя из определения, что такое деньги мы можем вывести основные функции денег. Кто назовёт основные функции денег?
Основные функции денег:
1. средства обмена
2. средства измерения (счета)
3. средства сбережения
А теперь в качестве контроля знаний по пройденной теме предлагаю вам выполнить кроссворд.
Кроссворд по экономике на тему: «Деньги»
1
Л |
2 | к | И | т | а | й |
3 | б | а | н | К | н | о | т | а |
В |
4 | а | к | т | И | в | ы |
Д |
5 | с | б | е | р | е | ж | е | Н | и | е |
6 | м | О | н | е | т | а |
7 | э | м | и | с | С | и | я |
8 | б | а | р | Т | е | р |
Ь |
1. Способность имущества различных типов быть быстро проданным (обмененным на деньги) по цене, близкой к рыночной.
2. В какой стране впервые были пущены в обращение бумажные деньги.
3. Наличные денежные средства из бумаги.
4. Всё ценное, что человеку, фирме или государству принадлежит на правах собственности.
5. О какой функции денег А.С. Пушкин упоминает в поэме «Скупой рыцарь»
Деньги? – Деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлёт туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надёжных
И бережёт их как зеницу ока.
6. Наличные денежные средства из драгоценного металла.
7. Выпуск в обращение денежных знаков.
8. Прямой обмен одних товаров или услуг на другие без использования денег.
4. Изучение нового материала: А теперь переходим к изучению новой темы. Банки весьма древнее экономическое изобретение.
4.1.История появления банков
Об истории и причинах возникновения банков нам расскажет Игнатова Екатерина (слайд № 3)
«Деньги на стол!» - древний призыв банкиров
Призыв «Деньги на стол!» рожден вовсе не в игорных домах или мире грабителей. Он являлся основой организации работы самых первых из известных человечеству банков. Традиция работы контор по обмену денег (менял) и оказанию других банковских услуг в храмах родилась в глубокой древности, и все к этому привыкли.
Действительно, еще в Древнем Вавилоне и Древней Греции объединения жрецов и храмов занимались банковскими операциями, удовлетворяя насущную потребность общества в надежном хранении денег и одалживании их для коммерческих сделок или на личные нужды. О том, насколько острой и общепризнанной была эта потребность, свидетельствует то, что хранилище денег в храме Аполлона (обслуживавшем европейскую часть Греции) считалось общенациональным святилищем и армия ни одного из вечно враждовавших греческих государств не смела посягнуть на эти деньги.
Местом проведения операций по приему сбережений и обмену денежных знаков бесчисленных древних государств был обычный стол, по-гречески «трапеза», что и дало имя банкирам того времени — трапезиты. Римских банкиров (менсариев) также именовали в честь стола, по-латыни называвшегося «менса». И наконец, то слово, которое пришло к нам (банкир), своим происхождением обязано все тому же нехитрому предмету обихода, который в средневековой Италии именовался «банка».
Начав с обмена денег разных стран, хранения сбережений и предоставления
ссуд, банки постепенно расширяли круг своих услуг, помогая прежде всего развитию торговли. О том, какую мощь банки приобрели уже в средневековой Европе, свидетельствует история семьи Медичи — банкирского дома из Флоренции.
Банк Медичи в XV в. стал одним из крупнейших в Европе, что позволило им на 300 лет стать правителями города-государства Флоренции и добиться титула герцогов. Впрочем, для обеспечения защиты своих экономических интересов Медичи не ограничились герцогством.
Действуя по проверенной схеме, они сначала создали банк при престоле папы римского, а затем возвели на этот престол двух членов своей семьи.
Известны Медичи и как величайшие покровители искусства и науки: именно благодаря им Флоренция стала одним из прекраснейших городов мира. И это тоже имело экономические корни. Такой деятельностью Медичи как бы замаливали свои «банкирские грехи». Дело в том, что тогда банковский процент рассматривался церковью как налог на время (в данном случае — время пользования заемными деньгами). А время, по мнению отцов церкви, есть дело Бога. Следовательно, банкиры наживаются на том, что принадлежит только Богу, и потому впадают в грех.
Сегодня банкирам, к счастью, не надо оправдываться за то, что они взимают процент с заемщиков (хотя в мусульманских странах это запрещено и по сей день и там банки обеспечивают свою выгоду иными способами — участием в будущих прибылях фирмы-заемщика). В результате банковские организации заняли центральное место в экономиках рыночного типа. Более того, ныне банки нередко называют «пятой властью» в любой стране (если считать, что первые четыре — это парламент, правительство, суд и пресса).
4.2.Экономические интересы предпринимателя и владельца сбережений, которые привели к появлению банков
И так из истории возникновения банков мы видим, что едва в хранилищах древних банков появились мешки с сокровищами, как в их сторону обратился взор местных предпринимателей – купцов, ремесленников. У них возник вполне резонный вопрос: а нельзя ли на время воспользоваться чужими сбережениями для расширения масштабов своих операций? Естественно, за плату! Так пересеклись интересы двух важнейших участников экономики - владельца сбережений и предпринимателя, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности. Именно этому и обязаны банки своим рождением: пересечение интересов предпринимателя и владельца сбережений.
Давайте проведём сравнительную характеристику экономических интересов предпринимателя и владельца сбережений.
(Демонстрация слайда № 4 Экономические интересы, которые привели к появлению банков)
4.3.Функции банков
Проведя, сравнительную характеристику интересов владельцев сбережений и предпринимателей, мы можем сделать вывод, что банки выполняют важнейшие функции в экономике.
Какие функции в экономике выполняют банки нам расскажет Маркелова Анна. (слайд
№ 5, 6, 7, 8)
Банки выполняют в экономике 4 основные функции:
- расчётную – организуя взаимные расчёты продавцов и покупателей товаров и услуг.
- депозитную – обеспечивая владельцам сбережений возможность поместить временно свободные деньги в банк и получить за счёт этого дополнительный доход.
- кредитную – предоставляя возможность фирмам, домохозяйствам и правительствам привлечь на временной основе и за плату денежные средства, которые им необходимы для решения тех или иных проблем.
- создание новых форм денег для ускорения и облегчения платежей за товары и услуги (например, чековые книжки)
Запишите основные функции банков в тетрадь
4.4.Кредитование
Итак, банки выступают в роли коллективной «копилки» для граждан страны. Они собирают под свои гарантии те сбережения, которые иначе хранились бы у граждан просто дома или давались бы в долг под расписки (как это было в старину). Но банки не просто «копилки» - они умеют заставить деньги расти и приносить доход владельцам сбережений. При этом собственникам сбережений даже не нужно самим заниматься коммерческим вложением своих средств – за них это сделают банкиры. (слайд № 9)
Получение дохода для владельцев сбережений обеспечивается банками на основе очень простого (на первый взгляд) экономического механизма. Суть его состоит в том, что банки одалживают собранные сбережения граждан государству и коммерческим фирмам, если тем не хватает денег для своей деятельности. Такое одалживание называется кредитованием. (слайд № )
Естественно, что одалживание осуществляется ради той платы, которая берётся с заёмщиков за пользование кредитом. Большая часть этой платы уходит на выплату вознаграждения – процентного дохода – владельцам сбережений. А часть – её называют маржей - остаётся самим банкам и образует их доход. Следовательно, цена банковского кредита, с точки зрения заёмщика, имеет следующую структуру (слайд № 10 )
4.5.Виды банков
За свою долгую историю банки прошли огромный путь развития и совершенствования. Итогом этого пути стало рождение множества форм банковских учреждений. При этом банковские системы различных стран нередко довольно существенно различаются по устройству.
Об основных видах банков нам расскажет Бойкова Светлана. (слайд № 11, 12 )
Основные виды банков: эмиссионные и коммерческие.
Кроме того, в России действуют банки: инвестиционные (производят операции с ценными бумагами); сберегательные; специальные (к ним относятся внешнеторговые, ипотечные, сельскохозяйственные).
Как правило, эмиссионным является либо один (государственный, центральный) банк, либо несколько банков, выполняющих эту функцию от лица государства. В России эмиссионным является только Центральный банк России, принадлежащий государству. Эмиссионный банк не обслуживает частных лиц и фирмы. Он ведёт дела только с государством и коммерческими банками.
Все остальные банки относятся к категории коммерческих и обслуживают граждан и фирмы.
В большинстве стран мира главный (эмиссионный) банк сейчас исполняет 5 основных функций:
1. по поручению государства осуществляет выпуск (эмиссию) наличных денег;
2. действует как «банк банков», т.е. хранит денежные резервы коммерческих банков и выдаёт им при необходимости ссуды (кредитор последней инстанции), а также от имени государства осуществляет надзор за их деятельностью;
3. играет роль банкира правительства, поскольку именно он продаёт на фондовом рынке, размещает государственные ценные бумаги (государственные облигации и т.д.), предоставляет кредиты правительству в случае особой необходимости, ведёт расчётные операции для правительства и всех организаций, которые принадлежат государству, ведёт денежные операции государственного казначейства, хранит государственные резервы в драгоценных металлах и свободно конвертируемой валюте;
4. является главным организатором безналичного денежного обращения в стране, помогая коммерческим банкам страны осуществлять расчёты между собой по своим операциям и по поручениям своих клиентов;
5. регулирует денежно-кредитные операции и наблюдает за тем, как действующие в стране коммерческие банки соблюдают законы.
Коммерческие банки представляют собой универсальные кредитно-денежные учреждения. Они могут быть полностью частными или государство может быть их совладельцем (например, Сберегательный банк России – частный акционерный коммерческий банк, но государству принадлежит крупнейший пакет его акций). В настоящее время Сберегательный банк РФ самый мощный акционерный банк, соединяющий государственные средства с капиталом акционеров. На его счетах находится около 90% вкладов населения. У Сбербанка более 45 тысяч региональных учреждений и филиалов, которые доступны практически каждому гражданину страны.
В России сформирована двухуровневая банковская система, охватывающая Центральный банк (ЦБ РФ) и сообщество коммерческих банков. На данный момент зарегистрировано около двух тысяч банков, из которых 684 организованы на базе специализированных государственных банков (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Внешэкономбанк и Сбербанк.)
Коммерческие банки принимают вклады населения и предприятий, выдают кредиты и выполняют другие мероприятия по финансовому обслуживанию клиентов.
Операции коммерческих банков подразделяются на пассивные (привлечение средств) и активные (размещение средств).
Коммерческие банки не всегда заинтересованы в мелких клиентах или в работе с населением. Доля вкладов в пассиве коммерческих банков устойчиво сохраняется на уровне 1%. Однако в последнее время коммерческие банки в поисках свободных средств начинают применять новые формы работы, такие, как операции со срочными вкладами, выпуск депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, акций и облигаций, кредитных карт.
Менее монополизирована сфера расчётного обслуживания юридических лиц. Здесь идёт сильная конкуренция за крупных клиентов, хранящих или пропускающих через свои счета огромные денежные средства.
Запишите основные виды банков в тетрадь
4.6. Что такое «банк»?
Мы многое узнали о банках: причины появления, функции, виды банков.
И теперь пришла пора дать полное определение того рода коммерческой организации, которая называется банком. Давайте это сделаем вместе : (слайд № 13 )
И так :
Банк – это финансовая организация, осуществляющая деятельность по:
- приёму депозитов
- предоставлению ссуд
- организации расчётов
- купле и продаже ценных бумаг
Запишите определение в тетрадь
А теперь внимание на экран.
Перед вами фотографии банков нашего города: (слайд № 15, 16, 17, 18, 19, 20 )
Скажите пожалуйста какие виды банков есть в нашем городе?
Ответ: коммерческие и представительство эмиссионного банка.
4.7. Структура современной национальной банковской системы
Посмотрите на слайд № 14 Перед вами структура современной национальной банковской системы. Кто поможет сформулировать структуру современной банковской системы?
5. Закрепление изученного материала.
В качестве закрепления изученного материала предлагаю вам выполнить тест, состоящий из 5 вопросов.
Тест по экономике на тему: «Причины появления и виды банков»
1. Для получения банком прибыли, необходимо, чтобы:
А) процент по вкладам был больше процента по кредитам;
Б) процент по кредитам был больше процента по вкладам;
В) у него было очень много клиентов;
Г) он не занимался валютными операциями.
2. Эмиссионный банк отличается от коммерческих банков тем, что обладает правом:
А) покупать и продавать ценные бумаги;
Б) предоставлять ссуды;
В) выпускать в обращение национальные денежные единицы;
Г) принимать вклады от физических и юридических лиц.
3. прибыль банка - это:
А) процент по депозитам;
Б) процент по кредитам;
В) разница между ставками процента по кредитам и депозитам;
Г) разница всех доходов банка и его расходов.
4. Интересы предпринимателя определяются тем, что он нуждается в:
А) своих сбережениях;
Б) банке;
В) денежном капитале;
Г) валюте.
5. Коммерческий банк это финансовая организация осуществляющая деятельность по:
А) приёму депозитов
Б) предоставлению суд
В) организации расчётов
Г) купле и продаже ценных бумаг
Д) все ответы верны
Е) все ответы не верны
А теперь проверим, как вы выполнили задание. Внимание, на экране правильные ответы. Сверьте свои ответы и оцените себя сами. (слайд № 21)
6. Домашнее задание: На следующем уроке мы с вами будем изучать принципы кредитования. Я предлагаю вам просмотреть дома проспекты банков нашего города по кредитным операциям и подготовить сообщение о том какие кредитные услуги оказываются физическим лицам в нашем городе.
7. Подведение итогов урока: Подведём итоги урока. Сегодня мы с вами проделали большую работу по изучению и закреплению новой темы «Причины появления и виды банков». И так оценки за урок…
8. Рефлексия: Статистический опрос. Перед вами конверты и карточки зелёного, жёлтого и красного цветов. Положите в конверт те карточки, которые соответствуют вашей оценке урока.
Как чувствовали себя на уроке?
Хорошо – зелёный
Удовлетворительно – жёлтый
Плохо – красный
Как вы считаете, сегодняшняя форма проведённого урока способствует лучшему усвоению нового материала?
Да – зелёный
Не знаю – жёлтый
Нет - красный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Восстановление экономики СССР: от войны к миру" Педагогическая мастерская.
Предлагаемый урок - педагогическая мастерская. Основной смысл этого урока состоит в построении знаний самим учеником. Эта технология уникальна тем, что дает ребенку импульс познания, позволяет шаг за ...
Разработка урока по экономике 8 класс на тему "Зачем нужна биржа"
Урок - объяснение нового материала с использование ИКТ (презентации) На уроке дается обще вредставление о бирже и их видах....
Презентация к уроку "Причины появления и виды банков"
Презентация к уроку "Причины появления и виды банков"...
Разработка урока по экономике."Практическое применение теории эластичности. Промоакция в гипермаркете"
Урок проводится в профильном социально-экономическом классе. После завершения изучения главы 1. После изучения понятия "эластичность", "единичная эластичность", "неэластичный спрос". Это урок-ролевая ...
Методическая разработка урока по экономике ( Деловая игра по теме: «Экономические агенты. Предприятия и фирмы.»)
Методическая разработка урока по экономике.( Деловая игра по теме: «Экономические агенты. Предприятия и фирмы.») Разработка может использоваться на уроках экономики. Предполагает проведение урок...
Методическая разработка урока по экономике "Товар и деньги"
Методическая разработка урока по экономике "Товар и деньги"...
Разработка урока по экономике "Изждержки фирмы"
Материал представляет собой разработку урока по экономике в 10 классе на тему "Издержки" из цикла тем "Фирма". Работа содержит подробный конспект урока и технологическую карту....