РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономике для 7 предпрофильного класса по направлению «управление и менеджмент» к УМК И.В.Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности»
рабочая программа по экономике (7 класс)

Москаленко Наталья Петровна

Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Система уроков в 7 классе призвана дать учащимся основы экономических знаний, сформировать у них представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает объемный материал по экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ekonomika_7_um_na_sayt.docx136.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 5»

Петропавловск - Камчатского городского округа

683015, г. Петропавловск-Камчатский ул. Кирова, 4 тел. 24-25-45; 24-22-95 School5_PKGO_41@mail.ru

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Основная школа №5»

И.В.Рыкова __________

приказ № 252

 от«30» августа2021г.

        РАССМОТРЕНО                                Педагогическим советом
МБОУ «Основная школа № 5
протокол от 30.08.2022 № 16

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по экономике для 7  предпрофильного класса

по направлению  «управление и менеджмент»

  к УМК  И.В.Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности»

Разработала: Москаленко Наталья Петровна

2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по экономике     для 7 предпрофильного класса по направлению «управление и менеджмент»  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемых результатов основного общего образования, Примерной образовательной программы основного общего образования, авторской программы по предмету «Экономика: история и современная  организация хозяйственной деятельности»» И.В.Липсица, разработана  на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и предполагает углубленное изучение предмета.

 Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Федеральный закон от 29.12 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, пп.9, 10).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2014 № 1089. (в редакции от 23. 06. 2015г.)
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»
  4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 08.05.2019 N 233 «О внесении изменений в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  5. Основная образовательная программа МБОУ «Основная школа №5» ПКГО
  6. Программа воспитания МБОУ «Основная школа №5» ПКГО
  7. Учебный план МБОУ «Основная школа №5» ПКГО.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Содержание основного общего образования  на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Система уроков в 7 классе призвана дать учащимся основы экономических знаний, сформировать у них представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает объемный материал по экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной деятельности.

Цели и задачи курса

Цели курса:

  • дать школьникам общие представления об основах развития экономики страны для того, чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению своих будущих социальных ролей – потребитель, вкладчик, инвестор, производитель, гражданин;
  • развить знания о месте потребителя и производителя в сложных рыночных отношениях;
  • показать взаимообусловленность и взаимозависимость экономических, социальных и нравственных условий развития общества и личности;
  • сформировать представление об экономической деятельности предприятий, финансовых организаций, устройстве экономики страны; управлении ею и решении социально-экономических проблем;
  • развивать интерес к экономической деятельности и профессиональному самоопределению.

Задачи курса:

  • показать экономические отношения граждан с рыночными структурами, с производственной сферой и сферой услуг, обеспечивающей экономическими благами и учреждения и граждан;
  • развивать умение школьников выполнять проекты как средства самостоятельной работы с информацией; умением ставить цели и задачи в учебной деятельности, планировать и осуществлять информационный поиск, составлять структуру проекта, представлять результаты обработки информации в письменном продукте и осуществлять его защиту;
  • способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора
  • формировать представления у учащихся о значении экономики в собственной жизни и жизни школы, села и города;
  • развивать знания, умения и навыки пользования различными источниками информации для принятия экономических решений;
  • воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА

«ЭКОНОМИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

          Учебный план на изучение экономики в 7 предпрофильном (ум) классе   основной школы отводит 1 учебный час  в неделю в течение всего года обучения, 34 урока в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Экономика» представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу данной программы.

Личностные результаты

Личностные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по экономическим проблемам на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.

 У выпускника будут сформированы:

  • образ социально-экономического устройства России;
  • ориентация в правовом пространстве экономических отношений;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными, политическими и экономическими событиями;
  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях.
  •  гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; •
  • готовность к равноправному сотрудничеству;
  • уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  •  готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
  • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
  •  готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  •  готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  •  эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты

Метапредметные планируемые результаты устанавливают и описывают учебнопознавательные и учебно-практические задачи направленные: на разрешение проблем/проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределённости, (например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения и т. п.);

  • на организацию сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;
  • на организацию выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
  •  на самостоятельную оценку или анализ собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и т.п. Выпускник научится:
  • самостоятельно формулировать цели, преобразовывать практические задачи в познавательные;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  •  планировать пути достижения целей;
  •  устанавливать целевые приоритеты;
  •  уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  •  принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  •  осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  •  адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  •  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  •  устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  •  аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  •  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  •  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое контекстное высказывание на экономическую тему;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  •  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  •  давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  •  обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  •  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;  
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  •  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

 Выпускник получит возможность научиться:

  • построению жизненных планов во временной перспективе;
  •  при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  •  выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  •  адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
  •  адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  •  учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
  •  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  •  брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  •  оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  •  осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
  •  в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  •  вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  •  следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  •  устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  •  в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  •  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  •  выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;
  •  делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. Фактически предметные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-познавательные задачи, направленные на освоение систематических знаний экономической теории, а также на самостоятельное приобретение, перенос и интеграцию знаний.

Предметные результаты:

  • формирование мировоззренческой, ценностной сферы, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к ценностям российского общества;
  • понимание основных принципов хозяйственной деятельности общества, роли экономики в обеспечении высокого качества жизни;
  •  владение основами экономического мышления;
  • приобретение теоретических знаний для формирования собственной позиции;
  • освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление, развитие умения делать выводы, давать обоснование, оценку социально-экономическим процессам и явлениям;
  •  развитие социально-экономического кругозора и познавательного интереса к изучению экономических дисциплин.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО РАЗДЕЛАМ КУРСА

Данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».  

В результате изучения ученик должен:

Знать/Понимать:

  • смысл основных теоретических положений экономической науки;
  • основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

Уметь:

приводить примеры:  взаимодействия рынков;  прямых и косвенных налогов; международной торговли;

 описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы,   основные виды налогов, банковскую систему,  рынок труда;

объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости;  выгоды обмена; закон спроса;  причины неравенства доходов;   роль минимальной оплаты труда;  инфляция;

сравнивать (различать):  спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых,  организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

вычислять на условных примерах:  величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж;  смету (бюджет) доходов и расходов, уровень безработицы;

применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исполнения типичных экономических ролей;
  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации. 

ШКОЛЬНЫЙ УРОК

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наименование раздела

Содержание

7 класс

Тема 1.

Зачем нужна экономика.

Понятие об экономике как хозяйственной деятельности. Потребности и блага. Факторы, определяющие уровень развития экономики и благосостояния граждан страны. Понятие о богатстве и факторах, определяющих его размеры.

Тема 2.

Как устроена хозяйственная жизнь человечества.

Роль технического прогресса в развитии экономики. Разделение обязанностей и координация деятельности как основа хозяйственной жизни общества. Понятие об уровне жизни и факторах его роста.

Тема 3.

Как возникла экономика

История возникновения производства как особой формы хозяйственная деятельности. Понятие о производственных ресурсах и производительности как мере эффективности их использования. Роль торговли в развитии производства. Изменение значения различных отраслей в обеспечении жизни

общества. Современна отраслевая структура экономики России.

Тема 4.

Как организуется производство благ.

Понятие о технологии как основе организации использования производственных ресурсов. Взаимосвязь науки и технического прогресса. Понятие о менеджменте и его значение в хозяйственной деятельности. Основные разновидности менеджмента. Два класса благ, создаваемых в результате производственной деятельности.

Тема 5

.Торговля — союзник производства

История возникновения обмена и торговли. Прогресс транспорта как фактор развития торговли. Причины расцвета и замирания торговли на протяжении истории человечества. Роль торговли в улучшении условий хозяйственной деятельности человечества.

Тема 6.

Какая бывает торговля

История розничной торговли. Факторы успеха в розничной торговле. Закономерности развития форм организации розничной торговли. Экономические условия успешности розничной торговли.

Тема 7.

Многоликая розничная торговля

Коммерческие принципы организации универсальных и специализированных магазинов. Организация продаж с помощью дилеров. Причины возникновения безмагазинной торговли и ее формы.

Тема 8.

Зачем нужна оптовая торговля

Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового продавца. Выгоды, обеспечиваемые оптовой торговлей.

Тема 9.

Как оптовая торговля помогает производству

Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой торговли. Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России.

Тема 10.

Зачем нужна биржа

Сущность биржевой торговли. История возникновения бирж. Причины биржевой торговли и круг биржевых товаров. Понятие о биржевой спекуляции. Типы биржевых стратегий. История российской биржевой торговли.

Тема 11.

Деньги — помощник торговли

Понятие о бартере и проблемах, с которыми он сопряжен. Причины изобретения денег. Виды товарных денег. Причины и закономерности возникновения монет.

Тема 12.

 Краткая история звонкой монеты

Драгоценные металлы и причины их использование для чеканки монет. История российской монетной системы. Возникновение национальных монетных систем и проблемы обмена валют.

Тема 13.

Зачем люди придумали банки

Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древних времен. Понятие о кредите. Причины, затруднявшие развитие банковского дела в Европе.

Тема 14.

 Банковские деньги.

Как и когда возникли банковские деньги. Что такое «порча денег». Причины возникновения различий между номиналом и реальной ценностью денег. Понятие о чеках. Факторы, способствовавшие возникновению банковских (кредитных) денег.

Тема15.

 Как бумажные деньги стали главными

История возникновению бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема. Причины вытеснения монет из драгоценных металлов бумажными деньгами.

8 класс

Тема 16.

Как банки сделали деньги невидимыми

Причины исчезновения металлического (золотого) стандарта. Почему бумажные деньги называют декретными. Факторы возникновению безналичных расчетов.

Тема 17.

Деньги и банки в век электроники

Причины возникновения платежных карточек. До-стоинства платежных карточек. Выгоды от ис-пользования карточек для их владельцев и торговцев. Механизм оплаты покупок при использовании банковских карточек

Тема 18.

Как работает электронная карта

Причины возникновения платежных карточек. Достоинства платежных карточек. Различия между дебетовыми и кредитными кар-очками. Что такое кредитная история. Компьютеризация и прогресс карточного бизнеса. Смарт-карты.

Тема 19

Как создается и работает банк

Различия моделей поведения людей с точки зрения склонности к сбережению денег. Роль банков в организации использования сбережений. Выгоды от использования банков для хранения сбережений. Процентный доход и депозит. Типы депозитов.

Тема 20

 Что такое кредитование

Причины кредитования. Проценты по кредиту и доход банка. Каналы поступления и оттока денег из банков. Роль банков в экономике.

Тема 21.

 Как люди зарабатывают деньги

Понятие о доходах. Что такое заработная плата и когда она возникла. Виды доходов наемного работника. Механизм повременной и сдельной заработной платы.

Тема 22.

Почему существует повременная зарплата

Какие профессии оплачиваются повременно. Механизм регулирования повременной оплаты. Профсоюзы и величина зарплаты. Современна система повременной оплаты и вознаграждения работников. Государственное регулирование оплаты труда.

Тема 23.

В мире профессий и заработков

Факторы, формирующие размер заработной платы. Понятие об интеллектуальном капитале человека. Опыт и риск как причины различий в уровнях оплаты труда людей разных профессий и с разным стажем работы.

Тема 24.

Как люди добиваются увеличения своих заработков

Система профессионального образование и е роль в подготовке кадров и обеспечении роста заработков. История профессионального образования. Квалификационные системы и их значение в регулировании размеров оплаты труда. Университеты и бизнес-школы как организации подготовки специалистов высшей квалификации.

Тема 25.

Что такое карьера и как она влияет на доходы

Понятие о профессиональной карьере и ее основные этапы. Различные подходы к формированию своей карьеры. Плюсы и минусы многолетней работы в одной и той же организации. Организации, оказывающие содействие в поиске работы и планировании карьеры.

Тема 26.

Как платят за творчество

Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Когда люди стали получать гонорары. Достоинства и недостатки гонорарной оплаты творческих работников.

Тема 27.

 Как производство помогает творцам.

Технологии тиражирования творческих продуктов и их роль в изменении оплаты труда создателей этих продуктов. Понятие о роялти. Законодательная защита продуктов творческого труда и проблемы ее реализации в России. Интеллектуальная собственность и е признаки.

Тема 28.

Что такое собственность и зачем она людям

Понятие о собственности. Как и когда возникла собственность. Вещественная и невещественная собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность.

Тема 29.

Как люди становятся собственниками

Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников.

Тема 30.

За что можно лишиться собственности

Законодательные основания изъятия собственности у ее владельцев. Понятие о несостоятельности и банкротстве. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики.

Тема 31.

Экономика: как все это работает вместе

Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Понятие омаркетинге. Экономические условия делового успеха. Понятие о прибыли.

        

Тематическое планирование

п/п

Содержание программного материала

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

7 класс

Понятие об экономике как хозяйственной деятельности. Потребности и блага. Факторы, определяющие уровень развития экономики и благосостояния граждан страны. Понятие о богатстве и факторах, определяющих его размеры.

2

Объяснять, что такое

потребности.

Выделять материальные,

социальные, духовные

потребности.

Объяснять относительную

безграничность потребностей

Приводить примеры благ,

удовлетворяющих различные

потребности.

Различать экономические и

неэкономические блага.

Роль технического прогресса в развитии экономики. Разделение обязанностей и координация деятельности как основа хозяйственной жизни общества. Понятие об уровне жизни и факторах его роста.

2

Определять труд как

экономический ресурс.

Различать разделение труда и

специализацию.

Приводить примеры

разделения труда и

специализации.

История возникновения производства как особой формы хозяйственная деятельности. Понятие о производственных ресурсах и производительности как мере эффективности их использования. Роль торговли в развитии производства. Изменение значения различных отраслей в обеспечении жизни

общества. Современна отраслевая структура экономики России.

2

Определять понятия

«процесс производства»,

«производственный цикл.

Перечислять фазы

производственного цикл

Различать виды

производственных затрат.

Понятие о технологии как основе организации использования производственных ресурсов. Взаимосвязь науки и технического прогресса. Понятие о менеджменте и его значение в хозяйственной деятельности. Основные разновидности менеджмента. Два класса благ, создаваемых в результате производственной деятельности.

2

Называть основных участников торговли. Характеризовать торговлю как посредника при получении выгоды производителей и потребителей от данного вида деятельности.

История возникновения обмена и торговли. Прогресс транспорта как фактор развития торговли. Причины расцвета и замирания торговли на протяжении истории человечества. Роль торговли в улучшении условий хозяйственной деятельности человечества.

2

Различать бартерный обмен и

торговлю.

Приводить примеры

бартерного обмена и торговли.

Объяснять преимущества

торговли по отношению к

бартерному обмену.

История розничной торговли. Факторы успеха в розничной торговле. Закономерности развития форм организации розничной торговли. Экономические условия успешности розничной торговли.

2

Характеризовать оптовую и розничную торговлю. Различать оптовую и розничную торговлю по способу организации и ценам. Приводить примеры оптовой и розничной торговли

Коммерческие принципы организации универсальных и специализированных магазинов. Организация продаж с помощью дилеров. Причины возникновения безмагазинной торговли и ее формы.

2

Объяснять выгоду для

производителей и

потребителей от торговли

как посреднической

деятельности. Различать организационные формы торговли

Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового продавца. Выгоды, обеспечиваемые оптовой торговлей.

3

Характеризовать оптовую и розничную торговлю. Различать оптовую и

розничную торговлю по

способу организации и

ценам.

Приводить примеры оптовой

и розничной торговли

Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой торговли. Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России.

2

Определять понятия:

«затраты на производство

товаров и услуг, прибыль,

выручка

Приводить примеры

Сущность биржевой торговли. История возникновения бирж. Причины биржевой торговли и круг биржевых товаров. Понятие о биржевой спекуляции. Типы биржевых стратегий. История российской биржевой торговли.

2

Определять различия в понятиях, определяющих сущность  биржи, её виды и формы; анализировать информацию о принципах биржевой торговли и определять круг биржевых товаров, определять понятие о биржевой спекуляции.

 Анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Понятие о бартере и проблемах, с которыми он сопряжен. Причины изобретения денег. Виды товарных денег. Причины и закономерности возникновения монет.

2

Различать бартерный обмен и

торговлю.

Приводить примеры

бартерного обмена и торговли.

Объяснять преимущества

торговли по отношению к

бартерному обмену.

Драгоценные металлы и причины их использование для чеканки монет. История российской монетной системы. Возникновение национальных монетных систем и проблемы обмена валют.

2

Понимать причины использования драгоценных металлов для чеканки монет, давать определения понятиям «валюта», «обменный курс»; давать краткую характеристику историческим фактам воз-никновения монет в России.

 Анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древних времен. Понятие о кредите. Причины, затруднявшие развитие банковского дела в Европе.

2

определять основные понятия о банке, банковской  деятельности древнейших времен, кредите; понимать,  когда и зачем появились первые банки, почему деятельность банкиров замирала на века, когда начался расцвет современного банковского дела

Анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Как и когда возникли банковские деньги. Что такое «порча денег». Причины возникновения различий между номиналом и реальной ценностью денег. Понятие о чеках. Факторы, способствовавшие возникновению банковских (кредитных) денег.

2

понимать и давать определение банковским деньгам; определять основные проблемы от порчи денег; характеризовать причины возникновения банковских денег, выявлять их разновидность.

Анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

История возникновению бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема. Причины вытеснения монет из драгоценных металлов бумажными деньгами.

4

Различать основные этапы развития бумажных денег; определять понятия государственные и банковские деньги; познакомятся с законом Грэшема; понимать описание науки –бонистика.

Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Итого:33 часа

Резерв: 1 час

8 класс

Причины исчезновения металлического (золотого) стандарта. Почему бумажные деньги называют декретными. Факторы возникновению безналичных расчетов.

2

Различать основные факторы возникновения безналичных расчетов; определять причины исчезновения золотого стандарта.

Анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Причины возникновения платежных карточек. Достоинства платежных карточек. Выгоды от ис-пользования карточек для их владельцев и торговцев. Механизм оплаты покупок при использовании банковских карточек

2

Определять достоинства платеж-ных карточек; раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Причины возникновения платежных карточек. Достоинства платежных карточек. Различия между дебетовыми и кредитными карочками. Что такое кредитная история. Компьютеризация и прогресс карточного бизнеса. Смарт-карты.

2

Выявлять различия между кредитовыми и дебетовыми картами, приводить примеры расчетов с помощью данных карт.

Анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Различия моделей поведения людей с точки зрения склонности к сбережению денег. Роль банков в организации использования сбережений. Выгоды от использования банков для хранения сбережений. Процентный доход и депозит. Типы депозитов.

2

определять достоинства платеж-ных карточек; раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Причины кредитования. Проценты по кредиту и доход банка. Каналы поступления и оттока денег из банков. Роль банков в экономике.

2

определять принципы кредитования;  давать характеристику понятиям – процент по кредиту, доход банка; определять роль банков в экономике,  критически осмысливать экономическую информацию

Анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Понятие о доходах. Что такое заработная плата и когда она возникла. Виды доходов наемного работника. Механизм повременной и сдельной заработной платы.

2

понимать, что такое заработная плата, давать определения, оперировать первичными бухгал-терскими терминами, понимать механизмы определения заработ-ной платы.

 Анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Какие профессии оплачиваются повременно. Механизм регулирования повременной оплаты. Профсоюзы и величина зарплаты. Современна система повременной оплаты и вознаграждения работников. Государственное регулирование оплаты труда.

2

понимать, какие профессии оплачиваются повременно, понимать механизмы регулирования повременной оплаты труда заработной платы, характеризовать систему профсоюзного движения, государственного регулирования оплаты труда.

 Анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Факторы, формирующие размер заработной платы. Понятие об интеллектуальном капитале человека. Опыт и риск как причины различий в уровнях оплаты труда людей разных профессий и с разным стажем работы.

2

давать определение интеллектуальному капиталу человека; определять основные факторы определения человеческого капитала; характеризовать  общие  и различные критерии определения зарплаты.

Анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск

Система профессионального образование и е роль в подготовке кадров и обеспечении роста заработков. История профессионального образования. Квалификационные системы и их значение в регулировании размеров оплаты труда. Университеты и бизнес-школы как организации подготовки специалистов высшей квалификации.

2

Строить систему профессионального образования, определять ее роль в подготовке кадров, понимать важность проф. образования в обеспечении роста заработков.

Анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Понятие о профессиональной карьере и ее основные этапы. Различные подходы к формированию своей карьеры. Плюсы и минусы многолетней работы в одной и той же организации. Организации, оказывающие содействие в поиске работы и планировании карьеры.

2

определять различные подходы к формированию своей карьеры, понимать, что такое профессио-нальная карьера; давать характеристику организациям, которые оказывают содействие в поиске работы.

Анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать  точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Когда люди стали получать гонорары. Достоинства и недостатки гонорарной оплаты творческих работников.

2

определять различные причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий, понимать, что такое  гонорар; давать характеристику достоин-ствам и недостаткам гонорарной оплаты труда.

Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать  точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Технологии тиражирования творческих продуктов и их роль в изменении оплаты труда создателей этих продуктов. Понятие о роялти. Законодательная защита продуктов творческого труда и проблемы ее реализации в России. Интеллектуальная собственность и е признаки.

2

Определять различные технологии тиражирования твор-ческих продуктов, понимать, что такое роялти; давать характе-ристику понятию ин-теллектуальная собственность.

Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать  точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Понятие о собственности. Как и когда возникла собственность. Вещественная и невещественная собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность.

2

:Определять различные технологии тиражирования твор-ческих продуктов, понимать, что такое роялти; давать характе-ристику понятию ин-теллектуальная собственность.

Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать  точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников.

2

Определять способы приобретения собственности; по-нимать различные права собственника; раскрывать на примерах изученные грани-цы прав собственников.

Анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Законодательные основания изъятия собственности у ее владельцев. Понятие о несостоятельности и банкротстве. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики.

2

объяснять основания изъятия собственности, понимать их сущность; понимать, что такое несостоятельность, банкротство, определять негативные стороны явления банкротств  в государстве, области, городе. Анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Понятие о маркетинге. Экономические условия делового успеха. Понятие о прибыли.

2

объяснять  суть предпринимательской деятельности, понимать её сущность; характеризовать факторы успешности предпринимательского дела; определять основные пути решения проблем, возникающих от  возможных предпринимательских рисков;

Анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Итого:33 часа

Резерв: 1 час

Всего за 2 года:

Итого:66 часов

Резерв: 2 часа

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

№ п/п

Тема урока

количество часов

дата

по плану

по факту

по плану

по факту

1-2

Зачем нужна экономика.

2

08.09

15.09

3-4

Как устроена хозяйственная жизнь человека

2

22.09

29.09

5-6

Как возникла экономика

2

06.10

13.10

7-8

Как организуется производство благ

2

20.10

03.11

9-10

Торговля - союзник производства

2

10.11

17.11

11-12

Какая бывает торговля

2

24.11

01.12

13-14

Многоликая розничная торговля

2

08.12

15.12

15-16

Зачем нужна оптовая торговля

2

22.12

12.01

17

Промежуточный контроль

1

19.01

18-19

Как оптовая торговля помогает производству

2

26.01

02.02

20-21

Зачем нужна биржа

2

09.02

16.02

22-23

Деньги-помощники торговли

2

23.02

02.03

24-25

Краткая история звонкой монеты

2

09.03

16.03

26-27

Зачем люди придумали банки

2

06.04

13.04

28-29

Банковские деньги

2

20.04

27.04

30-31

Как бумажные деньги стали главными

2

04.05

11.05

32

Итоговое повторение

1

19.05

33

Итоговая контрольная работа

1

25.05

34

резерв

1

ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно- методический комплект

ЦОР

  1. Учебник И.В.Липсица «Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности» для 7-8 классов общеобразовательных организаций, издательства «Вита Пресс», 2021 год,
  2. Рабочая тетрадь «Опорный конспект школьника по экономике» Заиченко Н.А., Москва, Вита Пресс, 2019
  3. Методическое пособие для учителя «Опорный конспект школьника по экономике» Заиченко Н.А., Москва, Вита Пресс, 2020 . Заиченко Н.А.

http://schoolcollection.marsu.ru/catalog/rubr/3ba5a79d-4d47-411f-b9de-f957fa9d89cc/59956/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/22c2359f-cc09-4251-a8fd-2e8739e6143f/60060/?&sort=

http://www.gou1518.ru/education/economic/kurok

http://prezentacia.ucoz.ru/load/ehkonomika/25-5-2

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=16830&lib_no=16967&tmpl=lib

http://bankzadach.ru/karta-sayta/index.phphttp://zanimatika.narod.ru/Narabotki12.htm

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на урок экономики в 11 классе на тему "Организация международной торговли"

Урок по экономике в 11 классе на тему "Организация международной торговли"...

Методическая разработка урока «Учимся писать эссе по экономике» (урок экономики в 11 классе)

За заданием С9 традиционно закрепился термин «эссе». Что такое эссе? «Эссе (французское essai)  – опыт, набросок.В литературной энциклопедии эссе определяется как – «небольшое прозаическое сочине...

К вопросу успешной социализации выпускников в условиях рыночной экономики через организацию проектной деятельности в трудовом обучении (учитель технологии МОУ « СОШ № 14» Бикметова В.Н.)

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого, перед шко...

«Организация финансово-хозяйственной деятельности в образовательной организации»

«Организация финансово-хозяйственной деятельности в образовательной организации»:1.   Анализ сайта образовательной организации на предмет соответствия требованиям законодательства.2....

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории, обществознания через организацию проектной деятельности

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории, обществознания через организацию проектной деятельности...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЭКОНОМИКИ)

Организация проектной деятельности учащихся в школе является одним из приоритетов современного образования. Широко применяется как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Развивающи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию для 7 предпрофильного класса по направлению «управление и менеджмент» к УМК О.А.Котовой, Т.Е.Лисковой «Сферы»

laquo;Обществознание» — учебный предмет, изучаемый в основной школе с 6 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную ж...