Урок - игра. Полезность и редкость. Рыночное равновесие.
материал по экономике (10 класс) по теме
Тема "Рыночное равновесие" обычно преподается через понятие спроса и предложения. На уроке "Полезность и редкость. Рыночное равновесие." используются некоторые дополнительные понятия. Этот урок может быть и альтернативой, и дополнением к традиционному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_poleznost.rynochnoe_ravnovesie.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Полезность и редкость. Рыночное равновесие
Продолжительность урока-игры: 1 ч.
Категории: полезность, редкость, спрос, предложение, рыночное равновесие, поиск цены.
Оборудование: 96 скрепок («железная руда»), 48 бусинок («нефть»), 24 монеты («драгметаллы»); карточки покупателя.
На каждой карточке написано одно из трех заданий:
- Приобретите путем обмена как можно больше «железной руды».
- Приобретите путем обмена как можно больше «нефти».
- Приобретите путем обмена как можно больше «драгметаллов».
Для удобства дальнейшего анализа результатов игры желательно, чтобы количество карточек каждого вида было кратно одному и тому же числу. Например, если играют 18 человек, то удобно следующее соотношение карточек:
железная руда - 3 карточки;
нефть - 6 карточек;
драгметаллы - 9 карточек.
Ход урока
Тема «Рыночное равновесие» обычно преподается через понятия предложения и спроса. На уроке «Полезность и редкость. Рыночное равновесие» используются некоторые дополнительные понятия. Этот урок может быть и альтернативой, и дополнением к традиционному.
Понятие редкости
Нет ничего лучше практического, предметного моделирования экономической реальности, а потому классу предлагается игра:
1) перед классом рассыпаны «ресурсы»:
железная руда (скрепки - 96 шт.);
нефть (черные бусинки - 48 шт.);
драгоценные металлы (монетки - 24 шт.).
Задача учеников собрать как можно больше любых «ресурсов»;
2) после «борьбы за ресурсы» подводятся итоги. Награждается тот, кто собрал больше всех единиц «ресурсов»;
выясняется, какие качества помогли победителю: скорость, быстрота реакции, сноровка;
определяется цена редкости, то есть соотношение благ по их доступности и редкости (табл. 1). За единицу цены принимается цена самого доступного и «дешевого» ресурса. Цена редкости обратно пропорциональна количеству ресурса.
Таблица 1
Сырьевые «ресурсы» | Единицы, шт. | Цена редкости, ед. |
Железная руда | 96 | 1 |
Нефть | 48 | 2 |
Драгметаллы | 24 | 4 |
Понятие полезности
Классу раздаются карточки покупателя.
Ребята совершают взаимовыгодный обмен, ориентируясь на цену редкости, случай и здравый смысл.
Подводим итоги. Отмечаем самых успешных (т. е. тех, кто набрал с помощью обмена наибольшее количество ресурсов в соответствии с заданием в своей карточке). Узнаем, по какому курсу они обменивали ресурсы.
Выясняем, какие качества помогли торговцам (расчет, коммуникабельность).
Определяем цену полезности (табл. 2).
Таблица 2
Сырьевые ресурсы | Количество карточек, шт. (характеристика спроса) | Цена полезности, ед. |
Железная руда | 3 | 1 |
Нефть | 6 | 2 |
Драгметаллы | 9 | 3 |
За единицу цены принимается цена на благо, пользующееся наименьшим спросом (железная руда). Цена полезности прямо пропорциональна спросу.
Ситуация равновесия
Динамику редкости и полезности рассмотрим во взаимодействии. В беседе с учениками выясняем, что спрос - производное полезности, а предложение - производное редкости.
Соотношение редкости и полезности определяет рыночное равновесие и формирует рыночную (равновесную) цену.
Ученики получают задание высчитать цену на каждый из ресурсов с учетом полезности (спроса) и редкости (предложения) (табл.3).
Решение.
Таблица 3
Ресурс | Кол-во предложения, шт. | Цена редкости, ед. | Кол-во спроса, шт. | Цена полезности, ед. | Кол-во благ на единицу спроса, шт. | Цена равновесия, ед |
Железная руда | 96 | 1 | 2 | 1 | 48 | 1 |
Нефть | 48 | 2 | 4 | 2 | 12 | 4 |
Драгметаллы | 24 | 4 | 6 | 3 | 4 | 12 |
Для определения равновесной цены необходимо найти:
1) равновесное количество, то есть количество товара на единицу спроса (например, «драгметаллы» - 24 шт.: 6 = 4);
2) равновесную цену, то есть соотношение равновесных количеств.
Вывод: рыночное равновесие - это сочетание полезности, выраженной спросом, и редкости (доступности, затрат, себестоимости), выраженной предложением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рыночное равновесие
Теоритический материал по теме "Рыночное равновесие" в форме презентации...
Презентация: Рыночное равновесие
Презентация для открытого урока...
Спрос.Предложение.Рыночное равновесие.
Бинарный урок "Экономика и информатика" по теме"Решение экономических задач в электронных таблицах"...
Открытый урок "Рыночное равновесие"
Открытый урок по экономике в 10 классе социально - экономического профиля. Учебник Иванова С.И. Экономика. -М.: Вита- Пресс...
Спрос и предложение: рыночное равновесие.
Урок по обществознанию. 10 класс (профильный уровень)...
Презентация на тему" Понятие рыночного механизма, рыночного равновесия"
В данной презентации для уроков экономики представлен материл по таким теоретическим понятиям, как закон спроса и предложения, рыновное равновесие, эластичность спроса и предложения.Презентация подгот...
Рыночные отношения в экономике. Рыночное равновесие. Обществознание 11 класс
- цель учебной деятельности: Систематизировать знания учащихся о спросе на товары и услуги и их предложении, читая графики делать выводы о влиянии факторных доходов на рыночное равновесие.- планируемы...