Урок - игра. Полезность и редкость. Рыночное равновесие.
материал по экономике (10 класс) по теме

Мерзликина Светлана Николаевна

Тема "Рыночное равновесие" обычно преподается через понятие спроса и предложения. На уроке "Полезность и редкость. Рыночное равновесие." используются некоторые дополнительные понятия. Этот урок может быть и альтернативой, и дополнением к традиционному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_poleznost.rynochnoe_ravnovesie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Полезность и редкость. Рыночное равновесие

Продолжительность урока-игры: 1 ч.

Категории: полезность, редкость, спрос, предложение, рыночное равновесие, поиск цены.

Оборудование: 96 скрепок («железная руда»), 48 бусинок («нефть»), 24 монеты («драгметаллы»); карточки покупателя.

На каждой карточке написано одно из трех заданий:

- Приобретите путем обмена как можно больше «железной руды».

- Приобретите путем обмена как можно больше «нефти».

- Приобретите путем обмена как можно больше «драгметаллов».

Для удобства дальнейшего анализа результатов игры желательно, чтобы количество карточек каждого вида было кратно одному и тому же числу. Например, если играют 18 человек, то удобно следующее соотношение карточек:

железная руда - 3 карточки;

нефть                - 6 карточек;

драгметаллы    - 9 карточек.

Ход  урока

Тема «Рыночное равновесие» обычно преподается через понятия предложения и спроса. На уроке «Полезность и редкость. Рыночное равновесие» используются некоторые дополнительные понятия. Этот урок может быть и альтернативой, и дополнением к традиционному.

Понятие редкости

Нет ничего лучше практического, предметного моделирования экономической реальности, а потому классу предлагается игра:

1) перед классом рассыпаны «ресурсы»:
железная руда (скрепки - 96 шт.);
нефть (черные бусинки - 48 шт.);
драгоценные металлы (монетки - 24 шт.).

Задача учеников собрать как можно больше любых «ресурсов»;

2)         после «борьбы за ресурсы» подводятся итоги. Награждается тот, кто собрал больше всех единиц «ресурсов»;

 выясняется, какие качества помогли победителю: скорость, быстрота реакции, сноровка;

 определяется цена редкости, то есть соотношение благ по их доступности и редкости (табл. 1). За единицу цены принимается цена самого доступного и «дешевого» ресурса. Цена редкости обратно пропорциональна количеству ресурса.

Таблица 1

Сырьевые «ресурсы»

Единицы, шт.

Цена редкости, ед.

Железная руда

96

1

Нефть

48

2

Драгметаллы

24

4

 Понятие полезности

Классу раздаются карточки покупателя.

Ребята совершают взаимовыгодный обмен, ориентируясь на цену редкости, случай и здравый смысл.

Подводим итоги. Отмечаем самых успешных (т. е. тех, кто набрал с помощью обмена  наибольшее количество ресурсов в соответствии с заданием в своей карточке). Узнаем, по какому курсу они обменивали ресурсы.

Выясняем, какие качества помогли торговцам (расчет, коммуникабельность).

Определяем цену полезности (табл. 2).

Таблица 2

Сырьевые ресурсы

Количество карточек, шт. (характеристика спроса)

Цена полезности, ед.

Железная руда

3

1

Нефть

6

2

Драгметаллы

9

3

За единицу цены принимается цена на благо, пользующееся наименьшим спросом (железная руда). Цена полезности прямо пропорциональна спросу.

Ситуация равновесия

Динамику редкости и полезности рассмотрим во взаимодействии. В беседе с учениками выясняем, что спрос - производное полезности, а предложение - производное редкости.

Соотношение редкости и полезности определяет рыночное равновесие и формирует рыночную (равновесную) цену.

Ученики получают задание высчитать цену на каждый из ресурсов с учетом полезности (спроса) и редкости (предложения) (табл.3).

Решение.

Таблица 3

Ресурс

Кол-во предложения, шт.

Цена редкости, ед.

Кол-во спроса, шт.

Цена полезности, ед.

Кол-во благ на единицу спроса, шт.

Цена равновесия, ед

Железная руда

96

1

2

1

48

1

Нефть

48

2

4

2

12

4

Драгметаллы

24

4

6

3

4

12

Для определения равновесной цены необходимо найти:

1) равновесное количество, то есть количество товара на единицу спроса (например, «драгметаллы» - 24 шт.: 6 = 4);

2) равновесную цену, то есть соотношение равновесных количеств.

Вывод: рыночное равновесие - это сочетание полезности, выраженной спросом, и редкости (доступности, затрат, себестоимости), выраженной предложением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рыночное равновесие

Теоритический материал по теме "Рыночное равновесие" в форме презентации...

Презентация: Рыночное равновесие

Презентация для открытого урока...

Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.

Бинарный урок "Экономика и информатика" по теме"Решение экономических задач в электронных таблицах"...

Открытый урок "Рыночное равновесие"

Открытый урок по экономике в 10 классе социально - экономического профиля. Учебник Иванова С.И. Экономика. -М.: Вита- Пресс...

Спрос и предложение: рыночное равновесие.

Урок по обществознанию. 10 класс (профильный уровень)...

Презентация на тему" Понятие рыночного механизма, рыночного равновесия"

В данной презентации для уроков экономики представлен материл по таким теоретическим понятиям, как закон спроса и предложения, рыновное равновесие, эластичность спроса и предложения.Презентация подгот...

Рыночные отношения в экономике. Рыночное равновесие. Обществознание 11 класс

- цель учебной деятельности: Систематизировать знания учащихся о спросе на товары и услуги и их предложении, читая графики делать выводы о влиянии факторных доходов на рыночное равновесие.- планируемы...