Статья "Условия формирования умений делового общения у студентов ССУЗов" Олисовой Ю.Е.
методическая разработка по экономике по теме
Данное методическое пособие предназначено для студентов при выполнении ими практических работ по дисциплине "Экономика отрасли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_olisovoy_yu.e.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ю.Е. Олисова
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
У СТУДЕНТОВ ССУЗов
ГОУСПО МО «Чеховский механико-технологический техникум
молочной промышленности»
г. Чехов, Московская область, Россия
Современные требования к образованию в общем, и к специалисту в частности, актуализировали проблему формирования умений делового общения у студентов ССУЗов.
Формирование умений – это продукт все углубляющихся знаний. Умения формируются в процессе накопления профессиональных знаний и вырабатываемых навыков.
Любое умение, тем более сложное, не создается каждый раз заново со всеми его компонентами, а формируется на основе переноса уже имеющихся знаний, представлений и навыков, приспосабливая их к новым условиям и заново формируя лишь те их элементы, которых недостает в этих новых условиях.
Умения нельзя ни противопоставлять знаниям и навыкам, ни располагать при перечислении раньше, как это часто делается, так как умения образуются лишь на их основе.
Формирование у студента умений делового общения – это необходимая предпосылка успеха его практической деятельности. И для формирования умений делового общения необходимо создать определенные психолого-педагогические условия.
В философии «условие» трактуют, как категорию, выражающую отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать. Условия определяют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются.
Формирование умений делового общения у студентов ССУЗов в процессе подготовки к профессиональной деятельности представляет собой модель, которая может успешно функционировать при определенных условиях.
Умения делового общения формируются только в практической деятельности, Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут.
Данные педагогической деятельности и существующий опыт дают основание выделить такие виды деятельности, какие более всего способствуют формированию профессионально-коммуникативных (в том числе и делового общения) умений. К ним относятся:
- Учебная деятельность: ответы на занятиях, подготовка сообщений, выступление с докладами, диалоги с преподавателями и т.п.
- Внеучебная деятельность: участие в самодеятельности, общественная работа, проведение социологических опросов, работа в органах самоуправления и пр.
- Практическая деятельность: взаимодействие с работниками предприятий и работодателями при прохождении практик.
Таким образом, можно сделать вывод, что умения делового общения формируются во всех сферах учебно-воспитательного процесса с помощью активных методов обучения.
Во время обучения студенты вступают в деловое общение, в процессе которого закрепляются уже имеющиеся навыки, приобретаются новые знания, расширяется их социальный опыт и формируются умения делового общения.
Главный путь формирования умений делового общения – это приучение студентов видеть различные стороны в сфере делового общения, применять в ней разнообразные понятия, формулировать в понятиях многообразные отношения.
Научение умениям делового общения может осуществляться разными путями, но самый оптимальный из них заключается в том, что студенту сообщают необходимые знания из области делового общения, затем перед ним ставят задачи на их применение. И студент сам ищет решение, обнаруживая путем проб и ошибок соответствующие ориентиры и приемы деятельности. Этот путь называют проблемным обучением.
Большая роль в формировании умений делового общения принадлежит целенаправленному применению различного рода технических средств обучения, т.к. именно с их помощью можно развивать и упрочивать знания, навыки и умения, придавать им эластичность.
Формирование умений делового общения у студентов ССУЗов идет тем скорее, чем глубже и разностороннее показываются им отрицательные последствия слабой подготовки в данной сфере.
Все выше перечисленное позволяет нам выделить следующий комплекс педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования умений делового общения у студентов:
- Формирование умений делового общения на всех стадиях образовательного процесса, т.к. обязательным условием реализации учебно-воспитательного процесса является использование вербальных и невербальных средств общения, четкое понимание структуры общения.
- Продолжение процесса формирования умений делового общения в процессе дополнительной профессиональной подготовки.
- Использование методики проблемного обучения и активных методов.
- Применение разнообразных технических средств.
- Актуализация связей с внешней средой: работодателями, социальными партнерами.
- Обеспечение процесса формирования умений делового общения учебно-методическим комплексом.
При формировании умений делового общения у студентов ССУЗов (в силу их подросткового возраста) необходимо придерживаться следующих принципов:
- Общение необходимо строить на основе доверия;
- Учить студентов задавать вопросы, отстаивать свое мнение;
- Внимательно слушать и слышать студента;
- Развивать умение соглашаться и прислушиваться к мнению других;
- Развивать представления о правилах взаимодействия с людьми;
Формирование умений — конечная обязательная цель профессионального обучения, его завершение. Умения лучше всего определяют подготовленность студента, становясь особенностями его личности. Ведь когда о рабочем говорят «умелец», а о студенте «неумелый», то этим хотя и кратко, но точно характеризуют определенные особенности их личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка (формирование умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения)
выпускная квалификационная работа...
«Элементы общения. Деловое общение»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....
Деловая речь. Деловое общение.
Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов....
Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа) «Понятие и значение невербального общения»
Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа)«Понятие и значение невербального общения»Класс:10Цели: объяснить и показать на примерах необхо...
Коммуникативно-деятельностный принцип обучения на уроках русского языка как условие формирования и совершенствования навыков делового общения современного школьника.
Выступление на областной конференции, посвященной опыту работы в области формирования коммуникативных навыков обучающихся....
Письменное общение с легкостью и удовольствием: формирование умений письменной речи на примере УМК "Горизонты" 5 кл. авт.Аверин,Ф.Джин и др
Обучение немецкому языку направлено на развитие коммуникативной компетенции, что предполагает способность и готовность общаться на немецком языке, работать с разнообразными источниками информаци...
Статья. Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов в рамках дисциплины информатика посредством деловых игр
Опубликована в сборнике материалов республиканской НПК МЗ РБ с межрегиональным участием, ГАПОУ «Республиканский базовый медицинский колледж имени Э.Р. Раднаева»...