Статья "Условия формирования умений делового общения у студентов ССУЗов" Олисовой Ю.Е.
методическая разработка по экономике по теме

Олисова Юлия Евгеньевна

Данное методическое пособие предназначено для студентов при выполнении ими практических работ по дисциплине "Экономика отрасли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_olisovoy_yu.e.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.Е. Олисова

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

У СТУДЕНТОВ ССУЗов

ГОУСПО МО «Чеховский механико-технологический техникум

молочной промышленности»

г. Чехов, Московская область, Россия

     Современные требования к образованию в общем, и к специалисту в частности, актуализировали проблему формирования умений делового общения у студентов ССУЗов.

      Формирование умений – это продукт все углубляющихся знаний. Умения формируются в процессе накопления профессиональных знаний и вырабатываемых навыков.  

     Любое умение, тем более сложное, не создается каждый раз заново со всеми его компонентами, а формируется на основе переноса уже имеющихся знаний, представлений и навыков, приспосабливая их к новым условиям и заново формируя лишь те их элементы, которых недостает в этих новых условиях.
Умения нельзя ни противопоставлять знаниям и навыкам, ни располагать при перечислении раньше, как это часто делается, так как умения образуются лишь на их основе.

     Формирование у студента умений   делового общения – это необходимая предпосылка успеха его практической деятельности.  И для  формирования умений делового общения необходимо создать  определенные психолого-педагогические условия.

     В философии «условие» трактуют, как категорию, выражающую отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать. Условия определяют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются.

     Формирование умений делового общения у студентов ССУЗов в процессе подготовки к профессиональной деятельности представляет собой модель, которая может успешно функционировать при определенных условиях.

     Умения делового общения формируются только в практической деятельности, Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут.

     Данные педагогической деятельности и существующий опыт дают основание выделить такие виды деятельности, какие более всего способствуют формированию профессионально-коммуникативных (в том числе и делового общения) умений. К ним относятся:

  1. Учебная деятельность: ответы на занятиях,  подготовка сообщений, выступление с докладами, диалоги с преподавателями и т.п.
  2. Внеучебная деятельность: участие в  самодеятельности, общественная работа, проведение социологических опросов, работа в органах самоуправления и пр.
  3. Практическая деятельность: взаимодействие с работниками предприятий и работодателями при прохождении практик.

     Таким образом, можно сделать вывод, что умения делового общения формируются во всех сферах учебно-воспитательного процесса с помощью активных методов обучения.

     Во  время обучения студенты вступают в деловое общение, в процессе которого закрепляются уже имеющиеся навыки, приобретаются новые знания, расширяется их социальный опыт и формируются умения делового общения.

     Главный путь формирования умений делового общения – это приучение студентов видеть различные стороны в сфере делового общения, применять  в ней разнообразные понятия, формулировать в понятиях многообразные отношения.  

     Научение умениям делового общения может осуществляться разными путями, но самый оптимальный из них заключается в том, что студенту сообщают необходимые знания из области делового общения, затем перед ним ставят задачи на их применение. И студент сам ищет решение, обнаруживая путем проб и ошибок соответствующие ориентиры и приемы деятельности. Этот путь называют проблемным обучением.

     Большая роль в формировании умений делового общения принадлежит целенаправленному применению различного рода технических средств обучения, т.к. именно  с их помощью можно развивать и упрочивать знания, навыки и умения, придавать им эластичность.

     Формирование умений делового общения у студентов ССУЗов идет тем скорее, чем глубже и разностороннее показываются им отрицательные последствия слабой подготовки в данной сфере.

     Все выше перечисленное позволяет нам выделить следующий комплекс педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования умений делового общения у студентов:

  1. Формирование умений делового общения на всех стадиях образовательного процесса, т.к. обязательным условием реализации учебно-воспитательного процесса является использование вербальных и невербальных средств общения, четкое понимание структуры общения.
  2. Продолжение процесса формирования умений делового общения в процессе дополнительной профессиональной подготовки.
  3. Использование методики проблемного обучения и активных методов.
  4. Применение разнообразных технических средств.
  5. Актуализация  связей с внешней средой: работодателями, социальными партнерами.
  6. Обеспечение процесса формирования умений делового общения учебно-методическим комплексом.

     При формировании умений делового общения у студентов ССУЗов (в силу их подросткового возраста)  необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Общение необходимо строить на основе доверия;
  • Учить студентов задавать вопросы, отстаивать свое мнение;
  • Внимательно слушать и слышать студента;
  • Развивать умение соглашаться и прислушиваться к мнению других;
  • Развивать представления о правилах взаимодействия с людьми;

     Формирование умений — конечная обязательная цель профессионального обучения, его завершение. Умения лучше всего определяют подготовленность студента, становясь особенностями его личности. Ведь когда о рабочем говорят «умелец», а о  студенте «неумелый», то этим хотя и кратко, но точно характеризуют определенные особенности их личности.
     

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Элементы общения. Деловое общение»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

Деловая речь. Деловое общение.

Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов....

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа) «Понятие и значение невербального общения»

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа)«Понятие и значение невербального общения»Класс:10Цели: объяснить и показать на примерах необхо...

Коммуникативно-деятельностный принцип обучения на уроках русского языка как условие формирования и совершенствования навыков делового общения современного школьника.

Выступление на областной конференции, посвященной опыту работы в области формирования коммуникативных навыков обучающихся....

Письменное общение с легкостью и удовольствием: формирование умений письменной речи на примере УМК "Горизонты" 5 кл. авт.Аверин,Ф.Джин и др

Обучение немецкому языку  направлено на развитие коммуникативной компетенции, что предполагает способность и готовность общаться на немецком языке, работать с разнообразными источниками информаци...

Статья. Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов в рамках дисциплины информатика посредством деловых игр

Опубликована в сборнике материалов  республиканской НПК МЗ РБ с межрегиональным участием, ГАПОУ «Республиканский базовый медицинский колледж имени Э.Р. Раднаева»...