Экологический проект
проект по экологии

Ксения Сергеевна Ковальчук

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он может проявить в дальнейшем.

      Особенно важно это для  детей с ОВЗ, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход  при формировании экологических представлений у проблемных детей позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей.   Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_dlya_vospitannikov_ddi_2.docx39.81 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт- Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания

«Дом - интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №2»

  Проект

«Календарь экологических дат»

Группа №4

                                                           Подготовила:  Ковальчук К.С.

2023 г.

Экологический проект для воспитанников ДДИ 2

 «Календарь экологических дат»

     Актуальность

        Понятие «экологическая культура»  или «экологическое воспитание» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты Земля".

       Не стоит считать, что  дети с ОВЗ не нуждаются в экологическом воспитании. Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к различным формам образования, культуры и труда. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Образовательные  учреждения готовят своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, и  дети с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

       Экологическое образование способствует воспитанию у детей с ОВЗ правильного отношения к окружающему, отношения к людям, к природе и к самому себе, что впоследствии становится стержнем и показателем нравственного воспитания ребенка. Поэтому, одной из задач экологического образования детей с ОВЗ является развитие эмоциональной сферы. 
     Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть рачительным хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении

     Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание.

     Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности воспитанников.

     Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он может проявить в дальнейшем.

      Особенно важно это для  детей с ОВЗ, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход  при формировании экологических представлений у проблемных детей позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей.   Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

Проблема

Недостаточность знаний детей о природе родного края, отсутствие экологической грамотности.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Сроки реализации проекта с 10.01.2023 – 30.12.2023 г.г.

Тип проекта: творческо-исследовательский

Вид проекта: групповой

Участники проекта: дети, педагоги, младший медицинский персонал.

Цель проекта:

формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта:

  • формирование элементарных экологических знаний и представлений детей;
  • расширение и систематизация представлений об экосистемной организации природы Земли;
  • развитие познавательных умений и интереса детей;
  • содействие в формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Реализация проекта:

  Подготовительный  этап.

Обдумывание идеи, постановка целей и задач, изучение экологических дат, сбор информации, материала для  реализации идеи.

  Организационный этап.

Составление плана проекта, определение сроков проведения и ответственных за отдельные этапы проекта.

  Разработка конспектов занятий.

Основной  этап. Мероприятия.

Исходя из актуальности задач мы следуем экологическому календарю и отмечаем следующие даты:

ЯНВАРЬ

11 января – День заповедников и национальных парков

Задачи:

  • способствовать формированию представлений о природных заповедниках родного края;
  • закреплять знания о редких животных, птицах, и растениях;
  • формировать ответственное и бережное отношение к родной природе;
  • воспитывать чувство гордости, что на нашей земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Показ презентации и беседа «Что такое заповедник?»

Дидактические игры «Жители заповедников», Что хорошо, а что плохо?»

Правила поведения в лесу (праке).

ФЕВРАЛЬ

19 февраля – Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита)

27 февраля – Международный день полярного медведя.

Задачи:

  • изучить доступные материалы о китах, используя такие средства, как различную литературу, интернет;
  • познакомить с жизнью белого медведя: средой обитания, питанием;
  • формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера;
  • воспитывать любовь к природе и всему живому, учить охранять окружающую среду;
  • применять полученные знания в творческой деятельности;
  • развивать память, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Опыт «Какая вода в океане?» (соленая или пресная)

Подвижные игры «Морское путешествие», «Море волнуется»

Упражнения «Кораблики», «Морские коньки», «Рыбки»

Правила поведения на воде

Рисование «Большой синий кит»

Аппликация с элементами рисования «Кит»

Чтение стихотворения Александра Городницкого «Весёлые киты»

Беседа с детьми на тему: «Интересные факты о полярном медведе»

Чтение сказки «Почему у белого медведя нос черный?»

Дидактическая игра «Чем отличаются?» (полярный и бурый медведь)

Рисование «Портрет белого медведя»

Аппликация с элементами пластилинографии «Северное сияние и медвежонок»

Слушание песни из мультфильма «Умка»

Дидактическая игра «Обведи по точкам» (Умка и его мама)

Чтение стихотворения «Белые медведи» С. Маршака

МАРТ

1марта – Всемирный день кошек

20 марта – День земли

Задачи:

  • формировать знания детей о домашних животных, в частности о кошках;
  • познакомить детей с внешним видом кошки, с особенностями поведения; показать, что жизнь этих животных связана с человеком: он создает им условия (кормит, ухаживает);
  • развивать творческие способности, воображение, фантазию, чувство доброты, сопереживания к братьям нашим меньшим;
  • воспитывать любовь к природе и всему живому, учить охранять окружающую среду;
  • познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
  • развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках, воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
  • воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края, трудолюбие, коммуникативные навыки, самостоятельность.

Совместное творчество детей и педагогов - рисунки «Рыжий кот»

Подвижные игры «Воробушки и кот», «Кот и мыши»

Конструирование котов и кошек из геометрических фигур и конструктора

Чтение стихотворения М. Шаповаловой «Мяу-мяу, плачет киска - у меня пустая миска!»

Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?»

Рассматривание иллюстраций «Породы кошек»

Дидактическая игра «Кошка и котята»

Рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях

Дидактические игры «Когда это бывает», «Где растет» (в огороде или в саду)

Прослушивание музыкального произведения Ю. Слонова «Лесные картинки»

Рассматривание карты мира

Изготовление стенгазеты «День Земли»

Чтение стихотворение «Прекрасна Земля, вся наша Земля»

Игра – ТРИЗ «Хорошо-плохо» (учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны)

Изготовление аппликации «Сбережем планету от мусора»

АПРЕЛЬ

1 апреля – День птиц

19 апреля – День подснежника

Задачи:

  • расширить, обогатить знания детей о жизни птиц, взаимодействии людей и птиц;
  • воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни;
  •  развивать наблюдательность, внимание, фантазию;
  • формировать экологическое сознание детей.
  • формировать потребность в приобретении новых знаний о подснежниках. Углубились знания об этих цветах, повысился интерес к первоцветам.
  • формировать осознанное действенное отношение к природе родного края.
  • воспитывать интерес к художественным и музыкальным произведениям о цветах.
  • развивать творческую активность.

Беседа с детьми: «Почему птицы возвращаются весной из тёплых стран?»

Чтение рассказов В. Бианки Лесные домишки», М. Горького «Воробьишка»

Оформление альбома «Птицы Ленинградской области»

Рисование на тему: «Птицы весной»

Изготовление стенгазеты «1 апреля – День птиц. Берегите птиц!»

Оригами «Птичка»

Изучение корма для подкормки птиц, кормление птиц во время прогулки

Дидактические игры «Узнай птицу по описанию», «Ассоциации» (птицы). Театрализованная игра «Где обедал воробей»

Подвижные игры «Сова», «Птички в гнёздышках», «Воробышки и кот»

Беседа: «День подснежника – 19 апреля», рассматривание альбома «Первоцветы».

Чтение легенды: «Подснежник – символ надежды».

Лепка: пластилинография на тему: «Подарок весны»

Просмотр презентации: «Подснежники»

П/игры: «1,2,3 – до подснежника беги», «Найди подснежник» 

Слушание музыки П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник»

Д/и «Узнай по описанию», «Природа и не природа»

МАЙ

Вторая суббота – Всероссийский день посадки леса

23 мая – День черепахи

Задачи:

  • познакомить и обобщить знания о лесе, о том какие виды леса есть, то даёт нам лес;
  • познакомить детей с явлениями природы, со способами сохранения и восстановления окружающей среды;
  • развивать представления об опасных для природы действий человека;
  • воспитывать бережное отношение к природе, природоохранное поведение;
  • способствовать обогащению представлений детей о черепахах, как живых существах;
  • формировать представление о характерных для черепах признаках внешнего вида;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать бережное отношение к животным, желание заботиться о них.

Беседа и просмотр презентации «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».

Экологическая сказка «О том, как берёза и ива остались верны родному краю».

Наблюдение «Деревья и кустарники весной».

Подвижная игра «К дереву беги!»

Создание альбома «Напоминающие знаки правил поведения в лесу».

Беседа и просмотр презентации «Интересные факты про черепах»

Дидактические игры: «Найди детеныша черепашки», «Собери черепашку»

Эстафета “Черепашата”

Коллективная аппликация «Веселые черепашки». 

Рисование черепашек в технике пуантилизма.

ИЮНЬ

8 июня – Всемирный день океанов

Задачи:

  • формировать представление о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для   человека, а также о том, что каждый житель планеты Земля может сделать для их сохранения
  • расширять кругозор детей о флоре и фауне морского дна
  • воспитывать бережное отношение и желание помочь в сохранение морей и их биоресурсов

Беседы: «Для чего нужна вода», «Как сберечь воду»

Опыты: «Три состояния воды», «Растения «пьют» воду»

Словесная игра «Что сначала, что потом»

Загадки о обитателях океанов

Физкультминутка «В океане»

Коллективная аппликация «На дне морском»

Д/и "Собери водоем".

Праздник «Да здравствует вода»

ИЮЛЬ

23июля – Всемирный день китов и дельфинов

Задачи:

  • расширить представления детей об экосистеме «Море»;
  • формировать представления о животных, находящихся "в опасности";
  • развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание, память, мышление;
  • развивать навыки изобразительной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.

Беседы "Всемирный день китов и дельфинов", "Что можно сделать, чтобы спасти китов и дельфинов"

Пальчиковая гимнастика "Кит и дельфины"

Игра - лото "Обитатели морей".

Подвижная игра "Море волнуется.

Чтение Е. Чарушин "Кит", С. Сахарнов "Как лечат дельфинов"

Конструктивная деятельность "Дельфин, ныряющий в волнах"

Аппликация «Кит»

Игра «Рыбалка»

АВГУСТ

Третья суббота – Международный день бездомных животных

Задачи:

  • познакомить детей с международной природоохранной акцией «Всемирный день защиты животных», историей праздника, мировым и российским опытом охраны животных;
  • развить интерес к дальнейшему изучению проблем взаимоотношения человека и животных;
  • пробудить бережное отношение к диким и домашним животным.

    Беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Как помочь бездомным животным»

Дидактические игры  «Кто, кто в теремочке живет?», «Животные»  

Чтение стихотворения «Где обедал воробей?»

Подвижная  игра  «Лохматый пес».  

Сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная лечебница».  

Загадки о животных и их детенышах.

Посещение приюта для животных.

СЕНТЯБРЬ

Третье воскресенье – Российский день леса

Задачи:

  • познакомить и обобщить знания о лесе, о том какие виды леса есть. Что даёт нам лес;
  • познакомить детей с явлениями природы, со способами сохранения и восстановления окружающей среды;
  • развивать представления об опасных для природы действий человека;
  • воспитывать бережное отношение к природе, природоохранное поведение.

Показ презентации с изображениями леса и деревьев (хвойный, лиственный и т.д.).

Чтение книг о лесе, рассматривание картинок с изображением леса.

Физминутка «Лес».

Д/и “Откуда листочек?»

Изучение экологических знаков:

Чтение стихотворения «В лесу»

ОКТЯБРЬ

31 октября – Международный день черного моря

Задачи:

  • формировать представления о Черном море, как экосистеме;
  • расширять представления о флоре и фауне Черного моря;
  • формировать желание изучать морские глубины;
  • развивать гуманное отношение, мотивацию интереса к охране природы;  заботиться о сохранении и поддержании чистоты природы родного края.

Беседы: «Наше Черное море», «Черное море и его обитатели»

Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций И.К. Айвазовского

Чтение: Г. Косова «Азбука подводного мира», 

Настольные игры (пазлы) «Подводный мир», «Русалочки»

Подвижная игра «Рыбак и рыбки»

Лепка «Морские обитатели» пластилинография

Опыт «По очистке проб воды»

Проведение выставки совместных творческих работ детей, родителей и воспитателей «Сокровища Черного моря».

НОЯБРЬ

24 ноября – День моржа

Задачи:

  • обобщать знания детей о моржах;
  • формировать представления о том, что человек-часть природы.
  • развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран;
  • воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим, животным севера;
  • воспитывать любознательность, сочувствие, любовь к стихам, сказкам.
  • расширять представление о животных севера и их детёнышах; знания о их назначении и пользе для человека, особенностях жилища и пищи. Дать представления о их повадках, особенностях строения.
  • формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе (экосистема).
  • воспитывать ценностные ориентации в поведении и деятельности по отношению к животным.

Беседа «Где живут моржи, чем питаются»

Дидактические игры: «Найди лишнего», «Кто спрятался»

Аппликация «Моржи на льдине»

Рисование моржей по трафаретам

Чтение Е.Чарушин  «Кто как живет?»

Подвижные игры: «Прыгаем по льдинам», «Ледышка»

Пальчиковая гимнастика «Кто на севере живёт?»

Опыты: «Таяние снега», «Замороженная земля»

ДЕКАБРЬ        

5 декабря – Всемирный день почв

11 декабря – Международный день гор

  • познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
  • формировать навыки исследовательской деятельности, вовлекать в природоохранную деятельность;
  • развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках, воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
  • воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края, трудолюбие, коммуникативные навыки.
  • продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;
  • воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться;
    обобщить (закрепить) умения изображать горы
    продолжать учить использовать цвет как выразительное средство;
  • поощрять и поддерживать самостоятельность, инициативу в выборе композиции, колорита, деталей.

Рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях

Дидактические игры «Когда это бывает», «Где растет» (в огороде или в саду)

Прослушивание музыкального произведения Ю. Слонова «Лесные картинки»

Рассматривание карты мира

Изготовление стенгазеты «День Земли»

 Стихотворение «Прекрасна Земля, вся наша Земля»

Опыты: «Свойства земли» (сыпучесть, растворяется в воде или нет, имеет вес или нет)

Изготовление аппликации «Сбережем планету от мусора»

Беседы: «Какие бывают горы?» «Какие профессии связаны с горами?»

Аппликация «Горы»

Физкультминутка «А сейчас все дружно встали»

«Собери пазлы горы»

Эстафета Покорение горных вершин»

Заключительный этап 

Анализ полученных результатов, подведение итогов, оформление итоговой выставки творческих работ «Календарь экологических дат», обработка и оформление материалов проекта в виде презентации «Календарь экологических дат», представление продукта совместной деятельности в виде настенного календаря

Предполагаемые результаты  проекта:

  • У детей сформируются элементарные экологические знания и культура поведения в природе, а так же представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
  • Повысится уровень экологической воспитанности.
  • Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
  • Разовьётся познавательная активность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Экологический проект "Лесной пожар - экологическая опасность! Проблемы и способы решения"

Из года в год лесные пожары наносят непоправимый ущерб сибирским лесам, уничтожают деревья, кормовые базы диких зверей, гнездовья птиц. Только в прошлом году в Иркутской области было зарегистрир...

Экологический проект "Экологические праздники в школе"

•Создание экологического календаря.•Через внеклассные мероприятия ознакомить учащихся с экологическими проблемами своей республики и путями их решения.•Научить оценивать последствия собственной ...

Экологический проект по теме: «Изучение состава и свойств почвы приусадебного участка с целью создания экологически чистой территории»

Экологический проект создан ученицей 9 класса. Для изучения были взяты территории приусадебных участков. Цель: изучить почвы, познакомиться с методиками изучения и составить рекомендации....

Экологический проект «Экологическое состояние пришкольного участка»

Объект нашего исследования – пришкольная территория КГБС(К)ОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 5 VIII вида»Цель нашего исследования - изучение экологиче...

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...