"Следопыты" - методическая разработка экологической эстафеты
методическая разработка по экологии (10 класс)
Мероприятие «Следопыт» проводится в рамках Всероссийской акции Эколята – Молодые защитники природы. Проведению данной игры предшествует кропотливый подготовительный этап.
Цель:
- актуализировать знания обучающихся о проблемах охраны окружающей среды;
- обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу;
- формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам не только своего региона, но и всей планеты Земля, стремление принять посильное участие в их решении;
Задачи:
образовательные:
- углубить знания о влиянии человека на природу, влиянии загрязнения природы на здоровье человека;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
развивающие:
- развивать познавательный интерес к вопросам экологии и сохранения здоровья;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе и здоровью;
- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_-_sldopyty.docx | 314.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ»
(ГБПОУ «НАТТ»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
экологического мероприятия «Следопыты»
для студентов
1, 2 курса (среднего общего образования)
для всех специальностей
2022 г
Разработчики
__________________ / Борисова Л.С../
__________________ / Золотова А.Н./
Сценарий экологического мероприятия:
«Следопыты»
Мероприятие «Следопыт» проводится в рамках Всероссийской акции Эколята – Молодые защитники природы. Проведению данной игры предшествует кропотливый подготовительный этап.
Цель:
- актуализировать знания обучающихся о проблемах охраны окружающей среды;
- обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу;
- формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам не только своего региона, но и всей планеты Земля, стремление принять посильное участие в их решении;
Задачи:
образовательные:
- углубить знания о влиянии человека на природу, влиянии загрязнения природы на здоровье человека;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
развивающие:
- развивать познавательный интерес к вопросам экологии и сохранения здоровья;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе и здоровью;
- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Ожидаемые результаты: бережное отношение учащихся к родной природе, участие в природоохранных мероприятиях.
Оборудование:
- карточки с заданиями;
- компас;
- план местности;
- ноутбук.
Подготовительный этап:
Из числа учащихся 1-2 курсов формируются команды по 6 человек, таким образом, чтобы в каждой из команд было по 3 ученика с параллели.
Каждая команда придумывает название и девиз связанное с одной из экологических проблем человечества (название и девиз так же оценивается при подведении итогов состязания).
На пришкольном участке, а также в кабинетах школы расположены станции (этапы игры), на которых команды выполняют задания различного уровня и различной сложности. Задания различной направленности, раскрывающие как творческие способности детей, так и интеллектуальные качества.
Организуется 11 пунктов для КАЖДОЙ из команд (9 основных и 2 дополнительных). Дополнительные пункты нужны для того, чтобы при неверном ответе или если команда затрудняется ответить сделать «шаг назад».
Оценивать работу учащихся и правильность выполнения заданий предстоит студентам\ преподавателям, которые будут ответственными за ту или иную станцию (этап игры).
Правила игры:
Перед началом мероприятия учитель объясняет правила игры.
1. На старте каждой из команд даётся лист бумаги (это будет их маршрутным листом). А также каждой из команд дается лист с описанием первой точки.
2. Придя к одному из пунктов, команда выполняет задание, предоставленное помощником учителя на данном пункте. При верном ответе помощник на маршрутном листе ставит номер пройденного пункта (У каждого пункта свой цвет маркера)
Важно! Если команда даёт неверный ответ, то она делает шаг назад. На дополнительных пунктах у помощников есть карточки со ВСЕМИ координатами всех основных пунктов. После ВЕРНОГО ответа, помощник ставит номер дополнительного пункта и дает карточку с координатами пункта следующего после пункта, который команда не прошла.
3. Победителем является команда, которая пришла быстрее всего к финишу.
Ход мероприятия:
Вводное слово преподавателя: Человек - часть природы, он находится с природой в постоянном взаимодействии. Человек оказывает положительное и отрицательное влияние на природу. Я уверена, что с высоты ваших лет при нынешнем доступе в интернет источникам вы все знаете о экологическом состоянии нашего с вами дома – планеты Земля.
До начала нашей игры я хочу, чтобы вы назвали три-четыре, на ваш взгляд, самые острые экологические проблемы (дети называют свои варианты).
А теперь посмотрите на слайд и определите количество ваших совпадений.
1 Уничтожение видов растений и животных
2 Сокращение полезных ископаемых
3 Проблемы мирового океана
4 Загрязнение атмосферы
5 Разрушение озонового слоя
6 Загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов
7. Деградация почв.
8. Кислотные дожди ...
В конце не просто так стоит многоточие, ведь этот список можно продолжать бесконечно долго. И мы собрались сегодня, чтобы вспомнить это и постараться найти решение.
Команды представляют своё название и девиз. А также получают карточки с заданием и подсказкой о нахождении 1 пункта.
Пункт 1 «Экологические задачи». Командам предлагается найти ответ на вопрос, связанный с охраной природы.
Проблема: Вырубили в лесу все дуплистые старые деревья, чтобы они не мешали расти молодым. И что же - крепкие молодые деревья были съедены вредителями. Какая связь между этими явлениями.
Ответ: В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы - дуплогнездники и летучие мыши.
Пункт 2 Командам предлагается найти ответ на вопрос «Использование и охрана растительности»
Проблема: Объясните, почему на реках, вдоль которых вырублен лес, уровень воды непостоянен: если выпадает мало осадков - уровень значительно понижается, если прошел дождь - возможен выход воды из берегов и затопление населенных пунктов, полей и т.д. Почему наводнения на лесных реках случаются редко?
Ответ: Растительность леса уменьшает скорость прохождения воды с водосборной территории в реки в сотни раз. В результате вода по подземным и наземным потокам поступает в реки равномерно, что исключает наводнения или обмеление водных потоков.
Пункт 3 Командам предлагается решить ситуационную задачу (найти последствия и предложить решение) по теме «Использование и охрана растительности»
Проблема: Комиссия городского планирования подготовила проект строительства автомагистрали, которая пройдет через центр города и пригород с плодородными угодьями и лесопарками.
Последствия: Жилищные условия станут критическими (перемена места жительства людей в связи с тем, что магистраль пройдет через жилые дома, многие люди не в состоянии приобрести новое жилье, сменить место работы, школы). Магистраль разрушит ландшафт, будут снесены некоторые памятники природы и культуры. Уничтожится значительная часть плодородных полей, потеряются пастбища, сократится численность скота. Шум от автомагистрали, загрязнение воздуха, повышенная опасность для пешеходов очень усложнят жизнь людям.
Предлагаемое решение: Построить дорогу в обход города, что сохранит качество окружающей среды и значительно снизит вред от автомагистрали.
Пункт 4 На листе бумаги формата А4 командам нужно нарисовать пищевую цепочку из 6 звеньев. Объяснить что произойдёт, если убрать одно из звеньев цепи, и рассказать какую проблему описывает данный рисунок.
Предполагаемый рисунок:
Ответ: проблема сохранения биоразнообразия.
Пункт 5 Командам на изучение даётся рисунок, задача назвать какой проблеме посвещён фильм.
Ответ: Истощение запасов полезных ископаемых.
Пункт 6 Командам предлагается дать ответы на тестовые задания. Пункт пройден, если правильных ответов будет 3 из 5.
1. Суть демографической глобальной проблемы:
а) численность населения уменьшается +
б) численность населения растет
в) люди умирают от неизлечимых болезней
г) люди живут меньше ста лет
2. С загрязнением чего связаны такие экологические проблемы, как парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди и пр.:
а) почвы
б) атмосферы +
в) литосферы
г) гидросферы
3. Высоким содержанием какого газа в атмосфере вызван «парниковый эффект»:
а) угарного
б) кислорода
в) углекислого +
г) водорода
4. Последствия кислотных дождей:
а) гибель лесных массивов +
б) увеличение урожайности сельскохозяйственных культур
в) увеличение рыбных запасов в водоемах
г) все перечисленное верно
5. Причина первого экологического кризиса:
а) истощение естественных запасов плодов +
б) перепромысла крупных животных
в) сведение лесов
г) засоление почвы
Пункт 7 На листе бумаги формата А4 командам нужно нарисовать круговорот воды и ответить на вопрос «Какую проблему описывает данный рисунок?»
Предполагаемый рисунок:
Ответ: Данный рисунок описывает дефицит пресной воды.
Пункт 8 Командам зачитывается стих, далее предлагается определить о какой глобальной проблеме говориться, далее даётся задача для решения.
Об этой глобальной проблеме мы можем прочесть у Роберта Рождественского:
Много нас – людей – на белом свете.
Маются серьёзные умы:
В этой жизни, в этой круговерти, сумасшедшие, расплодились мы!
Бьют демографические взрывы, сохнут реки и чернеет наст
Города вступают как нарывы.
Очень много, слишком много нас!
Много нас!
Учёный бомбу хвалит.
Много нас!
Эсминец рвёт волну.
Много!..
Только всё-таки не хватит нас людей на новую волну.
Что значит много нас?
Проблема: перенаселение.
Задача: Площадь поверхности суши – 153,6 млн. м2 Численность населения – 7,5 миллиардов. Вычислите площадь земной поверхности в расчёте на одного жителя Земли.
Пункт 9 «Экологические задачи». Командам предлагается найти ответ на вопрос, связанный с охраной природы.
Мы часто слышим фразу: “У нас в городе ухудшилась экология”. В чем здесь ошибка?
Ответ: Экология - это наука, она ухудшаться не может, ухудшается состояние окружающей среды.
Дополнительный пункт 1 Командам предлагается решить ситуационную задачу (найти последствия и предложить решение)
Проблема: Свалка бытового мусора в районе жилых домов.
Последствия: Отходы пищи привлекают ворон и голубей, грызунов и других разносчиков инфекции, бродячих собак и кошек. Гниющие отходы – среда развития многих болезнетворных бактерий и других микроорганизмов. Проволока, обрезки досок, труб, остатков мебели могут стать причиной травм. На свалке могут образоваться новые ядовитые вещества и концерагены. Свалки – причина загрязнения почвы, воздуха, водоемов.
Предлагаемое решение: Убрать свалку из района жилых домов. Установить контейнера для раздельной утилизации бытовых отходов, организовать работу дворников по приему и контролю, размещению в них мусора жителями, вывозу бытовых отходов для захоронения.
Дополнительный пункт 2 Командам предлагается дать ответы на тестовые задания. Пункт пройден, если правильных ответов будет 3 из 5.
1. Какая проблема не относится к глобальным:
а) экологическая
б) демографическая
в) урбанизации +
г) продовольственная
2. С чем связано разрушение озонового слоя:
а) увеличением количества теплоэлектростанций
б) выделением газов при извержениях вулканов
в) бытовым использованием фреонов +
г) промышленным использованием фреонов
3. Глобальными считаются проблемы, которые:
а) затрагивают целый континент
б) затрагивающие все человечество +
в) затрагивающие более 10 стран
г) проблемы космического масштаба
4. Главная глобальная проблема человечества в наше время:
а) демографическая
б) продовольственная
в) экологическая +
г) мира и разоружения
5. Основной способ решения глобальных проблем:
а) освоение космоса
б) сокращение населения планеты
в) консолидация усилий всех стран +
г) их нельзя решить
Пункт 1 «Экологические задачи». Командам предлагается найти ответ на вопрос, связанный с охраной природы.
Проблема: Вырубили в лесу все дуплистые старые деревья, чтобы они не мешали расти молодым. И что же - крепкие молодые деревья были съедены вредителями. Какая связь между этими явлениями.
Пункт 2 Командам предлагается найти ответ на вопрос «Использование и охрана растительности»
Проблема: Объясните, почему на реках, вдоль которых вырублен лес, уровень воды непостоянен: если выпадает мало осадков - уровень значительно понижается, если прошел дождь - возможен выход воды из берегов и затопление населенных пунктов, полей и т.д. Почему наводнения на лесных реках случаются редко?
Пункт 3 Командам предлагается решить ситуационную задачу (найти последствия и предложить решение) по теме «Использование и охрана растительности»
Проблема: Комиссия городского планирования подготовила проект строительства автомагистрали, которая пройдет через центр города и пригород с плодородными угодьями и лесопарками.
Последствия: Жилищные условия станут критическими (перемена места жительства людей в связи с тем, что магистраль пройдет через жилые дома, многие люди не в состоянии приобрести новое жилье, сменить место работы, школы). Магистраль разрушит ландшафт, будут снесены некоторые памятники природы и культуры. Уничтожится значительная часть плодородных полей, потеряются пастбища, сократится численность скота. Шум от автомагистрали, загрязнение воздуха, повышенная опасность для пешеходов очень усложнят жизнь людям.
Пункт 4 На листе бумаги формата А4 командам нужно нарисовать пищевую цепочку из 6 звеньев. Объяснить что произойдёт, если убрать одно из звеньев цепи, и рассказать какую проблему описывает данный рисунок.
Пункт 5 Командам на изучение даётся рисунок, задача назвать какой проблеме посвящён фильм.
Пункт 7 На листе бумаги формата А4 командам нужно нарисовать круговорот воды и ответить на вопрос «Какую проблему описывает данный рисунок?»
Пункт 8 Командам зачитывается стих, далее предлагается определить о какой глобальной проблеме говориться, далее даётся задача для решения.
Об этой глобальной проблеме мы можем прочесть у Роберта Рождественского:
Много нас – людей – на белом свете.
Маются серьёзные умы:
В этой жизни, в этой круговерти, сумасшедшие, расплодились мы!
Бьют демографические взрывы, сохнут реки и чернеет наст
Города вступают как нарывы.
Очень много, слишком много нас!
Много нас!
Учёный бомбу хвалит.
Много нас!
Эсминец рвёт волну.
Много!..
Только всё-таки не хватит нас людей на новую волну.
Что значит много нас?
Проблема:??????
Задача: Площадь поверхности суши – 153,6 млн. м2 Численность населения – 7,5 миллиардов. Вычислите площадь земной поверхности в расчёте на одного жителя Земли.
Пункт 6 Командам предлагается дать ответы на тестовые задания. Пункт пройден, если правильных ответов будет 3 из 5.
1. Суть демографической глобальной проблемы:
а) численность населения уменьшается +
б) численность населения растет
в) люди умирают от неизлечимых болезней
г) люди живут меньше ста лет
2. С загрязнением чего связаны такие экологические проблемы, как парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди и пр.:
а) почвы
б) атмосферы +
в) литосферы
г) гидросферы
3. Высоким содержанием какого газа в атмосфере вызван «парниковый эффект»:
а) угарного
б) кислорода
в) углекислого +
г) водорода
4. Последствия кислотных дождей:
а) гибель лесных массивов +
б) увеличение урожайности сельскохозяйственных культур
в) увеличение рыбных запасов в водоемах
г) все перечисленное верно
5. Причина первого экологического кризиса:
а) истощение естественных запасов плодов +
б) перепромысла крупных животных
в) сведение лесов
г) засоление почвы
Пункт 9 «Экологические задачи». Командам предлагается найти ответ на вопрос, связанный с охраной природы.
Мы часто слышим фразу: “У нас в городе ухудшилась экология”. В чем здесь ошибка?
Дополнительный пункт 1 Командам предлагается решить ситуационную задачу (найти последствия и предложить решение)
Проблема: Свалка бытового мусора в районе жилых домов.
Последствия: Отходы пищи привлекают ворон и голубей, грызунов и других разносчиков инфекции, бродячих собак и кошек. Гниющие отходы – среда развития многих болезнетворных бактерий и других микроорганизмов. Проволока, обрезки досок, труб, остатков мебели могут стать причиной травм. На свалке могут образоваться новые ядовитые вещества и концерагены. Свалки – причина загрязнения почвы, воздуха, водоемов.
Дополнительный пункт 2 Командам предлагается дать ответы на тестовые задания. Пункт пройден, если правильных ответов будет 3 из 5.
1. Какая проблема не относится к глобальным:
а) экологическая
б) демографическая
в) урбанизации +
г) продовольственная
2. С чем связано разрушение озонового слоя:
а) увеличением количества теплоэлектростанций
б) выделением газов при извержениях вулканов
в) бытовым использованием фреонов +
г) промышленным использованием фреонов
3. Глобальными считаются проблемы, которые:
а) затрагивают целый континент
б) затрагивающие все человечество +
в) затрагивающие более 10 стран
г) проблемы космического масштаба
4. Главная глобальная проблема человечества в наше время:
а) демографическая
б) продовольственная
в) экологическая +
г) мира и разоружения
5. Основной способ решения глобальных проблем:
а) освоение космоса
б) сокращение населения планеты
в) консолидация усилий всех стран +
г) их нельзя решить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Экологическое воспитание и просвещение детей с недостатками интеллектуального развития»
Экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Школьники, получающие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это окажет влияние на озд...
Методическая разработка "Игра-эстафета "Путешествие в страну здоровья""
Цель "Игры-эстафеты "Путешествие в страну здоровья": выявить представление детей о понятии «Что такое хорошо и что такое плохо», создать ситуации выбора ме...
Методическая разработка экологического конкурса "Тропинка"
Зкологический конкурс "Тропинка" проводится в нашем городе ежегодно. Методическая разработка включает разработку всех этапов конкурса....
Методическая разработка экологического мероприятия "Сказ о том, как Вовка живую воду искал"
Экологическое мероприятие, посвященное Дню воды....
Методическая разработка "Конспект эстафеты «Весёлый марафон» для детей подготовительной группы"
Представлен конспект проведения спортивного праздника с детьми старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка "Спортивная эстафета"
Игры – эстафеты – эти вид спортивных игр, в которых участники поочередно выполняют какое-либо действие, и каждый участник, закончив свой этап, передает «ход» следующему игроку....
Методическая разработка "Веселые эстафеты" для обучающихся 2-4 классов
Внеклассное мероприятие...