Методическая разработка занятия «Экология - наука о Доме»
методическая разработка по экологии

Методическая разработка занятия «Экология - наука о Доме»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия «Экология - наука о Доме»

Балчый Алёна Сергеевна,

Старший педагог дополнительного образования МАУ ДО «Центр детского туризма» Улуг-Хемского кожууна  Республики Тыва

Данное занятие является первым вводным занятием в разделе «Введение» ДООП «Мир природы», реализуемой в детском объединении «Юные экологи». Материалы занятия адресованы педагогам, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности.

Возраст учащихся - 12-13 лет.

Цель занятия: пробудить у обучающихся интерес к изучению мира природы через знакомство с наукой экологией.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать первоначальное представление об экологии.
  • Ввести понятия «экология», «экосистема», «методы экологических исследований», экологических «законов» Б. Коммонера и способствовать их усвоению обучающимися.
  • Познакомить с методами исследования окружающей среды

Воспитательные:

  • Сформировать активную экологическую позицию обучающихся по охране окружающей среды.
  • Побудить к ответственному отношению ко всему живому.

Развивающие:

  • Способствовать развитию мышления, воображения, эмоциональной сферы, наблюдательности, любознательности.
  • Расширить кругозор обучающихся.

Тип занятия: вводный.

Методы и приёмы обучения: словесно-наглядный; самостоятельная работа в группах, игровые приёмы, метод исследования с помощью инструментария, «дополненная реальность».

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, 3 стола для команд, стол для дидактических материалов, два сосуда с чистой водой, 3 планшета.

Электронные ресурсы:

Компьютерная презентация, созданная педагогом, видеоролик о планете Земля, Дидактический материал: коробка с природным материалом (шишки, плоды каштанов, ракушки); 5 карточек с названиями персонажей Сказки; 5 небольших непрозрачных контейнеров с различным наполнением; коробка с пятью непрозрачными контейнерами с природными материалами; 3 конверта с набором карточек с изображениями живых существ - обитателей трёх сред; 3 конверта с изображением гусеницы и справочным материалом к ним; 15 «Блокнотов юного эколога».

Ход занятия.

Организационный момент.

Деление учащихся на три команды с использованием природного материала трёх видов: шишки, плоды каштанов, ракушки.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Вы будете работать в трёх командах, прошу вас взять один предмет и занять место за тем столом, на котором лежит такой же, как у вас, предмет. Дети при входе в аудиторию по очереди достают элементы природного материала из коробки (ракушки, шишки, каштаны) и в соответствии с выбранными предметами рассаживаются по трем столам, где в центре лежит соответствующий маркер (шишка, камень, каштан).

Знакомство с детьми, постановка проблемы через вопросы и проигрывание экологической истории с участием детей.

Педагог представляется и говорит, что ребята, которые будут заниматься в рамках Программы «Мир природы», познакомятся с увлекательным и разнообразным миром - миром природы.

Педагог: Существует много наук, связанных с природой. Но среди них есть одна наука, которая сегодня очень актуальна. «Что это за наука?» и «Почему ей сегодня уделяется такое большое внимание?» - На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего занятия. А поможет нам в этом сказка!

Инсценировка сказки с участием детей.

Педагог вызывает 5 детей, раздает детям карточки с ролями и контейнеры с содержимым. На столе стоит мини-аквариум с водой - «Озеро».

Педагог: Услышав название своего персонажа, подойдите ближе к столу, откройте контейнер и выложите его содержимое в стеклянную ёмкость с чистой водой.

Итак, начинаем... (включить музыку озеро в лесу).

Педагог рассказывает сказку:

- Жило-было чистое, прозрачное, прекрасное озеро, в которое впадал только один маленький Ручеёк. И в озере много лет ничего не менялось.

Однажды появился на озере Рыбак. Рыбу поймал, обед сготовил, перекусил, а мусор оставил. Приехала на берег машина. Водитель помыл её в озере. И полились в озеро нефтепродукты. Затем Фермер решил обосноваться на берегу - деревья выкорчевал, землю распахал, удобрения добавил, чтобы быстрее урожай получить, а дождь пошел, и часть земли с удобрениями в озеро смыл.

А тут и Бизнесмен заводик недалеко решил поставить, по переработке молока. А рабочие завода сточные воды в озеро сливают.

И вот во что озеро превратилось. Вода мутная, грязная. Как такую воду пить, как рыбам в такой воде жить?

Педагог: Какова мораль нашей сказки?

Педагог заслушивает ответы детей и подводит их к выводу: «Люди сами виноваты в загрязнении рек и озёр, такое отношение к природе не допустимо».

Педагог: К сожалению, эта сказка иногда становится былью, обратите внимание на слайд (На слайде - фото с изображением реки в Индонезии). Это река Цитарум. Из-за неразумного отношения к природе возникла очень серьёзная проблема.

Но в нашей сказке, как и в любой другой, финал оказался счастливым.

(Педагог убирает стеклянную ёмкость с грязной водой и взамен кладёт на стол стеклянную ёмкость с чистой водой).

Педагог: В сказке это получилось легко. А вот в жизни всё сложнее. Но, к счастью, есть наука, которая помогает природе. Назовите её (ответ детей - «экология»).

Педагог: Правильно, ребята.

Объявление темы.

Педагог:        На сегодняшнем занятии мы познакомимся с наукой «экология» и ощутим

себя в роли исследователей окружающей среды. А ещё мы будем создавать виртуальный блокнот юного эколога, в который войдет всё самое интересное, что мы узнаем на занятии.

Содержательная часть занятия:

Блок «Экология как наука»

  • Знакомство с происхождением слова «экология» и определением «экологии» как науки.
  • Отражение информации в «виртуальном блокноте юного эколога».

Вывод о том, что представляет собой наука экология.

Блок «Экология — наука о Доме»

Педагог: Итак, экология дословно - Наука о доме. У каждого из нас тоже есть дом.

Он состоит из крыши, стен, фундамента. Но наш дом находится внутри Большого дома, который состоит из разных элементов - природных факторов. Познакомимся с этими элементами. Это магнитное поле Земли, озоновый слой, температура, вода, почва.

А озоновый слой условно можно назвать крышей нашего большого дома.

Лишь после образования озонового слоя жизнь, включая растения, смогла выйти из океанов. Озоновый слой находится на высоте от 15 до 25 км от поверхности земли.

А теперь интересный факт: общее количество озона в атмосфере таково, что, если бы можно было его переместить на уровень моря и сконцентрировать до атмосферного давления, толщина слоя составила бы 3 мм (педагог демонстрирует линейку). Представьте, слой получился бы, как толщина этой линейки. Озоновый слой поглощает от 97 до 99 % солнечного излучения. И если озоновый слой уменьшится, то ультрафиолетовое излучение станет опасным для всего живого.

Просмотр видеоролика о планете Земля из серии «Природа говорит». После просмотра - небольшая беседа о природных факторах как элементах большого Дома и их влиянии на всё живое. Отражение информации о природных факторах в «виртуальном блокноте юного эколога».

Педагог подводит к выводу: наука экология изучает, что происходит внутри нашего Большого Дома, как влияют на нас природные факторы.

Блок «Животные и среды их обитания»

(Педагог расставляет подставки с названиями сред на столы - «водная среда», «наземновоздушная», «почвенная»).

Педагог: Сегодня на планете проживает около 7 миллиардов человек и огромное количество живых существ, которые обитают в своих маленьких домах, в своей среде обитания. Давайте вспомним, какие среды существуют?

Педагог просит взять из конверта по одному изображению животного и определить среду, подходящую для этого животного.

(На слайде - отражение информации о средах в «виртуальном блокноте юного эколога»). Вывод: Мир животных разнообразен, у каждого свой «дом» - среда обитания. Экология изучает взаимодействие живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Блок: «Методы исследования в экологии».

Педагог: Современная экология использует разные методы для проведения исследований. Познакомимся с некоторыми из них и ощутим себя в роли исследователей. Первый метод, с которым мы познакомимся, называется органолептическим. Это исследование с помощью органов чувств.

(Педагог раздаёт учащимся контейнеры, в которых находятся воздух, вода, соль, семена, ракушки).

Задание. Определите на слух, что находится внутри контейнеров. Не открывайте их. Подсказка: в контейнерах находятся только природные материалы.

(Педагог заслушивает ответы детей).

Вывод: Как видите, многие из вас ошиблись. Органолептический метод не всегда точен. Существуют более точные и совершенные методы исследований, например физикохимические.

Для знакомства с физико-химическим оборудованием, предназначенным для определения качества воды, воздуха, шума, педагог предлагает посмотреть видеофильм об экологических исследованиях, которые проводили учащиеся объединения «Юные экологи» МАУ ДО «Центр детского туризма» Улуг-Хемского района Республики Тыва. После просмотра фильма педагог предлагает ответить на вопросы: «Какие исследования проводились?», «С помощью каких инструментов?».

Педагог: В биологии распространённым методом является метод наблюдения над биологическим объектом. В качестве такого объекта мы возьмём гусеницу.

А поможет нам одна из современных технологий - дополненная реальность.

Задание: Положите карточку с изображением гусеницы на середину стола и наведите экран планшета на изображение гусеницы. Появилась бабочка. Определите по внешнему виду бабочки, к какому виду она относится. Ответьте на вопрос «Представляет ли угрозу данный вид для растительности вашего региона?». Для этого воспользуйтесь мини - определителем.

Педагог: Мы познакомились с некоторыми методами исследования окружающей среды. Информация об этих методах также появляется в нашем виртуальном блокноте.

Блок: «Мы в ответе за наш большой Дом»

Педагог: Наука экология прошла большой путь развития. И сегодня, в связи с экологическим проблемами, перед ней стоит глобальная задача - сохранить жизнь на Земле. Существуют очень простые способы, как помочь природе. Это может сделать каждый из вас.

Педагог предлагает детям ответить на вопрос «Чем Вы можете помочь природе?». В качестве микрофона предлагается шишка.

Ответы детей: экономить воду, убирать за собой мусор, экономить ресурсы и т.д.

Педагог: Если каждый из нас будет следовать этим правилам, мир вокруг нас изменится к лучшему.

Блок: «Подведение итогов занятия»

Педагог: Наше занятие подходит к концу. Подведём итог. Мы познакомились с наукой экологией, с факторами, которые влияют на нашу жизнь. Узнали, с помощью каких методов изучается окружающая среда. Пришли к выводу, что от каждого из нас зависит состояние нашей планеты Земля. И создали виртуальный блокнот юного эколога.

И этот блокнот на ваших глазах из виртуального превращается в реальный. Педагог демонстрирует детям реальный Блокнот юного эколога, в котором наряду с теоретической частью содержатся творческие задания для учащихся.

Блок: «Рефлексия»

Педагог предлагает учащимся оценить занятие с помощью сигнальных карточек с изображением домиков (каждый должен выбрать из трёх вариантов один).

  1. Если занятие вызвало у Вас интерес, Вы узнали много нового, и Вам хотелось бы продолжить изучение данного предмета, выберите домик зеленого цвета, поместив его на магнитной доске.
  2. Если было интересно, но не всё понятно - выберите синий домик.
  3. Если было не интересно и не хотелось выполнять задания - выберите красный домик.

Учащиеся прикрепляют выбранные домики на магнитную доску.

На выходе из аудитории педагог выдаёт каждому учащемуся Блокнот юного эколога с координатами своего объединения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по экологии для детей 5 класса с ОВЗ "Белая книга зимы"

Данный материал содержит конспект занятия  о зиме. Доступный познавательный материал, несложные задания помогают детям с ОВЗ изучать природу....

Факультатив "Экология - наука о доме"

Рабочая программа факультативного курса для 5 класса "Экология - наука о доме", срок реализации 1 год....

методическая разработка занятия по дополнительной образовательной программе объединения «Школа светофорных наук» для 4 класса «Запрещающие знаки»

В данной методической разработке «Запрещающие знаки» представлено занятие детей 2-го года обучения по образовательной программе «Школа светофорных наук», с использованием технических средств и электро...

Методическая разработка занятия "Экология как наука. Экологические факторы"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....

Методическая разработка занятия на тему "Экология"

Занятие разработано для обучающихся начальной и основной школы....

Методическая разработка занятия "Экология"

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка занятия «Страна экологии»

Методическая разработка занятия «Страна экологии»...