Загрязнение окружающей среды и его формы
статья по экологии

Григорьева Света Михайловна

У нас только одна планета. И если мы будем

хорошо  к  ней  относиться,  то  она   будет

 хорошо  относиться  к  нам. А если нет, то,

что  ж,  посмотрите  вокруг,  и вы увидите,

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    что происходит.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Пинк

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_okruzhayushchaya_sreda.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Загрязнение окружающей среды и его формы

У нас только одна планета. И если мы будем

хорошо к ней относиться, то она будет

хорошо относиться к нам. А если нет, то,

что ж, посмотрите вокруг, и вы увидите,

что происходит.

Пинк(3)

С развитием цивилизации воздействие людей на природу становится все более и более мощным. И на сегодняшний день приобрело планетарный характер. Природа сама уже не может залечить нанесенные ей раны. Первыми забили тревогу ученые, потом врачи, журналисты и политики. Слово экология стало модным. К сожалению его стали употреблять к месту и не месту, зачастую не понимая всей серьезности экологических проблем.

Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные ядовитыми стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязненный воздух… сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него.

Отношения природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по своему «социальна», обладает своими «правилами поведения» и их отношения строятся на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры – плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна, а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием - сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Культура природы может существовать без культуры человеческой, а человеческая - не может.

В течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие, которое сейчас оказалось нарушенным. Природа по своему «социальна». «Социальность» ее в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот в свою очередь социален и интеллектуален сам, бережет ее, не наносит ей непоправимого ущерба. (1)

Все, что сейчас происходит, напрямую касается каждого из нас. Мы все живем на одной планете и то, что вредит ей, вредит и нам. Но что же может сделать каждый из нас для экологии?

Кто-то предлагает увеличить число заповедников, чтобы сохранить наших соседей по планете. Другие – запретить использование пестицидов и минеральных удобрений в сельском хозяйстве. А есть и такие, которые требуют закрыть промышленные предприятия, загрязняющие природу. К сожалению, не все так просто. Можно, конечно, закрыть предприятия, загрязняющие атмосферу и водоемы, и отказаться от применения химических веществ в сельском хозяйстве. Значит будут остановлены практически все промышленные предприятия. Перестанут работать тепло и электростанции, замрет транспорт. Города и села погрузятся во мрак и холод. Останется без средств механизации, минеральных удобрений и средств защиты растений сельское хозяйство. Наступит хаос, голод, нищета. Отсюда следует неутешительный вывод: невозможно сделать заповедником всю планету. Нужно искать компромиссное решение.

Где же выход? Чтобы выжить человечество должно научиться на Земле по-новому. Именно к этому призвала Всемирная конференция ООН по окружающей среде, принявшая в 1992 году в Рио-де-Жанейро «Повестку дня на 21-й век» - программу работ, предусматривающую гармоническое достижение двух целей: высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира. Для успешного выполнения этой программы недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть экологическими знаниями и способами деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. (2)

Важная, но не единственная задача экологии – научиться грамотно охранять природу. Это не значит, что охранять природу могут только ученые – присоединяйтесь! Как?! И что значит охранять природу? От кого и от чего ее нужно охранять?

Разрушающее воздействие на окружающую среду оказывают загрязнители. Их делят на природные, вызванные естественными процессами, происходящими в природе, и антропогенные, возникающие в результате деятельности человека.

Главный источник химических загрязнителей – промышленность и сельское хозяйство. Тяжелые металлы, пестициды плохо разлагаются, что ведет к их накоплению в почвенном и водном слое планеты. При распаде химические соединения выделяют отравляющие газы. Они поднимаются в атмосферу, накапливаясь и вступая в химическую реакцию с содержащимися в нижних слоях атмосферы частичками воды, образуя кислоту.

Главные производители механических загрязнителей – производственные объекты и населенные пункты. Мусорные свалки, переполненные пластиком, строительным и бытовым мусором – процесс распада механических загрязнителей исчисляется десятилетиями. Механические загрязнители по своему агрегатному состоянию бывают жидкие, твердые и газообразные (аэрозоли). Одни из них более токсичны, например, батарейки, ртутные градусники. Другие, такие как стекло, полиэтилен, не выделяют отравляющих паров, но это не мешает им загрязнять природу.

Основные источники биологических загрязнителей: лаборатории, фабрики – это антропогенные факторы.

К естественным источникам относятся явления, наносящие вред природе, но она способна самостоятельно справляться с их последствиями:

  • извержение вулканов (выбросы магмы, пепла, газа);
  • песчаные бури (пыль, песок);
  • лесные пожары (дым, газовые примеси);
  • разложение органических отходов (газы).

Большинство людей не принимают проблему ухудшения экологии как свою личную, считая, что его происходящее вокруг не касается. Между тем последствия нерационального поведения человека представляют серьезную опасность для природы. Само существование человеческой цивилизации – большая проблема для планеты. На ней не осталось практически ни одного уголочка, который бы не пострадал от рук человека.

Большой ущерб природе наносит загрязнение окружающей среды ядовитыми отходами: выхлопные газы, выбросы заводов, мусор, пожары, аварии… Со всем этим каждый может бороться. Нет, не нужно переставать добывать природные ресурсы, запрещать автомобили и закрывать заводы, - можно ставить на них системы очистки, а мусор можно перерабатывать, сортируя его… и каждый может в этом участвовать. Даже просто посадить дерево или цветы около дома – значит уже помочь своей планете. Люди могут охранять природу на каждом шагу: не топтать траву на газонах, не ломать деревья и кусты, не бросать мусор и не разводить костров в лесу, подкормить зимой птиц, экономить волу дома и на работе, не рвать редкие растения, собирать макулатуру на переработку (ведь 100кг макулатуры спасают одно дерево), экономить нефть и другие источники энергии, они не бесконечны… разрабатывать и совершенствовать энергосберегающие технологии.

«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами» (5).

Изменения в окружающей среде наносят вред человеку, флоре и фауне Земли. Загрязнение природы не ощущается сразу, оно имеет далеко идущие последствия, влияющие на разные сферы. Совокупность источников несёт серьезную угрозу экосистеме планеты. Человечеству пора задуматься над решением проблемы по загрязнению и восстановлению окружающей среды.

Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…

Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала. И вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. (1)

Используемая литература и интернет ресурсы:

  1. Д.С.Лихачев, Письма о добром, СПб, издательство «Logos», 2006г.
  2. Я познаю мир, М., ООО «Фирма издательство «АСТ», 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Загрязнение окружающей среды"

Презентация. Подробно рассматриваются этапы работы над проектом....

оценка уровня загрязнения окружающей среды по состоянию деревьев

Урок содержит материал по биоиндикации листьев березы, липы и хвои. Данная работа была использована на уроке экологии. Представляет собой проектную деятельность учащихся....

Презентация "Загрязнение окружающей среды"

Человек всегда жил в мире звуков. Рядом  с ним шумели леса, плескались волны, гремел гром и свистел ветер. Голоса природы господствовали в окружающей среде. По мере развития че...

Презентация к уроку по экологии "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"

Презентация к уроку по экологии "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"...

Урок английского языка "Загрязнение окружающей среды"

Урок английского языка по теме “Problems of man-modified ecosystem” с использованием ресурсов сети Интернет и презентации....

Мультимедийный урок английского языка в 7 классе по теме "Человек и окружающий мир", учебная ситуация "Загрязнение окружающей среды"

Данный урок разработан для учащихся 7-го класса в рамках темы “Человек и окружающий мир” (“Man and the Natural World”), учебная ситуация “Загрязнение окружающей среды” (“Pollution”), на основе УМК “Ан...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...