Проект по экологии "Мир вокруг нас"
проект по экологии
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля –стало целью данной педагогической работы.
В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_proekt_mir_vokrug_nas.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мир вокруг нас»
- Актуальность проекта.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка - дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность детей, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Важное значение при работе с детьми придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, в быту.
Доктор биологических наук Т.В. Потапова, считает: «Предназначение экологического образования состоит не только в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного обращения с ними и активного желания поступить именно так: щадящим и сберегающим образом».
«Экология – наука будущего. Само существование человека зависит от прогресса этой науки и ее понимания человечеством. Назначение ее законов и нарушение их приведет к гибели человечества» считает профессор, академик Стифеев А.И.
Цель проекта:
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта:
- Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека, воспитание ценностных ориентаций и отношений к природе.
- Воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой.
- Выработка ответственности за собственное благополучие и экологическое благополучие окружающей среды.
- Становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
Условия реализации проекта:
Успех экологического воспитания и образования зависит от использования разнообразных форм работы и их разумного сочетания:
- Экологическое воспитание детей проводится в системе с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, с учетом постепенного усвоения и углубления отдельных элементов.
- Активное вовлечение детей в посильные для них посильные дела по охране местных природных ресурсов.
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Беседы экологического содержания, просмотр презентаций и видеороликов, подвижные и дидактические игры, изготовление плакатов и брошюр, различные акции по экологии, экскурсии, наблюдения.
- Формы работы с детьми по проекту
№ п/п | Название мероприятия | Дата проведения | |||
По плану | По факту | ||||
СЕНТЯБРЬ | |||||
1 | Экскурсия по территории. Цель: Показать детям многоцветность окружающего мира; Закреплять умение подбирать слова - признаки: дерево (большое, красивое, яркое, разноцветное, осеннее); | 7 сентября | |||
2 | Беседа «Природа осенью» Цель: Конкретизировать представление об осенних изменениях в природе | 14 сентября | |||
3 | Беседа «Насекомые осенью» Цель: развивать наблюдательность, уточнить, что насекомых становиться меньше с приходом осени, они прячутся |
| |||
4 | Рисование «Осень пришла» Цель: развивать творчество, фантазию, умение отображать в рисунке разные деревья. | 28 сентября | |||
ОКТЯБРЬ | |||||
1 | Экскурсия «Где растут растения?» Цель: учить узнавать и различать деревья и кусты по характерным признакам (количество и характер стеблей, наличие листьев, плодов у кустарника). Формировать представление об осени как времени года, когда созревают семена. Развивать умение сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям. | 5 октября | |||
2 | Беседа «Многообразие и разнообразие осенних листьев» Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть понятие «листопад» | 12 октября | |||
3 | Просмотр презентации «Краски осени». Разучивание стихотворения А.К.Толстого «Осень» | 19 октября | |||
4 | Аппликация из пластилина «Яркие листочки» Цель: развивать творчество, фантазию, умение отображать в рисунке разные деревья. | 26 октября | |||
НОЯБРЬ | |||||
1 | Экскурсия на улицу «Природа готовится к зиме». Цель: наблюдения в той же среде обитания, но при других условиях (отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ). | 2 ноября | |||
2 | Беседа «Природа и человек» Цель: формировать представление в взаимосвязи природы и человека. | 9 ноября | |||
3 | Викторина экологических загадок на тему «Природа» Цель: систематизировать знания о природе и животных | 16 ноября | |||
4 | Конструирование из природного материала Цель: развивать творчество, воображение фантазию, умение соединять природный материал с помощью пластилина | 23 ноября | |||
ДЕКАБРЬ | |||||
1 | Целевая прогулка «Зимний пейзаж» Цель: Учить любоваться природой. Расширять знания детей о времени года – зиме, закреплять признаки зимы (снег белый и холодный, падает на землю, деревья, дома). | 7 декабря | |||
2 | Беседа «Птицы зимой» Цель: Уточнять и расширять представлении детей о разнообразии птиц, формировать знание об общих признаках птиц (клюв, крылья, перьевой покров). Формировать представление о жизни птиц в зимний период. | 14 декабря | |||
3 | Наблюдение за птицами на участке Цель: Развивать наблюдательность, умение назвать птицу. Воспитывать умение пытливо всматриваться в знакомые объекты. | 21 декабря | |||
4 | Аппликация: «Снегири» Цель: развивать творчества, фантазию, умение вырезать из прямоугольника овал, из квадрата круг, проявлять аккуратность в работе | 28 декабря | |||
ЯНВАРЬ | |||||
1 | Экскурсия по участку «В гостях у зимушки-зимы». Цель: закрепить знания признаков зимы; показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, разнообразие коры деревьев. | 4 января | |||
2 | Беседа «Как зимуют дикие звери» Цель: Познакомить с образом жизни диких животных зимой, формировать представление о характере пищи животных, способах добывания зимой, об условиях жизни зимой – холод, голод, глубокий снег, о приспособлении животных к трудной зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между цветом шерсти животного и средой обитания, между зимними условиями и особенностями поведения животных | 11 января | |||
3 | Ознакомление с художественной литературой: Чтение стихотворения И.З. Сурикова «Зима» Цель: расширять представление детей о зиме, видеть изменения в природе отражающие в стихотворении, продолжать учить детей внимательно слушать |
| |||
4 | Аппликация «Снеговик» Цель: развитие мелкой моторики рук, воображения. | 25 января | |||
ФЕВРАЛЬ | |||||
1 | Презентация «Зима в стихотворениях русских поэтов» Цель: дать представления детям о красоте зимы в стихотворениях поэтов. | 2 февраля | |||
2 | Чтение «Госпожа Метелица» Братья Гримм Цель: формировать любовь к чтению, умение слушать и запоминать тексты. | 9 февраля | |||
3 | Разгадывание кроссвордов «Зимние явления природы» Цель: активизировать знания о явлениях природы в зимний период, тренировать память, внимание и мышление. | 16 февраля | |||
4 | Беседа «Скоро весна» Цель: формировать представления о весне, как времени года, показать приметы и признаки весны. | 23 февраля | |||
МАРТ | |||||
1 | Беседа: «Весна пришла» Цель: уточнить представления детей, какие изменения в природе происходят с приходом весны, что снег начинает таять, все пробуждается – птицы весело щебечут | 7 марта | |||
2 | Экскурсия «Весна красна» - разноцветная весна. Цель: показать нежность красок весны, красоту и хрупкость первоцветов. | 14 марта | |||
3 | Изготовление лепбука «Весна» Цель: развивать творческие способности, желание помогать взрослым, трудиться. | 21 марта | |||
4 | Изучение карт растений «Развитие растений в картинках» Цель: формировать знания о развитии растений от семечки до взрослого растения | 28 марта | |||
АПРЕЛЬ | |||||
1 | Беседа о комнатных растениях «Клумба на окошке» Цель: | 4 апреля | |||
2 | Обучение детей способам уборки пыли с комнатных растений Цель: учить убирать пыль с комнатных растений влажной тряпочкой с холофитума и сухой тряпочкой с герани. Закрепить умение узнавать и различать растения. Учить устанавливать связи между листьями растений и способами удаления с них пыли. Формировать представление о том, что растения дышат – они живые. Поддерживать интерес к уходу за комнатными растениями. | 11 апреля | |||
3 | Изучение карт комнатных растений. Цель: формировать знания об особенностях комнатных растений, их предпочтениях. | 18 апреля | |||
4 | Аппликация «Цветочки в горшочке» Цель: развивать творческие способности, умении передавать форму и цвет. | 25 апреля | |||
МАЙ | |||||
1 | Беседа «Вода – это жизнь» Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды, развивать речь, мышление, любознательность. Воспитывать экологическую культуру. Развивать умение делать выводы, умозаключения. Воспитывать аккуратность при работе. | 7 мая | |||
2 | Просмотр фильма: «Круговорот воды в природе» Цель: познакомить детей с природным явлением, помочь понять, что такое круговорот воды | 14 мая | |||
3 | Экскурсия - развлечение по экологической тропе в парке Цель: познакомить детей с обитателями экологической тропы, вызвать эмоциональный отклик, желание защищать природу, вспомнить правила поведения в природе, доставить детям радость. | 21 мая | |||
4 | Изготовление стенгазеты «Мир вокруг» | 28 мая |
Ожидаемые результаты:
- развитие неравнодушной личности, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей;
- осознанное формирование и правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- приходит понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над проектом "Английский язык вокруг нас"
Проект создан на основе учебной темы «Английский вокруг нас», в рамках которой учащиеся знакомятся со словообразовательными элементами, учатся работать со словарями разных видов. Работа над проектом п...
Творческий проект. Викторина "Профессии вокруг нас"
Творческий проект урок-викторина "Профессии вокруг нас". По технологии 5 класс. Цель урока познакомить детей с разными видами темперамента человека, склонность к какой профессии. Рассказать о различны...
Проект "Физические приборы вокруг нас".
Физика наука экспериментальная и создание приборов своими руками способствует лучшему усвоению материала....
Экологический проект «Сохрани мир вокруг себя!», посвященный Году экологии в Российской Федерации (2017г.)
Проект направлен повысить уровень знаний учащихся о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у учащихся ответственное и б...
Проект "Геометрические тела вокруг нас" 5-6 класс
Проеккт по этапам...
Социальный проект "Сохраним мир вокруг нас"
Цель проекта: формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса, воспитать бережное отношение ...
Проект "Сохрани мир вокруг себя"
Цель проекта: формирование экологической грамотности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время, через включение их в общественно-полезную деятельность.Проект предп...