Экологическая викторина «Знатоки природы»
методическая разработка по экологии
Одним из важнейших звеньев стратегии охраны окружающей среды является организация экологического воспитания и образования, конечная цель которого - формирование у человека высокой экологической культуры, ответственного отношения к природе. Формирование экологической компетентности обучающихся – одно из основных направлений в работе педагога с воспитанниками, т.к. от их компетентности во многом будет зависеть состояние окружающей среды в будущем. Данная викторина в полной мере будет способствовать экологическому образованию и просвещению обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_znatoki_prirody.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из важнейших звеньев стратегии охраны окружающей среды является организация экологического воспитания и образования, конечная цель которого - формирование у человека высокой экологической культуры, ответственного отношения к природе. Формирование экологической компетентности обучающихся – одно из основных направлений в работе педагога с воспитанниками, т.к. от их компетентности во многом будет зависеть состояние окружающей среды в будущем. Данная викторина в полной мере будет способствовать экологическому образованию и просвещению обучающихся.
Экологическая викторина «Знатоки природы»
Цель:
Закрепить, обобщить, систематизировать и уточнить знания детей о природе родного края, образе жизни животных, птицах, растениях; совершенствовать экологические знания.
Задачи:
Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, умение логически мыслить, правильно формируя выводы.
Формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.
Воспитывать чуткое отношение к природе родного края, потребность любить и беречь ее. Продолжать совершенствовать речь как средство общения.
Способствовать формированию знаний о природе, развитию экологического мышления и творческого воображения. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.
Развивать память, речь детей, творческие способности.
Предшествующая работа:
1. Беседы: лес - растения и животные леса, река и ее обитатели.
2. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадывание загадок.
3. Чтение художественной литературы: рассматривание иллюстраций, картинок, чтение журналов.
Педагог:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит солнце – доброте.
Учит снег нас чистоте.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Вопросы викторины:
Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие).
Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние).
Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (насекомые)
Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
У какого дерева белый ствол? (береза)
Как называется дом муравьев? (муравейник)
Как назвать детеныша коровы? (теленок)
Сколько ног у жука? (шесть)
Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Кто носит свой дом на спине? (улитка)
У какого зверя есть иголки? (у ежа)
Кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь, барсук)
Лев – дикое или домашнее животное? (дикое)
Какого зверя можно назвать длинноухим? (зайца)
Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
На каком дереве растут желуди? (на дубе)
Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)
Карась, щука, сом, окунь – это … (рыбы)
У какого зверя рыжая шубка? (у белки, у лисы)
Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
Какая птица лечит деревья (дятел)
Как называется домик для птиц, сделанный руками человека (скворечник)
Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
Какая птица выводит птенцов зимой (клест)
У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
Кто в лесу плетет паутину? (паук)
У какого насекомого крылышки красные с черными точками (у божьей коровки)
Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
Чем питается бабочка? (нектаром)
Собака – дикое или домашнее животное? (домашнее)
Что такое зеленый покров Земли? (трава)
«Угадайте по описанию».
1. «Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей».
Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.
2. «Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами».
Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).
Ответ: лиса.
Физкультминутка:
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык?
(Прыжки на месте.)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно?
(Ходьба на месте.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос.
(Потягивания — руки вперёд.)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе?
(Прыжки на месте.)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают.
(Бег на месте.)
Вот голодная лиса
(Ходьба на месте. )
Грустно смотрит в небеса.
(Потягивания — руки вверх.)
Тяжело вздыхает,
(Глубокие вдох и выдох.)
Садится, отдыхает.
(Дети садятся за парты.)
Педагог:
1. Какие деревья растут в нашем лесу и парке? (Хвойные: ель, сосна, , лиственница, пихта; лиственные: береза, осина, тополь, рябина, черемуха, клен, ольха)
2. Какое дерево называют «Символом России», «Русской красавицей»? (береза)
3. Ягодами какого дерева зимой питаются птицы, его ягоды обладают лечебными свойствами? (рябина)
«Подбери слова»:
Лес может быть густым, а может быть и (редким)
Волк - зверь большой, а ёж (маленький)
Лось могучий, то есть (крупный, огромный, большой)
Весна бывает ранняя, а бывает и (поздняя)
Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины (горькие)
Январь год начинается, а декабрь (кончает)
Экологические задачи:
Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.
-Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.
-Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила?
Вывод. Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет.
2. Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.
-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок - попросил Сережа родителей.
-Нельзя их ловить, - сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?
Вывод. Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы.
3.Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.
-Давай поймаем ее, - попросил Витя.
-Нельзя ловить бабочек, сказал Коля.
-От них, все равно, ни какой пользы - ответил Витя. Кто из мальчиков был прав?
Вывод. Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных» по нашему мнению насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.
4. В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?
Вывод. Колокольчики - краса леса. Много людей приходит в лес и все любуются ими. К тому же, в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.
«Вопросы о растениях, животных и насекомых».
Для чего нужна трава? (для красоты, живут насекомые, как корм для животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух)
Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у хвойных деревьев вместо листьев – иголки, хвоя, они не боятся мороза)
Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна)
Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и грязь, обогащают воздух чистым кислородом)
Куда зимой пропадают насекомые? Прячутся под корой деревьев, под сухими листьями, забиваются в щели домов, заползают под землю и впадают в спячку)
Сколько крыльев у жука? (четыре)
Кто в лесу плетет паутину? (паук)
У какого домашнего животного есть рога? (корова, коза)
Почему в одних случаях заяц - белый, а в других – серый? (белый заяц бывает зимой, а весной и летом – серый)
«Узнай растение»
- Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел. (Одуванчик)
- Белые реснички, у моей сестрички. (Ромашка)
- Посадили зернышко, вырастили солнышко. (Подсолнух)
- К нам приехали с бахчи полосатые мячи. (Арбузы)
- Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит. (Крапива)
- Вот чудесные цветы небывалой красоты, яркие пахучие…ай, ай, ай! Колючие! (Розы)
Экологические загадки
1. Голубой шатер, всю землю покрыл (небо)
2. Много рук, а нога одна (дерево)
3. Неизвестно где живет, налетит - деревья гнёт (ветер)
4. Кто в лесу без топора строит избу, без угла (муравьи)
5. Растут на ветке группками, покрытые скорлупками (орехи)
6. Похож я с виду на горах, где пройду - переполох (град)
7. Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел (одуванчик)
8. Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? (вода)
9. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес)
10. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник)
11. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы – белые и шампиньоны наиболее питательны.)
12. У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)
13. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
14. Кого называют листопадничками? (зайчат родившихся осенью)
15. Наука о животных? (Зоология)
16. Кто такой Ихтиолог? (Ученый изучающих рыб)
17. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
18. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
19. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
20. Самая высокая трава? (Бамбук)
21. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)
22. Как называется самая большая птица? (Страус)
23. Кто написал музыку к балету «Лебединое озеро» (П.И. Чайковский)
24. Как называется самый музыкальный цветок? (колокольчик)
Педагог:
Всё Хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, Узнать, Полюбить!
Мы хотим, чтоб Земля расцветала,
И росли, как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная экологическая игра "Знатоки природы"
Интеллектуальная экологическая игра активизирует познавательную активность воспитанников в области экологии и охраны природы, привлекает внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, восп...
Презентация к экологической игры "Знатоки природы"
Презентация можно использовать дополнительное наглядное пособие к методической разработке игры или самостоятельно для учащихся 6 класса....
Интеллектуальная экологическая игра "Знатоки природы"
Интеллектуальная экологическая игра "Знатоки природы" по экологии может быть использована на уроках и внеклассных мероприятиях....
Экологическая викторина "Знатоки природы"
Викторина "Знатоки природы" включает несколько разделов: "Вопросы по экологии", "Вопросы о животных", "Вопросы о растениях", "Вопросы о насекомых" и "Что лишнее?"...
Конспект открытого занятия: экологический конкурса "Знатоки природы".
Экологический конкурс "Знатоки природы".Цель:формировать экологическое, ответственное отношение к природе; развивать чувство сопричастности и ответственности за всё происход...
Экологическая игра "Знатоки природы"
Внгеклассное занятие по экологии для 9 классов...
Экологическая игра-викторина "Знатоки природы"
Внеклассное мероприятие предназначено для детей младшего школьного возраста....