Картотека экспериментов и опытов в подготовительной группе
методическая разработка по экологии

Решетникова Людмила Алексеевна

В картотеке представлено описание опытов и экспериментов, проводимых в разное время года и с объектами живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_op_i_eksperim.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования  №1»                                      имени И.И.Мусатова                                                                                                                                                             структурное подразделение «Детский сад №5»

Картотека

Экспериментов и опытов в подготовительной группе

         

Составлена педагогом дополнительного образования

Решетниковой Л.А.

№№

п\п

Название

Цель

Оборудование

Ход

1

Сравнение мела, угля и камней

Уточнять представления о свойствах мела, угля и камней; учить сравнивать материалы;

 в соответствии с их свойствами сделать вывод о применении

Куски мела, угля и камней. Доски или листы бумаги для рисования. Гвозди. Алгоритм описания свойств веществ

Дети рассматривают материалы, то есть обследуют свойства и особенности мела, угля и камней; сравнивают их.  Педагог сообщает, где они добываются. Дети делают предположительные выводы,

 где они применяются

2

Далеко - близко

Познакомить детей с тем, что удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха

Два термометра, настольная лампа, длинная линейка

Дети зажигают лампу, представляют, что это Солнце. Помещают два термометра на расстоянии 10 и 100 см. от лампы. Определяют, где температура будет выше. Делают вывод: чем дальше от лампы, тем больше расходятся в стороны лучи и тем меньше их попадает на второй термометр. Рассматривают модель Солнечной системы. Определяют удаленность разных планет от Солнца, отмечают: на какой теплее, а на какой холоднее.

3

Мы - фокусники

Выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества

Фанера, картон, пластмассовая тарелка, ткань, бумага, стакан с водой, емкость с песком и мелкими металлическими предметами. Магниты.

Педагог предлагает выяснить, могут ли магнитные силы действовать на расстоянии. Задает вопрос:  как проверить? Дети отвечают и выполняют действия. Делают вывод: магнитные силы проходят через многие материалы. Педагог предлагает подумать: как найти потерянные в песке часы, иголку на полу? Проверить предложения детей на практике.

4

Какого цвета снег?

Подвести детей к пониманию того, что снег только кажется белым, а на самом деле он бесцветный

Два стакана,

чаша со снегом, две чайные ложки, белая гуашь

После снегопада педагог обращает внимание на красоту зимнего пейзажа. Спрашивает, какого цвета снег? Вы уверены, что он белый? А как узнать, белый он или нет? Ответы детей. В группу вносят чашу со снегом. В два стакана наливают воду. Вопрос: какая вода? В один стакан положим чайную ложку белой гуаши, в другой – чайную ложку снега. Вопрос: какого цвета снег, а гуашь?  Правильно, белые. Дети выполняют действия, размешивают воду. Какого цвета стала вода в стаканах? Ответы детей. Вывод: снег только кажется белым, а на самом деле он бесцветный.

5

Фильтрование

воды

Познакомить с процессом очистки воды разными способами

Бумажные салфетки, ткань, вата, воронки, речной песок, крахмал, емкости

Педагог предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очисть ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать различные очистительные устройства – фильтры. Дети изготавливают фильтры, проверяют их действие; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (салфетка).

6

Круговорот воды

Познакомить с круговоротом воды в природе

Прозрачная мерная емкость с прозрачной крышкой

Дети кладут в емкость кусок снега или льда. Закрывают ее. Ставят в тепло. Длительное время наблюдают таяние снега и конденсацию воды.

7

Где вода быстрее замерзает?

Развивать умение устанавливать зависимость между глубиной водоема и быстротой замерзания воды в нем

Ведерко с  водой

и мелкая емкость с водой

Вынести на мороз ведерко с водой и мелкую емкость с водой. Сделать вывод, почему в мелкой посуде вода замерзает быстрее. Обсудить, почему нельзя выходить на лед.

8

Куда исчезла лужа? (Проводится

в теплую погоду)

Развивать представления детей о круговороте воды в природе

Два ведра воды, мел

Вылить на асфальт воду.  Очертить мелом контуры. Наблюдать за изменениями, происходящими с водой. Сделать выводы.

9

Пламя загрязняет воздух

Дать детям представления об источниках загрязнения воздуха

Свеча,

фарфоровая чашка

Педагог зажигает свечу.

Вопрос: что вы видите? Горит пламя. Может ли пламя загрязнять воздух? Подержим над ним фарфоровую чашку. Через некоторое время мы увидим, что дно чашки потемнело – покрылось слоем копоти. У всех в квартирах стоят газовые плиты. Взрослые зажигают газ. Вопрос: для чего нужно проветривать кухню?

10

Для чего корешки?

Установить взаимосвязь строения и функции частей растения

Черенок герани или бальзамина с корешками. Емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка

Дети рассматривают черенок с корешками, уточняют, для чего нужны корешки растению (закрепляют растения в земле).

 А еще? Помещают растение в прозрачную емкость с крышкой, с прорезью для черенка. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой. Результат дети зарисовывают. Делается вывод: корешок растения всасывает воду.

11

Что любят растения?

Развивать представления о том, что из луковицы-репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия

Три банки,

три луковицы, цветные кружочки, клей, кисточки, коробка из плотного картона, алгоритм проведения опыта

Педагог рассматривает с детьми три одинаковые луковицы. Наклеивают цветные кружочки на банки. Зарисовывают банки с луковицами на страницах календаря наблюдений. Ставят банки в соответствующие места (тепло, свет, вода; холод, свет, вода; тепло, темнота, вода).  После нескольких наблюдений делается вывод: самая хорошая зелень у той луковицы, которая имеет все условия (свет, тепло, воду).

12

Почему говорят: «Как с гуся вода?»

Развивать интерес к окружающей природе.

Закреплять знания о приспособленности водоплавающих птиц к среде обитания

Перья водоплавающих птиц, емкость с водой, растительное масло

Педагог и дети намазывают руки жиром, опускают в воду на несколько секунд. Затем вынимают и делают вывод. Опускают гусиные перья в воду, наблюдают, делают выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека стихотворений для заучивания в подготовительной к школе группе детского сада

В данной картотеке собраны стихотворения разных авторов для заучивания детьми старшего дошкольного возраста...

Картотека речевых игр и упражнений в рамках комплексно-тематического планирования для детей подготовительной группы

Картотека речевых игр и упражнений в рамках комплексно-тематического планирования для детей подготовительной группы...

Картотека подвижных игр в подготовительной группе

Картотека подвижных игр для детей 6 – 7 летИгра занимает важное место в жизни ребёнка. В процессе игры дети познают предметы и их свойства, окружающее пространство. В игре дети получают полезную инфор...

Картотека дидактических (словесных)игр и упражнений. в подготовительной группе

Картотека дидактических  (словесных)игр и упражнений.в подготовительной группе...

Картотека игр и упражнений на развитие чувства ритма для детей старшей и подготовительной группы

Методические разработки музыкально-ритмических игр направлены на развитие: эмоциональности, чувства ритма, ощущения музыкальной формы, восприятия, воображения. Музыкальное сопровождение учит детей быт...

Картотека пальчиковых игр и упражнений в подготовительной группе.

Картотека пальчиковых игр и упражнений в подготовительной группе. Игрушки«Шарик»Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положени...