Картотека экспериментов и опытов в подготовительной группе
методическая разработка по экологии
В картотеке представлено описание опытов и экспериментов, проводимых в разное время года и с объектами живой и неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_op_i_eksperim.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования №1» имени И.И.Мусатова структурное подразделение «Детский сад №5»
Картотека
Экспериментов и опытов в подготовительной группе
Составлена педагогом дополнительного образования
Решетниковой Л.А.
№№ п\п | Название | Цель | Оборудование | Ход |
1 | Сравнение мела, угля и камней | Уточнять представления о свойствах мела, угля и камней; учить сравнивать материалы; в соответствии с их свойствами сделать вывод о применении | Куски мела, угля и камней. Доски или листы бумаги для рисования. Гвозди. Алгоритм описания свойств веществ | Дети рассматривают материалы, то есть обследуют свойства и особенности мела, угля и камней; сравнивают их. Педагог сообщает, где они добываются. Дети делают предположительные выводы, где они применяются |
2 | Далеко - близко | Познакомить детей с тем, что удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха | Два термометра, настольная лампа, длинная линейка | Дети зажигают лампу, представляют, что это Солнце. Помещают два термометра на расстоянии 10 и 100 см. от лампы. Определяют, где температура будет выше. Делают вывод: чем дальше от лампы, тем больше расходятся в стороны лучи и тем меньше их попадает на второй термометр. Рассматривают модель Солнечной системы. Определяют удаленность разных планет от Солнца, отмечают: на какой теплее, а на какой холоднее. |
3 | Мы - фокусники | Выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества | Фанера, картон, пластмассовая тарелка, ткань, бумага, стакан с водой, емкость с песком и мелкими металлическими предметами. Магниты. | Педагог предлагает выяснить, могут ли магнитные силы действовать на расстоянии. Задает вопрос: как проверить? Дети отвечают и выполняют действия. Делают вывод: магнитные силы проходят через многие материалы. Педагог предлагает подумать: как найти потерянные в песке часы, иголку на полу? Проверить предложения детей на практике. |
4 | Какого цвета снег? | Подвести детей к пониманию того, что снег только кажется белым, а на самом деле он бесцветный | Два стакана, чаша со снегом, две чайные ложки, белая гуашь | После снегопада педагог обращает внимание на красоту зимнего пейзажа. Спрашивает, какого цвета снег? Вы уверены, что он белый? А как узнать, белый он или нет? Ответы детей. В группу вносят чашу со снегом. В два стакана наливают воду. Вопрос: какая вода? В один стакан положим чайную ложку белой гуаши, в другой – чайную ложку снега. Вопрос: какого цвета снег, а гуашь? Правильно, белые. Дети выполняют действия, размешивают воду. Какого цвета стала вода в стаканах? Ответы детей. Вывод: снег только кажется белым, а на самом деле он бесцветный. |
5 | Фильтрование воды | Познакомить с процессом очистки воды разными способами | Бумажные салфетки, ткань, вата, воронки, речной песок, крахмал, емкости | Педагог предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очисть ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать различные очистительные устройства – фильтры. Дети изготавливают фильтры, проверяют их действие; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (салфетка). |
6 | Круговорот воды | Познакомить с круговоротом воды в природе | Прозрачная мерная емкость с прозрачной крышкой | Дети кладут в емкость кусок снега или льда. Закрывают ее. Ставят в тепло. Длительное время наблюдают таяние снега и конденсацию воды. |
7 | Где вода быстрее замерзает? | Развивать умение устанавливать зависимость между глубиной водоема и быстротой замерзания воды в нем | Ведерко с водой и мелкая емкость с водой | Вынести на мороз ведерко с водой и мелкую емкость с водой. Сделать вывод, почему в мелкой посуде вода замерзает быстрее. Обсудить, почему нельзя выходить на лед. |
8 | Куда исчезла лужа? (Проводится в теплую погоду) | Развивать представления детей о круговороте воды в природе | Два ведра воды, мел | Вылить на асфальт воду. Очертить мелом контуры. Наблюдать за изменениями, происходящими с водой. Сделать выводы. |
9 | Пламя загрязняет воздух | Дать детям представления об источниках загрязнения воздуха | Свеча, фарфоровая чашка | Педагог зажигает свечу. Вопрос: что вы видите? Горит пламя. Может ли пламя загрязнять воздух? Подержим над ним фарфоровую чашку. Через некоторое время мы увидим, что дно чашки потемнело – покрылось слоем копоти. У всех в квартирах стоят газовые плиты. Взрослые зажигают газ. Вопрос: для чего нужно проветривать кухню? |
10 | Для чего корешки? | Установить взаимосвязь строения и функции частей растения | Черенок герани или бальзамина с корешками. Емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка | Дети рассматривают черенок с корешками, уточняют, для чего нужны корешки растению (закрепляют растения в земле). А еще? Помещают растение в прозрачную емкость с крышкой, с прорезью для черенка. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой. Результат дети зарисовывают. Делается вывод: корешок растения всасывает воду. |
11 | Что любят растения? | Развивать представления о том, что из луковицы-репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия | Три банки, три луковицы, цветные кружочки, клей, кисточки, коробка из плотного картона, алгоритм проведения опыта | Педагог рассматривает с детьми три одинаковые луковицы. Наклеивают цветные кружочки на банки. Зарисовывают банки с луковицами на страницах календаря наблюдений. Ставят банки в соответствующие места (тепло, свет, вода; холод, свет, вода; тепло, темнота, вода). После нескольких наблюдений делается вывод: самая хорошая зелень у той луковицы, которая имеет все условия (свет, тепло, воду). |
12 | Почему говорят: «Как с гуся вода?» | Развивать интерес к окружающей природе. Закреплять знания о приспособленности водоплавающих птиц к среде обитания | Перья водоплавающих птиц, емкость с водой, растительное масло | Педагог и дети намазывают руки жиром, опускают в воду на несколько секунд. Затем вынимают и делают вывод. Опускают гусиные перья в воду, наблюдают, делают выводы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека стихотворений для заучивания в подготовительной к школе группе детского сада
В данной картотеке собраны стихотворения разных авторов для заучивания детьми старшего дошкольного возраста...
Картотека речевых игр и упражнений в рамках комплексно-тематического планирования для детей подготовительной группы
Картотека речевых игр и упражнений в рамках комплексно-тематического планирования для детей подготовительной группы...
Картотека подвижных игр в подготовительной группе
Картотека подвижных игр для детей 6 – 7 летИгра занимает важное место в жизни ребёнка. В процессе игры дети познают предметы и их свойства, окружающее пространство. В игре дети получают полезную инфор...
Картотека дидактических (словесных)игр и упражнений. в подготовительной группе
Картотека дидактических (словесных)игр и упражнений.в подготовительной группе...
Картотека игр и упражнений на развитие чувства ритма для детей старшей и подготовительной группы
Методические разработки музыкально-ритмических игр направлены на развитие: эмоциональности, чувства ритма, ощущения музыкальной формы, восприятия, воображения. Музыкальное сопровождение учит детей быт...
Картотека пальчиковых игр и упражнений в подготовительной группе.
Картотека пальчиковых игр и упражнений в подготовительной группе. Игрушки«Шарик»Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положени...
Картотека этюдов (театрализованная деятельность) Подготовительная группа общеразвивающей направленности
Картотека театрализованных этюдов (подготовительная группа)...