Дополнительная общеобразовательная программа «Путешествие по экологической тропе Ямала»
рабочая программа по экологии
С помощью цикла мероприятий рограммы ребята смогут не только осознать проблемы экологии НАО, но и сформировать ответственное, бережное отношение к природному и культурному богатству малой родины.Изучение Ямала позволит детям расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
Дополнительная общеобразовательная программа
«Путешествие по экологической тропе Ямала»
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации: 3 года
Автор: воспитатель
Дякун Любовь Васильевна
с. Мыс Каменный
2019г.
Содержание программы
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Содержание программы на 3 года обучения.
- Педагогическая диагностика.
- Методическое обеспечение программы.
- Требования к техническому оснащению педагогического процесса
Характеристика программы:
- по типу программ – авторская;
- по возрастным особенностям: рассчитана на детей в возрасте от 7 до 12 лет;
- срок освоения: 3 года;
- по формам занятий: индивидуальные, групповые;
- по уровню освоения программы – общеразвивающая;
- по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная;
- по содержанию: этнорегиональный компонент.
Пояснительная записка
Неужели, Ямал, ты распят |
На дорогах земной крестовины, |
Буровые как гвозди торчат, |
И клюют твои раны машины. |
Над усопшею тундрой горят |
Буровых поминальные свечи, |
Ветры, ветры, рыдая, шумят, |
И кочевники плачут как дети. |
Ю. Леонтьев |
Северяне бережно чтят природу своей земли, чтобы сохранить её для будущих поколений. Общаясь с природой, коренные народы Ямала из поколения в поколение отбирают по крупицам всё самое ценное, подвергая его испытанию временем, стремятся не нарушать взаимное доверие между природой и человеком.
И как отмечал один из исследователей этносов: «В полярной и даже научной литературе культуру арктических народов любят называть «экологической», обычно подразумевая под этим особый образ жизни в гармонии с окружающей средой и равновесии с её ресурсами». Таким образом, природа являлась главным фактором, воздействующим на поведение людей и их образ жизни.
На протяжении многих веков вырабатывались правила нравственности, по которым жил человек и целые поколения. Известный писатель – ученый А.К. Омельчук отмечает, что этика Севера уникальна, и к тому же он полагает, что именно такое присущее северянам экологически бережное отношение к окружающей природе должно распространяться на всю планету.
Жизнь в гармонии с природой – это не только прошлое, но и будущее народов Ямала. Мы обязаны чтить, бережно хранить и передавать следующим поколениям традиции, идущие из прошлого. Формирование этнокультуры должно органично вписываться в нашу жизнь и присутствовать в ней повседневно.
Данная программа предназначена для изучения основ краеведения Ямало-Ненецкого автономного округа и является национально-региональным компонентом. Само введение регионального компонента, признание его серьезного значения - знамение нашего времени, проявление того, что российская образовательная система переходит от общего образования гражданина вообще, независимо от его места жительства, к образованию представителя конкретного территориального социокультурного сообщества и человека со всеми его индивидуальными особенностями и способностями. Образование сегодня призвано помочь конкретному человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Именно в этом роль такого курса, как «Знакомство с родным краем», в развитии российского и регионального образования.
Богатый материал о крае позволит нынешним школьникам расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает. Приобщение детей разных национальностей, живущих на Ямале, к культуре коренных жителей станет одним из источников духовного обогащения. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Актуальность проекта:
Для современного человека тема экологии нашего округа очень актуальна. В наши дни особую тревогу вызывает положение представителей малочисленных народов Севера, где жизненные обстоятельства нарушают баланс между природой и человеком. Очень больно смотреть, как естественная среда тундры превращается в «лоскутное одеяло» Из-за деятельности человека в тундре возникли экологические проблемы
От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время её добычи. Незаконная охота – браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища.
Экологическая проблема носит глобальный характер не только в нашей местности, но и затрагивает все человечество. Каждый год уменьшаются ягельные пастбища, снижаются запасы рыбы, уменьшается количество пушного зверя. Педагоги и руководство нашей школы-интерната прилагают максимум усилий для обучения детей основам национальной культуры и формирования экологического самосознания. Но нам нельзя останавливаться на достигнутом, а необходимо продолжать учиться самим и учить детей младшего возраста сохранять на своей этнической территории национальную культуру, оберегать самобытность, перенимать и возрождать традиции и обряды, хранимые в глубине народной жизни.
Через понимание культурных традиций отношения к окружающей среде и природопользования можно не только понять причины сегодняшних экологических проблем, но и найти пути их решения.
С помощью цикла мероприятий программы «Путешествие по экологической тропе» ребята смогут не только осознать проблемы экологии ЯНАО, но и сформировать ответственное, бережное отношение к природному и культурному богатству малой родины. Изучение Ямала позволит детям расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.
Объём программы: 35 часов
Формы работы:
- беседы;
- экскурсии;
- мастер-классы;
- разгадывание кроссвордов;
- игра-путешествие, подвижные игры, ролевые игры;
- театрализованные представления;
- КВН;
- интеллектуальный марафон;
- групповая работа;
- соревнования;
- творческие конкурсы, викторины;
- коллективное творческое дело.
Формы организации работы:
Занятия 1 раз в неделю по 40 минут.
Возраст обучающихся: курс предназначен для детей в возрасте от 7 до 12 лет и рассчитан на три учебных года.
Цель: формирование экологического поведения у младших школьников, развитие интереса к родному краю.
Задачи.
Образовательные:
- ознакомление детей с основными занятиями коренных народов Севера: оленеводством, рыболовством, охотой, орудиями производства; показать роль природы в жизни коренных народов;
- формирование национального самосознания и экологического мышления;
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- формирование умения логически мыслить и применять знания, полученные ранее, а также анализировать и систематизировать изучаемый материал, делать обобщения и выводы.
Развивающие:
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, и т.д.);
- развитие навыков коммуникативной культуры;
- развитие самостоятельности, воображения, творческой активности, наблюдательности, любознательности, интереса к изучаемому материалу.
Воспитательные:
- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
- воспитание чувства любви и уважения к культуре своего народа и других народов, формирование чувства ответственности за её сохранение и развитие;
- воспитание умения работать в коллективе, развитие взаимопомощи;
- способствование накоплению опыта детей в процессе совместной деятельности.
Основные принципы, методы и формы реализации программы.
Принципы краеведческого воспитания и образования:
- принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;
- принцип индивидуально – личностного подхода - учёт индивидуальных возможностей;
- принцип демократичности - достигается не только тем, что общеобразовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что педагог самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;
- принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий
- принцип творчества – развитие фантазии, образного мышления;
- принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения своего края, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края;
- принцип воспитывающего обучения – формирование личности в коллективе.
Методы организации учебного процесса:
- метод наблюдения;
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- метод организации деятельности;
- метод стимулирования деятельности и поведения;
- игровой метод;
- комплексный метод коллективных и групповых работ;
- метод диалогичности;
- метод контроля и самоконтроля.
Работа по программе «Путешествие по экологической тропе Ямала» планируется по разделам:
1 год обучения
Введение. Окружающая среда и здоровье человека 8 часов.
Учебный план программы «Путешествие по экологической тропе Ямала»
1 год обучения (7-8 лет) 35 часов
№ | Темы разделов | Количество занятий | |
теоретические | практические | ||
1 | Введение. Окружающая среда и здоровье человека | 6 | 2 |
2 | Освоение Ямала. Загрязнение воды и воздуха нашего края. | 5 | - |
3 | Рыбы водоёмов | 3 | 1 |
4 | Мир растений | 4 | 2 |
5 | Животный мир нашего округа. Красная книга Ямала. | 3 | 2 |
6 | Этноэкология – основа жизни коренных жителей Ямала. | 5 | 1 |
Итоговое занятие | 1 |
Учебно-тематический план программы «Путешествие по экологической тропе Ямала»
1 год обучения (7-8 лет) 35 часов
№ | Темы разделов | Форма мероприятия | Темы занятий |
1 1 2 3 4 5 6 7 8 | Введение. Окружающая среда и здоровье человека. | Вводное занятие. Беседа. Беседа Акция Познавательная игра Занятие Рисование. Презентация. | Правила техники безопасности. Выборы актива. «Что такое экология? Кто ввёл в науку термин «экология?» «Как себя вести на природе»
«День борьбы с мусором» «Мир вокруг нас» «Влияние окружающей среды на здоровье человека» «Чем природа помогает человеку?» «Проблема нехватки чистого воздуха» |
2 9 10 11 12 13 | Освоение Ямала. Загрязнение воды и воздуха нашего края. | Чтение и анализ книги Литературная гостиная Познавательное занятие Экологический марафон Чтение и обсуждение книги | Константин Лагунов «Здравствуй, тюменская нефть!» «Освоение Ямала и его экологические последствия» «Вода и воздух – источники жизни» «Водные эстафеты» Галина Железцова «Путешествие капельки воды»
|
3 14 15 16 17 | Рыбы водоёмов | Познавательное занятие Работа с бисером Настольная экологическая игра Инсценировка | «Охрана водоёмов и его обитателей» «Рыбка» «Рыбаки и рыбки».
Экологическая сказки «Золотая рыбка» |
4 18 19 20 21 22 23 | Мир растений | Экскурсия в тундру. Просмотр презентации Изготовление поделки из природного материала. Праздник. Рисование. Викторина о растениях | Сбор природного материала. «Растения Ямала» «Осенняя мелодия»
«Земля - наш дом» «Краски Ямала»
«Знатоки Ямала» |
5 24 25 26 27 28 | Животный мир нашего округа. Красная книга Ямала. | Чтение и обсуждение экологической сказки. Лепка из глины Беседа Презентация Конкурс маленьких художников. |
«Сказка о том, как животные приспособились к условиям тундры» «Животных родного края»
«Незаконная охота – браконьерство» «Что такое Красная книга? Животные, которые находятся на грани исчезновения» «По страницам Красной книги Ямала» |
6 30 31 32 33 34 34 | Этноэкология – основа жизни коренных жителей Ямала. | Познавательное занятие Занятие. Игра-путешествие. Рисование. Презентация. Занятие-презентация | «Знакомство с бытом ненецкого народа» « Традиционные занятия жителей тундры и лесотундры» «Путешествие в страну ягельного счастья. Значение оленя в жизни коренного населения Ямала» «Малица и ягушка. Украшение одежды орнаментом» «Устройство чума» «Лайка - друг оленевода». |
35 | Итоговое занятие | Творческое дело. | Оформление альбома «Наш любимый Ямал» |
Учебный план программы «Путешествие по экологической тропе Ямала»
2 год обучения (9-10 лет) 35 часов
№ | Темы разделов | Количество занятий | |
теоретические | практические | ||
1 | Введение. Окружающая среда и здоровье человека | 5 | 2 |
2 | Освоение Ямала. Загрязнение воды и воздуха нашего края. | 4 | 1 |
3 | Рыбы водоёмов | 3 | 1 |
4 | Мир растений | 6 | 2 |
5 | Животный мир нашего округа. Красная книга Ямала. | 5 | 3 |
6 | Этноэкология – основа жизни коренных жителей Ямала. | 2 | 1 |
Итоговое занятие | 1 |
Учебно-тематический план программы «Путешествие по экологической тропе Ямала»
2 год обучения (9-10 лет) 35 часов
№ | Темы разделов | Форма мероприятия | Темы занятий |
1 1 2 3 4 5 6 7 | Введение. Окружающая среда и здоровье человека. | Беседа. Акция Экскурсия Путешествие по станциям. Занятие-путешествие Беседа Мастер-класс | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Выборы актива. «Сделаем территорию школы чистой» Обская губа.
«Наша природа». «Экология народов Севера» «Что такое экологическая катастрофа?» Ёжик из пластиковой бутылки и шишек. |
2 8 9 10 11 12 | Освоение Ямала. Загрязнение воды и воздуха нашего края. | Беседа Экологический спектакль Познавательное занятие Занятие-исследование КВН | «Покорение нефтяных и газовых месторождений» «Охранять природу – значит охранять Родину» «Чистый воздух и вода – это богатство нашей страны»
«Свойства воздуха» «Нам нужен чистый воздух и вода». |
3 13 14 15 16 | Рыбы водоёмов | Конкурс на лучший рисунок Мастер-класс Игра Познавательно-игровая программа | «Подводный мир».
«Рыбки из гофротрубочек».
«Экология устами младенца» «Вода и её обитатели» |
4 17 18 19 20 21 22 23 | Мир растений | Выступление на осеннем празднике. Познавательно-экологическая игра. Просмотр и обсуждение экологической сказки. Рисование. Познавательное занятие. Бисер оплетение. Праздник. | Показ экологической сказки лесотундры «Деревца - подружки». «Лес чудес».
«Как Пчёлка лес спасла" «День Земли».
«К чему приводит самолечение лекарственными травами».
«Цветок»
«Хоровод цветов тундры» |
5 24 25 26 27 28 29 30 31 | Животный мир нашего округа. Красная книга Ямала. | Устный журнал. Литературный час. Познавательно-спортивная игра. Лепка из пластилина Оформление альбома. Просмотр презентации. Конкурсная программа. Выпуск альбома-раскраски для детей дошкольного возраста. |
«Страницы орнитолога»
«Сказки-загадки о мире животных» «Зов тундры» «Животные и растения Красной книги Ямала»
«Красная книга Ямала»
«День птиц» «Животные Красной книги» |
6 32 33 34 | Этноэкология – основа жизни коренных жителей Ямала. | Рисование. Занятие. Игра-путешествие. | «Традиционное жильё народов Севера». «Народная мудрость в загадках, пословицах, поговорках и приметах» «Вы на карту посмотрите - полуостров наш найдите». |
35 | Итоговое занятие | Творческое дело. | Фотоколлаж «Мы на Севере живем». |
Учебный план программы «Путешествие по экологической тропе Ямала»
3 год обучения (11-12 лет) 35 часов
№ | Темы разделов | Количество занятий | |
теоретические | практические | ||
1 | Введение. Окружающая среда и здоровье человека | 4 | 4 |
2 | Освоение Ямала. Загрязнение воды и воздуха нашего края. | 4 | 2 |
3 | Рыбы водоёмов | 2 | 2 |
4 | Мир растений | 4 | 2 |
5 | Животный мир нашего округа. Красная книга Ямала. | 4 | 2 |
6 | Этноэкология – основа жизни коренных жителей Ямала. | 3 | 2 |
Учебно-тематический план программы «Путешествие по экологической тропе Ямала»
3 год обучения (11-12 лет) 35 часов
№ | Темы разделов | Темы занятий | |
1 1 2 3 4 5 6 7 8 | Введение. Окружающая среда и здоровье человека | Вводное занятие. Экскурсия в тундру. Акция. Интеллектуальный марафон. Экологический час. Круглый стол. Оформление уголка здоровья Мастер-класс | Правила техники безопасности. Выборы актива. Сбор растений для уголка природы родного края. «Сделаем посёлок чистым» «Природа, человек, общество». «Посёлок, в котором хотел бы я жить» «Земля наш дом» «Наше здоровье – в наших руках»
«Новая жизнь старым вещам» |
2 9 10 11 12 13 14 | Освоение Ямала. Загрязнение воды и воздуха нашего края. | Игра-путешествие. Круглый стол. Конкурс на лучший плакат. Беседа. Конференция. Опыты и эксперименты с водой. |
«Экологическая кругосветка». «Огонь, вода и нефтяные трубы». «Эколята – молодые защитники природы!» «Влияние загрязнения воздуха и воды на здоровье человека» «Как живёшь ты, родной Ямал?» «Очистка воды» |
3 15 16 17 18 | Рыбы водоёмов. | Занятие-экспедиция. Работа с пластилином. Мастер-класс. Презентация. | «Путешествие в царство рыб» Вазочка «Морские обитатели». «Изготовление аппликации» «Рыбки (цветная бумага, клей, пробки от пластиковых бутылок). «22 марта - Всемирный день воды. «Обская губа». |
4 19 20 21 22 23 24 | Мир растений | Беседа. Интеллектуальный экологический конкурс. Разгадывание кроссвордов. Выпуск экологической газеты. Рисование. Бисер оплетение на проволоке. | «Лекарственные растения тундры и лесотундры». «По тропинкам лесотундры».
«Из жизни растений тундры».
«Прикоснись к природе сердцем». «День Земли». «Карликовая берёзка» |
5 25 26 27 28 29 30 | Животный мир нашего округа. Красная книга Ямала. | Познавательно-игровая программа. Праздник. Изготовление панно из разного материала. Театрализованное представление. Занятие-путешествие. Конкурс рисунков о животных. |
«В гостях у жителей Арктики» «Вурна хатл, или Вороны день» «Животный мир тундры» «Путешествие сказочных героев по тундре» «Колокола тревоги»
«Красная книга Ямала» |
6 31 32 33 34 | Этноэкология – основа жизни коренных жителей Ямала | Беседа. Интеллектуальная игра Мастер-класс. Интеллектуальная игра | «Особенности национальной пищи коренного населения Ямала» Тур любознательных «Особенности национальной одежды народов Севера» «Ненецкая кукла Нухуко» «Что? Где? Когда? на тему «Мой Ямал» |
35 | Итоговое занятие | Социальный проект. | «Сохранение традиционной экологии народов Севера» |
Ожидаемые результаты освоения программы.
По итогам освоения образовательной программы «Путешествие по экологической тропе Ямала» воспитанники должны знать:
Воспитанники 1 группы (7 - 8 лет)
- Что означают такие понятия, как: «природа», «экология», «Красная книга»;
- Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов);
- Знать некоторых представителей животного и растительного мира;
- Какова роль оленя в жизни тундровиков;
- Устройство чума и игры детей коренных жителей Ямала;
- Знать такие понятия, как: «Россия», «Родина», «малая родина»;
- Некоторые сказки, пословицы, поговорки, загадки народов Ямала, доступных для восприятия детей этого возраста;
Воспитанники 2 группы (9 – 10 лет)
- Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения и животные).
- Некоторые лекарственные растения, их применение аборигенами.
- Общее понятие о водных ресурсах;
- Национальные традиции и обычаи (предметы быта, народные промыслы, заповеди).
- Местоположение своего края, символику ЯНАО.
- Творчество народных мастеров ЯНАО (декоративно-прикладное искусство: керамика, орнамент и его виды, береста, бисер).
- Воспитанники 3 группы (11 - 12 лет)
- Роль труда во взаимодействии человека с природой; возможные пути оптимизации взаимодействия общества и природы.
- Природные богатства Ямала, экологические проблемы, создавшиеся по вине
- человеческого фактора.
- Экологические традиции народов Севера.
- Знать о Красной книге ЯНАО.
- Об исследователях Арктики. Понятие терминов «малочисленные народы», «аборигены».
- О национальных праздниках народов Ямала («День Солнца», Вороний праздник и др.)
- Творчество народных мастеров ЯНАО (декоративно-прикладное искусство, творчество художников, композиторов, певцов).
По итогам освоения образовательной программы дети должны уметь:
Воспитанники 1 группы (7-8 лет)
- работать со справочной и энциклопедической литературой;
- различать характерные признаки сезонов;
- заготавливать природный материал для творческих поделок;
- уметь работать с глиной;
- уметь изображать простейшие объекты тундры.
Воспитанники 2 группы (9-10 лет)
- находить Ямал на картах России различного содержания:
- украшать одежду орнаментом;
- уметь работать с бисером;
- различать лекарственные растения.
Воспитанники 3 группы (11-12 лет)
- оценивать природные условия и ресурсы для жизни и хозяйственной деятельности человека;
- рассказывать о традициях народов Севера;
- изготавливать поделки из природного материала;
- отличать виды декоративно-прикладного творчества народов Севера.
Требования к техническому оснащению педагогического процесса
- Обеспечение учебно-методической литературой.
- Наличие комплектов наглядных пособий по темам.
- Мультимедийный проектор.
- Диски с видеофильмами о родном крае.
- Телевизор, DVD-плейер, музыкальный центр.
- Канцелярские принадлежности, глина, бисер.
Педагогическая диагностика
Реализация программы «Путешествие по экологической тропе Ямала» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- мотивация (выраженность интереса к занятиям);
- самооценка (самооценка деятельности на занятиях);
- нравственно-эстетические установки (ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении);
- познавательная сфера (уровень развития познавательной активности, самостоятельности);
- регулятивная сфера (произвольность деятельности);
- коммуникативная сфера (способность к сотрудничеству).
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования;
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагог должен создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Методическое обеспечение программы.
Требования к техническому оснащению педагогического процесса:
- Обеспечение учебно-методической литературой.
- Наличие комплектов наглядных пособий по темам.
- Мультимедийный проектор.
- Диски с видеофильмами о родном крае.
- Телевизор, DVD-плейер, музыкальный центр.
- Канцелярские принадлежности, пластилин.
Современные педагогические и информационные технологии, применяемые в программе:
- Метод проектов;
- ИКТ;
- Здоровьесбережение;
Список литературы для педагога.
- Арктика – мой дом. История освоения Севера в биографиях знаменитых людей. – М.: Северные просторы, 2000.
- Арктика – мой дом. Народы Севера земли. – М.: Северные просторы, 1999.
- Быковский В. Огонь, вода и нефтяные трубы Западной Сибири. – Изд. «Баско», 2002.
- Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994.
- Природа Ямала. Колл. авторов. Екатеринбург: УИФ «Наука», 1995.
- Роговер Е.С. Литература народов Севера. - «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2008.
- Северные родники. / авт.сост. Федорова Л.Ф. Тюмень, 2001.
- Узоры северного сияния. Авт.сост. Сязи А.М. «Артвид», Салехард, 2005.
- Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. – Томск, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-656771-1444380131.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Экологическое проектирование"
В программе дополнительного образования предложено подход к разработке раздела проектно-сметной документации “Охрана окружающей среды”, элементы ландшафтоведения и строительной климатологии объединить...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/05/picture-859173-1480910262.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Путешествие в мир искусства"
. Изобразительное искусство – особая детская активность и наиболее доступный вид познания мира детьми, благодаря которым они могут жить в единстве с природой, создавать - не нанося вреда, п...
Рабочая дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социальной реабилитации несовершеннолетних «Тропинка в информационную среду» Для детей и подростков от 7 – 18 лет
Пояснительная записка Развитие информатики связано с появлением ЭВМ, мощных универсальных устройств для хранения и переработки информации. Внедрение ЭВМ приводит к коренной перестройке технологии прои...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/05/picture-526809-1504637248.jpg)
Методическая разработка занятия по теме "Путешествие по экологической тропинке здоровья". (Урок-путешествие с использованием здоровьеформирующих, групповых образовательных технологий)
Урок-путешествие с использованием здоровьеформирующих, групповых образовательных технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/21/picture-259003-1432201714.jpg)
Конкурсная игровая программа «Путешествие по экологической тропе» (самоанализ)
Конкурсная игровая программа «Путешествие по экологической тропе»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/21/picture-259003-1432201714.jpg)
Конкурсная игровая программа «Путешествие по экологической тропе
Конкурсная игровая программа «Путешествие по экологической тропе» (методичекая разработка)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/20/picture-179714-1453265643.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологической тропой» Для детей от 11 до 15 лет.
Объединение учащихся «Экологической тропой» является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего инте...