Рабочая программа по экологии (10 - 11 классы)
рабочая программа по экологии (11 класс)

Арбузова Елена Николаевна

Изменение парадигмы жизни: переход от общества потребления к устойчивому развитию. Роль образования в устойчивом обществе. Понятие науки экологии, её история и структура.

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\сканы переделанные\2021-10-14\Сканировать10001.JPG

Предметные результаты освоение учебного предмета

Личностные результаты:

  • бережное и ответственное отношение к объектам окружающей среды;
  • восприятие природы как ценностного объекта охраны и защиты;
  • ответственное отношение к коллективному результату деятельности;
  • выработка гражданской позиции, связанной с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
  • развитие умения самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике, работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
  • развитие способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий, уметь предотвращать конфликтные ситуации;
  • приобретение коммуникативных умений и опыта сотрудничества для выявления социально — экологических проблем и путей их решения;
  • достижение взаимопонимания, успешного взаимодействия с педагогами и сверстниками в учебных и жизненных ситуациях;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • адекватная самооценка учебной и социально — значимой

деятельности, уровня форсированности ключевых образовательных компетентностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной

деятельности, развивать мотивы своей образовательной

деятельности; анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы, выделять среди них главную; формулировать гипотезы:

  • умения самостоятельно планировать (рассчитывать последовательность действий) и прогнозировать результаты

работы, пути достижения целей, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; искать средства для решения задачи; составлять план решения проблемы; определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи и находить средства для их устранения; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию:

  • умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умения соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины

достижения или отсутствия планируемого результата; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно;

  • умение владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки для принятия решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неудачи и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД:

  • умения давать определения понятий, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно

выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно — следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

  • умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из

одной формы в другую и представлять в словесной или наглядно — символической форме (в виде таблиц, графических схем и

диаграмм, опорных конспектов и др.) для решения учебных и познавательных задач;

  • умение осуществлять смысловое чтение и находить в тексте требуемую информацию; понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; определять и формулировать главную идею текста; критически оценивать содержание и форму текста;
  • умение определять логические связи между объектами и процессами; выстраивать алгоритм действия; обосновывать свою позицию и приводить прямые и косвенные доказательства;
  • умение систематизировать, сопоставлять, анализировать,

обобщать, интерпретировать информацию; выделять главную и избыточную информацию;

  • умения применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; определять свое отношение к природной среде, анализировать влияние экологических факторов на среду обитания, прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действе другого;
  • умения находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно — популярной литературе, словарях и справочниках), оценивать ее достоверность; указывать на информацию, нуждающуюся в проверке и предлагать способ проверки ее достоверности;
  • умение организовывать и осуществлять проектно —

исследовательскую деятельность; разрабатывать варианты решения учебных и познавательных задач, находить нестандартные решения, осуществлять наиболее приемлемое решение.

Коммvникативные УУД:

  • умения организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон;

  • умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; критически относиться к собственному мнению, е

достоинством признавать его ошибочность и вносит корректировки; предлагать альтернативное решение в конфликтных ситуациях; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей;
  • умения владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • умение вести дискуссию, оперировать фактами, как для

доказательства, так и для опровержения существующего мнения; принимать решения в ходе диалога и согласовывать его с

собеседником;

  • умение проявлять компетентность в области использования информационно — коммуникационных технологий для решения информационных и коммуникационных задач в обучении;

создавать информационные ресурсы разного типа и для различных

аудиторий; соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты:

  • формирование представлений о экологической культуре как условии достижения устойчивого развития общества и природы об экологический связях в системе «человек – общество – природа»;
  • формирование экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
  • владение умениями применять экологические знание в жизненных ситуация, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

  • владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
  • формирование личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
  • Формирование способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанной с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Выпускник научится:

  • понимать основы биоэкологи (экологические связи и организацию жизни, общие законы действия фактов среды на организмы как открытые системы, популяции, сообществ, экосистемы, развитие сообществ, основные законы устойчивости живой природы);

-понимать основы глобальной экологии (экологические кризисы, современные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения);

  • понимать основы региональной экологии (местные социально – экологические проблемы);
  • различать основные понятия и принципы устойчивого развития;

-понимать специфику городских экосистем, природные, демографические и социально – экологические факторы

устойчивого развития, оптимизацию систем жизнеобеспечения горожан, факторы, обуславливающие качество городской среды;

  • использовать основы экологического мониторинга и рационального ресурсопотребления.

Выпускник получит возможность научиться:

-грамотно работать с информацией ( добывать из различных источников, обобщать, систематизировать и анализировать, умело применять на практике);

  • четко определять и проблемы и причины их возникновения;
  • формировать и отстаивать собственное мнение;
  • оценивать экологическое состояние окружающей среды методами учебного экологического мониторинга, выявлять причинно-

следственные связи экологических нарушений, принимать решение по их устранению;

  • анализировать последствия своих действий на основе инструментов когнитивного мышления;
  • использовать коммуникативные умения и универсальные учебные действия при разработке стратегии решения экологических

проблем, выполнять проектные и исследовательские работы.

Содержание учебного предмета

  1. класс

Введение.

Изменение парадигмы жизни: переход от общества потребления к устойчивому развитию. Роль образования в устойчивом обществе. Понятие науки экологии, её история и структура.

Раздел 1. Жизнь на Земле. Основы фундаментальной экологии. Солнечная система и планета Земля во Вселенной. Возникновение жизни на Земле. Условия жизни на Земле. Определение жизни. От возникновения жизни до появления человека. Основные понятия и закономерности общей экологии. Системный подход в науке.

Уровни организации живой природы. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия экологических факторов на организмы. Организмы как открытые системы, разнообразие живых организмов. Средообразующая функция организмов. Типы взаимодействия организмов. Популяции,

сообщества (биоценозы), экосистемы. Основные характеристики популяций. Естественные и искусственные экосистемы.

Саморазвитие экосистем. Биогеоценоз. Понятие биосферы. Биосфера: роль живого в преобразовании оболочек планеты. Основные законы устойчивости природы. Круговорот веществ в биосфере. Условия устойчивого существования жизни на Земле.

Раздел 2. Социальная экология и современный мир. Человечество как часть биосферы. Экологические кризисы в развитии цивилизации. Третье тысячелетие: огромные успехи в экономике и экологический кризис. Проблемы народонаселения: темпы роста численности; качественные и количественные показатели жизни; экономические, социально – политические и этические проблемы; состояние и мировые запасы основных видов природных ресурсов; признание существующих пределов экологической ёмкости биосферы; самоограничение потребления природных ресурсов; интеграция проблем окружающей среды, экономики и общества; экологически ориентированное управление

деятельностью человека. Глобальные антропогенные кризисы. Экологический кризис и его характеристики. Понятие экологической проблемы, кризиса, катастрофы. Выход за пределы роста. От экологических

кризисов и катастроф к устойчивому развитию. В.И. Вернадский, Н

.Н. Моисеев, Дж. Форрестер, группа Д. Медоуза, Римский клуб. Устойчивое развитие как изменение парадигмы развития цивилизации. Понятие устойчивого развития. Концепция устойчивого развития. Сбалансированное, биосферосовместимое развитие общества – развитие в рамках восстановительной

способности (экологической ёмкости) экосистем. «Повестка дня на XXI век».

Разработка национальных программ по переходу к устойчивому развитию государствами – членами ООН. Индексы показателей движения государств к устойчивому развитию. Уровень

образованности – один из показателей индекса развития человеческого потенциала. Мир, безопасность и разрешение конфликтов, развитие и риски; национальные интересы и устойчивое развитие. Многополюсный мир: противоречия между странами с различными типами и уровнями социально — экономического развития. Международная безопасность и устойчивое развитие. Принятие социально — политических решений в области устойчивого развития. Получение и распространение системной информации о состоянии окружающей среды и устойчивом развитии. Предупреждение негативных военных и экологических действий, социальных потрясений.

Организация социального партнёрства для решения социально — экологических проблем для защиты здоровья, безопасности жизни и пропаганды устойчивого развития. Предупреждение негативных экологических последствий деятельности человека. Возможность необратимых изменений физических и химических характеристик Земли. Потребности и права будущих поколений. Моделирование развития общества. Основные сценарии развития общества; результаты и выводы моделирования; невозможность обеспечения устойчивого развития при сохранении современных тенденций и принципов существования общества. Информирование в области состояния и перспектив устойчивого развития. Техносферный и ноосферный пути развития общества. Информационные ресурсы; развитие и риски; коэволюция общества и биосферы.

  1. класс

Введение.

Понятие науки экологии, её история и структура. Изменение

парадигмы жизни: переход от общества потребления к устойчивому развитию. Роль образования в устойчивом обществе. Основные понятия и закономерности общей экологии. Системный подход в науке.

Раздел 3. Экологические и социально экономические факторы устойчивого развития.

Развитие городских и сельских территорий (город и сельские территории как антропогенные системы); процессы урбанизации; роль городов и сельских территорий в развитии цивилизации; городская и природная среда; урбоэкосистема; специфика

городских экосистем: проточность, незамкнутость круговорота веществ, экологическая неравновесность; основные иды

хозяйственной деятельности человека; формирование техногенной среды; городской и сельскохозяйственный ландшафты; функциональные зоны; городская среда как система и мозаика

биотопов разного назначения; растительный и животный мир городских и сельских территорий; загрязнения окружающей среды. Основные виды воздействия человека на окружающую среду.

Зависимость между загрязнением окружающей среды и хозяйственной деятельностью человека.

Глобальные проблемы современности: сокращение

биоразнообразия, рост численности человечества, исчерпание природных ресурсов, изменение климата, загрязнение окружающей среды. Осмысление и поиск путей решения при помощи инструментов когнитивного мышления. Классификация, состояние и использование ресурсов; невозобновимые и возобновимые, неисчерпаемые ресурсы; материальные, энергетические и информационные ресурсы; генетические ресурсы биосферы; сокращение числа видов живых организмов на планете; потеря генетического разнообразия; ценность биоразнообразия для человечества; развитие цивилизации и расходование природных ресурсов; роль возобновимых и неисчерпаемых ресурсов в

устойчивом обществе; умение предвидеть последствия предпринимаемых действий, включая

возможные последствия в сфере устойчивости природных и социоприродных систем, снижении скорости исчезновения

биоразнообразия и социокультурной информации; выработка экологически правильного поведения в среде; рациональное использование природных ресурсов; сохранение биоразнообразия и обеспечение устойчивого использования возобновляемых ресурсов.

Управление отходами (общая характеристика загрязнения

биосферы отходами; проблема сокращения отходов; твёрдые бытовые отходы, радиоактивные отходы и радиоактивное

загрязнение; переработка отходов; новые технологии; безотходное цикличное производство; очистные сооружения); изменение климата (климатические последствия изменения химического состава атмосферы; парниковый эффект; парниковые газы;

глобальное изменение климата и его влияние на биоту; возможные пути снижения скорости глобального изменения климата; взаимосвязь урбанизации и локального изменения климата, снижение экологических рисков, pecypco и энергосбережение).

Раздел 4. Качество окружающей среды и системы жизнеобеспечения

Основные инженерные системы обеспечения жизнедеятельности больших городов: водоснабжение, канализация, снабжение

продуктами питания, сбор и переработка отходов; управление городской средой, основные экологические проблемы рассматриваемых территорий; организация природоохранной деятельности; участие в планировании социального развития территорий.

Пищевые ресурсы; производство продовольствия; необходимость решения проблемы голода и бедности при переходе к устойчивому развитию. Водоснабжение города. Транспорт. Транспортные риски в городах. Энергетика. Альтернативная энергетика. Проблемы и перспективы ядерной энергетики.

Качество городской среды. Повышение качества жизни. Поиск технологий, сводящих к минимуму энергетические и вещественные затраты. Экопоселения. Экологическая безопасность и здоровье человека, навыки по выработке и поддержанию здорового образа жизни; экологические аспекты здоровья; риски для здоровья

.

населения и загрязнение окружающей среды, защита здоровья людей; основные понятия теории безопасности и риска;

индивидуальный и коллективный риски; социальный, техногенный и экологический риски; проблемы техногенной безопасности.

Возможность личного участия в решении экологических проблем; выработка личной ответственности за любые нарушения правил рационального природопользования; освоение правил безопасного поведения в социоприродной среде; ответственность на местном и глобальном уровнях.

Тематическое планирование

10 класс

Тема

Количество

часов

1

Введение

1

2

Жизнь на Земле. Основы фундаментальной

17

экологии

3

Социальная экология и современный мир

16

Итого

34

11класс

Тема

Количество

часов

1

Введение

Экологические и социально — экономические факторы устойчивого развития

Качество окружающей среды и системы жизнеобеспечения

Итого

1

2

17

15

33

населения и загрязнение окружающей среды, защита здоровья людей; основные понятия теории безопасности и риска;

индивидуальный и коллективный риски; социальный, техногенный и экологический риски; проблемы техногенной безопасности.

Возможность личного участия в решении экологических проблем; выработка личной ответственности за любые нарушения правил рационального природопользования; освоение правил безопасного поведения в социоприродной среде; ответственность на местном и глобальном уровнях.

Тематическое планирование 10 класс

Тема

Количество

часов

1

Введение

1

2

Жизнь на Земле. Основы фундаментальной

17

экологии

3

Социальная экология и современный мир

15

Итого

34

Тематическое планирование 11класс

Тема

Количество

часов

1

Введение

Экологические и социально — экономические факторы устойчивого развития

Качество окружающей среды и системы жизнеобеспечения

Итого

1

2

17

15

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 6 класс

  Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 5 класс

Рабочая программа  курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательн...

Рабочая программа по экологии 8 класс

Рабочая программа  составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта и авторских программ: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

рабочая программа по экологии 10 класс, 34 часа

Рабочая программа составлена по учебнику Экология 10-11 класс под редакцией Н.М.Черновой, В.М. Галушина, В.М.Константинова...