Общеобразовательная общеразвивающая программа Юный эколог 2020-2021 уч.год
рабочая программа по экологии

Тюрикова Ирина Алексеевна

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юный эколог» является усиление экологического воспитательного потенциала через духовно-нравственное обогащение обучающихся, приобщение их к общечеловеческим ценностям, создание условий для всестороннего развития личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Комитет образования администрации Березовского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА" (МБУ ДО ИЦТ)

УТВЕРЖДЕНА

на заседании

Методического совета

от 28.08.2020г.

Протокол № 1

ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ

приказом и.о.директора

МБУ ДО ИЦТ

от 28.08.2020 105 - од

 и.о.директора МБУ ДО ИЦТ                Ковтун В.В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

(базовый уровень)

Возраст детей: 7-14 лет Срок реализации: 1 год

Тюрикова Ирина Алексеевна,

педагог дополнительного образования

пгт. Игрим

2020

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы..............................................................................................3

Пояснительная записка.........................................................................................7

Учебно-тематическое планирование 1 группа...................................................12

Содержание программы.......................................................................................13

Учебно-тематическое планирование 2 группа...................................................17

Содержание программы........................................................................................18

Условия реализации программы………..............................................................20

Формы аттестации и контроля………………………………………………….22

Контрольно-оценочные материалы.....................................................................23

Список литературы………....................................................................................24

Приложение………………………………………………………………………27

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог»

Организация исполнитель:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА»

Автор - составитель программы:

Тюрикова Ирина Алексеевна,

педагог дополнительного образования

Юридический

адрес:

628146, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ, Березовский район, пгт. Игрим, ул. Строителей, 1.

Тип учреждения:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Направленность программы:

естественнонаучная 

Уровень

программы

базовый

Цель программы:

Формирование у обучающихся основ целостного экологического мировоззрения, развитие интеллектуальных и творческих способностей посредством вовлечения в волонтерское движение, создания условий для самореализации личности ребёнка.

Задачи

образовательной

программы:

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе пгт. Игрим, Березовского района, Ханты-Мансийского автономного округа; 

- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения.

Развивающие:

- развивать ассоциативное мышление, эстетический и художественный вкус;

- развивать внимательность и наблюдательность, инициативу, навыки социальной адаптации;

- развивать творческое воображение и фантазию в поисках новых форм и художественных средств выражения образа.

Обучающие:

- сформировать специальные знания, умения и навыки, необходимых им для бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов;

- формировать основы экологической культуры, ценностного отношения к природе, окружающей среде, осознание себя как её части;

- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;

- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

- обучить специальным технологиям при работе с природным, бросовым и полимерным материалом;

- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Срок

реализации

программы

1 год

(1 модуль, 9 месяцев)

Форма обучения:

очная, групповая.

Участники программы

Программа разработана для детей 7-14 лет:

 

Ожидаемые конечные результаты

Обучающийся должен:

- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, интерес к познанию мира природы;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

- оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Метапредметные результаты

Познавательные:

- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в справочниках, словарях, таблицах;

 - ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях;

- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

- наблюдать и самостоятельно делать выводы;

- выполнять задания по аналогии.

Регулятивные:

- определять цель деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия;

- осуществлять само- и взаимопроверку работ.

Коммуникативные:

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое);

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;

- выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметные результаты

- овладеть понятиями экологии, природных стихий планеты Земля;

- овладеть теоретическими понятиями в области здорового образа жизни;

- овладеть коммуникативной компетенцией, компетенцией самообразования и социального взаимодействия;

- уметь наблюдать изменения в природе;

- уметь ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

- уметь выполнять различные работы из природного, бросового и полимерного материала;

- представлять результаты исследовательской и проектной деятельности;

- приобрести навыки экологической культуры.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема экологизации всех сторон жизнедеятельности людей в нашем обществе становится с каждым годом все более актуальной. Это связано с формированием менталитета общества, воспитанием экологической культуры, основанных на осведомлённости об экологической обстановке в стране, регионе, в том месте, где мы живём.

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки обучающихся. Так, на уровне начальной школы предусматривается воспитание уважительного отношения к природе страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.

Процесс интеграции общего и дополнительного образования способствует достижению ожидаемых результатов, сформулированных в образовательных стандартах нового поколения. Дополнительное образование в воспитательной системе – это возможность решения целого комплекса задач, позволяющих обеспечить каждому обучающемуся «ситуацию успеха», содействовать самоопределению личности в образовательном процессе, способствовать выбору его индивидуального образовательного, профессионального и жизненного пути. 

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юный эколог» является усиление экологического воспитательного потенциала через духовно-нравственное обогащение обучающихся, приобщение их к общечеловеческим ценностям, создание условий для всестороннего развития личности.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в грамотном соединении трех важных направлений:

- «Экология и волонтерское движение» (популяризация добровольчества в волонтерской деятельности; исполнение заповедей: «Дома не сори! Здоровье с детства береги!»);

- «Экология и творчество» (выражение индивидуальных творческих способности детей);

- «Экология и наука» (расширение рамок научно-исследовательской и проектной деятельности школьников).

Актуальность программы очевидна. Красота природы через искусство обогащает внутренний мир человека, возвышает его душу, дарит общение с прекрасным. Уют в доме, украшение праздников, досуг детей и взрослых (ветеранов, родителей) - ни одна из этих тем не осталась не затронутой в программе.

При проведении занятий, акций широко будут использованы информационные технологии, методики социологических опросов, экологические эксперименты.

Основополагающие принципы реализации программы:

- принцип гармонии и красоты (они являются созидающей силой мира, проявляются в природных явлениях, мыслях, чувствах, деятельности человека, в соцветии, созвучии, сопереживании, согласии);

- принцип сотрудничества и единства требований (отношение к ребёнку строится на доброжелательной и доверительной основе);

- принцип интеграции (интеграция идёт на уровне формирования единых представлений, понятий и организации педагогического процесса);

- принцип целостности приобщения ребёнка к таким формам познания     окружающего мира, как наука и искусство (в познании сочетаются две дидактики – научная и художественная; первая строится на размышлении, вторая – на переживании. Ребёнок познаёт мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в процессе творческой деятельности);

- принцип постепенности погружения в проблему (нравственно – философские беседы готовят детей к восприятию искусства и творческому процессу).

Педагог и ребёнок - субъекты педагогического процесса. Ребёнок воспринимается как личность, имеющая право на своё видение и понимание мира.

Цель программы: формирование у обучающихся основ целостного экологического мировоззрения, развитие интеллектуальных и творческих способностей посредством вовлечения в экологическое волонтерское движение, создания условий для самореализации личности ребёнка.

Задачи программы:

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе пгт. Игрим, Березовского района, Ханты-Мансийского автономного округа; 

- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения.

Развивающие:

- развивать ассоциативное мышление, эстетический и художественный вкус;

- развивать внимательность и наблюдательность, инициативу, навыки социальной адаптации;

- развивать творческое воображение и фантазию в поисках новых форм и художественных средств выражения образа.

Обучающие:

- сформировать специальные знания, умения и навыки, необходимых им для бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов;

- формировать основы экологической культуры, ценностного отношения к природе, окружающей среде, осознание себя как её части;

- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;

- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

- обучить специальным технологиям при работе с природным, бросовым и полимерным материалом;

- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Ожидаемые результаты:

Обучающийся должен:

- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, интерес к познанию мира природы;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

- оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Метапредметные результаты

Познавательные:

- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в справочниках, словарях, таблицах;

 - ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях;

- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

- наблюдать и самостоятельно делать выводы;

- выполнять задания по аналогии.

Регулятивные:

- определять цель деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия;

- осуществлять само- и взаимопроверку работ.

Коммуникативные:

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое);

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;

- выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметные результаты

- овладеть понятиями экологии, природных стихий планеты Земля;

- овладеть теоретическими понятиями в области здорового образа жизни;

- овладеть коммуникативной компетенцией, компетенцией самообразования и социального взаимодействия;

- уметь наблюдать изменения в природе;

- уметь ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

- уметь выполнять различные работы из природного, бросового и полимерного материала;

- представлять результаты исследовательской и проектной деятельности;

- приобрести навыки экологической культуры.

  • умение анализировать ситуацию,
  • прогнозировать, пропагандировать знания и умения,
  • проектировать.

Современные старшеклассники проявляют повышенный интерес к сохранению собственного здоровья, к стратегии выживания человечества и сохранению в биосфере. Они достаточно ясно представляют себе зависимость человека от состояния окружающей среды. Осознание юношами и девушками этой зависимости может служить опорой для формирования у них установки на улучшение среды обитания, на защиту её от неблагоприятного воздействия и овладение жизненно необходимыми навыками, обеспечивающими эту защиту.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы.

Количество часов

Форма организации занятий

Форма аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие Строение

и эволюция Вселенной

5

3

2

Беседа

Опрос

Игра

2

Наше «да» и наше «нет»

22

4

18

Лекция

Выполнение практической работы

3

Что нужно сделать, чтобы сохранить окружающий нас мир?    

21

3

18

Лекция

Опрос

4

Что нас ждет, если мы ничего не сделаем для сохранения окружающего мира?

21

5

16

Лекция

Практическое занятие

Выполнение самостоятельных заданий

5

Игрим как антропогенная система

16

5

11

Лекция

Экскурсия

6

Браконьерство и другие причины исчезновения видов

16

4

12

Лекция

Театрализованная постановка.

7

Охрана животных и растений

18

5

13

Лекция

Опрос

8

Самоконтроль и взаимоконтроль знаний.

21

7

14

Беседа

Опрос

9

Экологический мониторинг

21

8

13

Лекция

Практическая работа.

10

Основные виды мониторинга

16

5

11

Лекция

Практикум.

Работа с таблицами, схемами, диаграммами.

11

Методы экологических исследований

14

5

9

Лекция

Практикум

12

Подготовка к параду Победы в В.О.в

25

12

13

Беседа

Проведение акций. Работа в музейной комнате.

ВСЕГО

216

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 группа

п/п

Основные

темы

Содержание

Формы

работы

1.

 Строение

и эволюция Вселенной

Показать место Земли во Вселенной и место человека среди живых существ на земле.

Игра – путешествие

Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него. Истории человечества очень мало по сравнению с историей Земли.

2.

Наше «да» и наше «нет»

Закрепить знания детей в области экологического познания для применения новой научной основы – рационального (разумного) природопользования, охраны окружающей среды и прогноза изменений окружающей среды под действием человека.

Практическая работа.

  •  Работа с периодической печатью;
  •  Оценка важности информационного сообщения;
  •  Экологический прогноз;
  •  Работа с текстом экологического манифеста Реймерса;
  •  Проектирование манифестов школы и посёлка Игрим.

3.

Что нужно сделать, чтобы сохранить окружающий нас мир?    

Показать личную роль каждого человека в деле сохранения окружающей среды.

Практикум.

  •  проводить посильные мероприятия для улучшения экологической обстановки в поселке;
  •  озеленять территорию школы, домашнего двора.

4.

 Что нас ждет, если мы ничего не сделаем для сохранения окружающего мира?

Показать, что ждет человечество, если не будут приняты меры для сохранения окружающего мира; личный вклад каждого ребенка для сохранения окружающего мира.

Практикум.

Разработать свой вариант акции по пропаганде экологических знаний для сохранения окружающей среды.

5.

Игрим как антропогенная система

Провести наблюдения за ландшафтами микрорайонов п. Игрим, измененных деятельностью человека. Изучить компоненты антропогенных экосистем.  

Экскурсия.

6.

Браконьерство и другие причины исчезновения видов

Показать детям браконьерство как одну из важных причин исчезновения видов диких животных и растений.

Театрализованная постановка.

7.

Охрана животных и растений

Подробное изучение красной книги Тюменской области.

Игра «Десять – пятнадцать» по запоминанию краснокнижных видов животных и растений.

8.

Самоконтроль и взаимоконтроль знаний.

Проверка знаний детей через творческую мастерскую, через смену разных видов деятельности.

Практическая работа.

Творческая мастерская.

  •  описывать редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды поселка Игрим.

9.

Экологический мониторинг

Знакомство с системой наблюдений, оценкой и прогнозом состояния окружающей среды.

Практическая работа.

Маршрутные наблюдения на экологической тропе – за источниками и факторами антропогенных воздействий.

10.

Основные виды мониторинга

Познакомиться с классификацией видов мониторинга по Герасимову – биоэкологический  (биологический, санитарно – гигиенический, санитарно – токсический) вид; геоэкологический (природохозяйственный) вид; глобальный мониторинг.

Практикум.

Работа с таблицами, схемами, диаграммами.

11.

Методы экологических исследований

Познакомить членов экологического клуба с методами экологических исследований:

  •  Маршрутных;
  •  Стационарных;
  •  Описательных;
  •  Экспериментальных.

Практикум.

12

Подготовка к параду победы в В.О.в

Работа в музейной комнате.

Проведение акций к дню победы.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение программы

В основу методического обеспечение программы ложится проектирование - создание проекта.

Формирование специальных умений и навыков как элементов проектной деятельности целесообразно проводить и в процессе работы над проектом, и в рамках традиционных занятий поэлементно.

Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Так на этапе презентации используются презентационные элементы проектной деятельности, на этапе рассмотрения и уточнения проблемы проекта - элементы проблематизации. При формулировании цели проекта - целеполагание, при планировании - планирования деятельности по этапам с формулированием задач на каждом этапе. И так далее. Освоение элемента проектной деятельности венчается формированием соответствующего специального умения.

 Проектные умения необходимо дифференцировать по уровням сложности: базовый уровень - 1, продвинутый уровень - 2, высший уровень - 3.  Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к проектному обучению. Эти уровни соответствуют уровням сформированности проектной деятельности учащихся. В проектном обучении мы ставим и высокие цели, которые не всеми учащимися будут достигнуты в школьный период, и цели достижения сформированности на продвинутом уровне, которые основной массой учащихся могут быть достигнуты, и достижение базового уровня - позволяющего говорить о всеобуче в формировании проектной деятельности учащихся.

Элементы проектной деятельности можно сгруппировать по видам деятельности, в которых они формируются сначала как общеучебные, а за тем как специальные умения:

              Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

              Презентационные: построение устного доклад (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предмете наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;

             Коммуникативные: слушать и понимать других; выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

              Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте в Интернет, формулирование ключевых слов;

             Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

             Проведение инструментального эксперимента организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

              Эти элементы осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются в общее проектное умение в процессе работы над проектом. Для этого поэлементного освоения проектных умений используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым pacпределением работы в группе.

Алгоритм учебного занятия: Алгоритм будет изменяться, уточняться в каждом конкретном случае. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал.

Дидактические материалы: социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, фильмы, презентации, учебные видео-пособия.

Материально-техническое  обеспечение:

Парта – 3 шт.

Стул ученический – 7 шт.

Шкаф для хранений документов – 1 шт.

Информационное обеспечение - видео, фото, интернет-источники


 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: контроль «на входе», текущий, «в процессе» и итоговый контроль.

Время проведения

Цель проведения/

Оцениваемые  параметры

в какой форме

Фиксация результатов

«На входе»

В начале учебного года

Оценка стартового уровня образовательных возможностей обучающихся при поступлении в объединение.

тест

Тетрадь педагогического контроля.

Сводная таблица по результатам аттестации на «входе».

Текущий контроль

В течение всего учебного года

Оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.

Опрос.

Творческие задания.

Тетрадь наблюдений.

Индивидуальная карточка учащегося.

«В процессе»

В конце полугодия

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Тестирование

Тетрадь наблюдений.

Сводная таблица по результатам аттестации.

Итоговый контроль

В конце обучения

Итоговый - оценка уровня и качества освоения учащимися программы по завершению всего периода обучения.

Анкетирование

Творческий отчет.

Протокол итоговой аттестации.


КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Диагностика таксономических исследований ЗОЖ.
  • Диагностика эмоционального состояния детей тесту ЛЮЩЕРА.
  • Тест «Я и моё здоровье».
  • Вербально - ассоциативная методика Ясвина В. А. и Дерябо С. Д. (направлена на исследование типа доминирующей установки личности ребёнка в отношении с природой).
  • Опросник по выявлению отношения к экологическим проблемам.

(смотреть приложение)


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Учебная литература для обучающихся:

1. Алексеев С. В., Экология: Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений разных видов, СПб: СМИО Пресс, 2001.

2. Алексеев С. В., Экология: Учебное пособие для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений разных видов, СПб: СМИО Пресс, 2001.

3. Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг: учебное методическое пособие, М: АГАР, 2000.

4.Зверев А. Т. Историческая экология учебник для 5 – 6 классов общеобразовательной школы, М: Дом педагогики, 1999.

5.Зверев А. Т., Зверева Е. Г. Экология, учебник для 7 – 9 классов общеобразовательной школы, М: Дом педагогики, 2002.

6. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология, учебник для 5 (6) классов образовательной школы, М.: Устойчивый мир, 2000.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКУМЫ:

7. Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг: учебное методическое пособие, М: АГАР, 2000.

Научно – методическая литература для педагога:

1. Васильков В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся, практико – ориентированная монография, Ханты –Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 20003.

2. Гин А.А., Приемы педагогической техники., Москва: Вита – Пресс, 2001.

3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа «Об экологическом образовании населения Ханты-Мансийского автономного округа”, Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001.

4. Корнел Дж., Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей, пер. с анг., Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999.

5. Немов Р.С. Общие основы психологии, Москва: Гуманит. игд. центр Владос, 2001.

6. Пархоменхо Г.П., Экспериментальная программа непрерывного курса экологии (6 – 11 классы), Образование в современной школе №8 – м., 2002.  

7. Понамарева И.Н., Становление и развитие экологического образования в России, Биология в школе №5 – М, 2000.

8. Талызин Ф.Ф., Секреты природы, М.: Мысль,1969.Урсул А.Д., Концепция устойчивого развития, Биология в школе №1-5, М., 2002.

9. Шпотова т.в., детский эколого-этнографический проект «дом», обнинск: цэо, 2000.              

Список литературы для детей и родителей:

1.л.в.ковиньк. Секреты природы - это так интересно! - м.: линка-пресс, 2004.

2. А.а.лопатина. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / а. А.лопатина, м.в. скребцова. - 2-е изд. - м.: амрита-русь, 2008.

3. Млекопитающие и птицы. – ростов н/д: владис,2015.(большая детская энциклопедия).

4. Цветы. Самая первая энциклопедия. Росмэн москва 2015.

5. Животные –москва: издательство аст, 2016. (самая умная энциклопедия)

6. Сказки для детей о природе (сказки и рассказы).-москва: издательство аст; тула: родничок, 2017.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Диагностика таксономических исследований ЗОЖ

Основные категории целей

Примеры обобщенных типов целей

1. Знание

Дети, отдыхающие в оздоровительном лагере/площадке

Определение понятия «Здоровье».

Знание различий индивидуального (собственного) и общественного (других людей) здоровья.

Знание причин и следствий образа жизни человека.

Осознание необходимости соблюдения режима дня и занятий утренней гимнастикой.

Знание правил личной гигиены и культуры питания.

Знание понятия «Стресс».

Осознание здоровья первой жизненной необходимостью.  

Дают определение. Признают важность собственного здоровья других людей.

Стремление к ЗОЖ.

Учатся соблюдать режим дня и выполнять комплекс упражнений утренней гимнастики.

Знают правила личной гигиены  и культуры питания.

Объясняют на уровне осознания.

Осмысливают роль здоровья в своей жизни.

2. Понимание

Дети, отдыхающие в оздоровительном лагере/площадке

Понимание здорового образа жизни и его роли в общественном здоровье.

Понимание ценности здоровья.

Понимание ситуации успеха и удовлетворенности.

Выполняют правила культуры питания, движений, закаливания, гигиенических норм.

Здоровье зависит от них самих.

3. Применение

Дети, отдыхающие в оздоровительном лагере/площадке

Умение использовать знания разумности режима.

Соблюдают четкий режим труда и отдыха, нормальный сон 7-8 часов.

Умение использовать знания о ЗОЖ.

Умение отказаться от вредных привычек.

Умение закалятся воздухом, водой, солнцем.

Умение контролировать свои эмоции.

Умение ставить перед собой цель и достигать её.  

Ежедневная двигательная активность. Рациональное питание.

Отказ от вредных привычек (курение, алкоголь и др.).

Закаливание.

Ищут способ выхода из стрессового состояния.

Отстаивают своё мнение

4. Анализ

Дети, отдыхающие в оздоровительном лагере/площадке

Обсуждение результатов совместной работы.

Обсуждение ситуаций.  

Принимают решения.

Стараются найти выход из конфликтных ситуаций.  

5. Синтез

Дети, отдыхающие в лагере

Умение создавать атмосферу взаимопонимания.

Составляют комфортные условия.

Объединяются в микро группы и пишут творческие сочинения по формированию ЗОЖ.

6. Оценка

Дети, отдыхающие в лагере

Способность оценивать своё здоровье и образ жизни.

Способность оценивать своё поведение в конкретной ситуации.

Участвуют в мероприятиях «ЗОЖ и моё здоровье».

Отстаивают мнение по решаемой проблеме.

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ ПОСЕЩАЮЩИХ ЗАНЯТИЯ ОТСЛЕЖИВАЕТСЯ ПО ТЕСТУ ЛЮЩЕРА

Тест Люшера (сокращенный вариант, состоящий из 8 цветов).

В основе теста лежит теоретическое предположение о существовании тесной ассоциативной связи между цветами и состоянием человека, отражающим способы его существования в окружающем мире. Цвет дает информацию об актуальном состоянии человека.

Интерпретация цветов теста Люшера

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА связаны с основными и наиболее продуктивными способами адаптации человека к миру:

Красный – символизирует состояние «экстраветрированной активности», потребность в достижении и доминировании; восторженное, радостное настроение, символизирует волевое усилие, активность и в тоже время агрессивность, возбужденность, наступательность.

Желтый – символизирует состояние «экстравертированной пассивности», динамическое равновесие с миром, подвижное миропринятие, отсутствие напряженности, характеризующиеся эмоциональным фоном радости, надежд, оптимизма; светлое приятное настроение, символизирует активность, устойчивое эмоциональное состояние, веселость, стремление к общению, активность.

Зеленый – символизирует состояние автономности, самоценности, «интерпретированной активности», направленного на достижения высокого статуса и связанной с напряженностью воли, целеустремленность, потребность в общении; спокойное, ровное настроение, символизирует чувство уверенности, настойчивости, иногда упрямства.

Синий – символизирует состояние «интровертированной пассивности», статичного равновесия миром: покой, устойчивые ценности, отношения; грустное, печальное настроение, при устойчивом эмоциональном состоянии символизирует спокойствие и удовлетворенность, при неустойчивом – возможно проявление пассивности, тревожности, уход в себя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА символизируют негативные тенденции, тревожность, стресс, переживания страха, огорчения, связаны с менее продуктивными состояниями и способами адаптации.

        Фиолетовый – тревожное, тоскливое эмоциональное состояние; символизирует игнорирование реальности, нежелание воспринимать ситуацию таковой какая она есть,  и как следствие – уход в мир фантазии, воображения, такое эмоциональное состояние носит компенсаторный характер, для нормального функционирования психики; реальная жизнь, как правило, не является для него актуальной.

        Коричневый – тревожное состояние, фрустрированность сложившейся ситуации, выбор коричного цвета символизирует потребность в отдыхе, расслаблении и безопасности, избегание ситуаций дискомфорта; возможно проявление упрямства в сочетании с обидчивостью, эмоциональным напряжением.

        Серый – символизирует равнодушие, осторожность, сдержанность в социальных контактах, игнорирование реальности.

        Черный – полный упадок сил, уныние, символизирует негативное эмоциональное состояние, переживание страха, стресса; неустойчивое эмоциональное состояние. Раздражительность, неуступчивость, повышенная конфликтность.

Подготовка к проведению диагностического теста

Сокращенный вариант цветового теста Люшера состоит из восьми карточек с матовыми поверхностями определенных цветов: темно-синий; густо-зеленый; красно-оранжевый; ярко-желтый; малиново-фиолетовый; светло-коричневый; черный; светло-серый.

Размер карточек 5*7 см. цветные карточки наклеиваются на белый лист формата А3 в случайном порядке. Необходимо подготовить экран настроения (на ватмане).

Процедура проведения диагностического текста.

 Тест проводится на протяжении всего учебного года. Дети и родители на каждом занятии могут заполнить экран своего настроения Тест проводится при хорошем освещении (желательно дневной свет). Цель исследования и  интерпретация  цветов детям не сообщаются.

Детям даётся следующая инструкция: покажите наиболее  приятный     вам сейчас цвет.

Выберите только один цвет. Постарайтесь не связывать его с любимым цветом. Просто наиболее симпатичный Вам цвет сам по себе.  

Способы заполнения «Экрана настроения»:

  1. Напротив своей фамилии каждый день ребенок или взрослый закрашивает квадратик (графу) соответствующего дня смены. Этот вариант имеет один очень большой минус: ребенок видит, как закрашивают другие, и может выбирать цвет по аналогии, поступая по принципу «Я как все», выбирая тот цвет, который преобладает в группе.
  2. Каждый цвет имеет свой номерной знак и вместо того, чтобы закрашивать, дети ставят ту цифру, которая соответствует выбранному цвету. В данном варианте заполнения «Экрана настроения» ребенок визуально не может ориентировать на преобладающий в отряде цвет.

Экран настроения заполняется перед началом или после занятия, т.к. во время занятия царит особая атмосфера и по результатам данной диагностики можно судить о том, какой психологический климат преобладает в коллективе.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты заносятся в бланк:

Цвет

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Темно-синий

2

Желтый

3

Красно-оранжевый

4

Зеленый

5

Малиново-фиолетовый

6

Светло-коричневый

7

Черный

8

Серый

Количество человек в группе

Соответственно с ребенком, который выбирает негативные оттенки, проводится дополнительная диагностика с использованием цветового теста Люшера или теста цветового отношения Эткинда.

Оценочные тесты и анкеты для определения отношения детей и их родителей к ценности здоровья и здорового образа жизни (Гребенок Г.Н. – анкета; Васильков В.А. – тест).  

ТЕСТ КУДА ТЫ ИДЕШЬ?

Перед тобой тест. Ответив на все вопросы и подсчитав все очки, ты узнаешь, что тебя ждет в будущем: здоровая долгая жизнь или вечные хвори и хождения по аптекам.

Тест рассчитан на девочек и мальчиков от 6 до 15 лет.

  1. Как часто ты моешь руки?
  1. около 20 раз в день – 0
  2. только перед едой и после туалета – 5
  3. когда сильно в чем-нибудь испачкаюсь – 20
  1. Сколько раз ты чистишь зубы?
  1. 2 раза (утром и вечером) – 0
  2. 1 раз – 5
  3. вообще не чищу – 15
  1. Как часто ты моешь ноги?
  1. Каждый вечер перед сном – 0
  2. Когда заставит мама – 10
  3. Только когда купаюсь целиком – 20
  1. Как часто ты делаешь зарядку?
  1. Ежедневно – 0
  2. Когда заставят родители – 15
  3. Никогда – 25
  1. Как часто ты простужаешься?
  1. 1 раз в два года – 0
  2. 1 раз в год – 5
  3. несколько раз в год - 15
  1. Как часто ты ешь сладости?
  1. По праздникам и воскресеньям - 0
  2. Почти каждый день - 20
  3. Когда и сколько захочу – 30
  1. Как часто ты плачешь?
  1. Не могу вспомнить, когда это было в последний раз – 0
  2. Пару раз в неделю – 15
  3. Почти каждый день – 25
  1. Отчего ты плачешь?
  1. От боли – 0
  2. От обиды – 10
  3. От злости – 20
  1. Сколько ты гуляешь?
  1. Ежедневно от 1,5 до 2 часов – 0
  2. Ежедневно, но меньше часа – 10
  3. Иногда по выходным – 20
  1. Когда ты ложишься спать?
  1. В 21-21,5 часа – 0
  2. После 22 часов – 10
  3. После 24 часов – 35
  1. Соответствует ли твой вес росту и возрасту?
  1. Соответствует или чуть меньше – 0
  2. Немного больше – 10
  3. Значительно превышает норму – 30
  1. Сколько времени ты проводишь у телевизора?
  1. Не больше 1,5 часа, часто с перерывом – 0
  2. Больше трех часов – 10
  3. Смотрю все, что нравится, и сколько хочется – 30
  1. Сколько времени ты тратишь на уроки?
  1. Около 1,5 часов – 0
  2. Почти два часа – 15
  3. Больше трех часов – 30
  1. Можешь ли ты взбежать на пятый этаж?
  1. С легкостью – 0
  2. Под конец устаю – 15
  3. С трудом и одышкой – 25
  1. Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок?
  1. Да – 0
  2. Нет – 15

Результаты теста:

0-20 очков – ты в полном порядке!

20-70 очков – у тебя уже появились не самые «хорошие», вредные для здоровья привычки,          но с ними пока нетрудно бороться.

70-11 очков – ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!

110 и больше – можешь даже не считать! Как, ты еще не развалился? Начинай борьбу за здоровье сию же секунду!

ТЕСТ «Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ»

Уважаемые ребята!

Просим вас ответить на следующие вопросы:

  1. Проранжируйте  Ваши жизненные ценности:

  1. Образование  
  2. Интересная работа
  3. Хорошая семья
  4. Крепкое здоровье
  5. Собственная квартира
  6. Приличная заработная плата
  7. Автомашина
  8. Понимающие друзья                                                                                                                      

  1. Считаете ли вы себя здоровым человеком?  ( Да. Нет.)

3.Какие факторы очень негативно влияют на ваше состояние здоровья в школе и дома?

4.Занимаетесь ли Вы укреплением своего здоровья и каким образом?(Подчеркните) Да, Нет.

4.1 Занимаетесь ли вы утренней зарядкой

4.2 Закаляюсь

4.3 Занимаюсь в спортивной секции

4.4 Бегаю

4.5 Хожу на лыжах в свободное время      

4.6 Много хожу пешком

4.7 Рационально питаюсь

4.8 Не курю

4.9 Рациональный режим дня

4.10 Хорошие взаимоотношения с педагогами

4.11 Хорошее взаимопонимание с родителями

4.12 Не имею тяги к алкоголю

4.13 Ваш любимый вид спорта

4.14 Другие виды укрепления здоровья

5.Ваше отношение к своему здоровью (Подчеркните).

5.1 Надеюсь на медицину

5.2 Всё в руках Бога

5.3 Моё здоровье в моих руках

6. Что вы выписываете из периодической печати по здоровью? Какую интересную литературу по здоровью Вы читали в последнее время?

Дата________________

Ваш возраст________________

ВЕРБАЛЬНО - АССОЦИАТИВНАЯ  МЕТОДИКА ЯСВИНА В. А. И ДЕРЯБО С. Д.

Методика диагностирования направлена на исследование типа доминирующей установки личности ребёнка в отношении с природой. Отслеживание идёт по четырём категориям:

         К – эстетическая установка (природа воспринимается как объект красоты);

И – когнитивная установка (природа воспринимается как объект изучения);

О – этическая установка (природа воспринимается как объект охраны);

         П – прагматическая установка (природа воспринимается как объект пользы).

Анкета

по выявлению уровня осознанности приобретения экологических знаний и эковоспитанности.

  1. Считайте ли вы себя экологически грамотным человеком?
  2. Обязательно ли изучение экологии?
  3. Нужны ли вам экологические знания?
  4. Нравятся ли вам экологизированные уроки?
  5. Нравится ли вам изучать предмет экология?
  6. Удовлетворены ли вы получаемыми в школе экологическими знаниями?
  7. Нужны ли практические работы и экскурсии для получения экологических знаний?
  8. С удовольствием ли вы готовите информационные экологические сообщения (экспресс – минутки)?
  9. Чувствуете ли вы ответственность перед природой?
  10. Можете ли вы сделать что-то для сохранения природы?
  11. Зависит ли человек от природы?
  12. Зависит ли природа от человека?
  13. Имеют ли экологические знания практическую направленность?
  14. Нравится ли вашим родителям, то, что вы изучаете экологию?
  15. Нужны ли вам проводимые экологические акции, марафоны, конкурсы, вечера?
  16. На ваш взгляд, каких людей больше:
  1. С высоким уровнем экологической культуры?
  2. С низким уровнем экологической культуры?  

ОПРОСНИК ПО ВЫЯВЛЕНИЮ  ОТНОШЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ИГРИМА  

К ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ

       1.Кто виноват в том, что в природе нарушаются связи и возникают экологические проблемы?

2. Какие местные экологические проблемы вы знаете?

3. Влияет ли, по вашему мнению вырубка леса на состояние окружающей среды в посёлке?

4. Касается ли лично вас экологическая проблема экваториального леса?

5.Считаете ли вы, что вносите «свой вклад» в экологические проблемы?

6. Как вы думаете, взаимосвязаны ли экологические проблемы? (Если вы ответили «нет» – вопрос №7 пропустить)

7. Как экологические проблемы влияют друг на друга, как «взаимодействуют» между собой?

8. Какая из экологических проблем должна быть разрешена в первую очередь?

9. Как вы думаете, оказывают ли экологические проблемы влияние на посёлок?

ОПРОС ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТНОШЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ИГРИМА

К ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ, БЛАГОУСТРОЙСТВУ ПОСЁЛКА

  1. По вашему мнению,  достаточно ли чист и ухожен посёлок Игрим?
  2. Что бы предложили сделать для улучшения состояния окружающей среды и благоустройства посёлка?
  3. Какой вы хотели бы видеть зону отдыха в .Игрим?
  4. Как вы думаете, нужны ли парки в Игриме?
  5. Знаете ли вы название и происхождение древесно-кустарниковой и другой растительности в п.Игрим?
  6. Вы являлись очевидцем того, как ломают ветки деревьев, бросают мусор, разводят костры?
  7. Может ли по вашему мнению лесной массив сам восстанавливаться или необходимы специальные меры для его поддержания?
  8. Существует ли у вас нравственные установки по правилам поведения в природе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист"

Дополнительная общеобразовательная    программа   «Юный натуралист» естественнонаучной направленности. Она способствует эколого - биологическому развитию воспитанников, гармон...

Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: направлена на формирование у обучающихся гум...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» естественнонаучной направленности

    В настоящее время назрела объективная необходимость воспитания у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности. В основ...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Капелька» на 2020-2021 учебный год

Цель программы – формирование музыкальной культуры учащихся как одной из составных частей общей культуры личности.Задачи: Образовательные1.     Формировать музыкально - эстет...

Общеобразовательная общеразвивающая программа Юный эколог 2019-2020 уч.год

Проблема экологизации всех сторон жизнедеятельности людей в нашем обществе становится с каждым годом все более актуальной. Это связано с формированием менталитета общества, воспитанием экологической к...

Календарно- учебный график Юный эколог 2020-2021

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИКНА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа Юный эколог 2020-2021

рабочая программа Юный эколог 2020-2021...