Общеобразовательная общеразвивающая программа Юный эколог 2019-2020 уч.год
рабочая программа по экологии
Проблема экологизации всех сторон жизнедеятельности людей в нашем обществе становится с каждым годом все более актуальной. Это связано с формированием менталитета общества, воспитанием экологической культуры, основанных на осведомлённости об экологической обстановке в стране, регионе, в том месте, где мы живём.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Комитет образования администрации Березовского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА" (МБУ ДО ИЦТ)
УТВЕРЖДЕНА на заседании Методического совета от 30.08.2019г. Протокол № 1 | ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом и.о.директора МБУ ДО ИЦТ от 30.08.2019 № 134 - од и.о.директора МБУ ДО ИЦТ Ковтун В.В. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
(базовый уровень)
Возраст детей: 7-14 лет Срок реализации: 1 год
Тюрикова Ирина Алексеевна,
педагог дополнительного образования
пгт. Игрим
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы..............................................................................................3
Пояснительная записка.........................................................................................7
Учебно-тематическое планирование 1 группа...................................................12
Содержание программы.......................................................................................13
Учебно-тематическое планирование 2 группа...................................................17
Содержание программы........................................................................................18
Условия реализации программы………..............................................................20
Формы аттестации и контроля………………………………………………….22
Контрольно-оценочные материалы.....................................................................23
Список литературы………....................................................................................24
Приложение………………………………………………………………………27
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование образовательной программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог» |
Организация исполнитель: | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА» |
Автор - составитель программы: | Тюрикова Ирина Алексеевна, педагог дополнительного образования |
Юридический адрес: | 628146, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ, Березовский район, пгт. Игрим, ул. Строителей, 1. |
Тип учреждения: | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования |
Направленность программы: | естественнонаучная |
Уровень программы | базовый |
Цель программы: | Формирование у обучающихся основ целостного экологического мировоззрения, развитие интеллектуальных и творческих способностей посредством вовлечения в волонтерское движение, создания условий для самореализации личности ребёнка. |
Задачи образовательной программы: | Воспитательные: - воспитывать любовь и бережное отношение к природе пгт. Игрим, Березовского района, Ханты-Мансийского автономного округа; - формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения. Развивающие: - развивать ассоциативное мышление, эстетический и художественный вкус; - развивать внимательность и наблюдательность, инициативу, навыки социальной адаптации; - развивать творческое воображение и фантазию в поисках новых форм и художественных средств выражения образа. Обучающие: - сформировать специальные знания, умения и навыки, необходимых им для бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов; - формировать основы экологической культуры, ценностного отношения к природе, окружающей среде, осознание себя как её части; - научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности; - развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы; - обучить специальным технологиям при работе с природным, бросовым и полимерным материалом; - воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе. |
Срок реализации программы | 1 год (1 модуль, 9 месяцев) |
Форма обучения: | очная, групповая. |
Участники программы | Программа разработана для детей 7-14 лет: 1 возрастная группа 7-9 лет; 2 возрастная группа 10-14 лет |
Ожидаемые конечные результаты | Обучающийся должен: - проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, интерес к познанию мира природы; - анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; - оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; - оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Метапредметные результаты Познавательные УУД: - самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в справочниках, словарях, таблицах; - ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях; - сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу; - группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям; - наблюдать и самостоятельно делать выводы; - выполнять задания по аналогии. Регулятивные УУД: - определять цель деятельности с помощью педагога и самостоятельно; - следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия; - осуществлять само- и взаимопроверку работ. Коммуникативные УУД: соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое); - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения; - сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности; - выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Предметные результаты - овладеть понятиями экологии, природных стихий планеты Земля; - овладеть теоретическими понятиями в области здорового образа жизни; - овладеть коммуникативной компетенцией, компетенцией самообразования и социального взаимодействия; - уметь наблюдать изменения в природе; - уметь ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; - уметь выполнять различные работы из природного, бросового и полимерного материала; - представлять результаты исследовательской и проектной деятельности; - приобрести навыки экологической культуры. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема экологизации всех сторон жизнедеятельности людей в нашем обществе становится с каждым годом все более актуальной. Это связано с формированием менталитета общества, воспитанием экологической культуры, основанных на осведомлённости об экологической обстановке в стране, регионе, в том месте, где мы живём.
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки обучающихся. Так, на уровне начальной школы предусматривается воспитание уважительного отношения к природе страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.
Процесс интеграции общего и дополнительного образования способствует достижению ожидаемых результатов, сформулированных в образовательных стандартах нового поколения. Дополнительное образование в воспитательной системе – это возможность решения целого комплекса задач, позволяющих обеспечить каждому обучающемуся «ситуацию успеха», содействовать самоопределению личности в образовательном процессе, способствовать выбору его индивидуального образовательного, профессионального и жизненного пути.
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юный эколог» является усиление экологического воспитательного потенциала через духовно-нравственное обогащение обучающихся, приобщение их к общечеловеческим ценностям, создание условий для всестороннего развития личности.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в грамотном соединении трех важных направлений:
- «Экология и волонтерское движение» (популяризация добровольчества в волонтерской деятельности; исполнение заповедей: «Дома не сори! Здоровье с детства береги!»);
- «Экология и творчество» (выражение индивидуальных творческих способности детей);
- «Экология и наука» (расширение рамок научно-исследовательской и проектной деятельности школьников).
Особенностью данной программы является её конструктивность, легкая адаптация к значимым событиям. Инновационная идея программы — это связь поколений и сохранение памяти о подвиге народов во Второй мировой войне через экологические мероприятия. Деятельность, в рамках реализации программы, посвящена 75-летию Победы.
Актуальность программы очевидна. Красота природы через искусство обогащает внутренний мир человека, возвышает его душу, дарит общение с прекрасным. Уют в доме, украшение праздников, досуг детей и взрослых (ветеранов, родителей) - ни одна из этих тем не осталась не затронутой в программе.
При проведении занятий, акций широко будут использованы информационные технологии, методики социологических опросов, экологические эксперименты.
Основополагающие принципы реализации программы:
- принцип гармонии и красоты (они являются созидающей силой мира, проявляются в природных явлениях, мыслях, чувствах, деятельности человека, в соцветии, созвучии, сопереживании, согласии);
- принцип сотрудничества и единства требований (отношение к ребёнку строится на доброжелательной и доверительной основе);
- принцип интеграции (интеграция идёт на уровне формирования единых представлений, понятий и организации педагогического процесса);
- принцип целостности приобщения ребёнка к таким формам познания окружающего мира, как наука и искусство (в познании сочетаются две дидактики – научная и художественная; первая строится на размышлении, вторая – на переживании. Ребёнок познаёт мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в процессе творческой деятельности);
- принцип постепенности погружения в проблему (нравственно – философские беседы готовят детей к восприятию искусства и творческому процессу).
Педагог и ребёнок - субъекты педагогического процесса. Ребёнок воспринимается как личность, имеющая право на своё видение и понимание мира.
Цель программы: формирование у обучающихся основ целостного экологического мировоззрения, развитие интеллектуальных и творческих способностей посредством вовлечения в экологическое волонтерское движение, создания условий для самореализации личности ребёнка.
Задачи программы:
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе пгт. Игрим, Березовского района, Ханты-Мансийского автономного округа;
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения.
Развивающие:
- развивать ассоциативное мышление, эстетический и художественный вкус;
- развивать внимательность и наблюдательность, инициативу, навыки социальной адаптации;
- развивать творческое воображение и фантазию в поисках новых форм и художественных средств выражения образа.
Обучающие:
- сформировать специальные знания, умения и навыки, необходимых им для бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов;
- формировать основы экологической культуры, ценностного отношения к природе, окружающей среде, осознание себя как её части;
- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
- обучить специальным технологиям при работе с природным, бросовым и полимерным материалом;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Ожидаемые результаты:
Обучающийся должен:
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, интерес к познанию мира природы;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в справочниках, словарях, таблицах;
- ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях;
- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
- наблюдать и самостоятельно делать выводы;
- выполнять задания по аналогии.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия;
- осуществлять само- и взаимопроверку работ.
Коммуникативные УУД:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое);
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;
- выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты
- овладеть понятиями экологии, природных стихий планеты Земля;
- овладеть теоретическими понятиями в области здорового образа жизни;
- овладеть коммуникативной компетенцией, компетенцией самообразования и социального взаимодействия;
- уметь наблюдать изменения в природе;
- уметь ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- уметь выполнять различные работы из природного, бросового и полимерного материала;
- представлять результаты исследовательской и проектной деятельности;
- приобрести навыки экологической культуры.
- умение анализировать ситуацию,
- прогнозировать, пропагандировать знания и умения,
- проектировать.
Современные старшеклассники проявляют повышенный интерес к сохранению собственного здоровья, к стратегии выживания человечества и сохранению в биосфере. Они достаточно ясно представляют себе зависимость человека от состояния окружающей среды. Осознание юношами и девушками этой зависимости может служить опорой для формирования у них установки на улучшение среды обитания, на защиту её от неблагоприятного воздействия и овладение жизненно необходимыми навыками, обеспечивающими эту защиту.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 группа
Для детей 7-9 лет
№ п/п | Название раздела, темы. | Количество часов | Форма организации занятий | Форма аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика
| ||||
1 | Вводное занятие Знакомство с задачами и правилами группы | 3 | 1 | 2 | Беседа | Тренинг. Игра |
2 | «Я рада Вас видеть!» | 8 | 3 | 5 | Беседа | Тест Игра |
3 | Что такое здоровье? | 8 | 3 | 5 | Лекция | Беседа Игра Оздоровительная гимнастика |
4 | Красота человеческого тела и здоровье | 11 | 4 | 7 | Лекция Практическое занятие | Беседа Игра Работа с плакатами |
5 | Что такое факторы риска? | 9 | 4 | 5 | Лекция Практическое занятие | Разминка – игра Выполнение самостоятельных творческих заданий |
6 | Основы здорового образа жизни | 12 | 5 | 7 | Лекция | Опрос Беседа |
7 | Семья, как единый организм | 12 | 5 | 7 | Дискуссия: | Опрос Индивидуальная работа |
8 | Защита собственного «Я» | 14 | 6 | 8 | Беседа, | Беседа Игра |
9 | Я здоровый человек, я – личность! | 12 | 5 | 7 | Беседа, | Игра – дискуссия Работа в группах |
10 | Подготовка к 75 – ой годовщине Победы в В.О.в | 19 | 11 | 8 | подготовка к празднованию Дня Победы | Составление совместного проекта |
ВСЕГО | 108 |
Содержание программы
1 группа (7-9 лет)
№ | Тема | Задачи | Содержание |
1 | Знакомство с задачами и правилами группы | Установление контакта с детьми, создание доверительной атмосферы для достижения взаимопонимания. | Тренинг. Создать дружелюбный и безопасный настрой, продемонстрировать открытый стиль общения – мы единомышленники, одна семья. Игра «Невербальное знакомство». Участникам предлагается молча и хаотично знакомиться друг с другом: руками с закрытыми глазами, глазами, спинами и т.д. Цель игры: опыт определения барьеров в общении, осознание собственных сложностей. |
2. | «Я рада Вас видеть!» | Общая деятельность. Выделение лидеров в группе. Материал для анализа атмосферы в группе. | Тест «Кто Я?» Игра «Семья» - Демонстрация и овладение навыками открытого стиля общения, навыки разговора о чувствах. |
3. | Что такое здоровье? | Сфокусировать внимание учеников на собственном здоровье и здоровье других людей, ощутить похожесть и индивидуальность других людей. | Оздоровительная гимнастика. |
4. | Красота человеческого тела и здоровье | Игра «Немой зоопарк». Каждый участник придумывает животное, и обозначает его каким-нибудь жестом. Затем по произвольной цепочке передают друг другу приветы – показывая свое животное и животное того, кому передается привет. Цель игры: разрядка, память, внимание, спонтанное мышление. Работа по теме «Красота человеческого тела и здоровье». 1) Беседа: Природа создала человеческое тело красивым. Но каждый может и должен делать его еще лучше, еще совершеннее. Если заниматься физкультурой и спортом, то мышцы станут крепкими, движения будут радовать глаз других людей. Однако, вы можете вспомнить немало сказок о красивых, но злых людях. И наоборот, конечно, есть внешне не очень привлекательные, но добрые и отзывчивые люди. Когда человек совершает добрые и благородные поступки, мы говорим, что это нравственно красивый человек. А о человеке равнодушном, холодном, хоть и красивом, иногда говорят, что он похож на мраморную статую. Это не совсем справедливо по отношению к мраморным статуям, ведь некоторые из них так прекрасны, что кажется, что они вот-вот заговорят добрыми человеческими голосами. 2) Работа с плакатами. Посмотрите на плакат. Здесь изображены статуи, созданные древними мастерами. Мастера эти очень давно жили в Греции. Так давно, что Грецию времен этих мастеров называют Древней Грецией, а людей, живших тогда, древними греками. Они много времени посвящали различным искусствам, но и тело свое постоянно совершенствовали: много бегали, прыгали, занимались гимнастикой. Они организовали самые первые Олимпийские игры. Победителям древних Олимпийских игр ставили мраморные памятники. С тех самых пор изображения древних греков служат образцом красоты человеческого тела. Вопросы: 1. Назовите сказки, герои которых не очень красивы, но добры и благородны. Чем обычно заканчиваются эти сказки? 2. Каких красивых, но злых и жестоких героев сказок вы знаете? 3.Кого из знакомых или известных вам людей (родных, близких, актеров, спортсменов) вы считаете красивыми и почему? Задание – нарисовать лицо человека. А дома нарисуйте красивого мужчину или женщину. Как вы думаете, какое это лицо доброе или злое? Отзывчивый ли это человек или равнодушный? Оздоровительная гимнастика. | |
5. | Что такое факторы риска? | Формирование навыков изменения себя Работа по теме «Создай скульптуру». Один из участников изображает из себя скульптуру и говорит ее название ведущему. Все участники по очереди входят в комнату, называют увиденную скульптуру и достраивают ее с помощью своего тела. Цель КТД: внимание к телесным проявлениям и овладение телом, развитие фантазии. | Разминка – игра «Разгоняем паровоз». По кругу два хлопка в ладоши. Задача – постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем – обратный процесс. Цель игры: сплочение, ощущение общности группы. Разминка – игра «Ручеек». Приём по кругу: Завершение – обмен чувствами. «Удалось ли тебе применить полученные на занятии знания и навыки?» |
6. | Основы здорового образа жизни | Формирование понятия «здоровый образ жизни (ЗОЖ). | Игра «Мое ласковое имя». Вспомните и напишите, какими ласковыми именами вас называют ваши родные и близкие люди, знакомые. Задумайтесь: какие чувства вы испытываете в ответ на такое ласковое обращение? Что хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Что мешает проявить теплые чувства благодарности? А теперь вспомните и запишите, кого и когда вы называете ласково. Это ласковые уменьшительные слова, например, от имени человека: Галочка, Галчонок – название птицы. Медвежонок, цыпленок, - может быть, просто прозвище, но очень ласковое? Что вы при этом испытываете сами? А люди, как они реагируют на ласковое обращение? Мозговой штурм на тему «Что такое ЗОЖ?». (Бросаем выборочно мячик и слушаем ответы, по ответам составляем схему.) Составляем схему (характеристика образа жизни) на доске. |
7. | Семья как единый организм | Формирование позитивного отношения к понятию семьи и ответственного отношения к членам своей семьи. Дискуссия: «Зачем нужна семья?». | Разминка – игра «Черные шнурки». Все сидят на стульях в кругу. Ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место. Тот, кто места не нашел, становится ведущим. Цель игры: разрядка, возможность проявления фантазии, возможность увидеть общее. Индивидуальная работа:. Делаем рисунок «Моя будущая семья». «Рисунок на спине» - предлагается написать положительные качества. Цель: опыт позитивного духовного общения. Обмен чувствами. |
8. | Защита собственного «Я» | Игра «Волк и семеро козлят». Участникам раздаются бумажки, треть из которых с надписью «волк», треть – «коза», треть – «козленок». «Козлята» идут в свой «дом», а «волки» и «козы» (не показывая своих бумажек) по очереди пытаются их убедить, что они «козы» и что им нужно открыть дверь. «Козлята» решают пускать или нет. Если пустили «волка», то он забирает 1-2 «козлят», если «козу» не пустили, то 1-2 «козленка» умирают от голода. Цель игры: умение сказать «нет», умение убеждать, умение распознать обман и внимание к невербальным проявлениям.Игра «Клубок». Каждый из участников, держа в руках клубок, говорит о том, как его лично коснулась обсуждаемая проблема. Затем наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую «паутинку» можно распутать, а можно скомкать. Итог - завершение – обмен чувствами. | |
9. | Я здоровый человек, я – личность! | Формирование умения ставить перед собой цели и достигать их. | Разминка – игра «Разгоняем паровоз». По кругу два хлопка в ладоши. Задача – постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем – обратный процесс. Цель игры: сплочение, ощущение общности группы. Игра – дискуссия: «Чемодан в дорогу». Решаем вопрос «Какие знания и навыки мы возьмем с собой и будем применять в повседневной жизни?» Работа в группах: Оформить калаж «Что Даёт нам здоровый образ жизни?» Повторение разминочных упражнений. Итог: знать всем десять заповедей здоровья. |
10 | Подготовка к 75 – ой годовщине Победы в В.О.в | Работа в музейной комнате. Проведение акций к дню победы. |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 группа
Для детей 10-14 лет
№ п/п | Название раздела, темы. | Количество часов | Форма организации занятий | Форма аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие Строение и эволюция Вселенной | 6 | 3 | 3 | Беседа | Опрос Игра |
2 | Наше «да» и наше «нет» | 21 | 3 | 18 | Лекция | Выполнение практической работы |
3 | Что нужно сделать, чтобы сохранить окружающий нас мир? | 21 | 3 | 18 | Лекция | Опрос |
4 | Что нас ждет, если мы ничего не сделаем для сохранения окружающего мира? | 21 | 5 | 16 | Лекция Практическое занятие | Выполнение самостоятельных заданий |
5 | Игрим как антропогенная система | 15 | 5 | 10 | Лекция | Экскурсия |
6 | Браконьерство и другие причины исчезновения видов | 15 | 4 | 11 | Лекция | Театрализованная постановка. |
7 | Охрана животных и растений | 15 | 5 | 10 | Лекция | Опрос |
8 | Самоконтроль и взаимоконтроль знаний. | 21 | 7 | 14 | Беседа | Опрос |
9 | Экологический мониторинг | 21 | 8 | 13 | Лекция | Практическая работа. |
10 | Основные виды мониторинга | 15 | 5 | 10 | Лекция | Практикум. Работа с таблицами, схемами, диаграммами. |
11 | Методы экологических исследований | 21 | 5 | 16 | Лекция | Практикум |
12 | Подготовка к 75 – ой годовщине Победы в В.О.в | 24 | 11 | 13 | Беседа | Проведение акций. Работа в музейной комнате. |
ВСЕГО | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 группа
№ п/п | Основные темы | Содержание | Формы работы | ||
1. | Строение и эволюция Вселенной | Показать место Земли во Вселенной и место человека среди живых существ на земле. | Игра – путешествие Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него. Истории человечества очень мало по сравнению с историей Земли. | ||
2. | Наше «да» и наше «нет» | Закрепить знания детей в области экологического познания для применения новой научной основы – рационального (разумного) природопользования, охраны окружающей среды и прогноза изменений окружающей среды под действием человека. | Практическая работа.
| ||
3. | Что нужно сделать, чтобы сохранить окружающий нас мир? | Показать личную роль каждого человека в деле сохранения окружающей среды. | Практикум.
| ||
4. | Что нас ждет, если мы ничего не сделаем для сохранения окружающего мира? | Показать, что ждет человечество, если не будут приняты меры для сохранения окружающего мира; личный вклад каждого ребенка для сохранения окружающего мира. | Практикум. Разработать свой вариант акции по пропаганде экологических знаний для сохранения окружающей среды. | ||
5. | Игрим как антропогенная система | Провести наблюдения за ландшафтами микрорайонов п. Игрим, измененных деятельностью человека. Изучить компоненты антропогенных экосистем. | Экскурсия. | ||
6. | Браконьерство и другие причины исчезновения видов | Показать учащимся браконьерство как одну из важных причин исчезновения видов диких животных и растений. | Театрализованная постановка. | ||
7. | Охрана животных и растений | Подробное изучение красной книги Тюменской области. | Игра «Десять – пятнадцать» по запоминанию краснокнижных видов животных и растений. | ||
8. | Самоконтроль и взаимоконтроль знаний. | Проверка знаний школьников через творческую мастерскую, через смену разных видов деятельности. | Практическая работа. Творческая мастерская.
| ||
9. | Экологический мониторинг | Знакомство с системой наблюдений, оценкой и прогнозом состояния окружающей среды. | Практическая работа. Маршрутные наблюдения на экологической тропе – за источниками и факторами антропогенных воздействий. | ||
10. | Основные виды мониторинга | Познакомиться с классификацией видов мониторинга по Герасимову – биоэкологический (биологический, санитарно – гигиенический, санитарно – токсический) вид; геоэкологический (природохозяйственный) вид; глобальный мониторинг. | Практикум. Работа с таблицами, схемами, диаграммами. | ||
11. | Методы экологических исследований | Познакомить членов экологического клуба с методами экологических исследований:
| Практикум. | ||
12 | Подготовка к 75 – ой годовщине Победы в В.О.в | Работа в музейной комнате. Проведение акций к дню победы. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы
В основу методического обеспечение программы ложится проектирование - создание проекта.
Формирование специальных умений и навыков как элементов проектной деятельности целесообразно проводить и в процессе работы над проектом, и в рамках традиционных занятий поэлементно.
Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Так на этапе презентации используются презентационные элементы проектной деятельности, на этапе рассмотрения и уточнения проблемы проекта - элементы проблематиэации. При формулировании цели проекта - целеполагание, при планировании - планирования деятельности по этапам с формулированием задач на каждом этапе. И так далее. Освоение элемента проектной деятельности венчается формированием соответствующего специального умения.
Проектные умения необходимо дифференцировать по уровням сложности: базовый уровень - 1, продвинутый уровень - 2, высший уровень - 3. Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к проектному обучению. Эти уровни соответствуют уровням сформированности проектной деятельности учащихся. В проектном обучении мы ставим и высокие цели, которые не всеми учащимися будут достигнуты в школьный период, и цели достижения сформированности на продвинутом уровне, которые основной массой учащихся могут быть достигнуты, и достижение базового уровня - позволяющего говорить о всеобуче в формировании проектной деятельности учащихся.
Элементы проектной деятельности можно сгруппировать по видам деятельности, в которых они формируются сначала как общеучебные, а за тем как специальные умения:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклад (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предмете наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других; выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Эти элементы осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются в общее проектное умение в процессе работы над проектом. Для этого поэлементного освоения проектных умений используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым pacпределением работы в группе.
Алгоритм учебного занятия: Алгоритм будет изменяться, уточняться в каждом конкретном случае. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал.
Дидактические материалы: социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, фильмы, презентации, учебные видео-пособия.
Материально-техническое обеспечение:
Парта – 3 шт.
Стул ученический – 7 шт.
Шкаф для хранений документов – 1 шт.
Информационное обеспечение - видео, фото, интернет-источники
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: контроль «на входе», текущий, «в процессе» и итоговый контроль.
Время проведения | Цель проведения/ Оцениваемые параметры | в какой форме | Фиксация результатов |
«На входе» | |||
В начале учебного года | Оценка стартового уровня образовательных возможностей обучающихся при поступлении в объединение. | тест | Тетрадь педагогического контроля. Сводная таблица по результатам аттестации на «входе». |
Текущий контроль | |||
В течение всего учебного года | Оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. | Опрос. Творческие задания. | Тетрадь наблюдений. Индивидуальная карточка учащегося. |
«В процессе» | |||
В конце полугодия | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Тестирование | Тетрадь наблюдений. Сводная таблица по результатам аттестации. |
Итоговый контроль | |||
В конце обучения | Итоговый - оценка уровня и качества освоения учащимися программы по завершению всего периода обучения. | Анкетирование Творческий отчет. | Протокол итоговой аттестации. |
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Диагностика таксономических исследований ЗОЖ.
- Диагностика эмоционального состояния детей тесту ЛЮЩЕРА.
- Тест «Я и моё здоровье».
- Вербально - ассоциативная методика Ясвина В. А. и Дерябо С. Д. (направлена на исследование типа доминирующей установки личности ребёнка в отношении с природой).
- Опросник по выявлению отношения к экологическим проблемам.
(смотреть приложение)
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Учебная литература для обучающихся:
1. Алексеев С. В., Экология: Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений разных видов, СПб: СМИО Пресс, 2001.
2. Анастасова Л. П. и др., Человек и окружающая среда: учебник для дифференцированного обучения 9 класс, М: Просвещение 1997.
3. Алексеев С. В., Экология: Учебное пособие для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений разных видов, СПб: СМИО Пресс, 2001.
4. Алексеев С. В. и др., Практикум по экологии: Учебное пособие, М: АО МДС, 1996.
5. Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг: учебное методическое пособие, М: АГАР, 2000.
6. Ердаков Л. Н. Чубыкина Н. Л., Экология: учебное пособие для 10 – 11 классов, Новосибирск: Книжица, 1996.
7.Зверев А. Т. Историческая экология учебник для 5 – 6 классов общеобразовательной школы, М: Дом педагогики, 1999.
8.Зверев А. Т., Зверева Е. Г. Экология, учебник для 7 – 9 классов общеобразовательной школы, М: Дом педагогики, 2002.
9. Камерилова Г. С., Экология города: урбоэкология. Учебник для 10 – 11 классов школ естественно – научного профиля, М: Просвещение, 1997.
10. Крискунов Е. А. и др., Экология 9 класс: учебник для общеобразовательных школ, М: Дрофа, 1995.
11. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Экология Россия. Учебник 9 – 11 классов общеобразовательной школы, М: Устойчивый мир 2000.
12. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология, учебник для 5 (6) классов образовательной школы, М.: Устойчивый мир, 2000.
13.Чернова Н. М. и др. Основы экологии: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, М: 1999.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКУМЫ:
14. Алексеев С. В. и др., Практикум по экологии: Учебное пособие, М: АО МДС, 1996.
15. Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг: учебное методическое пособие, М: АГАР, 2000.
Научно – методическая литература для педагога:
- Акимушкин И.А. Мир животных. Млекопитающие, - М.: Мысль,1994.
- Акимушкин И.А. Мир животных. Птицы, - М.: Мысль, 1994.
- Алексеев В.А., 300 вопросов и ответов по экологии., Ярославль: Академия развития, 1998.
- Бачкарева Н.Ф., Система экологического образования и воспитания учащихся, Калуга: ИПКУ, 1996.
- Бобылева Л.Д., Повышение эффективности экологического воспитания, Биология в школе №3 – М., 1996.
- Браус Дж., Вуд Д., Советы учителям: стратегии экологического воспитания, которые работают, Новосибирск: ИСАР – СИБИРЬ ,1999.
- Брем А.Э. Жизнь животных. В трех томах,- М.: Тера,1992.
- Брил Д.И., Идеи и советы по организации экологического образования, Вестник Ас Эко №3 – Обнинск, 1995.
- Вагнер Ф.Х. Живой мир пустынь, С - П..: Гидрометеоиздат,19994.
- Васильков В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся, практико – ориентированная монография, Ханты –Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 20003.
- Гин А.А., Приемы педагогической техники., Москва: Вита – Пресс, 2001.
- Гребенок Г.Н., и др., Экология для младших школьников: Учено – методическое пособие для учителя, Тюмень: ИПОС СО РАН, 1999.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Экологическая педагогика и психология, Москва: Новая Школа, 1996.
- Ердаков Л.Н. и др., Играя, обучаемся. Сборник материалов по экологическому просвещению и образованию., Новосибирск: ИСАР – СИБИРЬ, 1999.
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа «Об экологическом образовании населения Ханты-Мансийского автономного округа”, Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001.
- Запорожец А.В., Взаимосвязь развития когнитивных и эмоциональных процессов у детей, Париж: ОСК, 1976.
- Зверев И.Д., Экология в школьном обучении, Москва: Знание, 1980.
- Коммонер Б., Замыкающийся круг, Л: Гидрометеоиздат, 1974.
- Корнел Дж., Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей, пер. с анг., Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999.
- Костенков П.П., Экологическое воспитание школьников, Барнаул: АКИ, 1990.
- Любек Х.В., Кто решит экологические проблемы – граждане или правительства?, Вестник АсЭкО №1-2; Обнинск, 1996.
- Макаров С.В. и др., общество и окружающая среда, Приложение к газете “Первое сентября”, Биология №4 – М., 1997.
- Мамедов Н.М., Экологическое образование: концепции и методические подходы, Москва: Экономика и информатика, 1996.
- Небел Б., Наука об окружающей среде, Москва: Л., 1997.
- Немов Р.С. Общие основы психологии, Москва: Гуманит. игд. центр Владос, 2001.
- Пархоменхо Г.П., Экспериментальная программа непрерывного курса экологии (6 – 11 классы), Образование в современной школе №8 – м., 2002.
- Понамарева И.Н., Становление и развитие экологического образования в России, Биология в школе №5 – М, 2000.
- Райков Б.Е., Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России, Москва: л., 1997.
- Ремерс Н.Ф., Экология: интеграция научных знаний и образных представлений школьников, Москва: Россия молодая, 1994.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Экология и мир: пособие для учителя, Москва: Новая школа, 1992.
- Талызин Ф.Ф., Секреты природы, М.: Мысль,1969.Урсул А.Д., Концепция устойчивого развития, Биология в школе №1-5, М., 2002.
- Теннер О., Медведи и другие хищные звери, Серия «Удивительный мир диких животных», Пер. с англ. М.: Мир,1980.
- Фарб П. И., Популярная экология, М.: Мир,1996.
- Шипунова Т.Я., Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы, часть 3, Новосибирск: РПО СО РАСХН, 1995.
- Шпотова Т.В., Детский эколого-этнографический проект «Дом», Обнинск: ЦЭО, 2000.
- Шустов С.Б., Орлов Е.В., Они зимуют вместе с нами, Нижний Новгород: Дронт, 1995.
- Эттенборо Д.К., Жизнь на земле, М.: Мир,1984.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностика таксономических исследований ЗОЖ
Основные категории целей | Примеры обобщенных типов целей |
1. Знание | Дети, отдыхающие в оздоровительном лагере/площадке |
Определение понятия «Здоровье». Знание различий индивидуального (собственного) и общественного (других людей) здоровья. Знание причин и следствий образа жизни человека. Осознание необходимости соблюдения режима дня и занятий утренней гимнастикой. Знание правил личной гигиены и культуры питания. Знание понятия «Стресс». Осознание здоровья первой жизненной необходимостью. | Дают определение. Признают важность собственного здоровья других людей. Стремление к ЗОЖ. Учатся соблюдать режим дня и выполнять комплекс упражнений утренней гимнастики. Знают правила личной гигиены и культуры питания. Объясняют на уровне осознания. Осмысливают роль здоровья в своей жизни. |
2. Понимание | Дети, отдыхающие в оздоровительном лагере/площадке |
Понимание здорового образа жизни и его роли в общественном здоровье. Понимание ценности здоровья. Понимание ситуации успеха и удовлетворенности. | Выполняют правила культуры питания, движений, закаливания, гигиенических норм. Здоровье зависит от них самих. |
3. Применение | Дети, отдыхающие в оздоровительном лагере/площадке |
Умение использовать знания разумности режима. | Соблюдают четкий режим труда и отдыха, нормальный сон 7-8 часов. |
Умение использовать знания о ЗОЖ. Умение отказаться от вредных привычек. Умение закалятся воздухом, водой, солнцем. Умение контролировать свои эмоции. Умение ставить перед собой цель и достигать её. | Ежедневная двигательная активность. Рациональное питание. Отказ от вредных привычек (курение, алкоголь и др.). Закаливание. Ищут способ выхода из стрессового состояния. Отстаивают своё мнение |
4. Анализ | Дети, отдыхающие в оздоровительном лагере/площадке |
Обсуждение результатов совместной работы. Обсуждение ситуаций. | Принимают решения. Стараются найти выход из конфликтных ситуаций. |
5. Синтез | Дети, отдыхающие в лагере |
Умение создавать атмосферу взаимопонимания. | Составляют комфортные условия. Объединяются в микро группы и пишут творческие сочинения по формированию ЗОЖ. |
6. Оценка | Дети, отдыхающие в лагере |
Способность оценивать своё здоровье и образ жизни. Способность оценивать своё поведение в конкретной ситуации. | Участвуют в мероприятиях «ЗОЖ и моё здоровье». Отстаивают мнение по решаемой проблеме. |
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ ПОСЕЩАЮЩИХ ЗАНЯТИЯ ОТСЛЕЖИВАЕТСЯ ПО ТЕСТУ ЛЮЩЕРА
Тест Люшера (сокращенный вариант, состоящий из 8 цветов).
В основе теста лежит теоретическое предположение о существовании тесной ассоциативной связи между цветами и состоянием человека, отражающим способы его существования в окружающем мире. Цвет дает информацию об актуальном состоянии человека.
Интерпретация цветов теста Люшера
ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА связаны с основными и наиболее продуктивными способами адаптации человека к миру:
Красный – символизирует состояние «экстраветрированной активности», потребность в достижении и доминировании; восторженное, радостное настроение, символизирует волевое усилие, активность и в тоже время агрессивность, возбужденность, наступательность.
Желтый – символизирует состояние «экстравертированной пассивности», динамическое равновесие с миром, подвижное миропринятие, отсутствие напряженности, характеризующиеся эмоциональным фоном радости, надежд, оптимизма; светлое приятное настроение, символизирует активность, устойчивое эмоциональное состояние, веселость, стремление к общению, активность.
Зеленый – символизирует состояние автономности, самоценности, «интерпретированной активности», направленного на достижения высокого статуса и связанной с напряженностью воли, целеустремленность, потребность в общении; спокойное, ровное настроение, символизирует чувство уверенности, настойчивости, иногда упрямства.
Синий – символизирует состояние «интровертированной пассивности», статичного равновесия миром: покой, устойчивые ценности, отношения; грустное, печальное настроение, при устойчивом эмоциональном состоянии символизирует спокойствие и удовлетворенность, при неустойчивом – возможно проявление пассивности, тревожности, уход в себя.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА символизируют негативные тенденции, тревожность, стресс, переживания страха, огорчения, связаны с менее продуктивными состояниями и способами адаптации.
Фиолетовый – тревожное, тоскливое эмоциональное состояние; символизирует игнорирование реальности, нежелание воспринимать ситуацию таковой какая она есть, и как следствие – уход в мир фантазии, воображения, такое эмоциональное состояние носит компенсаторный характер, для нормального функционирования психики; реальная жизнь, как правило, не является для него актуальной.
Коричневый – тревожное состояние, фрустрированность сложившейся ситуации, выбор коричного цвета символизирует потребность в отдыхе, расслаблении и безопасности, избегание ситуаций дискомфорта; возможно проявление упрямства в сочетании с обидчивостью, эмоциональным напряжением.
Серый – символизирует равнодушие, осторожность, сдержанность в социальных контактах, игнорирование реальности.
Черный – полный упадок сил, уныние, символизирует негативное эмоциональное состояние, переживание страха, стресса; неустойчивое эмоциональное состояние. Раздражительность, неуступчивость, повышенная конфликтность.
Подготовка к проведению диагностического теста
Сокращенный вариант цветового теста Люшера состоит из восьми карточек с матовыми поверхностями определенных цветов: темно-синий; густо-зеленый; красно-оранжевый; ярко-желтый; малиново-фиолетовый; светло-коричневый; черный; светло-серый.
Размер карточек 5*7 см. цветные карточки наклеиваются на белый лист формата А3 в случайном порядке. Необходимо подготовить экран настроения (на ватмане).
Процедура проведения диагностического текста.
Тест проводится на протяжении всего учебного года. Дети и родители на каждом занятии могут заполнить экран своего настроения Тест проводится при хорошем освещении (желательно дневной свет). Цель исследования и интерпретация цветов детям не сообщаются.
Детям даётся следующая инструкция: покажите наиболее приятный вам сейчас цвет.
Выберите только один цвет. Постарайтесь не связывать его с любимым цветом. Просто наиболее симпатичный Вам цвет сам по себе.
Способы заполнения «Экрана настроения»:
- Напротив своей фамилии каждый день ребенок или взрослый закрашивает квадратик (графу) соответствующего дня смены. Этот вариант имеет один очень большой минус: ребенок видит, как закрашивают другие, и может выбирать цвет по аналогии, поступая по принципу «Я как все», выбирая тот цвет, который преобладает в группе.
- Каждый цвет имеет свой номерной знак и вместо того, чтобы закрашивать, дети ставят ту цифру, которая соответствует выбранному цвету. В данном варианте заполнения «Экрана настроения» ребенок визуально не может ориентировать на преобладающий в отряде цвет.
Экран настроения заполняется перед началом или после занятия, т.к. во время занятия царит особая атмосфера и по результатам данной диагностики можно судить о том, какой психологический климат преобладает в коллективе.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Результаты заносятся в бланк:
№ | Цвет | Номера занятий | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||
1 | Темно-синий | ||||||||||||||
2 | Желтый | ||||||||||||||
3 | Красно-оранжевый | ||||||||||||||
4 | Зеленый | ||||||||||||||
5 | Малиново-фиолетовый | ||||||||||||||
6 | Светло-коричневый | ||||||||||||||
7 | Черный | ||||||||||||||
8 | Серый | ||||||||||||||
Количество человек в группе |
Соответственно с ребенком, который выбирает негативные оттенки, проводится дополнительная диагностика с использованием цветового теста Люшера или теста цветового отношения Эткинда.
Оценочные тесты и анкеты для определения отношения детей и их родителей к ценности здоровья и здорового образа жизни (Гребенок Г.Н. – анкета; Васильков В.А. – тест).
ТЕСТ КУДА ТЫ ИДЕШЬ?
Перед тобой тест. Ответив на все вопросы и подсчитав все очки, ты узнаешь, что тебя ждет в будущем: здоровая долгая жизнь или вечные хвори и хождения по аптекам.
Тест рассчитан на девочек и мальчиков от 6 до 15 лет.
- Как часто ты моешь руки?
- около 20 раз в день – 0
- только перед едой и после туалета – 5
- когда сильно в чем-нибудь испачкаюсь – 20
- Сколько раз ты чистишь зубы?
- 2 раза (утром и вечером) – 0
- 1 раз – 5
- вообще не чищу – 15
- Как часто ты моешь ноги?
- Каждый вечер перед сном – 0
- Когда заставит мама – 10
- Только когда купаюсь целиком – 20
- Как часто ты делаешь зарядку?
- Ежедневно – 0
- Когда заставят родители – 15
- Никогда – 25
- Как часто ты простужаешься?
- 1 раз в два года – 0
- 1 раз в год – 5
- несколько раз в год - 15
- Как часто ты ешь сладости?
- По праздникам и воскресеньям - 0
- Почти каждый день - 20
- Когда и сколько захочу – 30
- Как часто ты плачешь?
- Не могу вспомнить, когда это было в последний раз – 0
- Пару раз в неделю – 15
- Почти каждый день – 25
- Отчего ты плачешь?
- От боли – 0
- От обиды – 10
- От злости – 20
- Сколько ты гуляешь?
- Ежедневно от 1,5 до 2 часов – 0
- Ежедневно, но меньше часа – 10
- Иногда по выходным – 20
- Когда ты ложишься спать?
- В 21-21,5 часа – 0
- После 22 часов – 10
- После 24 часов – 35
- Соответствует ли твой вес росту и возрасту?
- Соответствует или чуть меньше – 0
- Немного больше – 10
- Значительно превышает норму – 30
- Сколько времени ты проводишь у телевизора?
- Не больше 1,5 часа, часто с перерывом – 0
- Больше трех часов – 10
- Смотрю все, что нравится, и сколько хочется – 30
- Сколько времени ты тратишь на уроки?
- Около 1,5 часов – 0
- Почти два часа – 15
- Больше трех часов – 30
- Можешь ли ты взбежать на пятый этаж?
- С легкостью – 0
- Под конец устаю – 15
- С трудом и одышкой – 25
- Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок?
- Да – 0
- Нет – 15
Результаты теста:
0-20 очков – ты в полном порядке!
20-70 очков – у тебя уже появились не самые «хорошие», вредные для здоровья привычки, но с ними пока нетрудно бороться.
70-11 очков – ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!
110 и больше – можешь даже не считать! Как, ты еще не развалился? Начинай борьбу за здоровье сию же секунду!
ТЕСТ «Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ»
Уважаемые ребята!
Просим вас ответить на следующие вопросы:
- Проранжируйте Ваши жизненные ценности:
- Образование
- Интересная работа
- Хорошая семья
- Крепкое здоровье
- Собственная квартира
- Приличная заработная плата
- Автомашина
- Понимающие друзья
- Считаете ли вы себя здоровым человеком? ( Да. Нет.)
3.Какие факторы очень негативно влияют на ваше состояние здоровья в школе и дома?
4.Занимаетесь ли Вы укреплением своего здоровья и каким образом?(Подчеркните) Да, Нет.
4.1 Занимаетесь ли вы утренней зарядкой
4.2 Закаляюсь
4.3 Занимаюсь в спортивной секции
4.4 Бегаю
4.5 Хожу на лыжах в свободное время
4.6 Много хожу пешком
4.7 Рационально питаюсь
4.8 Не курю
4.9 Рациональный режим дня
4.10 Хорошие взаимоотношения с педагогами
4.11 Хорошее взаимопонимание с родителями
4.12 Не имею тяги к алкоголю
4.13 Ваш любимый вид спорта
4.14 Другие виды укрепления здоровья
5.Ваше отношение к своему здоровью (Подчеркните).
5.1 Надеюсь на медицину
5.2 Всё в руках Бога
5.3 Моё здоровье в моих руках
6. Что вы выписываете из периодической печати по здоровью? Какую интересную литературу по здоровью Вы читали в последнее время?
Дата________________
Ваш возраст________________
ВЕРБАЛЬНО - АССОЦИАТИВНАЯ МЕТОДИКА ЯСВИНА В. А. И ДЕРЯБО С. Д.
Методика диагностирования направлена на исследование типа доминирующей установки личности ребёнка в отношении с природой. Отслеживание идёт по четырём категориям:
К – эстетическая установка (природа воспринимается как объект красоты);
И – когнитивная установка (природа воспринимается как объект изучения);
О – этическая установка (природа воспринимается как объект охраны);
П – прагматическая установка (природа воспринимается как объект пользы).
Анкета
по выявлению уровня осознанности приобретения экологических знаний и эковоспитанности.
- Считайте ли вы себя экологически грамотным человеком?
- Обязательно ли изучение экологии?
- Нужны ли вам экологические знания?
- Нравятся ли вам экологизированные уроки?
- Нравится ли вам изучать предмет экология?
- Удовлетворены ли вы получаемыми в школе экологическими знаниями?
- Нужны ли практические работы и экскурсии для получения экологических знаний?
- С удовольствием ли вы готовите информационные экологические сообщения (экспресс – минутки)?
- Чувствуете ли вы ответственность перед природой?
- Можете ли вы сделать что-то для сохранения природы?
- Зависит ли человек от природы?
- Зависит ли природа от человека?
- Имеют ли экологические знания практическую направленность?
- Нравится ли вашим родителям, то, что вы изучаете экологию?
- Нужны ли вам проводимые экологические акции, марафоны, конкурсы, вечера?
- На ваш взгляд, каких людей больше:
- С высоким уровнем экологической культуры?
- С низким уровнем экологической культуры?
ОПРОСНИК ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОТНОШЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ИГРИМА
К ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ
1.Кто виноват в том, что в природе нарушаются связи и возникают экологические проблемы?
2. Какие местные экологические проблемы вы знаете?
3. Влияет ли, по вашему мнению вырубка леса на состояние окружающей среды в посёлке?
4. Касается ли лично вас экологическая проблема экваториального леса?
5.Считаете ли вы, что вносите «свой вклад» в экологические проблемы?
6. Как вы думаете, взаимосвязаны ли экологические проблемы? (Если вы ответили «нет» – вопрос №7 пропустить)
7. Как экологические проблемы влияют друг на друга, как «взаимодействуют» между собой?
8. Какая из экологических проблем должна быть разрешена в первую очередь?
9. Как вы думаете, оказывают ли экологические проблемы влияние на посёлок?
ОПРОС ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТНОШЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ИГРИМА
К ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ, БЛАГОУСТРОЙСТВУ ПОСЁЛКА
- По вашему мнению, достаточно ли чист и ухожен посёлок Игрим?
- Что бы предложили сделать для улучшения состояния окружающей среды и благоустройства посёлка?
- Какой вы хотели бы видеть зону отдыха в .Игрим?
- Как вы думаете, нужны ли парки в Игриме?
- Знаете ли вы название и происхождение древесно-кустарниковой и другой растительности в п.Игрим?
- Вы являлись очевидцем того, как ломают ветки деревьев, бросают мусор, разводят костры?
- Может ли по вашему мнению лесной массив сам восстанавливаться или необходимы специальные меры для его поддержания?
- Существует ли у вас нравственные установки по правилам поведения в природе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист"
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный натуралист» естественнонаучной направленности. Она способствует эколого - биологическому развитию воспитанников, гармон...
Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: направлена на формирование у обучающихся гум...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный журналист»
Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенси...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные друзья пожарных"
Цель образовательной программы «Юный пожарный» являетсяформирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое в...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный многоборец"
Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по легкой атлетики разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ Министерства образо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» естественнонаучной направленности
В настоящее время назрела объективная необходимость воспитания у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности. В основ...
Общеобразовательная общеразвивающая программа Юный эколог 2020-2021 уч.год
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юный эколог» является усиление экологического воспитательного пот...