Контрольно-измерительные материалы по экологии, по профессии Машинист дорожных и строительных машин
методическая разработка по экологии (11 класс)
Контрольно-измерительные материалы для текущего и промежуточного контроля по дисциплине Экология
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБПОУ РС (Я) «Сангарский многопрофильный лицей»
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОДБ 11 | ЭКОЛОГИЯ |
код название дисциплины
по профессии
23.01.06 | Мастер дорожных и строительных машин |
код название профессии
п.Сангар 2021 год
Составлены в соответствии с рабочей программой ОДБ.11 «Экология»
Организация-разработчик: ГБПОУРС (Я) «Сангарский многопрофильный лицей»
Разработчик: преподаватель И.А. Белоконева
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой методической комиссии «Общеобразовательных дисциплин»
Протокол № 07 от 03.06.2020
Председатель ЦМК: __И.А. Белоконева_ /_________________
ФИО подпись
Зам. директора по УПР: Л.Н. Рудых /__________________
ФИО подпись
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
I. Паспорт контрольно-измерительных материалов……………………………. | 4 |
II. Комплект материалов для промежуточной аттестации…………………….. | 6 |
III. Комплект материалов для организации текущего контроля……………….. | 23 |
Вопросы для устного контроля…………………………. | 23 |
Типовые самостоятельные работы……………………… | 26 |
Типовые тесты……………………………………………. | 27 |
Типовые диктанты……………………………………….. | 29 |
IV. Литература……………………………………………………………………. | 30 |
- ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
- Общие положения
Комплект контрольно - измерительных материалов (КИМ) предназначен для проверки и оценки уровня сформированности универсальных учебных действий.
КИМ включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
- Объекты оценивания – результаты освоения УД
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу учебной дисциплины «Экология».
КИМ позволяет оценить усвоение содержания учебной дисциплины «Экология» и обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Метапредметные | |
- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды - применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере - умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике - умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач | Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль. Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение. |
Личностные | |
- устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии - готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания - объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества - умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека - готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации - умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития - умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии | Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль. Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение. |
Предметные | |
- сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»; - сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности - владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей - владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни - сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде - сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры | Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль. Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение. |
- КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (задания, инструкции для студентов, критерии оценивания)
Материалы для проведения дифференцированного зачета
Инструкция для студентов по выполнению работы
Данная работа состоит из двух частей, включающих в себя 30 заданий.
Часть 1 содержит 25 заданий, из них: 24 задания с одним ответом, 1 задание на установление соответствия. Часть 2 содержит 5 заданий, ответами к которым являются последовательность цифр, или установление соответствий, или развернутый ответ.
На выполнение работы отводится 2 академических часа (90 мин).
Ответы к заданиям части 1 оцениваются в 1 балл, ответы к части 2 – в 2 балла. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Вариант 1
Часть 1
1. Экология человека - это
1) научное направление, изучающее взаимодействие людей с окружающей их средой
2) научное направление, изучающее взаимодействие между людьми
3) научное направление, изучающее взаимодействие людей с живыми организмами
2. Примером природной экосистемы служит:
1) пшеничное поле 3) дубрава
2) оранжерея 4) теплица
3. Охраняемые территории, где в естественном состоянии сохраняется весь природный комплекс – это:
1) заповедники 3) природные парки
2) заказники 4) национальные парки
4. Процесс, под влиянием которого главным образом подвергаются исчезновению хвойные леса - это
1) разрушение озонового слоя 3) кислотные дожди
2) потепление климата 4) парниковый эффект
5. Закономерности взаимодействия человека с городской средой изучает
1) экология 3) урбаэкология
2) социальная экология 4) социология
6. Среда обитания (жизни) это:
1) вся природа
2) часть природы вокруг живого организма, воздействующая на него
3) физические и химические параметры атмосферы
4) особенности климата
7. Природные ресурсы - это:
1) все, что окружает человека
2) элементы природы, необходимые человеку для жизнедеятельности и вовлекаемые в материальное производство
3) факторы природы, влияющие на здоровье человека
4) ископаемые недр Земли
8. К какому виду загрязнения относится появление новой мутантной формы вируса, опасной для человека?
1) механическое 3) химическое
2) физическое 4) биологические
9. Экологически устойчивое развитие – это:
1) неограниченное потребление ресурсов для удовлетворения потребностей человека
2) режим экономии во всех сферах деятельности человека
3) ресурсосберегающие и природоохранные технологии
4) развитие, при котором благополучие людей обеспечивается сохранением источников сырья и окружающей среды
10. Космос, Мировой океан, Антарктида, атмосферный воздух – это:
1) компоненты биосферы 3) неисчерпаемые ресурсы
2) международные объекты охраны природы 4) глобальные экосистемы
11. Не замерзают моря, омывающие Россию:
1) Чёрное и Карское 3) Охотское и Японское
2) Баренцево и Чёрное 4) Берингово и Каспийское
12. Какие природные ресурсы относятся к числу исчерпаемых невозобновимых?
1) почвенные и лесные ресурсы 3) железные руды и нефть
2) водные ресурсы и каменный уголь 4) энергия ветра и Солнца
13. Примером нерационального природопользования является:
1) рекультивация земель
2) проведение снегозадержания на полях
3) использование оборотного водоснабжения в промышленности
4) осушение болот в верховьях рек
14. К числу основных промысловых пушных зверей не относится:
1) белки 2) песец 3) выдра 4) лиса
15. Природным сообществом называется:
1) группа популяций различных видов, обитающих совместно
2) популяции одного вида, населяющие разные территории
3) особи одной популяции на одной территории
4) особи одной возрастной группы, населяющие одну территорию
16. Какие экологические знания применимы в области медицины?
1) изучение повадок животного 3) сроки посева и сбора урожая
2) изучение жизненного цикла животного 4) экологическое прогнозирование
17. Строительство плотины на реке относится к:
1) биотическим факторам среды 3) антропогенным факторам среды
2) абиотическим факторам среды 4) наземно-воздушной среде
18. Охрана природы – это:
1) сохранение гидросферы и ее обитателей
2) сохранение флоры и фауны наземно-воздушной среды
3) комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и естественной среды
4) сохранение биосферы
19. ПДК – это:
1) предельно допустимая концентрация вредных веществ
2) предельно допустимый уровень физического воздействия
3) природный показатель качества среды
4) производственно допустимые критерии качества среды
20. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:
1) геологическими процессами 3) высокими темпами прогресса
2) космическими факторами 4) изменением климата
21. Вырубка лесных массивов приводит к:
1) увеличению видового разнообразия птиц
2) увеличению видового разнообразия млекопитающих
3) уменьшению испарения
4) нарушению кислородного режима
22. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые
организмы от:
1) резких колебаний температуры 3) радиоактивного загрязнения
2) канцерогенных веществ 4) возбудителей заболеваний
23. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья
ионы:
1) ртути 2) свинца 3) кальция 4) кобальта
24. Наибольшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:
1) предприятия химической и угольной промышленности
2) сельское хозяйство
3) бытовую деятельность человека
4) транспортные средства
25. Установите соответствие между названием и типом экосистемы:
Название экосистемы: Тип экосистемы:
1) березовая роща А) природная
2) ботанический сад Б) искусственная
3) поле, засеянное пшеницей
4) альпийский луг
Часть 2
1. Соотнесите природные явления с факторами среды. Запишите найденные соответствия.
Природные явления: | Факторы среды: | ||
1. Колючки у кактуса | А) Биотические | ||
2. Вырубка лесов | Б) Абиотические | ||
3. Действие болезнетворных бактерий в организме. | В) Антропогенные | ||
4. Зимняя линька животных | |||
5. Высокое содержание пестицидов в томатах. | |||
6. Плотина препятствует проходу рыбы к месту нереста | |||
7. Фотопериодизм у растений и животных. | |||
8. Смог в городах. | |||
9. Поедание коровой травы на лугу. |
2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. Обратите внимание, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
«Гидросфера взаимодействует с литосферой. Об этом свидетельствуют ___________(А) и аккумулятивные процессы, связанные с работой воды. Взаимодействует гидросфера и с атмосферой: ___________ (Б) состоят из паров воды, испарившихся с поверхности морей и океанов. Гидросфера также взаимодействует и с биосферой, так как __________(В), населяющие биосферу, не могут жить без воды. Взаимодействуя с различными оболочками планеты, гидросфера выступает, в свою очередь, как часть целостной природы земной поверхности.
Список слов (словосочетаний)
1) облака 4) неживые существа
2) ледники 5) эрозионные
3) живые существа 6) почвенные
3. Определите, какие признаки человека указывают на сходство его с биосферой, а какие на отличие его от нее. Запишите найденные соответствия.
Признаки: Ответы:
1) проявляет свойства живого А) Сходство
2) трудовая деятельность Б) Отличия
3) действие биологических законов
4) речь
5) положение человека в современной классификации
6) абстрактное мышление
7) потребность в дополнительной энергии
8) изменение природной среды под свои потребности.
9) действие общебиологических понятий (фенотип, адаптация и т.д.)
4. Закончите предложения:
1. Наука о бережном отношении к природе называется …
2. Охраняемы государством территории, где запрещена охота, сбор ягод и трав – это…
3. Верхний слой земли называют ….
4. Воздушная оболочка Земли - …..
5. Природные комплексы, сильно измененные человеком, называют ….
6. Поступление вредных веществ в среду обитания называют …
7. Это вещество образуется при грозе, формирует вблизи поверхности Земли защитный от ультрафиолетового излучения слой - …
8. Территории, на которых под охраной может находится весь природный комплекс или его часть, - это …..
5. Объясните следующие экологические законы. Приведите примеры, подтверждающие их.
1. Ничто не дается даром.
2. Все должно куда-то деваться.
Вариант 2
Часть 1
1. Экологические факторы это
1) факторы живой природы
2) условия среды, воздействующие на человека
3) условия среды, воздействующие на организмы
2. Наибольшее число видов характерно для экосистемы:
1) березовой рощи 3) дубравы
2) экваториального леса 4) тайги
3. Особо охраняемые территории с мало нарушенными природными комплексами и уникальными природными и антропогенными объектами – это:
1) заповедники 3) природные парки
2) заказники 4) национальные парки
4. Официальные издания, содержащие описания выживших животных и растений после их охраны, и которым не угрожает опасность - это
1) Красная книга 3) Черная книга
2) Белая книга 4) Зеленая книга
5. Как называются элементы природы, необходимые человеку для жизнедеятельности и вовлекаемые им в материальное производство
1) природная среда 3) природные ресурсы
2) природные условия 4) полезные ископаемые
6. Какие экологические знания применимы в области строительства.
1) изучение повадок животного 3) сроки посева и сбора урожая
2) изучение жизненного цикла животного 4) экологическое прогнозирование
7. К какому виду загрязнения относятся соли тяжелых металлов в выхлопных газах автомобилей?
1) механическое 3) химическое
2) физическое 4) биологические
8. Городская среда в отличие от естественной экосистемы
1) существует за счет энергии солнца 3) имеет другую структуру
2) способна к саморегуляции 4) не образует отходов
9. Экологизация сознания – это:
1) преподавание экологии в учебных заведениях
2) озвучивание экологических проблем в СМИ
3) представление о взаимоотношениях человека и природы, определяющее его поведение.
10. Космос, Мировой океан, Антарктида, атмосферный воздух – это:
1) неисчерпаемые ресурсы 3) компоненты биосферы
2) международные объекты охраны природы 4) глобальные экосистемы
11. На климат России наибольшее влияние оказывает океан:
1) Тихий 3) Индийский
2) Атлантический 4) Северный Ледовитый
12. Какие природные ресурсы относятся к неисчерпаемым?
1) почвенное плодородие и нефть 3) энергия приливов и ветра
2) лесные и рекреационные 4) каменный уголь и климатические
13. Примером нерационального природопользования является:
1) расчистка лесов от сухостойных деревьев
2) вырубка деревьев в верховьях малых рек
3) создание лесных полезащитных полос
4) проведение лесовосстановительных мероприятий на местах лесных гарей
14. Для сохранения и разведения соболя создан заповедник:
1) Кандалакшский 3) Баргузинский
2) Галичья Гора 4) Астраханский
15. Наименьшее число видов входит в биоценоз:
1) тропического леса 3) широколиственного леса
2) степи 4) тундры
16. Какие экологические знания применимы в области медицины?
1) изучение повадок животного 3) сроки посева и сбора урожая
2) экологическое прогнозирование 4) изучение жизненного цикла животного
17. Условием устойчивости экосистемы является наличие в ней следующих явлений:
1) богатый видовой состав 3) круговорот вещества
2) цепи питания 4) приток энергии
18. Нормативы качества окружающей природной среды делят на
1) санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные, вспомогательные
2) нормативы санитарных зон, строительные правила, организационные нормативы
3) ПДК вредных химических веществ, ПДК вредных физических воздействий
4) нормативы шума и вибрации, нормативы биологических загрязнений
19. ПДУ - это
1) предельно допустимая концентрация вредных веществ
2) предельно допустимый уровень физического воздействия
3) природный показатель качества среды
4) производственно допустимые критерии качества среды
20. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:
1) геологическими процессами 3) высокими темпами прогресса
2) космическими факторами 4) изменением климата
21. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
1) парниковым эффектом 3) загрязнением водоемов
2) уменьшением объема грунтовых вод 4) засолением почв
22. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:
1) водяные пары 2) облака 3) озоновый слой 4) азот
23. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в
результате ухудшения экологической обстановки, являются:
1) болезни опорно-двигательной системы
2) инфекционные болезни
3) сердечнососудистые и онкологические заболевания
4) болезни пищеварительного тракта
24. Наибольшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:
1) предприятия химической и угольной промышленности
2) бытовую деятельность человека
3) сельское хозяйство
4) транспортные средства
25. Установите соответствие между названием и типом экосистемы:
Название экосистемы: Тип экосистемы:
1) альпийский луг А) искусственная
2) дендрарий Б) природная
3) сосновый бор
4) поле, засеянное пшеницей
Часть 2
1. Соотнесите природные ресурсы с их видами по классификациям. Запишите найденные соответствия.
Природные ресурсы | Виды ресурсов |
1) атмосферный воздух | А) энергетические |
2) вода | Б) атмосферные |
3) почва | В) водные |
4) солнечная радиация | Г) минеральные |
5) полезные ископаемые | Д) климатические |
6) климат | Е) рекреационные |
7) растения | Ж) биологические |
8) животные | З) неисчерпаемые |
9) морские приливы | И) заменимые |
К) незаменимые | |
Л) земельные
2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Обратите внимание, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово может быть использовано только один раз.
«Природные ресурсы Восточной Сибири очень богаты. Здесь сосредоточены 70% __________(А) запасов России. Имеются крупные месторождения руд черных и цветных металлов (медь, никель, олово, вольфрам и др.). Огромны гидроэнергетические ресурсы Енисея, Лены, Ангары, 20% мировой _____________(Б) воды содержится в уникальном озере Байкал. Ведущее место занимает Восточная Сибирь и по запасам ____________(В)»
Список слов:
1) угольные 4) древесина
2) нефтяные 5) пресная
3) газ 6) соленая
3. Определите, какие признаки человека указывают на сходство его с биосферой, а какие на отличие его от нее.
Признаки: Ответы:
1) проявляет свойства живого А) Сходство
2) трудовая деятельность Б) Отличия
3) действие биологических законов
4) речь
5) положение человека в современной классификации
6) абстрактное мышление
7) потребность в дополнительной энергии
8) изменение природной среды под свои потребности.
9) действие общебиологических понятий (фенотип, адаптация и т.д.)
4. Закончите предложения:
1 Книга, где записаны исчезающие виды животных и растений, называется ….
2. Его выделяют растения – ….
3. Водная оболочка Земли называется …
4. Ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека, называются ….
5. Живая оболочка Земли называется ….
6. Территории, где разрешена частично хозяйственная деятельность, если она не наносит вреда охраняемым объектам, называется …
7. Химические средства защиты растений и животных от вредителей и болезней – это …
8. Наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей природной средой- ….
5. Объясните следующие экологические законы. Приведите примеры, подтверждающие их.
1. Все должно куда-то деваться.
2. Природа «знает» лучше.
Вариант 3
Часть 1
1. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:
1) предприятия химической и угольной промышленности
2) сельское хозяйство
3) бытовую деятельность человека
2. Наименьшее число видов входит в биоценоз:
1) тропического леса 3) широколиственного леса
2) степи 4) тундры
3. Территории, где постоянно или временно запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности - это:
1) заповедники 3) природные парки
2) заказники 4) национальные парки
4. Государство, в котором впервые принята сортировка бытовых отходов в разноцветных контейнерах -
1) Япония 2) США 3) Германия 4) Италия
5. Городская среда в отличие от естественной экосистемы
1) существует за счет энергии солнца 3) способна к саморегуляции
2) загрязняются все компоненты среды 4) не образует отходов
6. К какому виду загрязнения относится бытовой мусор и свалки из него?
1) механическое 3) химическое
2) физическое 4) биологические
7. Как называются элементы природы, необходимые человеку для жизнедеятельности и вовлекаемые им в материальное производство?
1) природная среда 3) природные условия
2) природные ресурсы 4) полезные ископаемые
8. Источниками экологической опасности могут быть
1) промышленность 3) природные и антропогенные факторы
2) автотранспорт 4) природные катаклизмы
9. Процесс увеличения численности городских поселений, приводящий к росту и развитию городов называется
1) урбаэкология 3) урбанизация
2) социология 4) социальная экология
10. Космос, Мировой океан, Антарктида, атмосферный воздух – это
1) глобальные экосистемы 3) компоненты биосферы
2) международные объекты охраны природы 4) неисчерпаемые ресурсы
11. Какой океан оказывает основное влияние на климат России?
1) Южный 3) Тихий
2) Северный Ледовитый 4) Атлантический
12. Какие природные ресурсы относят к исчерпаемым возобновимым?
1) энергия приливов и Солнца 3) лесные и биологические
2) энергия ветра и агроклиматические 4) каменный уголь и алмазы
13. Примером нерационального природопользования является:
1) создание полезащитных лесополос 3) расчистка русел малых рек
2) продольная распашка склонов 4) капельный полив растений на полях
14. Основным продуктом леса является:
1) лекарственное сырье 3) орехи
2) древесина 4) грибы
15. Наибольшее видовое разнообразие характерно для биоценоза:
1) тундры 3) смешанного леса
2) тайги 4) тропического леса
16. Какие экологические знания применимы в области медицины
1) сроки посева и сбора урожая 3) изучение повадок животного
2) изучение жизненного цикла животного 4) экологическое прогнозирование
17. Сообщество организмов, созданное и поддерживаемое человеком - это:
1) биоценоз 2) агроценоз 3) экосистема 4) агросистема
18. Экологическая безопасность обеспечивается системой
1) органов власти и законодательством
2) медицинскими и биологическими мероприятиями
3) общественными организациями
4) законодательством, управленческими, техническими, медицинскими и биологическими мероприятиями
19. ПДК - это
1) предельно допустимая концентрация вредных веществ
2) предельно допустимый уровень физического воздействия
3) природный показатель качества среды
4) производственно допустимые критерии качества среды
20. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:
1) геологическими процессами 3) высокими темпами прогресса
2) космическими факторами 4) изменением климата
21. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
1) угарного газа 3) диоксида азота
2) углекислого газа 4) оксидов серы
22. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:
1) желудочно-кишечного тракта 3) кожи
2) сердечнососудистой системы 4) органов дыхания
23. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:
1) биогенными 3) пирогенными
2) канцерогенными 4) абиогенными
24. Наименьшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:
1) предприятия химической и угольной промышленности
2) сельское хозяйство
3) бытовую деятельность человека
4) транспортные средства
25. Установите соответствие между названием и типом экосистемы:
Название экосистемы: Тип экосистемы:
1) альпийский луг А) природная
2) яблоневый сад Б) искусственная
3) дендрарий
4) березовая роща
Часть 2
1. Соотнесите природные ресурсы с их видами по классификациям. Запишите найденные соответствия.
Природные ресурсы | Виды ресурсов |
1) атмосферный воздух | А) энергетические |
2) вода | Б) минеральные |
3) почва | В) водные |
4) солнечная радиация | Г) рекреационные |
5) полезные ископаемые | Д) климатические |
6) климат | Е) земельные |
7) растения | Ж) биологические |
8) животные | З) неисчерпаемые |
9) морские приливы | И) атмосферные |
К) незаменимые |
2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. Обратите внимание, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
«Тайга формируется в Северном полушарии в ____________ (А) климате с холодной зимой, коротким теплым летом и достаточно большим количеством осадков. Леса многоярусные, много _____________(Б). Животный мир представлен множеством хищников, в том числе впадающими в зимнюю спячку. Почвы ___________(В), бедные питательными веществами»
Список слов (словосочетаний):
1) подзолистые 4) арктический
2) серые лесные 5) хвойные деревья
3) умеренный 6) травянистая растительность
3. Определите, какие признаки человека указывают на сходство его с биосферой, а какие на отличие его от нее. Укажите найденные соответствия.
Признаки: Ответы:
1) проявляет свойства живого А) Сходство
2) трудовая деятельность Б) Отличия
3) действие биологических законов
4) речь
5) положение человека в современной классификации
6) абстрактное мышление
7) потребность в дополнительной энергии
8) изменение природной среды под свои потребности.
9) действие общебиологических понятий (фенотип, адаптация и т.д.)
4. Закончите предложения:
1. Поступление вредных веществ в среду обитания называют ….
2. Выделяют растения в процессе фотосинтеза - ….
3. Это вещество образуется при грозе, формирует вблизи поверхности Земли защитный от ультрафиолетового излучения слой – это….
4. Наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей природной средой- ….
5. Водная оболочка Земли называется ….
6. Охраняемы государством территории, где запрещена охота, сбор ягод и трав – это ….
7. Условия климата, позволяющие развивать сельское хозяйство на территории, называются …
8. Достопримечательные природные объекты, подлежащие охране – это ...
5. Объясните следующие экологические законы. Приведите примеры, подтверждающие их.
1. Всё связано со всем.
2. Ничто не дается даром.
Ответы
Вариант 1
№ | ответ | № | ответ | № | ответ |
Часть 1 | |||||
1 | 1 | 10 | 4 | 19 | 1 |
2 | 1 | 11 | 2 | 20 | 3 |
3 | 1 | 12 | 3 | 21 | 4 |
4 | 4 | 13 | 4 | 22 | 1 |
5 | 3 | 14 | 3 | 23 | 1 |
6 | 2 | 15 | 1 | 24 | 1 |
7 | 2 | 16 | 2 | 25 | 1-А; 2-Б; 3-Б; 4-А |
8 | 4 | 17 | 3 | ||
9 | 4 | 18 | 3 | ||
Часть 2 | |||||
1 | 1–Б, 2-В, 3-А, 4-Б, 5-В, 6-В, 7-Б, 8-В,9-А | ||||
2 | А-5, Б-1, В-3 | ||||
3 | А- 1,3,5,7,9 Б – 2,4,6,8 | ||||
4 | 1. биология, 2. заповедник, 3. почва, 4. атмосфера; 5. антропогенные, 6.загрязнение, 7. озон, 8.заказник | ||||
5 | 1. любое действие влечет за собой последствия 2. в природе круговорот веществ, ничего не может быть изъято из круговорота |
Вариант 2
№ | ответ | № | ответ | № | ответ |
Часть 1 | |||||
1 | 3 | 10 | 4 | 19 | 2 |
2 | 2 | 11 | 2 | 20 | 3 |
3 | 4 | 12 | 3 | 21 | 3 |
4 | 1 | 13 | 2 | 22 | 3 |
5 | 3 | 14 | 3 | 23 | 3 |
6 | 4 | 15 | 1 | 24 | 1 |
7 | 3 | 16 | 4 | 25 | 1-Б, 2-А, 3-Б, 4-А |
8 | 3 | 17 | 3 | ||
9 | 3 | 18 | 4 | ||
Часть 2 | |||||
1 | 1-А, 2-В, 3-А, 4-В, 5-Б, 6-А, 7-А, 8-А, 9-Б | ||||
2 | А-2, Б-5, В-4 | ||||
3 | А- 1,3,5,7,9 Б – 2,4,6,8 | ||||
4 | 1. красная книга, 2 кислород, 3 гидросфера, 4 рекреационные, 5 биосфера, 6 заказник, 7 пестициды, 8 социальная экология | ||||
5 | 1. закон сохранения вещества и энергии 2. есть определенные закономерности в природе |
Вариант 3
№ | ответ | № | ответ | № | ответ |
Часть 1 | |||||
1 | 1 | 10 | 1 | 19 | 1 |
2 | 4 | 11 | 4 | 20 | 3 |
3 | 2 | 12 | 3 | 21 | 2 |
4 | 1 | 13 | 2 | 22 | 3 |
5 | 2 | 14 | 2 | 23 | 2 |
6 | 2 | 15 | 4 | 24 | 2 |
7 | 2 | 16 | 2 | 25 | 1-А,2-Б,3-Б, 4-А |
8 | 1(2) | 17 | 2 | ||
9 | 3 | 18 | 1 | ||
Часть 2 | |||||
1 | 1-Г, 2-Ж, 3-В, 4-Б, 5-Е | ||||
2 | А-3, Б-5, В-1 | ||||
3 | А- 1,3,5,7,9 Б – 2,4,6,8 | ||||
4 | 1 загрязнение, 2 кислород, 3 озон, 4 социальная экология, 5 гидросфера, 6 заповедник, 7 агроклиматические, 8 природные достопримечательности | ||||
5 | 1. в природе круговорот веществ, ничего не может быть изъято из круговорота 2. любое действие влечет за собой последствия |
Критерии оценивания
Отметка за задания дифференцированного зачета рассчитывается по количеству набранных баллов. За выполнение задания части 1 насчитывается 1 балл, за выполнение заданий части 2 насчитывается по 2 балла при полном ответе на задание (верно указана последовательность цифр или слово), и 1 балл – при 50 % ответа (допущена ошибка в указании последовательности цифр). При отсутствии ответа ставится 0 баллов.
Максимальное количество набранных баллов – 35.
Количество набранных баллов | % выполнения работы | Отметка |
35-32 | 100-92 | 5 |
31-27 | 91-75 | 4 |
26-19 | 74-54 | 3 |
18-0 | 53 - 0 | 2 |
Отметка за дифференцированный зачет по предмету «Экология» рассчитывается по формуле:
Z=(X+Y)/2, где
Z – итоговая отметка за дифференцированный зачет
X- среднее арифметическое за период, предшествующий промежуточной аттестации
Y- отметка за задания дифференцированного зачета
Оценка знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе. В случае возникновения спорных ситуаций (например, Z=3,5 или 4,5 балла), отметка ставится в пользу учащегося.
- КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (задания, инструкции для студентов, критерии оценивания).
Раздел 1. Введение. | 1. Фронтальный опрос УВР1 1-12 2. Т-1 3. Д - 1 |
Раздел 2. Экология как научная дисциплина. | 1. Фронтальный опрос УВР2 1-16 2. Т- 2 3. Д -2,3 4. СР – 1,2 |
Раздел 3. Среда обитания человека и экологическая безопасность. | 1. Фронтальный опрос УВР3 1-18 2. Т- 3,4 3. Д- 4,5 4. СР – 3,4 |
Раздел 4. Охрана природы. | 1. Фронтальный опрос УВР4 1-18 2. Т – 5,6 3. Д – 6,7 4. СР - 5 |
Раздел 5. Концепция устойчивого развития. | 1. Фронтальный опрос УВР5 1-13 2. Т – 7,8 3. Д – 8,9 4. СР - 6 |
УВР – устные вопросы по разделу
Т- тест
Д – диктант
СР – самостоятельная работа
Типовые вопросы для устного контроля
Раздел: Введение
Тема: Экология как наука. История развития экологии
1. Что изучает экология? Как сформировалась эта наука?
2. Что мы понимаем под термином «экология» сегодня?
3. Кто впервые предложил использовать термин «экология»?
4. Дайте определение терминам: биосфера, экосистема, ноосфера, живое вещество, биогеоценоз.
5. Какие этапы в развитии экологии можно выделить?
6. Какие ученые занимались развитием этой науки?
7. Что называют окружающей средой? Перечислите ее компоненты.
8. Какой вклад в развитие экологии внесли В.В. Докучаев и В.И. Вернадский?
9. Сформулируйте концепцию устойчивого развития.
10. Какие проблемы называют экологическими?
11. Что такое смог? При каких условиях он формируется? Как можно избежать его образования?
12. Дайте определение терминам «экология человека», «экологизация общества».
13. Какой ученый заложил основы современной систематики?
14. Перечислите методы, применяемые экологами.
15. Какие вы знаете взаимоотношения между организмами. Приведите примеры полезных, нейтральных и вредных взаимоотношений между организмами.
16. Приведите примеры абиотических и биотических экологических факторов.
17. Какие экологические факторы называют антропогенными?
18. Охарактеризуйте «лестницу существ» (по Аристотелю).
19. Кто из ученых создал научно обоснованное учение об эволюции органического мира?
20. Приведите примеры биогеоценозов. В чем отличие биогеоценоза от биоценоза?
21. Приведите примеры экосистем разного уровня.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка "5" ставится, если обучающийся:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию преподавателя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Отметка "4" ставится, если обучающийся:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Отметка "3" ставится, если обучающийся:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы преподавателя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Отметка "2" ставится, если обучающийся:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.
Типовые самостоятельные работы
Раздел: Охрана природы
Тема: Природные ресурсы России и их охрана. Природные ландшафты
Задание: найдите «лишний» объект в каждой логической цепочке, объясните свой выбор
1) лес – почва – нефть - рысь
2) ледник – родник – река - снег
3) северный олень – росомаха – полярная сова - песец
4) почва – растительность – ветер - вода
Ответы: 1 – нефть (невозобновимый ресурс); 2 – снег (осадки, не относится к водным ресурсам); 3 – росомаха (обитает не в тундре); 4 – ветер (не является природным компонентом)
Критерии оценивания:
Оценка знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе.
Ставится отметка:
«5» - за 100 – 90% выполненных заданий,
«4» - за 89 – 75% правильно выполненных заданий,
«3» - за 74– 60% правильно выполненных заданий,
«2» - за менее 60% правильно выполненных заданий.
Раздел: Экология как научная дисциплина
Тема: Среда обитания
Задание 1: Составьте цепи питания, в которых присутствуют следующие организмы:
1) бактерии, хищные рыбы, рачки, растительный опад, простейшие, рыбы
2) тля, дрозд, паук, розовый кустарник, божья коровка, сокол.
Задание 2: Составьте схему замкнутого круговорота углерода:
1) СО2 в составе атмосферы;
2) Углеродсодержащие соединения в составе консументов океана;
3) Молекула глюкозы в растении;
4) Биологический вынос карбонатов в составе скелетного материала из морской воды;
5) Углеродсодержащие соединения, поглощенные редуцентами;
6) Окисление детрита;
7) Процесс клеточного дыхания;
8) Карбонат ионы в составе морской воды;
9) Аминокислоты в составе белков тканей животного;
10) Горение органического вещества;
11) Абиогенное (без участия живого организма) осаждение карбонатов в океане;
12) Глюкоза в составе водорослей;
13) Разложение органической материи в морской воде за счет дыхания бактерий;
14) Сжигание полезных ископаемых (топлив);
15) Осадочные карбонаты (отложения).
Критерии оценивания:
Оценка знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе.
Ставится отметка:
«5» - за 100 – 90% выполненных заданий,
«4» - за 89 – 75% правильно выполненных заданий,
«3» - за 74– 60% правильно выполненных заданий,
«2» - за менее 60% правильно выполненных заданий.
Типовые тесты
Раздел: Среда обитания человека и экологическая безопасность
Тема: Окружающая человека среда и ее компоненты
1. Живая оболочка Земли называется
1) атмосфера 2) гидросфера 3) биосфера 4) литосфера 2. Экологические факторы это:
1) элементы среды обитания, воздействующие на организм 3) влажность
2) влияние температуры на организм 4) освещенность
3. Как называются элементы природы, необходимые человеку для жизнедеятельности и вовлекаемые им в материальное производство?
1) природная среда 3) природные ресурсы
2) природные условия 4) полезные ископаемые
4. Городская среда в отличие от естественной экосистемы
1) существует за счет энергии солнца 3) способна к саморегуляции
2) загрязняются все компоненты среды 4) не образует отходов
5. Источниками экологической опасности могут быть
1) промышленность 3) природные и антропогенные факторы
2) автотранспорт 4) природные катаклизмы
6. К антропогенным экологическим факторам относят
1) внесение органических удобрений в почву
2) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины
3) выпадение осадков
4) прекращение вулканической деятельности
5) прореживание саженцев сосны
6) обмеление рек в результате вырубки лесов
7. Какого воздействия человека на природу не существует?
1) разрушительного 2) шуточного 3) точечного 4) кратковременного
8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые
организмы от:
1) резких колебаний температуры 3) радиоактивного загрязнения
2) канцерогенных веществ 4) возбудителей заболеваний
9. Химическое соединение, вызывающее разрушение озонового слоя:
1)оксиды железа 2) окислы серы 3) окись углерода 4) фреоны
10. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
1) парниковым эффектом 3) уменьшением озонового слоя
2) уменьшением объема грунтовых вод 4) загрязнением водоемов
Ответы: 1 - 3; 2 - 1; 3 - 3; 4 - 2; 5 – 1,2; 6 – 1,6; 7 - 2; 8 -1; 9-3; 10-4
Критерии оценивания:
Оценка знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе.
Ставится отметка:
«5» - за 100 – 90% выполненных заданий,
«4» - за 89 – 75% правильно выполненных заданий,
«3» - за 74– 60% правильно выполненных заданий,
«2» - за менее 60% правильно выполненных заданий.
Типовые диктанты
Раздел: Среда обитания человека и экологическая безопасность
Тема: Экологические проблемы в городской среде
Задание: закончите предложения
1. Мусорные свалки около крупных городов опасны тем, что …
2. Последствия длительного воздействия шума на организм человека приводят к …
3. Основные источники загрязнения воздуха в городе - …..
4. Негативные моменты покрытия земной поверхности асфальтом - ….
5. Экологическими проблемами называют ….
Ответы: 1 – загрязняют воздух, подземные воды, почвы, могут быть причиной пожаров; 2 – ухудшению самочувствия, снижению работоспособности, повышенному утомлению организма человека; 3 – автомобильный транспорт, промышленные предприятия; 4 – нарушается газообмен между почвой и атмосферой, плодородные земли не используются по назначению; 5 – проблемы, связанные с антропогенным загрязнением окружающей среды.
Критерии оценивания:
Оценка знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе.
Ставится отметка:
«5» - за 100 – 90% выполненных заданий,
«4» - за 89 – 75% правильно выполненных заданий,
«3» - за 74– 60% правильно выполненных заданий,
«2» - за менее 60% правильно выполненных заданий.
- Литература
Основные источники:
1. Титов Е.В., Скворцов П.М., Скворцова Я.В. Экология: учебник: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». – 304с., ИЦ «Академия», 2016
2. Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014.
3. Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2014.
Дополнительные источники:
1. Атлас Растения Якутии
2. Атлас Животный мир Якутии
3. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
4. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
5. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Интернет-ресурсы:
www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).
www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).
www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.06 «Машинист дорожных и строительных машин»
Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...
Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.06 «Машинист дорожных и строительных машин»
Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...
Рабочая программа по английскому языку для профессий "Автомеханик", "Машинист дорожных и строительных машин"
Рабочая программа по английскому языку для профессий "Автомеханик", "Машинист дорожных и строительных машин"...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку для профессий "Автомеханик", "Машинист дорожных и строительных машин"
Календарно-тематическое планирование по английскому языку для профессий "Автомеханик", "Машинист дорожных и строительных машин"...
Рабочая программа по экологии, по профессии Машинист дорожных и строительных машин
Рабочая программа по экологии, для профессии Машинист дорожных и строительных машин...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СГ.05 Основы бережливого производства по профессии СПО 23.01.10 Машинист дорожных и строительных машин
Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии СПО 23.01.10 Машинист дорожных и строительных машин...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ООД.03 Иностранный язык Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) по профессии СПО 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Иностранный язык» (далее УД) программы подготовки квалифицированных рабочих, служащ...