Открытое занятие по экологии "Проэкты и исследования"
план-конспект по экологии

Полуяхтова Ирина Борисовна

   Форма занятия: беседа, практическая работа, защита  проектов и исследовательских работ.

    Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядно-демонстрационный, практический.

   На занятии были применены следующие формы познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.     

     Использовалась мультимедийная технология.

   Занятие воспитательной направленности- воспитание ответственного отношения к природе.

   Занятие начиналось с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу (индивидуальная работа).

   В основной части были поставлены задачи для ребят. Учащиеся самостоятельно анализировали поставленные вопросы и находили ответы (работа в парах). Изучение нового материала.

В следующей части занятия были предоставлены работы учащихся.

В практической части, ребята сами выбирали проектную или исследовательскую работу(закрепление нового материала). Исследование- эффективная  форма занятия. оптимизирует понимание запоминание нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekty_i_issledovaniya.docx182.68 КБ
PDF icon proekty_i_issledovan.pdf2.96 МБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Веселовский центр творчества

Открытое занятие

 «Проекты и исследования»

Объединение «Экомир»

Разработал: Полуяхтова И.Б.,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО Веселовский ЦТ

п. Веселый

2021г.

Открытое занятие «Проекты и исследования»

Цель: создать условия для развития познавательной, практической, проектной, исследовательской   деятельности.

Задачи:

Обучающие:         Расширить кругозор учащихся о проектной и исследовательской деятельности.

Развивающие:

Развивать умения размышлять, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы.

Воспитательные: 

Воспитывать бережное отношение детей к окружающему миру.

Оборудование: компьютер, телевизор, магнитная доска,  книги, конструкторы, карточки.

Форма занятия: беседа, практическая работа, защита  проектов и исследовательских работ.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- частично-поисковый;

- словесный;

- наглядно-демонстрационный;

- практический.

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.
  3. Проекты и исследовательские работы учащихся.
  4. Практическая работа.
  5. Итог занятия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте дорогие ребята,  наши гости. Я рада видеть вас на нашем занятии. Посмотрите, пожалуйста, на эти картины, что вы увидели, как это можно назвать одним словом – ПРИРОДА. Какие чувства, вы испытываете?

(- это красота, вдохновение, радость…. )

Давайте расшифруем слово

 П-познание (проекты, путешествие, практика)

Р-решение (растения, результат)

И- исследование (изучение)

Р- работа

О- ознакомление (опыт, окружающий мир)

Д- достижение (доброта)

А – анализирование (индивидуальная работа)

 Изучать природу-это наблюдать, исследовать, проводить экскурсии, эксперименты.  Сегодня мы с вами подробнее поговорим об проектных и исследовательских работах.

Наше занятие называется «Проекты и исследования»

  1. Основная часть.

   Сейчас мы с вами сравним такие понятия, как проектная работа и исследовательская работа. Прежде, чем приступить к работе,  я вам отдаю два конверта, в них  вопросы на которые постарайтесь ответить в конце занятия.

Первый конверт. Наше занятие-это проект или исследование?

Второй конверт. Цель нашего занятия.

Возьмите задание, прочитайте, подумайте и вместо точек впишите слова проектирование и исследование (работа в паре).

1)  Определения, что такое исследование и проект.

…………. - поиск истины или неизвестного.

…………… - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Исследование - поиск истины или неизвестного.

 Проект - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

2) Цель проектной или исследовательской деятельности.    

Цель …………… деятельности  – реализация   замысла.

Цель …………  деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей

Цель проектной  деятельности  – реализация проектного замысла.

Цель  исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей.

 3) Наличие гипотезы. Должна ли быть гипотеза в проекте и исследовании.

………… подразумевает выдвижение гипотез.

В ………. гипотеза может быть не всегда.

Исследование подразумевает выдвижение гипотез.

В проекте гипотеза может быть не всегда.

4) Основные этапы деятельности. Прочтите и сравните основные этапы деятельности. Проанализируйте и  впишите вместо точек проектной или исследовательской деятельности.

Основные этапы …………… деятельности:

• Определение  темы , поиск  и анализ проблемы, постановка цели , выбор названия;

• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

• Подготовка и защита презентации;

• Анализ результатов выполнения , оценка качества выполнения.

Основные этапы  …………….. деятельности:

• Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

• Выдвижение гипотезы.

• Постановка цели и конкретных задач.

• Определение объекта и предмета.

• Выбор методов и методики проведения.

• Описание процесса.

• Обсуждение результатов.

• Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Основные этапы проектной деятельности:

• Определение  темы проекта, поиск  и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

• Подготовка и защита презентации;

• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Основные этапы  исследования:

• Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

• Выдвижение гипотезы.

• Постановка цели и конкретных задач исследования.

• Определение объекта и предмета исследования.

• Выбор методов и методики проведения исследования.

• Описание процесса исследования.

• Обсуждение результатов исследования.

• Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

5) Продукт- это  результат.

………… – это замысел, план, творчество по плану.

………….. – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Проект  – это замысел, план, творчество по плану.

Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

а) Пока вы работали , я заполнила таблицу сравнений, проверьте меня, есть ли ошибки.

Таблица сравнений (на магнитной доске)

Сравнение

Проект

Исследование

1

Определение

2

Цель

3

Наличие гипотезы

4

Основные этапы деятельности

5

Продукт

Мы с вами заполнили таблицу сравнения проект и исследование.

б) Ребусы

1) Человек, который занимается научными исследованиямhttps://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/8/14246_3037600d85ceb92b29815b734256077a.jpg

2) Чтобы дойти до цели исследования, надо поставить определенные….

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/8/14246_d97b2dd0529af8002caf12fb35b9c4f7.jpg

3) Важность, значительность данного исследования.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/8/14246_2030b8b08d7a00a4af7bed60c11c39b1.jpg

4) Недоказанное утверждение, предположение или догадка.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/8/14246_fa98f5c08cfc5b1daa6193bab64b8712.jpg

5) Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное………

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/8/14246_f59c37f015aa67c69d8bc34dcfb316a6.jpg

          III. Проекты и исследования учащихся

     Давайте послушаем  работы. Сравните их, и определите, какая работа проектная, а какая исследовательская.

Ребята защищают свои исследовательские работы (презентации).

Исследовательская работа «Наблюдение за пауком крестовиком»

Проектная работа  «Пауки»

   Сравните две работы (ответы учащихся). Что общего и чем отличаются эти работы?

Исследовательская работа.

          IV. Практическая работа.

    Давайте перейдем к практической работе.

1) Путаница.  Каждый  выбирает себе листочек с определением. Прочитайте и постарайтесь его запомнить. На столе   находятся слова   подберите к ним определения.

Актуальность -      степень  важности исследования  на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы

Цель  -          это желаемый конечный результат исследования

Задачи-  это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы  с начало до конца, в рамках взятой темы проекта и поставленной цели. 

Предмет исследования - это то, что будет взято  для изучения и исследования

Объект исследования - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые будут исследованы в работе

Гипотеза - недоказанное утверждение, предположение или догадка.

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы или проекта.

2) На столе находятся разные предметы и объекты, используя их, придумайте тему проекта или исследовательской работы. Поставьте цель и задачи, докажите, что ваша работа актуальна.

Я  буду работать с вами, возьму предметы и постараюсь вас удивить.

 

Исследовательскую работу нужно начинать, помня некоторые правила:

- исследовательская работа  может быть краткосрочной;

- направления работы - разнообразны;

- темы - интересны;

- работа может быть коллективной;

- работа должна способствовать повышению общего культурного уровня.

После  практической работы, ответьте на вопрос

 «В чем были сложности   при  исследовании и проектировании?» 

Выбрать  тему;

Намечать ведущие цели и задачи;

Искать пути их решения, выбирать оптимальный при наличии альтернативы;

Осуществлять и аргументировать выбор;

Обосновать актуальность работы.

Были   у вас  другие сложности в исследовании и проектировании?

V. Итог занятия.

Дорогие ребята сегодня мы с вами узнали много нового и интересного. Возьмите, конверты, прочитайте вопросы, подумайте и ответьте на них Первый конверт. Наше занятие-это проект или исследование? Если- это проект, то почему?

Второй конверт. Цель нашего занятия (выводы учащихся).

А вот, и мой проект- сюрприз «Весенние подарки». Всех поздравляю с праздником весны.

Самое главное для всех нас – это бережное отношение к природе.

 Спасибо ребята,  вам за вашу работу.

                                                                       


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Географическое положение Северной Америки. История исследования и открытия материка

Сформировать представление о размерах материка, его очертаниях и особенностях географического положения в целом....

"История исследования и геогр.открытий в России" - презентация к уроку

Урок географии в 8 классе по истории исследования и открытий в России. Часть1....

Урок «Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка»

Это один из уроков в системе комплексного изучения материка. В связи с этим поставлены следующие цели:сформировать представление о физико-географическом положенииАвстралии;познакомить учащихся с...

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по теме "Исследование функций и построение графиков"

Исследование функций и построение графиков является завершение изучения раздела "Дифференциальное исчисление" и включает в себя комплекс изученных понятий....

Открытый урок по теме "Исследование соотношения между корнями и коэффициентами квадратного уравнения".

Представлен конспетк урока "открытия" нового знания (ФГОС). Рассмотрены этапы мотивации к учебной деятельности, актуализации и пробного учебного действия, выявления места и причины затруднен...