Рабочая программа экологического кружка "ЭКОС"
рабочая программа по экологии (6 класс)

Алексеенко Мария Николаевна

Направление  программы кружка «Экос»  — эколого-биологическое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ekos.docx52.07 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г.Сафоново Смоленской области

«РАССМОТРЕНО»

На педагогическом совете

Протокол № __

от «__»_________20___ года

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по ВР Е.В. Ефимова

 «__» _________20__ года  

 «УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

                        О.И. Мараева

Приказ № __

от «__»_________20___ года

Рабочая программа экологического кружка

«ЭКОС»

ДЛЯ  5-10-Х КЛАССОВ

(1 ЧАС)

НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель:

Учитель географииАлексеенко Мария Николаевна


Пояснительная записка

Направление  программы кружка «Экос»  — эколого-биологическое.

В основе рабочей программы лежит авторская образовательная программа(дополнительного образования детей) "Природа вокруг нас" Архиповой И.Е.Программа модифицирована в соответствии с особенностямиобразовательного учреждения.

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительномуобразованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды,основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, атакже организацию и проведение творческих мероприятий.

Направленность программы

Программа направлена на познание окружающей среды, способствующегоуспеху современного человека. Это достигается путем наблюдения заприродой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль восвоении навыков защиты природы является работа с широкойобщественностью, а также вовлечение обучающихся  в практическуюдеятельность по решению проблем окружающей среды местного значения,агитационную деятельность (акции практической направленности – очисткатерритории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы,газеты, видеоролики, спектакли).

Актуальность программы

Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить путиих разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Дляэтого потребуется новый этап образования – экологическое образование.

Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится наосознании человека как части окружающей среды.Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общегообразования школьников.В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано нетолько с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением ивозобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста

заботиться об окружающей природе.

Цель программы

Формирование экологической культуры, экологических знаний уобучающихся,вовлечение их в природоохранную деятельность.

Задачи программы

1. Формирование стремления обучающихся к познанию современных реалийэкологии;

2. Развитие экологического мышления.

3. Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности,эффективному методу воспитания экологической культуры;

4. Обеспечение выработки у обучающихся  приемов и навыковсамостоятельной и познавательной деятельности;

5. Привитию интереса у детей к проблемам окружающей среды;

6. Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своегогорода и страны;

7. Повышение эрудиции обучающихся по экологическим проблемам;

8. Вовлечение обучающихся в практическую деятельность по охранеокружающей среды;

9. Развитие ответственности, значимости и важности в экологическомдвижении города, страны.

В программе предлагаются следующие формы работы:

  • теоретическое осмысление элементарных практических основэкологии.
  • групповые практические занятия:
  • индивидуальные занятия (подготовка мини-проектов, индивидуальныхпроектов, исследовательской деятельности);
  • общешкольные  мероприятия по экологии;
  • беседы;
  • лекции;
  • консультации;
  • мониторинг;
  • экскурсии;
  • лабораторные и практические работы;
  • участие в природоохранных акциях.

Формы организации работы:

  • Коллективная (фронтальная)
  • Групповая (более 2-х человек)

Форма подведения итогов:

  • Выставка;
  • Тест;
  • Письменный отчет;
  • Конкурс;
  • Экологическая викторина;
  • Защита творческого проекта.

Планируемые  результаты

Предметные

Изучив данную программу, обучающиеся  значительно повысят свои  знания вобласти экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальнуюи познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оцениватьэкологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут,научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранениюэкологических нарушений в городе Сафоново, любить, ценить и оберегатьокружающую их природу.

Учащиеся узнают:

  • Что изучает экология;
  • Простейшие примеры взаимодействия природы и человека;
  • Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
  • Правила поведения в природе;
  • Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
  • Главные особенности природы своей местности;
  • Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
  • Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
  • Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
  • Понятие об экологическом кризисе;
  • Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения.

Учащиеся научатся:

  • Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;
  • Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;
  • Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
  • Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
  • Приводить примеры загрязнения окружающей среды;
  • Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;
  • Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;
  • Проводить подкормку птиц;
  • Охранять растения и животных;
  • Озеленять территорию школы;

Ожидаемый результат:

  1. Выполнять исследовательские проекты. Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце учебного года.
  2. Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.

3. Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитие креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.

4. Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.

5. Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды своей местности.

6. Участие  в муниципальных,  региональных и всероссийских экологических конкурсах.

Личностные:

1.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

2.Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

3.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные:

1.Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель деятельности.

2.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3.Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

4. Выявлять причины и следствия простых явлений.

5. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Возраст детей: 11-16 лет (5-10 классы)

Сроки реализации образовательной программы: 1 год (сентябрь-май)

Режим занятий: 1 час в неделю (понедельник, 13.50. — 14.30.)

Содержание программы кружка «Экос»

Тема

Основное содержание

  1. Введение

Знакомство с экологией как наукой, выполнение организационных моментов.

  1. Экология – наука о нашем доме

В связи с возрастающей важностью

знаний об экологии в данном разделе освещены основные принципыданной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большоевнимание в данной теме уделено проблемам экологии родного края, города.Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами,словарями и справочниками о природе.

  1. Человек и природа

Данный раздел рассматриваеттеоретическое ипрактическое знакомство с воздействием на  окружающую среду.Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции имероприятия. День птиц – время возвращения птиц на гнездование измест зимовок. Для привлечения пернатых в зеленые массивы города в

этот день сколачиваются скворечники и искусственные гнездовья.Проводятся викторины и конкурсы. На природных территориях городаустанавливаются кормушки для птиц, информационные щиты о птицах.

  1. Экомониторинг

Занятия по данной теме включают в себяпрактическое применение знаний о мониторинге окружающей среды,наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует

повышению интереса детей к изучению природы города, получитьинформацию о состоянии природных территорий Сафоново.Результат школьного мониторинга – это выставки, посвященныеприроде, проекты, изготовление эколого - информационных стендов.

  1. Охранять и защищать

Данный раздел включает в себяприродоохранные акции, направленные на осознание и пониманиеважности охраны и преобразования окружающей среды, знакомстворебят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», чтопоможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Даннаятема познакомит учеников с деятельностью общественныхэкологических организаций, с работой экологического патруля.

  1. Календарь экологических дат

Занятия по данной теме помогут обучающимся  быть в курсе основныхсобытий и знаменательных дат,связанных с экологическими проблемами страны и мира в целом.Данная  тема познакомит обучающихся с историей образования ведущихэкологических дат. К основным датам данного календаря будеторганизован кинолекторий – это демонстрация видеосюжета спознавательными комментариями по данной дате календаря.

  1. Экология и жизнь

Это занятия- практикумы. С помощью конкретныхпримеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность изначимость которых для окружающей среды очень важны. Учащиесяпознакомятся с целым рядом профессий, которые стоят на стражеохраны и преобразования природы.

  1. Исследовательская деятельность

Знакомство с методами исследования. Изучение литературы, проведение исследований.

  1. Творческий отчет кружка

Представление работ членов кружка за учебный год.

Итого: 68 часов.

Учебно-тематическое

№ занятия,

дата

Тема занятия

Форма занятия

Дата

Время

  1. Введение. 4  часа

1.1

Организационное занятие. Правила техники безопасности.

Организационное занятие.

13.09

14.00

-

14.40

2.2

Экостарт. Экология: цели, задачи и проблемы. Важность и значимость экологического движения.

Теоретическое занятие

13.09

14.50

-

15.30

3.3

Экскурсия. "Экологические объекты окружающей среды".

Практическое занятие

19.09

14.00

-

14.40

4.4

19.09

14.50

-

15.30

  1. Исследования в области экологии. Практическая деятельность. 4 часа

5.1

Подготовка  к участию в районных заочных

экологических конкурсах.

Теоретическое занятие

26.09

14.00

-

14.40

6.2

Практическое занятие

26.09

14.50

-

15.30

7.3

Практическое занятие

27.09

14.00

-

14.40

8.4

Практическое занятие

27.09

14.50

-

15.30

  1. Экология – наука о нашем доме. 11 часов

9.1

Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

Теоретическое занятие

03.10

14.00

-

14.40

10.2

Теоретическое занятие

03.10

14.50

-

15.30

11.3

Экскурсия. Сбор коллекций, гербариев. «Осенние явления в природе»

Экологический мониторинг

10.10

14.00

-

14.40

12.4

10.10

14.50

-

15.30

13.5

Оформление результатов экскурсии

Практическое занятие

17.10

14.00

-

14.40

14.6

Фотоконкурс «Удивительное рядом»

Практическое занятие

17.10

14.50

-

15.30

15.7

Оформление фотовыставки «Удивительное рядом»

Практическое занятие

24.10

14.00

-

14.40

16.8

24.10

14.50

-

15.30

17.9

30.10

14.00

-

14.40

18.10

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Теоретическое занятие

03.11

10.00

-

10.40

19.11

Практическое занятие

03.11

10.50

-

11.30

  1. Человек и природа. 9 часов

20.1

Экологические организации.

Теоретическое занятие

05.11

09.00

-

09.40

21.2

Практическое занятие

05.11

09.50

-

10.30

22.3

Человек - часть живой природы.

Теоретическое занятие

14.11

14.00

-

14.40

23.4

Значение зимней подкормки для птиц.

Теоретическое занятие

14.11

14.50

-

15.30

24.5

Творческая коллективная работа – создание экоаншлага «Они зимуют рядом с нами».

Практическое занятие

21.11

14.00

-

14.40

25.6

21.11

14.50

-

15.30

26.7

Техники изготовления кормушек для птиц и способы их прикрепления.

Практическое занятие

28.11

14.00

-

14.40

27.8

Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека.

Теоретическое занятие

28.11

14.50

-

15.30

28.9

Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека.

Выступление

05.12

14.00

-

14.40

  1. Экомониторинг. 11 часов.

29.1

Основные принципы экомониторинга.

Теоретическое занятие

12.12

14.00

-

14.40

30.2

Акция «Сохраним ёлочку» 

- выпуск листовок

- мастер-классы по изготовлению альтернативных ёлочек 

Теоретическое занятие

19.12

14.00

-

14.40

31.3

Практическое занятие

19.12

14.50

-

15.30

32.4

Изучение простейших методик исследовательской работы в природе.

Теоретическое занятие

26.12

14.00

-

14.40

33.5

Основы фенологии как науки.

Теоретическое занятие

26.12

14.50

-

15.30

34.6

Биоиндикация загрязнения атмосферного воздухапо состоянию сосны обыкновенной.

Практическое занятие

04.01

14.00

-

14.40

35.7

Мониторинг зеленых насаждений пришкольной территории.

Практическое занятие

06.01

10.00

-

10.40

36.8

«Календарь экологических дат».

Выступление

09.01

10.00

-

10.40

37.9

15 декабря - День образования ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП). Основные направления и задачи деятельности ЮНЕП. История возникновения праздника

09.01

10.50

-

11.30

38.10

Среда обитания и здоровье человека. Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. 

Практическое занятие

16.01

14.00

-

14.40

39.11

Экологическая оценка чистоты воздуха, температуры и влажности в школьных помещениях

Практическое занятие

16.01

14.50

-

15.30

  1. Охранять и защищать. 6 часов

40.1

Основные принципы охраны окружающей среды.

Теоретическое занятие

23.01

14.00

-

14.40

41.2

Экскурсия «Зимняя природа»

Экскурсионное занятие

23.01

14.50

-

15.30

42.3

Что такое охрана окружающей среды и меры по ее охране

Теоретическое занятие

30.01

14.00

-

14.40

43.4

Способы энергосбережения в домашних условиях.

Теоретическое занятие

30.01

14.50

-

15.30

44.5

«Альтернативные источники энергии»

Практическое занятие.

06.02

14.00

-

14.40

45.6

Выпуск плакатов, листовок «Бытовым отходам – вторую жизнь!»

Практическое занятие.

06.02

14.50

-

15.30

  1. Календарь экологических дат. 2 часа

46.1

«Календарь экологических дат»

Практическое занятие

13.02

14.00

-

14.40

47.2

Просмотр видеосюжетов на экологическую тематику

Теоретическое занятие

13.02

14.50

-

15.30

7. Экология и жизнь. 5 часов

48.1

Направления современной экологии.

Теоретическое занятие

20.02

14.00

-

14.40

49.2

Съемка видеосюжета «Экология и жизнь»

Практическое занятие

20.02

14.50

-

15.30

50.3

Внимание, акция! Составление и оформление листовок «Экология Сафоново в опасности»

Практическое занятие

27.02

14.00

-

14.40

51.4

27.02

14.50

-

15.30

52.5

Связь с городскими и районными службами охраны окружающей среды. Трудовой десант.

Практическое занятие

06.03

14.00

-

14.40

8. Исследовательская деятельность. 7 часов

53.1

Методы и приемы исследований.

Теоретическое занятие

13.03

14.00

-

14.40

54.2

Методы изучения видимой флоры и фауны.

Теоретическое занятие

13.03

14.50

-

15.30

55.3

Подготовка к XVIII районному экологическому фестивалю «Дети в защиту природы»

Практическое занятие

22.03

10.00

-

10.40

56.4

Практическое занятие

24.03

10.50

-

11.30

57.5

Практическое занятие

26.03

10.00

-

10.40

58.6

Практическое занятие

26.03

10.50

-

11.30

59.7

Мониторинг состояния окружающих парков, скверов, улиц.

Практическое занятие

03.04

11.00

-

11.40

  1. Творческий отчет кружка. 5часов

60.1

Работа над творческим отчетом работы за год

Практическое занятие

17.04

14.00

-

14.40

61.2

24.04

12.00

-

12.40

62.3

Творческий отчет

Практическое занятие

15.05

12.00

-

12.40

63.4

Круглый стол. Результаты работы

Практическое занятие

22.05

10.00

-

10.40

64.5

Подведение итогов работы учащихся

Практическое занятие

22.05

10.50

-

11.30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов

Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...

Методическая разработка рабочей программы экологического кружка

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...

Рабочая программа экологического кружка.

Экологический кружок"Зеленые спасатели"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

«ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»Пояснительная запискаПрограмма предмета по выбору биология «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических зн...

рабочая программа Экологические основы природопользования 080501 Менеджмент (по отраслям) 2011

Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...