Экология, природопользование и охрана окружающей среды.
элективный курс по экологии
Предварительный просмотр:
Экология, природопользование и охрана окружающей среды
Практическая значимость экологии состоит в первую очередь в том, что она может и должна осуществлять научный контроль природопользования. Природопользование является главной частью ресурсной базы экономики. Имеются в виду не только природные биоресурсы – лес и другие эксплуатируемые человеком сообщества дикорастущих растений и промысловых животных, но и пространства территорий и акваторий, земля, вода, воздух, солнечный свет, агроресурсы, продукты недр – все, что, так или иначе, участвует в природных и антропогенных трансформациях энергии и круговоротах веществ. Однако экологический контроль природопользования и управление ресурсами еще крайне слаб. Из-за этого сохраняются серьезные противоречия между экономическими интересами и экологическими требованиями, между экономикой общества и экономикой природы.
А ведь и в экономике природы и в экономике человека речь идет, в сущности, об одном и том же – о круговороте ценностей, о производстве, обмене и потреблении веществ, энергии и информации.
Природопользование может быть рациональным (разумным) и нерациональным. При рациональном природопользовании, обеспечивающем экономически эффективное потребление и воспроизводство природных ресурсов, создаются возможности для удовлетворения потребностей в них не только настоящего, но и будущих поколений людей. К сожалению, нынешнее состояние природопользования в целом можно охарактеризовать как нерациональное, ведущее к истощению природных ресурсов, нарушению экологического равновесия и загрязнению окружающей среды. В основе природопользования должны лежать законы экологии. Нарушение экологических требований ведет к ухудшению природной среды и вызывает необходимость проведения специальных природоохранных мероприятий.
Зачастую экологией называют охрану окружающей человека среды, а иногда и просто состояние этой среды. Это неправильно. Не стоит приписывать название большой науки категориям элементарной чистоплотности. Экология не нужна для уборки улиц, обустройства свалки, хлорирования воды, установки дымового фильтра или задержания браконьера. Это чисто организационные и технические проблемы. Экология нужна раньше – для комплексного обоснования средозащитных и природоохранных мер и действий. Разделы прикладной экологии и практика охраны окружающей среды тесно связаны между собой, но это не одно и то же.
Охрану окружающей среды часто смешивают с охраной природы, ошибочно считая эти понятия равнозначными. По отношению к современному человеку они далеко не совпадают, так как в его среде содержится очень много искусственно созданных, неприродных компонентов. Именно искусственно созданная человеком среда все заметнее вытесняет природную. Конечная цель охраны окружающей среды и охраны природы одна и та же: сохранение здоровья и благополучия людей. Но концептуальные подходы различны.
- Основания охраны природы формируются со стороны биосферных процессов, биологического разнообразия, состояния природных экологических систем и их сохранения, поскольку их самоценность тесно связана с благополучием людей. Охранять природу – означает регламентировать, ограничивать или запрещать изъятие природных ресурсов, не допускать нарушения природных систем.
- Основания охраны окружающей среды формируются в первую очередь со стороны безопасности и потребностей человека. Охранять среду – означает не допускать появления в среде обитания людей вредных для здоровья агентов.
Эти подходы соотносятся по существу как стратегия и тактика, как выбор долговременного поведения и первоочередных решений. Они не могут быть разъединены: загрязнение окружающей человека среды наносит вред другим организмам и живой природе в целом, а деградация природных систем ослабляет их способность к естественному очищению среды. Но всегда следует понимать, что сохранить качество окружающей человека среды невозможно без участия природных экологических механизмов. Можно привести примеры средозащитных действий (стерилизация, дебиотизация, сжигание органических отходов), которые нельзя рассматривать как охрану природы. Даже если мы освоим мало загрязняющие технологии, мы ничего не достигнем, если одновременно не перестанем мешать природе создавать среду, регулировать ее состав, очищать ее и делать пригодной для жизни, Самые чистые технологии и самые совершенные средозащитные устройства не спасут нас, если будет продолжаться вырубка лесов, уменьшаться разнообразие биологических видов, нарушаться круговорот веществ в природе. Следует подчеркнуть, что с экологической точки зрения концепция «охраны» порочна с самого начала, так как деятельность следует строить таким образом, чтобы не допускать, предотвращать все эффекты и результаты, от которых потом пришлось бы «охранять».
На протяжении истории цивилизации практически все формы инженерной деятельности и все технические достижения человека имели в той или иной степени антиприродную, природопокорительную направленность. Распашка степей, уничтожение лесов, осушение болот, возведение плотин, прокладка магистральных дорог, каналов, трубопроводов, бурение скважин, вскрытие карьеров, выброс в среду отходов производства, взрывы, военные действия и, но существу, любая человеческая деятельность наносила и наносит раны природе часто незаживающие раны. Для всего этого разработан изощренный инструментарий – огромный арсенал орудий, механизмов, машин, оружия, веществ, материалов, источников и преобразователей энергии.
Трудно назвать какой-либо безусловно благоприятный для живой природы планеты неэгоистический результат человеческой деятельности. Нет ни одного участка пустыни, который был бы навсегда превращен человеком в устойчивый растительный ландшафт, а противоположных результатов сколько угодно. Нет ни одного гидросооружения, которое без дальнейшего вмешательства человека повысило бы полный биопродукционный потенциал речного бассейна. Создавая какой-нибудь совершенный средозащитный агрегат, инженер вынужден сознавать, что в большинстве случаев добыча сырья, производство материалов, деталей и энергии для этого устройства будут сопровождаться таким потреблением ресурсов и загрязнением среды, которое вряд ли сможет полностью компенсировать его уникальная установка. Даже расселение животных и растений, попытки обогатить флору и фауну отдельных стран и континентов чаще причиняли ущерб природным системам. В лучшем случае удавалось лишь частично исправлять допущенные ранее грубые нарушения природного равновесия.
Накопление антиэкологических ошибок больше недопустимо. Для этого необходимо отказаться от природопокорительской идеологии и практики, умерить потребление природных ресурсов, научиться соизмерять технический прогресс с выносливостью природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Охрана окружающей среды.
Раскрыли величие и красоту природы как источника гражданских чувств и творческой деятельности;Развивали эстетическое...
Интегрированный урок "Загрязнение и охрана окружающей среды"
Аннотация к интегрированному уроку географии и английского языка по теме: "Загрязнение и охрана окружающей среды" 8-й класс Калимуллина Райхан Зиннуровна, учитель географии...
Рабочая программа "Природопользование с основами охраны окружающей среды"
Программа кружка «Природопользование с основами охраны окружающей среды» рассчитана на один год обучения, на детей с возрастным интервалом от 13 -17 лет. Данная программа позволяет сочетать в себе ком...
Экология. Охрана окружающей среды
Обобщение лексико-грамматического материала, формирование навыков разговорной речи. Задачи урока:Учебный аспект:отработать и закрепить введенную лексику по теме, обучение ...
Интегрированный урок (физика – экология) в 8 классе по теме: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»
Интегрированный урок (физика – экология) в 8 классе по теме: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»Цели урока: - объяснить принцип действия тепловых двигателей, определить КПД тепловых дв...
Презентация по экологии: "Охрана окружающей среды".
Сегодня нам нужно решать многие насущные проблемы, их нельзя отложить «на потом». Нужно думать о том, как жить лучше, как помочь тем, кому плохо, кто не может помочь себе сам. Но при этом нельзя забыв...
Природопользование и охрана окружающей среды
конспект внеклассного занятия экологического объединения "Ритмы приороды" МБУ ДО ЗЦДЮТ...