Занятие "Что такое экология?"
план-конспект занятия по экологии (5 класс)

Занятие "Что такое экология?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_klass_chto_takoe_ekologiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ МЫ ЧАСТО СЛЫШИМ СЛОВО «ЭКОЛОГИЯ»?

Задачи урока: сформировать первоначальные представления детей об экологии и ее роли в жизни людей, объяснить смысл названия «Зеленый дом», повторить и обобщить экологический материал курса, продолжить обучение работе в группах (бригадах).

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что экология — это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле; запомнить, что 22 апреля отмечается День Земли.

                                                                        Ход урока

    В начале урока учитель сообщает детям, то они начинают изучать новый предмет ЭКОЛОГИЯ. Учитель прикрепляет к доске табличку с надписью "ЭКОЛОГИЯ" и обращается к детям с вопросами: "Кто из вас слышал это слово? А что такое экология?"
      Затем звучит рассказ Муравья Вопросика: «Сегодня утром я встретил в школе старшеклассников. Они сказали мне, что идут на урок экологии. А вчера у реки я видел третьеклассников из нашей школы. Они проверяли чистоту воды. Ребята сказали, что у них занятие по экологии. На прошлой неделе к нам в лес приходили малыши из детского сада. Они наблюдали за нашим муравейником! Мне они сказали: „Мы — юные экологи!“ Интересно, почему мы так часто слышим слово „экология“? Может быть, вы, ребята, мне объясните?»

      Учитель: «Попробуем объяснить. Но сначала надо разобраться, что это слово означает. (Помещает на доске табличку со словом „экология“.) Ребята, вы слышали это слово? Как вы думаете, что такое экология?»

Экология (от греч. ойкос — дом, жилище и логос — учение) —наука о взаимоотношениях живых существ между собой и окружающей их природой.

 Экология сформировалась в середине XIX века, когда накопилось много сведений о многообразии организмов и особенностях их образа жизни. Возникло понимание, что окружающая человека природа — это не беспорядочное сочетание живых существ, а сложно организованные их системы, возникшие в результате биологической эволюции. Наконец, к середине XIX века возросло влияние человека на природу, что потребовало от науки выработки конкретных рекомендаций по охране окружающей среды.

Термин «экология» был введен в научный обиход выдающимся немецким естествоиспытателем Эрнстом Геккелем в 1869 году для обозначения науки о местообитании. Э. Геккель определял экологию «как науку об условиях существования в природе растений и животных и общих отношениях организма к окружающему миру.

Таким образом, с середины XIX века возникло понимание того, что не только строение и развитие организмом подчинено определенным закономерностям, но что и взаимоотношения организмов со средой обитания тоже имеют свои закономерности, которые заслуживают изучении.

Экология как наука решает следующие основные задачи:

•        изучение взаимоотношений организмов между собой и с факторами природы;

•        использование выявленных экологических закономерностей в народном хозяйстве и в деле охраны природы

Каждый образованный человек должен в той или иной степени быть знаком с факторами, имеющими общее значение и обеспечивающими жизнь ему самому, не говоря уже о процветании других организмов.

      Далее учитель совместно с детьми продолжает работу со схемой. Учитель объясняет, что экология - это наука о связи живых существ со средой обитания.
После прикрепления на доске таблички "живые существа" учитель спрашивает: "Что относится к живым существам?" и прикрепляет на доске таблички: "человек", "растения", "животные", "микробы". Далее выясняется, какие растения и животные известны детям. Учитель просит рассказать о растениях и животных, за которыми ухаживают дети.
Учитель прикрепляет к доске табличку" среда обитания" и просит детей объяснить, как они понимают это слово. Далее используются таблички "воздух", "вода", "почва". Учитель задает вопросы: "Для кого вода (воздух, почва) являются средой обитания?", "Как вы понимаете СВЯЗЬ живых существ со средой обитания?".
Детям предлагается зарисовать схему в своих тетрадях.

Л.Фадеевой "Окружающая Среда"

Все - от старой сосны у забора До большого темного бора,                                                                                        И от озера до пруда -Окружающая Среда.

А еще и медведь , и лось, И
котенок Васька, небось? Даже
муха - вот это да? –Окружающая Среда?

Я люблю на озере тишь И в пруду
отражение крыш, Рвать чернику
люблю в лесу, Барсука люблю и
лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая Среда.

      Учитель: «Почему же нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле?»

      Учитель: «От слова „экология“ произошло слово „эколог“. (Вывешивает на доске табличку со словом „эколог“). Экологи — это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. Экологи говорят: „Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать“».

            После этого учитель спрашивает: «От чего же нужно защищать Зеленый дом?»                        Учитель: «На нашей планете раздаются тревожные сигналы. Мы получили некоторые из них».

      Далее работа ведется в бригадах, которые получают карточки с пятью вариантами заданий.

      1-й вариант

      Погибает рыба! Помогите!

Вспомните, почему может погибнуть рыба. Как ее спасти?

      2-й вариант

      Кругом мусор! Помогите!

      Вспомните, почему появляется мусор. Как с ним бороться?

      3-й вариант

      Трудно дышать в городе! Помогите!

Вспомните, почему в городе бывает трудно дышать. Как сохранить чистый воздух?

      4-й вариант

      На лугу исчезли бабочки! Помогите!

      Вспомните, почему могут исчезнуть бабочки. Как их защитить?

      5-й вариант

      В лесу пропали птицы и звери! Помогите!

      Вспомните, почему в лесу могут пропасть птицы и звери. Как их сберечь?

      После выполнения заданий звучат отчеты бригад.      Учитель: «Вы, ребята, сейчас работали экологами, помогали сберечь нашу планету, наш Зеленый дом».

          В конце урока учащиеся отвечают на вопрос Муравьишки: «Почему мы часто слышим слово „экология“?» Ответы детей могут быть сформулированы по-разному, коротко или развернуто, но их смысл сводится к следующему: «Мы часто слышим это слово, потому что экология учит, как надо беречь свою планету».

      Учитель может закончить урок чтением стихотворения И. Мазнина:

Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим
       друзьям!
Давайте будем
Беречь планету
Во всей Вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?..

Физкультминутки. Может быть использован отрывок из песни «С нами, друг!» (сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве):

Пусть Земля — пусть Земля
Кружит — кружит,
Дети все — дети все
Дружат — дружат.
Мы тогда — мы тогда
Быстро — быстро
Под дождем грибным подрастем.
Мы тогда — мы тогда
Домом — домом,
Землю общим домом назовем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...