Внеурочная деятельность курс "Занимательный мир экологии"
рабочая программа по экологии
Внеурочная деятельность курс "Занимательный мир экологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_zanimatelnyy_mir_ekologii.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Является частью ООП ООО МАОУ СОШ №211 им. Л.И. Сидоренко
(Рассмотрена педагогическим советом протокол №1 от ___________,
Утверждена Приказ №_____-од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Занимательный мир экологии»
(общеинтеллектуальное направление)
(возраст детей: 12- 13 лет)
уровень основного среднего образования
Количество учебных недель: 34.
Количество часов в неделю/год: 2/68.
Руководитель: Истомина Светлана Александровна учитель биологии, географии, первой квалификационной категории
Новосибирск
2020-2021
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.
Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.
Программа кружка рассчитана на группу учащихся 5 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.
Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.
Задачи:
- развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
- овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
- воспитание понимания эстетической ценности природы;
- развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
- формирование положительного отношения к окружающему миру;
- нравственное развитие личности, воспитание чувств;
- научить учащихся пользоваться научной литературой;
- научить любить природу, правильно её использовать;
- раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
- воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.
Ожидаемый результат. В ходе реализации программы экологического кружка учащиеся должны проявлять:
- познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;
- бережное отношение к природе;
- творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!
- самоопределение себя как личности, способной к само регуляции;
- духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.
К концу года учащиеся должны знать:
- предмет изучения экологии, основные законы экологии;
- связь между человеком и природой;
- многообразие экологических групп комнатных растений;
- основные экологические проблемы родного края и пути их решения;
- природу родного края;
- связь между состоянием природы и здоровьем человека.
К концу года учащиеся должны уметь:
- изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;
- различать изученные группы растений и животных;
- осуществлять систематический уход за живыми организмами;
- изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений;
- вести наблюдения в природе под руководством учителя;
- выполнять правила поведения в природе;
- прокладывать маршрут экологической тропы;
- уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;
- изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;
- участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Основные направления работы по программе:
познавательно-исследовательское:
- подготовка исследовательских проектов;
духовно-творческое:
- выставки рисунков;
- фотовыставки;
- театрализованные представления;
просветительское:
- проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края;
- изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;
- выступления агитбригады перед учащимися начальной школы;
природоохранное:
- уход за комнатными растениями;
- изготовление скворечников и кормушек;
- охрана птиц;
туристско-оздоровительные:
- День здоровья;
- Практикумы экологически грамотного покупателя;
Формы, методы и средства организации экологического воспитания:
а) традиционные;
б) активные;
в) инновационные.
Режим занятий: 68 часов - 1 раз в неделю.
Формы подведения итогов:
- выставки рисунков;
- фотовыставки;
- листовки, буклеты, газеты;
- тематические альбомы;
- театрализация.
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности включает следующие критерии:
участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных
мероприятиях;
итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение,
презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное
произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться
учителем в портфолио ученика.
Ориентировочный тематический план
№ темы | Название раздела | Количество часов | |||
Теоретические занятия | Практические занятия | Экскурсии | Итого | ||
Вступление | 2 | 2 | 4 | ||
1 | Взаимосвязи в природе | 5 | 4 | 1 | 10 |
2 | Природа в жизни человека | 3 | 9 | 2 | 14 |
3 | Уникальный мир живой природы | 6 | 4 | 10 | |
4 | Охрана природы | 1 | 19 | 20 | |
5 | «Зелёными» тропами | 2 | 4 | 4 | 10 |
Всего часов | 19 | 42 | 7 | 68 |
Содержание рабочей программы
Вступление (4 часа). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.
Практические занятия:
- Изучение календаря экологических дат
- Создание «Уголка природы»
Тема 1. Взаимосвязи в природе (10 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки
Практические занятия:
- Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»
- Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»
Экскурсии:
- «Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала
Тема 2. Природа в жизни человека (14 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах
Практические занятия:
- Оформление выставки «Наши маленькие друзья»
- Путешествие на родину комнатных растений
- Изучение растений классного зелёного уголка
- Составление памяток за растениями в классной комнате
- Составление цветочного календаря
Экскурсии:
1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»
Тема 3. Уникальный мир живой природы (10 часов). Живые барометры в растительном и животном мире мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.
Практические занятия:
- В гостях у Флоры
- В гостях у Фауны
Тема 4. Охрана природы (20 часов). Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта
Практические занятия:
- Кинолекторий «Альтернативные источники энергии»
- Подготовка материалов для газеты «Сохраним первоцветы!»
- Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес»
- Подготовка и проведение музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»
Тема 6. «Зелёными» тропами (10 часов). Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы
Практические занятия:
- Составление экологической тропы нашей школы
Экскурсии:
- Экологическая тропа нашей школы
- День здоровья
- Тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности
«Занимательный мир экологии»
Занятия: вторник с 15.00 до 16.30
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности обучающегося |
ВСТУПЛЕНИЕ (4 часа) | |||
1 | Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка | 1 | Самостоятельная работа |
2 | Правила поведения в природе. Экологические знаки. Инструктаж по ТБ во время экскурсий | 1 | Самостоятельная работа |
3 | Практическое занятие. Изучение календаря экологических дат | 1 | Практическая работа |
4 | Практическое занятие. Оформление «Уголка природы» | 1 | Практическая работа |
ТЕМА 1. ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ (10 часов) | |||
5 | Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени | 1 | Самостоятельная работа |
6 | Экскурсия. Золотая волшебница Осень. Сбор природного материала | 1 | Практическая работа |
7 | Народный календарь | 1 | Самостоятельная работа |
8 | Народные приметы, связанные с поведением живых организмов | 1 | Самостоятельная работа |
9 | 11 ноября – День энергосбережения | 1 | Самостоятельная работа |
10 | 15 ноября – День вторичной переработки | 1 | Самостоятельная работа |
11 | Практическое занятие. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!» | 2 | Практическая работа |
12 | Практическое занятие. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?» | 2 | Практическая работа |
ТЕМА 2. ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (14 часов) | |||
13 | 30 ноября – Всемирных день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними | 2 | Самостоятельная работа |
14 | Практическое занятие. Оформление выставки «Наши маленькие друзья» | 2 | Практическая работа |
15 | Практическое занятие. Путешествие на родину комнатных растений | 2 | Практическая работа |
16 | Практическое занятие. Изучение растений классного зелёного уголка | 2 | Практическая работа |
17 | Практическое занятие. Составление памяток по уходу за растениями в классной комнате | 2 | Практическая работа |
18 | Цветы в легендах и мифах. Практическое занятие. Составление цветочного календаря | 2 | Практическая работа |
19 | Экскурсия. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!» | 2 | Практическая работа |
ТЕМА 3. УНИКАЛЬНЫЙ МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (10 часов) | |||
20 | Живые барометры в растительном и животном мире. Растения – хищники, подушки, обереги | 2 | Самостоятельная работа |
21 | Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия | 2 | Самостоятельная работа |
22 | Ягоды и грибы. Основные правила сбора. Профилактика отравлений | 2 | Самостоятельная работа |
23 | Практическое занятие. В гостях у Флоры | 2 | Практическая работа |
24 | Практическое занятие. В гостях у Фауны | 2 | Практическая работа |
ТЕМА 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ (20 часов) | |||
25 | Рациональное природопользование. Природные ресурсы. Практическое занятие. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии» | 2 | Практическая работа |
26 | Практическое занятие. Подготовка материалов для газеты – обращения «Сохраним первоцветы!» | 2 | Практическая работа |
27 | Практическое занятие. Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?» | 2 | Практическая работа |
28 | Практическое занятие. Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?» | 2 | Практическая работа |
29 | Практическое занятие. Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?» | 2 | Практическая работа |
30 | Практическое занятие. Театрализация экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?» | 2 | Практическая работа |
31 | Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!» | 2 | Практическая работа |
32 | Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!» | 2 | Практическая работа |
33 | Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!» | 2 | Практическая работа |
34 | Практическое занятие. Музыкально-литературная композиция «Мы в ответе за Землю, на которой живём!» | 2 | Практическая работа |
ТЕМА 6. «ЗЕЛЁНЫМИ ТРОПАМИ» (10 часов) | |||
35 | Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. | 2 | Самостоятельная работа |
36 | Практическое занятие. Оформление паспорта экологической тропы | 2 | Практическая работа |
37 | Практическое занятие. Составление экологической тропы нашей школы | 2 | Практическая работа |
38 | Экскурсия. Экологическая тропа нашей школы | 2 | Практическая работа |
39 | Итоговое занятие. Экскурсия. День здоровья | 2 | Практическая работа |
Литература
- Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2010.
- Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия развития», 2008.
- Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. Ярославль: «Академия развития», 2000.
- Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 2005.
- Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.
- Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.
- Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.
- Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. : «Просвещение», 2013 г.
- Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.
- Панарков М.А. Школьные походы в природу. М.: «Просвещение», 2005.
- Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
- Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.
- Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2007.
- Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.
Интернет-ресурсы
- Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.
- Полная энциклопедия грибов. http://bookz.ru/authors/tat_ana-lagutina/polnaa-e_678/1-polnaa-e_678.html
- Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/
- Энциклопедия комнатных цветов и растений. http://iplants.ru/encikl.php?h=7
- Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html
- Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
- Технические средства обучения:
∙ Мультимедийный компьютер
∙ Мультимедийный проектор
∙ Электронная доска
∙ Доска магнитная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности кружка по экологии "Юный натуралист" для 5 класса по ФГОС НОО.
Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Представленная программа разработана для учащихся 5-х классов. На 1...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс
Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке, во...
Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" составлена на два года обучения. Возраст обучающихся 8-10 лет. Содержит календарно-тематическое планирование....
Дополнительная общеразвивающая программа для организации внеурочной деятельности школьников «Азбука эколога»
Актуальность программы.Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Формирование ответственного отношения к природе рассматрив...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Химические основы экологии"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Химические основы экологии" для учащихся 8 класса.Программа расчитана на 34 часа....
Программа внеурочной деятельности "Моя первая экология"
Данная программа предназначена для проведения внеурочных занятий по экологии с учащимися 2 класса...