Здравствуй зимушка-зима
план-конспект по экологии
Предварительный просмотр:
«Здравствуй, зимушка – зима»
Онега.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Задачи: образовательная: познакомить учащихся с народными приметами; совмещать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; повторить основные признаки зимы.
коррекционно – развивающая: развивать навыки выразительного чтения; развивать память путём заучивания стихов; развивать мышление, внимание, используя загадки, стихи, картинки, игры. воспитательная: воспитывать любознательность, чувство прекрасного, любовь к природе.
Ход занятия І. Организационный момент. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. ІІ. Сообщение темы и цели занятия. Воспитатель: 12 братьев водят весёлый хоровод. И снова год проходит на каждый оборот. Зима, весна, лето и осень тут как тут.
А как же этих братцев по имени зовут? (Перечислить) Загадки Отгадайте, ребятки Про кого мои загадки? 1.Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой) 2. Кто поляны белит снегом И на стенах пишет мелом? Шьёт пуховые перины, Разукрасив все витрины? (Зима)
Сегодня мы с вами поговорим о зиме – самом волшебном времени года. Войдём в мир красоты зимней природы, в мир теплоты и доброты русских народных примет, стихов, загадок и игр.
ІІІ. Основная часть. Воспитатель. Посмотрите-ка, ребята, в окошко, какая чудесная зима на дворе. Снег лежит белым ковром, деревья и кусты оделись в белый наряд. (Снег и сейчас тихо падает.) Так и хочется сказать ему: «А ну, снежок, а ну дружок! Лети, не уставай. И двор и дом и всё кругом скорее засыпай!
Пришла зима, как белая лебёдушка. Рукою повела, сугробы снега намела. Послушайте, как описал приход зимы русский поэт Иван Захарович Суриков в своём стихотворении «Первый снег».
Белый снег
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
И под утром снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы -
И зима настала.
Воспитатель: Зиму любят все, поэтому и называют её ласково – зимушкой. Вот и мы наше занятие назовём «Здравствуй, зимушка – зима».
Дети: 1. Белым снегом всё покрыло. И деревья и дома. Свищет ветер лёгкокрылый «Здравствуй, зимушка- зима».
2. Вьётся снег замысловатый От полянки до холма. Это заяц напечатал «Здравствуй, зимушка – зима». 3. Мы для птиц кормушки ставим Насыпаем в них корма И поют пичуги в стаях «Здравствуй, зимушка – зима». Воспитатель: Все садовые скамейки нарядились в телогрейки! Провода, провода стали толще, чем всегда. От пушистой белой ваты, Снежной ваты, как канаты, Все столбы, все заборы, Носят белые уборы! Тротуары, крыши, трубы - Все надели шубы.
Скажите, ребята, а что это за белая вата на заборах, столбах, что за шуба на крышах домов? (ответы детей) Да, самое главное, что мы ждём от зимы – это, конечно, снег. Игра: «Родственные слова». - Я начну читать стих. И.Лопухиной «Снегопад», а вы, пожалуйста, добавляйте по смыслу слова – родственные слову «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые … (снежинки)
На посёлки, на лужок
Всё снижается…(снежок)
Вот веселье для ребят
Всё сильнее…(снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в…(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик)
Рядом – снежная фигурка –
Это девочка… (снегурка)
На снегу - то, посмотри -
С красной грудкой …(снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…( снег).
Физкультминутка «Снег – снежок»
Снег – снежок,
Снег – снежок
По дорожке стелется.
Снег – снежок,
Снег – снежок
Белая метелица.
Снег – снежок,
Снег – снежок
Замело дорожки.
Снег – снежок,
Снег – снежок
Тает на ладошке.
Мы налепим снежков
Вместе поиграем
И друг в друга снежки
Весело бросаем
Но тепло во дворе,
Не замёрзли ушки.
Накатаем мы снег
В белый ком большущий.
Воспитатель: А теперь, ребята, посмотрите на картинки. Какая сказочная природа! Чистой белой скатертью покрыта земля. Стоят глубокие сугробы. Тяжёлыми белыми шапками накрылся лес. А вот и красавица берёзка. Это про неё сложено много стихов и песен. Из нашего окна хорошо видны сестрицы в серебристой одежде. Про них мы сочинили стихи.
Дети: За окошком 2 берёзки Рядом с тополем стоят. Платья белые одели, Бусы серебром горят. Воспитатель : У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяцы. (Ответы детей.)
Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.
А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете ,почему? (Ответы детей.) Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег.
А февраль в народе называли «снеговей». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку.
Игра «Зимние приметы». Вед. Если ночь морозная, Тихая и звёздная, Дым из труб идёт столбом… Дети: Значит, ясно будет днём.
Вед. Пятна синие над лесом, Снега мелкого завеса, Чуть морозы ослабели, Ветер с юга… Дети: Жди метели. Вед. Если рыба зимним днём Ходит прямо подо льдом, Ходит прямо подо льдом, И об лёд стучит хвостом - Значит без сомнения… Дети: Ждите потепления. Вед. Если вечером закат Был слегка зеленоват Если лёг на ветки иней, На стекле букет из роз, Если дым лодошкой синей Достаёт до самых звёзд, И не свищет ветер грозно… Дети: Будет ясно и морозно.
Воспитатель: Да, зима пришла, всё вокруг изменилось. Дни стали короче, редко светит солнышко. Зверюшки наделись в тёплые шубки и в свои норки спрятались. По ночам трещат от морозов деревья.
Песня «Зимняя сказка». (К. Калинина)
Воспитатель: Ребята, какие зимние развлечения вы знаете? (Ответы детей) А какой весёлый праздник отмечаем мы зимой? Дети: Стих. « У декабря полно забот».(Л. Кузнецова) У декабря полно забот - Как всё успеть – не знает. Он провожает старый год, И Новый год встречает! Он должен ёлку нарядить Последний день сегодня Чтоб всех на свете пригласить На праздник новогодний.
Воспитатель: Ребята, о зиме народ сочинил не только приметы, но и пословицы. Вот некоторые из них:
1.Береги нос в большой мороз.
2.Сугроб да вьюга два друга.
3. В зимний холод всякий молод.
4. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
5.Зима без снега, лето – без хлеба.
6.Холодная зима, жаркое лето
7.Спасибо мороз, что снегу принёс.
8. Январю – батюшке – морозы, февралю – метели.
ІV. Закрепление знаний. Воспитатель: О чём мы, ребята, сегодня говорили? Какие изменения зимой происходят в природе?
Игра «Зимние слова». (Дети, встав в круг, передают «снежный ком» друг другу, называют «зимние слова»: метель, вьюга, снеговик, снежинка, мороз и т.д.)
На этом наше занятие заканчивается, а зима только начинается. Вас ждут санки, лыжи, горки и много зимних забав.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого внеклассного мероприятия "Здравствуй, Зимушка-зима!"
Сценарий урока-концерта для детей-вокалистов и их родителей. Урок проводился в декабре 2010 года. В сценарии использованы мои авторские песни о зиме....
Здравствуй, зимушка-зима!
интегрированный урок литературы, изо и музыки в 5 кл...
Здравствуй, зимушка-зима!
Закрепление признаков зимы в неживой природе....
сценарий праздника "Здравствуй зимушка-зима"(для учащихся I-II видов)
Праздник для глухих детей.Лёгкий речевой материал для усвоения детьми....
Игра-викторина "Здравствуй, зимушка-зима"
ВОСПИТАТЕЛЬСКОЕ ЗАНЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ЗИМЕ В ВИДЕ ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ....
Внеклассное мероприятие "Здравствуй, Зимушка-Зима!"
Внеклассное мероприятие «Здравствуй, Зимушка – зима!» Подготовил: Сухарева И.А., педагог дополнительного образования Цель: привитие интереса к истории родной страны.Задачи:Ø...
Сценарий праздника «Здравствуй, Зимушка – Зима».
Внеклассное мероприятие в первом классе. Цель данного мероприятия обобщить знания детей о зиме. Сценарий содержит интересные и познавательные задания....