Рабочая программа кружка "Юный эколог"
рабочая программа по биологии на тему

Лобанова Анастасия Геннадьевна

Программа кружка рассчитана на группу учащихся  5-9 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования от 5 марта 2004 года №1089 (в действующей редакции).
  2. Федерального перечня учебников от 31 марта 2014 №253 (с изменениями 8 июня 2015 года №567)
  3. Авторской программы: Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника, А.П. Сидорина «Экология».

Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.  

Экология – это наука о нашем общем доме, в котором  живем все мы – и люди, и животные, и растения,  и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.

    Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и  отдыхается.

Программа кружка рассчитана на группу учащихся  5-9 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы. Кружок «Юный эколог» сотрудничает со школьным лесничеством «КЕДР», что позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.

Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачи:       

  • развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
  • овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
  • воспитание понимания эстетической ценности природы;
  • развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
  • формирование положительного отношения к окружающему миру;
  • нравственное развитие личности, воспитание чувств;
  • научить учащихся пользоваться научной литературой;
  • научить любить природу, правильно её использовать;
  • раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
  • воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Основные направления работы по программе:

познавательно-исследовательское:

  • подготовка исследовательских проектов;

духовно-творческое:

  • выставки рисунков;
  • фотовыставки;
  • театрализованные представления;

просветительское:

  • проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края;
  • изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;
  • выпуск газеты «Экологический патруль»
  • выступления агитбригады перед учащимися школы;

природоохранное:

  • создание и уход за комнатными растениями, домашними животными;
  • изготовление скворечников и кормушек;
  • охрана птиц;
  • озеленение классных комнат;

туристско-оздоровительные:

  • разработка экологических тропинок;
  • экскурсии экологическими тропами;
  • День здоровья.

Формы, методы и средства организации экологического воспитания:

а) традиционные;

б) активные;

в) инновационные.

Режим занятий: 68 часов -  двухчасовые занятия раз в неделю. 

 Ожидаемый результат. В ходе реализации программы экологического кружка учащиеся должны проявлять:

  • познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;
  • бережное отношение к природе;
  • творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!
  • самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
  • духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.

К концу года учащиеся должны знать:

  • предмет изучения экологии, основные законы экологии;
  • связь между человеком и природой;
  • многообразие экологических групп комнатных растений;
  • основные экологические проблемы родного края и пути их решения;
  • природу родного края;
  • связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь:

  • изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;
  • различать изученные группы растений и животных;
  • осуществлять систематический уход за живыми организмами;
  • изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений;
  • вести наблюдения в природе под руководством учителя;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • прокладывать маршрут экологической тропы;
  • уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;
  • изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;
  • участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.

Формы подведения итогов:

  • выставки рисунков;
  • фотовыставки;
  • листовки, буклеты, газеты;
  • тематические альбомы;
  • театрализация.

Ориентировочный тематический план

№ темы

Название раздела

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Экскурсии

Итого

Комплектование группы

2

Вступление

2

2

4

1

Взаимосвязи в природе

7

2

1

10

2

Природа в жизни человека

8

5

1

14

3

Уникальный мир живой природы

8

2

10

4

Охрана природы

11

9

20

5

«Зелёными» тропами

6

2

2

10

Всего часов

42

22

4

68

                                       Содержание программы

Вступление (4 часа). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.

Практические занятия:

Практическое занятие№1

Изучение календаря экологических дат

Практическое занятие№2

Оформление «Уголка природы»

Тема 1. Взаимосвязи в природе (10 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки

Практические занятия:

Практическое занятие№3

Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»

Практическое занятие№4

Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»

Экскурсии: Экскурсия№1

Золотая волшебница Осень. Сбор природного материала

Тема 2. Природа в жизни человека (14 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах

Практические занятия:

Практическое занятие №5

Оформление выставки «Наши маленькие друзья»

Практическое занятие №6

Путешествие на родину комнатных растений

Практическое занятие№7

Изучение растений классного зелёного уголка

Практическое занятие№8

Составление памяток по уходу за растениями в классной комнате

Практическое занятие №9

 Составление цветочного календаря

Экскурсии:

        Экскурсия №2.

Зимующие птицы.

Акция «Накормим птиц!»

 

Тема 3. Уникальный мир живой природы (10 часов). Живые барометры в растительном и животном мире мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.

Практические занятия:

Практическое занятие№10

В гостях у Фауны

Практическое занятие№11

В гостях у Флоры

Тема 4. Охрана природы (20 часов). Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта

Практические занятия:

Практическое занятие№12

Подготовка материалов для газеты – обращения «Сохраним первоцветы!»

Практическое занятие№13

Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

Практическое занятие№14

Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

Практическое занятие№15

Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

Практическое занятие№16

Театрализация экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

Практическое занятие№17

Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

Практическое занятие№18

Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

Практическое занятие№19

Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

Практическое занятие№20

Музыкально-литературная композиция «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

Тема 5. «Зелёными» тропами (10 часов). Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы

Практические занятия:

Практическое занятие.№21

Оформление паспорта экологической тропы

Практическое занятие№22

День здоровья

Экскурсии:

Экскурсия№3

Экологическая тропа нашей школы

Экскурсия№4

Составление экологической тропы нашей школы

Календарно-тематическое планирование

(68 часов; 2 часа в неделю)

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Практические работы/экскурсии

Вступление (4 часа)

1

Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка

1

2

Правила поведения в природе. Экологические знаки. Инструктаж по ТБ во время экскурсий

1

3

Изучение календаря экологических дат

1

Практическое занятие№1

4

Оформление «Уголка природы»

1

Практическое занятие№2

Тема 1. Взаимосвязи в природе (10 часов)

5

Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени

1

6

Золотая волшебница Осень. Сбор природного материала

1

Экскурсия№1

7

Народный календарь

1

8

Народные приметы, связанные с поведением живых организмов

1

9

11 ноября – День энергосбережения

1

10

15 ноября – День вторичной переработки

1

11

 Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»

2

Практическое занятие№3

 12      

Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»

2

Практическое занятие№4

Тема 2. Природа в жизни человека (14 часов)                                                                                                                                                                                       

13

30 ноября – Всемирных день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними

2

14

Оформление выставки «Наши маленькие друзья»

2

Практическое занятие №5

15

Путешествие на родину комнатных растений

2

Практическое занятие №6

16

Изучение растений классного зелёного уголка

2

Практическое занятие№7

17

Составление памяток по уходу за растениями в классной комнате

2

Практическое занятие№8

18

Цветы в легендах и мифах. Составление цветочного календаря

2

Практическое занятие №9

19

Зимующие птицы.

Акция «Накормим птиц!»

2

Экскурсия №2.

Тема 3. Уникальный мир живой природы (10 часов).

20

Живые барометры в растительном и животном мире. Растения – хищники, подушки, обереги

2

21

Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия

2

22

Ягоды и грибы. Основные правила сбора. Профилактика отравлений

2

23

. В гостях у Флоры

2

Практическое занятие№10

24

В гостях у Фауны

2

Практическое занятие№11

Тема 4. Охрана природы (20 часов). 

26

Подготовка материалов для газеты – обращения «Сохраним первоцветы!»

2

Практическое занятие№12

26

Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

2

Практическое занятие№13

27

Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

2

Практическое занятие№14

28

Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

2

Практическое занятие№15

29

. Театрализация экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

2

Практическое занятие№16

30

Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

2

Практическое занятие№17

31

Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

2

Практическое занятие№18

32

Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

2

Практическое занятие№19

33

Музыкально-литературная композиция «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

2

Практическое занятие№20

34

Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления.

2

Тема 6. «Зелёными» тропами (10 часов). 

35

Оформление паспорта экологической тропы

2

Практическое занятие.№21

36

Составление экологической тропы нашей школы

2

Практическое занятие№22

37

Экологическая тропа нашей школы

2

Экскурсия№3

38

День здоровья

2

Экскурсия№4

39

 Итоговое занятие.

2

Литература

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о  животных. Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997.
  2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия развития», 1998.
  3. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных.  Ярославль: «Академия развития», 1997.
  4. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 1995.
  5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.
  6. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010. 
  7. Завьялова О.Г.  Азбука экологии.  М., 1997.
  8. Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. : «Просвещение», 1971 г.
  9. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.
  10. Панарков М.А. Школьные походы в природу.  М.: «Просвещение», 2005.
  11. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
  12. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 1995 г. 
  13. Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф»,  2007.
  14. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
  15. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.

Интернет-ресурсы

  1. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.

          http://ecoportal.su/

  1. Полная энциклопедия грибов. http://bookz.ru/authors/tat_ana-lagutina/polnaa-e_678/1-polnaa-e_678.html
  2. Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/
  3. Энциклопедия комнатных цветов и растений. http://iplants.ru/encikl.php?h=7
  4. Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html
  5. Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
  6. «Юный натуралист». http://unnaturalist.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

рабочая программа "Занимательная экология"

Программа предназначена для педагогов  допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по  созданы в соответствии с  программой Швец И.М....

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...