Рабочая программа кружка "Юный эколог"
рабочая программа по биологии на тему
Программа кружка рассчитана на группу учащихся 5-9 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "Юный эколог" | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования от 5 марта 2004 года №1089 (в действующей редакции).
- Федерального перечня учебников от 31 марта 2014 №253 (с изменениями 8 июня 2015 года №567)
- Авторской программы: Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника, А.П. Сидорина «Экология».
Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.
Экология – это наука о нашем общем доме, в котором живем все мы – и люди, и животные, и растения, и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.
Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и отдыхается.
Программа кружка рассчитана на группу учащихся 5-9 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы. Кружок «Юный эколог» сотрудничает со школьным лесничеством «КЕДР», что позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.
Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.
Задачи:
- развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
- овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
- воспитание понимания эстетической ценности природы;
- развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
- формирование положительного отношения к окружающему миру;
- нравственное развитие личности, воспитание чувств;
- научить учащихся пользоваться научной литературой;
- научить любить природу, правильно её использовать;
- раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
- воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.
Основные направления работы по программе:
познавательно-исследовательское:
- подготовка исследовательских проектов;
духовно-творческое:
- выставки рисунков;
- фотовыставки;
- театрализованные представления;
просветительское:
- проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края;
- изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;
- выпуск газеты «Экологический патруль»
- выступления агитбригады перед учащимися школы;
природоохранное:
- создание и уход за комнатными растениями, домашними животными;
- изготовление скворечников и кормушек;
- охрана птиц;
- озеленение классных комнат;
туристско-оздоровительные:
- разработка экологических тропинок;
- экскурсии экологическими тропами;
- День здоровья.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания:
а) традиционные;
б) активные;
в) инновационные.
Режим занятий: 68 часов - двухчасовые занятия раз в неделю.
Ожидаемый результат. В ходе реализации программы экологического кружка учащиеся должны проявлять:
- познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;
- бережное отношение к природе;
- творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!
- самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
- духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.
К концу года учащиеся должны знать:
- предмет изучения экологии, основные законы экологии;
- связь между человеком и природой;
- многообразие экологических групп комнатных растений;
- основные экологические проблемы родного края и пути их решения;
- природу родного края;
- связь между состоянием природы и здоровьем человека.
К концу года учащиеся должны уметь:
- изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;
- различать изученные группы растений и животных;
- осуществлять систематический уход за живыми организмами;
- изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений;
- вести наблюдения в природе под руководством учителя;
- выполнять правила поведения в природе;
- прокладывать маршрут экологической тропы;
- уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;
- изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;
- участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.
Формы подведения итогов:
- выставки рисунков;
- фотовыставки;
- листовки, буклеты, газеты;
- тематические альбомы;
- театрализация.
Ориентировочный тематический план
№ темы | Название раздела | Количество часов | |||
Теоретические занятия | Практические занятия | Экскурсии | Итого | ||
Комплектование группы | 2 | ||||
Вступление | 2 | 2 | 4 | ||
1 | Взаимосвязи в природе | 7 | 2 | 1 | 10 |
2 | Природа в жизни человека | 8 | 5 | 1 | 14 |
3 | Уникальный мир живой природы | 8 | 2 | 10 | |
4 | Охрана природы | 11 | 9 | 20 | |
5 | «Зелёными» тропами | 6 | 2 | 2 | 10 |
Всего часов | 42 | 22 | 4 | 68 |
Содержание программы
Вступление (4 часа). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.
Практические занятия:
Практическое занятие№1
Изучение календаря экологических дат
Практическое занятие№2
Оформление «Уголка природы»
Тема 1. Взаимосвязи в природе (10 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки
Практические занятия:
Практическое занятие№3
Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»
Практическое занятие№4
Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»
Экскурсии: Экскурсия№1
Золотая волшебница Осень. Сбор природного материала
Тема 2. Природа в жизни человека (14 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах
Практические занятия:
Практическое занятие №5
Оформление выставки «Наши маленькие друзья»
Практическое занятие №6
Путешествие на родину комнатных растений
Практическое занятие№7
Изучение растений классного зелёного уголка
Практическое занятие№8
Составление памяток по уходу за растениями в классной комнате
Практическое занятие №9
Составление цветочного календаря
Экскурсии:
Экскурсия №2.
Зимующие птицы.
Акция «Накормим птиц!»
Тема 3. Уникальный мир живой природы (10 часов). Живые барометры в растительном и животном мире мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.
Практические занятия:
Практическое занятие№10
В гостях у Фауны
Практическое занятие№11
В гостях у Флоры
Тема 4. Охрана природы (20 часов). Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта
Практические занятия:
Практическое занятие№12
Подготовка материалов для газеты – обращения «Сохраним первоцветы!»
Практическое занятие№13
Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»
Практическое занятие№14
Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»
Практическое занятие№15
Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»
Практическое занятие№16
Театрализация экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»
Практическое занятие№17
Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»
Практическое занятие№18
Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»
Практическое занятие№19
Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»
Практическое занятие№20
Музыкально-литературная композиция «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»
Тема 5. «Зелёными» тропами (10 часов). Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы
Практические занятия:
Практическое занятие.№21
Оформление паспорта экологической тропы
Практическое занятие№22
День здоровья
Экскурсии:
Экскурсия№3
Экологическая тропа нашей школы
Экскурсия№4
Составление экологической тропы нашей школы
Календарно-тематическое планирование
(68 часов; 2 часа в неделю)
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Практические работы/экскурсии |
Вступление (4 часа) | |||
1 | Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка | 1 | |
2 | Правила поведения в природе. Экологические знаки. Инструктаж по ТБ во время экскурсий | 1 | |
3 | Изучение календаря экологических дат | 1 | Практическое занятие№1 |
4 | Оформление «Уголка природы» | 1 | Практическое занятие№2 |
Тема 1. Взаимосвязи в природе (10 часов) | |||
5 | Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени | 1 | |
6 | Золотая волшебница Осень. Сбор природного материала | 1 | Экскурсия№1 |
7 | Народный календарь | 1 | |
8 | Народные приметы, связанные с поведением живых организмов | 1 | |
9 | 11 ноября – День энергосбережения | 1 | |
10 | 15 ноября – День вторичной переработки | 1 | |
11 | Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!» | 2 | Практическое занятие№3 |
12 | Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?» | 2 | Практическое занятие№4 |
Тема 2. Природа в жизни человека (14 часов) | |||
13 | 30 ноября – Всемирных день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними | 2 | |
14 | Оформление выставки «Наши маленькие друзья» | 2 | Практическое занятие №5 |
15 | Путешествие на родину комнатных растений | 2 | Практическое занятие №6 |
16 | Изучение растений классного зелёного уголка | 2 | Практическое занятие№7 |
17 | Составление памяток по уходу за растениями в классной комнате | 2 | Практическое занятие№8 |
18 | Цветы в легендах и мифах. Составление цветочного календаря | 2 | Практическое занятие №9 |
19 | Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!» | 2 | Экскурсия №2. |
Тема 3. Уникальный мир живой природы (10 часов). | |||
20 | Живые барометры в растительном и животном мире. Растения – хищники, подушки, обереги | 2 | |
21 | Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия | 2 | |
22 | Ягоды и грибы. Основные правила сбора. Профилактика отравлений | 2 | |
23 | . В гостях у Флоры | 2 | Практическое занятие№10 |
24 | В гостях у Фауны | 2 | Практическое занятие№11 |
Тема 4. Охрана природы (20 часов). | |||
26 | Подготовка материалов для газеты – обращения «Сохраним первоцветы!» | 2 | Практическое занятие№12 |
26 | Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?» | 2 | Практическое занятие№13 |
27 | Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?» | 2 | Практическое занятие№14 |
28 | Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?» | 2 | Практическое занятие№15 |
29 | . Театрализация экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?» | 2 | Практическое занятие№16 |
30 | Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!» | 2 | Практическое занятие№17 |
31 | Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!» | 2 | Практическое занятие№18 |
32 | Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!» | 2 | Практическое занятие№19 |
33 | Музыкально-литературная композиция «Мы в ответе за Землю, на которой живём!» | 2 | Практическое занятие№20 |
34 | Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. | 2 | |
Тема 6. «Зелёными» тропами (10 часов). | |||
35 | Оформление паспорта экологической тропы | 2 | Практическое занятие.№21 |
36 | Составление экологической тропы нашей школы | 2 | Практическое занятие№22 |
37 | Экологическая тропа нашей школы | 2 | Экскурсия№3 |
38 | День здоровья | 2 | Экскурсия№4 |
39 | Итоговое занятие. | 2 |
Литература
- Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997.
- Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 1995.
- Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.
- Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.
- Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 1997.
- Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. : «Просвещение», 1971 г.
- Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.
- Панарков М.А. Школьные походы в природу. М.: «Просвещение», 2005.
- Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
- Тайны живой природы. М.: Росмэн, 1995 г.
- Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2007.
- Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.
Интернет-ресурсы
- Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.
- Полная энциклопедия грибов. http://bookz.ru/authors/tat_ana-lagutina/polnaa-e_678/1-polnaa-e_678.html
- Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/
- Энциклопедия комнатных цветов и растений. http://iplants.ru/encikl.php?h=7
- Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html
- Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
- «Юный натуралист». http://unnaturalist.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...
рабочая программа "Занимательная экология"
Программа предназначена для педагогов допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...