Занятие внеурочной деятельности по экологии
план-конспект занятия по экологии (7 класс)

Благинина Вероника Евгеньевна

Открытие нового знания с элементами проектной задачи (Занятие внеурочной деятельности)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия «Защитим планету от мусора»

Предмет: биология/экология

Класс: 7

Внеурочное занятие: Защитим планету от мусора

Учитель: Благинина Вероника Евгеньевна

Тип занятия

Открытие нового знания с элементами проектной задачи (Занятие внеурочной деятельности)

Дидактическая цель

создание условий для воспитания экологически грамотного, социально активного обучающегося, ответственного за состояние окружающей среды.

Задачи:

  1. Вовлечь учащихся в проектную деятельность экологической  направленности
  2. Организовать деятельность учащихся по осуществлена сортировки,  переработки отходов.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • интерес к учебному материалу;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения;
  • умение задавать вопросы;
  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и нормами,
  • умение выделить нравственный аспект поведения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Прогнозирование результата.
  • Контроль своей деятельности с заданным эталоном.
  • Оценивание качества и уровня усвоения.
  • Составление плана и последовательности действий.
  • Целеполагание – как постановка учебной задачи.
  • Определение последовательности промежуточных целей.
  • Саморегуляция –  как способность к мобилизации сил и энергии.
  • Коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способы действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

Познавательные УУД:

  • Поиск и выделение необходимой информации.
  • Структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • Смысловое чтение.
  • Оценка процесса и результатов деятельности.
  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
  • Моделирование.
  • Анализ, синтез, сравнение, классификация и подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Формулирование проблемы и самостоятельное их решение.

Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • Постановка вопросов для поиска и сбора информации.
  • Контроль и оценка действий партнёра.
  • Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.
  • Определение целей, распределение ролей и способов взаимодействия в группе.
  • Коррекция действий партнёра.
  • Выявление конфликтной ситуации и способов разрешения конфликта.

Предметные:

Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе; любовь к родному краю и учить правильному поведению в природе.

Основные понятия

Эколог, экология, охрана природы.

Ресурсы

-основные

-дополнительные

 Видеопроектор, экран, презентация.

Задания для группы, текст рассказа, знаки, бумага, клей, фломастеры, раздаточный материал

Используемые методы, технологии обучения

Словесный (беседа, проблемный диалог),

практикоориентированный метод (сортировка мусора),

наглядный методы (видеоряд),

элементы проектной задачи, ИКТ

 технология системно- деятельностного подхода, здоровьесберегающая технология

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. 1.Организационный  этап, Мотивация учебной деятельности учащихся :

Цель: обеспечение эмоциональную готовности к уроку, создание позитивной установки.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Евгеньевна. Я рада вас видеть на сегодняшнем занятии! Давайте улыбнемся друг другу, давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой и получим радость от общения друг с другом.

Подготовка к работе.

Включаются в деятельность

Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания;

Регулятивные: самоопределение

  1. Самоопределение к деятельности

Цель:  вызвать положительную эмоциональную направленность. Повысить уровень учебной мотивации. Подвести к формулированию темы и цели урока.

Звук смс на телефоне!!!

У: Ой, ребята извините, мне пришло сообщение и я должна его прочитать. Какой ужас!!! Дети мне только, что написали инопланетные существа!. Посмотрите, какое послание они нам отправили!!!

Учитель читает сообщение!

Жители Земли,  Мы много лет наблюдаем за тем, как вы превращаете свою планету в огромную свалку мусора.  Мы пришли к выводу, что вы недостойны жить на такой прекрасной планете и вас необходимо уничтожить. Но учитывая тот факт, что вы разумные существа, мы решили дать вам время, чтобы исправить ситуацию. Если вы найдёте способ, как жить в согласии с планетой, мы пересмотрим своё решение. Действуйте, или погибнете!

У: - Ребят, здесь еще и видео файл  прикреплен, давайте посмотрим.

У: - Какие чувства у вас вызвали эти кадры? Почему?

У: - Значит перед нами возникла проблема! А какая?

У: - А касается ли эта проблема каждого из нас?

Отвечают на вопросы и составляют тему урока.

Ребята: отвечают

Ребята: проблема загрязнения планеты мусором.

Ребята: ДА!!!

Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности, как «чистота окружающей среды «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Коммуникативные: участвовать в диалогах, оформлять свои мысли в устной речи, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Регулятивные: определять цель совместной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.  

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, иллюстрация).

  1. Актуализация знаний.  

Цель: актуализировать опыт детей необходимый для открытия нового знания (на личном опыте)

У: бытовой мусор это особый вид загрязнения окружающей среды. В городах, селениях, местах отдыха – повсюду свалки бутылок, консервных банок, полиэтиленовых пакетов, которые не только уродуют облик мест нашего проживания, но и наносят большой вред природе и здоровью человека.

У: А в силах ли мы как то помочь планете в решении этой проблемы? Задумайтесь на минуту, что каждый из вас может сделать для решения этой проблемы и напишите на стикерах, свои варианты ответов. Наклейте их на планету.

Вывод

У: - Давайте посмотрим, какие способы решения проблемы загрязнения планеты предложил каждый из вас.  Большинство из вас предлагают «Не мусорить» и это, безусловно, правильно, это первое и самое важное, что вы должны делать.

Индивидуальная работа

Предлагают свои варианты

Выходят вешают стикеры

Ребята: предлагают свои варианты.

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы;

коммуникативные:

выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью;

оформлять свои мысли в устной форме

познавательные:

использование знаково- символических средств;

строить рассуждения, Личностные:

формирование нравственной самооценки на основе представлений о нравственных нормах.

  1. 4. Постановка темы и цели урока.

Цель: формулирование  темы и цели урока самостоятельно при минимальной помощи учителя.

У: Вы наверно уже догадались и можете определить тему нашего занятия:

У: Защитим……. (дети договаривают)

У: Вы правы, тема нашего занятия: «Защитим планету от мусора».

У: Тема определена, а какова тогда цель занятия? Как мы можем защитить планету?

У:-  Конечно же, целью будет определение способов предотвращения загрязнения планеты бытовыми отходами.

Помните, что цель можно достичь разными способами, значит и нашу проблему можно решить по-разному. Попробуем определить разные способы предотвращения загрязнения планеты бытовыми отходами.

Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы достичь цели?

1. Изучить материал  по данной теме.

2. Определить  способы сокращения количества мусора.

3. Научится использовать эти способов

Отвечают на вопросы

Ребята: предлагают свои варианты.

Ребята: предлагают свои варианты, высказывания

Ребята: предлагают свои варианты, высказывания

По началу задачи:

Изучить…..

Определить….

Научиться……

регулятивные:

прогнозировать процесс результаты своей деятельности;

 познавательные:

рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.

  1. 5. Решение проблемы по теме

Цель: создание условий для решения проблемного вопроса.

У: - А какими еще  способами  можно  решить эту проблему?

.

У: - Мы с вами можем применять такие способы решения проблемы с мусором, как :

1. Сортировка отходов

2. Переработка отходов

3. Составить листовок, плакатов, буклетов, которые будут являться обращением к жителям Земли.

У: - Молодцы, ребята, я рада, что вы знаете, столько способов. Но говорить это одно, нам нужно начать действовать ведь инопланетяне, дали нам совсем немного времени, для исправления ситуации!

У: - Сейчас,  я предлагаю вам побыть экспертами в области сортировки бытовых отходов.

- Для этого мы будем работать командами, группами. Надеюсь, вы знаете как работать в группе. Правила работы в группе перед вами.

Необходимо распределить роли в группе, они написаны на розово листе.. (30сек)

-Работать вы будете по инструкции. Найдите их на своем столе. Покажите. ….                    

(группа заканчивает работу и подает сигнал)

Задание №1 (Сортировка отходов)

- Каждой из групп необходимо правильно определить вид бытовых отходов, который вам достался и заполнить мусорный контейнер соответствующими предметами.

- Справиться с этим заданием вам поможет информационный материал.

-Время выполнения задания 2 минуты.

Задание для группы №1. ( Пластмасса, или пластик)

Информационный текст.

Этот вид бытовых, отходов получают из сырой нефти. Она способна под влиянием нагревания и давления формироваться в изделия и устойчиво сохранять в результате охлаждения или отвердения приданную ему форму. Из нее производят очень много игрушек, другие предметы быта, которые по массе очень легкие. Она бывает разноцветной, ее трудно сломать. Если ее поджечь, то появится серый, едкий дым. В природе она разлагается 200 лет.

Предметы на столах (пример) : бутылки, одноразовая посуда, жестяные банки, бумага, ткань.

Задание для группы №2. ( Металлолом)

Информационный текст.

Этот вид отходов образуется, когда предметы из него  становятся старыми и ломаются. Из него делают автомобили, запчасти, консервные банки.  Его можно сдать и получить деньги. Его можно переплавить, если очень сильно разогреть, что бы сделать что-то новое. Он бывает цветным и черным. Время разложения от 50 до 500 лет.

Предметы на столах (пример): бутылки, одноразовая посуда, жестяные банки, бумага, ткань.

Задание для группы №3. (Бумага)

Информационный текст.

Стекло

Этот вид отхода делают из песка. Если его бросить в лесу, оно может стать причиной пожара. Чаще всего имеет прозрачный цвет. Если его сильно нагреть, он тянется. Когда падает, оно разбивается. Время разложения 1000 лет.

Предметы на столах (пример): бутылки, одноразовая посуда, жестяные банки, бумага, ткань.

Итог:

У: Давайте проверим правильно ли вы справились с заданиями. Молодцы все верно! А теперь ответьте на вопрос: Зачем нужно сортировать отходы?

Ребята: примерные ответы.

Для себя( кратко)

1. Предотвращает попадание вредных веществ в атмосферу.

Если вы не сортируете мусор, и отправляете все в одно ведро, даже опасные медикаменты, предметы бытовой химии и батарейки, то вероятность попадания их частиц после утилизации в воздух, которым мы дышим или воду, которую мы пьем довольна высока.

2. Снижает выброс продуктов переработки в окружающую среду.

Сортировка отходов по типам помогает более эффективно их утилизировать, а где-то заменить утилизацию на вторичную переработку, так как каждый тип отходов утилизируется или подвергается рециклингу максимально эффективным способом Таким образом уровень загрязнения от переработки сортированного мусора становиться ниже.

3. Снижает затраты на переработку отходов.

Сортировка мусора помогает уменьшить затраты, как на транспортировку (какие-то типы отходов не требуют удаленного вывоза), так и на переработку (см. предыдущий пункт).

4. Дает материалам вторую жизнь, снижая производственные энергозатраты и площадь захоронения отходов.

Сортировка мусора позволяет вторично использовать материалы. А это значит, что мы снижаем количества отходов, которые необходимо переработать и захоронить, и экономим электроэнергию, так как из вторсырья изготовления продукции часто требует меньше энергоресурсов.

Ребята: предлагают свои варианты

На доске правила работы в группе.

Работа в группах

(читают информацию  из дополнительной литературы и выполняют работу по иструкции)

Работа в группах

Ответы детей

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы;

коммуникативные:

выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью;

оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;

познавательные:

использование знаково- символических средств;

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

формирование нравственной самооценки на основе представлений о нравственных нормах.

Задание №2 (Переработка отходов)

У: Давайте перейдем к следующему шагу на пути к спасению земли.  Попробуем подарить вторую жизнь отходам.

У: У вас на столах лежат предметы бытовых отходов. Постарайтесь за 5 мин сделать из них что то новое.

Дети делают поделки.

У: Посмотрим , что получилось у каждой группы. (Группы рассказывают о поделке, которая у них получилась и где бы они могли ее использовать).

Работа в группах

(рассматривают и выполняют поделки на время)

Дети рассказывают

И представляют свои работы.

Задание №3  (Составить листовок, плакатов, буклетов, которые будут являться обращением к жителям Земли.)

У: Мы изучили способы снижения количества мусора и затрат на его переработку, и я думаю мы можем составить листовку обращение к жителям Земли, чтобы и они не забывали о данной проблеме и способах ее решения. Подумайте и выберите какие высказывания вы поместите в листовке. Расставьте + и -. На выполнение 1 мин.

- Бросай, куда попало мусор.

+ Дай вещи «вторую жизнь».

- Оставляй мусор в лесу, около водоёма, на месте отдыха.

+Сортируй мусор правильно;

- Не нужно сортировать мусор, складывай все в один контейнер

+Экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону).

- Закапывай пластик, метал, бумагу в землю она очень быстро разложится

+Собирай и сдавай макулатуру, бутылки, банки, батарейки и лампы в пункты приема

+ Участвуй в субботниках

У: Давайте проверим, если ответ верный, хлопайте в ладоши., топайте если нет. (Проверка)

У:Какие вы сегодня молодцы, посмотрите сколько всего полезного вы сделали.

Работа в группах

(читают информацию  из дополнительной литературы и выполняют работу по иструкции)

Работа в группах

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают их.

Д.З

У. К сожалению мы ограничены во времени, чт и используя данный материал, предлагаю вам создать красочные листовки – обращения к своим одноклассникам и отправит мне фотоотчет по электронной почте.

  1. Итог урока

Цель: Зафиксировать новое содержание урока

У. Ребята, какую цель  мы поставили  к нашему занятию? Мы её достигли?

- Давайте еще раз повторим способы  предотвращения загрязнения планеты бытовыми отходами:

  • Сортировка
  • Переработка
  • Правильное поведение - личный пример

Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Я обязательно отправлю инопланетанам ответ на СМС, фотоотчёт

Отвечают на поставленные вопросы

.Выполняют действия

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

Познавательные:  определять умения, которые будут сформированы на основе изученного раздела; определять круг своего знания,  незнания.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятий)

Цель: оценивание своей деятельности, создание ситуации для осмысления всей работы.

Самооценка

- я бы очень хотела, чтобы вы дали оценку своей работе.  для этого каждый возьмите бланк зеленого цвета подчеркните то высказывание, которое подходит к вашему результату.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

У: Ребята, я попрошу вас встать в круг. Сегодня мы убедились, что каждый из вас может сделать полезное дело для охраны окружающей среды, помочь сохранить наш город чистым. Это важно для сохранения здоровья каждого из вас и окружающих. Будем же беречь нашу землю. Повсюду. На каждом шагу. Все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет. Земля - величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день будет таким, каким мы создадим его сегодня. Понравилась ли вам работа на этом занятии? Мне тоже, очень понравилось как вы дружно и активно работали. И поэтому я хочу предложить вам вступить в Экологический патруль , который мы создали с ребятами из 1 школы. Согласны ли вы? Ответ детей. ДААА Я очень рада и хочу подарить вам маленькие презенты и эмблемы членов Экологического патруля. Всем спасибо все свободны.

Ребята: предлагают свои варианты и высказывают свое отношение

(Прослушать детей)

Личностные: освоение личностного смысла учения; желания продолжать изученную тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы экологии"

Рабочая программа внеурочной деятельности....

Программа внеурочной деятельности по экологии в 6 классе

Настоящая  рабочая  учебная программа  курса «Экология растений» для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовате...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по экологии в 5 классе

Курс, рассчитанный на 56 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии...

Программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ» для 5 класса

В условиях разностороннего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе.Программа курса «Основы экологии» для 5 класса построена с учетом возрастных особенностей дете...

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» с организацией полевых практических занятий экологической направленности для детей 14-16 лет

Рабочая программа разработана в опорой на Программу курса биологии «Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечника (разделы «Экосистемный уровень» и «Биосферный урове...