Материалы по экологии
методическая разработка по экологии (5 класс)

Методические разработки для учащихся по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test.docx16.83 КБ
Файл stsenariy_vystupleniya_ekologicheskoy_agitbrigady.docx16.97 КБ
Файл urok_po_ekologii.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тест

  1. Какие из перечисленных растений размножаются семенами:

а) мхи;                    б) папоротники;                     в)хвойные;              г) хвощи

  1. Какие из перечисленных растений размножаются спорами:

а) сосна;                  б) плауны;                               в) ель;                      г) кипарис

  1. К главным вегетативным органам растения относятся:

а) стебель и листья;    б) почки и листья;      в) стебель и корень;    г) корень и побег;

  1. К экологическим факторам среды относятся:

а) биотические;   б) абиотические;          в) антропогенные         г) все перечисленное

  1.  Наука, изучающая отношения живых организмов между собой и с окружающей средой, называется:

а) биологией;             б) экологией               в) ботаникой               г)  энтомологией

  1. Какой из органоидов растительной клетки имеет клеточный сок:

а) вакуоли;                    б) ядро;                        в) пластиды;               г) цитоплазма;

  1. Процесс образования веществ и их расщепления в клетке:

а) питание                  б) деление                     в) обмен веществ         г) дыхание

  1. Клетки какой ткани обеспечивают рост растения в длину и толщину:

а) проводящей;          б) образовательной;      в) основной       г) механической

  1. След от места прикрепления семени к стенки плода, называется:

а) рубчик;                 б) семявход;                      в) кожуха;        г) зародыш;

  1. У каких растений питательные вещества представлены эндоспермом:

а) фасоль;                  б) яблоня;                         в) перец;                   г) тыква;

  1. Цветовые растения, имеющие зародыш семени с двумя семядолями, называют:

а) однодольными;     б) двудомными;              в) двудольными  г) однодомными

      12. К теплолюбивым растениям относятся:

            а)  перец;                  б) лен;                          в) редис;                        г) тыква;

  1. Прорастание семени начинается:

а) с разрыва кожуры;                             б) разбухания семени;

в) поглощения воды;                             г) поглощения питательных веществ;

  1.   Корни, развивающиеся на стеблевой части побега, называются:

а) придаточными;             б) боковыми;        в) главным;         г) корневые волоски;

  1. Между зоной растяжения и зоной проведения находится:

а) зона деления;     б) зона всасывания;     в) зона корня;       г) корневой чехлик;

  1. Какие растения имеют корневые шишки:

а) георгины;                б) картофель;              в) морковь;            г) свекла;

  1. Ростовая часть побега или конус нарастания находится:

а) на верхушках побегов;                            б) на верхушке зачаточного стебля;

в) в пазухах листьев;                                    г) в зачаточных почках;

  1. Какое расположение листьев имеет клен:

а) очередное;            б) супротивное;            в) мутовчатое;               г) простое;

  1. Какие растения имеют простую листовую пластинку:

а) сирень;                  б) клевер;                     в) шиповник;                 г) малина;

  1. Какой тканью окружены проводящие пучки:

      а) образовательной            б) проводящей;       в) основной;     г) механической

 

 



Предварительный просмотр:

Сценарий выступления экологической агитбригады

  1. Когда-то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую.

Дал ей форму шара большого,

И посадил там деревья, цветы,

Травы невиданной красоты.

  1. Много животных там стало водиться:

Змеи, слоны, черепахи и птицы.

Вот вам подарок, люди, владейте,

Землю вспашите, хлебом засейте.

Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню.

Тревожная музыка

  1. Взгляни на глобус – шар земной,

Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

  1. На планете нашей голубой

Есть то место, где живем с тобой,

Родина моя – Улан-Удэ,

Будем все беречь тебя!

  1. Загрязнение города пагубным образом сказывается на здоровье людей,

поэтому мы бьем тревогу. Отмечается рост инфекционных заболеваний, из-за роста численности грызунов и вредных насекомых, постоянных спутников грязи.

Психологи доказали, что мусор, окружающий нас, приводит к депрессиям или немотивированным  взрывам агрессивности, вплоть до роста преступности.

  1. По данным опроса – чисто ли в подъезде вашего дома? Из 672 учеников 1-10 классов 17% дали положительный ответ, 83% - отрицательный ответ.

Появляется мусор:

  1. Уважаемые граждане! Люди! Все, что Вы говорите, справедливо и правильно. Но моя ли в этом вина? Это Вы оставляете километры никем не убираемой земли, кто-то из вас бросает мусор в подъездах, сплевывает шелуху от семечек. Если Вы будете правильно обращаться со мной, то я не буду мешать вам жить. Если Вы верите моим словам, то я легко докажу Вам свою правоту.

Входят другие:

  1. Представьте, что Вы живете в красивом городе, рядом растут леса, богатые зверьем, текут  реки, полные рыбы. Но вот кто-то неосторожно бросил спичку в лесу и он долго горел.
  2. Произошло сокращение места обитания для всего живого (убираем круг). Фабрики и заводы сбрасывают отходы в реку, в лес (сокращается круг).
  3.  Город продолжает расти, наступая на лес и отдавая под вырубку многие километры, под строительство многоэтажек, увеличивается количество строительных свалок (убирается круг).
  4.  Смотрите, вы уже начали бороться за место под солнцем, и вот в наших лесах и реках зверья и рыбы все меньше, а свалок и отходов все больше!
  5.  Необходимо проделать большую работу всем от мала до велика, чтобы город засиял чистотой (плакаты).

Великий французский писатель Антуан де-Сент Экзюпери в книге «Маленький принц» призывает нас: «Встать, умыться и привести в порядок свою планету».

Чистота в городе, в доме – чистота в душе.

Мы предлагаем – наш проект (плакат).



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г.Улан-Удэ

МАОУ СОШ №19

Конкурс методических разработок

«Экологический урок на тему «100 лет сохраняя природу – Байкальская колыбель заповедной системы»

Методическая разработка урока

по теме «Вода – среда жизни»

курса экологии в 5 «г» классе.

(в структуре ФГОС ООО)

Разработка учителя бурятского языка

МАОУ СОШ №19 г.Улан-Удэ

Балдановой Валерии Цырендоржиевны

тел.:67-35-83

2017г.

      Предлагаю вашему вниманию разработку урока экологии в 5 классе по теме «Наша природа» в структуре ФГОС ООО.

Урок входит в состав раздела  «Группы живых организмов». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования  курса «Введение в биологию и экологию» для 5 класса.

Автор: учитель бурятского языка.

Тема урока: «Вода – живая природа».

Класс: 5 «г»

Место проведения: кабинет бурятского языка

Технологическая карта урока

Тема

Вода как среда жизни.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Дата

10.02.2017г.

Образовательные ресурсы

УМК

Презентация «Вода - среда жизни»

Цель

Формирование новых умений и знаний о средах жизни и их обитателях, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Задачи

Обучающие: сформировать представление о водной среде обитания, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии живых организмов.  С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.

Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления.

Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности.

Формы и методы обучения

Методы: словесный, наглядный, проблемный

Формы: индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах

Основные понятия и термины

Плотность воды, давление воды

Планируемые результаты

Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: 

1. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

2. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

3. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий водной среды обитания; распознавать по рисункам учебника  черты приспособленности живых организмов к водной среде жизни, описывать их; приводить примеры обитателей водной среды жизни.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Промежуточный контроль

  1. Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку. По ходу урока использует презентацию

Слушают, настраиваются к учебной работе.

Регулятивные: принимают учебную задачу

  1. Актуализация  знаний

Организует работу в парах:

А сейчас поработаем в парах. Перед вами лежат карточки с названиями живых организмов. Подумайте, почему эти организмы оказались в одной группе.

АИСТ, ТИГР, СТРЕКОЗА, ЗМЕЯ 🡪 окружает воздух

КИТ, КАРАСЬ, ПИЯВКА, ВОДОРОСЛИ 🡪 окружает вода (живут в воде)

КРОТ, КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА ЖУКА, ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ 🡪 живут в почве (окружает почва)

С какой средой обитания мы познакомились на прошлых уроках?

Давайте вспомним о ней.

Проводит биологический диктант (см.ниже)

О какой мы еще не говорили?

 Какова тема нашего урока?

Постановка проблемного вопроса: Эпиграфом к уроку я выбрала высказывание знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери

« Вода! … Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь» А каким произведением знаменит данный писатель?  («Маленький принц»).

Как  вы думаете, какой смысл вложил писатель в эти строки?

Молодцы, а окончательно ответить на этот вопрос мы сможем в конце урока.

Обсуждение, выделение признаков, ответы.

Отвечают на вопрос

Пишут биологический диктант с последующей взаимомпроверкой.

Учащиеся выдвигают предположения и называют тему урока.

Запись темы урока.

Формулируют цели и задачи урока

Выдвигают предположения

Личностные: применяют правила сотрудничества, сравнивают разные высказывания; проявляют интерес к новому учебному материалу.

Познавательные:  воспроизводят по памяти информацию; формулируют ответы на вопросы учителя; самостоятельно формулируют цели.

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Ответы учащихся

Работа в тетрадях.

Устные ответы

  1. Изучение нового материала

Водная среда обитания

На время нашего занятия я предлагаю вам стать учеными  исследователями –гидробиологами.  Кто знает чем занимаются эти ученые? (изучением организмов, живущих в воде).

Вы  будете работать в трех лабораториях.

Лаборатория № 1 «Экологи» -  Ваша задача выделить особенности водной среды, к которой необходимо приспособиться живым организмам.

 Лаборатория № 2 «Ботаники» - Ваша задача  выявить особенности строения растений, обитающих в водной среде.

Лаборатория № 3 «Зоологи» - Ваша задача выявить особенности строения животных, обитающих в водной среде.

Проводит физкультминутку

для улучшения мозгового кровообращения (см.ниже)

Работают по группам в теском учебника: читают текст, анализируют его, составляют план.

Выполняют упражнения

Познавательные: ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

Личностные: мотивируют свои действия

Регулятивные: планируют работу при  решении учебной задачи,  

Письменная работа в тетрадях

  1. Закрепление знаний

Повторяет слова эпиграфа к уроку и формулирует вопрос: «Так почему же вода не просто необходима для жизни, а и есть жизнь?»

ВЫВОД:

Вода как среда жизни организма является самой древней на нашей планете.  В ней  с течением времени мало изменились условия обитания, поэтому сохранились «живые ископаемые».            

А также  по мнению многих ученых сама жизнь (примитивные живые организмы) зародилась  в воде. Об этом вы подробнее узнаете в старших классах.

Отвечают на проблемный вопрос

Личностные: Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования

Познавательные:  высказывание в устной форме по проблемному вопросу.

Коммуникативные: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты

Устные ответы

  1. Итоги урока. Рефлексия

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

Определяют эмоциональное состояние на уроке

Личностные: определяют границы собственного знания и незнания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Оценивание учащихся за работу на уроке

  1. Домашнее задание

Конкретизирует задания, выполняемые учащимися дома:

§ 2.8-2.9 2.10.

Записывают домашнее задание

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счёт «два» - локти подаются вперед. На счёт «три» - руки расслабленно опускаются вниз. На счёт «четыре» - принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4-6 раз.

Упражнение 2. Исходное положение - стойка ноги врозь, кисти в кулаках. На счёт «раз» - мах левой рукой назад, правой вверх. на счёт «два» - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются  рывками рук назад. Упражнение повторяется 6-8 раз в среднем темпе.

Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле. На счёт «раз» - отнести голову назад. На счёт «два» - голову наклонить вперёд, плечи на поднимать. Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе.

Биологический диктант

Закончите предложения:

  • наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания называется ….. (экология)
  • «дом» каждого живого организма называется …. (среда обитания, окружающая среда)
  • Среда обитания, в которой организм находится в окружении воздуха ….. (наземно-воздушная)
  • По отношению к свету растения наземно-воздушной среды обитания бывают ….. (светолюбивые и теневыносливые)
  • По отношению к свету животные бывают …. (дневные и ночные)
  • Оболочка Земли, заселенная живыми организмами …. (биосфера)

Литература к уроку:

  1. Сухова Т. С., Строганов В. И. Природа. Введение в биологию и экологию, М.: - «Вентана-Граф», 2009 -245с.
  2. Т.С.Сухова, В.И.Строганов. Методическое пособие. 5 класс. Вентана-Граф. 2008.
  3. Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.- АО «МДС», 1996.
  4. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил.

Литература для учащихся:

  1. Сухова Т. С., Строганов В. И. Природа. Введение в биологию и экологию, М.: - «Вентана-Граф», 2009 -245с.
  2. Сухова Т. С., Строганов В. И. Рабочая тетрадь №2 «Природа. Введение в биологию и экологию», М.: - «Вентана-Граф», 2009.
  3. Энциклопедический словарь юного биолога. Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
  4. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил.

Интернет-ресурсы:

Приложение.  Памятки поведения в природе.

Правила правильного поведения в природе

  • На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.
  • Заботливо относиться к деревьям и кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву.
  • Для костра собирают только сухостой.
  • Заботливо относиться к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!
  • Во время собирания ягод и плодов не повреждать деревья и кусты, не срывать недозрелых плодов и ягод. Брать от природы только то, что можно употреблять.
  • Собирать грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. Оставлять нижнюю часть ножки в земле.
  • Не сбивать несъедобные грибы, они нужны жителям леса: белочкам, ежикам, птичкам.  Даже мухоморы нужны деревьям, они питают корни деревьев.
  • Правильно собирать лекарственные растения, оставляя корни в земле.
  • Не загрязнять озер, речек, не бросать в них камни, мусор и остатки пищи. Не разрушать источников и колодцев.
  • Не делать надписей на деревьях.
  • Не рвать цветы в большие букеты.
  • Не разрушать муравейники, муравьи – санитары леса.

Помните – ВЫ пришли в гости к природе! Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку по экологии животных

Вашему вниманию предлагаются материалы к уроку по экологии животных в 7 классе на тему "Взаимоотношения животных и человека". Тут вы найдете краткий конспект урока и инструктивные карты для организаци...

Современные проблемы окружающей среды.Материалы для уроков немецкого языка по экологии..

Материлы в программе Word для работы по теме "Экология" в 7-11 классах: тесты,лексические упражнения, кроссворд. Есть тест в программе Power Point по теме "Экология"....

методические материалы для подготовки к урокам экологии и биологии

методические рекомендации к урокам экологии 6 класстехнологические карты уроков экологии 6 класс...

Методические материалы для проведения уроков по "Природе и экологии Красноярского края" в 6-8 классах

Данные материалы помогут в проведении занятий курса НРК по экологии, либо могут быть использованы как дополнительный материал по предмету биология....

Контрольно-измерительные материалы по экологии, по профессии Машинист дорожных и строительных машин

Контрольно-измерительные материалы для текущего и промежуточного контроля по дисциплине Экология...