Материалы по экологии
методическая разработка по экологии (5 класс)
Методические разработки для учащихся по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test.docx | 16.83 КБ |
stsenariy_vystupleniya_ekologicheskoy_agitbrigady.docx | 16.97 КБ |
urok_po_ekologii.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест
- Какие из перечисленных растений размножаются семенами:
а) мхи; б) папоротники; в)хвойные; г) хвощи
- Какие из перечисленных растений размножаются спорами:
а) сосна; б) плауны; в) ель; г) кипарис
- К главным вегетативным органам растения относятся:
а) стебель и листья; б) почки и листья; в) стебель и корень; г) корень и побег;
- К экологическим факторам среды относятся:
а) биотические; б) абиотические; в) антропогенные г) все перечисленное
- Наука, изучающая отношения живых организмов между собой и с окружающей средой, называется:
а) биологией; б) экологией в) ботаникой г) энтомологией
- Какой из органоидов растительной клетки имеет клеточный сок:
а) вакуоли; б) ядро; в) пластиды; г) цитоплазма;
- Процесс образования веществ и их расщепления в клетке:
а) питание б) деление в) обмен веществ г) дыхание
- Клетки какой ткани обеспечивают рост растения в длину и толщину:
а) проводящей; б) образовательной; в) основной г) механической
- След от места прикрепления семени к стенки плода, называется:
а) рубчик; б) семявход; в) кожуха; г) зародыш;
- У каких растений питательные вещества представлены эндоспермом:
а) фасоль; б) яблоня; в) перец; г) тыква;
- Цветовые растения, имеющие зародыш семени с двумя семядолями, называют:
а) однодольными; б) двудомными; в) двудольными г) однодомными
12. К теплолюбивым растениям относятся:
а) перец; б) лен; в) редис; г) тыква;
- Прорастание семени начинается:
а) с разрыва кожуры; б) разбухания семени;
в) поглощения воды; г) поглощения питательных веществ;
- Корни, развивающиеся на стеблевой части побега, называются:
а) придаточными; б) боковыми; в) главным; г) корневые волоски;
- Между зоной растяжения и зоной проведения находится:
а) зона деления; б) зона всасывания; в) зона корня; г) корневой чехлик;
- Какие растения имеют корневые шишки:
а) георгины; б) картофель; в) морковь; г) свекла;
- Ростовая часть побега или конус нарастания находится:
а) на верхушках побегов; б) на верхушке зачаточного стебля;
в) в пазухах листьев; г) в зачаточных почках;
- Какое расположение листьев имеет клен:
а) очередное; б) супротивное; в) мутовчатое; г) простое;
- Какие растения имеют простую листовую пластинку:
а) сирень; б) клевер; в) шиповник; г) малина;
- Какой тканью окружены проводящие пучки:
а) образовательной б) проводящей; в) основной; г) механической
Предварительный просмотр:
Сценарий выступления экологической агитбригады
- Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого,
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
- Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте,
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню.
Тревожная музыка
- Взгляни на глобус – шар земной,
Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
- На планете нашей голубой
Есть то место, где живем с тобой,
Родина моя – Улан-Удэ,
Будем все беречь тебя!
- Загрязнение города пагубным образом сказывается на здоровье людей,
поэтому мы бьем тревогу. Отмечается рост инфекционных заболеваний, из-за роста численности грызунов и вредных насекомых, постоянных спутников грязи.
Психологи доказали, что мусор, окружающий нас, приводит к депрессиям или немотивированным взрывам агрессивности, вплоть до роста преступности.
- По данным опроса – чисто ли в подъезде вашего дома? Из 672 учеников 1-10 классов 17% дали положительный ответ, 83% - отрицательный ответ.
Появляется мусор:
- Уважаемые граждане! Люди! Все, что Вы говорите, справедливо и правильно. Но моя ли в этом вина? Это Вы оставляете километры никем не убираемой земли, кто-то из вас бросает мусор в подъездах, сплевывает шелуху от семечек. Если Вы будете правильно обращаться со мной, то я не буду мешать вам жить. Если Вы верите моим словам, то я легко докажу Вам свою правоту.
Входят другие:
- Представьте, что Вы живете в красивом городе, рядом растут леса, богатые зверьем, текут реки, полные рыбы. Но вот кто-то неосторожно бросил спичку в лесу и он долго горел.
- Произошло сокращение места обитания для всего живого (убираем круг). Фабрики и заводы сбрасывают отходы в реку, в лес (сокращается круг).
- Город продолжает расти, наступая на лес и отдавая под вырубку многие километры, под строительство многоэтажек, увеличивается количество строительных свалок (убирается круг).
- Смотрите, вы уже начали бороться за место под солнцем, и вот в наших лесах и реках зверья и рыбы все меньше, а свалок и отходов все больше!
- Необходимо проделать большую работу всем от мала до велика, чтобы город засиял чистотой (плакаты).
Великий французский писатель Антуан де-Сент Экзюпери в книге «Маленький принц» призывает нас: «Встать, умыться и привести в порядок свою планету».
Чистота в городе, в доме – чистота в душе.
Мы предлагаем – наш проект (плакат).
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г.Улан-Удэ
МАОУ СОШ №19
Конкурс методических разработок
«Экологический урок на тему «100 лет сохраняя природу – Байкальская колыбель заповедной системы»
Методическая разработка урока
по теме «Вода – среда жизни»
курса экологии в 5 «г» классе.
(в структуре ФГОС ООО)
Разработка учителя бурятского языка
МАОУ СОШ №19 г.Улан-Удэ
Балдановой Валерии Цырендоржиевны
тел.:67-35-83
2017г.
Предлагаю вашему вниманию разработку урока экологии в 5 классе по теме «Наша природа» в структуре ФГОС ООО.
Урок входит в состав раздела «Группы живых организмов». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования курса «Введение в биологию и экологию» для 5 класса.
Автор: учитель бурятского языка.
Тема урока: «Вода – живая природа».
Класс: 5 «г»
Место проведения: кабинет бурятского языка
Технологическая карта урока
Тема | Вода как среда жизни. |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Дата | 10.02.2017г. |
Образовательные ресурсы | УМК Презентация «Вода - среда жизни» |
Цель | Формирование новых умений и знаний о средах жизни и их обитателях, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации |
Задачи | Обучающие: сформировать представление о водной среде обитания, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии живых организмов. С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности. Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся. Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления. Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности. |
Формы и методы обучения | Методы: словесный, наглядный, проблемный Формы: индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах |
Основные понятия и термины | Плотность воды, давление воды |
Планируемые результаты | Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности. Метапредметные: 1. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 2. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. 3. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий водной среды обитания; распознавать по рисункам учебника черты приспособленности живых организмов к водной среде жизни, описывать их; приводить примеры обитателей водной среды жизни. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Промежуточный контроль | |||
| Проверяет готовность учащихся к уроку. По ходу урока использует презентацию | Слушают, настраиваются к учебной работе. | Регулятивные: принимают учебную задачу | ||||
| Организует работу в парах: А сейчас поработаем в парах. Перед вами лежат карточки с названиями живых организмов. Подумайте, почему эти организмы оказались в одной группе. АИСТ, ТИГР, СТРЕКОЗА, ЗМЕЯ 🡪 окружает воздух КИТ, КАРАСЬ, ПИЯВКА, ВОДОРОСЛИ 🡪 окружает вода (живут в воде) КРОТ, КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА ЖУКА, ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ 🡪 живут в почве (окружает почва) С какой средой обитания мы познакомились на прошлых уроках? Давайте вспомним о ней. Проводит биологический диктант (см.ниже) О какой мы еще не говорили? Какова тема нашего урока? Постановка проблемного вопроса: Эпиграфом к уроку я выбрала высказывание знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери « Вода! … Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь» А каким произведением знаменит данный писатель? («Маленький принц»). Как вы думаете, какой смысл вложил писатель в эти строки? Молодцы, а окончательно ответить на этот вопрос мы сможем в конце урока. | Обсуждение, выделение признаков, ответы. Отвечают на вопрос Пишут биологический диктант с последующей взаимомпроверкой. Учащиеся выдвигают предположения и называют тему урока. Запись темы урока. Формулируют цели и задачи урока Выдвигают предположения | Личностные: применяют правила сотрудничества, сравнивают разные высказывания; проявляют интерес к новому учебному материалу. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; формулируют ответы на вопросы учителя; самостоятельно формулируют цели. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | Ответы учащихся Работа в тетрадях. Устные ответы | |||
| Водная среда обитания На время нашего занятия я предлагаю вам стать учеными исследователями –гидробиологами. Кто знает чем занимаются эти ученые? (изучением организмов, живущих в воде). Вы будете работать в трех лабораториях. Лаборатория № 1 «Экологи» - Ваша задача выделить особенности водной среды, к которой необходимо приспособиться живым организмам. Лаборатория № 2 «Ботаники» - Ваша задача выявить особенности строения растений, обитающих в водной среде. Лаборатория № 3 «Зоологи» - Ваша задача выявить особенности строения животных, обитающих в водной среде. Проводит физкультминутку для улучшения мозгового кровообращения (см.ниже) | Работают по группам в теском учебника: читают текст, анализируют его, составляют план. Выполняют упражнения | Познавательные: ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении Личностные: мотивируют свои действия Регулятивные: планируют работу при решении учебной задачи, | Письменная работа в тетрадях | |||
| Повторяет слова эпиграфа к уроку и формулирует вопрос: «Так почему же вода не просто необходима для жизни, а и есть жизнь?» ВЫВОД: Вода как среда жизни организма является самой древней на нашей планете. В ней с течением времени мало изменились условия обитания, поэтому сохранились «живые ископаемые». А также по мнению многих ученых сама жизнь (примитивные живые организмы) зародилась в воде. Об этом вы подробнее узнаете в старших классах. | Отвечают на проблемный вопрос | Личностные: Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования Познавательные: высказывание в устной форме по проблемному вопросу. Коммуникативные: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты | Устные ответы | |||
| Выберите 1 фразу для соседа по парте: Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше. | Определяют эмоциональное состояние на уроке | Личностные: определяют границы собственного знания и незнания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки | Оценивание учащихся за работу на уроке | |||
| Конкретизирует задания, выполняемые учащимися дома: § 2.8-2.9 2.10. | Записывают домашнее задание |
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.
Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счёт «два» - локти подаются вперед. На счёт «три» - руки расслабленно опускаются вниз. На счёт «четыре» - принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4-6 раз.
Упражнение 2. Исходное положение - стойка ноги врозь, кисти в кулаках. На счёт «раз» - мах левой рукой назад, правой вверх. на счёт «два» - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками рук назад. Упражнение повторяется 6-8 раз в среднем темпе.
Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле. На счёт «раз» - отнести голову назад. На счёт «два» - голову наклонить вперёд, плечи на поднимать. Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе.
Биологический диктант
Закончите предложения:
- наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания называется ….. (экология)
- «дом» каждого живого организма называется …. (среда обитания, окружающая среда)
- Среда обитания, в которой организм находится в окружении воздуха ….. (наземно-воздушная)
- По отношению к свету растения наземно-воздушной среды обитания бывают ….. (светолюбивые и теневыносливые)
- По отношению к свету животные бывают …. (дневные и ночные)
- Оболочка Земли, заселенная живыми организмами …. (биосфера)
Литература к уроку:
- Сухова Т. С., Строганов В. И. Природа. Введение в биологию и экологию, М.: - «Вентана-Граф», 2009 -245с.
- Т.С.Сухова, В.И.Строганов. Методическое пособие. 5 класс. Вентана-Граф. 2008.
- Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.- АО «МДС», 1996.
- Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил.
Литература для учащихся:
- Сухова Т. С., Строганов В. И. Природа. Введение в биологию и экологию, М.: - «Вентана-Граф», 2009 -245с.
- Сухова Т. С., Строганов В. И. Рабочая тетрадь №2 «Природа. Введение в биологию и экологию», М.: - «Вентана-Граф», 2009.
- Энциклопедический словарь юного биолога. Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
- Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
Приложение. Памятки поведения в природе.
Правила правильного поведения в природе
- На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.
- Заботливо относиться к деревьям и кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву.
- Для костра собирают только сухостой.
- Заботливо относиться к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!
- Во время собирания ягод и плодов не повреждать деревья и кусты, не срывать недозрелых плодов и ягод. Брать от природы только то, что можно употреблять.
- Собирать грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. Оставлять нижнюю часть ножки в земле.
- Не сбивать несъедобные грибы, они нужны жителям леса: белочкам, ежикам, птичкам. Даже мухоморы нужны деревьям, они питают корни деревьев.
- Правильно собирать лекарственные растения, оставляя корни в земле.
- Не загрязнять озер, речек, не бросать в них камни, мусор и остатки пищи. Не разрушать источников и колодцев.
- Не делать надписей на деревьях.
- Не рвать цветы в большие букеты.
- Не разрушать муравейники, муравьи – санитары леса.
Помните – ВЫ пришли в гости к природе! Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку по экологии животных
Вашему вниманию предлагаются материалы к уроку по экологии животных в 7 классе на тему "Взаимоотношения животных и человека". Тут вы найдете краткий конспект урока и инструктивные карты для организаци...
Современные проблемы окружающей среды.Материалы для уроков немецкого языка по экологии..
Материлы в программе Word для работы по теме "Экология" в 7-11 классах: тесты,лексические упражнения, кроссворд. Есть тест в программе Power Point по теме "Экология"....
методические материалы для подготовки к урокам экологии и биологии
методические рекомендации к урокам экологии 6 класстехнологические карты уроков экологии 6 класс...
Методические материалы для проведения уроков по "Природе и экологии Красноярского края" в 6-8 классах
Данные материалы помогут в проведении занятий курса НРК по экологии, либо могут быть использованы как дополнительный материал по предмету биология....
Контрольно-измерительные материалы по экологии, по профессии Машинист дорожных и строительных машин
Контрольно-измерительные материалы для текущего и промежуточного контроля по дисциплине Экология...