Эссе "На страже природы!"
статья по экологии
Что натворили мы в двадцатом веке!
Что стало с экологией земли…
Леса сжигали, засоряли реки,
Мы и не делать этого могли!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
00006745-caaea513.docx | 896.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПГТ. ВОЙВОЖ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«МАСЛЕНИЦА, ПРИШЛА!»
АВТОР: ЦАРУК ЖАННА АЛЕКСАНДРОВНА
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ
МБОУ «СОШ» ПГТ. ВОЙВОЖ
Раздел программы: «Фольклор» по программе внеурочной деятельности по предмету «Музыка» «Голосок». 1 – 4 классы (Приложение 2.2)
Класс: 2.
Тема урока: «Масленица, пришла!»
Тип мероприятия: изучения нового материала.
Вид мероприятия: комбинированный.
Время проведения: третья неделя марта
Личностные универсальные учебные действия: развитие познавательных интересов через изучение традиций, обрядов русского и коми народов, готовность и способность к саморазвитию; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народным праздником «Масленица»
Регулятивные универсальные учебные действия: умение планировать работу и определять последовательность действий; оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки, адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности
Познавательные универсальные учебные действия: самостоятельно включаться в творческую деятельность, осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах
Коммуникативные универсальные учебные действия: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Цели мероприятия:
- познакомить детей с особенностями празднования русского народного праздника Масленица (через различные виды деятельности);
- создать школьникам радостное, праздничное настроение
Задачи:
- Расширять знания о фольклоре, обычаях и традициях
- Прививать любовь к народному творчеству
- Воспитывать любовь и уважение к народным традициям
- Прививать культуру, музыкально-эстетический вкус
Оборудование: мультимедийное оборудование(компьютер, проектор, экран, акустическая система, электронная презентация в программе Microsoft Powerpoint по теме «Масленица»., портрет композитора П.И. Чайковского, художника Б.Кустоедова
Музыкальный материал: музыкальное произведение «Февраль» из альбома «Времена года» П.И. Чайковского, репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», песня «Блины»
Методы:
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядный – мультимедийная презентация, демонстрационный
- практический – слушание, упражнения
- методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя
Приёмы:
- Использование художественного слова
- Использование различных видов деятельности на музыкальном занятии
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
У.: Здравствуйте, ребята, очень рада нашей с вами встрече
СЛАЙД 1
2. Постановка учебной задачи
У.: Посмотрите на экран
У.: Что вы видите? (картину)
У.: Как вы думаете, что изображено на этой картине? (люди катаются на лошадях, веселятся, как будто праздничная ярмарка)
У.: Совершенно верно, на этой картине изображено праздничное гулянье русского народа, головокружительный вихрь плясок, кулачных боев, катание на тройках, гора угощений, расставленных тут же среди снежных сугробов.
У.: Ребята, а может кто - нибудь из вас знает, какой художник написал эту картину? (ответов нет)
3. Открытие детьми нового знания.
СЛАЙД 3
У.: Написал эту картину один из самых известных русских художников Борис Кустодиев, который жил и творил на рубеже 18-20 вв. Бориса Кустодиева привлекала широта души русского народа, и эту рабу он посвятил самому веселому празднику, который приходится на последнюю неделю перед началом Великого поста.
У.: Как вы думаете о каком народном празднике идет речь? (Масленица)
У.: Ребята, а если бы вы были худодниками, то как бы вы назвали эту картину? – «Русский праздник», «Народные гулянья»
А художник Кустоедов назвал ее «Масленица»
У.: Как вы думаете что нового сегодня мы узнаем на уроке? ( о празднике масленица, об обрядах, закличках, играх)
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
У.: Праздник Масленицу люди отмечают в конце февраля в начале марта.
В этот день провожают зиму и встречают весну.
Обычай праздновать Масленицу берет начало с древнейших времен от обрядов славян – язычников.
Что принято печь в масленицу? (блины)
СЛАЙД 4
У.: Блин, круглый, поджаренный, снятый «с пылу», напоминал солнце. Он и был символом набиравшего яркость и жар весеннего солнца.
В старину, да и в наши дни масленицу называли: объедуха, широкая, честная, веселая, семикова племяница, сырная неделя
У.: - А как вы понимаете выражение «Сырная неделя? (длилась всю неделю)
У.: Правильно, длиться масленичная неделя – 7 дней и у каждого дня есть своё название:
СЛАЙД 5
Понедельник - встреча
У.: В этот день встречали Масленицу. Наряжали куклу – чучело.
Масленицу делали из соломы и наряжали в женскую одежду. Куклу устанавливали в сани, до пятницы она стояла на самой высокой горе. С утра дети и молодежь выходили на улицу и начинали строить снежные горы, лепили снежных баб.
СЛАЙД 6
Вторник – заигрыши
С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Катания на тройках назывались «съездки», так как в них принимали
участие жители всех окрестных деревень. К праздничному катанию тщательно готовились: лошадей мыли, расчёсывали им хвосты и гривы. Лихие парни, стараясь показать перед девушками свою удаль, управляли бегущими лошадьми стоя, прыгали в сани на ходу, играли на гармошках, свистели и кричали.
СЛАЙД 7
Среда – лакомка
В этот день зять приходил «к тёще на блины». Теща в этот день приглашала и других гостей. В этот день блины были особенно вкусны
СЛАЙД 8
Четверг – разгул
Самый веселый день масленичной недели. В этот день на колесе возят чучело, веселятся, поют, ходят по дворам с бубнами, распевают колядки. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, кулачными боями.
СЛАЙД 9
Пятница – тёщина вечеринка
Зятья приглашали своих тещ, угощали вкусными, золотистыми блинами
СЛАЙД 10
Суббота – золовкины посиделки
Невестка дарила золовкам подарки
СЛАЙД 11
Воскресенье – прощёный день.
Люди разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.
В костер бросали старые ненужные вещи. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю».
У.: Ребята, а как вы думаете почему круглая форма и золотистый цвет блинов считались символом солнца. ( потому что его ждали после долгой зимы с нетерпением)
В старину дети ходили из избы к избе, поздравляли с праздником хозяев и просили блины и мы с вами тоже выучим текст такой заклички.
СЛАЙД 12. Закличка
Разучивание:
Тинка – тинка! Подай блинка, Оладышка – прибавышка. Тётушка, не скупися, Масленым кусочком поделися!
4. Самостоятельная работа.
У.: Ребята, я предлагаю задание. Каждой группе я дам карточку, на которой написаны слова. Вам нужно их собрать и получиться новая закличка
1. Как на масленой неделе из печи блины летели!
2. А мы Масленицу повстречали, сыром гору поливали
3. Эй, веселей! Собирайся народ! Нынче масленица в гости идёт!
У.: Давайте проверим ваши выполненные задания и сравним их с эталоном, который мы увидим на экране
СЛАЙД 13
У.: Молодцы, ребята, все группы справились с заданием правильно.
5.Игра
У.: И не только, в этот день еще проводились народные игры
Игра «Бубенцы» (дети игры Масленица)
Это старая русская игра, она отлично подойдет для праздника Масленицы.
Игpающие встают в кpуг. Hа сеpедину выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, а дpугому завязывают глаза.
Все остальные поют или говорят:
«Тpынцы-бpынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!»
После этих слов «жмуpка» должен по звуку бубенца догадаться и поймать увеpтывающегося от него участника с бубенцом. Когда участник с бубенцом пойман, он становится «жмуркой», а предыдущий «жмурка» превращается в обычного игрока.
Игра-развлечение «Ручеек» (под музыку)
6.Слушание
У.: Ребята, сейчас для вас прозвучит музыкальное произведение, прослушав которое, вы должны охарактеризовать его с помощью средств музыкальной выразительности и вписать в таблицу
СЛАЙД 14
Характер произведение | |
Динамика | |
регистр | |
Тепм | |
исполнитель |
У.: Сегодня вы послушали произведение «Февраль» из альбома «Времена года» П.И. Чайковского
СЛАЙД 15
У.: Ребята, созвучна ли произведение «Февраль» Чайковского картине Б. Кустодиева «Масленица» (ответы детей)
У.: А как же называется последний день Масленицы? (Прощенное воскресенье)
У.: Что делали в этот день? (просили прощенье, сжигали чучело)
7.Исполнение песни
У.: На масленицу не только танцевали, играли, катались с гор, соревновались, но и пели. И мы с вами сейчас тоже споем песню
У.: Кто из вас догадался как она называется?
СЛАЙД 16
Песня «Блины» - исполнение
У.: Молодцы ребята, веселое мероприятие у нас сегодня получилось.
У.: А сейчас мы с вами попробуем отгадать загадки, тем самым проверим свои знания.
8. Обобщение
СЛАЙД 17 (обобщение)
Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины - Едем к… !
Масленица- объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … !
И с икрой , и со сметаной
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… !
В масленичное воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: … !
9. Рефлексия
СЛАЙД 18.
У.: Ребята, как прошло наше занятие?
У.: Все ли вам понравилось?
У.: Кому было интересно на уроке? – Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали. – Что понравилось делать?
У.: Ребята, как тепло и весело стало на нашем мероприятии от ваших ответов. И у меня сегодня для вас есть подарок. Вкусные, да румяные……Блины. Я приглашаю вас на чаепитие.
СЛАЙД 19
Литература:
Материалы из интернета:
http://fb.ru/article/174818/kartina kustodieva-maslenitsa-opisanie
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Закон на страже природы"
Презентация по теме "Закон на страже природы" по обществознанию для учащихся 7 класса (программа Л.Н.Боголюбова)...
Конспект урока "Закон на страже природы"
Цель: воспитание чувства ответственности за охрану окружающей среды, включая и понимание общественной значимости (слайд 2).Задачи урока (слайд 3)Образовательные: - способствовать формированию знаний о...
Закон на страже природы
Методическую разработку можно использовать на уроке обществознания в 7 классе....
Закон на страже природы
в Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории...
Закон на страже природы
в Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории...
Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)
Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...
практико-ориентированный проект "Математика и экология на страже природы"
Экология - наука о взаимосвяз человека и природы. К сожелению , человек не всегда правильно и заботливо относится к природе....