Конспект урока "Закон на страже природы"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Цель: воспитание чувства ответственности за охрану окружающей среды, включая и понимание общественной значимости (слайд 2).
Задачи урока (слайд 3)
Образовательные:
- способствовать формированию знаний о природной среде и правилах взаимоотношений с ней;
- планируется, что что к окончанию урока ученики научаться называть основные нормативно-правовые акты, направленные на охрану природы;
- организовать деятельность учащихся по изучению начальному закреплению правил природопользования;
Развивающие: совершенствование умения выделять главную мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их; совершенствование умения работать в группе, участвовать в дискуссии, давать оценку и высказывать суждения по изученной теме.
Воспитательные: способствовать развитию экологического сознания учащихся.
Форма урока: урок нового знания.
Тип урока: комбинированный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Закон на страже природы | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 3.
Тема: «Закон на страже природы».
Методическое обеспечение урока
№ | Наименование современных образовательных технологий, применяемых в УВП | Этапы урока/занятия (мероприятия) на которых применяется технология |
1 | Интерактивная информационная технология. Применение интерактивных информационных технологий на уроках географии способствует развитию пространственно-образного мышления учащихся. | На всех этапах урока |
2 | Разноуровневое обучение. Дает учителю возможность помогать слабым, уделять внимание сильным, реализует желание сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. | На этапе постановки домашнего задания. |
3 | Технология групповой деятельности. Групповая деятельность – это коммуникативная деятельность, способствующая развитию навыков сотрудничества, коммуникации, навыка разрешения проблем. | На этапе усвоения новых знаний и способов действия |
Цель: воспитание чувства ответственности за охрану окружающей среды, включая и понимание общественной значимости (слайд 2).
Задачи урока (слайд 3)
Образовательные:
- способствовать формированию знаний о природной среде и правилах взаимоотношений с ней;
- планируется, что что к окончанию урока ученики научаться называть основные нормативно-правовые акты, направленные на охрану природы;
- организовать деятельность учащихся по изучению начальному закреплению правил природопользования;
Развивающие: совершенствование умения выделять главную мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их; совершенствование умения работать в группе, участвовать в дискуссии, давать оценку и высказывать суждения по изученной теме.
Воспитательные: способствовать развитию экологического сознания учащихся.
Форма урока: урок нового знания.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: наглядный, словесный, практический.
Формы организации деятельности учащихся:
• индивидуальная;
• фронтальная;
• групповая.
Межпредметные связи: история, биология, география, литература, ОБЖ.
Оборудование: мультимедийный комплект: компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация по теме «Закон на страже природы» на электронном носителе (приложение 4.1.), учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, раздаточный материал, сообщение о Большехехцирском государственном заповеднике (приложение 4).
План урока:
- Природа условия и хозяйство человека.
- Природа нуждается в охране.
- Правила, защищающая природу.
- Что может гражданин сделать для охраны природы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация – 3 мин. Актуализация знаний – 3 мин. Прежде чем начать говорить непосредственно об охране природы, вспомним Великое экологическое правило. Предлагаю вам обсудить вопрос рубрики «Вспомним»: каковы обязанности граждан России?
На примере такого ресурса, как земля, показываю зависимость жизни людей от её рационального использования (приложение 1). Каковы последствия воздействия природно-климатического фактора на жизнь народов страны? Работа в группах: сравните географическое положение, природные условия, Восточной Европы и Греции. Покажите, как природа повлияла на жизнь древних греков и населения Руси (слайды 5-9).
Что означает слово «Охранять». Подберите синонимы 1-3 к слову. Составьте кластер (слайд 10). Охрана природы означает (слайд 11). Что должно быть взято под охрану? Работа с карточками по группам (слайд 12). Работая с текстом на стр. 141, выпишите в тетрадь, кто занимается охраной природы в России. Государство на охране природы. Государство издаёт законы – правила поведения. Основной закон – Конституция (слайд 13). Закон 2001 года «Об охране окружающей среды». О какой обязанности идёт речь? За нарушение этих правил государство наказывает виновников штрафами или может лишить свободы на срок до 8 лет. Рассмотрите рисунки на стр. 142 (слайд 14). Какой вред каждая ситуация наносит условиям жизни людей? Какую угрозу здоровью людей она несет?
Работа с учебником. Выпишите в тетрадь правила, защищающие природу (слайд 15). Наиболее сильные лесные пожары произошли в России в 2010 году (слайд 16). Какую ответственность предусматривает закон для предприятий, организаций и отдельных граждан, причинивших вред окружающей среде? Рассмотрите рисунки на стр. 146. Сформулируйте правила, за нарушение которых следует наказание (слайд 17). Для защиты природы государство организует заповедники и другие охраняемые государством территории (слайд 19-20). Рассмотрите карту заповедников России стр. 144-145. Есть ли в Хабаровском крае государственные заповедники и национальные парки? Назовите их. Послушайте сообщение о Большехехцирском государственном заповеднике (приложение 2). Посмотрите природные объекты Хабаровского края, вошедшие в семь чудес нашего региона (слайды 21-25). Прочтите материал рубрики «Жил на свете человек» (слайд 26). Подумайте, в чем значение деятельности В.В. Докучаева. Можно ли сказать, что он жил заботой о России?
Закон говорит о том, что охраной природы могут и должны заниматься не только государственные и местные органы власти, предприятия и организации, но и отдельные граждане, т.е. мы с вами. Что можешь сделать ты для защиты природы? Прочтите текст стр. 148. Ответьте на вопрос. IV.Рефлексивно-оценочный этап – 7 мин. Литературное слово (приложение 3, слайд 28). Прочтите стихотворение Юлии Друниной «Когда Земля защиты попросила». Кого имеет ввиду автор в словах «Иль Родина иным не дорога»? О какой «лавине равнодушия идет речь? Приведите строки, в которых автор оценивает позицию героя стихотворения как патриотическую? Решите кроссворд (приложение 4, слайд 30).
- параграф 17. - пользуясь дополнительными источниками информации, подготовьте сообщение о международных соглашениях, направленных на защиту окружающей среды. - подготовьте презентацию о деятельности Green Peace. | Формулируют правило. Называют основные обязанности граждан. Называют последствия: - социальные; - государственно-политические; - экономические. Проводят сравнение, делают вывод влияния природы на жизнь разных народов. Подбирают синонимы. Составляют кластер. Работают в группах по карточкам и отвечают на вопросы к ним. Работают с учебником, выписывают в тетрадь, кто занимается охраной природы. Работают с текстом Конституции РФ ст. 42 и ст.58. Работа с текстом слайда 13. Рассматривают рисунки. Дают ответы на вопросы. Работают с учебником стр. 143. Выписывают правила в тетрадь. Отвечают: возместить нанесенный ущерб. Рассматривают рисунки. Формулируют правила. Рассматривают карту. Называют охраняемые территории Хабаровского края. С лушают сообщение. Читают текст. Отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником. Записывают ответ. \ Обдумывают ответы. Отвечают на вопросы. Решают кроссворд Записывают домашнее задание. |
Приложение 1. Сравнительная характеристика агроклиматических условий Европейской России и Западной Европы.
При наличии плодородных земель Россия не имеет соль благоприятных климатических условий как западная Европа. На западе Европы среднегодовое количество осадков составляет от 500 до 1000 мм, а в Центральном Нечерноземье России их количество от 550 до 730 мм, в Южном Поволжье – 350-400 мм. Лето у нас то холодно-дождливое, то жаркое и засушливое, что вызывает неурожаи. Одной из многих проблем является орошение земель, без чего урожайность низка, а в засушливые годы возникает угроза голода.
Приложение 2.
Большехехцирский государственный заповедник.
Большехехци́рский госуда́рственный приро́дный запове́дник (Хабаровский край, Россия) учреждён 3 октября 1963 года. Площадь в настоящее время — 45 439 гектаров. Площадь охранной зоны — 12 000 гектаров. Лесистость территории заповедника составляет около 90 %.
Заповедник расположен в Хабаровском районе Хабаровского края, в 15-20 км южнее Хабаровска, в пределах хребта Большой Хехци́р. Западная граница охраняемой территории проходит по берегу Уссури, рядом с государственной границей России; юго-западная и южная — по руслу реки Чирки, притока Уссури; восточная и северо-восточная обходят освоенные земли, протянувшиеся вдоль железной дороги и примыкающие к пригородам Хабаровска.
Администрация заповедника расположена в селе Бычиха Хабаровского района.
На территории заповедника произрастают 1 020 видов сосудистых растений, 218 видов мхов, 148 — лишайников и 824 видов грибов. Здесь встречается 6 видов амфибий, 8 — рептилий, 240 — птиц, 45 — рыб и 53 млекопитающих. Подробно исследованы паукообразные, из них пауков найдено около 320 видов, а клещей (панцирные, гамазовые, иксодовые) — около 200 видов. Из насекомых, которых в заповеднике собрано и определено около 3500 видов, хорошо изучены чешуекрылые или бабочки; их в заповеднике выявлено более 2200 видов (данные на февраль 2015 года). Среди насекомых (данные на конец 2012 года) зарегистрировано: жесткокрылых (жуков) — около 450 видов, двукрылых — более 200 видов, перепончатокрылых — около 150 видов, клопов — около 130 видов, равнокрылых — около 110 видов.
До начала 90-х годов прошлого столетия заходы тигров на Большой Хехцир были эпизодичны и кратковременны. С июля 1992 г. здесь поселилась семейная пара. Самец был вынужденно отстрелян в пос. Корфовский в феврале 2000 г. Самка «Трехпалая» за время нахождения в заповеднике (до июля 2007 г.) размножалась трижды (2, 1 и 3 тигренка). Самка амурского тигра жила в заповеднике до 2007 года.
На территории заповедника произрастают 1 020 видов сосудистых растений, 218 видов мхов, 148 — лишайников и 824 видов грибов. Здесь встречается 6 видов амфибий, 8 — рептилий, 240 — птиц, 45 — рыб и 53 млекопитающих. Подробно исследованы паукообразные, из них пауков найдено около 320 видов, а клещей (панцирные, гамазовые, иксодовые) — около 200 видов. Из насекомых, которых в заповеднике собрано и определено около 3500 видов, хорошо изучены чешуекрылые или бабочки; их в заповеднике выявлено более 2200 видов (данные на февраль 2015 года). Среди насекомых (данные на конец 2012 года) зарегистрировано: жесткокрылых (жуков) — около 450 видов, двукрылых — более 200 видов, перепончатокрылых — около 150 видов, клопов — около 130 видов, равнокрылых — около 110 видов.
Проводятся экскурсии в Музее природы заповедника, есть экологические маршруты в специально отведенной для этого зоне.
Сайт Большехехцирского заповедника - www.bhz.khv.ru
Приложение 3
Когда земля защиты попросила
И вышел на трибуну как – то боком
С немодною бородкой человек,
Поправил микрофон, потом заокал –
Как спринтер, прямо с места взял разбег.
Его вполуха слушали вначале.
Но с первых слов понятно стало мне,
Что людям нес он не свои печали –
Его душа болела о стране…
Опять стада бульдозеров покорных
Рванутся в деревеньки на таран…
Морей нам, что ли, мало рукотворных,
Что превратились в лягушачий стан?
Зачем, кому такое было надо?
Иль Родина иным не дорога?..
Укором всем – затопленные грады,
В болота превращенные луга.
Нет зарослей веселых, камышовых:
Они, поильцы рек, осушены.
Теперь там свалки, целлофана шорох –
Пейзаж луны, захламленной луны…
Природа! Ты отплатишь нам жестоко,
Не постоишь ни за какой ценой…
Ушел с трибуны человек, что окал,
Как весь мой Север окает родной…
Мы все болеем родиной – Россией,
С нее влюбленных не спускаем глаз.
Когда Земля защиты попросила,
Забыли, что уволены в запас,
Фронтовики – святой эпохи дети,
Им, все познавшим, с теми по пути,
Кто хочет от грядущего столетья
Лавину равнодушья отвести.
Приложение 4.
Кроссворд.
По вертикали: нормативно-правовой акт, обладающий высшей силой.
По горизонтали:
1) состояние природы, близкое к экологической катастрофе.
2) мероприятия по защите чего-либо, в том числе и природы;
3) русский ученый почвовед;
4) естественная среда обитания человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Закон на страже природы"
Презентация по теме "Закон на страже природы" по обществознанию для учащихся 7 класса (программа Л.Н.Боголюбова)...
Закон на страже природы
Методическую разработку можно использовать на уроке обществознания в 7 классе....
Закон на страже природы
в Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории...
Закон на страже природы
в Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории...
Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)
Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....
Конспект урока Закон стоит на страже природы
Закон стоит на страже природы...