Конспект урока "Закон на страже природы"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Цель: воспитание чувства ответственности за охрану окружающей среды, включая и понимание общественной значимости (слайд 2).

Задачи урока (слайд 3)

Образовательные:

- способствовать формированию знаний о природной среде и правилах взаимоотношений с ней;

- планируется, что что к окончанию урока ученики научаться называть основные нормативно-правовые акты, направленные на охрану природы;

- организовать деятельность учащихся по изучению начальному закреплению правил природопользования;

Развивающие: совершенствование умения выделять главную мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их; совершенствование умения работать в группе, участвовать в дискуссии, давать оценку и высказывать суждения по изученной теме.

Воспитательные: способствовать развитию экологического сознания учащихся.

Форма урока: урок нового знания.

Тип урока: комбинированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Закон на страже природы63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 3.

Тема: «Закон на страже природы».

                                              Методическое обеспечение урока

 №

Наименование современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия) на которых применяется технология

   1

Интерактивная информационная технология. Применение интерактивных информационных технологий на уроках географии способствует развитию пространственно-образного мышления учащихся.

На всех этапах урока

   2

Разноуровневое обучение. Дает учителю возможность помогать слабым, уделять внимание сильным, реализует желание сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

На этапе постановки домашнего задания.

   3

Технология групповой деятельности. Групповая деятельность – это коммуникативная деятельность, способствующая развитию навыков сотрудничества, коммуникации, навыка разрешения проблем.

На этапе усвоения новых знаний и способов действия

Цель: воспитание чувства ответственности за охрану окружающей среды, включая и понимание общественной значимости (слайд 2).

Задачи урока (слайд 3)        

Образовательные:

- способствовать формированию знаний о природной среде и правилах взаимоотношений с ней;

- планируется, что что к окончанию урока ученики научаться называть основные нормативно-правовые акты, направленные на охрану природы;

- организовать деятельность учащихся по изучению начальному закреплению правил природопользования;

Развивающие: совершенствование умения выделять главную мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их; совершенствование умения работать в группе, участвовать в дискуссии, давать оценку и высказывать суждения по изученной теме.

Воспитательные: способствовать развитию экологического сознания учащихся.

Форма урока: урок нового знания.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: наглядный, словесный, практический.

Формы организации деятельности учащихся:

•        индивидуальная;

•        фронтальная;

•        групповая.

Межпредметные связи: история, биология, география, литература, ОБЖ.

Оборудование: мультимедийный комплект: компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация по теме «Закон на страже природы» на электронном носителе (приложение 4.1.), учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, раздаточный материал, сообщение о Большехехцирском государственном заповеднике (приложение 4).

                                                             План урока:

  1. Природа условия и хозяйство человека.
  2. Природа нуждается в охране.
  3. Правила, защищающая природу.
  4. Что может гражданин сделать для охраны природы.

                                Деятельность учителя

   Деятельность учащихся

  1. Ориентировочно-мотивационный этап – 6 мин.

Мотивация – 3 мин.

Актуализация знаний – 3 мин.

Прежде чем начать говорить непосредственно об охране природы, вспомним Великое экологическое правило.

Предлагаю вам обсудить вопрос рубрики «Вспомним»: каковы обязанности граждан России?

  1. Организационно-деятельностный этап – 30 мин.
  1. Природные условия и хозяйство человека.

На примере такого ресурса, как земля, показываю зависимость жизни людей от её рационального использования (приложение 1).

Каковы последствия воздействия природно-климатического фактора на жизнь народов страны?

Работа в группах: сравните географическое положение, природные условия, Восточной Европы и Греции. Покажите, как природа повлияла на жизнь древних греков и населения Руси (слайды 5-9).

  1. Природа нуждается в охране.

Что означает слово «Охранять». Подберите синонимы 1-3 к слову. Составьте кластер (слайд 10).

Охрана природы означает (слайд 11).

Что должно быть взято под охрану? Работа с карточками по группам (слайд 12).

Работая с текстом на стр. 141, выпишите в тетрадь, кто занимается охраной природы в России.

Государство на охране природы. Государство издаёт законы – правила поведения. Основной закон – Конституция (слайд 13).

Закон 2001 года «Об охране окружающей среды». О какой обязанности идёт речь? За нарушение этих правил государство наказывает виновников штрафами или может лишить свободы на срок до 8 лет.

Рассмотрите рисунки на стр. 142 (слайд 14). Какой вред каждая ситуация наносит условиям жизни людей? Какую угрозу здоровью людей она несет?

  1. Правила, защищающие природу.

Работа с учебником. Выпишите в тетрадь правила, защищающие природу (слайд 15).

Наиболее сильные лесные пожары произошли в России в 2010 году (слайд 16). Какую ответственность предусматривает закон для предприятий, организаций и отдельных граждан, причинивших вред окружающей среде?

Рассмотрите рисунки на стр. 146. Сформулируйте правила, за нарушение которых следует наказание (слайд 17).

Для защиты природы государство организует заповедники и другие охраняемые государством территории (слайд 19-20).

Рассмотрите карту заповедников России стр. 144-145. Есть ли в Хабаровском крае государственные заповедники и национальные парки? Назовите их.

Послушайте сообщение о Большехехцирском государственном заповеднике (приложение 2).

Посмотрите природные объекты Хабаровского края, вошедшие в семь чудес нашего региона (слайды 21-25).

Прочтите материал рубрики «Жил на свете человек» (слайд 26).  Подумайте, в чем значение деятельности В.В. Докучаева. Можно ли сказать, что он жил заботой о России?

  1. Что может сделать гражданин для защиты природы (слайд 27).

Закон говорит о том, что охраной природы могут и должны заниматься не только государственные и местные органы власти, предприятия и организации, но и отдельные граждане, т.е. мы с вами. Что можешь сделать ты для защиты природы? Прочтите текст стр. 148. Ответьте на вопрос.

                IV.Рефлексивно-оценочный этап – 7 мин.

Литературное слово (приложение 3, слайд 28).  Прочтите стихотворение Юлии Друниной «Когда Земля защиты попросила». Кого имеет ввиду автор в словах «Иль Родина иным не дорога»? О какой «лавине равнодушия идет речь? Приведите строки, в которых автор оценивает позицию героя стихотворения как патриотическую?

Решите кроссворд (приложение 4, слайд 30).

  1.     Постановка домашнего задания – 2 мин.

- параграф 17.

- пользуясь дополнительными источниками информации, подготовьте сообщение о международных соглашениях, направленных на защиту окружающей среды.

- подготовьте презентацию о деятельности Green Peace.

Формулируют правило.

Называют основные обязанности граждан.

Называют последствия:

- социальные;

- государственно-политические;

- экономические.

Проводят сравнение, делают вывод влияния природы на жизнь разных народов.

Подбирают синонимы.

Составляют кластер.

Работают в группах по карточкам и отвечают на вопросы к ним.

Работают с учебником, выписывают в тетрадь, кто занимается охраной природы.

Работают с текстом Конституции РФ ст. 42 и ст.58.

Работа с текстом слайда 13.

Рассматривают рисунки. Дают ответы на вопросы.

Работают с учебником стр. 143. Выписывают правила в тетрадь.

Отвечают: возместить нанесенный ущерб.

Рассматривают рисунки. Формулируют правила.

Рассматривают карту. Называют охраняемые территории Хабаровского края.

С

лушают сообщение.

Читают текст. Отвечают на поставленные вопросы.

Работают с учебником. Записывают ответ.

\

Обдумывают ответы. Отвечают на вопросы.

Решают кроссворд

Записывают домашнее задание.

                                                                                                                                Приложение 1.        Сравнительная характеристика агроклиматических условий Европейской России и Западной Европы.

     При наличии плодородных земель Россия не имеет соль благоприятных климатических условий как западная Европа. На западе Европы среднегодовое количество осадков составляет от 500 до 1000 мм, а в Центральном Нечерноземье России их количество от 550 до 730 мм, в Южном Поволжье – 350-400 мм. Лето у нас то холодно-дождливое, то жаркое и засушливое, что вызывает неурожаи. Одной из многих проблем является орошение земель, без чего урожайность низка, а в засушливые годы возникает угроза голода.

                                                                                                                               Приложение 2.

                         Большехехцирский государственный заповедник.

     Большехехци́рский госуда́рственный приро́дный запове́дник (Хабаровский край, Россия) учреждён 3 октября 1963 года. Площадь в настоящее время — 45 439 гектаров. Площадь охранной зоны — 12 000 гектаров. Лесистость территории заповедника составляет около 90 %.

     Заповедник расположен в Хабаровском районе Хабаровского края, в 15-20 км южнее Хабаровска, в пределах хребта Большой Хехци́р. Западная граница охраняемой территории проходит по берегу Уссури, рядом с государственной границей России; юго-западная и южная — по руслу реки Чирки, притока Уссури; восточная и северо-восточная обходят освоенные земли, протянувшиеся вдоль железной дороги и примыкающие к пригородам Хабаровска.

     Администрация заповедника расположена в селе Бычиха Хабаровского района.

     На территории заповедника произрастают 1 020 видов сосудистых растений, 218 видов мхов, 148 — лишайников и 824 видов грибов. Здесь встречается 6 видов амфибий, 8 — рептилий, 240 — птиц, 45 — рыб и 53 млекопитающих. Подробно исследованы паукообразные, из них пауков найдено около 320 видов, а клещей (панцирные, гамазовые, иксодовые) — около 200 видов. Из насекомых, которых в заповеднике собрано и определено около 3500 видов, хорошо изучены чешуекрылые или бабочки; их в заповеднике выявлено более 2200 видов (данные на февраль 2015 года). Среди насекомых (данные на конец 2012 года) зарегистрировано: жесткокрылых (жуков) — около 450 видов, двукрылых — более 200 видов, перепончатокрылых — около 150 видов, клопов — около 130 видов, равнокрылых — около 110 видов.

     До начала 90-х годов прошлого столетия заходы тигров на Большой Хехцир были эпизодичны и кратковременны. С июля 1992 г. здесь поселилась семейная пара. Самец был вынужденно отстрелян в пос. Корфовский в феврале 2000 г. Самка «Трехпалая» за время нахождения в заповеднике (до июля 2007 г.) размножалась трижды (2, 1 и 3 тигренка). Самка амурского тигра жила в заповеднике до 2007 года.

     На территории заповедника произрастают 1 020 видов сосудистых растений, 218 видов мхов, 148 — лишайников и 824 видов грибов. Здесь встречается 6 видов амфибий, 8 — рептилий, 240 — птиц, 45 — рыб и 53 млекопитающих. Подробно исследованы паукообразные, из них пауков найдено около 320 видов, а клещей (панцирные, гамазовые, иксодовые) — около 200 видов. Из насекомых, которых в заповеднике собрано и определено около 3500 видов, хорошо изучены чешуекрылые или бабочки; их в заповеднике выявлено более 2200 видов (данные на февраль 2015 года). Среди насекомых (данные на конец 2012 года) зарегистрировано: жесткокрылых (жуков) — около 450 видов, двукрылых — более 200 видов, перепончатокрылых — около 150 видов, клопов — около 130 видов, равнокрылых — около 110 видов.

     Проводятся экскурсии в Музее природы заповедника, есть экологические маршруты в специально отведенной для этого зоне.

     Сайт Большехехцирского заповедника - www.bhz.khv.ru

                                                                                                                                 Приложение 3

                                           Когда земля защиты попросила

И вышел на трибуну как – то боком

С немодною бородкой человек,

Поправил микрофон, потом заокал –

Как спринтер, прямо с места взял разбег.

Его вполуха слушали вначале.

Но с первых слов понятно стало мне,

Что людям нес он не свои печали –

Его душа болела о стране…

Опять стада бульдозеров покорных

Рванутся в деревеньки на таран…

Морей нам, что ли, мало рукотворных,

Что превратились в лягушачий стан?

Зачем, кому такое было надо?

Иль Родина иным не дорога?..

Укором всем – затопленные грады,

В болота превращенные луга.

Нет зарослей веселых, камышовых:

Они, поильцы рек, осушены.

Теперь там свалки, целлофана шорох –

Пейзаж луны, захламленной луны…

Природа! Ты отплатишь нам жестоко,

Не постоишь ни за какой ценой…

Ушел с трибуны человек, что окал,

Как весь мой Север окает родной…

Мы все болеем родиной – Россией,

С нее влюбленных не спускаем глаз.

Когда Земля защиты попросила,

Забыли, что уволены в запас,

Фронтовики – святой эпохи дети,

Им, все познавшим, с теми по пути,

Кто хочет от грядущего столетья

Лавину равнодушья отвести.

                                                                                                                             Приложение 4.

                                                  Кроссворд.

По вертикали: нормативно-правовой акт, обладающий высшей силой.

По горизонтали:

1) состояние природы, близкое к экологической катастрофе.

2) мероприятия по защите чего-либо, в том числе и природы;

3) русский ученый почвовед;

4) естественная среда обитания человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Закон на страже природы"

Презентация по теме "Закон на страже природы"  по обществознанию для учащихся 7 класса (программа Л.Н.Боголюбова)...

Закон на страже природы

Методическую разработку можно использовать на уроке обществознания в 7 классе....

Закон на страже природы

в Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории...

Закон на страже природы

в Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории...

Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)

Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

Конспект урока Закон стоит на страже природы

Закон стоит на страже природы...