Вода в жизни животных
презентация к уроку по экологии (7 класс)
Презентация предназначена спецкурсу "Экология растений и животных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вода в теле животного В клетках всех живых существ вода составляет большую часть содержимого цитоплазмы. Она входит в состав крови и тканевой жидкости. Эта вода важна в равной степени и для обитателей водной среды, и для сухопутных животных. Она является средой, в которой протекают жизненные процессы в клетке. С водой движутся по телу питательные вещества и продукты жизнедеятельности, выделяемые из организма наружу. Растворяясь в водной плёнке на поверхности органов дыхания, кислород попадает в кровь, а из крови в атмосферный воздух выделяется углекислый газ. У наземных животных вода участвует в охлаждении организма.
Вода в теле животного Содержание воды в теле разных животных различно: в организме насекомых её около 46 – 92%; у речного рака – 77%; у ланцетника – 87%; у головастика – до 93%. Значительная потеря воды может привести к смерти животного.
Приспособления животных к накапливанию воды Немало видов животных приспособлены к запасанию воды . Они накапливают в теле жир . Жир в ходе обмена веществ разлагается с образованием воды. Жир на «чёрный день» запасают мелкие грызуны и насекомые, медведи, верблюды и многие другие животные.
Приспособления животных к накапливанию воды Верблюды на водопое способны за 10 минут выпить более 135 л воды. Они удерживают в крови значительное количество жидкости и при повышении температуры мало потеют. Жук-скарабей удерживает влажный воздух под надкрыльями.
Приспособления животных к накапливанию воды Сухопутные животные защищены от потерь воды плотными покровами. У насекомых тело покрыто хитином, а на хитине сверху имеется воскоподобный налёт, отталкивающий воду . У ящериц и змей потери воды значительно сокращены благодаря покрову из плотных ороговевших чешуй.
Большую часть времени в африканской саванне жарко и сухо. Лишь пару недель в году идут дожди и реки наполняются водой. Затем снова наступает долгий период засухи. Озера и реки высыхают, и остаются только небольшие водоемы, которые словно магнитом притягивают к себе разных животных. Первыми приходят те, кому чаще всего требуется вода, антилопы и зебры. Жирафам и носорогам засуха сначала не страшна, потому что они питаются зелеными сочными листьями. Искать воду они начнут гораздо позже. Животные, собирающиеся вокруг водоема, выделяют огромное количество экскрементов. К ним устремляются стаи насекомых, которые, в свою очередь, привлекают массу птиц.
Значение воды для животных Без воды пища не может перевариваться и усваиваться организмом. Кроме того, все остальные процессы жизнедеятельности организма также не могут обходиться без воды. С ее помощью из организма выводятся продукты обмена веществ; у млекопитающих с помощью воды посредством потоотделения регулируется температура тела. В организм плотоядных животных вода попадает вместе с животной пищей, а растительноядные животные обеспечивают себя водой за счет растительных соков поедаемых ими растений.
Значение воды для животных Однако ни тем ни другим этого количества воды было бы недостаточно. Особенно необходима вода новорожденным животным. Детеныши млекопитающих получают воду вместе с молоком матери, а большинство птенцов обеспечиваются водой благодаря насекомым, которыми их кормят родители. Лишь очень немногие животные могут обходиться без воды в течение нескольких дней. Есть даже жуки и скорпионы, которые никогда не пьют. Их организм приспособился к такой экономии воды, что им хватает той, которую они получают с пищей .
Аисты Аисты относятся к отряду голенастых птиц. У них длинные ноги и клювы. Разные виды аистов обитают во многих регионах земли, причем большинство из них живет в Азии и Африке. В отличие от большинства других птиц, отыскивающих добычу глазами, у аистов хорошо развито чувство осязания, которым они и пользуются, добывая пишу. Они неторопливо вышагивают по воде, погрузив в нее приоткрытый клюв. Как-только его чувствительные органы «сообщают» о соприкосновении с добычей, клюв моментально захлопывается. Эта методика особенно эффективна, когда аист ищет пищу ночью или в мутной воде.
Душ для птенца Китоглав , или королевская цапля, живет на обширных болотистых пространствах Центральной Африки. Большой загнутый клюв облегчает ему рыбы, маленьких крокодилов и других животных и защищает его от повреждений острыми краями листьев. В клюве он 4-5 раз в день приносит воду и поливает ею яйца и новорожденных птенцов, защищая их от африканской жары. Вскоре птенцы уже умеют пить воду, которой их обливают родители.
Бакланы Бакланы - водные птицы, которых можно встретить на побережье и внутренних водах по всему миру. Широко распространенный в Европе и Азии большой баклан - самый крупный представитель семейства. Бакланы гнездятся на скальных выступах или верхушках деревьев. Поскольку птенцы еще не могут сами добраться до воды, родители приносят ее своим питомцам в горле и поливают ею птенцов, чтобы им не было жарко. Если малыши хотят пить, взрослая птица открывает клюв, и вода льется оттуда в маленькие клювики.
Жуки, создающие запасы воды Некоторые виды жуков-чернотелок в юго-восточной африканской пустыне Намиб выработали удивительную способность добывать воду из воздуха. Когда количество воды в теле насекомого уменьшается, жук поднимает нижнюю часть тела вверх по направлению ветра, чтобы использовать единственный существующий в этой чрезвычайно засушливой пустыне источник влаги - плотный туман, надвигающийся по утрам с моря. Влага конденсируется на задней части тела жука, стекает вниз и попадает ему в рот. Таким способом жук может повысить содержание воды в своем теле на 34%. Для человека весом в 70 кг это все равно что выпить 24 л воды.
Слоновые водоемы Некоторые небольшие водоемы возникают благодаря слонам, которые раскапывают ямы там, где есть грунтовые воды, обнаруживая их своими чувствительными хоботами. Вскоре ямы с водой становятся грязными, заполняясь экскрементами слонов. Однако они намного безопаснее других водоемов, потому что в такой воде не прячутся крокодилы и другие хищники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Вода Земли. Вода – основа жизни»
Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...
вода и жизнь. охрана воды.
Цели : рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; выделить экологические проблемы и способы охраны воды; развивать речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к водоёмам, жел...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/02/picture-45447-1622651176.jpg)
Вода в жизни животных
Конспект по экологии 7 класс на тему : "Вода в жизни животных" . Учитель : Татаринова -Гордяйкина Н.С....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-148402-1486911930.jpg)
Экологический проект "Вода-источник жизни.Бережное отношение к воде".
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответстве...
Вода - носительница жизни. Роль воды в биологических и химических процессах.
Внеклассное мероприятие по теме «Вода – носительница жизни. Роль воды в биологических и химических процессах» является интегрированным (биология и химия) и разработано для уч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/03/picture-228539-1367567992.jpg)
Экологические исследования природных объектов поселка – воды. Значение воды в жизни п. г. т. Ерофея Павловича.
Является ли вода, которую мы используем для нужд жителей посёлка, безопасной с экологической точки зрения?Цель работы – изучить и составить характеристику питьевой воды п. Ерофей Павлович,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/11/picture-1142888-1557582646.jpg)
Методическая разработка урока по предмету "Окружающий природный мир" на тему: «Вода в жизни человека, животных и растений» для учащихся 6 класса
Коррекционно-образовательные:1. Расширение и конкретизация понятийного словаря согласно теме урока.2. Знакомство со свойствами воды.3. Формирование знаний о применении воды в быту.4. Формировани...