Вода в жизни животных
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Татаринова-Гордяйкина Нина Сергеевна

Конспект по экологии 7 класс  на тему : "Вода в жизни животных" . Учитель : Татаринова -Гордяйкина Н.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_v_zhizni_zhivotnyh.doc29 КБ
Microsoft Office document icon den_nauki.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вода в жизни животных.

Цель: познакомить со значением воды в жизни животных

                                                        Ход урока :

  1. Организационный момент.

  1. Опрос.

1.Холоднокровные животные. Примеры. Приспособление к температурным условиям.

2. Теплокровные животные. Как приспосабливаются к температуре окружающей среды?

  1. Изучение нового материала

Рассказ учителя о значении воды в жизни животных.

Вода- основная среда , в которой  протекают жизненные процессы и совершается обмен веществ.

                                                   Содержание воды в телах

Насекомые        ланцетник            речной рак               головастики

46-92 %              87%                            77 %                        93%

Предельный уровень потери воды от массы тела:

Серые жабы- 60%

Водные животные-38-40%

Мышь-20%

Человек -10% недомогание, 20% -смерть.

При потере воды:

-малоактивные

-впадают в оцепенение или спячку.

- смерть.

                                              Пути поступления воды в организм

Через поверхность тела              с пищей               пьют

( амфибии, черви)

                         

Соленость:

-Не могут переносить земноводные.

- не влияет на рыб, пресмыкающихся, змей, черепах

                                       

Запасание воды в виде жира  ( верблюд, медведь, грызуны и т.д.

                                               Потеря воды

Через выделительную систему         испарение   со слезами  с непереваренными остатками

        Пищи

Защита от потери влаги:

-роговые чешуи

-хитиновый покров

-накопление воды ( н-р пустынные жуки под надкрыльями)

- спячка

  1. Физминутка
  2. Закрепление

Работа детей по карточкам.

                                            Тема: Вода в жизни животных

1.Фактором , который не позволяет земноводным заселять тропические острова, удаленные от материка , является:

А) глубина океана    Б) большое расстояние между островами и материком

В) высокая соленость морской воды  Г) низкая температура морской воды

2.Выделение слез у крокодила помогает ему:

А) отвлечь внимание жертвы  Б) удалить из организма избыток минеральных солей

В) лучше видеть намеченную жертву

3.Почему у амфибий в ряде географических районов есть летняя спячка?

4.Какими путями вода сберегается в теле животного?

5.Заполните пропуски в тексте:

Наземные животные , как правило, ______ воду. Вода поступает в организм водных животных через_______и______.Выделение воды из организма необходимо для выведения__________и________.Через покровы тела испаряется вода у_________.

6.Домашнее задание

П.10



Предварительный просмотр:

         -Здравствуйте! Мы, ученицы 10 класса Маслова Анастасия и Большакова Анастасия, рады приветствовать вас  в  « ХИМИЛЯНДИЯ»

- В школьной программе вы изучаете основы многих наук, а сегодня вы познакомитесь с интересной наукой химией!

 -Ежегодно  наша страна отмечает День науки!

- Идея создания праздничной даты принадлежала российскому императору Петру I. По его велению Сенат правительства подписал указ  в 1724 году об учреждении праздника — событие было приурочено основанию Российской Академии наук.

-. В современной России традиция праздновать День науки 8 февраля возродилась, и по указу Президента Российской Федерации от 1999 года был учрежден государственный праздник.!

-Большой вклад в развитие химии внёс Дмитрий Иванович Менделеев, который создал Периодическую систему химических элементов.

-По легенде Менделеев увидел периодическую систему во сне, но на самом деле это многодневный и кропотливый труд великого ученого!

-Днем рождения периодической системы является 1 марта 1869 года!

-В этом году это уникальное изобретение празднует свой юбилей -150 лет !

- Организация объединенных наций объявила 2019 год международным годом периодической системы!

-Давайте посмотрим небольшой фильм о великом ученом!

( просмотр видео про Д.М.Менделеева)

-Ребята! Я хочу напомнить вам, что химия –это наука о веществах и их превращениях.

-Некоторые интересные превращения мы хотим Вам сегодня продемонстрировать.

-Наш первый опыт называется  «Гибель эскадры»

1.« Гибель эскадры»

(Подготовка: вырезать кораблики из фильтровальной бумаги, в него положить кусочек натрия, осторожно пинцетом, руками не трогаем!)

Из фильтровальной бумаги делают несколько корабликов. В каждый из них кладут по небольшому кусочку металлического натрия, затем кораблики опускают в кристаллизатор с водой , в которую добавлен фенолфталенин.

-Настя , а давай покажем  ребятам, что мы можем  менять цвета жидкостей!

2.Опыт « Игра цвета»

В два химических стакана налить КОН и Н2SO4

Добавить в первый стакан фенолфталеин, а во второй метилоранж, а затем в первый стакан Н2SO4 , а во второй КОН

- Настя, мы же не зря учим химию, поэтому разжигать огонь !

-Кончено, сейчас мы им это продемонстрируем.

3. «Добывание огня»

В стакан налить  перекись водорода, добавить MnO2, а затем внести тлеющую лучину

-Химия , это такая наука, которая может оказаться полезной во многих ситуациях, например написать таинственное письмо!

- Не верите, сейчас , мы вам покажем!

4. « Письмо» Над лампой поддержать лист, на который нанесена надпись серной кислотой

-Я хочу вам рассказать историю, которая  произошла во время I мировой войны. Английский крейсер преследовал немецкий эсминец, который был поврежден в бою. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма, появился удушливый запах, раздражающий горло, стало трудно дышать. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из облака. Откуда же взялось это облако? И тут помогло знание химии! Смотрите на дым без огня!

5.Опыт « Дым без огня»

В одну колбу добавить 1 мл конц.НСl , а в другую раствор аммиака, соединить колбы.

-Настя, а ты кем хочешь быть после окончания школы?

-Тут все очевидно, также как и ты -врачом!

-Ты уверена?

-Конечно, я уже кое-что умею! Поможешь мне?

- С большим удовольствием!

6.Опыт « Рана без крови»

Закатать рукав, обработать руку обильно хлоридом железа 3 ( как будто это йод) , окунуть нож в роданид калия ( дезинфицируем в спирте инструмент) и быстро проводим по руке ( течет кровь). Затем руку протереть фторидом натрия или калия

 

-Теперь я думаю нужно сделать селфи на память ( покажите, что фоткаете).

-Раз, два и наше фото готово!

На плотном листе бумаги заранее рисуют кисточкой контуры фигуры челове-

ка следующими  раствором роданида калия. После того как лист высохнет, обрызгивают его из пульверизатора раствором FeCl3 .На бумаге появляется изображение

-Мы надеемся , что вам понравилось наше занятие

-Конечно мы еще не волшебники, а только еще учимся

Поэтому и вам рекомендуем учить химии! ( просмотр видео)

И еще один совет не пропускайте уроки химии!

-Почему?

-Посмотрите видео!

( просмотр)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Вода Земли. Вода – основа жизни»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

вода и жизнь. охрана воды.

Цели : рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; выделить экологические проблемы и способы охраны воды; развивать речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к водоёмам, жел...

Экологический проект "Вода-источник жизни.Бережное отношение к воде".

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответстве...

Вода - носительница жизни. Роль воды в биологических и химических процессах.

  Внеклассное мероприятие по теме «Вода – носительница жизни. Роль воды в биологических и химических процессах» является интегрированным (биология и химия) и разработано для уч...

Экологические исследования природных объектов поселка – воды. Значение воды в жизни п. г. т. Ерофея Павловича.

Является ли вода, которую мы используем для нужд жителей посёлка, безопасной с экологической точки зрения?Цель работы – изучить и  составить характеристику питьевой  воды п. Ерофей Павлович,...

Вода в жизни животных

Презентация предназначена спецкурсу "Экология растений и животных"...

Методическая разработка урока по предмету "Окружающий природный мир" на тему: «Вода в жизни человека, животных и растений» для учащихся 6 класса

Коррекционно-образовательные:1. Расширение и конкретизация понятийного словаря согласно теме урока.2. Знакомство со свойствами воды.3. Формирование знаний о применении  воды в быту.4. Формировани...