Программа эколого-краеведческого кружка
рабочая программа по экологии (6, 7, 8 класс)
Особенности данной программы.
- Планирование рассчитано на несколько лет (5-6 ) обучения
- Работа эколого-краеведческого кружка строится в соответствии со структурой экологического образования в школе
- Для программы характерно блоковое строение. Каждый блок направлен на решение определённых задач
- В программе каждого блока перечислены компетенции учащихся, формируемые при выполнении задач данного блока
- Для данной программы характерно свободное варьирование тем занятий
- К каждому блоку даётся примерный перечень тем проектно-исследовательских работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_kruzhok_19-20_s_datami.docx | 37.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» заместитель директора По УВР МОУ СОШ с. Столыпино ________________/Шувалова Л.В./ «_____»_________201 год |
Рабочая программа
Эколого-краеведческого
кружка
Юрловой Елены Алексеевны
учителя МОУ СОШ с. Столыпино
Балтайского района Саратовской области
Первая категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №___
от «_____» ____________201 года
2019-2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Программа связана со школьными курсами биологии, экологии, географии и истории 6-9 класса
Программа модифицирована и адаптирована к задачам, стоящим перед учащимися 8-9 классов. Основана на программе И.С. Лаптева, напечатанной в №2 за 1997 год журнала «Биология в школе», творчески переработана мною на основе многолетнего опыта работы в данном направлении.
2. Цели программы:
- Сделать попытку объяснить сложность устройства и взаимосвязей окружающего мира.
- Убедить в важности личной деятельности каждого при решении многих проблем окружающего мира.
- Познакомить с возможными алгоритмами поведения в сложных житейских ситуациях.
- Убедить в неповторимости и ценности каждого живого существа и человека в первую очередь.
- Воспитывать патриотизм к своей малой Родине и России в целом.
-Формировать и развивать навыки практической научной деятельности
3. Задачи программы.
Обучающие: - Развитие познавательного интереса к окружающему миру, его сложности и многосторонности; приобрести знания , умения и навыки по решению межличностных конфликтов, сохранению собственного здоровья, сохранению окружающей среды.
Воспитательные: - Формирование у подростков социальной активности в борьбе с загрязнением окружающей среды; воспитание культуры общения и поведения со старшим поколением и сверстниками; воспитание критического отношения к вредным привычкам. Воспитание патриотического отношения к Родине.
Развивающие: - Развитие деловых качеств , самостоятельности, активности в решении насущных проблем во взаимоотношениях с окружающей средой, которые призваны решаться практически – в подготовке вечеров, проведении акций и другой практической деятельности.
Ключевым понятием является сложность взаимоотношений подростка с окружающим миром, которую и должна облегчить эта программа.
Реализуется программа во взаимосвязи
- учебных программ по биологии, химии, экологии, истории, географии 6- 8 класса и
- практической работы в экологическом кружке и на УОУ, где учащиеся получают навыки практических исследований.
- В работе школьного экологического клуба «НАше ДелО» преобладает проведение социально-значимых для нашего села мероприятий.
- В исследовательском обществе обучающихся – «Интер» - старшеклассники занимаются непосредственно проектно-исследовательской работой. Довольно часто наработки, сделанные учеником в 6-9 классе становятся основой для проектной работы в старших классах
Программные блоки тесно связаны с проблемами окружающего мира, с которыми сталкиваются подростки.
1) Общее число занятий в год – 34.
2) количество часов в неделю – 1.
3) периодичность занятий – 1 раз в неделю
5. Прогнозируемые результаты:
- познакомиться и практически участвовать в поисках, оборудовании УОУ и родников в окрестностях с.Столыпино;
- уметь размножать и знать названия и характерные особенности выращивания комнатных растений;
- познакомить и знать «в лицо» вредителей растений на пришкольном участке, способы безопасной борьбы с ними;
- уметь «строить» дом, знать основные правила создания домашнего пространства;
- чётко представлять опасность вредных привычек;
- практически знать способы экологизации окружающей среды;
- развивать творческие способности: уметь выразительно читать, танцевать и т.п.
В качестве процедур оценивания использованы: тесты, конкурсы, учебно-исследовательские конференции, опытническая работа на УОУ.
Особенности данной программы.
- Планирование рассчитано на несколько лет (5-6 ) обучения
- Работа эколого-краеведческого кружка строится в соответствии со структурой экологического образования в школе
- Для программы характерно блоковое строение. Каждый блок направлен на решение определённых задач
- В программе каждого блока перечислены компетенции учащихся, формируемые при выполнении задач данного блока
- Для данной программы характерно свободное варьирование тем занятий
- К каждому блоку даётся примерный перечень тем проектно-исследовательских работ.
Перечень блоков программы эколого-краеведческого кружка
№ занятий | Календарные сроки | Тема программного блока |
1-4 | Сентябрь | Родники |
5-8 | Октябрь | Лес – наше богатство |
9-12 | Ноябрь | Ландшафтное строительство. Парк им. П.А. Столыпина |
13-16 | Декабрь | Птицы – наши друзья |
17-20 | Январь | Зелёные соседи |
21-24 | Февраль | В здоровом теле – здоровый дух! |
25-28 | Март | Сделаем планету чище |
29-32 | Апрель | Муравей |
33-34 | Май | Эра Земли. Мониторинг окружающей среды. |
лето | Наблюдения и опыты |
Содержание изучаемого курса и формируемые компетенции обучающихся.
Блок программы | Содержание изучаемого курса | Формируемые компетенции обучающихся |
Родники |
| ценностно-смысловая-создание карты родников, знакомство с окрестностями села общекультурная - знакомство с историей села учебно-познавательная – образование родников, качество и состав воды информационная – работа с источниками информации коммуникативная – умение общаться с жителями села и сверстниками социально-трудовая – навыки физической работы при очистке родников компетенция личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике |
Лес – наше богатство |
| ценностно-смысловая- знакомство с примечательными уголками леса общекультурная - знакомство с историей села, топографическими названиями объектов учебно-познавательная – многообразие живых организмов, их взаимоотношения друг с другом информационная – работа с источниками информации коммуникативная – умение общаться с жителями села и сверстниками социально-трудовая – навыки физической работы при работе на лесопитомнике компетенция личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике |
Ландшафтное строительство. Парк им. П.А. Столыпина |
| ценностно-смысловая- знакомство с новейшей историей родного села – родины Аяцкова Д.Ф. общекультурная – знакомство с историей и видами ландшафтов учебно-познавательная – разнообразие растение и особенности их выращивания информационная – работа с источниками информации коммуникативная – умение общаться с жителями села и сверстниками социально-трудовая – навыки физической работы при работе в питомнике и сборе семян и плодов компетенция личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике |
Птицы – наши друзья |
| ценностно-смысловая- знать птиц нашего села общекультурная – охрана и забота о птицах учебно-познавательная – знакомство с многообразием птиц, особенностями их жизни информационная – работа с источниками информации коммуникативная – умение общаться со сверстниками социально-трудовая – навыки физической работы при изготовлении кормушек и искусственных гнездований компетенция личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике |
Зелёные соседи |
| ценностно-смысловая- знать растения, растущие рядом с нами общекультурная - знакомство с историей и биологией комнатных растений учебно-познавательная – классификация комнатных растений по различным признакам, знание способов размножения растений информационная – работа с источниками информации коммуникативная – умение общаться с любителями комнатного цветоводства социально-трудовая – навыки физической работы при работе по уходу за комнатными цветами компетенция личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике |
В здоровом теле – здоровый дух! |
| ценностно-смысловая- ценить и сохранять личное здоровье общекультурная – быть в курсе новинок биологии человека. учебно-познавательная – знать основные принципы работы человеческого организма информационная – работа с источниками информации коммуникативная – умение общаться со сверстниками и родными компетенция личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике |
Сделаем планету чище |
| ценностно-смысловая- понять причину загрязнения окружающей среды общекультурная – способы защиты окружающей среды от загрязнения учебно-познавательная - виды загрязнения. Их опасность информационная – работа с источниками информации коммуникативная – умение общаться с жителями села и сверстниками социально-трудовая – навыки физической работы при работе по борьбе с загрязнением окружающей среды компетенция личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике |
Муравей |
| ценностно-смысловая- знакомство с муравьями общекультурная – уметь отличать вредных и полезных учебно-познавательная – познакомиться с биологией, способами общения муравьёв, взаимоотношениями с другими животными информационная – работа с источниками информации социально-трудовая – навыки физической работы при составлении плана расположения муравейников компетенция личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике |
Эра Земли. Мониторинг окружающей среды. |
| ценностно-смысловая- знать способы ведения мониторинга окружающей среды общекультурная – способы ведения мониторинга учебно-познавательная – многообразие живых организмов, их взаимоотношения друг с другом информационная – работа с источниками информации коммуникативная – умение общаться с жителями села и сверстниками социально-трудовая – навыки физической работы при проведении мониторинговых исследований компетенция личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике |
Наблюдения и опыты |
| ценностно-смысловая- знакомство с окружающим миром природы общекультурная - знакомство с многообразием живых организмов учебно-познавательная – многообразие живых организмов, их взаимоотношения друг с другом информационная – работа с источниками информации коммуникативная – умение общаться с жителями села, сверстниками, родными социально-трудовая – навыки физической работы при работе на приусадебном участке и во дворе компетенция личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике |
Содержание изучаемого курса.
Блок программы | Содержание изучаемого курса |
Родники |
|
Лес – наше богатство |
|
Ландшафтное строительство. Парк им. П.А. Столыпина |
|
Птицы – наши друзья |
|
Зелёные соседи |
|
В здоровом теле – здоровый дух! |
|
Сделаем планету чище |
|
Муравей |
|
Эра Земли. Мониторинг окружающей среды. |
|
Наблюдения и опыты |
|
План работы кружка
№ занятия | Дата | Тема занятия | Примечание |
1 | 5.09 | Организационное занятие. Подведение итогов работы на УОУ. Подготовка выставки к Празднику урожая. | |
2 | 12.09 | Экскурсия на тему: «Состояние рекреационных зон окрестностей села Столыпино». | 2 часа |
4-5 | 19.09 | Экскурсия на тему: «Родники и колодцы. Способы их оборудования». | 2 часа |
6 | 26.09 | Подготовка отчёта о работе экологического кружка. | |
7 | 3.10 | Акция «Макулатура» | |
8 | 10.10 | Акция «Зелёная Россия» | |
9 | 17.10 | Участие в конкурсе «Чудеса Осени» | |
10 | 24.10 | Паспортизация комнатных растений в биологическом кабинете. | |
11 | 7.11 | Основы здорового питания. « О чем может рассказать этикетка» практическая работа. | |
12 | 14.11. | Экологическое мероприятие «Здоровый образ жизни» | Конкурсная программа 5-7 класс. |
13 | 21.11 | Анкетирование учащихся школы на тему «Экология и мы». | |
14 | 28.11 | Экология рабочего места. Экологическая характеристика учебных классов. | |
15 | 5.12 | Внутришкольное мероприятие «Путешествие по экологической тропе» | |
16 | 12.12 | «Трудная пора» . Рождественский учет птиц. | |
17 | 19.12. | Изготовление кормушек | |
18 | 26.12 | Сбор корма | |
19 | 17.01 | Конкурс рисунков «У кормушки» | |
20 | 24.01 | Подготовка операции «Мусор» | |
21 | 31.01 | Операция «Мусор» | |
22 | 6.02 | Операция «Мусору вторую жизнь» | |
23 | 13.02 | Подведение итогов месячника | |
24 | 20.02 | Экскурсия «Птицы нашей местности» | |
25 | 27.02 | Классификация. Рисунки птиц. | |
26 | 5.03 | Изготовление скворечников. | |
27 | 12.03 | Вывеска скворечников. | |
28 | 19.03 | Экологический праздник «Весенние посиделки» | 5-7классы |
29 | 2.04 | Подготовка и проведение экологического месячника. | |
30 | 9.04 | Подготовка внеклассного мероприятия | |
31 | 16.04 | Внеклассное мероприятие – конференция «День Земли» | 5-11 классы |
32 | 23.04 | Подведение итогов месячника | |
33 | 30.04 | Экскурсия с практическими элементами «Наведём порядок». | |
34 | 7.05 | Итоговое занятие. | |
14.05 | Проектная работа «Альпийская горка» | 6-8 классы | |
21.05 | |||
28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля"
Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля" рассчитана на детей 11-15 лет, срок реализации 3 года, составлена на основе Авторской образовательной прогр...
Программа эколого - краеведческого кружка "Воробей"
Девиз кружка "Воробей" -"Думаем глобально, действуем локально!" Целью кружка является привить любовь детей к природе, научить детей проводить исследовательские работы, участвовать в проектной ...
Программа эколого-краеведческого отряда
Программа выполнена для профильного эколого-краеведческого отряда в рамках летнего школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием....
Программа эколого-краеведческого кружка «Отчий дом» для учащихся СПО
Программа эколого-краеведческого кружка «Отчий дом» разработана для реализации в профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования....
Программа эколого-краеведческого лагеря актива "Новая волна" в формате 3D
По своей направленности данная программа является комплексной и включает следующие направления: естественнонаучное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое, спортивно-оздоровительное, ...
Программа эколого-краеведческого кружка "Чистая вода"
Цель программы: ознакомление учащихся с проблемой обеспечения населения чистой водой, приобщение учащихся к всестороннему изучению окружающей среды в ходе туристско-краеведческих экскурсий и экспедици...
Программа Эколого-Краеведческого клуба "Меридиан"
Цель программы - создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, формирование позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой работы и экологическо...