Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6-7 классов
календарно-тематическое планирование по экологии
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog_s_kraeve.doc | 244.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тогучинского района "Ключевская средняя школа"
ПРИНЯТО решением МО классных руководителей Протокол от ______________ г. № Руководитель __________ | СОГЛАСОВАНО Директор МКОУ Тогучинского район «Ключевская средняя школа» ______________Литюшкина Н.В _________ 2019 года |
.
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
« Юный эколог »
для 6-7 классов
срок освоения 2 года
Составитель: руководитель кружка
Соколова Оксана Владимировна
- Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» для 6-7 классов составлена на основе:
- Конституции Российской Федерации (ст. 43, 44).
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (вступает в силу с 1 сентября 2013 г.).
- Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. № 1994, от 01.02.2012 №74).
- Приказа Министерства образования и науки РФ от Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,зарегистрированный в Минюсте России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644.
- Санитарно-эпидемиологические правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 1993.
- Рекомендаций Министерства образования и науки РФ от Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования, технического творчества обучающихся».
- «Примерной программы основного общего образования. Биология.»
- Устава МКОУ «Ключевская средняя школа»
- «Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования».
Актуальность
Министерство образования и науки Российской Федерации ставит перед педагогами важную задачу перехода к школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.
Следовательно, цель нашей работы, как педагогов – формировать личность, обладающую экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.
У большинства обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, именно внеурочная деятельность способствует восполнению данных пробелов, а также предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, что даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.
Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют организовать свой досуг в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный. Кроме того, внеурочная деятельность дает педагогу дополнительные возможности использования краеведческого материала, а как следствие – формирование гражданской идентичности.
Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять. Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры. Отсюда и вытекают цели и задачи реализации программы.
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность.
Задачи:
- овладение обучающимися основными экологическими понятиями;
- развитие экологического мышления и формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
- знакомство обучающихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности, умений наблюдать природные явления и выполнять опыты и экспериментальные исследования;
- создание условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
- понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Принципы реализации программы:
- Научность;
- Доступность;
- Целесообразность;
- Наглядность.
- Данная программа направлена на достижение следующих результатов
1.В направлении личностного развития:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,
- овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.
- сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.
2. В метапредметном направлении:
- формирование приемов работы с разными источниками информации: научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;
- освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- овладение ИКТ-компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентации;
- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
3. В предметном направлении:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, о редких и исчезающих растениях родного края;
приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
сравнение биологических объектов и природных процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия различных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
знание основных правил здорового и безопасного поведения в природе;
анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
- В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;
формирование навыков ухода за комнатными растениями.
- В сфере физической деятельности:
освоение приемов рациональной организации труда и отдыха.
- В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Юный эколог» для 6-7 класса Ученик научится:
- составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
- работать с различными источниками информации;
- составлять сообщения на основе добытых знаний и дополнительной литературы;
- выполнять наблюдения и опыты под руководством учителя;
- оформлять результаты и выводы исследований в тетради не только с помощью текста, но и используя схемы, графики, таблицы;
- получать биологическую информацию из разных источников;
- определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
- анализировать состояние объектов, сравнивать объекты с их изображением на рисунках и определять их;
- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
- оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых;
- характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений;
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с живыми объектами в природе;
- выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернет ресурсах, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
- Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
1.Вводное занятие -
Теоретическая часть: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
2. Определители флоры и фауны -
Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников и коллекцией животных.
Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
Экскурсии. В лес, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры и фауны.
3. Гербарий растительности -
Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.
4. Коллекции животных -
Теоретическая часть: Понятие о коллекции. Классификация коллекций. Методика и правила сбора коллекций.
Практ. часть. Знакомство с коллекциями. Изготовление заготовки для коллекции. Изготовление коллекций.
5. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Новосибирской области. -
Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений и животных Новосибирской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры и фауны Новосибирской области.
Практ. часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Новосибирской области. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Новосибирской области".
6. Особо охраняемые территории родного края. -
Теоретическая часть: Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Новосибирской области.
Практ. часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна Колтыракского заповедника). Написание реферата "Флора и фауна Колтыракского заповедника".
7.Экологические факторы и среды жизни организмов. -
Теоретическая часть: Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.
Практ. часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению", работа с определителями животных "Выделение экологических групп животных по отношению к территории обитания".. Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями и животными- индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".
Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных животных.
Экскурсии. В лес. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
Учебно-тематический план программы "Юный эколог - исследователь".
Тема | Всего часов | В том числе | |||
теоретич. занятия | практич. занятия | исслед. деят-ть | экскурсии | ||
1.Вводное занятие | 4 | 2 | 2 | ||
2.Определитель флоры и фауны | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3.Гербарий растительности | 6 | 1 | 3 | 2 | |
4.Коллекции животных. | 6 | 1 | 3 | 2 | |
5.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Новосибирской области. | 16 | 6 | 6 | 2 | 2 |
6.Особо охраняемые территории родного края. | 12 | 4 | 4 | 4 | |
7.Экологические факторы и среды жизни организмов. | 16 | 6 | 4 | 4 | 2 |
ИТОГО: | 68 | 22 | 24 | 16 | 6 |
Календарно-тематическое планирование -6 класс
№ | Название темы | Всего часов | Часы | УУД | Формы занятий | Формы контроля | |
Аудитор ных | Внеауди торных | ||||||
| |||||||
1. | Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. | 1 | 1 | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | Собеседо вание | ||
2 | Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов. | 1 | 1 | Пр. работа | отчёт | ||
| |||||||
3 | Понятие об определителе флоры. | 1 | 1 | Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы. Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности | Журнал | Собеседо вание | |
4 | Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников. | 1 | 1 | Пр. работа | отчёт | ||
5 | Работа с определителем. | 1 | 1 | Пр. работа | Собеседо вание | ||
6 | Работа с определителями видового разнообразия флоры леса, луга, болота. | 1 | 1 | Экскурсия | Отчёт | ||
| |||||||
7 | Понятие о гербарии. | 1 | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | Беседа | Собеседо вание | |
8 | Классификация гербариев. | 1 | 1 | Демонст рация | Собеседо вание | ||
9 | Методика и правила сбора растений. | 1 | 1 | Демонст рация | Собеседо вание | ||
10 | Знакомство с гербариями. | 1 | 1 | Беседа | Анализ | ||
11 | Изготовление папки для гербария. | 1 | 1 | Круглый стол | Собеседо вание | ||
12 | Изготовление гербариев. | 1 | 1 | Акция | Творческий отчёт | ||
| |||||||
13 | Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. | 1 | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | Беседа | Собеседо вание | |
14 | Красная книга. Виды растений Новосибирской области, занесенных в Красную книгу. | 1 | 1 | Коллективно- творческое дело | Творческий отчёт | ||
15 | Реликты и эндемики флоры Новосибирскойобласти. | 1 | 1 | Круглый стол | Анализ | ||
16 | Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. | 1 | 1 | Беседа, проект | Собеседо вание | ||
17 | Изучение Красной книги Новосибирской области. Составление карты ареалов редких видов растений. | 1 | 1 | Беседа, проект | Собеседо вание | ||
18 | Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Новосибирской области". | 1 | 1 | Круглый стол | Творческий отчёт | ||
19 | Охрана растений родного края. | 1 | 1 | Агитбригада | Творческий отчёт | ||
20 | Это должен знать каждый! | 1 | 1 | Акция | Анализ | ||
| |||||||
21 | Охраняемые территории, причины их организации и значение. | 1 | 1 | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | Беседа | Собеседо вание | |
22 | Классификация заповедников. Заповедники Новосибирской области. | 1 | 1 | Проект | Творческий отчёт | ||
23 | Работа с зоогеографическими картами заповедников. | 1 | 1 | Беседа | Собеседо вание | ||
24 | Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. | 1 | 1 | Беседа | Собеседо вание | ||
25 | Работа с Красной книгой (флора Колтыракского заповедника). | 1 | 1 | Проект | Творческий отчёт | ||
26 | Флора Колтыракского заповедника. | 1 | 1 | Праздник | Творческий отчёт | ||
| |||||||
27 | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. | 1 | 1 | Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности | Круглый стол | Анкетиро вание | |
28 | Биологические ритмы. | 1 | 1 | Встреча | Собеседо вание | ||
29 | Растения-индикаторы. | 1 | 1 | Игра | |||
30 | Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. | 1 | 1 | Беседа | Собеседо вание | ||
31 | Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". | 1 | 1 | Беседа | Собеседо вание | ||
32 | Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. | 1 | 1 | Праздник, конкурс | Творческий отчёт | ||
33 | Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений. | 1 | 1 | Беседа | Собеседо вание | ||
34 | Правила поведения в лесу, | 1 | 1 | Наказ | Отчёт |
Учебно-тематическое планирование -7 класс
№ | Название темы | Всего часов | Часы | УУД | Формы занятий | Формы контроля | ||
Аудитор ных | Внеауди торных | |||||||
| ||||||||
1. | Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. | 1 | 1 | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | Собеседо вание | |||
2 | Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов. | 1 | 1 | Пр. работа | отчёт | |||
| ||||||||
3 | Понятие об определителе фауны. | 1 | 1 | Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы. ,Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности | Журнал | Собеседо вание | ||
4 | Методика работы с определителями зверей, птиц, рыб. | 1 | 1 | Пр. работа | отчёт | |||
5 | Работа с определителем. | 1 | 1 | Пр. работа | Собеседо вание | |||
6 | Работа с определителями видового разнообразия фауны леса, луга, болота | 1 | 1 | Экскурсия | Отчёт | |||
| ||||||||
7 | Понятие о коллекции. | 1 | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | Беседа | Собеседо вание | ||
8 | Классификация коллекций. | 1 | 1 | Демонст рация | Собеседо вание | |||
9 | Методика и правила сбора животных. | 1 | 1 | Демонст рация | Собеседо вание | |||
10 | Знакомство с коллекциями. | 1 | 1 | Беседа | Анализ | |||
11 | Изготовление заготовок для коллекции. | 1 | 1 | Круглый стол | Собеседо вание | |||
12 | Изготовление коллекций. | 1 | 1 | Акция | Творческий отчёт | |||
| ||||||||
13 | Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. | 1 | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | Беседа | Собеседо вание | ||
14 | Красная книга. Виды животных, птиц и насекомых Новосибирской области, занесенных в Красную книгу. | 1 | 1 | Коллективно- творческое дело | Творческий отчёт | |||
15 | Реликты и эндемики фауны Новосибирской области. | 1 | 1 | Круглый стол | Анализ | |||
16 | Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами животных края по иллюстрациям и плакатам. | 1 | 1 | Беседа, проект | Собеседо вание | |||
17 | Изучение Красной книги Новосибирской области. Составление карты ареалов редких видов животных, насекомых и птиц.. | 1 | 1 | Беседа, проект | Собеседо вание | |||
18 | Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Новосибирской области". | 1 | 1 | Круглый стол | Творческий отчёт | |||
19 | Охрана животных родного края. | 1 | 1 | Агитбригада | Творческий отчёт | |||
20 | Это должен знать каждый! | 1 | 1 | Акция | Анализ | |||
| ||||||||
21 | Охраняемые территории, причины их организации и значение. | 1 | 1 | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | Беседа | Собеседо вание | ||
22 | Классификация заповедников. Заповедники Новосибирской области. | 1 | 1 | Проект | Творческий отчёт | |||
23 | Работа с зоогеографическими картами заповедников. | 1 | 1 | Беседа | Собеседо вание | |||
24 | Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. | 1 | 1 | Беседа | Собеседо вание | |||
25 | Работа с Красной книгой (фауна Колтыракского заповедника). | 1 | 1 | Проект | Творческий отчёт | |||
26 | Фауна Колтыракского заповедника. | 1 | 1 | Праздник | Творческий отчёт | |||
| ||||||||
27 | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. | 1 | 1 | Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности | Круглый стол | Анкетиро вание | ||
28 | Биологические ритмы. | 1 | 1 | Встреча | Собеседо вание | |||
29 | Животные-индикаторы. | 1 | 1 | Игра | ||||
30 | Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. | 1 | 1 | Беседа | Собеседо вание | |||
31 | Работа с определителями животных "Выделение экологических групп животных по отношению к территории обитания". | 1 | 1 | Беседа | Собеседо вание | |||
32 | Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных животных. | 1 | 1 | Праздник, конкурс | Творческий отчёт | |||
33 | Наблюдение за животными - индикаторами. | 1 | 1 | Беседа | Собеседо вание | |||
34 | Правила поведения в лесу, | 1 | 1 | Наказ | Отчёт |
Список литературы.
- В.В.Балабанова. Биология. Экология. Здоровый образ жизни. Волгоград, 2006г.
- В. П.Зверев. Экологические игры. Москва, "Просвещение", 2001г.
- И.Д.Зверев. Практические занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 1996г.
- А.С.Литвинович, С.В.Дегбер Пойми живой язык природы. Воронеж, 2006г.
- И.П.Шипунова. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы. Новосибирск, 1995
- Т.Б.Шипунова, С.А.Пивоварова. Занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 2005г
Материально-техническое обеспечение.
- Микроскопы.
- Лабораторная посуда
- Штативы
- Ноутбук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 2-3 классе «Английский с удовольствием»
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 2-3 классе «Английский с удовольствием»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительная физика". 5 класс
Кружок «Удивительная физика» предназначен для ознакомления учащихся 5 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по химии 7 класс
Рабочая программа пропедевтического курса 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений а...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по химии 7 класс
Рабочая программа пропедевтического курса 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений а...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по химии 7 класс
Рабочая программа пропедевтического курса 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений а...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Рост" для 2 класса
Программа составлена на основе программы Е.Г.Конновой «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» допущена к использованию в образовательном процессе приказом Минобрнауки России №729 от 14.12.20...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для учащихся 6 класса «Занимательная математика» (общеинтеллектуальное направление)
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы определена тем,...