Природные ресурсы и их классификация. Источники загрязнения и загрязняющие окружающую среду вещества.
план-конспект урока по экологии (11 класс)

Природные ресурсы являются главным объектом природопользования, в процессе которого они подвергаются эксплуатации и последующей переработке. Главные виды природных ресурсов - солнечная энергия, внутри земное тепло, водные, земельные и минеральные ресурсы - являются средствами труда.

Растительные ресурсы, животный мир, питьевая вода, дикорастущие растения - являются предметами потребления.

В связи с огромным объемом используемых природных веществ и энергии, проблема обеспеченности человечества природными ресурсами является глобальной. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 урок. Природные ресурсы и их классификация. Источники загрязнения и загрязняющие окружающую среду вещества.

Цель: Познакомить с понятием «Природные ресурсы»иих классификацией.

Задачи:

  1. Дать определение понятия «Природные или естественные ресурсы», классификация.
  2. Сформировать представление об источниках загрязнения и веществах загрязняющих окружающую среду.
  3. Развитие у учащихся интереса к окружающей среде, мышления,памяти.

Тип урока: урок-лекция.

Методы обучения: рассказ, объяснение.

Средства обучения: схема.

Основные понятия:«Природные ресурсы», «Загрязнение окружающей среды», «Загрязняющее вещество».

Ход урока:

Приветствие

Рассказ

Записать в тетрадь

Раздать для вклеивания в тетрадь

Рассказ

Записать в тетрадь

Раздать для вклеивания в тетрадь

Рассказ

Записать в тетрадь

Написать на доске

Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь!

Формирование знаний.

Природные ресурсы являются главным объектом природопользования, в процессе которого они подвергаются эксплуатации и последующей переработке. Главные виды природных ресурсов - солнечная энергия, внутри земное тепло, водные, земельные и минеральные ресурсы - являются средствами труда.

Растительные ресурсы, животный мир, питьевая вода, дикорастущие растения - являются предметами потребления.

В связи с огромным объемом используемых природных веществ и энергии, проблема обеспеченности человечества природными ресурсами является глобальной.

Природные ресурсы (естественные ресурсы) - часть всей совокупности природных условий существования человечества, важнейшие компоненты окружающей среды.

Под классификацией природных ресурсов понимается разделение совокупности предметов, объектов и явлений природной среды на группы по функционально значимым признакам. Учитывая природное происхождение ресурсов, а также их огромное экономическое значение, природные ресурсы подразделяются:

https://studizba.com/uploads/lectures/jekonomika-i-finansy/gosudarstvennaja-jekonomicheskaja-politika/files/0-7-prirodno-resursnyj-potencial-rossii-i-ego-jekonomicheskaja-ocenka.png

Широко используется геолого-экономическая классификация полезных ископаемых по основным направлениям их использования в промышленности:

·  топливно-энергетическое сырье (нефть, газ, уголь, уран и др.);

·  черные, легирующие и тугоплавкие металлы (руды железа, марганца, хрома, никеля, кобальта, вольфрама и др.);

·  благородные металлы (золото, серебро, платиноиды),

·  химическое и агрономическое сырье (калийные соли, фосфориты, апатиты и др.);

·  техническое сырье (алмазы, асбест, графит и др.).

В рыночных условиях хозяйства практический интерес приобретает классификация природных ресурсов, учитывающая, в частности, характер торговли природным сырьем. Например, можно выделить:

·  ресурсы, имеющие стратегическое значение, торговля которыми должна быть ограничена, поскольку ведет к подрыву оборонной мощи государства (урановая руда и др. радиоактивные вещества);

·  ресурсы, имеющие широкое экспортное значение и обеспечивающие основной приток валютных поступлений (нефть, алмазы, золото и др.);

·  ресурсы внутреннего рынка, имеющие, как правило, повсеместное распространение, например, минеральное сырье и др.

Загрязнение окружающей среды – это любые отклонения состояния окружающей среды от обычно наблюдаемой среднестатистической нормы.

Загрязнение может возникать в результате естественных причин (природное загрязнение) и под влиянием деятельности человека (антропогенное загрязнение).

Загрязнение окружающей среды – это поступление в окружающую среду вещества и энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Загрязняющее вещество – это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Схема 1.Классификация загрязнения окружающей среды (по Реймерсу, 1990)

http://lib4all.ru/base/B3337/img/B3337p432-1.jpg

  1. Загрязнение различают по масштабу: локальные, региональные, глобальные. Эти варианты различаются не только размерами территории или акватории, подвергшейся загрязнению, но и системами ответных мер, направленных на предотвращение загрязнения и ликвидацию его последствий.
  2. Антропогенное воздействие на практике часто подразделяют напромышленноесельскохозяйственное. Причем в первом случае источник загрязнения, как правило, локализован т.е. можно найти «трубу», из которой поступают загрязняющие вещества. Во втором случае загрязнение часто дисперсное, рассредоточенное, например, пестициды и минеральные удобрения, равномерно распределенные на обширных полях.
  3. Загрязнение бывает первичным или вторичным, т.е. возникшим в результате последующих химических и физических трансформаций загрязняющих веществ либо в результате взаимодействия между собой, либо вследствие естественного распада.
  4. Загрязнение принято подразделять на физическое, химическое и биологическое (на схеме выделено  ещё физико-химическое), что соответствует различиям между способами их изучения, определения и накопленными в соответствующих науках знаниями.
  5. Загрязнение различают также по основным средам обитания организмов: воздух, вода (с подразделением на пресные и соленые воды), почва. К средам обитания можно отнести и пищевые продукты: животные дышат воздухом, пьют воду или контактируют с ней всем телом и потребляют из внешней среды пищу.

На практике основные виды антропогенного загрязнения чаще всего подразделяют на:

  • Химическое (воздух, поверхностные воды суши, грунтовые воды, моря, океаны, почва, продукты питания,
  • Радиоактивное
  • Электромагнитное(приборы электроники, телевизионные и радиостанции, линии электропередач)
  • Шумовое (промышленные объекты, аэропорт, железная дорога и т.п.)
  • Отходы (в том числе, высокотоксичные, которые в силу своей большой опасности рассматриваются отдельно от обычного химического загрязнения)

Классификация внутри химического типа загрязнения среды может быть построена как по источникам и по видам загрязняющих веществ, так и по характеру объекта, подвергшегося загрязнению.

Рассмотрим вкратце характеристики основных загрязняющих веществ, наиболее часто встречающихся.

Таблица. Основные типы источников загрязнения.

Среда

Источники загрязнения

СЕЛЬСКОЕ

ХОЗЯЙ-

СТВО

ПРОИЗ-ВОДСТВО

ЭЛЕКТРО-

ЭНЕРГИИ

ДОБЫЧА РУД И ВЫПЛАВКА МЕТАЛЛОВ

МЕТАЛ-

ЛУРГИ-

ЧЕСКАЯ ПРОМЫШ-

ЛЕННОСТЬ

ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШ-

ЛЕННОСТЬ И ЭЛЕКТРОНИКА

МУНИЦИ-ПАЛЬНЫЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ В ЦЕЛОМ

ОТХОДЫ

ТРАНСПОРТ

Воздух

Аэрозоли пестицидов, пыль, аммиак, сероводород, неприятные запахи, частицы почвы.

Оксиды углерода, азот, сера, полиароматические углеводороды из угля, радиоизотопы в выбросах АЭС.

Оксиды серы, свинец, кадмий, мышьяк, ртуть, никель, титан и т.п. в составе аэрозольных частиц.

Мышьяк, кадмий, хром, медь, марганец, никель, свинец, титан, цинк. Летучие органические соединения, кислоты.

Летучие органические соединения, ртуть.

Летучие органические вещества, сжигание ископаемых топлив, костры, производство цемента.

Сжигание мусора, полигоны захоронения отходов, отходы ферм.

Выхлопные газы, аэрозоли и взвешенные частицы (оксиды углерода, азота и серы, озон, соединение свинца.

Вода

Силосные башни и навозохранилища: нитраты, фосфаты, поверхностный сток. Частицы почвы.

Тепло, растворимые соединения бора и мышьяка.

Сульфаты, цианиды из щелочных растворов, ионы металла, рудные минералы: сульфид свинца, сульфид цинка и др.

Ионы металлов, кислотные потоки, растворители (летучие органические соединения), используемые при очистке металлических поверхностей.

Разнообразные вещества в сточных водах, растворители, используемые в микроэлектронике.

Нефтепродукты, поверхностноактивные вещества.

Полигоны захоронения отходов, стоки станций водоочистки: фосфаты, нитраты, аммоний.

Пролив топлива, жидких грузов (углеводороды, продукты органического синтеза, нефтепродукты), антифриз, осаждение продуктов сгорания топлива.

Почва

Удобрения: мышьяк, кадмий, уран, ванадий, цинк. Долгоживущие органические вещества (Линдан - это хлорорганический пестицид, которые использовался для борьбы с различными видами насекомых). Разлитое моторное масло.

Соединения кремния, сульфаты, нитраты, соединения тяжелых металлов, угольная пыль.

Твердые отходы: ветровая эрозия, выветривание частиц руды. Выплавка: пыль, осажденные аэрозоли из плавильного цеха (различные металлы).

Металлы в отходах, растворителях, кислотах.

Металлический лом, места сброса стоков и хранения жидких отходов.

Свинец, цинк, медь, кадмий и т.п., асбест.

Илистые отходы станций водоочистки, металлический лом, костры, зола, аэрозоли мусоросжигающих заводов, открытое складирование промышленных отходов, полигоны захоронения отходов.

Кислотные выпадения, антиобледенители, разнообразные вещества на сортировочных станциях, подъездных путях и т.д., осаждение продуктов сгорания топлива, частицы шинной резины (содержат цинк и кадмий).

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Загрязнение и охрана окружающей среды"

Аннотация к интегрированному уроку  географии и английского языка по теме:  "Загрязнение и охрана окружающей среды" 8-й класс Калимуллина Райхан Зиннуровна, учитель географии...

Загрязнение и охрана окружающей среды

Учебно-воспитательные задачи:     1.    Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; загрязнение окружающе...

Открытый урок по теме «Загрязнение и охрана окружающей среды »

План-конспект урока «Загрязнение и охрана окружающей среды »Урок является  составляющим в теме «Мировые природные ресурсы». Всего на эту тему запланировано 4 урока, это третий урок темы. Он изуча...

География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды

Тест по теме: « География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды» ...

Загрязнение и охрана окружающей среды

презентация к уроку географии 10 класс...

Конспект урока "География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды."

Конспект урока "География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды....