Загрязнение и охрана окружающей среды
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Ложкина Ирина Петровна

     Учебно-воспитательные задачи:

     1.    Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; загрязнение окружающей среды (качественное и количественное).

2.    Показать главные источники загрязнения почвенного покрова, гидросферы, атмосферы.

3.    Рассмотреть три главных пути решения природоохранных проблем.

      4.    Довести до сведения учащихся, что решение природоохранных проблем может осуществляться путем создания сети ОПТ и правильной природоохранной деятельности и экологической политики.

      5.    Развивать творческие способности учащихся.

      6.    Воспитывать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagryaznenie_i_ohrana_okruzhayushchey_sredy.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи урока:

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; загрязнение окружающей среды (качественное и количественное).
  2. Показать главные источники загрязнения почвенного покрова, гидросферы, атмосферы.
  3. Рассмотреть три главных пути решения природоохранных проблем.
  4. Довести до сведения учащихся, что решение природоохранных проблем может осуществляться путем создания сети ОПТ и правильной природоохранной деятельности и экологической политики.
  5. Развивать творческие способности учащихся.
  6. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

Карта «Экологические проблемы мира», политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы, компьютер, интерактивная доска.

.Предварительная подготовка

Роли - судья, присяжные, обвинители (свидетели), адвокаты, прокурор. К уроку требуется предварительная подготовка учащихся, подбор материала, освоение ролей.

 Ход урока

  1. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока, представление участников экологического суда.

Судья.  Сегодня мы слушаем дело о загрязнении окружающей среды. Обвиняется человечество. «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо», - говорит народная пословица. Неужели все человечество, да и каждый из нас, упо добились такой птице?

Попробуем ответить на этот вопрос.

Загрязнение окружающей среды - нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Оно приводит к вредному воздействию на литосферу, гидро сферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания, конст рукции, материалы и самого человека.

Главный источник загрязнения - возвращение в природу отходов по статистике к концу XX века количество отходов возросло до 100 млрд.

Существует количественное и качественное загрязнение окружаю щей среды.

Секретарь. Приглашается для дачи показаний потерпевший – Литосфера.

Судья. Правда, что в результате хозяйственной деятельности человека происходит эрозия, засоление, деградация почв?

Литосфера. Да, ваша честь, правда. Я литосфера – твёрдая оболочка Земли загрязнена в результате промышленной, строительной и сельскохозяйственной деятельности человека.

Из-за нерациональной организации сельского хо зяйства деградировало 2 млрд га земли, т. е. площадь, которая в 2 раза больше территории Европы.

В настоящее время 3/4 всех земель мира подверже ны эрозии, которая безжалостно уничтожа ет верхний плодородный слой почвы. Размыв верхнего слоя почвы происходит быстро, а для его восстановле ния требуются громадные усилия. Чтобы создать слой почвы толщиной 20 см, требуется 1500-7400 лет, так как в среднем за 100 лет образуется от 0,5 до 2 см поверхностного слоя.

В результате деятельности человека к последней четверти XX века появились пустыни, которые охватили уже 43% общей площади суши.

Процесс опустынивания обычно вызывается сово купным действием природы и человека. Уничтожение скудной растительности из-за чрезмерного выпаса скота, вырубки деревьев и кустарников, распашка земель, малопригодных для земледелия, и другие виды хозяйственной деятельно сти, нарушающей хрупкое равновесие в природе.

Засоление — еще один путь к опустыниванию зе мель. В районах, где в воде, используемой для ороше ния, содержится много растворимых солей, при неадек ватном поливе и отсутствии дренажа часто отклады ваются соли, что прямо вредит растениям. Какая-то часть солей захватывается растениями, но большая часть просто остается в почве по мере испарения воды.

Судья. Обвинение принимается. У прокурора есть дополнение?

Прокурор. Да, ваша честь. Всё более серьёзной становится и проблема накопления бытового мусора. Полное разрушение почвенного покрова в результате открытых горных разработок, глубина которых достигает 500 м. Итак, общая площадь загрязнённых земель на суше составляет 1/10 часть мирового земельного фонда.

Секретарь. Приглашается потерпевший – Гидросфера.

Судья. Правда ли, что обвиняемый – Человек – загрязняет ваши воды нефтью, промышленными и сельскохозяйственными отходами?

Гидросфера. Да, ваша честь, это горькая правда. Я гидросфера – водная оболочка Земли. Я очень сильно загрязнена в результате сброса в реки, озёра и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод.

К концу 90-х гг. XX в. об щий мировой объем сточных вод приблизился к 3—4 тыс. км3 в год, или к 20% от «водного пай ка» Земли.

К числу сильно загрязненных относятся многие реки — Рейн, Дунай, Сена, Темза, Тибр, Мис сисипи, Огайо, Волга, Днепр, Дон, Днестр, Нил, Ганг и др. Растет и загрязнение Мирового океана, «здоровью» которого уг рожают одновременно с побере жья, с поверхности, со дна, из рек и атмосферы. Ежегодно в Океан попадает огромное коли чество отходов. Наиболее загряз нены внутренние и окраинные моря — Средиземное, Северное, Ирландское, Балтийское, Черное, Азовское, Внутреннее Японское, Яванское, Желтое, Карибское, а также Бискайский, Персидский, Мексиканский и Гвинейский за ливы.

Загрязнение коснулось не только внутренних морей, но и центральных частей океанов. Возрастает угроза для глубоко водных впадин: имели место слу чаи захоронения в них токсич ных веществ и радиоактивных материалов.

Но особую опасность для Оке ана представляет нефтяное за грязнение. В результате утечки нефти при ее добыче, транспор тировке и переработке в Миро вой океан ежегодно попадает (по разным источникам) от 3 до 10 млн т нефти и нефтепродук тов. Космические снимки пока зывают, что уже около 1/3 всей его поверхности покрыто масля нистой пленкой, которая снижа ет испарение, угнетает развитие планктона, ограничивает взаимо действие Океана с атмосферой. Больше всего загрязнен нефтью Атлантический океан. Дви жение поверхностных вод в Оке ане приводит к распространению загрязнений на большие рассто яния. Особенно опасны катаст рофы крупных танкеров, кото рые приводят к «залповым» вы бросам нефти.

Кроме того, происходит ра диоактивное загрязнение Миро вого океана, связанное с тем, что некоторые страны долгое время захоранивали в его водах свои радиоактивные отходы.

Прокурор. Ваша честь, прошу вызвать свидетеля обвинения – Океан

Секретарь. Приглашается свидетель обвинения – Океан

Океан. Масштабная экологиче ская катастрофа, получившая название «нефтяной Черно быль», произошла в Мекси канском заливе 22 апреля 2010 года. Нефтяная платфор ма затонула после мощного взрыва и 36-часового пожара. Выбросы нефти и природного газа продолжались почти три месяца. Около пяти миллио нов баррелей нефти вытекло в акваторию залива. Экологам предстоит оценить ущерб, который нанёс разлив нефти флоре и фауне не только Мексиканского залива, но и его побережья, а специалисты должны разработать стратегию восстановления региона.

Секретарь. Слово предоставляется обвиняемому - пред ставителю нефтяной компании.

Обвиняемый. В Мексиканском заливе произошла авария, которая привела к экологической катастрофе. Компания по теряла буровую платформу стоимостью около 350 миллионов долларов и потратила 4 миллиарда долларов на ликвидацию аварии и её последствий. Поверьте, мы сами не можем до сих пор понять, почему случилась беда. Мы соблюдали все меры безопасности.

Судья. Обвинение принимается. У прокурора есть дополнение?

Прокурор. Да, ваша честь. В1979 году знаменитый путешественник Тур. Хейердал отправился в плавание по Атлантическому океану. Приведу отрывок из его воспоминаний: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно в глаза бросился мазут. До самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину».

Секретарь. Приглашается свидетель обвинения – Атмосфера.

Судья. Правда, что в результате хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение воздуха?

Атмосфера. Да, ваша честь. Я – воздушная оболочка Земли, загрязнена в результате работы промышленности, транс порта, а также различных топок, которые в совокупности ежегод но выбрасывают в воздушную оболочку Земли миллиарды тонн твердых и газообразных частиц. Основные загрязнители атмосфе ры — окись углерода (СО) и сер нистый газ (8О2), образующиеся прежде всего при сжигании ми нерального топлива, а также ок сиды серы, азота, фосфора, свинец, ртуть, алюми                                                                                                                                                     ний и другие металлы.

Вы знаете, что сернистый газ служит главным источником так называемых кислотных дождей, которые особенно широко рас пространены в Европе и в Се верной Америке. Кислотные осадки снижают урожайность, гу бят леса и другую раститель ность, уничтожают жизнь в прес ных водоемах, разрушают зда ния, отрицательно сказываются на здоровье людей.

Судья. Обвинение принимается. У прокурора есть дополнение?

Прокурор. Да, ваша честь. В Скандинавии, которая получает кислотные осадки в ос новном из Великобритании и ФРГ, погибла жизнь в 20 тыс. озер, в них исчезли лосось, фо рель и другая рыба. Во многих странах Западной Европы про исходит катастрофическая гибель лесов. Такая же гибель лесов на чалась и в России.

Воздействия кислотных осад ков не выдерживают не толь ко живые организмы, но и ка мень. Циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема её загрязнения приобрела глобальный характер.

Судья.  Приглашается адвокат Человечества. Что вы можете сказать в защиту Человечества.

Адвокат. Уважаемый суд! Человек действительно широко использует природные ресурсы в хозяйственной деятельности, но при этом старается не допустить экологических катастроф. Однако случаются аварии из-за изношенности' судов и нехват ки средств на их ремонт. Причиной аварии может стать и при родная стихия.

Я хочу предложить вашему вниманию видеоматериал, из которого вы узнаете о том, как человек проявляет заботу о во доёмах и их обитателях. (Просмотр фрагмента видеофильма.)

Человечество не только засоряет свое «гнездо». Оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуще ствлению.

Первый путь заключается в создании разного рода очист ных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничто жении и переработке мусора, строительстве дымовых труб вы сотой 200—300 м и более, ре культивации земель и др. Одна ко даже самые современные сооружения не обеспечивают полного очищения. А сверхвысо кие дымовые трубы, снижая кон центрацию вредных веществ в данном месте, способствуют рас пространению пылевого загряз нения и кислотных дождей на го раздо более обширные террито рии: труба высотой в 250 м увеличивает радиус рассеивания до 75 км.

Второй путь состоит в раз работке и применении принци пиально новой природоохрани тельной («чистой») технологии производства, в переходе к ма лоотходным и безотходным про изводственным процессам. Так, переход от прямоточного (ре ка — предприятие — река) во доснабжения к оборотному и тем более к «сухой» технологии мо жет обеспечить сначала частич ное, а затем и полное прекраще ние сброса сточных вод в реки и водоемы.

Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьша ет, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Но он тре бует огромных расходов, непо сильных для многих стран.

Третий путь заключается в глубоко продуманном, наибо лее рациональном размещении так называемых «грязных» про изводств, оказывающих отрица тельное воздействие на состоя ние окружающей среды. К чис лу «грязных» производств прежде всего относятся химическая и нефтехимическая, металлургическая, целлюлозно-бумажная про мышленность, тепловая энергети ка, производство стройматериа лов. При размещении таких пред приятий особенно необходима географическая экспертиза.

Секретарь. Приглашается свидетель защиты юрист-эколог.

Свидетель защиты Основой экологического законодательства РФ является закон РФ «Об охране окружающей природной среды», принятый 19.12.1991 г. До принятия этого закона в России не было общего правового документа в области охраны окружающей природной среды. Закон регулирует природоохранительные отношения, которые включают выполнение трёх задач:

  1. сохранение природной среды;
  2. предупреждение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;
  3. оздоровление и улучшение качества природной среды.

Судья. Все свидетели заслушаны. Слово предоставляется обвиняемому – Человечеству.

Человек.  Уважаемые участники судебного процесса! Прошу учесть, что человек неумышленно наносит вред окружающей среде. Общество не может прогрессивно развиваться, не взаимодействуя с природой и не пользуясь её дарами. Но мы хотим обратиться ко всем жителям нашей планеты с просьбой о бережном отношении к окружающей среде.

Секретарь. Суд удаляется для вынесения приговора.

Учитель проводит тестовую работу.

Секретарь. Всем встать. Суд идёт.

Судья. Приговор:

1..Обязать человечество соблюдать закон «Об охране окружающей природной среды»

2. Ввести в школах предмет «Экология».

3.Создать на каждом предприятии общественные экологические службы, которые контролировали бы хозяйственную деятельность человека по отношению к тому или иному природному объекту.

4. Создать творческую группу учёных-экологов по разработке инновационных технологий переработки промышленных отходов, безвредному использованию современных установок.

IV Заключение.

Учитель: Цели, поставленные нами в начале урока, выполнены. Мы убедились, что вред, наносимый природе человеком, огромен, увидели источники загрязнения окружающей среды и рассмотрели пути решения этой глобальной проблемы.

В нашей школе проводится экологические трудовые десанты, создан экологический отряд. Задачи экологического отряда:

-оказание помощи в уборке прилегающей территории к школе;

-оказание помощи в наведении порядка в роще сахарного завода.

Участники отряда входят в состав школьной научно-исследовательской группы «Исток».

Домашнее задание:

Глава 2, § 3-4, выполните задание № 9 на стр. 52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Загрязнение и охрана окружающей среды"

Аннотация к интегрированному уроку  географии и английского языка по теме:  "Загрязнение и охрана окружающей среды" 8-й класс Калимуллина Райхан Зиннуровна, учитель географии...

Открытый урок по теме «Загрязнение и охрана окружающей среды »

План-конспект урока «Загрязнение и охрана окружающей среды »Урок является  составляющим в теме «Мировые природные ресурсы». Всего на эту тему запланировано 4 урока, это третий урок темы. Он изуча...

География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды

Тест по теме: « География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды» ...

Загрязнение и охрана окружающей среды

презентация к уроку географии 10 класс...

Загрязнение и охрана окружающей среды

Охрана окружающей среды...

Проект урока по географии «Загрязнение и охрана окружающей среды»

Ознакомиться с проблемой  антропогенного загрязнения окружающей среды,с источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы,  выявить главные пути решения проблем охраны окружающей сред...

Тест. Тема: Загрязнение и охрана окружающей среды

laquo;Человек, овладевший экологической культурой, относится к природе как к матери, считает её своим родным домом, который надо беречь и о котором надо заботиться»....