Экологическая тропа — средство мотивации обучающихся к познавательной деятельности
статья по экологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Богачева Алла Геннадьевна

Что будет, если объединить экскурсию в природу с форматом игры по станциям? Правильно, эффективная технология по формированию экологической культуры и познавательного унтереса школьников. Прекрасный побочный эффект применения данного формата - это сближение и живое взаимодействие наших учащихся с природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая тропа — средство мотивации обучающихся к познавательной деятельности

О необходимости экологического образования на сегодняшний день сказано так много, что не возникает ни малейшего сомнения в необходимости ведения просветительской деятельности среди школьников на тему экологии и природопользования. Однако возникает другой вопрос: как это делать эффективно? В последнее время все сильнее бросается в глаза определенная оторванность детей от природы, причем, это касается всех возрастов: от дошкольников и до выпускников школ и даже студентов. С одной стороны это, конечно, не может не огорчать педагогов, потому что скудный опыт соприкосновения школьников с природными объектами накладывает ограничения на процесс познания и понимания ими экологических явлений и законов. И в то же время, в этом есть свои преимущества, такие, например, как эффект новизны, который испытывают учащиеся при каждом посещении природных объектов и взаимодействия с ними. Тут и пробуждается познавательный интерес, который, впрочем, очень легко может быть сведен на нет заунывным повествованием экскурсовода. В попытках избежать этого печального исхода была разработана игровая технология «Экологическая тропа».

В классическом понимании экологическая тропа — это экскурсионный маршрут в природе, оборудованный информационными стендами, из которых экскурсанты получают информацию об окружающих природных объектах, также на такой тропе может работать экскурсовод. Хорошо, если Ваш гид имеет высокие ораторские способности и умеет варьировать уровень сложности информации, в зависимости от подготовленности аудитории, хотя даже в таком случае велика вероятность, что часть слушателей (а то и все) заскучают и будут отвлекаться. Эффективность усвоения информации на слух даже при высоком мастерстве спикера весьма низка.

Мы увидели возможное решение в совмещении двух форматов: экологической тропы и игры по станциям, что позволило вовлечь участников в процесс изучения природного объекта в активной игровой форме. Технология организации этого мероприятия такова: выбирается маршрут, на нем определяют несколько (в нашем случае, пять) точек-станций, на каждой из которых находится тьютор. В задачи тьютора входит предоставить справочный материал, помочь команде найти или определить нужные данные, отвечая на вопросы, объяснить, как пользоваться приборами, а также, что немаловажно для холодного времени года, провести физминутку. Никаких продолжительных монологов в речи тьютора не предусматривается. Участники, перемещаясь по точкам, производят наблюдения и замеры различных показателей, таких как, температура почвы, воды, радиационный фон, освещённость и т. п. и заносят все данные в таблицу, описывают доминирующие виды растительности, облик среды и находят среди этого следы деятельности человека, и в завершении, оценивают интенсивность антропогенной нагрузки на природные сообщества. Кроме полевой части, также предусмотрена камеральная обработка полученных данных с последующим анализом и обсуждением результатов на семинаре, где каждая команда отчитывается о своих выводах по одной из точек.

Таким образом, данный формат позволяет поддерживать высокий уровень вовлеченности учащихся в процесс на протяжении всего мероприятия, в результате чего, материал усваивается более эффективно, по сравнению с экскурсионной формой. Кроме того, участники учатся работать с приборами и самостоятельно искать нужную информацию. Подведение итогов в форме семинара и процесс подготовки к нему позволяет учащимся освоить методы обработки и анализа полевых данных.

В нашем случае апробация данного формата экологической тропы состоялась в рамках каникулярной школы «ШКВиП», прошедшей 27-29 октября 2018 года на агробиостанции РГПУ им. А. И. Герцена в поселке Вырица. Изначально программа каникулярной школы предполагала в основном аудиторные занятия, однако мы решили использовать все преимущества нашего местоположение и разработали маршрут и необходимые методические материалы для проведения экологической тропы неподалеку от агробиостанции. Участниками этой игры стали ученики 7-10 классов, а тьюторами наравне с учителями были также и одиннадцатиклассники. В результате, каждый вовлеченный в игру, не зависимо от своей роли, вынес для себя что-то полезное. Например, участники приобрели новые знания и, что еще важнее, умения в области экологического мониторинга, а также просто интересно провели время на природе, учащиеся 11 класса попробовали себя в качестве организаторов и тьюторов и научились справляться с тем объемом ответственности, который подразумевает эта роль. Что касается учителей, то ими были освоены новые методические подходы и получен опыт, который они смогут применить в своей профессиональной деятельности, в частности при проведении экологической практики в 8 и 10 классах, предусмотренной в курсе «Технологии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятных условий для работы с учащимися, которые имеют низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом ...

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м...

Формирование позитивной мотивации через стимулирование познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.

В данном материале представлено эссе и подробно разобран план урока на тему "Формирование позитивной мотивации через стимулирование познавательной деятельности обучающихся на уроках математики". В рез...

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длите...

Постановка проблемы на уроках химии как средство развития способности обучающихся к познавательной деятельности.

Творческие способности школьников могут быть развиты в том случае, когда они активно участвуют в процессе усвоения новых знаний, в процессе поиска истины. Наибольшее значение ...

Игровая технология как средство мотивации обучающихся на учебную деятельность на уроках физической культуры.

Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится позна...

Презентация "Использование средств ИКТ при организации познавательной деятельности обучающихся"

ull;Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. В современных условиях школа должна готовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обще...