Внеурочное занятие по экологии в условиях инклюзии «Определение видового состава животных по следам жизнедеятельности на снегу»
план-конспект занятия по экологии (5, 6, 7 класс)

Сидорова Тамара Николаевна

Не стоит считать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в экологическом воспитании. Дети с ОВЗ являются неотъемлемой частью общества и способны внести свой вклад в окружающую их действительность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_v_usloviyah_inklyuzii_tehnologicheskaya_karta.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение 

«Спасская средняя общеобразовательная школа» Томского района

«Определение видового состава животных

по следам жизнедеятельности на снегу»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

«Современное внеурочное занятие в условиях инклюзии»

Сидорова Тамара Николаевна,

учитель биологии и химии

Вершининского филиала

МАОУ «Спасская СОШ»

Томского района

с. Вершинино 2018


Приложение 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Современное внеурочное занятие в условиях инклюзии»

Предмет

Класс

ФИО учителя

Внеурочное занятие кружка «Исследователи природы»

Занятие проводится в полевых условиях и рассчитано на 65 – 70 минут.

Группа учащихся 5 – 7 классов (15 человек, 4 ребенка с ОВЗ)

Сидорова Тамара Николаевна – учитель биологии и химии Вершининского филиала МАОУ «Спасская СОШ» Томского района

Тема

Определение видового состава животных по следам жизнедеятельности на снегу

Тип занятия

Урок формирования первоначальных исследовательских навыков и умений

Материально - техническое обеспечение урока

Определители:

1. Ласуков Р.Ю. Звери и их следы: карманный определитель. – М.: Рольф, 1999;

2. Лисуконь И.В. «Каталог следов зверей и птиц, часто встречающихся во время выходов в природу» - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Угловская средняя общеобразовательная школа», 2013;

3. Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

Фотоаппараты или телефоны с фотокамерой, линейки, спичечные коробки, блокноты, ручки или простые карандаши.

Цель

Создать условия для формирования новых умений и навыков при изучении темы «Определение видового состава животных по следам жизнедеятельности на снегу».

Задачи:

Образовательные

Научить определять вид животных по следам жизнедеятельности с помощью определителей.

Развивающие

Прививать навыки  экологически просвещенного человека.

Воспитательные

Способствовать развитию активной жизненной позиции и экологического сознания.

Форма занятия

Фронтальная, групповая, индивидуальная

УУД

Предметные УУД: Сформировать представление о видовом составе позвоночных животных в окрестностях села; развивать умение пользования определителем; научить детей бережному отношению к изучаемым объектам, структурирование знаний

Личностные УУД: Формировать устойчивый  познавательный интерес; формировать навыки самоорганизации; развивать логическое мышление;

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои достижения; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осознавать трудности, стремиться их преодолевать, пользоваться различными видами помощи.

Познавательные УУД: ставить проблему, аргументировать её актуальность; развивать навыки исследования;

Коммуникативные УУД: выполнять нормы речевого поведения, культуры речи; строить свои высказывания и слушать другого; вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Логическое универсальное действие: установление причинно-следственных связей

Планируемые результаты

В результате проведения занятия учащиеся смогут:

Предметные:

1. Ориентироваться в инструкции, осознанно читать, связно рассказывать; оценивать результаты своей деятельности.

2. Составлять несложные монологические высказывания о проделанной работе.

Личностные:

1. Высказывать своё мнение, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.Проявлять интерес и желание познавать новый вид деятельности.

4.Терпимо относиться к мнению других ребят.

Коммуникативные:

1. Развивать умение слушать, вступать в диалог, умение рассуждать и понимать речь других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопрос.

3. Работать в группах, принимать участие в коллективном обсуждение проблем.

4. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

1. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя или других ребят.

2. Высказывать своё предположение (гипотезу) .

3. Работать по предложенному плану.

Метапредметные:

1. Понимать учебную задачу.

2. Делать выводы в результате совместной работы группы и учителя.

3. Уметь работать с информацией.

4. Уметь планировать и действовать по плану.

5. Уметь контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

Формы контроля

Беседа, практическая работа, устный отчет.

Здоровьесберегающие технологии

Рациональная организация занятия в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями; смена видов деятельности; положительная эмоциональная обстановка на занятии.


Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Предварительная работа

Определить участок в лесополосе рядом со школой со следами жизнедеятельности животных.

Проведение инструктажа по ОТ.

Просмотр мультфильма «Зверя по следам любого…» из сериала «Маша и Медведь».

Фронтальная работа, словесная передача учебной информации одновременно всем учащимся

Личностные УУД:

Формирование навыков самоогранизации

Положительный настрой

Орг. Момент

3 мин.

Подготовка учеников к восприятию материала

Мы живем в самом красивом уголке Томского района, в селе Вершинино. Сейчас мы находимся в Вершининском сосновом бору, который является памятником природы областного значения. А в двух километрах от нас находится Ларинский ландшафтный заказник.

Все эти уникальные места требуют очень бережного отношения и должны быть защищены от деятельности, ведущей к разрушению биологического разнообразия.

Одной из задач ООПТ (особо охраняемых природных территорий) является охрана объектов животного мира.

Ученики готовятся к занятию, концентрируют внимание. (Обратить внимание на настроение детей)

Фронтальная работа, словесная передача учебной информации одновременно всем учащимся

Личностные УУД:

Формирование навыков самоогранизации

Положительный настрой

Повторение пройденного материала

4 мин.

Повторение правила поведения в лесу.

Каких позвоночных животных нашей местности вы знаете?

Каких животных можно встретить у нас зимой?

Отвечают на вопросы (Первое слово предоставить детям с ОВЗ)

Фронтальная работа, фронтальный опрос

Общеучебные универсальные действия : структурирование знаний

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли исправлять ошибки свои и других.

Повторение пройденного материала, Оценка уровня полученных ранее знаний

Постановка завуалированной проблемы

4 мин.

Внимание, прошу оглядеться вокруг. Кого из названных животных нашей местности вы здесь видите?

В статьях о заказнике можно прочитать «…животный мир территории Ларинского заказника довольно многообразен. Он представлен 60 видами млекопитающих и 300 видами птиц…».

Вопрос: как подсчитали видовой состав животных? Ведь дикие животные чутки и осторожны, умеют прятаться и затаиваться. Они замечают человека гораздо раньше, чем он их. Можно неделями бродить по лесам и полям и не увидеть ни одного животного.

????

Предлагают разные варианты ответов и выдвигают гипотезу: видовой состав позвоночных животных можно определить по следам жизнедеятельности.

Мозговой штурм

Логическое универсальное действие: установление причинно- следственных связей

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли исправлять ошибки свои и других, дополнять ответы.

Возникновение интереса

Формулировка темы и целей занятия

4 мин.

Ребята подумайте и сформулируйте, что мы сегодня будем делать на занятии.

Формулируют тему, цель и задачи занятия:

Цель: изучить видовой состав позвоночных животных на данной территории по следам жизнедеятельности.

Задачи:

1) изучить следы жизнедеятельности, обнаруженные на данной территории;

2) определить по следам жизнедеятельности виды позвоночных животных.

Фронтальная работа

Личностные УУД:

Умение кратко формулировать мысль

Понимание темы, целей занятия

Актуализация знаний

3 мин.

Ребята, я вам напомню, что одной из задач ООПТ (особо охраняемых природных территорий) является охрана объектов животного мира.

Кто ответит, как тема нашего занятия связана с задачей ООПТ.

Предлагают разные варианты ответов.

(Обязательно спросить детей с ОВЗ, если правильно ответили – похвалить, если нет – успокоить, всем свойственно ошибаться, а мы учимся высказывать свое предположение)

Ответ: тема занятия очень актуальна, так как изучение следов жизнедеятельности позволяет определить видовой состав, не причиняя беспокойство животным и вреда окружающей среде.

Фронтальная работа

Коммуникативные УУД:

Умение слушать

Личностные УУД: смыслообразование

Понимание значимости выполнения данной работы

Определение учебной проблемы

3 мин.

Что мы должны сделать, что бы добиться поставленной цели?

Обобщает предположения детей.

Достичь поставленной цели нам помогут следующие методы исследования: наблюдение, фотосъёмка, измерение, тропление, сравнение, анализ.

Ученики задумываются над тем как ответить на данный вопрос.

Мозговой штурм

Познавательные УУД:

Постановка и решение проблемы

Знакомство с методами исследования

Открытие новых знаний

4 мин.

Объяснение нового учебного материала учителем.

Снежный покров, приходящий на смену листве и грязи осенних месяцев, предоставляет возможность зоологам проникнуть в потаенные детали жизни животных, особенно млекопитающих, в том числе самых осторожных и скрытных из них. Любой зверь, независимо от своей величины, пробежав по рыхлому снегу, а тем более по свежей пороше, невольно оставляет на снежной поверхности следы, то есть в некотором роде автограф.

Обладая известными следопытческими навыками, а их со временем можно приобрести, по этим отпечаткам наблюдатель узнает, кому они принадлежат и при каких обстоятельствах оставлены. Если же пройти по всему маршруту «наследу» зверя, тщательно регистрируя свидетельства событий, запечатленных на снегу, то можно совершенно точно, в количественных показателях, учесть все особенности жизни животного на данном отрезке пути.

Будьте аккуратны: не затаптывайте следы, относитесь к ним бережно.

Ученики слушают объяснение учителя, получают новые знания.

(Уточнить, как дети восприняли новую информацию)

Фронтальная форма обучения

Коммуникативные УУД:

Умение слушать

Личностные УУД: Смыслообразование

Знакомство с новым учебным материалом

Практическая работа Нахождение и определение следов жизнедеятельности животных

20 мин

В данном учебном задании придется иметь дело не только со следами в классическом представлении, т.е. отпечатками лап, но и с другими оставляемыми животными следами своей жизнедеятельности.

Под следами жизнедеятельности обычно понимают:

1) следы передвижения - отпечатки лап и других частей тела (хвост, брюхо), сломанные кустарники, набитые тропы;

2) следы кормовой деятельности – остатки и запасы пищи, покопки в снегу, следы поиска пищи, кормовые столики, обкусы и заломы растений и др.

В каждой группе распределить обязанности и выбрать тех, кто будет отвечать за фотосъемку, за измерение следов и за изображение следового хода животного. Раздать им инструкции.

Дети делятся на 3 группы*, ищут и определяют** следы жизнедеятельности на заданной территории

(Проследить что бы дети с ОВЗ попали в разные группы и уточнить, поняли ли они задание)

Далее каждая группа работает с одним видом следов.

*На данной территории следы жизнедеятельности лисицы, зайца и дятла.

**Работают с каталогами определителями.

Групповая работа на местности

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с сверстниками, способы взаимодействия

Регулятивные УУД:  контроль в форме сличения способа действия и его результата

Знакомство с правилами работы с природным объектом

Фотосъёмка.

Делайте фотографии найденных следов. Необходимо различать фотодокумент (фотофакт) от художественной съёмки. Прежде всего, сделайте фотодокумент обнаруженного следа, который поможет вам в дальнейшем в определении вида животного и в его изучении. Для этого рядом со следом кладётся небольшая линейка (с чётко видимыми на ней цифрами) и делается снимок. Если при себе линейки не оказалось можно положить спичечный коробок или монету. Таким образом, ваш снимок получает масштаб изображения следа, по которому в дальнейшем по фото можно будет вычислить параметры следа, а значит облегчить определение вида животного. На фотоснимке след должен быть отражён крупно и четко, затем следует сделать снимки общего вида – цепочку следов, общий план местообитания. Также с линейкой или другими масштабными предметами снимаются следы жизнедеятельности: помёт, погрызы, покопы, лёжки и др.

Из группы выбирается фотограф, который ведет фотосъемку.

(Проследить что бы все дети с ОВЗ были задействованы. Проследить у данных детей, как они поняли инструкции)

Групповая работа на местности

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с сверстниками, способы взаимодействия

Регулятивные УУД:  контроль в форме сличения способа действия и его результата

Осознание важности взаимопомощи

Измерение следов.

Длина шага измеряется от края отпечатка носка до края отпечатка пятки двух последовательных отпечатков следа. Длина следа – от края отпечатка пятки до края отпечатка самого длинного пальца по прямой линии, в случаях хорошо видимого отпечатка когтя, его также измеряют отдельно. Ширина отпечатка следа – от крайнего левого до крайнего правого отпечатков пальцев.

Зачем измерять вручную, когда сделано фото? Это традиционный метод, дублирующий и подстраховывающий фото и часто дополняющий его; это развивает навык серьёзного исследователя; в процессе измерения знакомство со следом более близко и непосредственно. При этом замечаются (и записываются!) очень важные тонкости: свежесть следа, состояния снега при прохождении здесь зверя, возможные индивидуальные особенности отпечатков и многое другое.

Из группы выбирается ребенок, который измеряет следы.

Групповая работа на местности

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с сверстниками, способы взаимодействия

Регулятивные УУД:  контроль в форме сличения способа действия и его результата

Понятие кодирования информации с помощью знаков и пиктограмм

Тропление.

Это отслеживание по цепочке следов (при сопровождении следа, его никогда не следует затаптывать) дневного, а чаще ночного хода зверя. В идеале прослеживается весь суточный ход от лёжки до лёжки, т. е. от одного места отдыха (днёвки) до другого, но это сложно и требует большой физической выносливости. Часто даже небольшое фрагментарное тропление даёт интересные представления о жизни, активности, питании и некоторых особенностях поведения животного. При этом, в какую сторону тропить – не важно. Тропление обычно проводят «в пяту» – тропление в обратном ходу зверя направлении. Выбирать можно в зависимости от местности, погоды, направления. Имеет смысл тропить свежий след. Иногда интересная летопись бывает и на старых следах, при условии их хорошей сохранности. На что обратить внимание при фрагментарном троплении: изменение параметров следа и по возможности установление причины (испуг, затаивание, скрадывание добычи, бегство и т.д.). Разумеется, следует фиксировать эти изменения по полной программе (см. выше).

Изображают следовой ход животного (части хода) на плане-схеме (условном рисунке) местности, где обязательно есть привязка к населённому пункту и обозначение сторон света, а также обозначены топографические особенности местности (овраг, ручей, закустаренный луг, пашня, колки и т. д.).

Групповая работа на местности

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с сверстниками, способы взаимодействия

Регулятивные УУД:  контроль в форме сличения способа действия и его результата

Понятие кодирования информации с помощью графического кодирования

Решение завуалированной проблемы

3 мин.

Что вы можете сказать по поводу выдвинутой гипотезы в начале занятия?

Ученики задумываются над тем как ответить на данный вопрос.

(Первое слово предоставить ребенку с ОВЗ)

Ответ: выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. И даже больше того: по следам жизнедеятельности мы определили не только видовой состав, но и узнали о жизни животных много нового и интересного.

Мозговой штурм

Общеучебные универсальные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Гордость за подтверждение выдвинутого предположения

Защита выполненных работ

9 мин.

Первичная защита выполненных работ*

1. Чьи следы вы увидели на данной территории?

2. Как вы определили, кому они принадлежат?

3. Что вы узнали о данном животном по следам жизнедеятельности?

4. Как вы оцениваете свой вклад в работу группы?

* Оформление полевых дневников и более тщательная обработка данных планируется на следующем занятии.

Группы отчитываются о проделанной работе

(Каждый ребенок отчитывается о проделанной работе. Первое слово предоставить ребенку с ОВЗ. Сильный ученик обобщает выполненную работу)

Групповая форма

Общеучебные универсальные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Навыки публичного выступления. Умение оценивать свою деятельность

Рефлексия

3 мин

Перед вами макет книги. Кому работа по изучению следов жизнедеятельности животных показалась очень интересной и кто планирует продолжить исследование - наклейте изображения животных на данный макет.

Дети оценивают свою работу

Индивидуальная форма

Регулятивные универсальные действия:

Оценивание своей работы

Подведение итогов

5 мин.

Что вы узнали нового, чему вы научились на данном занятии?

Если считать, что каждый отпечаток лапы – буква, а цепочка следов – строчка, то предлагаемая работа может стать отличным словарём, помогающим прочесть увлекательные повести, записанные на страницах Великой Книги Природы.

СПАСИБО ВСЕМ ЗА ЗАНЯТИЕ!!!

Сообщают то, что они узнали нового и чему научились на занятии

(Первое слово предоставить детям с ОВЗ)

Фронтальная форма

Логические УУД: построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные УУД: Умение обсуждать результаты, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.

Удовлетворение результатами своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по экологии "Видовое разнообразие земли"

Занятие используется в дополнительном образовании при подведении итогов за первый год обучения....

Занятие по Экологии. Тема: Почему идет снег?

Формирует представление у детей, о природных явлениях,и их взаимосвязи....

Проект на тему "Исследование видового состава птиц"

Проблема заключается в том, что большинство людей могут назвать совсем немного птиц. Кроме этого, практически нет литературы, в которой описывались бы все птицы нашего района, тем более села. Если кто...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Современное учебное занятие в условиях инклюзии»

Современное учебное занятие в условиях инклюзии...

Внеурочное занятие по экологии "Проблема бытового мусора"

Внеурочное занятие по экологии в ходе экологического кружка для 7-9 классов. Занятие - игра. Проблемы бытового мусора....

Внеурочное занятие по экологии "Вторая жизнь вещей"

Внеурочное занятие по экологии в  курсе экологического кружка. "Вторая жизнь вещей" Для учащихся 6-9 классов....

Внеурочное занятие по экологии «Бюро находок» с применением Музейной технологии

Внеурочное занятие экологического кружка «Исследователи природы»Занятие рассчитано на 50 – 65минут. Проводится с использованием естественнонаучной коллекции Томского областного краев...