Внеурочное занятие по экологии в условиях инклюзии «Определение видового состава животных по следам жизнедеятельности на снегу»
план-конспект занятия по экологии (5, 6, 7 класс)
Не стоит считать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в экологическом воспитании. Дети с ОВЗ являются неотъемлемой частью общества и способны внести свой вклад в окружающую их действительность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_usloviyah_inklyuzii_tehnologicheskaya_karta.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Спасская средняя общеобразовательная школа» Томского района
«Определение видового состава животных
по следам жизнедеятельности на снегу»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
«Современное внеурочное занятие в условиях инклюзии»
Сидорова Тамара Николаевна,
учитель биологии и химии
Вершининского филиала
МАОУ «Спасская СОШ»
Томского района
с. Вершинино 2018
Приложение 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Современное внеурочное занятие в условиях инклюзии»
Предмет | Класс | ФИО учителя |
Внеурочное занятие кружка «Исследователи природы» Занятие проводится в полевых условиях и рассчитано на 65 – 70 минут. | Группа учащихся 5 – 7 классов (15 человек, 4 ребенка с ОВЗ) | Сидорова Тамара Николаевна – учитель биологии и химии Вершининского филиала МАОУ «Спасская СОШ» Томского района |
Тема | Определение видового состава животных по следам жизнедеятельности на снегу |
Тип занятия | Урок формирования первоначальных исследовательских навыков и умений |
Материально - техническое обеспечение урока | Определители: 1. Ласуков Р.Ю. Звери и их следы: карманный определитель. – М.: Рольф, 1999; 2. Лисуконь И.В. «Каталог следов зверей и птиц, часто встречающихся во время выходов в природу» - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Угловская средняя общеобразовательная школа», 2013; 3. Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: Изд-во МГУ, 1989. Фотоаппараты или телефоны с фотокамерой, линейки, спичечные коробки, блокноты, ручки или простые карандаши. |
Цель | Создать условия для формирования новых умений и навыков при изучении темы «Определение видового состава животных по следам жизнедеятельности на снегу». |
Задачи: | |
Образовательные | Научить определять вид животных по следам жизнедеятельности с помощью определителей. |
Развивающие | Прививать навыки экологически просвещенного человека. |
Воспитательные | Способствовать развитию активной жизненной позиции и экологического сознания. |
Форма занятия | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
УУД | Предметные УУД: Сформировать представление о видовом составе позвоночных животных в окрестностях села; развивать умение пользования определителем; научить детей бережному отношению к изучаемым объектам, структурирование знаний Личностные УУД: Формировать устойчивый познавательный интерес; формировать навыки самоорганизации; развивать логическое мышление; Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои достижения; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осознавать трудности, стремиться их преодолевать, пользоваться различными видами помощи. Познавательные УУД: ставить проблему, аргументировать её актуальность; развивать навыки исследования; Коммуникативные УУД: выполнять нормы речевого поведения, культуры речи; строить свои высказывания и слушать другого; вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; Логическое универсальное действие: установление причинно-следственных связей |
Планируемые результаты | В результате проведения занятия учащиеся смогут: Предметные: 1. Ориентироваться в инструкции, осознанно читать, связно рассказывать; оценивать результаты своей деятельности. 2. Составлять несложные монологические высказывания о проделанной работе. Личностные: 1. Высказывать своё мнение, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3.Проявлять интерес и желание познавать новый вид деятельности. 4.Терпимо относиться к мнению других ребят. Коммуникативные: 1. Развивать умение слушать, вступать в диалог, умение рассуждать и понимать речь других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопрос. 3. Работать в группах, принимать участие в коллективном обсуждение проблем. 4. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: 1. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя или других ребят. 2. Высказывать своё предположение (гипотезу) . 3. Работать по предложенному плану. Метапредметные: 1. Понимать учебную задачу. 2. Делать выводы в результате совместной работы группы и учителя. 3. Уметь работать с информацией. 4. Уметь планировать и действовать по плану. 5. Уметь контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы. |
Формы контроля | Беседа, практическая работа, устный отчет. |
Здоровьесберегающие технологии | Рациональная организация занятия в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями; смена видов деятельности; положительная эмоциональная обстановка на занятии. |
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Предварительная работа | Определить участок в лесополосе рядом со школой со следами жизнедеятельности животных. Проведение инструктажа по ОТ. | Просмотр мультфильма «Зверя по следам любого…» из сериала «Маша и Медведь». | Фронтальная работа, словесная передача учебной информации одновременно всем учащимся | Личностные УУД: Формирование навыков самоогранизации | Положительный настрой |
Орг. Момент 3 мин. | Подготовка учеников к восприятию материала Мы живем в самом красивом уголке Томского района, в селе Вершинино. Сейчас мы находимся в Вершининском сосновом бору, который является памятником природы областного значения. А в двух километрах от нас находится Ларинский ландшафтный заказник. Все эти уникальные места требуют очень бережного отношения и должны быть защищены от деятельности, ведущей к разрушению биологического разнообразия. Одной из задач ООПТ (особо охраняемых природных территорий) является охрана объектов животного мира. | Ученики готовятся к занятию, концентрируют внимание. (Обратить внимание на настроение детей) | Фронтальная работа, словесная передача учебной информации одновременно всем учащимся | Личностные УУД: Формирование навыков самоогранизации | Положительный настрой |
Повторение пройденного материала 4 мин. | Повторение правила поведения в лесу. Каких позвоночных животных нашей местности вы знаете? Каких животных можно встретить у нас зимой? | Отвечают на вопросы (Первое слово предоставить детям с ОВЗ) | Фронтальная работа, фронтальный опрос | Общеучебные универсальные действия : структурирование знаний Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли исправлять ошибки свои и других. | Повторение пройденного материала, Оценка уровня полученных ранее знаний |
Постановка завуалированной проблемы 4 мин. | Внимание, прошу оглядеться вокруг. Кого из названных животных нашей местности вы здесь видите? В статьях о заказнике можно прочитать «…животный мир территории Ларинского заказника довольно многообразен. Он представлен 60 видами млекопитающих и 300 видами птиц…». Вопрос: как подсчитали видовой состав животных? Ведь дикие животные чутки и осторожны, умеют прятаться и затаиваться. Они замечают человека гораздо раньше, чем он их. Можно неделями бродить по лесам и полям и не увидеть ни одного животного. | ???? Предлагают разные варианты ответов и выдвигают гипотезу: видовой состав позвоночных животных можно определить по следам жизнедеятельности. | Мозговой штурм | Логическое универсальное действие: установление причинно- следственных связей Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли исправлять ошибки свои и других, дополнять ответы. | Возникновение интереса |
Формулировка темы и целей занятия 4 мин. | Ребята подумайте и сформулируйте, что мы сегодня будем делать на занятии. | Формулируют тему, цель и задачи занятия: Цель: изучить видовой состав позвоночных животных на данной территории по следам жизнедеятельности. Задачи: 1) изучить следы жизнедеятельности, обнаруженные на данной территории; 2) определить по следам жизнедеятельности виды позвоночных животных. | Фронтальная работа | Личностные УУД: Умение кратко формулировать мысль | Понимание темы, целей занятия |
Актуализация знаний 3 мин. | Ребята, я вам напомню, что одной из задач ООПТ (особо охраняемых природных территорий) является охрана объектов животного мира. Кто ответит, как тема нашего занятия связана с задачей ООПТ. | Предлагают разные варианты ответов. (Обязательно спросить детей с ОВЗ, если правильно ответили – похвалить, если нет – успокоить, всем свойственно ошибаться, а мы учимся высказывать свое предположение) Ответ: тема занятия очень актуальна, так как изучение следов жизнедеятельности позволяет определить видовой состав, не причиняя беспокойство животным и вреда окружающей среде. | Фронтальная работа | Коммуникативные УУД: Умение слушать Личностные УУД: смыслообразование | Понимание значимости выполнения данной работы |
Определение учебной проблемы 3 мин. | Что мы должны сделать, что бы добиться поставленной цели? Обобщает предположения детей. Достичь поставленной цели нам помогут следующие методы исследования: наблюдение, фотосъёмка, измерение, тропление, сравнение, анализ. | Ученики задумываются над тем как ответить на данный вопрос. | Мозговой штурм | Познавательные УУД: Постановка и решение проблемы | Знакомство с методами исследования |
Открытие новых знаний 4 мин. | Объяснение нового учебного материала учителем. Снежный покров, приходящий на смену листве и грязи осенних месяцев, предоставляет возможность зоологам проникнуть в потаенные детали жизни животных, особенно млекопитающих, в том числе самых осторожных и скрытных из них. Любой зверь, независимо от своей величины, пробежав по рыхлому снегу, а тем более по свежей пороше, невольно оставляет на снежной поверхности следы, то есть в некотором роде автограф. Обладая известными следопытческими навыками, а их со временем можно приобрести, по этим отпечаткам наблюдатель узнает, кому они принадлежат и при каких обстоятельствах оставлены. Если же пройти по всему маршруту «наследу» зверя, тщательно регистрируя свидетельства событий, запечатленных на снегу, то можно совершенно точно, в количественных показателях, учесть все особенности жизни животного на данном отрезке пути. Будьте аккуратны: не затаптывайте следы, относитесь к ним бережно. | Ученики слушают объяснение учителя, получают новые знания. (Уточнить, как дети восприняли новую информацию) | Фронтальная форма обучения | Коммуникативные УУД: Умение слушать Личностные УУД: Смыслообразование | Знакомство с новым учебным материалом |
Практическая работа Нахождение и определение следов жизнедеятельности животных 20 мин | В данном учебном задании придется иметь дело не только со следами в классическом представлении, т.е. отпечатками лап, но и с другими оставляемыми животными следами своей жизнедеятельности. Под следами жизнедеятельности обычно понимают: 1) следы передвижения - отпечатки лап и других частей тела (хвост, брюхо), сломанные кустарники, набитые тропы; 2) следы кормовой деятельности – остатки и запасы пищи, покопки в снегу, следы поиска пищи, кормовые столики, обкусы и заломы растений и др. В каждой группе распределить обязанности и выбрать тех, кто будет отвечать за фотосъемку, за измерение следов и за изображение следового хода животного. Раздать им инструкции. | Дети делятся на 3 группы*, ищут и определяют** следы жизнедеятельности на заданной территории (Проследить что бы дети с ОВЗ попали в разные группы и уточнить, поняли ли они задание) Далее каждая группа работает с одним видом следов. *На данной территории следы жизнедеятельности лисицы, зайца и дятла. **Работают с каталогами определителями. | Групповая работа на местности | Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с сверстниками, способы взаимодействия Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата | Знакомство с правилами работы с природным объектом |
Фотосъёмка. | Делайте фотографии найденных следов. Необходимо различать фотодокумент (фотофакт) от художественной съёмки. Прежде всего, сделайте фотодокумент обнаруженного следа, который поможет вам в дальнейшем в определении вида животного и в его изучении. Для этого рядом со следом кладётся небольшая линейка (с чётко видимыми на ней цифрами) и делается снимок. Если при себе линейки не оказалось можно положить спичечный коробок или монету. Таким образом, ваш снимок получает масштаб изображения следа, по которому в дальнейшем по фото можно будет вычислить параметры следа, а значит облегчить определение вида животного. На фотоснимке след должен быть отражён крупно и четко, затем следует сделать снимки общего вида – цепочку следов, общий план местообитания. Также с линейкой или другими масштабными предметами снимаются следы жизнедеятельности: помёт, погрызы, покопы, лёжки и др. | Из группы выбирается фотограф, который ведет фотосъемку. (Проследить что бы все дети с ОВЗ были задействованы. Проследить у данных детей, как они поняли инструкции) | Групповая работа на местности | Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с сверстниками, способы взаимодействия Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата | Осознание важности взаимопомощи |
Измерение следов. | Длина шага измеряется от края отпечатка носка до края отпечатка пятки двух последовательных отпечатков следа. Длина следа – от края отпечатка пятки до края отпечатка самого длинного пальца по прямой линии, в случаях хорошо видимого отпечатка когтя, его также измеряют отдельно. Ширина отпечатка следа – от крайнего левого до крайнего правого отпечатков пальцев. Зачем измерять вручную, когда сделано фото? Это традиционный метод, дублирующий и подстраховывающий фото и часто дополняющий его; это развивает навык серьёзного исследователя; в процессе измерения знакомство со следом более близко и непосредственно. При этом замечаются (и записываются!) очень важные тонкости: свежесть следа, состояния снега при прохождении здесь зверя, возможные индивидуальные особенности отпечатков и многое другое. | Из группы выбирается ребенок, который измеряет следы. | Групповая работа на местности | Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с сверстниками, способы взаимодействия Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата | Понятие кодирования информации с помощью знаков и пиктограмм |
Тропление. | Это отслеживание по цепочке следов (при сопровождении следа, его никогда не следует затаптывать) дневного, а чаще ночного хода зверя. В идеале прослеживается весь суточный ход от лёжки до лёжки, т. е. от одного места отдыха (днёвки) до другого, но это сложно и требует большой физической выносливости. Часто даже небольшое фрагментарное тропление даёт интересные представления о жизни, активности, питании и некоторых особенностях поведения животного. При этом, в какую сторону тропить – не важно. Тропление обычно проводят «в пяту» – тропление в обратном ходу зверя направлении. Выбирать можно в зависимости от местности, погоды, направления. Имеет смысл тропить свежий след. Иногда интересная летопись бывает и на старых следах, при условии их хорошей сохранности. На что обратить внимание при фрагментарном троплении: изменение параметров следа и по возможности установление причины (испуг, затаивание, скрадывание добычи, бегство и т.д.). Разумеется, следует фиксировать эти изменения по полной программе (см. выше). | Изображают следовой ход животного (части хода) на плане-схеме (условном рисунке) местности, где обязательно есть привязка к населённому пункту и обозначение сторон света, а также обозначены топографические особенности местности (овраг, ручей, закустаренный луг, пашня, колки и т. д.). | Групповая работа на местности | Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с сверстниками, способы взаимодействия Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата | Понятие кодирования информации с помощью графического кодирования |
Решение завуалированной проблемы 3 мин. | Что вы можете сказать по поводу выдвинутой гипотезы в начале занятия? | Ученики задумываются над тем как ответить на данный вопрос. (Первое слово предоставить ребенку с ОВЗ) Ответ: выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. И даже больше того: по следам жизнедеятельности мы определили не только видовой состав, но и узнали о жизни животных много нового и интересного. | Мозговой штурм | Общеучебные универсальные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Гордость за подтверждение выдвинутого предположения |
Защита выполненных работ 9 мин. | Первичная защита выполненных работ* 1. Чьи следы вы увидели на данной территории? 2. Как вы определили, кому они принадлежат? 3. Что вы узнали о данном животном по следам жизнедеятельности? 4. Как вы оцениваете свой вклад в работу группы? * Оформление полевых дневников и более тщательная обработка данных планируется на следующем занятии. | Группы отчитываются о проделанной работе (Каждый ребенок отчитывается о проделанной работе. Первое слово предоставить ребенку с ОВЗ. Сильный ученик обобщает выполненную работу) | Групповая форма | Общеучебные универсальные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Навыки публичного выступления. Умение оценивать свою деятельность |
Рефлексия 3 мин | Перед вами макет книги. Кому работа по изучению следов жизнедеятельности животных показалась очень интересной и кто планирует продолжить исследование - наклейте изображения животных на данный макет. | Дети оценивают свою работу | Индивидуальная форма | Регулятивные универсальные действия: | Оценивание своей работы |
Подведение итогов 5 мин. | Что вы узнали нового, чему вы научились на данном занятии? Если считать, что каждый отпечаток лапы – буква, а цепочка следов – строчка, то предлагаемая работа может стать отличным словарём, помогающим прочесть увлекательные повести, записанные на страницах Великой Книги Природы. СПАСИБО ВСЕМ ЗА ЗАНЯТИЕ!!! | Сообщают то, что они узнали нового и чему научились на занятии (Первое слово предоставить детям с ОВЗ) | Фронтальная форма | Логические УУД: построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные УУД: Умение обсуждать результаты, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников. | Удовлетворение результатами своей работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по экологии "Видовое разнообразие земли"
Занятие используется в дополнительном образовании при подведении итогов за первый год обучения....
Занятие по Экологии. Тема: Почему идет снег?
Формирует представление у детей, о природных явлениях,и их взаимосвязи....
Проект на тему "Исследование видового состава птиц"
Проблема заключается в том, что большинство людей могут назвать совсем немного птиц. Кроме этого, практически нет литературы, в которой описывались бы все птицы нашего района, тем более села. Если кто...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Современное учебное занятие в условиях инклюзии»
Современное учебное занятие в условиях инклюзии...
Внеурочное занятие по экологии "Проблема бытового мусора"
Внеурочное занятие по экологии в ходе экологического кружка для 7-9 классов. Занятие - игра. Проблемы бытового мусора....
Внеурочное занятие по экологии "Вторая жизнь вещей"
Внеурочное занятие по экологии в курсе экологического кружка. "Вторая жизнь вещей" Для учащихся 6-9 классов....
Внеурочное занятие по экологии «Бюро находок» с применением Музейной технологии
Внеурочное занятие экологического кружка «Исследователи природы»Занятие рассчитано на 50 – 65минут. Проводится с использованием естественнонаучной коллекции Томского областного краев...