«Анализ качества воды, взятой в реке в учебно-исследовательских целях»
проект по экологии (9 класс)

Кирпач Ирина Юрьевна

Вода – индикатор степени загрязненности городов и качества работы очистных сооружений. Отслеживая состояние ручьев района, можно оценивать экологическое состояние местности и улучшать работу очистных станций. Зачастую вода может казаться очень чистой, однако реальный ее состав будет оказывать большое влияние на экосистему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_kachestva_vody.docx417.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 852

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Анализ качества воды, взятой в реке в учебно-исследовательских целях»

Работу выполнила ученица 9 класса «А» Комарова Анна Васильевна под руководством учителя биологии Кирпач Ирины Юрьевны.

Москва 2017-2018 учебный год

Оглавление

  1. Экологические характеристика района………………………3
  2. Актуальность проблемы……………………………………….4
  3. Методика выполнения работы………………………………..5
  4. Лабораторные исследования ………………………………....6
  5. Сводная таблица исследования……………………………….11
  6. Вывод…………………………………………………………..11
  7. Перспективы и практическое значение работы…………….12
  8. Использованная литература………………………………….13

Экологическая характеристика Панфиловского района ЗелАО г.Москвы

Согласно информации от начальника Зеленоградского отдела экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды М. Макеева, характеристика района следующая:

Панфиловский район Зеленоградского АО расположен в северо-западной и центральной частях округа.



          «На территории района находятся: жилая застройка, промышленные зоны, озелененные территории общего, специального и ограниченного назначения.

          Почти 50% площади территории района занимают территории природного комплекса. Перечень и площади территорий природного комплекса утверждены постановлением Правительства Москвы от 3 февраля 2004 г. №46-ПП "О природном комплексе Зеленоградского административного округа". В границы природного комплекса на территории Панфиловского района входят:

— долина р. Сходня в промзоне "Алабушево" (природный комплекс (ПК) №1, площадь - 124 га);

— северо-восточная часть промзоны "Алабушево" вдоль проектируемого проезда №683 (ПК №2, площадь - 4,3 га);

— кварталы 1, 2 Зеленоградского спецлесхоза с прилегающими территориями (лесной массив на северо-западе района, ПК №3, площадь - 118 га);

— кварталы 7, 8, 16, 22 Зеленоградского спецлесхоза (ПК №7, лесной массив между Панфиловским проспектом и Алабушевской улицей, площадь - 189,2 га);

— Школьное озеро и прилегающая к нему территория (ПК №14, площадь - 33,9 га);

— квартал 8 Зеленоградского спецлесхоза (ПК №15, лесной массив за корпусами 11 "А" микрорайона, площадь - 8,7 га);

— лесной массив в 12-м микрорайоне (ПК №16, площадь - 2,2 га);

 — кварталы 17, 18 Зеленоградского спецлесхоза (лесной массив между Панфиловским проспектом и Березовой аллеей, часть ПК № 17, ориентировочная площадь - 110 га);


— лесной массив по ул. Гоголя, владение 1007 (ПК №21, площадь - 5,8 га);

— кварталы 20, 21 Зеленоградского спецлесхоза с прилегающими территориями; дер. Малино вдоль ул. Солнечной (ПК №26, площадь -102,3 га).

В состав природных территорий входят памятники природы. Их перечень утвержден законом города Москвы №37 от 6 июля 2005 г.»

Так же, согласно комплексным оценкам разных источников Зеленоград – один из самых чистых округов Москвы. Не смотря на процесс урбанизации, удалось сохранить экосистемы (болота, леса, озера). Яркий пример хорошего экологического состояния района – Школьное озеро. В нем каждый год проводятся санитарно-технические исследования воды и озеро становится одной из лучших зон для купания в Москве:

Зеленоградское школьное озеро попало в «образцовый» список вместе с Дворцовым прудом в СВАО, Патриаршим прудом в ЦАО, Круглым прудом в Измайлово, комплексом «Бич Клаб» в САО и зоной отдыха «Химки-2» в СЗАО. По словам Леонида Бородулина, данные зоны отдыха с купанием остаются образцовыми уже не первый год. Из Школьного озера берет свое начало Болдов ручей. Болдов ручей – это левый приток реки Сходни. Ручей протекает между микрорайонами 11а и 11б. Длина русла составляет 5,5 км, из них в Зе- ленограде находится 3,9 км, в том числе 2,5 км в открытом русле и на протяжении 1,4 км в коллекторе. Исток находится на окраине поселка Чашниково (Московская область), устье – в нескольких десятках метров к юго-западу от пересечения Панфиловского проспекта и Филаретовской улицы. Объект находится в центре города, посреди жилой застройки. В долине Болдова ручья произрастают декоративные травы (василек луговой, купырь, иван-чай) и рудеральные травы, произрастающие обычно около строений, на пустырях, в лесных полосах, вдоль путей сообщения и на других вторичных местообитаниях (бодяки, чина луговая, зверобой продырявленный, пижма и различные злаки). Из представителей орнитофауны здесь обитают завирушка, мухоловка - пеструшка, зеленушка, щегол, соловей и другие, а также типичные для городской застройки виды птиц. Именно воду из этого ручья я и решила исследовать.

Актуальность проблемы

Вода, несомненно, является важным компонентом среды, которая окружает нас. Она необходима для производств, быта, питья, купания и является средой обитания для многих живых существ. Всем хочется знать какой водой они пользуются и в какой купаются летом. Пруды ежегодно проходят проверку в начале купального сезона, что дает надежду на то, что вода безопасна. Однако, на производствах зачастую выбросы отравляющих веществ происходят не регулярно, что может быть причиной постепенного медленного загрязнения водоемов, ручьев и рек.

Основными причинами загрязнения ручьев, которые впоследствии впадают в более крупные реки и пруды являются:

  • Сточные бытовые воды городов
  • Бытовые отходы и мусор
  • Промышленные сточные воды и многое другое

Вода – индикатор степени загрязненности городов и качества работы очистных сооружений. Отслеживая состояние ручьев района, можно оценивать экологическое состояние местности и улучшать работу очистных станций. Зачастую вода может казаться очень чистой, однако реальный ее состав будет оказывать большое влияние на экосистему.

Цель работы: Исследование состава воды в разных участках района

Задачи работы: Определение характера состава воды. Анализ степени загрязненности.

Методы: Наблюдение, сравнение, исследование, анализ

Время выполнения: Декабрь – Январь 2017 – 2018

Место выполнения: г. Зеленоград, Москва

Методика выполнения работы:

Для проведения исследование выбираются места для сбора проб воды с разной предполагаемой степенью загрязненности.

Итак, пробы воды были собраны:

№ 1 Ручей в овраге около дороги

№ 2 Ручей в овраге в лесу

№ 3 Ручей, предполагаемо сточный, в лесопарковой зоне.

Инструменты и материалы

  1. Пробы воды из трех разных ручьев
  2. Стеклянные цилиндры 3 шт
  3. Коническая колба 3 шт
  4. Стеклянные палочки для размешивания растворов 3 шт
  5. Стаканы стеклянные 3 шт
  6. Пипетки 3 шт
  7. Индикаторы кислотности 3 шт
  8. Воронки 3 шт
  9. Фильтры 3 шт
  10. Спиртовка 1 шт
  11. Зажим для пробирок 1 шт
  12. Пробирки 3 шт
  13. Следующие реактивы:
  • KOH
  • KCNS
  • Na2CO3
  • AgNO3
  • BaCl2
  • HCl
  • K2S
  • Pb(CH₃COO)₂

Лабораторное исследование воды:

1.Цвет

Все пробы имели весьма заметный цвет кроме одной – вода из лесопарковой (предположительно сточная, №3) зоны была лишь еле заметно желтоватая.

№1Коричневатая

№2Светло-желтоватая

№3Слабо-желтоватая

2.Запах

Запах был выражен у каждой пробы воды и появился, когда вода полностью нагрелась до комнатной температуры. Оценка интенсивности проходит по шкале от 0 до 5, где 0 – запах отсутствует, а 5 – Запах сильен на столько, что делает воду непригодной для употребления

Характер запаха

Интенсивность запаха

№1

Торфяной

4

№2

Плесневый

4

№3

Хлорный

3

3. Кислотность.

Все образцы показали схожие результаты с кислотностью между 0.6 и 0.7 рН, что свидетельствует о нормальном уровне рН.

4. Качественные реакции для анализа катионов.

Большинство опытов не дало никаких реакций, что видно в таблице ниже, однако в пробе воды №3 присутствовали соли аммония , но в очень малом количестве. Тем не менее, это означает, что в воде есть следы разложения белков.

Добавляется

Признаки реакции

№1

№2

№3

Соли аммония

Na(OH) при нагревании

Запах аммиака

нет

нет

слабый

Соли меди

Na(OH)

Голубой осадок

нет

нет

нет

Соли железа (III)

KCNS

Кроваво-красное окр.

нет

нет

нет

Соли калия и магния

Na2CO3

Белый осадок

нет

нет

нет

5.Качественные реакции для анализа анионов

Анионов обнаружилось больше, чем катионов. Во всех пробах были карбонаты (выделение углекислого газа проверялось зажженной спичкой – если при опускании в пробирку пламя тухло, а при возвращении доступа кислорода – вновь загоралось, то значит, что углекислый газ выделяется). Так же, хлориды (свидетельствуют о промышленных и бытовых выбросах в воду и ее жесткости) были в двух пробах – в достаточном количестве в №3 (она была предположительно сточной, в ней образовались малые хлопья, то есть концентрация хлоридов ~30 мг/л – образовывалась сильная муть и очень малые хлопья, заметные при ближайшем рассмотрении) и в малом в №2 (легкая муть ~1-10 мг/л).

Определяет

Добавляется

Признаки реакции

№1

№2

№3

Хлориды (жесткость)

AgNO3

Белый осадок

Нет

Мало

Много

Сульфаты

BaCl2

Белый осадок

Нет

Нет

Мало

Карбонаты

HCl (при нагревании)

Выделение CO2

Есть

Есть

Есть

6.Осадок

Так же, было проведено исследование на осадок. Одинаковое количество воды ( 30 мл) каждой пробы процеживалось через фильтр и фильтр высушивался в течение суток. Затем мы сравнивали вес фильтра до процеживания и после. В итоге получилось следующее:

Чистый фильтр: 200мг

№1 210мг

№2 200мг

№3 200мг

7.Сводная таблица

Номер образца

рН Воды

Наличие анионов

Наличие катионов

Количество осадка на 30мл

Концентрация хлоридов

№1

0,65

Карбонаты

нет

10мг

Нет

№2

0,65

Хлориды, Сульфаты, Карбонаты

нет

нет

~1-10мг/г

№3

0,65

Хлориды

Сульфаты

Карбонаты

Соли аммония

нет

~30мг/г

Вывод по результатам работы

Вода – один из важнейших индикаторов экологического состояния города, она является одним из самых показательных значений в исследованиях экологии. Вода – удобный объект для исследования.

Степень загрязненности ручьев не слишком зависит от места, где они располагаются, но от того, что в них сбрасывают.

По результатам исследования можно решить, что даже самая чистая на вид вода может оказаться совершенно непригодной для употребления или другого использования.

Перспективы и практическое значение работы.

Данная методика может быть использована для базового мониторинга состояния воды в городах, а следовательно и составления более полноценной экологической картины местности. Таким образом, мы можем определять степень загрязненности воды и микрорайонов в целом.

В разных районах возможно наблюдать ручьи и другие водные объекты с разной степенью загрязненности. Данная работа может достаточно точно практическим путем определить свойства воды с разных участков. Использование этой методики возможно в разные промежутки времени и времена года, что позволит получить еще более конкретные значения и даже провести мониторинг по разным сезонам.

Использованные материалы:

1.http://www.zelao.ru/14/517/28105-shkolnoe-ozero-priznano-obraztsovyim-po-otsenkam-administrativno-tehnicheskoy-inspektsii/

2. http://zlngrd.ru/clauses/30221.html

3. Учебное пособие для 10 и 11 классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» - второе издание, дополнение. Авторы: Г.А.Ягодин, М.В. Аргунова, Т.А.Плюснина, Д.В.Моргун. Москва ГАОУ ВПО МИОО 2013

4.http://www.zelao.ru/files/zelenograd_book_web.pdf

5. http://ru.esosedi.org/RU/MOW/4418723/boldov_ruchey/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная учебно-исследовательская деятельность как метод повышения качества знаний учащихся профессионального училища

Внеклассная деятельность предоставляет широкие возможности для реализации ученической исследовательской деятельности на занятиях кружков, факультативов, и становится серьезным подспорьем на уроках....

Учебно-исследовательский проект "Человек и качество питьевой воды"

                 Хотя   на Земле имеются  миллионы и миллиарды ...

Организация учащихся к учебно-исследовательской деятельности по теме «Решение уравнений в целых числах»

Актуальность исследования:В школьном курсе математики диофантовы уравнения практически не изучаются,  эта тема затрагивается вскользь в восьмом классе, хотя задачи, основанные на решении уравнени...

"Сквозь огонь, воду и медные трубы" (учебно-исследовательская работа)

АннотацияТема исследовательской работы « Сквозь огонь, воду и медные трубы», выполненной Матвеевой Евгенией, является актуальной, так как в последнее время большое внимание уделяется патриотическому в...

Учебно-исследовательская работа (проект). ЭБРУ – РИСОВАНИЕ НА ВОДЕ

Учебно-исследовательская работа (проект). ЭБРУ – РИСОВАНИЕ НА ВОДЕ.   Введение. История возникновения эбру. Секреты создания эбру. Технология традиционного эбру. Эбру в наши дни....