Инновационная образовательная программа «Богатая долина» - «Баян Гол»
рабочая программа по экологии
Настоящая программа затрагивает общие проблемы экологического воспитания учащихся так и вопросы экологизации учебного процесса в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационная образовательная программа «Богатая долина» - «Баян Гол» | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная образовательная программа
«Богатая долина» - «Баян Гол»
Актуальность разработки инновационной программы.
Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства, с изучения родного края, своей малой родины. Данная образовательная программа обеспечивает интерес ребенка к учебе, к исследовательской и краеведческой деятельности.
Издавна местность, расположенная у подножия Икатских хребтов в бассейне реки Ина, левого притока реки Баргузин, называлась местными жителями Богатой Долиной. Богата она плодородными землями, реками, обширными пастбищами, сенокосными угодьями, урочищами, могучими лесами, в которых вольно гуляли и жировали многочисленные звери. И все эти ценности помогали людям, обитателям этих мест жить и процветать.
Помимо многих достопримечательностей Баянгол славится своими давними культовыми памятниками и священными местами. Эти памятники - удивительные творения природы, которым люди поклоняются, обретая тем самым духовную силу.
Ландшафтный памятник природы - Ининский сад камней, простирающийся на площади 10 кв. км., находится в 3 километрах от села Баянгол. Взору человека открываются камни разного размера и пород, привлекая внимание жителей и гостей села удивительной красотой и загадочностью.
Недалеко от местности Хугшоол возвышается каменная скала, получившая название Заяаша Шулуун (Камень судьбы), дарующий женщинам детей. Следующая достопримечательность - Шургадаг шулуун. По сказаниям старожилов, человек, проходя через расщелину в скале, избавляется от грехов.
В 10 километрах от села Баянгол в Куйтунской степи находится местность Шинагальжин, которая представляет собой эффектный скальный выход, похожий на огромного окаменевшего ящера.
По преданиям в местности Нюругана есть две могилы латышей, сосланных в Баргузинскую долину в 1890 году.
Славится наша земля и целебными источниками, которые расположены вокруг Баянгола, как бы защищая свой народ от разных внешних и вредных влияний.
«Хабтагай шулуун» - живописное место на берегу горной реки Ина, берущее начало глубоко в горах. Люди молились хозяину воды, тем самым, прося у него дождя в засушливую погоду (Лусад тахилга).
Аршан «Хугшоол» - это место, где с гор льется чудо – целебная вода, которой омываются и пьют для оздоровления и «hороон аршан» – целебный, не замерзающий, глазной источник.
Цель: Вовлечь учащихся в исследовательские проекты и творческие занятия, научить изобретать, понимать и осваивать новое, принимать решение и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Приобщать детей к природным ценностям родного края, прививать любовь к родной земле. Научить самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Задача школы в условиях НОИ «Наша новая школа» состоит в следующем:
1. Развитие системы поддержки талантливых детей:
- Создание системы поддержки одарённых детей, формирование банка данных «Одарённые дети», разработка и внедрение технологии портфолио учащегося,
сопровождение талантливых детей в течение всего периода становления личности.
- Развивать творческую среду для выявления особо одаренных детей;
- Организация слетов, летних и зимних школ, конференций, семинаров и лругих мероприятий, способствующих познанию родного края;
- Целенаправленно знакомить, приобщать и формировать у учащихся ценностное отношение к культовым и сакральным местам Баргузинской долины.
- Создание современных условий для занятий творчеством (студии, актовые залы)
- Участие школьников в сетевых проектах и дистанционных интеллектуальных соревнованиях
2. Совершенствование учительского корпуса
- Привлечение молодых специалистов, профессионалов-практиков, не имеющих базового педагогического образования
3. Сохранение и укрепление здоровья школьников:
- Учет возрастных особенностей учащихся, снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий, изучение предметов по выбору;
- Обеспечение безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Обеспечение качественного горячего питания
- Создание условий для занятий физкультурой, туризмом, краеведением.
- Пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье.
Содержание инновационной деятельности.
Организация эколого-краеведческой деятельности детей по следующим направлениям:
-создание особо охраняемой природной зоны в Ининском саду камней с привлечением группы ребят в исследовательскую деятельность. Пройдя самостоятельно по тропам сада камней, ребята могут составить собственную карту территории, осуществлять наблюдение за изменениями, происходящими с каменными глыбами, а также заниматься оформлением и установкой информационных щитов для туристов;
- организация ученической исследовательской лаборатории для изучения химического состава воды целебных источников, установка щитов с названиями источников и их показаниями;
- изучение детьми мест поклонения древних родов Баргузинской долины, составление источниковедческой базы в процессе бесед со старожилами села;
- приобщение к школьной исследовательской деятельности и к идее возрождения музея села старейшин села - знатоков родной земли, историков, биологов, географов;
-взаимодействие школы с научными работниками, специалистами музейного дела республики, района по организации и возрождению музея села, восстановлению и пополнению его экспонатов;
- разработка познавательно-туристических маршрутов, терренкуров разного вида (конный, пеший, велосипедный)
Формы и методы организации инновационной деятельности:
- экологические недели, часы;
- экскурсии по священным местам;
- организация школьной экспедиции для исследования малоизученных мест, памятников природы;
- организация познавательного туризма для гостей села;
- интеллектуальные краеведческие игры, экологические конкурсы, викторины;
- участие в научно-практических конференциях, конкурсах.
Ожидаемые результаты инновационного образовательного проекта:
- Выпуск электронной версии «Летопись села Баянгол», «Летопись БСОШ»;
- Пополнение и обновление экспонатов историко-краеведческого музея села;
- Создание летнего экологического лагеря на базе аршана «Хугшоол»;
- Обустройство и развитие особо охраняемой природной территории «Ининский сад камней», включая аршаны Хугшоол, Хабтагай Шулуун, hороон;
- Обустройство и функционирование экологической тропы;
- Создание страницы «Истоки» в сельской газете «Баянгол».
- Выпуск буклетов с описанием флоры и фауны родного края;
- создание студии (фото- и видеостудии, художественная)
- Разработка программы туристических маршрутов с путеводителями;
Условия организации работы:
- Согласование с МОСП «Баянгольское» по организации летнего экологического лагеря, по определению статуса колхозного музея;
- Поиск партнеров по оказанию финансовой поддержки в организации экологических экспедиций, возрождения музея села
Средства контроля и достоверность результатов будут подтверждаться периодическими отчетами о реализации программы «Богатая долина» перед Советом школы, родительской общественностью, СМИ.
Инновационная образовательная программа
«Очаг» - «Баян Гуламта»
Обоснование актуальности инновационной образовательной программы.
В Баянголе живут представители 8 древних баргузинских родов hэнгэлдэр, шоно, галзуут, абзай, булгад, эмхэнэд, баяндай, сэгээнэд, и каждый род славен своими делами, именитыми людьми. На примере изучения их жизни мы воспитываем в детях такие ценности, как трудолюбие, уважение и почитание старших, честность, гостеприимство. Современная семья, на наш взгляд, является главным носителем и транслятором культуры рода.
Баян Гол является родиной прославленных и именитых людей, которых народ оценил за их самоотверженный труд, подвиги, достижения. На наш взгляд, семья является основным источником формирования у ребенка установок, направленности, стремления к достижениям. Поэтому мы рассматриваем семью как ценность для становления личности.
Цель программы: приобщение детей к ценностям Человека, через познание истории своей семьи, рода.
Содержание инновационной деятельности предусматривает проведение семейных конкурсов, знатоков истории, обычаев, традиций бурятского народа, ремесел, организация выставок произведений народного творчества, деятельность мини-мастерских для девочек «Уран оёдолшо», для мальчиков «Дархан», конкурс детских талантов, творческие встречи с деятелями культуры и искусства.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по изучению, сбору материала о знаменитых людях труда, семейных династий, представителей разных профессий: спортсменов, певцов, учителей, сказителей выходцев из села, своей родословной и оформление результатов в виде печатной продукции, буклетов, публикаций в школьной, сельской, районной газете.
Формы и методы организации инновационной деятельности:
- конкурсы на «Лучший вопрос знаменитому земляку Борису Будаеву», на лучшее сочинение «Моя семья», викторины, игры;
- беседы, интервью со старожилами села;
- изучение традиций семейных, родовых обрядов, праздников;
- экскурсии в музей;
- конкурс среди родовых кланов «Эрхим булэ», «Хатан», «Гэсэр», «Дангина»;
- конкурс на лучшую электронную презентацию «Моя родословная»;
- конференции, публичный доклад, круглый стол;
Ожидаемые результаты:
- Посадка деревьев в парке памяти ветеранов войны;
- Открытие галереи знаменитых спортсменов, выходцев из села Баянгол;
- Открытие аллеи памяти в честь пяти героев Социалистического Труда;
- Изготовление и установка памятных досок на домах ветеранов Великой Отечественной войны;
- Организация мини-мастерских традиционных ремесел «Уран оёдолшо» для девочек; «Дархан» для мальчиков;
- Ввести в традицию организацию встреч с представителями семьей восьми баргузинских родов;
- Организация и проведение спартакиад по вольной борьбе, волейболу в честь героев, орденоносцев, знаменитых людей села;
- Обобщение и распространение собранного материала в публичных докладах на НПК, на сайтах в сети Интернет, презентация поисково-исследовательской деятельности, создание видеороликов, фото- видео- съемки.
Необходимым условием реализации программы является повышение интереса родителей к делам школы, взаимодействие института семьи и школы по вопросам управления и реализации программы, привлечение представителей бизнес-структур, общественных организаций к актуализации роли семьи в формировании личности.
Средства контроля и достоверность результатов. Периодическая отчетность перед вышестоящими органами в СМИ, коллективное обсуждение, систематический анализ работы педагогического коллектива по программе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа инновационной образовательной практики
Формирование регулятивных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности на примере проектной мастерской «Архитектор»...
Инновационная образовательная программа "Школьный театр как лестница успеха для учащихся с ОВЗ"
Данный материал предствавляет разработку инновационной образовательной программы "Школьный театр как лестница успеха для учащихся с ОВЗ" В этой программе представлен опыт школы по созданию школьного т...
Авторская инновационная образовательная программа внеурочной деятельности по экологии «ЭкоМиР»
Пристальное внимание к экологическому образованию поставило на повестку дня необходимость разработки социально-экологического идеала, того образа совершенного отношения обще...
Образовательная программа «БАЯН»
- Аналитическое обоснование образовательной программы- Цели и задачи программы- Срок реализации образовательной программы- Описание учебно-методических, кадровых, материально-технических...
Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.
В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...
Специфика сопровождения учащихся в условиях реализации инновационных образовательных программ в формате профильных смен
Статья раскрывает понятие интенсивной образовательной программы в формате профильной смены, обосновывает поиск маршрутов развития личности ребенка, в статье рассматриваются особенности современного до...