Человек и природа едины
творческая работа учащихся по экологии (9, 10, 11 класс)
А природа безмолвно просит нас о помощи, о защите, и мы должны сохранить эту красоту, научить детей культуре общения с растениями и животными. Привязывая кадаки, мы незадумываемся, привязали его к дереву, помолились и все! А это живое дерево, мы его душим, а оно ведь тоже дышит так же как мы! Посмотрите Адар-Тош! Я думаю через лет 10-15, может даже ближе от этих зеленых деревьев останутся только сухие столбы. Некоторые посетители даже специально ищут, где помоложе дерево, куда бы привязать свойкадак и как можно выше, и выше всех. И через год этой молодой ветке, где привязали 6-8 кадаков,может наступить конец. Молодая ветка погибнет. Несправедливо отдала свою энергию, свою жизнь тем людям, которые ей «подарили» красивые разноцветные кадаки. Такие же разноцветные, привязанные на зеленых молодых ивах, березах кадаки мы можем увидеть в аржаанах Кундустуг, в Шивилиге, в Арголике (я видела их повсюду, где мы отдыхали с родителями).
А может я не права?! Нет, думаю права! На живые деревья нельзя привязывать кадак! Они, как и мы тоже дышат! Люди одумайтесь! Нужно специальное место для обряда. Природе очень тяжело сейчас, она больна, заражена и сама уже не в состоянии справится с этой болезнью. Ей нужны помощь и участие, добрый друг и хороший доктор — человек. Добрый человек. Мудрый человек. Человек, умеющий сопереживать. Человек, отвечающий за свои поступки. Я, ты, они. Мы — дети природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_priroda_ediny.docx | 42.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза Т.Б. Кечил- оола города Кызыла Республики Тыва»
Научно- практическая конференция
«Шаг в будущее»
Человек и природа едины
Выполнила работу: Сагды Айыр-Сай Викторовна,
ученица 11 «В» класса МБОУ СОШ №3 г. Кызыла
Руководитель: Чыргал Валентина Реповна,
классный руководитель,
учитель математики МБОУ СОШ №3 г. Кызыла
г. Кызыл - 2018 г.
Содержание
I.Введение
II.Основная часть: 1.Сут-Холь - родина моих предков.
2.«Природа и тувинский народ» - как единое целое, божественное отношение человека к природе.
3. Земная стихия – пожар.
4.Обычаи тувинского народа.
Ритуально-обрядовые действия:
- Обряд освящения Оваа;
- Привязывания «Кадак».
5. Поездка в Устуу–Хурээ.
III.Заключение
IV.Список литературы
V.Приложения
Введение
Человек и природа едины
Актуальность:
Каждое государство, каждый житель планеты Земля несет ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущего поколений.
Гипотеза:
Природа безмолвно просит нас о помощи, о защите, и мы должны сохранить эту красоту, научить всех культуре общения с растениями и животными. Реки, озёра, леса и поля ждут наших заботливых рук.
Цель:
Привлечь внимание людей к окружающей среде:
Нужно донести каждому « Все в нашем сложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна. Одна на всех землян. И другой не будет»
Методы работы и исследования: Сбор материалов из разных источников, их обработка. Изучение архивных материалов, посещение национального музея «Алдан-Маадыр», поездка на священные места, где преклоняются люди, обращая к природе, встреча с Камба-лама ЛопсанЧамзы.
Практическая значимость: Изучение данной темы способствует воспитанию патриотизма, уважению истории и культуры своего народа, привитию чувства толерантности к природе.
Работа может быть использована в качестве краеведческого материала на уроках истории Тувы, географии, биологии и на классных часах.
Краткое описание работы:
Когда мой классный руководитель предложила участвовать в научно-практической конференции «Россия и мир: взгляд в будущее», мне пришла в голову мысль о том, что действительно Тува очень маленькая, о чем же мне писать, что говорить, все что есть в Туве давно уже исследовано и рассмотрено подумала я. Но, у нас была начатая работа еще с прошлого года, о природе и мы хотели с этой работой выступить. Наш класс, с классным руководителем побывали во многих священных местах: Гора «Кежегелиг» Эрзинского кожууна, город «Муравейник», «Каменные ворота», «Бурганизи» Кызылского кожууна, Аржааны «Кундустуг», «Арколик» и «Чурек-Доргун» и другие близлежащие места нашему городу. Во время разных поездок у нас поневоле ведется разговор о природе, о земле и как мы к ним относимся. И эти же мысли меня заставили задуматься. Дело в том, что как-то летом мы всей семьей выехали на природу. У нас есть излюбленное место возле реки Бии-Хем, на правом ее берегу. Каждый раз родители возили нас именно на это местечко. Зеленые травы, кустарники, деревья, чистая река и поле для игры. Однако на этот раз, когда мы приехали, не сразу узнали «наше место». Везде лежали разные пустые бутылки, бумаги, пластиковые контейнера и.т.п. Может быть, там летом всегда такой мусор был, просто я не замечала, потому, что наши родители без нашей помощи приводили все в порядок. А нынче летом они и меня попросили помочь. Собирая мусор в целлофановый мешок, я размышляла: Зайдя в лес, понимаешь, как прекрасен наш мир! Закрываешь глаза и чувствуешь легкое дыхание ветра, тихий шепот листьев деревьев, нежное благоухание растений, но стоит тебе открыть глаза, как срываешься с небес на землю. Оглядевшись, видишь, что вокруг не так прекрасно, как хотелось бы …. Валяются бутылки из-под алкогольных напитков, грязные целлофановые пакеты, пачки из-под сигарет, окурки, фантики, обёртки …. Откуда взялось столько мусора? Почему с каждым днём его становится всё больше и больше? Дорога домой не вечная, а вопросы остаются без ответа.
Я очень глубоко переживаю по поводу этой ситуации, ведь я - частичка природы, её боль – это моя боль. Вот здесь и вспоминаются слова профессора Преображенского из фильма «Собачье сердце» по роману Михаила Булгакова: «Разруха начинается в голове!»
Мы – поколение XXI века. Пока мы ещё школьники, но именно от нас через несколько лет будет зависеть экологическая ситуация в нашем «доме», в крае, где мы живём и который любим с детства. От того, как мы будем сейчас вести себя по отношению к окружающему нас миру, будет зависеть наше поведение и отношение к нему в будущем. Равнодушные школьники станут равнодушными взрослыми. Будут ли они счастливыми по настоящему, благополучными и успешными? Я хочу, чтобы каждый задумался о своём влиянии на природу, потому что даже от одного человека, от его действий, даже от выброшенной бумажки зависит будущее нашего города, края и всей планеты в целом.
Мой классный руководитель Валентина Реповна предложила начать работу со слов известного академика Александра Евгеньевича Ферсмана: «Познавайте свою страну, свой край, свою горушку и речонку! Не смущайтесь, тем, что малы эти горушки или речонки, - ведь из маленького вырастет великое …». Да, действительно Тува такая маленькая и такая огромная. Маленькая тем, что в составе Российской Федерации она, как бы в моем представлении - младшая дочь Великой России. Огромная она, потому что богата природой, культурой и красотой. И свое выступление я начала именно с этих слов. Меня они затронули до глубины души, прочитав их, мне кажется, любой человек задумывается над тем, что такое Родина, насколько она близка, дорога тебе. Ты едина со своей родной землей так же, как со своей мамой. И я решила: буду защищать ее, ее природу и культуру. Сейчас я учусь в 9 классе, и я знаю, кем я буду, когда вырасту.
Заключение.
А природа безмолвно просит нас о помощи, о защите, и мы должны сохранить эту красоту, научить детей культуре общения с растениями и животными. Привязывая кадаки, мы незадумываемся, привязали его к дереву, помолились и все! А это живое дерево, мы его душим, а оно ведь тоже дышит так же как мы! Посмотрите Адар-Тош! Я думаю через лет 10-15, может даже ближе от этих зеленых деревьев останутся только сухие столбы. Некоторые посетители даже специально ищут, где помоложе дерево, куда бы привязать свойкадак и как можно выше, и выше всех. И через год этой молодой ветке, где привязали 6-8 кадаков,может наступить конец. Молодая ветка погибнет. Несправедливо отдала свою энергию, свою жизнь тем людям, которые ей «подарили» красивые разноцветные кадаки. Такие же разноцветные, привязанные на зеленых молодых ивах, березах кадаки мы можем увидеть в аржаанах Кундустуг, в Шивилиге, в Арголике (я видела их повсюду, где мы отдыхали с родителями).
А может я не права?! Нет, думаю права! На живые деревья нельзя привязывать кадак! Они, как и мы тоже дышат! Люди одумайтесь! Нужно специальное место для обряда. Природе очень тяжело сейчас, она больна, заражена и сама уже не в состоянии справится с этой болезнью. Ей нужны помощь и участие, добрый друг и хороший доктор — человек. Добрый человек. Мудрый человек. Человек, умеющий сопереживать. Человек, отвечающий за свои поступки. Я, ты, они. Мы — дети природы.
Основная часть
Мои родители и их родители, предки, все родом из Сут-Хольского кожууна. И как будто они ждали от меня такого вопроса: как они относятся к своей малой Родине. Вот теперь у нас дома появилась тема для общего обсуждения. Мы из аймака (рода) Ондар.
В книге «Девять драгоценностей», которая издана по итогам туристического проекта в Сут-Хольском кожууне: Приложение 1 «Сут-Холь - Озеро-чаша располагается высоко в горах на 1814 м над уровнем моря. Вода пресная и очень чистая, похожая на байкальскую. Длина озера 7 км, а ширина 3 км. В 20 км от с. Сут-Аксы». Я вместе с родителями была на озере. Сут-Холь запомнится каждому, кто хоть раз увидел его, – так говорит мой отец. Сут-Холь под утро белое как молоко. Причудливые полуострова, дикие скалы, белые облака отражаются в воде, как в зеркале. В ранние утренние часы Сут-Холь сияет серебристым цветом. Прекрасен он и вечером. От заходящего солнца пробежит по воде золотая дорожка, зарумянится небо, заалеет вода. Сказочный красивый Сут-Холь! Озеро лежит неподалеку от реки Хемчик. Близ Сут-Холя виднеется округлая лесистая гора Бора-Тайга. С юга над озером поднялся купол Кызыл-Тайги. С него открывается великолепный вид на Хемчикскую котловину. На берегах озера поднялись разлапистые лиственницы, стройные ели, красавцы-кедры. На северной стороне довольно далеко есть еще одна красивая тайга Хор-Тайга.
В народе живут разные легенды. В народе говорят, что на дне озера Сут-Холь есть гора Сумбер-Уула. Поэтому купаться в озере позволено только мужчинам, так как с древних времен было табу женщинам ходить на вершину горы. Поскольку считается, что гора находится на дне озера, появился такой древний запрет. Не зря с такими словами начинались тувинские сказки: «…. Шыяанам, Сут-Хол шалбаа, Сумбер-Уула тей турар шагда …». « - Давным-давно, еще, когда озеро Сут-Холь было лужой, а Сумбер-Уула была горушкой…». Вот так припеваючи начинали свои сказки известные тувинские сказочники из Сут-Холя Сарыглар Маннай, Ондар Хургул-оол и многие другие.
С исторических времен культура тувинцев неразрывна, связана с природой. Поведение народа в природе выражается в его обычаях и традициях, в вероисповедании. Отличительной чертой в характере тувинцев является уважительное, едва ли не божественное отношение к самой природе, ее почитание в повседневной деятельности в торжественные дни. Все это отражено в вековых обрядах, обычаях и традициях, а также в фольклоре. Например, так воспевали свою малую Родину:
«Шаажанда кудуп каандег,
Чаагай сут дегарыгсуглуг,
Малчыннарнын чайлаг чурту -
Барыксанчыг Сут-ле-Холум…» -
поют мои родители песню на слова и музыку Александра Сандановича Ондара, их земляка.
Вот это любовь и почитание к родному краю и к его природе. Я - часть природы. Утром встаешь в тайге слышишь пение птиц, тихий шум тайги, где-то дятел стучит дробь, так чтобы долгое эхо идет далеко, далеко. Оттуда, и рождается горловое пение наших предков: хоомей, сыгыт, каргыраа. Хоомей – это шум водопада – однообразный, однотонный. Сыгыт – это птица Сыгырга поет утром, а вот каргыраа – шум чистой таежной реки или громкая дробь дятла. В народе говорят, что горловое пение исцеляет человека, дает бодрость духа, поднимает инициативу, расширяет внимательность, увеличивает жизненный тонус, то есть высвобождает те силы, которые снимают депрессию и чувство одиночества. И это своего рода форма самобытного мышления, восприятия окружающего мира. Он способен раскрыть у человека внутреннюю силу, нормализовать энергию в теле, освободить от негатива и зажатости души. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией.
Я когда была, маленькой часто слышала, как дедушка воспроизводил горловые звуки, это никак не комментировалось, похоже, было продиктовано какой-то внутренней потребностью. Ему сегодня 82 года. Он никогда не болел, охотник с Большой буквы, любил и почитал природу. Он вспоминает могущественного Хаан-Дээра, местечку Кудургула, лесную чащу Ак-Ас и горушку Даашкын. Приложение 2.
Вот зеленая тайга. Вокруг тишина. Туман. Звери, живущие в тайге, сами по себе пасутся. Солнце. Синее небо. Было бы всегда так! Но я бы не стала утверждать, что человек - самый сильный. Существуют куда более сильные и более страшные вещи на Земле: стихия, например: Лесные пожары – одна из таких стихий. Приложение 3.
По данным Государственного комитета по лесному хозяйству РТ на 25 августа 2015 г количество пожаров, обнаруженных с начала пожароопасного сезона–285. Из них по человеческому фактору – 138 (48,4 %) и от неконтролируемых степных палов – 20 (7 %). Пожар в лесу чаще всего возникает по вине человека. 48,4 %– это неосторожное обращение с огнем, анеконтролируемые степные палы – 20 (7 %) и это тоже относится к человеческому фактору. Пожар может уничтожить целые леса, поля.
Наш классный руководитель организовал экскурсию в одно из подразделений МЧС по Республике Тыва. Нас дружелюбно встретил, главный специалист по охране природы Хомушку О.О. Вначале сделал экскурсию по служебным помещениям, потом привел в боксы пожарной техники. Показал боевую готовность автомобилей, готовых немедленно помчаться на вызов. Олег Очурович также рассказал о случаях тушения различных пожаров, трагедиях и страшных последствиях. Узнали, что есть природные и техногенные катастрофы. С одной стороны было интересно, с другой – действительно очень страшно. Беседа с ним была очень полезной: много узнали о том, как вести себя в лесу в опасных для жизни ситуациях. Вспоминались слова дедушки, от этого моя вера в выборе будущей профессии по охране и защите леса все больше укрепилась.
Из древних веков люди почитали огонь, она спасительница от холодов, кормилица от голода. Без нее трудно выжить, но она требует к себе уважения, осторожности и любви. Недоброе отношение к ней, маленькая неосторожность, невнимательность приводит к самой большой трагедии. Природу нужно любить, а она нас итак любит. Мы ею дышим, живем.
По представлениям тувинцев все, что их окружает, живет и дышит. Они познавали мир и природу, сравнивая с ней, самих себя и таким образом объясняли себя через окружающий мир и окружающий мир через себя. Поэтому тувинец свято верил, что, причиняя ущерб природе, он, прежде всего, причиняет ущерб самому себе. Исходя из этих соображений, тувинец никогда не рубил деревья без особой необходимости, он никогда не убивал зверя и не ловил рыбы больше, чем ему было надо. И прежде чем что-то взять у природы, он как бы просил у нее разрешения на это, совершая различные обряды. Проезжающий мимо Оваа путник должен обязательно «отметиться» на нем. Свое пребывание человек отмечает привязыванием ленточек материи к камням Оваа. Приложение 5. Этот культ символизирует благодарность людей за жизнь на определенной территории. Когда сооружают новый Оваа, то окуривают ее можжевельником, кропят молоком. Просят у хозяина горы благополучия жителям, избавления от болезней, увеличения поголовья скота. Основной целью проведения обряда, выражаясь современным языком, было «улучшение среды обитания живых существ». При освящении Оваа жертвенный огонь не разводят, а жертвоприношение в виде белой пищи преподносят только Оваа. Обряд связан с пятью элементами, из которых состоит физическое тело человека, – огнем, водой, воздухом, землей и пространством. Человек получает мощный импульс для самовосстановления и самоочищения от негативной энергии, возникающей из-за разрушительной деятельности самого человека. Наши предки знали, что стоит человеку только поклониться священной горе, и он тут же получит благосклонность великого духа, очиститься от негативной энергии и исцелится от всех болезней.
По дороге в Сут-Холь в гости к дедушке мы часто останавливаемся на большом перевале Адар-Тош. Адар-Тош — Стреляющий Пень! Красивый, заросший лесом перевал Адар-Тош. Вся перевал покрыта разноцветными кадаками – лентами.
Немного остановимся на правилах подношения кадаков. Отметим, что кадак— полоса ткани, как правило, шелковой, один из буддийских символов. Он является особым символом уважения, чистого, дружеского и радушного отношения, бескорыстия дарящего. В буддийской культуре кадак является универсальным даром, который может быть уважительно и с чистыми помыслами преподнесен по любому праздничному поводу в жизни человека, в семейной обрядности — ритуалах, связанных с важнейшими вехами жизненного пути человека (рождения ребенка, свадьбы, похорон и т. д.). Так, в Тибете хадак преподносят в виде поздравления по случаю праздника, для пожелания удачи, при встрече и проводах, в качестве награды, в виде подношения ламам и святым во время молебнов, по случаю окончания строительства дома. Хадак преподносят людям, чьей помощью хотят заручиться. Кадак сгибают и преподносят лицевой стороной на раскрытых ладонях. Сгиб должен быть обращен к себе, а сложенная открытая часть тому, кому он подносится. Это означает чистоту и открытость помыслов подносящего.
Существуют и правила приема кадака. Так, буддийские ламы, как правило, в знак уважения к подносящему, возвращают его, возлагая кадак на его шею. Принявший его, через некоторое время снимает кадак с шеи, затем аккуратно убирает за пазуху своего тона. Полученные от монахов кадаки особо хранили, и относились к ним с большим почтением. Следует сказать, что кадак никогда не вешают самому себе на шею, поскольку это знак уважения другого человека, а не самого себя.
Среди народа особенно были популярны кадаки синего и белого цветов. Отметим, что восприятие цветов связано с цветовой символикой в культуре тюрко-монгольских народов Центральной Азии. Так, белый кадак является символом всего благого, чистоты, доброты, сострадания (акүүле, аксагыш, аксүт, ак чем и др.). Кадак синего цвета символизирует синее небо. Желтый кадак— символ плодородия, Матери-Земли, достатка, постоянства, тепла, жизни и самой веры, Учения Будды — сарыг шажын. Красный цвет кадака— символ домашнего очага. Зеленый кадак— символ роста и процветания, плодородия.
Поскольку преподношение кадака является особым символом уважения, чистого, дружеского и радушного отношения, бескорыстия дарящего старшему человеку или почетному гостю, тогда почему бы и нашему народу нельзя отказаться от повязываниякадака на священных местах. Вместо этого как другие народы начать повязывать ритуальные ленточки – чалама. Чалама, как своеобразная форма индивидуального моления, была обязательна на всех обрядах без исключения. Такие преподношения чалама устраивали и у подножия горы, и у каждого жилища, они создавали особую праздничную атмосферу. Перед обрядом саңсалыры также делали чалама — брали разрезанную белую бумагу и перевязывали ее попеременно с белой шерстью. В природе они быстро растворяются. Таким образом, происходило и очищение, и поднятие духовной силы — хей-аът.
Все, что нас окружает, живет и дышит. Люди жили всегда в гармонии с природой, не нарушая её законы. Люди понимали, что любовь к природе, к окружающему миру, ко всем живым – это залог жизни будущих поколений. Поэтому природа была и чиста, и щедра. Что сегодня?
Люди также преклоняются горам. Останавливаются на перевале Адар-Тош, привязывая цветные ленты, кадаки, тем самым прося у природы защиту, здоровья, высокого «Хей-Аът» - ритуал «Лунгта – конь ветра», который выполняется для повышения благой энергии и привлечения удачи.
На живые деревья нельзя привязывать кадак! Они, как и мы тоже дышат! Люди одумайтесь! Нужно специальное место для обряда. С нашим вопросом мы обратились к Камба Ламе Лопсан-Чамзы и башкы категорически против привязывание кадак к живым растениям. А вообще, привязывание чалама заменили на кадак, большое распространение приобрело с 90-х годов прошлого века. Даже легкое чалама привязывают к специальным сооружениям. Он нам на многое открыл глаза. Нужны настоящая любовь и сострадания. В нашем представлении природа существует в отдельности от человека, где-то извне. И нам стала привычной мысль, что человечество покорило природу, поставило ее себе на службу. Люди пользовались ее дарами, не отдавая ничего взамен, не задумываясь, что легкодоступность и кажущаяся неисчерпаемость природных богатств — это, возможно, самая большая иллюзия, которую человечество могло себе позволить. Как жаль, что мы умеем ценить лишь то, что теряем. При всем многообразии красивых и правильных слов о защите природных богатств на деле чаще всего все оказывается совсем по-другому. Леса вырубаются, ядовитые отходы, которые нельзя уничтожить, скапливаются на поверхности земли. Это очень страшно — остаться наедине с бедами, которые натворил, которые невозможно исправить. Я думаю, хотя бы мизерную помощь природе мы бы сами могли оказать. Природе очень тяжело сейчас, она больна, заражена и сама уже не в состоянии справится с этой болезнью. Ей нужны помощь и участие, добрый друг и хороший доктор — человек. Добрый человек. Мудрый человек. Человек, умеющий сопереживать. Человек, отвечающий за свои поступки. Я, ты, они. Мы — дети природы, и если нам не удастся приостановить этот медленный процесс умирания, мы или наши дети можем остаться сиротами. Как холодно и одиноко человеку без матери. В какое безвыходное отчаяние может погрузиться человечество на пустынной и голой Земле.
По пути в наш Сут-Холь всегда наш путь через священное место Устуу-Хурээ. А 2014 г. в сентябре мы одноклассникис классным руководителем съездили в Устуу-Хурээ. Валентина Реповна организовала встречу с ламой-башкы. Старый храм – развалина глинобитных стен, которые являются священными для многих жителей республики, притягивают многочисленных паломников и туристов. Почитая это священное место, каждый приезжий обходит глинобитные стены могущественного храма в три раза. Ставят чула – свечу, загадывают желания. Оставляют записки, деньги и.т.п. В каждой дырке, в каждой щели видны пожелтевшие листы бумаги. Этот храм – священный, за 118 лет существования чего только не претерпел от человека, от людей. В настоящее время он хранитель записок. И опять же, как можно выше и где глубже щель старого храма, залезая выше и даже не думая, предпочитая своему желанию. Мы обратились к ламе-башкы, во время беседы: Почему и правильно ли люди оставляют за собой «мусор», это я так назвала оставленные посетителями записки-желания. А также люди приносят всякие пластиковые-игрушки: куклы, лощади, маленькие домики, машины и.т.п. Такими игрушками завалены наши священные горы: «Уттуг-Хая» в Барун-Хемчикском кожууне, «Кежегелиг» в Эрзинском кожууне и, конечно же, чистые источники Аржааны. И он оставлял ли где-нибудь такие просьбы или пожелания. Все на меня косо посмотрели, но лама-башкы слегка улыбнулся и, подумав тихо, объяснил. Говорит: «Нет, нам всем и мне этого делать не понадобится. Обойдя храм, мы мыслим, и наши чистые помыслы нам и помогут…». Я не умею, как он объяснял четко и с красивыми словами передать, т.е. написать. Человек и природа, говорит, связаны неразрывными нитями. Ей не нужно никаких записок, мы ее часть, с ней одно целое. Свои желания и пожелания вы передаете, просите мысленно, при этом не думая о собственном благополучии. Наши предки не игрушки оставляли, они все это делали из глины, песка или даже из пищи – далгани.т.д. Не загрязняли природу.
Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами, перед варваром – Человеком. Получив неограниченную власть, над природой и надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя "венцом природы", забыл, что сам является ее скромной частицей.
Заключение
Нужно донести каждому «Все в нашем сложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна. Одна на всех землян. И другой не будет.
Сломанное неокрепшее деревце, вытоптанные цветы, убитая бабочка, разбросанный мусор, прорывы нефтепроводов, утечка газа, промышленные выбросы, плохая вода, которую мы пьем, плохой воздух, которым мы дышим, — все это лишь кажущиеся мелочи. За последние тридцать-сорок лет на планете людей исчезли многие виды животных и растений.
Каждое государство, каждый житель планеты Земля несет ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущего поколений.
Завтра…. Как хорошо, что я сейчас слышу пение птиц и шуршание листьев, дышу свежим воздухом, чувствую нежное благоухание растений…, вокруг меня наши голубые горы, молчаливая зеленая тайга… и мои родители, мои друзья, моя школа… А ведь всё может быть иначе. Только как это будет, зависит от нас, живущих здесь и сейчас!
Библиографический список
- «Хоомей- жемчужина Тувы».1992г. Кызыл. По материалом книги З.Кыргыс.
- По тувинской котловине – Мир путешествий и приключений.
- Особенности традиционного мировоззрения тувинцев. ТГУ. Т.Б.Будегечиева.
- Сайт фестиваля «Устуу-Хурээ»
- Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/538/
- http://www.tuva.asia/1 марта 2015 НИТ №1, 2015 . Тува вчера, сегодня, завтра. Ритуально-обрядовые действия во время Шагаа. Конгу А.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"
Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...
урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.
Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....
Человек и природа. Антропогенное воздействие на природу.
Влияние человека на окружающую среду....
Человек, воспитанный природой: влияние природы на формирование и развитие личности
Педагоги во все времена заявляли и заявляют о решающем влиянии окружающей среды, быта, условий труда и отдыха, социального окружения на формирование мировоззрения и нравственности личности. Природа - ...
Человек и природа - едины!
Тезисы доклада на круглый стол Всероссийского съезда школьных лесничеств (г. Краснодар"...
Проект по направлению "Природа урала" на тему "Человек и природа"
Как убедить людей бережно относиться к природе и не наносить ей вред?Этот вопрос меня заинтересовал. Я считаю, что актуальность проблемы защиты окружающей среды сегодня очевидна. Ведь человек - часть ...
Пример итогового сочинения в 11 классе.Человек и природа (природа как источник вдохновения и переживаний человека)
Природа всегда была источником вдохновения для многих художников,писателей,поэтов. Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые п...