исследовательская работа : "Как спасти речку Модаевку?"
проект по экологии (8 класс)
Речка Модаевка является правым притоком р. Сивинь, это значит, что от состояния нашей речки будет зависить состояние здоровья населения нашей республики. Человек не может жить без воды, поэтому заботу о поддержании и охране водных ресурсов он должен взять на себя. В своей работе мы оценили состояние качества воды в речке Модаевка в верхнем течении речки, где нет жилых домов и в частном секторе. Сделали химический анализ проб воды. На основе полученных результатов, разработали рекомендации по улучшению экологического состояния речки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat_rabota_modaevka.doc | 353 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ школьников
«Первый шаг к успеху»
Исследовательская работа
на тему
«Как спасти речку Модаевку?»
Автор: Криворотова Наталья,
ученица 9 класса
МБОУ « Учхозская СОШ».
Руководитель: Андина Н.Д.,
учитель биологии
Cтарое Синдрово
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей работы «Как спасти речку Модаевку?». Меня очень волнует эта тема, т.к. мир сейчас находится на пороге кризиса с питьевой водой. Об этом говорят с самых высоких трибун. В 2004г на парламентских слушаниях в Совете Федерации РФ было отмечено, несмотря на то, что Россия обладает одним из самых высоких в мире водных потенциалов, в настоящее время из-за загрязнения около 70% рек и озер России утратили качества источников питьевого водоснабжения. В результате около половины населения потребляет загрязненную недоброкачественную воду. На совещании по водным ресурсам и транспорту в Ростове – на – Дону 15. 07. 2008 г. премьер – министр В.В.Путин заявил, что запасы пресной воды в России расходуются недопустимо расточительно и неэффективно. Экологическая обстановка в целом по стране в критическом положении. Поэтому с целью обращения общественного внимания на проблемы экологического характера, президентом РФ был издан указ от 1-го августа 2015 г. под № 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых природных территорий» и 2017 год в России объявлен годом экологии.
Наша речка является правым притоком р. Сивинь это значит, что от состояния нашей речки тоже зависит здоровье населения республики. Человек не может жить без воды и поэтому заботу о восстановлении и поддержании водных ресурсов планеты он должен взять на себя. Чтобы это не было громкой, но пустой фразой я под руководством учителя биологии Андиной Н.Д. исследовали состояние речки Модаевки в районе села Старое Синдрово.
Цель работы: исследование речки Модаевки, разработка мероприятий, направленных на спасение и охрану природного комплекса речки Модаевка, в результате нашей работы мы хотим найти как можно больше, единомышленников, неравнодушных людей, чтобы вместе спасти нашу речку.
Задачи : 1.Оценить состояние речки Модаевка.
2. Выявить причины изменения экологического состояния речки.
3. Производить конкретные практические действия по охране речки.
Актуальность работы заключается в необходимости исследования воды речки Модаевка на степень её чистоты, в связи с тем, что в ней купаются дети нашего села, а крупнорогатый скот и домашние птицы ходят на водопой.
Проблема в том, что по берегам речки Модаевка имеются огромные свалки мусора, бытовых и пищевых отходов, которые непременно попадают в речку, загрязняя воду.
Гипотеза исследовательской работы: если на берега и русло речки Модаевка оказывается антропогенное воздействие, то вода речки является загрязненной.
План нашей работы:
- Изучение специальной литературы, с целью знакомства с методами исследования гидрологических объектов.
- Полевые исследования русла р. Модаевка в разных географических точках.
- Беседы со старожилами села и изучение СМИ по проблеме.
- Консультации специалистов: специалистов СЭС ; обращение за помощью к учителям химии.
- Исследование свойств речной воды в школьной лаборатории и анализ результатов исследования.
- Составление плана мероприятий, направленных на защиту водной экосистемы и его реализация.
Весной и летом мы планируем силами школьников организовать экологический десант, т.к. знаем, что весной с талыми водами весь мусор оказался в речке. И конечно мы обязательно привлечем жителей села с помощью сельской администрации.
Своей главной задачей считаем очистить русло и берега речки от мусора, всколыхнуть общественное мнение, найти неравнодушных людей, повысить экологическую грамотность жителей нашего села.
Глава 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1.1. Описание объекта исследования – речки Модаевка
Речка Модаевка
Из года в год, из века в век,
В молчании глубоком,
Течёт ручей, меняет бег,
В ольховнике высоком.
Над ним сияют небеса,
Гуляют ветры шалые,
А в летний день, на берегу,
Резвятся дети малые.
Нависнет туча над ручьем,
Ольховник зашумит,
Прольется теплый летний дождь
И снова все молчит.
В ольхе засвищет соловей-
Певец короткой ночи,
Взойдет луна, а вслед за ней,
Алеет на востоке.
Бежит ручей, меняет бег,
Бежит, журчит в песке,
Родился он из родников,
Чтоб жизнь отдать реке.....
Автор: Григорий Филиппов
Речка Модаевка -— река в России, протекает в Краснослободском районе Республики Мордовия.. Устье речки находится в 35 км по правому берегу реки Сивинь. Длина реки составляет 19 км, площадь водосборного бассейна 92,7 км².
Исток речки в лесном массиве у деревни Новая Саловка на границе со Старошайговским райономв 20 км к северо-западу от села Старое Шайгово. Исток расположен на водоразделе Оки и Суры, неподалёку берут начало верхние притоки реки Ирсеть. Река течёт на запад и юго-запад, протекает деревни Новая Саловка и Каймар. Приток — Большой Каймар (левый). В нижнем течении протекает через крупное село Старое Синдрово, на южной окраине которого впадает в Сивинь.
Берега поросли кустарником. Русло речки умеренно извилистое, неразветвленное. Местами встречаются значительных размеров песчаные острова. Глубины русла речки Модаевки незначительные: на перекатах 0,1 - 0,2 м, в плесах - до 0,5 м. Берега русла имеют высоту 0,5-2 м. На плесах скорость течения составляет 0,1-0,2 м/сек, на перекатах — 0,9-1,0 м/сек. Вскрытие реки происходит в первых числах апреля. Интенсивный ледоход продолжается 2-3 дня. Пик половодья в среднем проходит 10-15 апреля. Уровень воды поднимается в среднем на 1-1,5 м. В зимний период уровень воды стоит более высоко, нежели летом. Вода в реке мягкая, прозрачная, используется для бытового водоснабжения и орошения.
История речки Модаевки.
Модаевка (р.), Модай (м.) – речка, правый приток реки Сивинь (Кр.). На ней расположены населенные пункты Ст. Синдрово, Нов. Саловка Кр.
В словаре географических названий Республики Мордовия под редакцией Д.В. Цыганкина название речки Модаевки переводится как м. мода «земля» + ёв «река, речка», что значит- мелкая речушка, бегущая по земле.
Наше село в этом году отмечает 389-летие со дня первого письменного упоминания Старого Синдрова. Согласно историческим эпохам менялся облик села и его жителей. А речка Модаевка ,не завися от обстоятельств , спокойно текла от своего истока, который берет начало в глухом лесу близ села Новая Саловка до места впадения в реку Сивинь, где впервые и в последующие годы проводился обряд крещения.
В результате опроса жителей села, я для себя сделала интересное открытие, о котором и не догадывалась. Оказалось, что естественное русло реки было изменено жителями села, и в прошлом веке речка текла по другой территории нашего села. Произошло это в 1939 году, когда интенсивно шло строительство двух основных центральных улиц села (улицы Ленина и Куйбышева). Чтобы обеспечить питьевой и технической водой максимальное количество людей между двух улиц Куйбышева и Ленина, техникой МТС и ручной рабочей силой населения было вырыто искусственное русло. Теперь для меня стало понятным, почему русло речки Модаевки между двух улиц намного шире, чем за селом. А места естественного русла речки по сей день заболоченны, особенно в весенний период.
Встречи со старожилами .
Встречи с Малаевой Анной Сергеевной и со Спиркиным Иваном Семеновичем, родившимися в начале прошлого века, надолго останутся в нашей памяти. Мы узнали много интересного и полезного, по рассказам очевидцев.
Анна Сергеевна Малаева: - Сколько я себя помню, и летом и зимой до зрелого возраста мы пропадали на Модаевке. Она, в общем-то, нас и поила, и кормила. Нет, я не оговорилась. Не было тогда на ее берегах такого бурьяна и бурелома. Все убиралось, чистилось. А теперь от всей санитарии река, конечно, мелеет, берега заиливаются, становятся как бы «необжитыми». А сколько в речку сейчас попадает во время паводка мусора! Вот и судите сами, такой ли была Модаевкаа 50 лет назад?
Иван Семенович Спиркин: - В целом состояние Модаевки за последние десятилетия ухудшилось. До того, пока в психологии людей не произошли пагубные изменения, приведшие к бездумному отношению к природе, и на селе, и в городе заботились о чистоте рек. Старожилы помнят, как после паводка всем обществом по доброй воле выходили очищать берега рек от мусора.
Слушая рассказы своих собеседников, мы поняли, что мысленно сопоставляем факты, явления прошлого из жизни реки с сегодняшним днём. Поэтому свои приобретённые знания мы представляем в таблице.
Сравнительная характеристика реки в прошлом и настоящем.
характерные черты для реки | в прош лом | в настоящем | примечание |
| + | --- | Сегодня мало воды в реке из-за осушения её источника |
| + | --- | Раньше за счёт «несунов» (песка) река самоочищалась. Песок заготавливали для хозяйственно-бытовых нужд. |
| + | --- | Раньше много было пескарей, налимов, окуней. |
| + | --- | С одной стороны сбор речной травы – это витаминная добавка к корму скота, а с другой – это своеобразная чистка реки. |
-отдых -рыбалка -вода для полива и др. технических нужд - пожарный водоём | + + + + | + + + + |
Мы считаем, что в настоящее время люди меньше используют возможности реки из-за её маловодности и качества воды по сравнению с прошлым. Одной из основных причин этого – загрязнение речки.
Социологическое исследование жителей села Старое Синдрово.
- Местные поэты воспевают любимую Модаевку: ее говорливость, прохладу, красу; кто-то просто любуется ею, отдыхая на берегу, кто-то бездумно пользуется ее дарами, а кто-то засыпает берега реки мусором и не задумывается о том, что травит почву, воздух, а в итоге - и себя.
- Пройдите по берегу Модаевки в черте села, и вы увидите вокруг печальное зрелище. Не просто мусор, но и свалки не редкость.
- Все в селе понимают, что настало время спасать Модаевку, которая задыхается от ядовитых стоков, от бытового и производственного мусора, отходов. С этой целью в с. Старое Синдрово мы в мае обязательно проведем акцию по очистке берегов речки Модаевки.
- Нами было проведено социологическое исследование. Мы задавали жителям села Старое Синдрово вопрос: « Какая была речка Модаевка в середине XX века?»
/прилож. №1/.
- Результаты анкетирования « Экологические проблемы речки Модаевки»
/ было опрошено 40 жителей разного возраста и социального положения /
Таблица № 1.
Оценка природы | Мнение жителей села |
Кладовая | 10 |
Дом | 8 |
Мать | 15 |
Мастерская | 5 |
Храм | 2 |
Таблица 2
Оценка экологического состояния р. Модаевки | Ответы жителей села |
Хорошее | 0 |
Удовлетворительное | 2 |
Неудовлетворительное | 18 |
Катастрофическое | 20 |
Таблица № 3.
Анализ таблицы №1 показывает, что большинство жителей (15) считают природу своей матерью, 18 из опрошенных – называют природу кладовой и домом.
Делаем вывод: большинство жителей видят в природе среду обитания, которая нуждается в заботе и охране, рассматривают ее как духовную ценность.
Таблица № 2 показывает, что жители села считают сегодняшнее состояние р. Модаевки неудовлетворительным (18) и даже катастрофическим (20).
Данные таблицы №3 свидетельствуют о том, что решать экологические проблемы должны все вместе: жители и администрация села.
Прежде чем приступить к практическим действиям по решению экологических проблем, необходимо познакомиться с правами и обязанностями граждан в отношении окружающей среды. Основной Закон Российской Федерации - Конституция. В статье 12 Конституции РФ « Об охране окружающей природной среды» говориться об обязанностях и правах граждан
Социологическое исследование учащихся и работников Старосиндровского отделения МБОУ « Учхозская СОШ»
В ходе исследовательской работы мы решили провести социологический опрос среди группы учащихся и работников нашей школы. На вопросы отвечали 30 человек. Нам было интересно узнать, что думают и знают они об истории и значении речки в нашем селе. Проанализировав анкеты, мы сделали вывод, что у всех респондентов самые распространённые ответы об использовании реки это: купание, рыбалка, вода для полива и скотины. Это составило, примерно, 97% опрошенных.
Глава 1.2. Визуальные наблюдения
На речке мы взяли две пробы воды: проба №1 — это вода, которую мы взяли в верхнем течении речки, где нет жилых домов, проба №2 - вода из речки в частном секторе.
И сразу на водоёме определили в обеих пробах запах, прозрачность и цветность воды при температуре воды +100С (температура окружающего воздуха +50С).
Оказалось, что во всех пробах ощутимого запаха не было.
Во всех пробах вода прозрачная.
Таблица 1
Характеристика запаха / интенсивность запаха (балл) при температуре воды +100С
Признаки Пробы | Характеристика запаха / интенсивность запаха (балл) | Прозрачность воды | Цветность |
№1 | Отсутствие ощутимого запаха/0 | Прозрачная | Отсутствует |
№2 | Отсутствие ощутимого запаха/0 | Прозрачная | Отсутствует |
Затем, мы продолжили исследование проб в химической лаборатории.
При температуре воды +200С мы вновь провела визуальные наблюдения.
Оказалось ,что признаки воды в пробе №2 изменились, появился незначительный запах.
Таблица 2
Характеристика запаха / интенсивность запаха (балл)при температуре воды +200С
Признаки Пробы | Характеристика запаха / интенсивность запаха (балл) | Прозрачность воды | Цветность |
№1 | Отсутствие ощутимого запаха/0 | Прозрачная | Отсутствует |
№2 | Присутствие слабо ощутимого запаха/1 | Прозрачная | Отсутствует |
Далее воду, взятую из проб, мы нагрели на водяной бане до +600С. Оказалось, что в этом случае во второй пробе усилился запах, вода приобрела желтоватый цвет и на поверхности появилась серая пленка.
Таблица 3
Характеристика запаха / интенсивность запаха (балл)при температуре воды +600С
Признаки Пробы | Характеристика запаха / интенсивность запаха (балл) | Прозрачность воды | Цветность |
№1 | Отсутствие запаха/0 | Прозрачная | Отсутствует |
№2 | Слабый запах/2 | Прозрачная | Вода приобрела желтоватый цвет. |
Согласно СанПиНам, органолептические свойства воды должны соответствовать требованиям, указанным в табл. 4, а также вода не должна содержать различимые невооруженным глазом водные организмы и не должна иметь на поверхности пленку .
Таблица 4
Органолептические показатели свойств воды (по СанПиНам)
Наименование показателя | Норматив | Метод испытания |
Запах при 20 °С и при нагревании до 60°, баллы, не более | 2 | По ГОСТ 3351-74 |
Вкус и привкус при 20 °С, баллы, не более | 2 | По ГОСТ 3351-74 |
Цветность, градусы, не более | 20 | По ГОСТ 3351-74 |
Мутность по стандартной шкале, мг/дм3, не более | 1,5 | По ГОСТ 3351-74 |
Таким образом, вода пробы №1 по органолептическим
характеристикам соответствует СанПиНу. Проба №2 при 60°С имеет запах, соответствующий верхнему значению норматива( 2 балла) и пленку на поверхности, что не допускается нормативом.
После этого мы приступила к выполнению экспериментальной части.
Глава 1.3. Экспериментальная часть
Экспериментальную часть мы начали с исследования среды воды при помощи
универсальной индикаторной бумаги. Во всех пробах рН=6.
Согласно «Санитарному законодательству» (пункт 2.1.4.«Питьевая вода и водоснабжение населенных мест», подпункт 4.4.3.«Содержание вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека»), водородный показатель (рН) должен быть в пределах 6 – 9 .
Оказалось, что вода в нашей реке Модаевка, по кислотности соответствует санитарным нормам, предъявляемым к питьевой воде.
Затем мы исследовала воду во всех пробах на наличие ионов .
Опыт 1. Распознавание катионов лития Li+, калия K+, натрия Na+:
При исследовании воды над пламенем спиртовки , оказалось, что во всех пробах вода окрасилась в желто-фиолетовый цвет.
Таким образом, во всех пробах воды присутствуют катионы калия K+ и натрия Na+.
Опыт 2. Распознавание нитрат-аниона NO3-:
В каждую пробирку с пробами мы добавили концентрированную серную кислоту H2SO4. Изменений не наблюдалось.
Таким образом, во всех пробах воды отсутствует нитрат-анион NO3-.
До1998 года, когда был проведен водопровод, в селе все пользовались исключительно речной водой для всех хозяйственных нужд, в том числе и для мытья в бане. Вода Модаевки славилась своей мягкостью. Мы решили проверить изменилось ли данное свойство спустя 20 лет. Воду из обеих проб мы проверили на жесткость, которая зависит от присутствия в ней ионов магния Mg2+ и кальция Ca2+.
Опыт 3. Распознавание катиона магния Mg2+:
В каждую пробирку с пробами воды мы добавили гидроксид натрия NaOH и нагрели. В обеих пробирках изменений не произошло.
Таким образом, в обеих пробах отсутствует катион Mg2+.
Опыт 4. Распознавание катиона кальция Ca2+:
В каждую пробирку мы добавили карбонат калия K2CO3 .
Наблюдения:
Проба №1: без изменений.
Проба №2: без изменений.
Таким образом катионов кальция Ca2+ в пробах не обнаружено
Затем решили проверить наличие ионов меди Сu2+.
Опыт 5. Распознавание катионов меди:
В каждую пробирку с пробами мы добавила раствор гидроксида натрия NaOH. Изменений не наблюдалось в пробирке с пробой №1, в пробирке со второй пробой выпал голубой осадок.
Таким образом катионы меди Сu2+ обнаружены в пробе №2.
Опыт 6. Распознавание катиона железа Fe 3+:
В каждую пробирку добавили роданид калия
Наблюдения: содержимое пробирки пробы № 2 окрасилось в красный цвет, в пробирке с пробой№1 изменений не произошло.
Этот опыт доказал содержание в пробе №2 солей железа.
Итак, нами было выяснено, что в воде речки Модаевка присутствуют катионы калия K+, натрия Na+, меди Сu2+ и железа Fe 3+.
Исследовав пробы воды на катионы и анионы, можно сделать следующий вывод. Вода в речке Модаевка мягкая как и прежде, очень хорошо мылится, образуя густую пену. Сравнивая пробы между собой, важно отметить, что качество воды в пробе№1 значительно лучше, она не имеет запаха и примесей. Вода пробы№2 имеет запах и содержит в себе больше солей( соли меди, железа).
Исследовав пробы воды на катионы и анионы, мы рассмотрели воду под микроскопом. В ней мы обнаружили незначительное количество включений- частичек мусора .
Заключение.
Итак, из всего вышесказанного, можно заключить, что речка Модаевка в большей степени подвержена механическому загрязнению, чем химическому. В воде присутствует лишь незначительное количество химических примесей, что позволяет утверждать, что вода сама по себе представляет собой относительно чистую. На участке реки №1 нет жилых домов, поэтому загрязнение в верхнем течении отсутствует. Дальше по течению располагаются дома жителей села. Именно жители и наносят самый большой ущерб речке. Они выбрасывают на её берега различный мусор, что приводит к образованию массовых свалок.
Таким образом, можно сделать следующие выводы о состоянии речки Модаевки:
1) воды относительно чистые, но все-таки воду пробы№2 мы не советуем употреблять для питья.
2) в верховье вода лучшего качества
3) наибольшие загрязнения река получает, протекая между улицами Куйбышева и Ленина
4) мусор и бытовые отходы оказывают влияние на состояние вод.
По этим причинам, общественные мероприятия должны быть направлены в основном на население, проживающее на улицах Куйбышева и Ленина, так как именно оно является источником большинства загрязнений. Но не только просветительские мероприятия могут защитить реку от постоянного загрязнения. Элементарные таблички с предупреждающими надписями заставят жителей лишний раз задуматься перед тем, как выкинуть мусор на берег. А штрафы, которые взимались бы за выброс отходов, заставили задуматься людей ещё сильнее. В нашем селе предприняты первые шаги законной утилизации отходов- установлены баки для бытовых отходов, содержимое которых вывозят два раза в месяц. И это , по -моему мнению, очень хорошее решение. Но, к сожалению, до сей поры многие жители села не желают заключить договор на вывоз мусора, который стал осуществляться с января текущего года, им проще его бросить на берег речки или отвезти в лес. Нет, это просто возмутительно.
Только люди, и больше никто другой, наносят вред речке Модаевке. Помогать речке нужно так же, как до этого вредили — вместе. Мы очень надеемся на то, что проведенная нами исследовательская работа, заставит жителей села задуматься о последствиях негативного влияния на речку и природу в целом.
Выводы и рекомендации.
На основании проведённых исследований, можно заключить, что речка Модаевка подвергается серьёзному антропогенному воздействию. Загрязнения, которые поступают в результате этого воздействия, в основном механические. С подобными загрязнениями бороться относительно легко, поэтому можно выдвинуть следующие рекомендации по их ликвидации и восстановлению речки :
1.Расчистка русла реки и прибрежных территорий
2.Мониторинг окрестных вод с целью контроля экологической ситуации
3.Пропаганда экологических знаний среди населения
4.Мотивирование населения к соблюдению чистоты на водных объектах и прилегающих к ним территориях
5.Контроль за населением и введение штрафов.
При соблюдении этих мер, возможно восстановление экологического равновесия на Модаевке, а так же и на других малых реках. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Можно восстановить экологическое равновесие в загрязнённых малых реках и предотвратить дальнейшее их загрязнение
Литература и источники
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2008.
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 1999.
- Криксунов Е.А. и др. Экология. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. Учеб. Заведений.- М.: Дрофа, 1997.
- Химия: проектная деятельность учащихся. / авт.-сост. Ширшина Н.В. Волгоград: Учитель, 2007.
- Цыганкин Д.В. Память, запечатленная в слове: Словарь географических названий Республики Мордовия. Саранск, 2003г.
- Старое Синдрово- родина моя. Кирдяшов В.Ф.Рузаевка,2003г.
- Жизнь полна надежд: стихи/ Григорий Филиппов.-Саранск,2016
- Интернет – ресурсы
- http://maps.google.com/
- www.bwpu.ru.
- http://www.septech.ru/items/307
- slovari.yandex.ru
- http://godzagodom.com/2017-god-obyavlen-v-rossii-godom-ekologii/
Приложение 1
Анкета для опроса местных жителей с. Старое Синдрово.
- Тема: « Экологические проблемы речки Модаевки».
- 1. Фамилия. Имя. Отчество.
- 2. Место жительства ..................................................
- улица..........................................................................дом........
- 3. Место учебы и работы
- 4. Подчеркните вашу оценку природы из предложенного списка. По моему мнению, природа- это:
- кладовая храм мать дом мастерская
- 5. Как вы оцениваете экологическое состояние речки Модаевки? / нужное подчеркнуть/
- хорошее; удовлетворительное; неудовлетворительное; катастрофическое
- 6. Выявите источники загрязнения речки Модаевки:
- 7. Улучшение экологического состояния речки Модаевки для меня............................................................................./ нужное подчеркнуть/
- очень важно незначительно не важно
- 8. Кто должен отвечать за решение местных экологических проблем? / нужное подчеркнуть/
- жители администрация села другое
/дописать/
- 9. Предложите свои пути решения выявленных экологических проблем.
Приложение 2. Исследование проб воды речки Модаевка.
Приложени3 .Химический анализ воды.
Приложение 4.
Субботник по очистке берегов речки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Основы научно - исследовательской работы (на примере участия в городском конкурсе исследовательских работ, посвященных 110-летию со Дня Рождения Д.Ф.Устинова)
Данный материал содержит основы научно - исследовательской работы и поможет в написании исследования....
Исследовательская работа Тема: «Как спасти поле»
Цель работы: исследовать состояние роста, развития и выживаемости растений, посаженных в лесопосадке.Задачи:Изучить литературу по лесоразведению и по влиянию леса на эрозию почвы.Пронаблюд...
Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)
Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...