Методическая разработка: Формирования экологической культуры школьников на уроках ОБЖ.
методическая разработка по обж (8 класс)
Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, приспосабливается к среде обитания. Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 2.86 МБ |
metodicheskaya_razrabotka.docx | 23.29 КБ |
Подписи к слайдам:
Представляете, сколько несортированного мусора собирается в день в доме, районе, городе или мире? В России ежегодно выбрасывается 60 миллионов тонн бытовых отходов. Все это копится на свалках десятилетиями и загрязняет планету. Но выход есть...
О рганизация раздельного сбора отходов Итак, возникает вопрос: «А что могу сделать я?». Поздравляем, это первый шаг в сложном, но полезном пути.
1. Начните с себя Не обязательно сразу бросаться в крайности, покупать 11 ведер и фанатично читать состав каждой упаковки. Начните с чего-нибудь простого, например, бумаги или пластиковых бутылок. Как только это войдет в привычку, разделять остальное станет проще.
«Я готов, что делать?» 1. Определяемся, с какого вида сырья начать. Например, со следующей недели будем сортировать пластиковые бутылки (кроме непрозрачных и из-под масла). 2. Открываем карту пунктов приема вторсырья Recyclemap и выбираем ближайший. Обратите внимание на рейтинг, чтобы не попасть на закрытый или ненадежный пункт. 3. Ставим отдельный контейнер в квартире и не забываем ополоснуть и спрессовать бутылку. Это поможет избежать неприятных запахов и уменьшить объем мусора.
Что еще можно собирать прямо сейчас? В последние годы становится все больше пунктов приема подобных отходов. Батарейки и лампы принимают практически в любом строительном гипермаркете и в жилищных организациях: ДЕЗ, РЭУ или ЖЭК. Текстиль и одежду можно сдать в некоторых магазинах одежды, взамен вам могут подарить купон на скидку. Батарейки Лампы (накаливания, галогенные, светодиодные и ртутные) Текстиль и одежду
2. Классифицируем правильно Некоторый мусор разлагается фантастически долго: стекло — более 1000 лет; алюминиевые банки — 500 лет; электрические батарейки — 110 лет; пластмасса, фольга, кирпич — 100 лет; губки для посуды — 200 лет; одежда из синтетических тканей — до 40 лет; глянцевые журналы — 5 лет.
Можно Пластик Сортировать пластик достаточно легко. Почти каждая упаковка обязательно имеет соответствующую маркировку — небольшой треугольник с цифрой. Поэтому смотрим на него и сортируем. Перед сортировкой необходимо промыть каждую пластиковую бутылку или контейнер, снять пленку и наклейки, по возможности смять для уменьшения объема. Не принимаются бутылки из-под растительного масла, пенопласт и изделия с другими маркировками. К сожалению, эти виды отходов придется отправить в обычный мусорный бак или контейнер для несортируемых отходов . Бутылки из под воды, газировки, соков Банки от моющих средств Пластиковые и многоразовые пакеты Многоразовая пластиковая посуда Контейнеры для еды, стаканчики от йогуртов, одноразовая посуда
Можно Картон и гофрокартон Измельченная бумага из шредера Втулки (принимаются не везде) Яичные кассеты (принимаются не везде) Книги, тетради, крафт , офисная бумага, газеты Бумага Существует общий список бумаги, подходящей для переработки. Его можно найти в интернете или уточнить на пункте приема. Чтобы сдать макулатуру, необходимо отделить металлические элементы (пружины, скрепки) и пластиковые элементы (обложки, файлы, папки). По возможности спрессуйте бумагу, чтобы уменьшить объем. Не сдавайте бумагу в пластиковых пакетах, достаточно перевязать кипу веревкой или сложить в коробку.
Консервные банки Металлические крышки Гвозди, проволока Металлический лом после ремонта Старые инструменты Можно Металл В качестве металлической тары можно сдать практически любое изделие: алюминиевые или жестяные банки, неокрашенную алюминиевую фольгу, крышки от банок и мелкий бытовой металлолом. Не везде принимают баллончики из-под аэрозолей, фольгу и одноразовые контейнеры для выпечки. Перед сдачей все емкости надо освободить от остатков пищи, снять крышки, удалить этикетки и смять банки.
Стекло Стеклянной тарой считаются бутылки, банки и битое стекло. Все это тоже надо очистить от пищевых остатков и снять крышки. Не обязательно удалять этикетки. Скорее всего, у вас не примут лампочки, керамическую и фарфоровую посуду, крышки от сковородок, оптическое или автомобильное стекло, хрусталь. Но это зависит от пункта приема, поэтому стоит заранее уточнить. Можно Бутылки Банки для консервации Флаконы от духов
Не принимаются на переработку Неотсортированный мусор, который невозможно переработать, отправляется на свалки или мусоросжигающие заводы. Такой способ загрязняет воздух, землю и подземные воды. На данный момент в переработку идет почти 80% отходов. Остальные либо нельзя переработать вовсе, либо можно частично.
Не принимаются на переработку
3. Подключите окружающих Переходите на новый уровень и стараетесь разделять как можно больше категорий отходов? Ездить в пункты сбора — дополнительная трата времени. Пора двигаться дальше и устраивать инфраструктуру в своем доме. Собираем единомышленников Для начала расскажите соседям о своей идее. Некоторые могут отказаться, другие воспримут идею с радостью. Конечно, можно налаживать раздельный сбор отходов в своем доме самостоятельно, но чем больше жителей, тем проще. Как правило, когда уже все готово и система налажена, подтягиваются остальные.
2. Изучаем услуги компаний по раздельному сбору отходов Сбором отходов сегодня занимаются коммерческие организации, которые самостоятельно вывозят вторсырье на перерабатывающие комбинаты. Попробуйте связаться с такими компаниями и узнать об услугах и расценках. Найти их можно несколькими способами. Поискать компании в интернете по запросам «куплю/продам вторсырье» и связаться с ними. Узнать у дворников и в местных магазинах. Чаще всего они бывают в курсе. Написать в экологические движения и инициативные группы своего города. Обратиться в местные органы власти.
3. Отправляемся в управляющую компанию Вы поговорили с соседями, узнали об услугах и расценках, следующее действие — обсудить вопрос с УК (ТСЖ). По мнению активистов, наибольшего успеха можно добиться, если на руках уже будет готовый проект: кто и что устанавливает, для чего это нужно, как это будет работать. Обязательно расскажите об экономической выгоде: если вторсырье складывать в отдельный бак, экономится до 70% на вывозе смешанных отходов.
4. Устанавливаем контейнеры для раздельного мусора (или договариваемся об их установке) «Самый важный фактор, на который нужно обратить внимание, – это удобство использования жителями, чтобы вторсырье было удобно туда складывать и чтобы его потом было удобно из них доставать »
5. Информируем жителей Яркие новые контейнеры и сами по себе привлекут внимание жителей. Но для большего эффекта можно распечатать готовые плакаты из интернета и повесить на доску объявлений. Чего только не устраивают активисты, чтобы рассказать о нововведении: проводят мастер-классы, общие субботники и даже праздники. Совместные мероприятия сближают соседей!
По данным Росприроднадзора , на каждого россиянина приходится в среднем 400 кг мусора в год. Это около 1,1 кг в день . Если сортировать мусор, цифру можно уменьшить в два раза! При этом на свалку будет отправляться меньше вещей, а часть мусора выступит сырьем для различного производства .
Из старого пластика делают вешалки , стулья, пакеты для мусора, рабочую одежду, обувь, флис , чехлы для техники, машин и отделочные материалы. Из стеклянных отходов делают бутылки, банки, стеклянную и стеклокерамическую плитку, составы для фильтрации воды, смальту и мозаичное стекло. Из переработанного металла делают автомобили, бытовую технику, спортивный инвентарь и даже детские игрушки. При этом на 95% сокращается загрязнение воздуха при производстве.
Каждому из нас хочется жить в спокойной и экологически чистой обстановке. Для этого нужно приложить немало усилий, но вместе мы справимся. Пусть в вашей жизни всегда найдется время для важных и полезных дел!
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: Формирование экологической культуры школьников на уроке ОБЖ.
Автор-составитель:
учитель ОБЖ Лис Мария Олеговна
Введение.
Взаимосвязь человечества и природы всегда являлось средством выживания и развития общества. Сегодня, в результате возросшей технической мощи человечества постоянно возрастает его влияние на биосферу. Преобразуется облик планеты: исчезают леса, иссякают полезных ископаемых, некоторые бытовые отходы не распадаются, портится качество воды и много других явлений. Приоритет материальных благ в отношениях человека к человеку имеет влияние на весь окружающий мир, включая и природу. Нерациональное, потребительское отношение человека к своей среде обитания неизбежно приводит к угрозе истребления множества видов животного, растительного мира и, в конечном счете, самого человека. Как результат, в современном мире проблемы окружающей среды приобрели масштабный характер. Они затрагивают основы цивилизации и предопределяют возможности выживания человечества. Назрела крайняя необходимость осознать ценность экологии для сохранения здоровья и жизни людей, всей планеты в целом.
Раздельная сортировка твердых бытовых отходов поможет сэкономить в цикле производства необходимые нам ресурсы: чистую воду, нефть и древесину. В системе раздельного сбора мусора все отходы являются вторичным сырьем, которое подходит для производства новой продукции, в следствии чего, нужные для жизни ресурсы не пропадают.
Метод раздельного сбора мусора улучшит экологическую ситуацию в мире и здоровье людей. Ведь раздельная переработка отходов дает возможность не использовать мусоросжигание и пиролиз, которые вредны для здоровья людей, а также увеличить процент переработки мусора, что позволит изолировать землю и грунтовые воды от загрязнений.
Также раздельный сбор мусора положительно влияет на образ жизни молодежи и развиваетэкологического сознание.
План-конспект урока по ОБЖ в 8 классе
Цель: актуализация проблемы утилизации мусора и поиск возможных путей решения.
Задачи:
• изучить влияние бытовых отходов на окружающую среду и здоровье человека, их вторичное использование;
• помочь в осознании и осмыслении обучающихся важности вторичной переработки;
• научить принимать верные пути решения по вопросам утилизации отходов и принимать осмысленные действия;
• сформировать экологическую культуру у школьников и ресурсосбережение, развить интерес к практическому применению полученных знаний;
Тип урока: Изучение новых знаний (40 минут).
Основное содержание темы: Раздельный сбор мусора, вторичное использование, переработка отходов.
Планируемые результаты
Личностные: развитие познавательных интересов в области экологии, развитие умений ставить учебные задачи и решать их.
Метапредметные: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение выбрать основания и критерии для сравнения объектов; сравнение и сопоставление, классификация объектов по предложенным критериям.
Предметные: видение и понимание экологических проблем; знание основных способов утилизации твердых бытовых отходов, приобретение навыков экологически безопасного образа жизни.
Оборудование и организация образовательного пространства: проектор для просмотра презентации.
Ход Урока
- Определение темы урока.
Учитель: Каждый человек вносит вклад в проблему мусора на нашей планете. Только вдумайтесь: 500 килограммов отходов производит всего 1 человек за 1 год жизни. Это равно весу 1 коровы. Тот же человек производит 35 тонн отходов за 70 лет жизни и это равно весу серого кита. Из всего этого мусора 90% отходов отправляются на свалки, где они будут разлагаться сотни лет, выделяя токсичные вещества. Люди используют огромные территории под свалки. Площадь свалок только в нашей стране занимает около 4 млн га. Мусор отравляет природу и человека так как долго разлагается, производит токсины, портит природу и ее ресурсы, которыми мы пользуемся: воздух, воду, еду. Еще один из способов утилизации отходов – термический. Мусор сжигают, а это опасно и неэкономично. При сжигании мусора образуются токсичные вещества – тяжелые металлы, диоксины, которые имеют свойство накапливаться в воде, почве, в телах животных и человека. Они вызывают серьёзные заболевания. Сложно отрицать, что утилизация мусора является огромной проблемой для человечества.
Ребята, как вы думаете, какой самый безопасный способ обращения с отходами?
Ученики: Переработка мусора
Учитель: Правильно. Самый безопасный способ обращения с отходами – организация раздельного сбора отходов для дальнейшей переработки. Записываем тему урока – «Раздельный сбор мусора».
- Изучение нового материала.
Учитель включает презентацию [1 слайд],[2слайд]
Многие не знают, но повторной переработке поддаётся 80–90% содержимого нашего мусорного ведра. Из переработанных отходов можно изготовить массу полезных вещей!
В наших силах сделать мир экологичнее и сохранить его красоту для будущих поколений! Мы можем сохранить нашу планету в чистоте, если начнем действовать. Тут возникает вопрос, какой ребята?
Ученики: что нужно для этого делать?
Учитель: Но правильнее будет спросить, что Я могу для этого сделать? То есть каждый из вас! [3 слайд]
Не обязательно сразу бросаться в крайности, покупать 11 ведер и фанатично читать состав каждой упаковки. Начните с чего-нибудь простого, например, бумаги или пластиковых бутылок. Как только это войдет в привычку, разделять остальное станет проще. [4слайд]
[5слайд] Для начала определитесь, с какого вида сырья начать. Например, со следующей недели будете сортировать пластиковые бутылки (кроме непрозрачных и из-под масла). Затем откроете карту пунктов приема вторсырья Recyclemap и выберете ближайший (обратите внимание на рейтинг, чтобы не попасть на закрытый или ненадежный пункт). Теперь можно поставить отдельный контейнер для пластиковых бутылок в квартире.
Ребята, а что еще можно собрать прямо сейчас?
Ученики: перечисляют отходы
Учитель: [6слайд] Правильно, батарейки, лампы, текстиль и одежду. В последние годы становится все больше пунктов приема подобных отходов. Батарейки и лампы принимают практически в любом строительном гипермаркете и в жилищных организациях: ДЕЗ, РЭУ или ЖЭК. Текстиль и одежду можно сдать в некоторых магазинах одежды, взамен вам могут подарить купон на скидку.
Ребята, как вы думаете, как долго может разлагаться стекло? Алюминиевые банки?
Ученики: дают свои варианты
Учитель: [7слайд] Некоторый мусор разлагается фантастически долго:
- стекло — более 1000 лет;
- алюминиевые банки — 500 лет;
- электрические батарейки — 110 лет;
- пластмасса, фольга, кирпич — 100 лет;
- губки для посуды — 200 лет;
- одежда из синтетических тканей — до 40 лет;
- глянцевые журналы — 5 лет.
В связи с этим нужно внимательно изучать состав изделия, которое собираетесь выбросить. Не нужно пугаться.[8слайд] Например сортировать пластик достаточно легко. Почти каждая упаковка обязательно имеет соответствующую маркировку — небольшой треугольник с цифрой.
[9слайд] Легкой сортировке так же поддается бумага. Можно найти в интернете общий список, подходящей для переработки данного продукта или уточнить на пункте приема. Чтобы сдать макулатуру, необходимо отделить металлические элементы (пружины, скрепки) и пластиковые элементы (обложки, файлы, папки). По возможности нужно спрессовать бумагу, чтобы уменьшить объем.
[10слайд] В качестве металлической тары можно сдать практически любое изделие: алюминиевые или жестяные банки, неокрашенную алюминиевую фольгу, крышки от банок и мелкий бытовой металлолом.
[11 слайд] Стеклянной тарой считаются бутылки, банки и битое стекло. Все это тоже надо очистить от пищевых остатков и снять крышки.
[12слайд] Неотсортированный мусор, который невозможно переработать, отправляется на свалки или мусоросжигающие заводы. Такой способ загрязняет воздух, землю и подземные воды. [13 слайд]
Ребята, как же организовать раздельный сбор мусора не только у себя в квартире, но и во всем доме и придомовой территории? Давайте разбираться.
[14слайд] 1. Собираем единомышленников.
Для начала расскажите соседям о своей идее. Некоторые могут отказаться, другие воспримут идею с радостью.
[15слайд] 2. Изучаем услуги компаний по раздельному сбору отходов.
Сбором отходов сегодня занимаются коммерческие организации, которые самостоятельно вывозят вторсырье на перерабатывающие комбинаты. Попробуйте связаться с такими компаниями и узнать об услугах и расценках.
[16 слайд] 3. Отправляемся в управляющую компанию.
Вы поговорили с соседями, узнали об услугах и расценках, следующее действие — обсудить вопрос с УК (ТСЖ). По мнению активистов, наибольшего успеха можно добиться, если на руках уже будет готовый проект: кто и что устанавливает, для чего это нужно, как это будет работать.
[17слайд] 4. Устанавливаем контейнеры для раздельного мусора (или договариваемся об их установке)
[18слайд] 5. Информируем жителей.
Яркие новые контейнеры и сами по себе привлекут внимание жителей. Но для большего эффекта можно распечатать готовые плакаты из интернета и повесить на доску объявлений.
[19 слайд] По данным Росприроднадзора, на каждого россиянина приходится в среднем 400 кг мусора в год. Это около 1,1 кг в день. Если сортировать мусор, цифру можно уменьшить в два раза! При этом на свалку будет отправляться меньше вещей, а часть мусора выступит сырьем для различного производства.
Ребята, как вы думаете, что можно сделать из старого пластика? Из стеклянных отходов?
Ученики: Отвечают.
Учитель: [20 слайд] Из старого пластика делают вешалки, стулья, пакеты для мусора, рабочую одежду, обувь, флис, чехлы для техники, машин и отделочные материалы. Из стеклянных отходов делают бутылки, банки, стеклянную и стеклокерамическую плитку, составы для фильтрации воды, смальту и мозаичное стекло.
- Подведение итогов:
[21слайд] Каждому из нас хочется жить в спокойной и экологически чистой обстановке. Для этого нужно приложить немало усилий, но вместе мы справимся. Пусть в вашей жизни всегда найдется время для важных и полезных дел!
- Домашнее задание: Проект «Раздельный сбор мусора в школе».
Ученики делятся на пары и разрабатывают свой проект раздельного сбора мусора у себя в школе. Работы предоставляются в виде презентаций.
Источники, используемые для разработки методического материала.
- Белюсева Л. Прием вторсырья по-новому// Наука и жизнь. - 2007.
- Любешкина Е. Обратная сторона упаковки// Наука и жизнь. – 2007
- Шафоростов В.Я. Энергия из отходов// Экология и жизнь. - 2008
- http://xn--80aidgmlqahkckn3q.xn--p1ai/
- https://www.ingos.ru/company/blog/2020/sorting/
- https://trends.rbc.ru/trends/green/5d696a8c9a7947741b7e954d
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры школьников на уроках географии
Как, какими методами и формами реализуется формирование экокультуры на уроках географии. как привить учащимся экомышления. Этот материал может использоваться учителем как тема самообразования по геогр...
методическая разработка "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях школьной мастерской".
В работе описаны методические приемы организации практической деятельности по формированию умений и навыков учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере изучен...
Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные на уроках технологии,находят свое применен...
Выступление на ШМО. «Формирование экологической культуры школьников на уроках биологии».
laquo;Природа- это уникальная книга....
Методический семинар: «Формирование экологической культуры обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Каждый должен понять, что только в гармонии с природой возможно да...
"Формирование экологической культуры школьников на уроках биологии"
В статье указывается, какими методами можно сформировать экологическую культуру у школьников на уроках биологии....
Формирование экологической культуры школьников на уроках изобразительного искусства.
В работе обоснована необходимость экологического воспитания школьников, роль общего образования, в частности уроков эстетического цикла на формирование экологической культуры, здоровьесбережение и дух...