Конспект занятия "Многообразие птиц, их значение в природе и жизни человека"
план-конспект по экологии по теме

Занятие для обучающихся в МОУ ДО ЦТ в возрасте 9-10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Веселовский центр творчества

Конспект   занятия

«Многообразие птиц, их значение в природе и жизни человека»

Рыбалко Нина Антоновна –

педагог дополнительного образования

2016 год

п. Веселый

Тема: «Многообразие птиц , их значение в природе и жизни человека»

Цель: создать условия для познавательной и практической деятельности  обучающихся.

Задачи:

- расширить  и закрепить знания учащихся о многообразии птиц родного края;                                                    

- уметь  использовать знания    в практической деятельности ;                                          развивать навыки сотрудничества.

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру, пернатым друзьям, пробуждать эстетические чувства.

Оборудование: чучела птиц, набор карточек, презентации ,маховое перо птицы, кормушки, скворечники.

Дата и место проведения:

Ход занятия

1.Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте, дорогие ребята. На нашем занятии  присутствуют сегодня гости  Весёловского центра творчества  (представление гостей).

 2.Звучит пение птиц

Основная часть

Ребята, а как вы думаете, о ком пойдет речь на сегодняшнем занятии?

Правильно, о птицах. Тема нашего занятия -  «Многообразие птиц » (слайд «Многообразие птиц»).

Я вам предлагаю поучаствовать в  « Викторине о птицах».  Слайд №4-14 1. Чем птицы отличаются от других животных? ( наличием перьев) 2. Из-за наличия перьев ,как их ещё называют? (пернатые) 3. Каких птиц называют перелётными?(они летят зимовать в тёплые страны ,а  весной возвращаются домой) 4.Каких птиц называют осёдлыми?(они круглый год живут в родном краю).5 Каких птиц называют кочующими?  (осенью и зимой они собираются в стаи и кочуют в поисках пищи) . Какая самая маленькая птица? (колибри). Какая самая большая птица?  (Африканский страус). Какая птица лучше всех поёт? (Соловей) .Какая птица лучше всех ныряет? (Императорский пингвин) Какая птица самая зоркая? (Сокол-сапсан).                                  

Ребята! Вы любите сказки? (да)  ,тогда следующий конкурс  (с использованием слайдов )называется:                                                                     № 2. « Птицы в сказках» 1. Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей (Слайд № 15    Гадкий утёнок). 2. Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Алёнушки . Слайд № 16     Гуси-лебеди) 3. Птица с золотым украшением на голове, состоящая на службе у царя Дадона. (слайд №17-18    Сказка о золотом петушке) 4 . ( сл № 19) Из какой сказки  пословица «Как аукнется так и откликнется». (Лиса и журавль ).                                                                                          Задание № 3 «Птичьи разговоры» Шумят, галдят, кричат с утра до вечера.

Разговаривают пернатые друг с другом и с нами  . Из звуков, которые они издают, образовались и названия многих птиц.  

-Синь-синь! -посвистывает синица.

-Гра -гра!- представляется грач.

-Ку-ку!-   зовёт кукушка. Работа в парах .     У вас на столе лежат карточки –задания. С помощью стрелок вы должны указать , кто как разговаривает.                                              

 

Гуси                           крякают

Соловьи                     кричат

Журавли                     гогочат

Утки                           поют ,заливаются

Вороны                      воркуют

Жаворонки                щебечут    

Голуби                       ухают

Совы                          каркают

Физкульт - минутка.

Прилетели птицы: голуби, синицы, белки  и стрижи, ёжики, моржи.    Прилетели птицы: голуби, Синицы, аисты, вороны, галки ,макароны. (дети делают хлопки на название  птиц).                                                                                                        

 Задание № 4 « Голоса птиц».  Слайд № 22-31 Птицы нам дороги, как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичное звонкое пение .яркое оперение оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость.

 Поэтому , я предлагаю вам отправиться в путешествие по лесу с помощью электронной презентации и послушать пение птиц.                                                                                                  Задание  №5  «Конкурс  знатоков»  Кто больше знает птиц. (2 человека  у доски  выходят и без повторения   называют птиц.                              

Снегирь,              синица,

Галка                    воробей

Ворона                сорока

Дятел                   сова (и. т.д.)

Задание №6      Конкурс «Отгадай птицу»

По внешнему виду определите название птицы. Слайд № 33-56   « Угадай птицу»

Педагог: ребята 1апреля отмечается «Международный день птиц»      слайд №     .     В этот день проводят праздники, конкурсы о птицах ,где рассказывают об их пользе. А самое главное развешивают птичьи домики.  

Уже много лет подряд у нас проходят экологические акции : «Кормушка» (зимой ) , и «Птичьи домики» вы наверно знаете ребята ,что в вашей школе, каждый год ребята  развешивают кормушки для птиц  и скворечники (весной) . Вы можете это сделать дома со своими родителями .А если  кто-то хочет повесить скворечник в парковой зоне ,это  можно сделать после занятий.

Слайды с фото уч-ся « Кормушки» , «Скворечник»

Задание № 6  Экологические ситуации.

В жизни встречаются ситуации, когда человек не задумываясь, губит природу.  Слайд   № 57-58      горит  лес.  

Задание №7   Педагог делит ребят на 2 команды и предлагает, оценить конкретную ситуацию, сказать , что в ней так, а что нет. Работа в группах.                            1.Валя неожиданно увидела в кустах  гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких шоколадного цвета яиц. Она осторожно взяла одно, положила к себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место. Правильно ли  поступила девочка?  (ваш ответ ) 2.Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать.  Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. ( ответ детей)                                                                                       3.Кто-то из девочек заметил «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо музыку погромче включить». (ответ 2-ой команды)        4.Неожиданно прямо перед ними появилась белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл её шапкой.  «Теперь моя будешь»,- довольно сказал он. ( ваш ответ)                

Учитель: Красная книга России и Ростовской области. Слайд №59-63          

И, конечно, тревожно, что порой мы безбожно

Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем

Ни за что не в ответе, словно самую малость

Нам на этой планете жить, и правда осталось

Не хозяева вроде, так добро свое губим

А гордимся природой и отечество любим.

Педагог: птицы охраняют наши леса, огороды, сады и парки от вредных насекомых, мышей съедающих около четверти урожая. Птицы -наши верные друзья и  помошники . И мы, люди должны , охранять и беречь. И я ребята хочу, чтобы вы всегда помнили:  ( закончите моё предложение).                                    

1). Нельзя разорять( уч-ся отвечают…. птичьи гнёзда).

2).Нельзя стрелять птиц из ……..  рогаток.

3). Птицы охраняют наши ……леса, поля, огороды от вредных насекомых, мышей, улиток и приносят……… большую пользу.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Ребята, а сейчас я хочу вам вручить памятки-инструкции, где написано как правильно  построить  кормушку, своими руками, для зимующих птиц и подарить птичку-раскраску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.Природоведение 5 класс.

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАССГлава ВОЗДУХ   Тема: Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.Тип урока: обобщающий.Цель: Расширить и обобщить знания учащихс...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: «Разнообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека».

Цель урока:  познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений. Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека. Задачи:Образова...

Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Урок № 3, 4.Тема: Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.Задачи: познакомить учащихся с общей характеристикой...

Презентация к уроку: Тип Плоские черви: многообразие, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека.

Урок № 7.Тема: Тип Плоские черви: многообразие, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека.Цель: познакомить учащихся с общей характеристикой типа плоских червей, особенностями их ст...

Конспект урока. Тема: «Происхождение пресмыкающихся. Их значение в природе и жизни человека». биология 7 класс

Представляю конспект урока по биологии (зоология 7 класс).https://yandex.ru/video/preview/7419536627969017265 - ссылка на видео для урока.при составлении плана-конспекта урока были соблюдены тре...