Конспект урока. Тема: «Происхождение пресмыкающихся. Их значение в природе и жизни человека». биология 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Представляю конспект урока по биологии (зоология 7 класс).
https://yandex.ru/video/preview/7419536627969017265 - ссылка на видео для урока.
при составлении плана-конспекта урока были соблюдены требования ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по биологии 7 класс, зоология | 61.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Происхождение пресмыкающихся. Их значение в природе и жизни человека».
Учителя биологии МБОУ «Аршановская СШ»
Польской Юлии Евгеньевны
Предмет: биология
Класс: 7
Цель урока: Определить значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Показать многообразие древних пресмыкающихся, происхождение и причины их вымирания.
Задачи урока:
Образовательные: научиться выделять и формулировать характерные особенности групп на примере древних рептилий, определять значение и происхождение пресмыкающихся.
Развивающие: развивать критическое мышление в процессе приобретении знаний, умение анализировать, синтезировать и делать выводы, понимать практическую значимость для человека изучение данной темы.
Воспитательные: формировать научное мировоззрение картины мира.
Средства обучения: основные: ноутбук, учебник биологии для 7 класса.
дополнительные: презентация по теме урока, тест, кейсы с дополнительной информацией по теме урока.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы учебной деятельности: проблемного изложения материала, частично-поисковый, словесные (диалог, беседа); наглядные (работа с дополнительной литературой, рисунками учебника); практические (поиск информации в дополнительной литературе, выполнение практических заданий); дедуктивные (анализ, обобщение), кластер.
Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа, фронтальная работа, работа в группах.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: Учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности рептилий как наземных позвоночных, их происхождение и значение.
Тип урока: освоение и закрепление нового материала
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Приветствие. Учитель отмечает отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку. | Готовятся к уроку. | Коммуникативные УУД: 1. Создана мотивация к учебной деятельности и коммуникации. |
2. Мотивационно-целевой этап | Учитель задает наводящие вопросы, чтобы ученики определили тему урока. Далее ученики определяют цель урока. Работа на уроке будет проходить в группах, парах и индивидуально. У каждого из вас «Интеллектуальная карта учащегося» которую необходимо подписать и выполнять задания. Организует проверку и самооценку. Предлагаю ребятам назвать известных им рептилий. С чем связано большое разнообразие рептилий на Земле? После короткой беседы презентация | Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цель урока. Заполняют интеллектуальную карту учащегося | Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные УУД: 1.Слушать и слышать собеседника; 2.Строить связное монологическое высказывание. Регулятивные УУД: 1.Определять проблему урока; 2.Формулировать тему и цель урока, план урока. |
3. Актуализация знаний. | Тест по пройденной теме | Ученики выполняют тестовые задания, осуществляют взаимоконтроль | Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения; Личностные УУД: 1. Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Учитель включает фильм «Происхождение пресмыкающихся». На основе просмотренного фильма учащиеся заполняют кластер | Учащиеся просматривают фильм. Учащиеся работают в тетради, заполняют кластер (схему) | Познавательные УУД: 1.Оформлять схему в соответствии с правилами заполнения. 2.Извлекать информацию из статьи учебника; Регулятивные УУД: 1.Планировать свои действия при выполнении учебной задачи. Коммуникативные УУД: 1.Строить связное монологическое высказывание. |
5. Первичная проверка понимания. | Обсуждение полученных результатов ребятам предлагается назвать известных им древних и современных рептилий. С чем связано большое разнообразие рептилий на Земле. С чем связано исчезновение некоторых видов пресмыкающихся. Признаки современных рептилий: -сухая кожа, два круга кровообращения, трехкамерное сердце; -головной мозг снабжается артериальной кровью; -у рептилий имеется кора головного мозга, они способны к выработке условных рефлексов; -дыхание легочное; -зубы конической формы, служат для захвата и удержания добычи; -размножение и развитие не связано с водой. | Учащиеся вступают в диалог, выражают свое мнение. Ученики по цепочке называют характерные признаки современных рептилий | Регулятивные УУД: 1.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления. Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; 3.Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). Коммуникативные УУД: 1.Слушать и слышать собеседника. Формулирование новых знаний. |
6. Первичное закрепление. | Организация самостоятельной работы в группах. Всего 3 группы учащихся (разноуровневые) 1 группа. Карточка-задание: Среди перечня слов, выбери слово, пропущенное в тексте. 1. Современные пресмыкающиеся произошли от древних ________________– стегоцефалов. 2. Среди древних пресмыкающихся выделялись две группы, сыгравшие важную роль в появлении птиц и млекопитающих:_____________ и звероподобные рептилии. 3. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. 4. Звероподобные рептилии были __________________ и __________________, а расцвету динозавров ________________тёплый и мягкий климат. 5. Среди современных рептилий наиболее близки к динозаврам крокодилы. ответы Малочисленны; Незаметны; Динозавры; Амфибии; Благоприятствовал. 2 группа – Карточка-задание: Значение пресмыкающихся (отрицательное и положительное) 3 группа выполняют задания. Найди ошибки в тексте. 1.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии, - первые настоящие наземные позвоночные животные. 2.У всех представителей класса по две пары конечностей, располагающихся по бокам туловища, слегка поднимающих тело животного над землёй. 3. Так же, как и для Земноводных, для рептилий характерно наличие грудной клетки, которая защищает органы полости тела и помогает при дыхании. 4.Пресмыкающиеся покрыты роговыми чешуями или щитками. Их кожа лишена желёз, испаряет очень мало влаги. 5.В отличие от Амфибий, Рептилии дышат лёгкими. 6.Сердце у них двухкамерное. 7. Размножаются Пресмыкающиеся в водоёмах. Плотная кожистая оболочка или скорлупа защищает яйца рептилий от съедания хищниками. 8. Так же, как и у Земноводных, из яиц вылупляются личинки, из которых развиваются взрослые особи. Каждая группа представляет результаты работы | Работают в группах, выполнение заданий, выступление групп | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; Личностные УУД: 1Осуществлять самопроверку и самооценку. Познавательные УУД: 1.Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим); Коммуникативные УУД: 1.Работать в группе; 2.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3.Выступать перед коллективом сверстников; 4.Осуществлять взаимоконтроль. Личностные УУД: 1.Достигать согласия и сотрудничать в условиях различия взглядов и мнений; 2.Осознать свое право на собственную позицию; 3.Осуществлять самооценку и взаимооценку. Выполнение заданий. Самопроверка и самооценка. |
7. Физкультминутка. | Я читаю задание, вы должны определить, что это за орган и показать, где он находится у вас в организме. 1. Этот орган защищает нас от холода и жары (кожа). 2. Этот орган помогает нам различать сладкое и кислое (язык) 3. Этот орган содержит самое большое количество воды (мозг) 4. Этот орган помогает нам бегать и прыгать, перемещаться в пространстве? (ноги) 5. Этот орган не меняет размеры с рождения до смерти (глаз) | Учащиеся внимательно слушают, выполняют физминутку | Регулятивные УУД: 1.Развивать способность к распределению внимания. Личностные УУД: 1.Формирование культуры здоровья. Самостоятельное оценивание правильности выполненных действий. |
8. Подведение итогов. | Формулировка проблемы и вывода по теме урока. Выставление оценок. Запись домашнего задания: параграф , вопросы после параграфа, по желанию подготовить сообщение о гаттерии или гипотезы- почему вымерли динозавры. | Учащиеся формулируют вывод, решение поставленной проблемы. Заполняют интеллектуальную карту | Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; Познавательные УУД: 1.Обобщать, делать выводы. Анализ работы на уроке и её результативность. |
9. Рефлексия. | Самооценка работы на уроке. | Ученики выставляют смайлики ( ☺, ☹ ), тем самым оценивают как они усвоили знания. | Регулятивные УУД: 1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1.Осуществлять самооценку; 2.Формировать сознательное отношение к собственным успехам/неудачам. |
Приложение 1.
Тесты для проверки знаний. 1 вариант 1. Рептилии произошли от: а) древних кистеперых рыб б) древних земноводных 2. Все рептилии дышат: а) только легкими б) легкими и кожей в) только кожей 3. Сердце большинства рептилий состоит: а) из предсердия и желудочка б) из двух предсердий и желудочка в) из двух предсердий и двух желудочков 4. В шейном отделе ящерицы: а) 2 позвонка б) 4 позвонка в) 8 позвонков 5. Какая кровь находится в желудочке сердца рептилий а) артериальная б) венозная в) смешанная 6. Скелет передней конечности состоит из: а) бедро, голень, стопа б) плечо, предплечье, кисть 7. Скелет задней конечности состоит из: а) бедро, голень, стопа б) плечо, предплечье, кисть 8. Головной мозг рептилий состоит из: а) 4 отделов; б) 2 отделов; в) 5 отделов 9. Условные рефлексы у хордовых связаны с а) передними полушариями мозга б) мозжечком в) с промежуточным мозгом 10. Каким образом расположены конечности прыткой ящерицы: а) под туловищем б) сбоку под углом к туловищу | 2 вариант 1. Имеется ли грудная клетка у ящерицы: а) да; б) нет 2. Один из отделов сердца снабжен неполной внутренней перегородкой, назовите этот отдел: а) левое предсердие б) правое предсердие в) желудочек 3. Сколько отделов различают в каждой конечности ящерицы: а) 2; б) 3; в) 4 4. Какая кровь находится в левом предсердии: а) артериальная б) венозная в) смешанная 5. Кровеносная система состоит: а) из одного круга кровообращения б) из двух кругов кровообращения 6. Пояс передних конечностей состоит из: а) лопатки, ключицы, вороньей кости б) плеча, предплечья, кисти в) бедра, голени, стопы 7. Насыщение крови кислородом происходит а) в большом круге кровообращения б) в легочном (малом) круге кровообращения 8. Назовите вид оплодотворения, который характерен для ящерицы: а) внутреннее оплодотворение б) наружное оплодотворение 9. Назовите тип развития характерный для рептилий а) прямое развитие б) непрямое развитие 10. Чем покрыто снаружи яйцо ящерицы: а) толстая прозрачная студенистая оболочка б) скорлупа в) кожистая оболочка |
1 вариант: 1б,2а,3б,4в,5в,6б,7а,8в,9а,10б. | 2 вариант:1а,2в,3б,4а,5б,6а,7б,8а,9а,10в. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека
Тезисы «Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека» Данную разработку урока рекомендуется испол...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: «Разнообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека».
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений. Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека. Задачи:Образова...
Презентация по биологии на тему " Бактерии. Их значение в природе и жизни человека"
Презентация по биологии на тему " Бактерии. Их значение в природе и жизни человека"...
Методическая разработка конспекта урока биологии: Многообразие простейших и их значение в природе и жизни человека.
Методическая разработка конспекта урока биологии с элементами интеграции....
Технологическая карта урока по теме "Значение бактерий в природе и жизни человека". Биология. 5 класс
Технологическая карта урока в 5 классе. Тема урока "Значение бактерий в природе и жизни человека". На уроке предусмотрены разные формы работы: индивидуальная, парная и фронтальная. На уроке ...
Урок биологии в 8 классе "Разнообразие рыб. Значение в природе и жизни человека"
Данный урок разработан ввиде игры для закрепления и обобщения материала по теме "Рыбы" Игра "Счастливый случай на уроках зоологии" состоит из разминки и 4 геймов. Можно использоват...
- Мне нравится (1)