Эколого-патриотическое воспитание подрастающего поколения в МКОУ СОШ № 1 с.п. Кахун
консультация по экологии на тему
Эколого- патриотическое воспитание подрастающего поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание экологической культуры как составляющая патриотического воспитания молодежи»
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.
Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Успешное экологическое воспитание молодежи может быть обеспечено лишь при условии воспитания патриотизма в подрастающем поколении и осуществлении целенаправленного и систематического процесса одновременного участия семьи, учебных заведений и общества в целом.
Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в широком знакомстве с социально-экологическими условиями жизни народа.
Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека. Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
В МКОУ СОШ № 1с.п. Кахун цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
- Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- Воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды:
- Интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций)
- Эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности)
- Нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Деятельность педагогического состава МКОУ СОШ № 1 с.п. Кахун по становлению и развитию экологического самосознания в рамках патриотического воспитания осуществляется по следующим направлениям:
1. Экологическая пропаганда – разработка лозунгов, плакатов, значков, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды для воздействия на широкие массы.
2. Экологическое просвещение – разработка мероприятий, способствующих распространению знаний о природе и необходимости её охраны.
3. Экологическое образование – создание буклетов, информационных материалов, способствующих обеспечению школьников и населения города систематическими знаниями об окружающей среде.
4. Эколого-художественная деятельность – разработка и постановка сценариев литературно-музыкальных композиций, способных на эмоциональном уровне вызвать потребность к сохранению окружающей среды. Этому направлению уделяется большое значение, потому что пока человек сердцем не прочувствует необходимости в охране окружающей его природе, никакие законы, лозунги, система штрафов не заставят его это делать. Беречь и охранять родную природу можно только согласно своим внутренним убеждениям.
Задачи патриотического воспитания:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу.
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с селом, его историей, традициями, выдающимися селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости;
Воспитание патриота – сложный процесс. Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе.
Забота об экологии это и есть проявление патриотизма!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...
Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества
Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...
Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения
В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...
Выступления на семинарах по темам : "Формирование и развитие социальных ценностей у детей на примере ИЗО деятельности"; "Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения"
Формирование и развитие социальных ценностей у детей в системе дополнительного образования на примере изодеятельности Процесс творчества - это не только практическое действие, формирование из...
Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения
В наше время необходимо уделять больше внимания воспитанию подрастающего поколения. Не менее важной задачей является и его нравственное здоровье. Какие нравственные ценности признает подрастающее поко...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...