Картотека «Экологические игры»
картотека по экологии на тему
Предварительный просмотр:
Картотека
«Экологические игры»
Что в корзинку мы берем.
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры: У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
Вершки – корешки.
Цель: учить детей составлять целое из частей.
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Ход игры: Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
Угадай, что в мешочке?
Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.
Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.
Природа и человек.
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Воздух, земля, вода.
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
Выбери нужное.
Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
Где снежинки?
Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Ход игры: Вариант№ 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
Вывод делается из ответов на вопросы:
- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).
С какой ветки детки?
Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.
Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.
Живое – неживое.
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.
Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.
Что это такое?
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.
Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.
Когда это бывает?
Цель: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Весна.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето.
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень.
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зима.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Звери, птицы, рыбы.
Цель: закреплять умение, классифицировать животных,, птиц, рыб.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы). Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).
Угадай, что где растет.
Цель: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.
Назови три предмета.
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы - Ромашка, роза, василек.
Съедобное – несъедобное.
Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.
Весной, летом, осенью.
Цель: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.
Сложи животное.
Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.
Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах).
Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.
Что из чего сделано?
Цель: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.
Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.
Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
Угадай - ка.
Цель: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
Чудесный мешочек.
Цель: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
Материалы: мешочек.
Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.
Цветочный магазин.
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Материалы: лепестки, цветные картинки.
Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.
Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Полезные – неполезные.
Цель: закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Материалы: карточки с изображением продуктов.
Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.
Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.
Четвертый лишний.
Цель: закреплять знания детей о насекомых.
Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
1) заяц, еж, лиса, шмель;
2) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) таракан, муха, пчела, майский жук;
8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) лягушка, комар, жук, бабочка;
10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).
Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Узнай птицу по силуэту.
Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.
Кто где живёт?
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.
Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
Назовите растение
Цель: уточнять знания о комнатных растениях.
Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
Две корзины.
На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.
Летает, плавает, бегает.
Цель: закреплять знания об объектах живой природы.
Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
Узнай и назови.
Цель: закрепить знания лекарственных растений.
Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).
Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).
Береги природу.
Цель: закреплять знания об охране объектов природы.
Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
Цепочка.
Цель: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.
Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
Что я за зверь?
Цель: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.
Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят. Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.
Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается. Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д. Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.
Ходят капельки по кругу.
Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Что было бы, если из леса исчезли…
Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Я знаю.
Цель: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.
Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.
Кто рядом живёт.
Цель: обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представление о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.
Материал: маски (шапочки растений, грибов, животных леса, луга, водоема(волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчелка, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш) –по количеству детей; обручи красного, синего, зеленого цвета.
Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; Лес, луг, водоем - это их дома, там они находят себе еду, растят потомство.
Ход игры: В разных уголках площадки раскладываются обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети надевают маски (шапочки).
Определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде "Занять свои дома!" обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга - в красном, обитатели водоема в синем. После того как дети займут место в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: "животные" и "растения" называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками и играют снова.
Экологи.
Цель: закреплять знания детей о природе.
Ход игры: Воспитатель напоминает детям, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами, и предлагает побыть им в роли экологов. Остальные дети будут задавать им вопросы:
1.Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?
2.Для чего природе нужны хищники?
3.Что такое красная книга и для чего она нужна?
4.Для чего люди создают заповедники?
5.Расскажите, как связаны между собой елка, белка,рысь?
6.Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?
и так далее.
В гости к Винни-Пуху.
Цель: освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро - пользуясь цветными моделями.
Материал: модели частей суток, игрушка Винни-Пух, загадки о частях суток, картинки с изображением частей суток.
Ход игры: Винни-Пух приносит цветную модель частей суток, шепчет: стрелка, стрелка, покрутись! Время суток, покажись! Это утро, это вечер, это день…" Воспитатель спрашивает, что за разноцветный круг у него и как с ним играть. Винни-Пух раскладывает картинки изображения частей суток и стрелкой указывает на цветные обозначения. Затем загадывает загадки о частях суток.
Путаница.
Цель: формировать у детей понятие о закономерностях в природе, о том, что разрушение этих законов ведет к путанице в природе.
Ход игры:
1 вариант - наглядный: воспитатель раздает детям картины, на которых в изображение вкрались ошибки, предлагает детям рассмотреть их, заметить неточности, исправить их и объяснить, почему они так считают.
2 вариант - словесный - Игра может проводиться на основе литературных текстов - путаниц ли же в форме беседы по вопросам типа: что же будет, если звери поменяются едой, местом жительства, хвостами и т.д.? может ли заяц съесть волка, почему? может ли у зайца быть лисий хвост? Почему? И так далее.
На что это похоже?
Цель: развивать творческое воображение и фантазию у детей.
Ход игры: Для игры необходим разнообразный природный материал, который раздается детям (лучше всего использовать кору деревьев, которая хорошо отслаивается и имеет слои причудливой формы). Воспитатель задает вопрос: на что это похоже? Дети должны предложить варианты, затем наиболее интересные из них зарисовать.
Овощи – худышки и овощи – толстячки.
(игра импровизация)
Цель: развивать творческие способности детей и умение объяснить и отстоять свою точку зрения.
Ход игры: Воспитатель дает детям задание вспомнить, какие овощи
они знают и разделиться по желанию на овощи - "худышки" и "толстячки", а затем изобразить эти овощи так, чтобы всем сразу стало понятно, что этот овощ - тоненький, а этот - толстенький.
Воспитатель задает детям вопросы:
1.Какой овощ ты изображаешь?
2.Почему ты выбрал именно этот овощ?
3.Почему ты считаешь этот овощ "худышкой" или "толстячком"?
Тень. (проводится в природе)
Цель: расширять понятий детей о правилах поведения в природе, развивать подражательные способности детей.
Ход игры: Воспитатель говорит детям о том, что у каждого человека есть тень, но наша с вами тень особенная, она точно повторяет движения человека лишь в том случае, если он делает что-то хорошее. В противном же случае "говорит не буду, не буду повторять" и даже объясняет почему. Воспитатель делит детей на пары, в которых первый ребенок - ребенок, а второй - его "тень". Ребенок может делать в природе то, что считает нужным, т.е. Гулять, нюхать цветы, собирать сухие веточки и прочее, а "тень" оценивает его поступки. В конце игры выбирается ребенок, у которого самая послушная "тень".
Моя сказка.
Цель: развивать творческие способности детей, фантазию, воображение, связную речь, закрепить понятия о взаимосвязях в природе.
Ход игры:
1вариант: Воспитатель дает детям задание придумать сказочную историю, используя два слова: корова (живая природа) и туча (неживая природа); мухомор- камень; одуванчик - песок. Дети должны придумать сказочный сюжет, используя эти два слова.
Когда дети потренируются придумывать сказки, можно изменить задание: "Придумайте историю, которая случилась с коровой и тучей на самом деле, т.е. В ней не должно быть ничего сказочного". Этот этап труднее дается детям.
Найди нужное слово.
Цель: развивать фантазию, воображение, словарный запас детей.
Ход игры:
1вариант: "Подбери определение к определенному объекту" - дети должны подобрать слова на задание воспитателя типа: какие могут быть листья; какой может быть снег.
2 вариант: "Подбери природный объект под определение". Воспитатель дает задание типа: что может быть горячим на берегу реки (в лесу, в море и т.д.); что может быть темным в городе (в парке, на поляне и т.д.). Педагог должен следить, чтобы дети использовали для подбора только объекты природы.
Носы.
Цель: развивать у детей восприятие запахов.
Ход игры: для игры необходимо иметь 3 непрозрачных пакета, в каждом из которых находится по 1 кусочку поролона, пропитанного запахом разных духов. Суть игры в том, что дети - это "зайцы", на них охотится лиса, у которой свой определенный запах (детям дают понюхать пакет - это "запах" лисы). "Зайцы" резвятся на поляне, но их нос должен все чувствовать и вовремя определить запах лисы, чтобы успеть убежать (детям по очереди предлагают понюхать все 3 пакета и выбрать один из них с запахом лисы). Если ребенок правильно определил запах, который предлагался ему ранее, то "заяц" остается цел, так как он смог вовремя почувствовать приближение опасности и скрыться и наоборот. В конце игры выбираются "зайцы-долгожители".
Звуки. (проводится в природе)
Цель: учить детей "слышать" природу.
Ход игры: ХОД ИГРЫ: все дети должны закрыть глаза и прислушаться. Воспитатель дает задание: Когда услышите какой-либо звук - загните один палец, еще услышите звук - загните еще палец и т.д. Когда все 5 пальцев будут загнуты, откройте глаза и помолчите, чтобы дать другим детям возможность посчитать "звуки". Воспитатель задает вопросы детям:
1.Какой звук тебе больше всего понравился?
2.Какой звук издала природа, а какой - человек?
3.Какой звук был самым громким, тихим?
4.Издавал ли ветер какой-либо звук?
В дальнейшем можно "слышать" природу и двумя руками, использовать 10 пальцев.
Рамочка.
Цель: расширить опыт прямого общения с природой. Учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов и отмечать их неповторимость.
Ход игры: Воспитателю необходимо приготовить рамочки для всех детей. Альбомный лист сложить пополам, с одной стороны вырезать окошко любой формы - это и будет рамочка. В эту рамочку дети могут помещать - лист дерева, травинку, кусочек коры (любой плоский природный материал, все, что можно найти под ногами). Воспитатель дает задание: составь портрет осени и назови его; сделай картину сегодняшнего дня (прогулки).
Мальчик наоборот.
Цель: воспитывать правильное отношение к природе, расширять понятия детей о правилах поведения в природе.
Ход игры: Суть игры заключается в том, что есть такой мальчик на свете, который все делает наоборот, если слышит плохие советы. Воспитатель дает детям отрицательные и положительные правила поведения в природе, а дети должны сказать, как бы поступил этот мальчик в том или ином случае и объяснить - почему.
Какого растения не стало?
На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
Прятки.
Цель: учить детей различать оттенки цвета в природе, показать значение умения приспосабливаться по цвету для животных.
Ход игры: Воспитатель заранее тонирует маленькие силуэты зверей различными оттенками цвета, раздает детям эти заготовки, а также белые листы бумаги и дает задание: "Спрячьте зайца в лесу так, чтобы его не смог заметить волк", то есть надо так нарисовать лес.
Сам себе огородник.
Цель: развивать у детей схематическое воображение и умение разбираться в планах и схемах.
Ход игры: Воспитатель раздает детям листы бумаги и дает задание: "Представьте, что вам дали дачу (участок под огород). Что бы вы посадили? Почему? Где? Обоснуйте. Сажать можно карточки с изображением овощей, фруктов, ягод и прочие или просто (для более старших детей)составить план - схему дачи, нарисовав ее на бумаге.
Где что зреет?
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
Какие мы все разные.
Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта.
Ход игры: Воспитатель дает задание: "Встаньте налево те, кто больше любит море, направо - те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кто любит и море и речку.
Воспитатель задает вопросы:
почему тебе море нравится больше?
почему ты любишь речку?
почему ты остался посередине?
Варианты заданий:
лето-зима;
ромашка-колокольчик;
дождь-снег.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то, и другое - хорошо, надо лишь уметь замечать это хорошее в природе.
Угадай, что в руке?
Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
Наоборот.
Цель: показать детям наличие противоречий в природе и отметить, что все в природе неповторимо.
Ход игры: Организация детей для игры может быть разной: 1.используется прием "по кругу"; 2.дети делятся на две команды, которые после 2-3 заданий необходимо менять составом. Воспитатель дает детям задание выбрать в природе что-то: красивое-некрасивое; холодное-нехолодное; гладкое-шероховатое. Необходимо, чтобы дети называли только природные объекты и не путали их с предметами, созданными руками человека, т.е. акцент делается на умение детей отличать природное от неприродного. В случае командной организации детей в игре побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.
Да – нет.
На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.
Цепочка.
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
Репортаж.
Цель: развивать мнение детей, выражая свои противоречия от общения с природой в словесной форме.
Педагог применяет прием «по кругу» для составления репортажей на различные темы (самый красивый цветок). Ребёнок должен придумать название своему репортажу и коротко рассказать о цветке. Например: как он называется, какой он, почему понравился и т. д.
Можно использовать тему: «репортаж лесной газеты», когда дети составляют репортажи на любые темы. Используется также задание на дом:
-составить репортаж о комнатных растениях, которые есть дома;
-составить репортаж о любимом животном;
составить репортаж о живых обитателях твоей квартиры.
Выбери нужное.
На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.
Насосы.
Цель: развивать у детей восприятие запахов.
Для игры необходимо иметь 3 непрозрачных пакета, в каждом из которых находится по одному, пропитанного запахом, разных духов.
Суть игры в том, что дети – это «зайцы», на них охотится лиса, у которой свой определённый запах (детям дают понюхать 1 пакет – это запах лисы). Зайцы резвятся на поляне, но их нос должен всё чувствовать и вовремя определить «запах лисы», чтобы успеть убежать (детям по очереди дают понюхать все три запаха и они должны выбрать запах лисы). Если ребёнок правильно определил запах, который предлагался ему ранее, то «заяц» остаётся цел, т. к. смог вовремя почувствовать приближение опасности и наоборот. В конце игры выбираются «зайцы» - долгожители.
Найди нужное слово.
Цель: развивать фантазию, воображение, лексический, словарный запас детей.
1 вариант: «Подбери определение к природному объекту».
Дети должны подобрать слова на задание воспитателя:
-Какие могут быть листья?
-Какой может быть снег?
2 вариант: «Подбери природный объект под определение».
Воспитатель даёт задание:
-Что может быть горячим на берегу реки (в лесу, на море?
-Что может быть тёмным в городе (в парке, на поляне?
Педагог должен следить, чтобы дети использовали для подбора только объект природы.
Природа – не природа.
Цель: выделить различия в природных и не природных объектах, а так же их связь и взаимодействие, показать детям роль человека в преображении природы.
Используется набор карточек или открыток с изображением природных объектов, созданных руками человека. Дети должны выбрать изображения природных объектов из общего числа карточек, после чего воспитатель проводит беседу:
-Чем отличаются объекты природы от всего, что нас окружает?
-Что использует человек для создания не природных объектов?
-Как вы считаете, можно ли предметы, созданные руками человека, назвать природными?
По этому же принципу можно сыграть в «живое – неживое», используя набор карточек с изображением живых и неживых объектов природы и вопросы беседы.
Что возьмём с собой.
Цель: расширить понятия детей о различных средах обитания.
Педагог предлагает детям отправиться в путешествие (на луг, в лес, на озеро). Дети должны выбрать из предложенных карточек с изображением предметов, необходимых человеку для данного путешествия, объяснив свой выбор или дать ответ словесно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры; Фонетические игры; Лексические игры
формирование и совершенствование речевых навыков, активизация лексики...
Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»
Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...
XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.
Успешный Дебют наших гимназистов на КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...
Методическая разработка на тему "Игра. Игра? Игра!" (в жизни младшего школьника)
Задача воспитателя группы продленного дня:- добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными н...
«Игра, игра, Игра»
Цель мероприятияПоказать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на занятиях.Задачи:Осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавател...
Олимпийские игры. История возникновения олимпийских игр. Современные олимпийские игры. Паралимпийские игры
ОЛИМПИЯ – Колыбель олимпийских игрОлимпийские игры, в том виде, в каком мы их знаем сейчас, имеют большую историю, уходящую в античные времена. Все началось на Пелопоннесе, в Греции, приме...