Внеклассное мероприятие по экологии 7 класс "Экологический марафон"
методическая разработка по экологии (7 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по экологии. Обсуждаются в форме игры глобальные проблемы человечества, вторичное использование бросового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_marafon.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ежегодно в нашей школе проводится неделя экологии. Представляю одно из внеклассных мероприятий.
«Экологический марафон»
7 класс
Цель: формирование у детей экологической культуры и уважительного отношения к миру природы.
Задачи:
- развитие экологической ответственности по отношению к окружающей среде, своему здоровью;
- формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
- анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование познавательных интересов во внеурочное время.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ:
- Каждый класс готовит команду из 6 человек, название, девиз, эмблемы.
- Команды изучают научно-познавательную литературу по экологии.
- Заранее готовят проекты на тему: « Использование бросового материала». При необходимости учитель готовит техническое сопровождение.
- Подготовка плакатов на экологическую тему и их защита.
Ход мероприятия.
Здравствуйте, ребята, сегодня мы хотим рассказать вам о том, что такое экология, об экологических проблемах, о том, как эти проблемы можно решать, и о том, как каждый из вас, лично, может помочь решить одну из таких проблем.
Итак, вы, наверное, слышали слово “экология”. Как вы думаете, что такое экология? (Дети отвечают)
Все, что окружает нас, это — природа: небо, лес, речка, солнце, деревья, цветы, травы, птицы, животные, насекомые, человек, все это — природа. Все, что есть в природе, должно существовать вместе, рядом, дружно. Так, деревья не могут жить без солнца, воды, без птиц, которые в коре деревьев находят и поедают жучков-червячков. Животные тоже не могут жить без воды, солнечного тепла и света, без травки, которую они едят, без деревьев, которые защищают их от жары и дождя. Все живые существа в природе зависят друг от друга. Так вот, ЭКОЛОГИЯ — это наука, которая изучает взаимоотношения растений, животных, человека и их связь с неживой природой: солнцем, водой, воздухом. А еще экология изучает, как человек влияет на природу. А как человек может влиять на природу?
Он может влиять хорошо, т.е. помогать природе. Он может влиять плохо, т.е. вредить природе, портить, уничтожать ее. Приведите примеры, как человек помогает природе. (Дети отвечают).
Правильно, человек сажает деревья, ухаживает за растениями и животными, кормит птиц. А как человек может вредить природе? (Дети отвечают).
Да, конечно, человек может вырубать деревья, уничтожать животных, выбрасывать мусор, загрязнять воздух дымами, выхлопными газами автомобилей.
Вот именно поэтому возникают экологические проблемы.
Человек рубит деревья: погибают сами деревья, погибают птицы и насекомые, белки, которые жили на деревьях, высыхают ручейки, которые текли у подножия деревьев, умирают рыбки, которые жили в этих ручейках. Таким образом возникает экологическая проблема: как сохранить леса и их обитателей?
Человек обогревает дома: сжигает уголь, дрова, идет дым, дымят фабричные и заводские трубы, выбрасывают газы выхлопные трубы автомобилей. Некоторые из этих газов очень ядовиты. От них погибают деревья, болеют животные и люди. Возникает другая экологическая проблема: как сохранить воздух чистым?
Мы, люди, загрязняем и уничтожаем природу, и почти каждый школьник, зная или не зная того, тоже загрязняет природу.
Как же мы загрязняем природу?
Итак мы отправляемся в путешествие по стране « Экология»
Станция №1 Мусорная
Скажите, вы любите конфеты, а шоколад, а жевачки? А куда вы выбрасываете фантики? А лимонад из баночек вы пили? А куда вы дели баночку? Многие школьники выбрасывают фантики, бутылки, баночки прямо на улицу, в кусты, в канавы, под деревья. Некоторые думают, что деревья тоже мусорят, ведь они тоже сбрасывают свои листочки на землю, поэтому, думают они, и человеку можно мусорить. Правы ли эти ребята? Нет, эти ребята ошибаются. Так делать нельзя. Осенью в листве фантики и бутылки-баночки незаметны, зато весной… Вспомните, какая грязь бывает весной на улице. Листья от деревьев сгнивают, бумага слегка желтеет, а вот с баночками и бутылочками ничего не происходит.
ОПЫТ
Возьмем сухой листик, попробуем его раскрошить, получается легкая, незаметная пыль, которую тут же разнесет ветер. А теперь попробуем раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль. А с баночкой и бутылочкой вообще ничего не стало. Теперь попробуем намочить листок дерева, бумагу и баночку. Что получается? Листок намок и легко рвется, листок туалетной бумаги тоже легко порвать, а вот обычная бумага не рвется так легко. Пленка же и баночка только намокли, и порвать их или сломать мы не сможем. Вот так же и в природе — только листочки и туалетная бумага быстро сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, полиэтиленовая пленка или бутылка понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 3 — 4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6 — 10 лет, полиэтиленовая пленка разложится через 60 — 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда запах! Это значит, что при горении выделяются вредные вещества. Эта копоть и сажа оседают на деревьях, затрудняя дыхание зеленым листочкам, попадая в легкие животных и людей, приводя к тяжелым отравлениям и заболеваниям.
Что же все-таки делать с мусором? Давайте, ребята, ещё раз перечислим, чем мы засоряем природу: пищевыми отходами, бумагой, полиэтиленовыми пакетами, металлическими банками, пластмассовыми банками и т.д.
Задание командам: придумать не менее 3 способов борьбы с мусором. (3 балла)
Примерные ответы.
Пищевые отходы можно отдавать кошкам и собакам, они часто бегают голодными и будут вам очень благодарны. Также пищевые отходы можно и нужно отдавать козочкам, коровам, поросятам. Ну а если отходов очень много, их можно собрать в специальные контейнеры, где они будут перегнивать. От этого можно получить двойную пользу. При брожении пищевых отходов образуется газ – метан. Его можно использовать в обыкновенной газовой плите для приготовления пищи. А остатки (перегной) являются прекрасным удобрением для полей.
Бумагу необходимо собирать и сдавать в макулатуру. Зачем? Опять-таки двойная польза. Вам — деньги за макулатуру. А самое важное, что из макулатуры на фабриках и заводах вновь сделают тетради, книги, газеты. Из одного дерева делают 15 учебников. Сдав в макулатуру 5 кг бумаги, вы спасете дерево! Бутылки нужно сдавать в пункты приема стеклотары. Вы получите за это деньги, а рабочие отвезут бутылки на завод, вымоют и снова будут продавать в них лимонад.
Металлические банки сдают в металлолом и из них выплавляют новый металл.
Но если все-таки у вас остался какой-либо мусор, не выкидывайте его в канаву, соберите его и отнесите к мусорному контейнеру. Этот мусор вывезут на помойки, в специально оборудованные места, где его обработают, закопают и он уже не нанесет огромного вреда природе. Ученые работают над созданием систем переработки и вторичного использования мусора. Простые люди им помогают. Например, в Кировском районе города Санкт-Петербурга проводится эксперимент. Во дворах, в специально отведенных местах стоят не мусорные контейнеры, а разноцветные бачки. Для каждого вида мусора стоит бачок определенного цвета. Желтый — для пищевых отходов, зеленый — для битого стекла и т.д. Такие бачки везут не на помойки, а на перерабатывающие заводы.
Давайте повторим, что делают с отходами? Куда везут желтые бачки с пищевыми отходами? На фермы и перерабатывающие комбинаты. А зеленые с битым стеклом? На стеклоплавильные фабрики. А синие с металлоломом? На сталелитейные заводы. А красные с полиэтиленовыми пакетами? На нефтеперерабатывающие комбинаты. А коричневые бачки с бумагой отвозят на бумажные фабрики, например, в Антропшино. Именно туда школьный грузовик отвозит макулатуру. И, как знать, может быть, тетрадка, что у вас в руках, сделана из пачки старых газет.
Таким образом, выбрасывая мусор, мы совершаем две огромные ошибки. Мы наносим вред здоровью, природе и ее красоте. Мы теряем все больше и больше ресурсов, а они на земле не безграничны.
Так давайте же беречь природу! И пусть каждый начнет именно с себя!
Станция №2 “Глобальные экологические проблемы”
Ведущий рассказывает об одной из глобальных экологических проблем всем участникам. Затем командам предлагается найти способы решения глобальной проблемы. Пока команды готовятся, болельщики могут заработать дополнительные очки, ответив на вопросы по данной экологической проблеме, за каждый правильный ответ команда получает одно очко. Команды рассказывают о своих способах решения проблемы. Затем результаты оценивает жюри.
Материал для задания.
Кислотные дожди. Кислотные дожди
Кислотные дожди — одна из самых серьезных проблем загрязнения воздуха. Источниками кислотных дождей являются кислые вещества, которые образуются при сжигании топлива на электростанциях, заводах, в плавильных печах и на транспорте. Это те источники кислых веществ, которые возникают в результате хозяйственной деятельности человека. Существуют и природные источники. Такие вещества образуются, например, во время грозы, при извержении вулканов и в результате жизнедеятельности бактерий. Однако, природные источники кислых веществ приносят едва ощутимый вред, а вот те, которые образуются в результате хозяйственной деятельности человека, наносят огромный вред природе.
Чем же вредны кислые вещества?
Вы видели, как дымят заводские трубы? Они выбрасывают в атмосферу пыль, золу, углекислый газ, серный и сернистый газы, окислы азота. Если эти газы смешать с водой, то получатся неприятные и опасные жидкости. Капни такой кислоты на кусочек ткани — получится дырка. А попадет капля на руку — будет ожог. Выходящие из труб углекислый, серный, сернистый газы, окислы азота поднимаются в атмосферу и на какой-то высоте встречаются с облаками, а ведь облака — это вода. Таким образом, получаются целые облака кислот. Дует ветер и уносит их на многие километры от завода. И где-то на землю выпадает кислотный дождь. Люди могут от него спрятаться, а как быть растениям и животным? Ведь они привыкли к пресным дождям, а не к кислотным. Поэтому гибнет лес и его обитатели. Растения и животные получают ожоги, умирают. На земле кислотные дожди превращаются в кислотные ручейки и реки. Эти ручейки впадают в озера и делают их безжизненными. Очень прозрачная вода — первый признак мертвого озера. Рыбы в таком озере не водятся. Они вымерли.
Парниковый эффект.
Каждый знает, что для дыхания необходим кислород. Все живые существа дышат кислородом, а выделяют углекислый газ. В свою очередь, углекислый газ необходим растениям для построения зеленых листочков. Растения, строя зеленые листочки, поглощают углекислый газ, свет, тепло, воду и минеральные вещества, а выделяют кислород. Таким образом происходит круговорот газов в природе. Углекислый газ, помимо участия в жизни животных и растений, имеет и еще одно важное свойство. Оказывается, климат Земли во многом зависит от количества углекислого газа в атмосфере. Каким образом?
Солнце нагревает Землю. Но одновременно и Земля отдает свое тепло космосу невидимыми инфракрасными лучами, точно такими же, что излучает и печка, и горячий утюг. Углекислый газ в атмосфере задерживает инфракрасное излучение у Земли. Если этого не происходило бы, то все тепло от Земли ушло в космос, и на Земле наступил бы ледяной холод, как на многих других планетах. Поэтому говорят, что углекислый газ создает парниковый эффект. Он, словно полиэтиленовая пленка или стекло в парниках и теплицах, сохраняет тепло на Земле.
Разрушение озонового слоя.
Как известно, Земля окружена воздушной оболочкой — атмосферой. Однако, атмосфера не везде одинаковая. Низко над Землей в атмосфере присутствуют кислород, углекислый газ, азот, другие газы, водяные пары. Именно здесь плавают облака. Эта часть атмосферы называется тропосферой. А высоко над Землей находится сухая безоблачная холодная часть атмосферы — стратосфера. Стратосфера содержит очень важное и нужное для всего живого вещество — озон. Озон — это ядовитый газ. Но он жизненно необходим всему живому на Земле. Как же так? Солнце посылает на Землю живительные лучи. Однако, солнце же посылает и крайне опасные лучи — ультрафиолетовые. В небольшом количестве ультрафиолетовые лучи полезны. Они убивают болезнетворные бактерии. И их используют в медицине для дезинфекции и в быту для загара. В больших количествах ультрафиолетовые лучи убивают все живое.
Оказывается, слой озона в атмосфере выполняет функцию фильтра. Он пропускает на Землю ровно столько ультрафиолетовых лучей, сколько полезно для живых существ Земли. Это происходит высоко в атмосфере, 10 — 15 км над Землей, т.е. в стратосфере. Частички озона очень маленькие, они находятся на большом расстоянии друг от друга. И если их собрать вместе, получится слой толщиной всего 3 миллиметра. И вот такой тонюсенький слой спасает все живое на Земле от гибели.
Но такой слой легко нарушить. И действительно, ученые обнаружили две большие “дыры” в планетарном озоновом слое. В этих “дырах” озона очень мало и ультрафиолет проходит на Землю неослабленным и убивает все живое. Одна из таких “дыр” находится над Северным полюсом, а другая — над Южным. Площадь этих “дыр” очень велика. Площадь озоновой “дыры” над Антарктидой 22 тысячи квадратных километров, это больше площади России.
Всегда ли существовали эти “дыры”? Может быть, человек стал причиной их образования? Это еще пока не выяснено. Однако, хозяйственная деятельность человека влияет на увеличение площади озоновых “дыр”. А именно, озоновый слой разрушается под воздействием окислов азота, образующихся при горении топлива на заводах и т.д. и галогенопроизводных (сложное слово), содержащихся в обычных аэрозолях — баллончиках с лаком для волос, дезодорантами, духами. Загрязнения окислами азота и галогенопроизводными особенно опасны, ведь ветры в стратосфере дуют в горизонтальном направлении, и вредные вещества разносятся по всей стратосфере, разрушая озоновый слой везде.
Задания командам
Кислотные дожди
Кислотные облака образуются при попадании в обычные облака кислых веществ: серного и сернистого газов, окислов азота. В атмосферу их поставляют выхлопные трубы автомобилей, трубы фабрик и заводов. Как можно защитить природу и человечество от кислотных дождей?
Парниковый эффект.
Углекислый газ может стать причиной потепления климата на Земле. Количество углекислого газа на Земле увеличивается, так как происходит вырубка лесов, сжигание топлива на теплоэлектростанциях для получения электроэнергии. Как можно уменьшить количество углекислого газа в атмосфере?
Разрушение озонового слоя.
Озоновый слой разрушается под воздействием окислов азота и галогенопроизводных. Окислы азота попадают в атмосферу из заводских труб, а галогенопроизводные содержатся в баллончиках с аэрозолями. Как можно остановить попадание этих веществ в атмосферу?
Вопросы болельщикам
Кислотные дожди
- Когда мы говорим — кислые вещества, какие газы мы имеем в виду? (Серный, сернистый, углекислый газы, окислы азота).
- Что может образоваться в результате попадания кислых веществ в атмосферу? (Кислоты).
- Назовите природные источники кислых веществ. (Вулканическая деятельность, жизнедеятельность бактерий, грозы).
- Назовите источники кислых веществ, являющиеся результатом хозяйственной деятельности человека. (Сжигание топлива на заводах, фабриках, выхлопные газы автомобилей, промышленные выбросы).
- Что получится, если капнуть кислотой на ткань, на руку? (Дырка, ожог).
- Почему кислотные дожди могут выпадать на Землю далеко от мест, где произошли выбросы? (Ветер переносит кислотные облака на большие расстояния).
- Что произойдет, если кислотный дождь прольется на лес, в котором есть маленькое озеро? (Погибнут животные, растения, рыбы и водоросли)
Парниковый эффект.
- Чем человек дышит, и что при этом выделяется? (Кислородом, углекислый газ).
- Для чего растениям нужен углекислый газ? (Для построения зеленых листочков).
- Как называются невидимые лучи, которые испускает нагретая Земля? (Инфракрасные).
- Где может образоваться углекислый газ? (При сжигании топлива, при дыхании).
- Почему количество углекислого газа растет? (Потому что промышленность поставляет в атмосферу все больше и больше углекислого газа, а основные поглотители — леса — вырубаются).
- К чему может привести увеличение углекислого газа в атмосфере?
- Почему потепление климата неблагоприятно? (Потому что увеличатся площади пустынь, а таяние льдов приведет к затоплению прибрежных территорий).
Разрушение озонового слоя.
- Какие слои атмосферы вам известны? (Тропосфера, стратосфера).
- Что такое стратосфера? (Безоблачная, сухая, холодная часть атмосферы на высоте 10-15 километров).
- Какое важное вещество содержится в стратосфере? (Озон).
- Почему Земле необходим озон? (Для защиты от УФ излучения).
- Какое полезное действие оказывают УФ-лучи? (Убивают бактерии, способствуют выработке в организме витамина D).
- Почему ультрафиолет опасен? (Он убивает все живое).
- Много ли озона в стратосфере? (Всего слой 3 мм толщиной).
- Где находятся известные вам озоновые “дыры”? (Над Арктикой и Антарктикой).
- Какие вещества нарушают озоновый слой? (Окислы азота и галогенопроизводные).
- Почему загрязнения в стратосфере легко распространяются? (Из-за горизонтальных ветров).
3. Станция «Творческая мастерская». Домашнее задание.
Презентация проектов « Использование бросового материала».
4. Станция «Загадка природы»
“Катастрофа”
Что такое экологическая катастрофа? Какие экологические катастрофы могут случиться на земле? Вам известно, что в мезозойскую эру всю сушу заселяли гигантские растения – папоротники. В животном мире в то время царствовали динозавры. И вдруг все эти гиганты вымерли, исчезли с лица земли. Почему? Вероятно, произошла какая-то экологическая катастрофа. Приведите вашу версию причины гибели динозавров. А может быть они живы?
5. Станция « Художественная мастерская». Защита плакатов.
Заключение, подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике: "Интеллектуальный марафон"
Внеклассное мероприятие по математике: "Интеллектуальный марафон" для 7 класса.В классе обучаютя дети с нарушением зрения....
Внеклассное мероприятие по ОБЖ "Дорожный марафон", для 3-4 классов
Внеклассное мероприятие представляет собой обучающую игру по правилам дорожного движения для учащихся 3-4 классов, дети не только узнают новое, но и повторяют, то что узнали на прошлых встречах с...
Внеклассное мероприятие по математике "Математический марафон"
Внеклассное мероприятие по математике "Математический марафон", приуроченное к математической неделе, для обучающихся 7-9 классов вечерней школы...
"Что значит - экология души?" материал внеклассного мероприятия по экологии.
Многочисленные трактовки понятия "Экология души" наводят не только на размышление о его сути, но и заставляют задуматься о том, чего не замечаешь вокруг себя, в самом себе, о том, что мог бы сделать к...
Внеклассное мероприятие по химии «Химический марафон».
Внеклассное мероприятие рассчитано для учеников старших классов, которые уже знают химию за 8-9 классы....
Внеклассное мероприятие по экологии 7 класс "Экологический марафон"
эмблемы к экологическому марафону...
Внеклассное мероприятие по математике "Интеллектуальный марафон"
Внеклассное мероприятие по математике "Интеллектуальный марафон" для 9-11 классов в форме командной игры...