Окружающая среда и здоровье человека
методическая разработка по экологии на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема: «Окружающая среда и здоровье человека»
Цель: создать условия для формирования знаний о взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека.
Задачи:
Образовательные
- раскрыть зависимость здоровья человека от состояния окружающей природной среды;
- изучить рекомендации по повышению устойчивости организма к неблагоприятному воздействию на него внешней среды.
Воспитательные
-содействовать воспитанию осознанного отношения к своему здоровью;
- содействовать воспитанию навыков групповой и индивидуальной работы.
Коррекционные
-способствовать созданию условий для формирования коммуникативных компетентностей;
- расширению биологического кругозора и выработки оценочных умений аргументации.
Оборудование: презентация, карточки к игре «Ты – мне, я – тебе».
Используемые технологии:
- наглядно-словесные;
- проблемное изложение;
- здоровьесберегающие;
- ролевые игры;
- компьютерные
Ход занятия:
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечания |
1 | Организационный момент | ||
Приветствие учащихся. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки. Упражнение « Те, кто…». -Те, кто сегодня проснулся с улыбкой? -Кто с утра не успел позавтракать? -Кто − моет руки, придя с улицы, перед едой? -Кто любит каникулы? -Кто хочет быть здоровым? | Учащимся предлагается при положительном ответе на вопрос, вставать. | ||
2 | Актуализация знаний обучающихся | ||
- Здоровье одна из важных ценностей человека и при встрече, мы всегда говорим: «Здравствуй!», желая человеку, прежде всего здоровья. А что такое здоровье? Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней? -Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. -А от чего зависит хорошее здоровье? -Хорошее состояние здоровья зависит от социального, экологического и духовного развития, а также здоровой окружающей среды. | Ответы обучающихся. Ответы обучающихся. | ||
3 | Сообщение темы | ||
- Сегодня мы поговорим о том:
| |||
4 | Работа по теме классного часа | ||
-Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учёные провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье. Эти данные можно показать в виде формулы здоровья. Формула здоровья (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность + (20%) окружающая среда + (50%) образ жизни. Быть здоровым – это естественное желание и стремление каждого. Сохранение и поддержание здоровья помогает человеку вести полноценный образ жизни, добиваться успехов в учёбе и труде. Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». - Как природа влияет на здоровье человека? Почему вы идёте гулять на улицу, а не сидите дома? -Какое значение для здоровья человека имеют воздух и растения? Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты Дружно соберём цветы, Опустеют все поляны – И не будет красоты. – А какова роль солнца в укреплении человеческого организма? – Почему вода является союзником здоровья? -Как видите, не случайна пословица: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». -Человек – часть природы. Человечество – лишь незначительная часть природы. Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Только вот беда: не всегда люди понимают, что охрана природы – это необходимое условие сохранения его здоровья. Вы, наверное, ребята, слышали от взрослых: «Ох, какая сегодня плохая экология» и по телевизору показывают, и в газетах пишут, что надо её исправлять. Так, что же такое экология? Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос» – дом, а «логос» – наука о доме. Дом этот необъятный, общий для всех людей! Имя ему – природа! Дом, без которого нам не прожить. Живая и неживая природа тесно связаны между собой. Их взаимодействие друг на друга и изучает наука – экология. | -Человеку нужен свежий воздух. Отдых на природе снимает усталость, восстанавливает силы, даёт бодрость, создаёт хорошее настроение. (свободное высказывание детей) -Огромное разнообразие растений – настоящая фабрика чистого воздуха. Не было бы растений, не было бы жизни. Для людей и животных необходим кислород. При дыхании живые существа поглощают его из воздуха, а выдыхают углекислый газ. Расход кислорода огромен. А между тем состав воздуха не меняется, в нём остаётся достаточно кислорода для дыхания. После душных городских улиц дыхание в природе приносит истинное наслаждение. Вместе с чистым воздухом в наш организм как бы входят новые силы. Воздух полезен тем ещё и тем, что является активным закаливающим фактором. Закаливание воздухом делает человека менее восприимчивым к простудным заболеваниям. (свободное высказывание детей) -Солнце, как и воздух, укрепляет организм человека. Если человеку приходится быть долгое время без солнечного света при его недостатке, он быстро утомляется, начинают плохо себя чувствовать, у него могут развиться некоторые очень опасные болезни. Солнечные лучи укрепляют защитные силы организма, а значит, и здоровье человека. Даже когда солнце закрыто облаками, его лучи проходят сквозь них и оказывают благоприятное влияние. (свободное высказывание детей) -Вода – это жизнь. Вода – составная часть нашего питания. Она также оказывает благоприятное влияние на все органы человека, особенно на нервную систему. Вода широко используется для закаливания организма. (свободное высказывание детей) | ||
5 | Закрепление изученного материала | ||
Игра. «Ты – мне, я – тебе». Построение на магнитной доске динамической схемы (модели). В центре человек. Дети по желанию выходят к доске, выбирают и демонстрируют рисунки. | Объясняют, какое значение природы для человека в них «зашифровано» и прослеживают обратную связь (влияние человека на природу). | ||
6 | Итог. Рефлексия | ||
- Люди во всем мире принимают определенные меры по уменьшению вредных промышленных выбросов в окружающую природную среду, но этого пока недостаточно. Поэтому каждый человек должен и сам заботиться об окружающей природной среде и своем здоровье. Забота об окружающей среде начинается с собственного дома, улицы, парка и т. д. Необходимо изменить свое потребительское, агрессивное отношение к природе, заменить его заботой о сохранении всего живого, участвовать в озеленении родного города, населенного пункта. Человек - он ведь тоже природа Он ведь тоже закат и восход. И четыре в нем времени года И особый в нем музыки ход. И особое таинство цвета, То с жестоким, то с добрым огнем. Человек - он зима. Или лето. Или осень. С грозой и дождем. Все вместил в себя. Версты и время. И от атомных бурь он ослеп. Человек - он и почва, и семя. И сорняк среди поля и хлеб. И какая в нем брезжит погода? Сколько в нем одиночеств и встреч? Человек - он ведь тоже природа... Так давайте природу беречь. С. Островой. -Спасибо за хорошую работу на занятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по литературе "Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека".8 класс.
Элективный курс может быть предложен как для предпрофильной биологической подготовки учащихся, так и всем желающим. Материал курса разделен на дв...
Презентация по экологии 8 класс "Окружающая среда и здоровье человека"
Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко...
Программа по предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"
Программа по предпрофильнойподготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"Курс окружающая среда и здоровье человека углубляет содержание раздела курса биологии “Ч...
Интегрированный урок "ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"
познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....
ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
: познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
ЦЕЛЬ: Сформировать представление о влиянии некоторых экологических факторов на состояние сердечнососудистой системы....
Занятие по ОБЖ "Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека"
Цель: Показать учащимся в ходе выполнения практических заданий влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека, рассмотреть основные способы защиты от неблагоприятных факторов среды, сох...