Занятие по ОБЖ "Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека"
план-конспект занятия по обж (10 класс) по теме
Цель: Показать учащимся в ходе выполнения практических заданий влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека, рассмотреть основные способы защиты от неблагоприятных факторов среды, сохранения и укрепления здоровья
Задачи:
- На конкретных примерах рассмотреть, как влияют факторы окружающей среды на здоровье человека
- Проанализировать собственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
- Сформулировать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_obzh_-_vliyanie_vrednykh_faktorov_sredy.doc | 69 КБ |
zanyatie_po_obzh_-_vliyanie_faktorov_sredy_na_zdorove.ppt | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ОБЖ 1 курс
Тема: «Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье человека»
Этап ситуации | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Образовательная напряженность. | Прочтение притчи. Просьба проанализировать ее содержание, сделать выводы. Чаще всего после прочтения притчи сделать однозначный вывод не получается, ведь смысл, заложенный в ней гораздо более глубокий, поэтому в ходе обсуждения удается прийти к общему результату и своему собственному понятному только самому человеку и соотнесенному с собой результату |
|
2. Уточнение образовательного объекта | Совместно с учащимися определяются основные источники и соответственно оболочки внешней среды, которые могут оказать влияние на организм. Так как рассмотреть подробно сразу все 4 оболочки за ограниченный промежуток времени может стать затруднительным для учащихся, им предлагается по группам изучить каждую оболочку Земли и ее влияние отдельно, а потом совместить полученные результаты работы в общий для всех. | При выполнении данного задания учащиеся будут основываться на уже имеющихся знаниях и личном опыте. Им необходимо определить какие факторы внешней среды оказывают влияние на организм. |
3. Конкретизация задания | Выполнение задания в форме игры «Атомы и молекулы». Постепенное объединение и соотнесение собственных результатов деятельности с результатами одноклассников и создание конечного продукта группы | Деятельность учащихся по возможности четко регламентируется временем на выполнение того или иного задания, правилами работы – законами инициативы, а также распределением обязанностей в группах. |
4. Решение ситуации | Результаты групп на каждом этапе обсуждаются и фиксируются на доске, чтобы у всех учащихся была возможность и зрительно и на слух воспринимать информацию. | Прочитайте внимательно предложенные ситуации, согласны вы или нет с мнением и поступками героев данных ситуаций, если да или нет, то в чем именно согласны – не согласны, ответ обоснуйте. Как бы вы поступили в данных ситуациях. Сформулируйте правила безопасного поведения в окружающей среде. |
5. Демонстрация образовательной продукции | Также в ходе обсуждений учащиеся могут задавать вопросы, дополнять или наоборот с чем-то не согласиться, таким образом получится итоговый результат деятельности на каждом этапе | Выступление групп с результатами работы |
6. Систематизация полученной продукции | Полученные продукты фиксируются на доске и в тетрадях учащихся | Соотнесение собственных результатов с общими, полученными в ходе обсуждения |
7. Работа с культурно-историческими аналогами | На данном уроке этот этап не предполагается. Хотя в качестве домашнего задания учащимся необходимо будет еще раз обратить внимание на понятие «здоровье» и влияние факторов среды на него. | |
8. Рефлексия | Предлагается оценить свою работу на уроке, также командир группы ставит оценки всем участникам, учитель также выставляет свою оценку. | Учащимся в конце урока предлагается выразить свое эмоциональное состояние на уроке в виде смайликов. А также оценить свою работу, заполнив соответствующую таблицу |
Цель: Показать учащимся в ходе выполнения практических заданий влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека, рассмотреть основные способы защиты от неблагоприятных факторов среды, сохранения и укрепления здоровья
Задачи:
- На конкретных примерах рассмотреть, как влияют факторы окружающей среды на здоровье человека
- Проанализировать собственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
- Сформулировать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья
Ход занятия
Учитель: В качестве отправной точки нашего занятия предлагаю Вам прослушать и проанализировать одну философскую притчу:
Притча «отец и дочь» (10 мин.)
Приходит дочь к отцу и говорит:
— Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковые кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо, и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.
— Что изменилось? — спросил он девушку.
— Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде. — ответила она.
— Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри — твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка. Тоже самое происходит и с людьми — сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми, тогда как хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут.
— А кофе? — спросила дочь.
— О! Это самое интересное! Кофе полностью растворился в новой враждебной среде и изменил ее — превратил кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не меняются под давлением обстоятельств — они сами меняют обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.
Вопросы:
- Как вы считаете, делает ли Вас влияние окружающей среды сильнее, слабее, или вы сами способны ее изменить, приведите примеры
- Каково ваше влияние и влияние ваших близких, друзей, знакомых на окружающую среду
Учитель: Итак, давайте определим, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие
(варианты ответов учеников, формулировка темы и цели занятия).
Не секрет, что окружающая среда оказывает влияние на организм человека, в том числе и каждая оболочка Земли. Пожалуйста вспомните и назовите их (учащиеся называют оболочки).
Выполнять задания в ходе занятия вы будете в группах. На столах лежат карточки с названием оболочек Земли, выберите наиболее понравившуюся Вам оболочку и займите место за столом с соответствующей карточкой (10 мин.).
У нас образовались 4 группы, в которых вы будете работать. Также необходимо выбрать командира группы – его задача следить за работой группы и выставить оценки всем участникам в конце урока.
1 задание для групп - Каждой группе необходимо определить и зафиксировать в виде таблицы факторы влияния выбранной оболочки Земли на организм человека. На это задание вам дается 15 минут (+ 7 минут на выступление групп).
Оболочка Земли | Положительное влияние | Отрицательное влияние |
Атмосфера | ||
Гидросфера | ||
Литосфера | ||
Биосфера |
На доске вы видите правила работы, которые необходимо четко соблюдать:
Законы инициативы:
- не согласен – возражай
- возражаешь – предлагай
- предлагаешь – делай
2 задание – анализ ситуаций (15 мин. + 8 минут на выступление групп)
У вас на столах лежат карточки с различными жизненными ситуациями. Внимательно прочитайте и ответьте на следующие вопросы:
1) Согласны вы или нет с мнением и поступками героев данных ситуаций, если да или нет, то в чем именно согласны – не согласны, ответ обоснуйте.
2) Как бы вы поступили в данных ситуациях.
Ситуация № 1 – «Интервью с подростками»
«Я всегда пью пиво с друзьями, когда мы идем в кино или просто тусуемся. А что здесь такого?» – с вызовом говорит 15-летний Денис, с которым мы познакомились рядом с торговым центром в Сокольниках. «Без банки коктейля или пива здесь делать нечего», – добавляет его подружка Соня 14 лет. К нашему разговору присоединяется Данила, ему почти 15: «Пьем, чтобы поднять настроение, расслабиться… Ничего страшного в этом нет, мы же не алкоголики какие-то…»
Ситуация № 2 – «Реальная история реальной жизни»
«В небольшом городе, в одной внешне благополучной семье жил подросток, которого звали Вася. Он был единственным ребенком в семье. После 9 класса поступил в колледж, где у него появились новые друзья. Родители много работали и поэтому приходили домой поздно вечером. Спрашивали у сына: «Как дела?», а затем смотрели телевизор, т.к. очень уставали на работе. Бабушка с дедушкой жили вместе с ними, они нигде не работали, но, к сожалению, очень много времени проводили в поликлинике и больнице, т.к. часто болели.
Васе было скучно дома, и он искал понимание и общение во дворе и на улице. Многие ребят а, с которыми он общался, употребляли спиртные напитки, курили, некоторые попробовали уже и наркотики. Вася тоже быстро приобщился к курению сигарет, т.к. боялся, что потеряет этих друзей и останется один. Он стал хуже учиться, появились опоздания и пропуски уроков в школе.»
Ситуация № 3 – «Откуда все пошло и к чему это все привело…»
Это началось в 1994 году, когда я в школе попробовал марихуану. Просто предложили способ поднять настроение, и я согласился, и так веселились пару лет, периодически принимая «легкий» наркотик. Потом в городе открыли первый клуб по английскому проекту. Шикарное по тем временам заведение и там появились в продаже «легкие» наркотики экстази и амфетамин, которые мы принимали строго по субботам, а в остальное время вроде бы я продолжал заниматься спортом, в то время я был кандидатом в мастера спорта по силовому троеборью и я заметил, что мои результаты поначалу восстанавливались к концу недели, но, по сути, я топтался на месте. А потом они начали падать, и я решил не заниматься спортом и начал принимать амфетамин чаще, когда три когда четыре раза в неделю и вроде бы ничего, но в какой - то момент я начал чувствовать депрессию и утратил цель в жизни, т.е. я вдруг осознал что мне некуда стремиться. Однажды после дискотеки, когда действие амфетамина прошло и началась уже привычная депрессия при которой ты чувствуешь себя отвратительно и не можешь заснуть или как то отвлечься, ко мне подошел знакомый парень и предложил «занюхать» порошок под названием героин и сказал: «Очень помогает после кислоты! занюхай и иди домой, ложись спать и проснешься как огурчик». Так прошло несколько недель когда я понял что героин не плох не только для того чтобы употреблять его после кислоты но и сам по себе и тогда я начал употреблять героин на котором «сидел» плотно через месяц. А потом пошли перебои с героином в нашем маленьком городке и мне предложили уколоться «ханкой» (опий-сырец), так я подсел на иглу, а когда героин вновь появился, то я его уже не стал нюхать, ведь по вене лучше! Ну а потом начался полный распад жизни, с техникума выгнали, осудили (дали условно 1 год), потом посадили (4,6 г), потом еще раз (2г), в перерывах между сроками кололся, когда седел кололся реже. Таким образом, это описание моей жизни длиной в 11 лет из него видно, откуда все пошло и к чему это все привело.
Валерий Ж. 32 года
По окончанию работы представители от группы выступают с результатами.
3 задание – формулировка правил безопасного поведения в окружающей среде (15 минут + 8 минут на выступление групп и обсуждение)
У вас на столах лежат листы формата А3 и фломастеры, вам необходимо сформулировать и оформить на листах правила безопасного поведения в окружающей среде. Форма представления может быть любой на ваш выбор: в виде текста, рисунков, таблицы, схемы и т.д. и т.п.
Рефлексия (12 мин.)
Учитель: Предлагаю подвести итоги нашего занятия, у Вас на столах лежат карточки со смайликами, выберите тот, который отражает ваше настроение в ходе урока и прикрепите его на плакат, расположенный на доске.
Учащимся раздаются карточки
Также нам необходимо оценить результаты вашей работы в ходе выполнения заданий. Возьмите пожалуйста таблички из трех колонок. Поставьте сами себе оценку за работу на уроке и передайте командирам группы. Командиры выставляют свои оценки каждому участнику. А затем сдают таблички мне. Я проанализирую их, выставлю свою оценку каждому, а итоговая оценка будет получена путем выведения средней из 3-х имеющихся. Их я сообщу Вам на следующем занятии.
Моя оценка за урок | Оценка командира группы за урок | Оценка учителя за урок |
Домашнее задание. В качестве домашнего задания предлагаю Вам сделать презентацию на обобщенную тему «Я и мое здоровье», не ограничивая Вас по ее оформлению и содержанию, с единственным ограничением не менее 7 и не более 15 слайдов. В нее могут быть включены стихи, истории из жизни, фотографии, а также любые материалы, касающиеся вашего здоровья и вашего отношения к своему здоровью.
Спасибо всем за творческую и плодотворную работу!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по литературе "Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека".8 класс.
Элективный курс может быть предложен как для предпрофильной биологической подготовки учащихся, так и всем желающим. Материал курса разделен на дв...
Презентация по экологии 8 класс "Окружающая среда и здоровье человека"
Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко...
Программа по предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"
Программа по предпрофильнойподготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"Курс окружающая среда и здоровье человека углубляет содержание раздела курса биологии “Ч...
Интегрированный урок "ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"
познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....
ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
: познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».
Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для...
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье
презентация...