Основные пути приспособленности организмов к среде обитания
план-конспект занятия по экологии (5, 6 класс) на тему
Материал представляет собой конспект занятия "Основные пути приспособленности к среде обитания" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы "Экология Ставропольского края". Конспект содержит задания для организации работы в группах и может быть полезен педагогм дополнительного образования и учителям биологии в качестве дополнительного материала к содержанию учебника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prisposoblennost_organizmov_k_srede_obitaniya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Тема занятия: «Основные пути приспособленности
организмов к среде обитания»
(для среднего школьного возраста)
Автор: Вашкеева Н.Ю., педагог д/о
объединение «Экология Ставропольского края»
первый год обучения
Георгиевск, 2017
Тема занятия: «Основные пути приспособленности
организмов к среде обитания»
Задачи занятия:
Образовательные:
расширить знания учащихся о многообразии и относительной приспособленности организмов к среде и условиям обитания;
продолжить формирование умений объяснять причины возникновения различных приспособленностей организмов к окружающей среде, определять их относительность.
Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы.
Практические: научить выявлять приспособления к среде и условиям обитания у различных биологических объектов (на конкретных примерах).
Воспитательные: продолжить формирование интереса к изученному материалу и предмету, показать необходимость бережного отношения к природе, умение видеть необычное вокруг себя.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Фронтальный опрос, работа в малых группах, метод учебной работы по применению полученных знаний на практике и выработке умений и навыков их использования; беседа, лекция - визуализация.
Время реализации занятия: 2 академических часа по 40 минут
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят и др. ученики в ходе занятия:
Знания: актуализация знаний о формировании приспособленности, видах приспособленностей организмов, факторах эволюции; закрепление биологический терминологии (адаптация, приспособленность, среды жизни, условия обитания).
Умения: приобретение практических умений определять виды и типы приспособлений организмов к среде и условиям обитания, выявлять их относительность; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.
Навыки: использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в природе, внимательного отношения и бережного отношения к ней.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.
Ход и содержание занятия.
- Организационный момент (2 мин.)
Приветствие обучающихся. Сообщение темы, цели и плана урока (слайды 1).
- Актуализация опорных знаний и действий обучающихся, необходимых для решения поставленных задач занятия (8 мин.).
Педагог выявляет уровень знаний, определяет проблемы в усвоении знаний, полученных на предыдущем занятии (фронтальный опрос).
Педагог.
1. Давайте вспомним, что мы узнали на предыдущем занятии. Ребята, посмотрите на экран (слайд 2), прочитайте определения, закончите его и объедините их в один термин.
Ответ: биотический, антропогенный и абиотический факторы. Все это экологические факторы.
Педагог. Правильно, молодцы.
Любые свойства и компоненты внешней среды оказывающее влияние на организмы, называют экологическими факторами. Важнейшие абиотические факторы для любого организма – свет, тепло и влага. Что еще?
- концентрация солей, давление, осадки, рельеф, движение воздушных масс, кислород – для животного мира, и углекислый газ – для растений.
3. Выполните задание: распределите факторы на 3 группы: биотические, абиотические и антропогенные (слайды 3 и 4).
4. Ответьте на следующие вопросы:
-что такое среда обитания? Приведите примеры
-что называют условиями обитания?
- Изучение нового материала (20 минут).
Как вы думаете, а можно ли по внешнему виду определить, к какой среде обитания приспособлены организмы? Представьте себе, что к вам попал дневник одного известного биолога, который был в экспедиции на неизведанном острове. Но записи о поведении и среде обитания тех животных, которых он там обнаружил, не сохранились. Давайте по фотографиям попробуем с вами определить, какие черты приспособленности есть у этих организмов (слайд 5). Обучающиеся должны прийти к выводу, что все 4 организма приспособлены к водной среде обитания, но все имеют разные приспособления. После короткой беседы педагог вместе с обучающимися приходит к перечислению основных приспособлений к водной среде обитания (слайд 6). К ним относятся: особенная форм клюва, помогающая ловить рыбу водоплавающим птицам, наличие перепонок на их лапках, обтекаемая форма тела и наличие слизи на чешуе у рыб.
Итак: различные особенности поведения, строения, помогающие им приспособиться к определенным условиям среды, и называются адаптациями.
На сегодняшнем занятии мы и рассмотрим, почему и как у живых организмов они возникают. Мы узнаем (слайд 7):
• Какие существует классификации адаптаций?
• Каков механизм возникновения адаптаций?
• В чём заключается относительность адаптаций?
• Под влиянием каких факторов эволюции происходит появление адаптаций?
Какими же бывают адаптации? (слайд 8). На слайде представлена классификация: морфологические (адаптации, которые проявляются в особенностях строения организмов), поведенческие (особенности поведения, помогающие организму выжить), физиологические (особенности функционирования организмов).
Далее педагог рассказывает о конкретных примерах всех перечисленных выше адаптаций, сопровождая рассказ иллюстрациями животных на слайдах презентации (15 минут).
Особое внимание при изучении морфологических адаптаций уделяется различным типам приспособительной окраски: предостерегающая, расчленяющая, покровительственная (слайды 9-15). Интересным примером морфологических адаптаций является мимикрия — подражание незащищенных организмов — защищенным (ядовитым, несъедобным). Кроме того, интересным является маскировка настоящих глаз «ложными» - на теле животного появляется рисунок, имитирующий глаза, что позволяет обмануть естественных врагов (слайды 16-26).
- Тестирование (10 минут)
Далее обучающиеся выполняют тестирование, направленное на закрепление новых знаний, полученных в ходе занятия. Педагогу оно позволяет получить промежуточные результаты усвоения новых знаний (слайды 27-34).
- Перерыв (10 минут)
- Групповая работа (15 минут)
Обучающиеся делятся на 3 группы (по желанию или по рекомендации педагога). Каждой группе дается одно из следующих заданий: найти примеры приспособленности животных к условиям недостатки влаги (1 группа), сравнить строение ветро- и насекомоопыляемых растений (2 группа) и примеры приспособлений растений к обитанию в условиях засухи (3 группа). По итогам работы каждой группы происходит обмен собранной информацией.
- Выполнение упражнений на закрепление полученных знаний (15 минут)
Обучающиеся опять делятся на 3 группы, но состав групп меняется.
Упражнения для 1 группы:
- Известно, что температура тела песца всегда постоянна (38,6 °С). Перечислите приспособления, помогающие песцу удерживать постоянную температуру тела.
Ответ: шерсть, подкожный жир, испарение воды с поверхности языка и потовых желез, расширение и сужение просвета сосудов (физиологическая адаптация), поведенческая терморегуляция.
- Клесты выводят птенцов зимой. Почему?
Ответ: семена хвойных пород-основного корма для птенцов-созревают в феврале.
- Как вы думаете, чем вызваны частые ныряния водоплавающих птиц в проруби пруда зоопарка в самые сильные морозы?
Ответ: они так греются: температура воды (+4 °С) выше, чем воздуха, и при нырянии на перьях оттаивают льдинки.
Упражнения для 2 группы:
- Можно ли бактерий, постоянно обитающих в горячих источниках гейзеров (при температуре около 70 °С), назвать гомойотермными организмами?
Ответ: нет, они не могут поддерживать эту постоянную температуру, если изменится температура воды в источнике.
- Назовите птиц, которые несколько десятилетий тому назад в средних и северных широтах улетали на зиму на юг, а сейчас живут круглы год в городе.
Ответ: Грачи, вороны, утки — кряквы. У них появилась возможность питаться: увеличилось число помоек и свалок, появились незамерзающие водоемы.
- Объясните, почему прудовая лягушка, обитающая в водоемах и вблизи них, активна днем, а травяная, обитающая на болотах и лугах, - в сумерки.
Ответ: для лягушек важно, чтобы кожа оставалась мокрой, иначе они не смогут полноценно дышать. Вблизи водоемов опасности пересыхания нет, а вот на лугах и в траве лягушка может находиться только во влажные периоды суток-вечером и утром.
Упражнения для 3 группы:
- Можно ли ящерицу, нагревшуюся на солнце до 39 С, назвать теплокровной?
Ответ: нет, они не могут самостоятельно поддерживать эту температуру.
- У некоторых млекопитающих (зайцы, киты) молоко очень жирное, а у других (обезьяны, волки) — нет. Предложите объяснение данного явления.
Ответ: жир — источник энергии, поэтому жирное молоко имеется у тех млекопитающих, детеныши которых не укрыты в специальных убежищах, кормятся не регулярно с большими перерывами (зайцы, некоторые копытные, тюлени) или обитают в холодных условиях (например, в воде).
- Объясните, почему в холодных частях ареала чаще можно встретить темноокрашенных рептилий, в отличие от теплых регионов. Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно черные, а на юге — светлоокрашенные.
Ответ: черный цвет лучше всего поглощает солнечный цвет, поэтому темная гадюка быстрее нагревается и становится активной, что в холодных условиях особенно важно.
Как же образуются различные адаптации у живых организмов? Возникают мутации, и если они оказываются полезными для организма, он передает их потомкам. Это происходит в результате естественного отбора.
- Выполнение электронного тестирования «Организм и среда обитания» (5 минут)
Тестирование выполняет каждый обучающийся индивидуально.
- Рефлексия, подведение итогов занятия (5 минут)
Что на занятии показалось вам интересным? Что особенно понравилось? Узнали ли вы что-нибудь полезное для себя? Опишите свое настроение одним словом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...
Презентация "Основные пути приспособления организмов к среде"
Презентация 9 класс...
Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"
Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...
Открытый урок: "Среда обитания компьютерных вирусов. Пути и механизмы распространения."
Урок разрабатывался по предмету Программное обеспечение для специльности Оператор ЭВМ....
Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».
Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...
Презентация к уроку Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов
Представители сред обитания.Особенности сред обитания организмов...
Тема: Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов Конспект
Тема: Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов...