Основные пути приспособленности организмов к среде обитания
план-конспект занятия по экологии (5, 6 класс) на тему

Материал представляет собой конспект занятия "Основные пути приспособленности к среде обитания" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы "Экология Ставропольского края". Конспект содержит задания для организации работы в группах и может быть полезен педагогм дополнительного образования и учителям биологии в качестве дополнительного материала к содержанию учебника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prisposoblennost_organizmov_k_srede_obitaniya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ


Тема занятия: «Основные пути приспособленности

организмов к среде обитания»

(для среднего школьного возраста)

 Автор: Вашкеева Н.Ю., педагог д/о

объединение «Экология Ставропольского края»

первый год обучения

Георгиевск, 2017

Тема занятия: «Основные пути приспособленности

организмов к среде обитания»

Задачи занятия:

Образовательные:

расширить знания учащихся о многообразии и относительной приспособленности  организмов к среде и условиям обитания;

продолжить формирование умений объяснять причины возникновения различных приспособленностей организмов к окружающей среде, определять их относительность.

Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы.

Практические: научить выявлять приспособления к среде и условиям обитания у различных биологических объектов (на конкретных примерах).

Воспитательные: продолжить формирование интереса к изученному материалу и предмету, показать необходимость бережного отношения к природе, умение видеть необычное вокруг себя.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Фронтальный опрос, работа в малых группах, метод учебной работы по применению полученных знаний на практике и выработке умений и навыков их использования; беседа, лекция - визуализация.

Время реализации занятия:        2 академических часа по 40 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят и др. ученики в ходе занятия:

Знания: актуализация знаний о формировании приспособленности, видах приспособленностей организмов, факторах эволюции; закрепление биологический терминологии (адаптация, приспособленность, среды жизни, условия обитания).

Умения: приобретение практических умений определять виды и типы приспособлений организмов к среде и условиям обитания, выявлять их относительность; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.

Навыки: использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в природе, внимательного отношения  и бережного отношения к ней.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Ход и содержание занятия.

  • Организационный момент (2 мин.)

Приветствие обучающихся. Сообщение темы, цели и плана урока (слайды 1).

  • Актуализация опорных знаний и действий обучающихся, необходимых для решения поставленных задач занятия (8 мин.).

Педагог выявляет уровень знаний, определяет проблемы в усвоении знаний, полученных на предыдущем занятии (фронтальный опрос).

Педагог.

1. Давайте вспомним, что мы узнали на предыдущем занятии. Ребята, посмотрите на экран (слайд 2), прочитайте определения, закончите его и объедините их в один термин.

Ответ: биотический, антропогенный и абиотический факторы. Все это экологические факторы.

Педагог. Правильно, молодцы.

Любые свойства и компоненты внешней среды оказывающее влияние на организмы, называют экологическими факторами. Важнейшие абиотические факторы для любого организма – свет, тепло и влага. Что еще?

- концентрация солей, давление, осадки, рельеф, движение воздушных масс, кислород – для животного мира, и углекислый газ – для растений.

3. Выполните задание: распределите факторы на 3 группы: биотические, абиотические и антропогенные (слайды 3 и 4).

4. Ответьте на следующие вопросы:

-что такое среда  обитания? Приведите примеры

-что называют условиями  обитания?

  • Изучение нового материала (20 минут).

    Как вы думаете, а можно ли по внешнему виду определить, к какой среде обитания приспособлены организмы? Представьте себе, что к вам попал   дневник одного известного биолога, который был в экспедиции на неизведанном острове. Но записи о поведении и среде обитания тех животных, которых он там обнаружил, не сохранились. Давайте по фотографиям попробуем с вами определить, какие черты приспособленности есть у этих организмов (слайд 5). Обучающиеся должны прийти к выводу, что все 4 организма приспособлены к водной среде обитания, но все имеют разные приспособления. После короткой беседы педагог вместе с обучающимися приходит к перечислению основных приспособлений к водной среде обитания (слайд 6).        К ним относятся: особенная форм клюва, помогающая ловить рыбу водоплавающим птицам, наличие перепонок на их лапках,  обтекаемая форма тела и наличие слизи на чешуе у рыб.

Итак: различные особенности поведения, строения, помогающие им приспособиться к определенным условиям среды, и называются адаптациями.

На сегодняшнем занятии мы и рассмотрим, почему и как у живых организмов они возникают. Мы узнаем (слайд 7):

   • Какие существует классификации  адаптаций?

• Каков механизм  возникновения адаптаций?

• В чём заключается относительность адаптаций?

• Под влиянием каких факторов эволюции  происходит появление адаптаций?

   Какими же бывают адаптации? (слайд 8). На слайде представлена классификация: морфологические (адаптации, которые проявляются в особенностях строения  организмов), поведенческие (особенности поведения, помогающие организму выжить), физиологические (особенности функционирования организмов).  

      Далее педагог рассказывает о конкретных примерах всех перечисленных выше адаптаций, сопровождая рассказ иллюстрациями животных на слайдах презентации (15 минут).

     Особое внимание при изучении морфологических адаптаций уделяется различным типам приспособительной окраски: предостерегающая, расчленяющая, покровительственная (слайды 9-15). Интересным примером морфологических адаптаций является мимикрия — подражание  незащищенных организмов — защищенным (ядовитым, несъедобным). Кроме того, интересным является маскировка настоящих глаз «ложными»  -  на теле животного появляется рисунок, имитирующий глаза, что позволяет обмануть естественных врагов (слайды 16-26).

  • Тестирование (10 минут)

   Далее обучающиеся выполняют тестирование, направленное на закрепление новых знаний, полученных в ходе занятия. Педагогу оно позволяет получить промежуточные результаты усвоения новых знаний (слайды 27-34).

  • Перерыв (10 минут)
  • Групповая работа (15 минут)

Обучающиеся делятся на 3 группы (по желанию или по рекомендации педагога). Каждой группе дается одно из следующих заданий: найти примеры приспособленности животных к условиям недостатки влаги (1 группа), сравнить строение ветро- и насекомоопыляемых растений (2 группа) и примеры приспособлений растений к обитанию в условиях засухи (3 группа). По итогам работы каждой группы происходит обмен собранной информацией.

  • Выполнение упражнений на закрепление полученных знаний (15 минут)

Обучающиеся опять делятся на 3 группы, но состав групп меняется.

Упражнения для 1 группы:

  1. Известно, что температура тела песца всегда постоянна (38,6 °С). Перечислите приспособления, помогающие песцу удерживать постоянную температуру тела.

Ответ: шерсть, подкожный жир, испарение воды с поверхности языка и потовых желез, расширение и сужение просвета сосудов (физиологическая адаптация), поведенческая терморегуляция.

  1. Клесты выводят птенцов зимой. Почему?

Ответ: семена хвойных пород-основного корма для птенцов-созревают в феврале.

  1. Как вы думаете, чем вызваны частые ныряния водоплавающих птиц в проруби пруда зоопарка в самые сильные морозы?

Ответ: они так греются: температура воды (+4 °С) выше, чем воздуха, и при нырянии на перьях оттаивают льдинки.

Упражнения для 2 группы:

  1. Можно ли бактерий, постоянно обитающих в горячих источниках гейзеров (при температуре около 70 °С), назвать гомойотермными организмами?

Ответ: нет, они не могут поддерживать эту постоянную температуру, если изменится температура воды в источнике.

  1. Назовите птиц, которые несколько десятилетий тому назад в средних и северных широтах улетали на зиму на юг, а сейчас живут круглы год в городе.

Ответ: Грачи, вороны, утки — кряквы. У них появилась возможность питаться: увеличилось число помоек и свалок, появились незамерзающие водоемы.

  1. Объясните, почему прудовая лягушка, обитающая в водоемах и вблизи них, активна днем, а травяная, обитающая на болотах и лугах, - в сумерки.

Ответ: для лягушек важно, чтобы кожа оставалась мокрой, иначе они не смогут полноценно дышать. Вблизи водоемов опасности пересыхания нет, а вот на лугах и в траве лягушка может находиться только во влажные периоды суток-вечером и утром.

Упражнения для 3 группы:

  1. Можно ли ящерицу, нагревшуюся на солнце до 39 С, назвать теплокровной?

Ответ: нет, они не могут самостоятельно поддерживать эту температуру.

  1. У некоторых млекопитающих (зайцы, киты) молоко очень жирное, а у других (обезьяны, волки) — нет. Предложите объяснение данного явления.

Ответ: жир — источник энергии, поэтому жирное молоко имеется у тех млекопитающих, детеныши которых не укрыты в специальных убежищах, кормятся не регулярно с большими перерывами (зайцы, некоторые копытные, тюлени) или обитают в холодных условиях (например, в воде).

  1. Объясните, почему в холодных частях ареала чаще можно встретить темноокрашенных рептилий, в отличие от теплых регионов. Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно черные, а на юге — светлоокрашенные.

Ответ: черный цвет лучше всего поглощает солнечный цвет, поэтому темная гадюка быстрее нагревается и становится активной, что в холодных условиях особенно важно.

         Как же образуются различные адаптации у живых организмов? Возникают мутации, и если они оказываются полезными для организма, он передает их потомкам. Это происходит в результате естественного отбора.

  • Выполнение электронного тестирования «Организм и среда обитания» (5 минут)

Тестирование выполняет каждый обучающийся индивидуально.

  • Рефлексия, подведение итогов занятия  (5 минут)

Что на занятии показалось вам интересным? Что особенно понравилось? Узнали ли вы что-нибудь полезное для себя? Опишите свое настроение одним словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"

Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...

Открытый урок: "Среда обитания компьютерных вирусов. Пути и механизмы распространения."

Урок разрабатывался по предмету Программное обеспечение для специльности Оператор ЭВМ....

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...

Презентация к уроку Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов

Представители сред обитания.Особенности сред обитания организмов...

Тема: Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов Конспект

Тема: Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов...