Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Я-исследователь» для учащихся 5 класса
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Я-исследователь» для учащихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-_issledovatel.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Судженская основная общеобразовательная школа №36»
Приложение к ООП ООО
утвержденной приказом
МБОУ «Судженская ООШ № 36»
№___от «__»______________201__г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Я-исследователь»
для учащихся 5 класса
Количество часов -34 часа.
Составитель:
учитель начальных классов
Овчинникова Елена Сергеевна
Принята
Педагогическим советом
Протокол №___
От «__» ___________201__г
2017г
Содержание
- Планируемые результаты
- Содержание внеурочной деятельности
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
- Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
1).Личностные:
-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-расширение кругозора учащихся;
-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
2).Метапредметные:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
-владение умениями работать с различными источниками информации (анализировать и обобщать факты, составлять план);
-способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект, реферат, доклад, эссе и др.);
-готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
3).Предметные:
- освоение способов исследований как необходимой основы для ведения научно-исследовательской деятельности в будущем;
- владение базовым понятийным аппаратом исследовательской деятельности;
- умение правильно употреблять и объяснять научно-исследовательские термины и понятия;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- владение навыками создания аргументации для подкрепления собственной точки зрения на основе собранного материала;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности, аргументированное высказывание собственные суждения (в письменном, наглядном и вербальном виде).
.
- Содержание внеурочной деятельности
№ | Название тем | Количество часов | Темы практических работ |
1 | Знакомство с предметом | 3 | |
2 | Типология исследовательских работ | 6 | Проверочная работа по теме «Типология исследовательских работ» |
3 | Работа над проектом | 14 | Проверка исследовательской работы на соответствие требованиям |
4 | Защита и представление исследования | 11 | Конференция юных исследователей «Путь в науку» |
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей предполагает овладение учащимися специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска (видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты докладов; объяснять, доказывать и защищать собственных идеи).
Раздел 2.Самостоятельная исследовательская практика. Основное содержание работы на данном этапе – это проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Данная подпрограмма является центральной и занятия в ее рамках выстраиваются таким образом, чтобы в процессе исследовательского поиска степень самостоятельности ребенка постепенно возрастал.
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности является самой небольшой, в сравнении с другими частями программы, но она не менее важна, чем две предыдущие. Мониторинг предполагает проведение мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Учащийся должен знать, что результаты его работы интересны другим и он будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов своих исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
- Тематическое планирование
№ п/п | № по разделу | Наименование разделов и тем | Количество часов | |
теория | практика | |||
РАЗДЕЛ 1.Знакомство с предметом | ||||
2 | 1 | |||
1 | 1.1 | Что такое исследовательская деятельность | 1 | |
2 | 1.2 | Проблема соответствия содержания требованиям | 1 | |
3 | 1.3 | Этапы исследовательской работы | 1 | |
РАЗДЕЛ 2.Типология исследовательских работ | ||||
4 | 2 | |||
4 | 2.1 | Какими бывают исследования | 1 | |
5 | 2.2 | Проект как тип исследования. | 1 | |
6 | 2.3 | Доклад и реферат. | 1 | |
7 | 2.4 | Эссе как тип исследовательской работы | 1 | |
8 | 2.5 | Представление результатов исследования | 1 | |
9 | 2.6 | Проверочная работа по теме «Типология исследовательских работ» | 1 | |
РАЗДЕЛ 3. Работа над проектом | ||||
5 | 9 | |||
10 | 3.1 | Разработка проекта | 1 | |
11 | 3.2 | Составление плана работы над проектом | 1 | |
12 | 3.3 | Сбор информации | 1 | |
13 | 3.4 | Как и где собирать нужную информацию | 1 | |
14 | 3.5 | Что такое устные источники | 1 | |
15 | 3.6 | Систематизация полученных данных | 1 | |
16 | 3.7 | Систематизация информации | 1 | |
17-18 | 3.8 3.9 | Обработка данных | 1 | 1 |
19-20 | 3.10 3.11 | Создание конкретного типа исследования. | 2 | |
21 | 3.12 | Редактирование исследовательской работы | 1 | |
22 | 3.13 | Что такое список источников и литературы | 1 | |
23 | 3.14 | Проверка исследовательской работы на соответствие требованиям | 1 | |
РАЗДЕЛ 4.Защита и представление исследования | ||||
4 | 7 | |||
24 | 4.1 | Как защищать проект | 1 | |
25 | 4.2 | Структура речи | 1 | |
26 | 4.3 | Подготовка защитной речи по проекту | 1 | |
27 | 4.4 | Оформление защиты проекта | 1 | |
28 | 4.5 | Для чего нужна презентация | 1 | |
29-30 | 4.6 4.7 | Создание презентации | 1 | |
31 | 4.8 | Подготовка к конференции | 1 | |
32-33 | 4.9 4.10 | Конференция юных исследователей «Путь в науку» | 2 | |
34 | 4.11 | Итоговый урок по основам исследовательской деятельности | 1 |
Календарно – тематический план внеурочной деятельности «Я-исследователь »
5 класс 34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | № по разделу | Тема, раздел | Кол-во часов | дата | Планируемые результаты (УДД): К- коммуникативные П- познавательные Л- личностные Р- регулятивные | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формы контроля | |
РАЗДЕЛ 1. ЗНАКОМСТВО С ПРЕДМЕТОМ | ||||||||
1 | 1.1 | Что такое исследовательская деятельность | 1 | П.: Раскрывать значение терминов исследование, деятельность, источники. К.: Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужны исследования. | Коллективная Групповая | опрос | ||
2 | 1.2 | Проблема соответствия содержания требованиям | 1 | П.: Понимать необходимость соответствия содержания, требованиям и теме исследования. К.: Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего необходимо данное соответствие. Л: Формирование дисциплинированного отношения к исследовательской деятельности | Коллективная | Опрос | ||
3 | 1.3 | Этапы исследовательской работы | 1 | П.: Составить примерный план работы над исследованием Р.: Разрабатывать различные варианты исследовательской работы. | Индивидуально-обособленная Парная | Опрос, проверка плана (соседи по парте проверяют работы друг друга) | ||
РАЗДЕЛ 2.ТИПОЛОГИЯ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ | ||||||||
4 | 2.1 | Какими бывают исследования | 1 | П.: Комментировать и формулировать понятия: сообщение, доклад, реферат, защита, эссе, проект, презентация. Знать отличия указанных видов исследовательских работ. К.: определять значение и роль исследований в жизни человека | Индивидуально-обособленная Коллективная | Опрос, составление схем | ||
5 | 2.2 | Проект как тип исследования. | 1 | П.: Раскрывать значение терминов: проект, проектная деятельность. К.: Обсуждение тем проектов. Л.: Осознавать свои способности, интересы в исследовательской сфере. | Коллективная | составление общей схемы проекта | ||
6 | 2.3 | Доклад и реферат. | 1 | П.: Охарактеризовать разницу между рефератом и докладом как типами исследовательских работ. Р.: Схематически изобразить структуру реферата. | Индивидуально-обособленная | Заполнение таблицы «Отличие доклада и реферата» | ||
7 | 2.4 | Эссе как тип исследовательской работы | 1 | П.: Определение разницы между эссе по литературе и истории, обществознанию. Р.: аргументированное изложение своей точки зрения. | Индивидуально-обособленная Парная | Написание эссе | ||
8 | 2.5 | Представление результатов исследования | 1 | П.: Использовать электронные ресурсы для создания наглядной презентации исследования. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов. Л.: Уметь обосновать необходимость применения конкретных видов представления результата исследования. | Индивидуально-обособленная Коллективная
| Опрос, инд. карточки с заданиями (4шт.) | ||
9 | 2.6 | Проверочная работа по теме «Типология исследовательских работ» | 1 | П:Понимать и знать разницу между изученными понятиями Л: Развитие саморефлексии | Индивидуально-обособленная
| Письменные ответы на вопросы | ||
РАЗДЕЛ 3. РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ | ||||||||
10 | 3.1 | Разработка проекта | 1 | П.: Отличать структурные части проекта. Р.: Определить тему проекта, различать понятия проблема, тема, проект. Л.: Осознавать свои интересы в исследовательской сфере. | Индивидуально-обособленная Коллективная
| Опрос, формулировка темы проекта | ||
11 | 3.2 | Составление плана работы над проектом | 1 | П.: планирование собственной деятельности в соответствии с имеющимся временем Л.: развивать понимание необходимости планирования собственных действий для достижения конкретного результата | Индивидуально-обособленная Групповая | Опрос, составление плана работы над проектом | ||
12 | 3.3 | Сбор информации. | 1 | К.: знать и понимать термины: источники (их типы), литература, электронный ресурс, сайт, каталог. Р.: уметь объяснить разницу между указанными источниками информации | Индивидуально-обособленная Коллективная
| Опрос, задание по сбору информации | ||
13 | 3.4 | Как и где собирать нужную информацию | 1 | К.: Понимать различия в понятиях: интервью, библиотека, электронный и систематический каталог, источники материальной культуры Л.: расширить знания о возможных источниках информации | Индивидуально-обособленная Коллективная
| Опрос, задание по сбору информации | ||
14 | 3.5 | Что такое устные источники | 1 | П.: Понимать и уметь объяснить сущность интервью, правила его проведения. Л.: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. К.: Исполнять роль в соответствии с позицией интервьюера. | Индивидуально-обособленная Коллективная
| Опрос, задание по сбору информации | ||
15 | 3.6 | Систематизация полученных данных | 1 | К.: Находить и группировать информацию по избранной теме из различных источников. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Л.: расширить знания о возможных источниках информации Р.: Группировать информацию | Индивидуально-обособленная Групповая Парная | опрос | ||
16 | 3.7 | Систематизация информации | 1 | П.: Понимать различия и уметь комментировать понятия: группировка, классификация, типология, признак, критерий Р.: Группировать информацию на основании критериев: источник информации, содержание | Индивидуально-обособленная Коллективная | Опрос, инд. карточки с заданиями (4шт.) | ||
17-18 | 3.8 3.9 | Обработка данных | 2 | П.: Определение основной проблемы исследования. Р.: Выделить главные вопросы темы. | Индивидуально-обособленная | Опрос, практикум по проекту | ||
19-20 | 3.10 3.11 | Создание конкретного типа исследования. | 2 | К.: составлять избранный вид исследовательской работы как основы проекта (индивидуально и в сотрудничестве с другими обучающимися). Р.: анализировать проблему исследования. Л.: работать над конкретной проблемой самостоятельно или в группе. | Индивидуально-обособленная Групповая | Опрос, практикум по проекту | ||
21 | 3.12 | Редактирование исследовательской работы | 1 | П.: привести свою работу в соответствие с требованиями к ней. Л.: Формирование понимания необходимости соблюдения требований к оформлению. | Индивидуально-обособленная Парная | Опрос, практикум по проекту | ||
22 | 3.13 | Что такое список источников и литературы | 1 | П.: Понимать различия понятий: источники, литература, электронный ресурс, а также разницу в их оформлении в рамках работы. Л.: Формирование дисциплинированного подхода и четкости формулировок в исследовательской работе | Индивидуально-обособленная Парная | Опрос, практикум по проекту | ||
23 | 3.14 | Проверка исследовательской работы на соответствие требованиям | 1 | П.: Привести работу в соответствие с требованиями к ней, проверить на соответствие заявленной теме. Л.: развитие способностей к самостоятельной оценке своей работы. Р.: Уметь анализировать свою работу и приводить ее в соответствие с требованиями. | Индивидуально-обособленная Парная | Опрос, практикум по проекту | ||
РАЗДЕЛ 4.ЗАЩИТА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||||||
24 | 4.1 | Как защищать проект | 1 | П.: Определение понятий защита, презентация, доклад, дискуссия, вопросы, речь. К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала. | Коллективная | опрос | ||
25 | 4.2 | Структура речи | 1 | П.: Обязательные и вариативные составляющие защитной речи к проекту. Р.: Составление плана своей речи – к защите проекта. | Индивидуально-обособленная Коллективная | Опрос, составление схем речи | ||
26 | 4.3 | Подготовка защитной речи по проекту | 1 | П.: Создание речи к защите своего проекта. Р.: Выделять ключевые понятия и элементы исследования. | Индивидуально-обособленная Парная | Опрос, выборочная проверка речей | ||
27 | 4.4 | Оформление защиты проекта | 1 | П.: Определение наиболее оптимальных способов представления своего проекта. Понимание различий понятий: презентация, выступление, наглядность. К.: Аргументировать выбор средств представления проекта. | Индивидуально-обособленная Коллективная | Опрос | ||
28 | 4.5 | Для чего нужна презентация | 1 | П.: Понимать сущность и различия терминов и явлений: презентация, компьютерная презентация, аудио- и видео-сопровождение, схемы, графики, иллюстрации. Л.: Аргументировать выбор средств представления проекта. | Индивидуально-обособленная Групповая | Опрос, практикум по проекту | ||
29-30 | 4.6 4.7 | Создание презентации | 1 | П.: Владение навыками создания презентаций и компьютерных презентаций. Р.: Составлять презентации. Л:Обмениваться необходимыми знаниями по созданию презентаций с одноклассниками | Индивидуально-обособленная Коллективная | Опрос, практикум по проекту | ||
31 | 4.8 | Подготовка к конференции | 1 | П.: Знакомство с правилами зашиты проекта, понимание сути терминов: регламент, этика, ответы и вопросы из зала. К.: Следование нормам и правилам ведения защиты, дискуссии. Л.: Формирование дисциплинированного отношения к защите и дискуссии. | Коллективная Групповая | Опрос, участие в «репетиции» | ||
32-33 | 4.9 4.10 | Конференция юных исследователей «Путь в науку» | 1 | П.: Представление результатов проведенного исследования. К.: Работа с аудиторией, ответы на вопросы зала по представленному проекту. Л.: Чувство значимости проделанной работы, осознание себя как исследователя. | Индивидуально-обособленная Коллективная Групповая
| Представление проектов | ||
34 | 4.11 | Итоговый урок по основам исследовательской деятельности | 1 | К.: Развитие саморефлексии, сравнения с работами других ребят – способность выявить преимущества и недостатки. Р.: Составить краткий отзыв на свою работу. Л.: Оценить свою исследовательскую работу и работы сверстников | Коллективная | опрос | ||
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 1- 4 классов
Программа для 1-4 кл "Шахматы - школе"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 5 класса
Программа для учащихся 5 кл, в которых ранее не преподавался курс "Шахматы" на 2 часа в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Весёлый английский» для 1 класса общеобразовательных школ
Данная программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы внеурочной деятельности по английскому языку для 1 класса. В ходе ее прохождения создается база для дальне...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире Английского языка. Занимательная грамматика» 1й год обучения для учащихся 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире Английского языка. Занимательная грамматика» 1й год обучения для учащихся 5 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Wir studieren Deutsch» 5 класс. УМК «Горизонты» (М.М. Аверин и др.)
Рабочая программа курса «Мы изучаем немецкий» составлена на основе Примерной программы по немецкому языку для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО для применения ее во внеурочно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ДОМАШНИЙ КОМПЬЮТЕР» В 8 КЛАССЕ
Многие наши современники заняты в сфере обработки информации и используют информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности, учёбе или в быту. Человеку, являющемуся ча...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "ЮНЫЙ МАТЕМАТИК" В 5 КЛАССЕ
Программа курса «Юный математик» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение такого к...