Экологический марафон - Общешкольный проект
методическая разработка по экологии на тему

Сорокин Юрий Павлович

Сорокин Юрий Павлович

Учитель биологии и ОБЖ, Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надым, ЯНАО

 

Общешкольный исследовательский проект «Экологический марафон»

 

(методические материалы по организации массовой исследовательской работы обучающихся  в области изучения экологической обстановки

в школе и на прилегающей территории)

 

 

Аннотация

 

         Речь идёт об организации и проведении общешкольного «Экологического марафона» - системе мероприятий, направленных на изучение экологической обстановки в школе и на прилегающей территории. Такое изучение построено на основе подготовки, проведения и анализа простейших и понятных всем школьникам  экологических экспресс-исследований.

            Преимущество такой формы исследовательской работы позволяет охватить всех школьников (с 1 по 11 класс), привлечь к активной экологической работе всех классных руководителей и родителей учеников младших классов. Таким образом, не только отдельные ученики (члены школьного научного общества), а все обучающиеся знакомятся с теорией научного эксперимента и практически осваивают  элементы научного исследования.

          Предлагаемая технология проведения общешкольного «Экологического марафона» очень проста, а потому эффективна как в отношении массовой организации школьников в плане постановки и проведения научного эксперимента, так и в отношении его результативности (чёткость исследовательской программы, простота проведения и анализа теста).

           Для подведения итогов марафона и разработке рекомендаций  по решению выявленных в процессе исследований экологических проблем разработаны соответствующие макеты, использование которых позволит сократить время для составления отчёта организаторам марафона и значительно облегчит итоговую работу в ученических исследовательских группах.  

             В проекте нашли  отражение ведущие задачи экологического образования школьников и пути их решения, методика организации такой работы, освещены аспекты деятельности старшеклассников в этом направлении.

 

         Итак, основная цель проекта – углубление и расширение теоретических знаний школьников по экологии, отработка умений их практического применения, изучение основ научно-исследовательской работы, вовлечение в исследовательскую деятельность всех без исключения школьников.  

          Экологический марафон может проводиться в любых возрастных группах, что очень ценно в плане привлечения к активной научно-исследовательской работе и к проблемам экологии школы вообще обучающихся начальной школы.

          Новизна работы состоит в том, что приводится методика создания и работы ученических экологических исследовательских групп во всех классах школы, разработан методический комплекс экспресс-исследований, доступный для реализации в любых возрастных категориях школьников.  Таким образом, организация и проведение экологического марафона по предложенной в статье схеме и на основе содержащихся методических материалов позволяет действительно охватить весь ученический и учительский коллектив школы, привлечь к активной работе родителей младших классов, а также все специальные службы (медицина, питание, технические работники). 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучение экологической обстановки в школе и её влияния на состояние учащихся

Слайд 2

Общешкольный исследовательский проект "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН"

Слайд 3

Цель: углубление и расширение теоретических знаний по экологии, отработка умений их практического применения

Слайд 4

Задачи: выяснить, соответствует ли экологическая обстановка школы статусу данного учебного заведения: "Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов"

Слайд 5

Этапы работы: 1 ЭТАП: 2 ЭТАП: 3 ЭТАП: СОЗДАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП ВО ВСЕХ КЛАССАХ РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАИЙ ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫВОДЫ ВНЕСЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Слайд 6

Изучение экологического состояния школы: запыленность воздуха -в районе школы -в школе шумовой фон в школе проблема курения озеленение школьных помещений и пришкольной территории

Слайд 7

Отражение экологических факторов на состоянии учащихся: изучение общего состояния учащихся влияние факторов внешней среды на утомляемость школьников в учебном процессе негативное воздействие компьютеров и телевизоров на состояние зрения питание учеников в столовой

Слайд 8

Выводы - Уровень запылённости воздуха - Озеленение помещений - Шумовой фон - Уровень радиации [соответствует/не сооттветствует] допустимым экологическим нормам

Слайд 9

Выводы Выявленные негативные факторы оказывают [минимальное/иное] действие, [контролируются/не контролируются] администрацией школы

Слайд 10

Основной вывод: в ходе комплексного изучения экологических факторов нашей школы было выявлено, что в данном учебном заведении обстановка [отвечает/не отвечает] [полностью/не полностью] необходимым требованиям [всем/не всем, каким] для сохранения здоровья учеников и поддержания их высокой работоспособности

Слайд 11

Новизна: - разработан методический комплекс исследований, совместимый с возможностями школы и школьников - созданы и активно участвовали в исследованиях экологические группы всех классов

Слайд 12

Это актуально ! Вопрос о сохранении здоровья человека сегодня стоит в разряде неотложных и первостепенных

Слайд 13

Школа- наш дом, и каким он будет, таким будет наше здоровье, наше будущее!



Предварительный просмотр:

                   

Сорокин Юрий Павлович

Учитель биологии, Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надым, ЯНАО

 

Общешкольный исследовательский проект «Экологический марафон»

(методические материалы по организации массовой исследовательской работы обучающихся  в области изучения экологической обстановки

в школе и на прилегающей территории)

Введение

            Характер отношений людей к живой природе, к своему здоровью во многом определятся глубиной экологических знаний, основы которых должны быть заложены в школе. Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды и ближайшего природного окружения – двора, улицы, пришкольного участка и т.п.; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы. Наиболее интересным аспектом деятельности школьников в этом направлении является их участие в работе по изучению и оценке экологического состояния школы и близлежащих территорий. Но в  основном тематика экологических работ посвящена проблемам города, региона, глобальным вопросам сохранения окружающей среды и очень мало внимания уделяется исследовательской работе учеников в плане экологии школы.

           Увеличение учебной нагрузки, особенно в школах с углублённым изучением предметов, предъявляет повышенные требования к экологической обстановке в школе, которая имеет непосредственное влияние на состояние здоровья учеников (проводящих здесь по 6-7 часов, а иногда и весь день, посещая факультативы и тому подобного рода занятий) и на эффективность учебного процесса. Поэтому изучение экологических факторов и их влияния на учащихся, их работоспособность и успеваемость, становится необходимым и актуальным.

          Один из важнейших аспектов современной жизни – экологическая культура, которая определяет характер отношения людей к своему здоровью и к окружающей среде.

         Библиографический обзор по данной теме показал, что в основном тематика исследовательских работ по экологии посвящена проблемам на уровне города, района, округа, глобальным проблемам сохранения окружающей среды, и очень мало внимания уделяется исследовательской работе учеников в плане экологии самой школы.

         Помимо традиционной тематики научных работ школьников по экологии, автор статьи предлагает сосредоточить исследовательскую деятельность обучающихся в данной области в рамках одной школы (что вовсе не означает узость поставленной проблемы, т.к. речь идёт о сохранении здоровья школьников, их высокой работоспособности и успеваемости).

          Речь идёт об организации и проведении общешкольного «экологического марафона» - системе мероприятий, направленных на изучение экологической обстановки в школе. Такое изучение построено на основе подготовки, проведения и анализа простейших и понятных всем школьникам  экологических экспресс-исследований.

         Преимущество такой формы исследовательской работы позволяет охватить всех школьников (с 1 по 11 класс), привлечь к активной экологической работе всех классных руководителей и родителей учеников младших классов. Таким образом, не только отдельные ученики (члены школьного научного общества), а все обучающиеся знакомятся с теорией научного эксперимента и практически осваивают  элементы научного исследования.

Технология проведения экологического марафона

          Предлагаемая автором статьи технология проведения общешкольного «Экологического марафона» очень проста, а потому эффективна как в отношении массовой организации школьников в плане постановки и проведения научного эксперимента, так и в отношении его результативности (чёткость исследовательской программы, простота проведения и анализа теста).

          Выглядит это следующим образом. В школе объявляется неделя «Экологического марафона». Во всех классах организуются экологические исследовательские группы (от 3 до 6 человек). В старших классах это делают учителя биологии и химии, в среднем звене – учителя биологии, географии и классные руководители, в младших классах такие группы организуются классными руководителями с привлечением родителей. Итак, - первый день – это объявления, организация экологических групп, консультантов-школьников и учителей- консультантов.

            На следующий день на специальном собрании (научный экологический совет, или научный совет марафона) проводится инструктаж классных руководителей и консультантов по технологии постановки, проведения и анализа результатов экспресс-исследований, раздаются технологические карты (инструкции) проведения экспериментов. Одно из преимуществ такой работы – активизация большого числа старшеклассников в роли научных руководителей исследовательских групп.  

            В течение третьего дня идёт активная инструктивная и подготовительная работа в группах.

            В течение четвёртого, пятого и шестого дней экологические группы проводят исследования, обрабатывают результаты.

            На седьмой день группы сдают свои научные отчёты и разработанные рекомендации в научный совет марафона. Члены научного совета отбирают наиболее интересные материалы для проведения заключительной научной конференции по экологии школы.

            Восьмой и девятый день – подготовка выступлений и выступающих, создание мультимедийных презентаций.

            Девятый день – проведение научной конференции по вопросам экологии школы.

            Десятый день – подведение общих итогов марафона, экскурсии, встречи с представителями экологических организаций города, медицинскими работниками, встреча научного совета марафона с представителями администрации школы, обсуждение выявленных проблем и способов их решения.

           Таким образом, данный марафон можно проводить в рамках экологической или биологической декады по плану работы школы.

           В нашей школе №6 г.Надыма мы трижды проводили такой марафон в рамках всей школы и множество раз – по параллелям. И хочется отметить, что предложенная ученикам исследовательская работа всегда вызывала у них живой интерес и особо высокую коммуникативную и активность.

            Мы предлагаем вниманию обзор одного из таких марафонов.

Цели экологического марафона

  1. Изучить экологическую обстановку в школе и прилегающей территории, выяснить влияние школьных  и внешних экологических факторов на состояние учащихся.
  2. По итогам работы внести рекомендации по улучшению экологического состояния школы.    
  3. Обобщить и углубить знания учащихся о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
  4. Сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды.

  1. Продолжить воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека; мотивировать необходимость деятельности по благоустройству школьных помещений и пришкольной территории; а также формирование у учащихся активной гражданской позиции и воспитать экологически грамотных учащихся.
  2. Вовлечь в исследовательскую деятельность всех без исключения школьников.  

Задачи марафона

            Выяснить, отвечает ли экологическая обстановка нашего учебного заведения статусу   школы с углублённым изучением предметов.  Для этого:

  1. Вовлечь учеников всех классов в научно – исследовательскую работу, способствуя активизации детского экологического движения «Росток» и научного общества школьников.
  2. Организовать для данной работы исследовательские экологические группы школьников во всех классах, группы учеников-консультантов из старших классов, чтобы максимальное количество обучающихся познакомилось с методикой научного исследования, с экологическими проблемами школы, приняло участие в их позитивном решении.  
  3. Максимально широко охватить и рассмотреть все стороны исследуемой проблемы, работая с ученическими экологическими группами.
  4. Активизировать внимание школьников в области экологического состояния ближайшего окружения.
  5. Активизировать самоуправление в классах.

Этапы работы

            Работа проходит в три этапа. Задача первого этапа заключается в создании экологических групп школьников во всех классах школы, в разработке методики исследований и её изучении исследовательскими группами. Второй этап  заключается в проведении самих исследований. Третий этап – анализ результатов, подведение итогов, составление рекомендаций по вопросам улучшения экологического состояния школы.

            В процессе обработки результатов  проводятся постоянные консультации со школьными медицинскими работниками, данные исследований сопоставляются со стандартами СЭС.

Направления исследований

           Исследования проводятся по двум направлениям.

Первое направление –  изучение экологической обстановки школы,  которое включает исследование чистоты воздуха в районе школы, запылённости воздуха в школьных помещениях, шумового фона, озеленения школы, проблем курения.  

Второе направление  – изучение влияния школьных экологических факторов на состояние учащихся, включающее исследование общего состояния школьников, влияния факторов внешней среды на утомляемость учеников в учебном процессе, изучение негативного воздействия компьютеров и телевизоров на состояние зрения, питания учащихся в столовой.

            Мы предлагаем по итогам марафона сформулировать следующие выводы (на научной конференции или отдельным документом, озвучить по школьному радио).

Выводы (макет)

  1. Уровень запылённости воздуха на пришкольной территории и в школьных помещениях [соответствует / не соответствует]допустимым нормам. Причины.
  2. Школьные помещения [достаточно / недостаточно] озеленены, что [способствует / не способствует] лучшей очистке воздуха от пыли и насыщению его кислородом. Причины.
  3. Достаточно [низок / высок] шумовой фон. Причины.
  4. Организованное питание в столовой и увеличенное время перемен [снимают / не снимают] большинство проблем в этом плане. Причины.
  5. Выявленные негативные факторы (курение, радиационный фон от компьютеров) оказывают в рамках школы [минимальное / иное] действие, так как возможные места курения [контролируются / не контролируются] администрацией, а излучение компьютеров в кабинетах ИВТ [не превышает / превышает] допустимые нормы.
  6. Проведение исследований экологическими группами показало, что подобная форма деятельности вызывает очень высокую заинтересованность учеников в отношении своего здоровья и состояния  окружающей среды.
  7. В ходе комплексного изучения экологических факторов школы было выявлено, что в данном учебном заведении обстановка в целом [отвечает / не отвечает] необходимым требованиям для сохранения здоровья учеников, высокой работоспособности и успеваемости.

            На основе полученных результатов составляется экологический паспорт учебного заведения,  в который вносятся итоги изучения отдельных экологических факторов и рекомендации по улучшению экологического состояния школы.

             Увеличение учебной нагрузки, особенно в школах с углублённым изучением отдельных предметов, предъявляет повышенные требования к экологической обстановке в этих учреждениях, которая имеет непосредственное влияние на состояние здоровья учеников (проводящих здесь по 6-7 часов, а иногда и весь день, посещая факультативы и тому подобного рода занятия) и на эффективность учебного процесса. Поэтому изучение экологических факторов и их влияния на состояние здоровья учащихся, их работоспособность и успеваемость, становится  необходимым  и  актуальным.

           Новизна проекта  состоит:

  • в самом объекте исследования, в том, что экология школы – недостаточно исследованный вопрос;
  • в активном привлечении к научной работе экологических групп во всех классах, практически всех школьников;
  • в разработке методического комплекса исследований, совместимого с возможностями школы и школьников;
  • в изучении не только экологической обстановки школы, но и её влияния на состояние здоровья учащихся и эффективность учебного процесса.

Исследовательская часть проекта

                             Изучение чистоты воздуха в районе школы

            Пыль – вредный экологический фактор, разрушающий здоровье, хороший адсорбент ядовитых газов и тяжёлых металлов, способствующих развитию множества болезней, снижению иммунитета. Пыль впитывает тяжёлые металлы, которые вызывают раковые заболевания.

Технологическая карта исследования:

  1. В районе школы взять пробу снега в чистую банку или чистый пакет в объёме 1    литр (снег слегка уплотнить). Обозначить её «Проба А».

  1. Таким же образом взять пробы снега в каком – либо жилом дворе и на улице с         интенсивным движением. Обозначить их «Проба Б» и «Проба В».
  2. В чистой посуде (например в банках) в тёплом помещении перевести пробы снега А, Б, В в жидкое состояние.
  3. Для дальнейшего анализа в каждой пробе воды (растаявшего снега) взять один и тот же объём (например 200 мл. – объём стакана).
  4. Приготовить прибор для фильтрования (штатив, воронка, три фильтра).
  5. Профильтровать пробу «А» (перед приливанием каждой новой порции воды на фильтр, содержимое пробы тщательно размешивать). После фильтрования осторожно вынуть фильтр из воронки и развернуть.
  6. Сделать то же самое с пробами «Б», «В».
  7. Сравнить количество осадка на фильтрах «А», «Б», «В», уровень их затемнённости.
  8. Сделать вывод о чистоте воздуха в районе школы.

                           Изучение запылённости воздуха в школе

Пыль – хороший адсорбент ядовитых газов и тяжёлых металлов, способствующих развитию рака. Пыль раздражает дыхательные пути, ускоряется развитие ОРЗ, снижается уровень иммунитета.

Технологическая карта исследования:

  1. В понедельник после первой смены (или вечером) закрепить одинаковые по размерам полоски широкого скотча (10 см. длины) в висячем положении.

а) в коридорах

б) в вестибюле

в) на лестницах

г) в кабинетах (число кабинетов – на усмотрение экспериментаторов).

Полоски предварительно пронумеровать.

Липкая сторона должна быть расположена так, чтобы на неё легко прилипала летающая в воздухе пыль.

Выберите такую высоту, чтобы не сорвали полоски за день.

2.  В пятницу утром или после обеда (как вам удобнее) – снимите полоски, не    

     сгибая их, и наложите клейкой стороной на лист белой бумаги так, чтобы  

     слой прилипшей пыли был между слоями бумаги и скотча. Снимая полоски,

     наклеивайте их на лист бумаги сразу, на месте снятия. Подпишите, откуда какая

     полоска.

3.  При ярком свете изучите степень загрязнённости полосок. Сделайте выводы:

     а) где у нас в школе самые запылённые места и где – самые чистые;

     б) выясните причины высокой и низкой запылённости.

4.  Сделайте предложения по борьбе с пылью.

                                Изучение шумового фона в школе

            Необратимые разрушения коры головного мозга (умирают клетки, разрываются связи). Шум вызывает стрессовые состояния, нарушающие психические и физические функции. Шум - почва для развития неврозов. Шум вызывает усталость, снижение внимания.

Технологическая карта исследования:

  1. Отметить уровень шума на переменах по 3- или 5- бальной шкале:

а) в коридорах;

б) в кабинетах.

2.  Сделайте выводы: где наибольший и наименьший уровень шума.

3. Выясните, имеет ли отрицательное влияние шум в классе и в коридоре на работоспособность обучающихся на уроках..

 4.   Является ли музыка на переменах:

а) шумовым фактором, мешающим отдыху учеников;

б) способствует отдыху.

5.  Внесите ваши предложения по снижению уровня шума на переменах:

      а) в коридорах,  б) в классах.

                                 Изучение проблемы курения в школе

            Некурящие в присутствии курильщиков тоже отравляются; более того – они являются полноценными курильщиками (только пассивными). Табачный дым содержит вещества, отравляющие организм и вызывающие рак.

Технологическая карта исследования:

  1. На крыльце, в мужском и женском туалетах, незаметно пересчитать курящих учеников:

а) на каждой перемене;

б) после уроков.

2.  Сделать выводы:

      а) когда курят больше всего;

      б) сколько всего человек курят в течении смены.

3.  Провести анкету в своём классе или другом 9 классе:

      а) Сколько раз в день курите?

      б) С какого возраста?

      в) Если вы курите, то

          - хотите ли вы курить, или …?

          - это зависимость (хотите бросить, но не можете).

4.   Изучить степень задымлённости коридоров в районе туалета.

5. Сделать вывод о вреде курения в школе для некурящих; провести в случае  

     необходимости профилактику курящих и пропаганду.

                                                 Озеленение школы

               Растения – фактор, присутствие которого улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, способствует формированию необходимых условий для хорошего состояния учащихся на протяжении всего учебного дня.

Технологическая карта исследования:

  1.   Подсчитать количество кабинетов.
  2.   Составить списки числа цветов в каждом кабинете.
  3.   Определив названия растений, сделать списки по отдельным видам.
  4.   Дать оценку по уходу за цветами.
  5.   Сделать вывод об уровне растительности в школе и её разнообразии, об условиях

     ухода; выяснить каково влияние растений на общее состояние и    

     работоспособность школьников.

                                  Изучение общего состояния школьников

  Проблемы:

  1. Сильное снижение работоспособности у многих;
  2. Стрессы – чаще и легче случаются;
  3. Высокий уровень заболеваемости.

Технологическая карта исследования.

  1. Провести анкетирование своего класса или других классов:

          а)  насколько хорошо или плохо вы чувствуете себя в начале учебного дня

                (по выбранной шкале); объясните причины (почему хорошо, почему плохо);  

            б)  как вы чувствуете себя после уроков (по выбранной шкале); объясните  

                 причины (почему хорошо, почему плохо);  

                в) если ваше состояние ухудшилось, укажите, какую роль в этом сыграли     (указать влияние этих факторов по выбранной шкале):

           - отношения с другими людьми,

           - шум на переменах,

           - запылённость коридоров и кабинетов,

           - духота в классе (нехватка свежего воздуха),

           - неподвижное сидение на уроках,

           - другие причины;

   г)  где вы живёте (куда смотрят окна большей части квартиры):

           - на шумную улицу

           - на тихую улицу или во двор;

  д)  сколько стоит машин утром и вечером в вашем дворе,

            как они на вас влияют (шум, газы);

  е)  лучше ли вы чувствуете себя в кабинетах, где много растений?

2.  Сделайте выводы:

   а)  о главных причинах ухудшения общего состояния учащихся к концу    

        учебного дня;

   б)  о влиянии растений на состояние учащихся в озеленённых кабинетах.

3.   Внесите предложения:

          а)  о мерах улучшения состояния школьников,

               о способах его подержания в     норме;

          б) о необходимости озеленения школы.

Изучение негативного воздействия

мобильных телефонов, компьютеров и телевизоров на состояние зрения

                                                   

            Просмотр телепередач, электронные игры и работа на компьютере требуют напряжения зрения, чтобы рассмотреть отдельные элементы изображения. Частота строк и частота сканирования изображения глазным яблоком не совпадают, что требует от глаз особого напряжения. Часто завышаемая яркость свечения экранов мониторов и телевизоров разрушает клетки сетчатки, а электро-магнитное  и радиационное излучение негативно сказывается на всех тканях организма в зоне облучения. Более того, положительный потенциал, образующийся на экране, «вымывает» отрицательные заряды клеток, что нарушает их нормальное функционирование и в буквальном смысле «разваливает» клеточный  и тканевый иммунитет.

            Технологическая карта исследования:

1. Провести анкетирование по двум вопросам:

а) сколько часов в день вы смотрите телевизор?

б) сколько часов в день вы работаете на компьютере?

2. Обратиться к школьному врачу и взять данные о состоянии зрения    

     анкетируемых учеников.

3.  Найти связь между количеством времени, проведённом у компьютерных или  

      телевизионных экранов, и состоянием зрения. Сделать выводы.

4.  Выяснить в процессе сопоставления данных анкет и данных врача, что сильнее  

     влияет на ухудшение зрения: телевизор, мобильный телефон или компьютер.

5.  Внести предложения о предотвращении ухудшения зрения учеников.

                                 

                               Изучение питания школьников в столовой

Проблемы:

  1. Ученики злоупотребляют газированными напитками. Их вред:

а) газ СО2 образует в воде Н2СО3, которая способствует развитию  

      желудочно-кишечных заболеваний, нарушает газообмен крови, снижая  

      содержание О2 в крови.

б) Многие газированные напитки содержат кофеин. Из-за них нервная

             система ученика приходит в перевозбуждённое состояние, в итоге –      

             неустойчивое  внимание на уроках., лёгкая подверженность стрессам,

             истощение психики.

2.    Чипсы и тому подобные продукты содержат очень много консервантов и  

       других химических добавок, отравляющих организм (красители,  

       ароматизаторы и т.д.). Зачастую мы предпочитаем перекусить в буфете  

        «ядохимикатами», чем нормально поесть в столовой (горячее питание,  

        здоровые продукты).

       И ещё: зарубежные продукты часто худшего качества чем российские.

            Технологическая карта исследования.

  1. На переменах изучите, что покупают дети в буфете.

      Определите, что они предпочитают:

а)   газированные напитки или соки?

      Спросите их, почему они выбирают  тот или иной напиток.

б)   изделия столовой (пирожки, булочки и т.п.) или продукты с  

       консервантами (чипсы, сухарики и т.п.)

2.  Определите, каким образом питается большая часть детей:

а) в столовой (горячее питание),

б) в буфете (холодное, химически нездоровое питание).

3.  Сделайте выводы:

     как питается большинство школьников (правильно или неправильно);

  1. Внесите предложения по решению данной проблемы (то есть как сделать  

      питание в школе здоровым). 

Изучение влияния факторов внешней среды на утомляемость обучающихся

в учебном процессе

                                                 

Цель: изучить влияние домашнего задания (учебной нагрузки), стрессов, курения на утомляемость учащихся в зависимости от степени активности образа жизни.

  1. Анкетирование

Таблица № 1 – Степень активности образа жизни (поставить в соответствующей  графе знак «+»).

     Ежедневно

2-3 раза в неделю

 1 раз в неделю

        Ни разу

Занятия в спортивных секциях и

домашние занятия физической культурой

 

Таблица № 2 – Влияние внешней среды.

Объём домашнего задания

Курение родителей

Собственное курение

Работа на компьютере

Степень утомляемости во время школьных занятий (во время уроков)

Пояснение: анкетируемые отмечают по 3 – бальной шкале, в какой степени влияют указанные факторы на их работоспособность (внимание, запоминание, ясность мышления, общее самочувствие) во время уроков.

(0 – никакого влияния, 1 – слабое влияние, 2 – сильное влияние, 3 – очень сильное влияние).

  1. Определить возможные соответствия (корреляции) между данными таблиц.
  2. Сделать выводы о влиянии внешних негативных факторов на работоспособность учеников на уроках.

             

Итоги экологического марафона (макет отчёта)

            Пыль – хороший адсорбент ядовитых газов и тяжёлых металлов, способствующих развитию раковых заболеваний. Она раздражает дыхательные пути, ускоряя развитие ОРЗ, вызывая аллергические реакции, снижает уровень иммунитета. Поэтому количество пыли в помещении является важным показателем его экологического состояния.

            Как же обстоят дела в нашей школе? Экспресс – анализ запылённости школьных помещений, проведённый учениками _____ класса, показал, что содержание пыли в воздухе наших учебных кабинетов не превышает допустимых санитарных норм.

В целом воздух благоприятен на 1, 2, 3 и 4 – этажах, несмотря на то, что на некоторых этажах постелены ковры. На лестницах по сравнению с этажами и кабинетами содержание пыли больше, но не превышает поставленных требований. К кабинетам никаких возражений, экологическое состояние отличное. Обстановка в школе по отношению к этому экологическому фактору полностью отвечает  санитарным  требованиям.

            Экологи _____ классов исследовали состояние воздуха в районе школы в сравнении с уровнем его пылевого загрязнения вблизи автомобильных дорог. Что и следовало ожидать, атмосфера около школы очень благоприятна по сравнению с территориями около проезжей части. Растения – хорошие защитники тротуаров от пыли. Берегите зелёные насаждения, не вытаптывайте траву на газонах, озеленяйте наш город. В этом – не только красота улиц, но и залог нашего здоровья. Каждая новая травинка, каждый новый лист на ветвях – те новые и новые капли здоровья, наполняющие нашу жизнь полноценным содержанием. Пусть наш город будет чистым! Педагогический и ученический составы отметили разнообразность и количество цветов в школе, и считают, что это и придаёт некий уют на этажах и в кабинетах.

            Экологические группы _____ классов изучали общее состояние учащихся в школе.

Здесь имеются проблемы: снижение работоспособности у многих учеников к концу смены, участившиеся стрессовые ситуации. По данным анкетирования и наблюдений выяснилось, что отрицательными факторами по данным проблемам являются: неподвижное сидение на уроках, учебные нагрузки, большое количество автомашин во дворах жилых домов, чьи шум и газы отрицательно влияют на общее состояние, на учебную деятельность.

            С другой стороны экологи отмечают, что кабинеты, в которых находится много растений, заметно способствуют улучшению общего состояния, реабилитации после воздействия указанных выше негативных факторов, повышают работоспособность.

Указываются две причины данного явления: эстетический эффект и чистый воздух. Также нужно отметить, что большое количество школьников уделяют огромное внимание занятиям в спортивных секциях,  что очень влияет на общие показатели школы. Степень утомляемости во время школьных занятий средняя (в зависимости от категории классов).

             Очень вреден для человека шум. Оказывается, он производит необратимые разрушения в коре головного мозга: умирают клетки, разрываются нейронные связи. Шум незаметно вызывает стресс, нарушающий физиологические и психологические функции, является благоприятной почвой для множества неврозов, вызывает усталость, понижает внимание. Наши экологи проводили исследования шумового загрязнения школьной среды. Оказалось, что более шумным является по сравнению с остальными этажами ____ этаж, а самыми спокойными – _____ и _____. Согласно опросу, шум оказывает отрицательное влияние и на общее состояние, и на дальнейшую работу на уроке. В этом плане музыка на переменах всеми отмечается не как шумовой фактор, а фактор, способствующий отдыху, поднятию настроения перед уроком, формированию своеобразной бодрости и настрою, что немало важно для состояния ученика. В целом учащиеся отметили, что шумовой фактор не составляет в нашей школе никакого влияния, т.е. шумовой фон предельно низок.

Необратим вред телевизоров и компьютеров здоровью человека - зрению. Не обошла эту проблему и моя работа. Исследовательским группам вывод по этому поводу было сделать очень трудно. У ___% опрошенных нет компьютеров, но тем не менее состояние зрения нарушено.

            Большое негативное влияние на состояние зрения оказывают телевизоры, компьютеры, игровые приставки, мобильные телефоны.

            Много экологических проблем возникает сегодня и по поводу питания учеников. Сейчас стали злоупотреблять газированными напитками, гамбургерами, хот-догами и тому подобными «блюдами», совмещающими несовместимые продукты.

Поэтому исследовательская группа ____ класса решила изучить, как обстоят у нас в школе дела с питанием учеников. Оказалось, что все перечисленные проблемы касаются и нас. Посещают столовую ____% учащихся. Горячее заказывают около _____%. Из всех выпиваемых нами напитков менее половины приходится на  газированные, кофеиносодержащие напитки (кока-кола и т.п.). Но зато наши ученики меньше употребляют консервантов, предпочитая родные школьные пирожки, пиццы и другие булочки заморским деликатесам.

Многие вообще не имеют представления о вреде газированных напитков. Многие не знают, что горячая пища полезнее холодной, и холодные блюда приобретаются в три раза чаще, но это не мешает питаться нашим ученикам правильно в столовой – _____%.

            Да, экологическая обстановка сегодня часто преподносит нам сюрпризы. Но одно дело, когда мы оказываемся в нездоровой среде по независимым от нас обстоятельствам или по незнанию, и другое дело, когда мы сознательно, изо всех сил, надрываясь и кашляя от натуги «запихиваем» ядохимикаты в свои лёгкие, отравляя организм, культивируя в себе раковые процессы.

Исследователи – экологи ____ класса провели изучение этого вопроса в нашей школе. И вот к чему пришли: некоторые ученики выкуривают в день по _____ сигарет. То, что курят уже с 12 – 13 лет, а то и раньше, никого не удивляет. В течение учебного дня курят ____ мальчиков и ____ девочек, но так как в школе строгий контроль за туалетами и крыльцом, то курящие бегут в ближайшие подъезды. Следовательно, не подвергая окружающих вредному воздействию табачного дыма. Но был установлен также  контроль за подъездами, то есть пришкольной территорией и признаков курения в учебное время нет.

            Опыт проведения практических работ по экологии показал, что подобная форма деятельности вызывает у школьников большой интерес к своему здоровью, окружающей среде, способствует формированию у них навыков исследовательской работы, развитию познавательного интереса, выработке умений по изучению окружающей середы, применению теоретических знаний на практике.

           

            В ходе комплексного изучения экологических факторов школы было выявлено, что в данном учебном заведении обстановка полностью отвечает необходимым требованиям для сохранения здоровья учеников и высокой работоспособности в процессе углублённого изучения предметов.

Решение проблем (макет проекта)  

            По итогам работы был проведён семинар в составе Школьного ученического совета,  Научного совета экологического марафона и представителей исследовательских групп для решения проблем. В этом приняли активное участие и представители педагогического коллектива. Предложения по улучшению экологической обстановки и её поддержанию в школе явились предметом дискуссии, по итогам которой был составлен план необходимых мероприятий  [приводится план мероприятий].

            По результатам исследования экологической чистоты воздуха было решено:

[чаще проводить влажную уборку, в особенности – лестниц; разместить больше цветов на лестницах и этажах; проветривать помещения школы, до занятий, во время и после; использовать в ночное время кварцевые лампы для уничтожения микробов].

Также школьникам рекомендовано больше гулять, но не на главных улицах, а в районе школы, в парке или озеленённых дворах.

            Так как шумовой уровень [не превышает / превышает допустимые нормы, были проведены [дополнительные разъяснительные беседы о пагубной роли шума на переменах].

            По поводу питания приняты следующие меры: [проводить беседы и лекции о правильном питании; увеличить перемены до 15-20 минут, чтобы ученики могли спокойно приобрести и поесть горячие блюда; провести беседы с родителями школьников о здоровом питании детей в учебное время]. По данным медицины школьник должен обязательно получать полноценное горячее питание в течение учебного дня, иначе у него будут развиваться желудочно-кишечные заболевания, снизится резистентность к учебным нагрузкам.

            По поводу зрения ученикам были предложены инструкции для его улучшения.  

             Для ликвидации проблем, связанных с курением, был установлен [строжайший контроль за туалетами и близлежащими подъездами; проведены индивидуальные беседы с курящими, лекции по этой теме].

Школа – наш дом, и каким он будет, таким будет наше здоровье, наше будущее.



Предварительный просмотр:

Сорокин Юрий Павлович

Учитель биологии и ОБЖ, Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надым, ЯНАО

 

Общешкольный исследовательский проект «Экологический марафон»

(методические материалы по организации массовой исследовательской работы обучающихся  в области изучения экологической обстановки

в школе и на прилегающей территории)

Тезисы

          Речь идёт об организации и проведении общешкольного «экологического марафона» - системе мероприятий, направленных на изучение экологической обстановки в школе. Такое изучение построено на основе подготовки, проведения и анализа простейших и понятных всем школьникам  экологических экспресс-исследований.

         Преимущество такой формы исследовательской работы позволяет охватить всех школьников (с 1 по 11 класс), привлечь к активной экологической работе всех классных руководителей и родителей учеников младших классов. Таким образом, не только отдельные ученики (члены школьного научного общества), а все обучающиеся знакомятся с теорией научного эксперимента и практически осваивают  элементы научного исследования.

          Предлагаемая автором статьи технология проведения общешкольного «Экологического марафона» очень проста, а потому эффективна как в отношении массовой организации школьников в плане постановки и проведения научного эксперимента, так и в отношении его результативности (чёткость исследовательской программы, простота проведения и анализа теста).

          Выглядит это следующим образом. В школе объявляется неделя «Экологического марафона». Во всех классах организуются экологические исследовательские группы (от 3 до 6 человек). На следующий день проводится инструктаж, раздаются технологические карты проведения экспериментов. В течение третьего дня идёт активная подготовительная работа в группах. В течение четвёртого, пятого и шестого дней экологические группы проводят исследования, обрабатывают результаты. На седьмой день группы сдают свои научные отчёты и разработанные рекомендации в научный совет марафона. Члены научного совета отбирают наиболее интересные материалы для проведения заключительной научной конференции по экологии школы. Восьмой и девятый день – подготовка выступлений и выступающих, создание мультимедийных презентаций.  Девятый день – проведение научной конференции по вопросам экологии школы. Десятый день – подведение общих итогов марафона, экскурсии, встречи с представителями экологических организаций города, медицинскими работниками, встреча научного совета марафона с представителями администрации школы, обсуждение выявленных проблем и способов их решения.

           Таким образом, данный марафон можно проводить в рамках экологической или биологической декады по плану работы школы.

           В нашей школе №6 г.Надыма мы неоднократно проводили такой марафон. И хочется отметить, что предложенная ученикам исследовательская работа всегда вызывала у них живой интерес и особо высокую коммуникативную и активность.

Цели экологического марафона.

  1. Изучить экологическую обстановку в школе и прилегающей территории, выяснить влияние школьных  и внешних экологических факторов на состояние учащихся.
  2. По итогам работы внести рекомендации по улучшению экологического состояния школы.    
  3. Вовлечь в исследовательскую деятельность всех без исключения школьников.  



Предварительный просмотр:

                   

Сорокин Юрий Павлович

Учитель биологии и ОБЖ, Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надым, ЯНАО

 

Общешкольный исследовательский проект «Экологический марафон»

(методические материалы по организации массовой исследовательской работы обучающихся  в области изучения экологической обстановки

в школе и на прилегающей территории)

Тезисы

          Речь идёт об организации и проведении общешкольного «экологического марафона» - системе мероприятий, направленных на изучение экологической обстановки в школе. Такое изучение построено на основе подготовки, проведения и анализа простейших и понятных всем школьникам  экологических экспресс-исследований.

         Преимущество такой формы исследовательской работы позволяет охватить всех школьников (с 1 по 11 класс), привлечь к активной экологической работе всех классных руководителей и родителей учеников младших классов. Таким образом, не только отдельные ученики (члены школьного научного общества), а все обучающиеся знакомятся с теорией научного эксперимента и практически осваивают  элементы научного исследования.

          Предлагаемая автором статьи технология проведения общешкольного «Экологического марафона» очень проста, а потому эффективна как в отношении массовой организации школьников в плане постановки и проведения научного эксперимента, так и в отношении его результативности (чёткость исследовательской программы, простота проведения и анализа теста).

            Работа проходит в три этапа. Задача первого этапа заключается в создании экологических групп школьников во всех классах школы, в разработке методики исследований и её изучении исследовательскими группами. Второй этап  заключается в проведении самих исследований. Третий этап – анализ результатов, подведение итогов, составление рекомендаций по вопросам улучшения экологического состояния школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-ученический проект «Экологический марафон»

Ученики МБОУ СОШ № 15 ведут внеурочную проектную деятельность экологической направленности. Результатами их работы является этот проект. В проекте «Экологический марафон» описаны выявленные и исследов...

Общешкольный экологический марафон"Авиафауна г.Луги"

Цель: привлечь внимание школьников к вопросу охраны и привлечения  птиц в г.Луга...

Проект "Экологический марафон"

Экологический марафон проводится на природе.Программам марафона:- построение команд, приветствие;- игра по станциям;акция "Чистая роща";- творческий отчёт команд о работе по экологическтому направлени...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - пе...